УДК 339.924
Интеграция - механизм обеспечения устойчивости
в АТР
Марина ШОЛКОВА
Вызовы в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Существуют различные точки зрения на состав Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
С. Б. Линдер и П. М. Эванс, например, считают, что АТР включает страны Юго-Восточной (ЮВА) и Северо-Восточной Азии (СВА), крупные островные государства Океании, Австралию, Новую Зеландию, США, Канаду и Россию.
По мнению М. Бортвика и Р. А. Маннинга, латиноамериканские государства также входят в данный регион.
М. С. Горбачёв и И. И. Коваленко включают в состав АТР страны Южной Азии, но исключают Латинскую Америку.
Детальный анализ привёли Дж. С. Идс и М. Дж. М. Купер в статье «Введение. Азиатско-Ти-
хоокеанский мир: обобщённые сведения и повестка дня» [1] и О. А. Арин в книге «Азиатско-Тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность» [2].
Споры о границах региона связаны с несоответствием принятых географических рамок АТР как региона Тихоокеанского бассейна и существующих экономических и политических связей между странами.
В данном случае за основу взято определение профессора МГИМО В. М. Кулагина: «В Азиатско-Тихоокеанский регион обычно включают пространство с Пакистаном на западе и островными государствами Океании
ШОЛКОВА Марина Алексеевна - аспирант Дипломатической академии МИД России, третий секретарь МИД России. E-mail: sholkova.m.a@gmail.com
Ключевые слова: АТР, безопасность, интеграция в АТР, АСЕАН, Восточноазиатский саммит, АТЭС, США, Китай, Япония, Россия, Индия.
1 Eades J. S., Cooper M. J. M. Introduction. The Asia Pacific World: A Summary and an Agenda // Asia Pacific World. Spring. 2010. № 1.
2 Арин О. А. Азиатско-Тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность. М.: Флинта, Наука, 1997.
на востоке. На севере регион охватывает российский Дальний Восток, а на юге он простирается до Новой Зеландии» [3]. Указанные рамки позволяют включить страны, расположенные на берегах Тихого океана, а также государства Южной Азии, имеющие устойчивые экономические и политические связи со странами ЮВА.
Страны АТР формируют 60% мирового ВВП (48 трлн долл.), 47% ми-
ровой торговли (21,8 трлн долл.), 38% населения (2,9 млрд чел.)*. Как показано на рис. 1, темп роста ВВП региона превышает аналогичные показатели США, Евросоюза и всего мира, что свидетельствует о его динамичном развитии и преобразовании в важнейший мировой центр [4].
АТР объединяет весьма разнородные страны. Во-первых, они отличаются по уровню развития экономики,
3 Tow W. Setting the Context // Security Politics in the Asia-Pacific. Cambridge: Cambridge University Press, 2009.
4 World Economic Outlook, 2019 // URL: https://www.imf.org/external/datamapper/ NGDP_ RPCH@WEO/WEOWORLD/EU/AS5/APQ/USA?year=2019
* Приведены данные Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества за 2017 г., рассчитанные по показателям официального сайта АТЭС и Мирового банка (http://statistics. apec.org/index.php/key_indicator/kid_result_flash/66; https://data.worldbank.org/indicator).
что особенно очевидно при сравнении стран региона по таким ключевым показателям, как ВВП, ВВП на душу населения и темп прироста ВВП.
Так, например, высокий уровень благосостояния у Австралии и Сингапура, низкий - у Бангладеш, Восточного Тимора и Мьянмы (рис. 2).
Во-вторых, установлению стабильности в регионе препятствуют различия в социально-культурной сфере. В полной мере это проявляется в отсутствии регионального единства в обеспечении социальной безопасности, поскольку такие общие и понятные ценности, как мир, стабильность, процветание, демократия, свобода, воспринимаются по-разному. Как заметил в своём докладе депутат парламента Камбоджи Сон Чхэй, «эти нормы и ценности трудно идентифицировать даже в рамках АСЕАН, что уж говорить о более крупных региональных структурах» [5, с. 180]. Тем не менее существует точка зрения, что культурные и религиозные особенности стран региона имеют общую направленность -«азиатский подход», что, по словам профессора Института Дальнего Востока РАН Ю. Сяотуна [6], выражается в соблюдении странами АТР принципов суверенитета и невмешательства во внутренние дела. Это объясняет их склонность к двустороннему разрешению споров и конфликтов, что привело к формированию в АТР слабых по сравнению с Европейским союзом институтов интеграции, в рамках которых принятие решений осложнено.
В-третьих, страны АТР имеют различия в политических моделях -
от коммунистических и военных диктатур, например как в Китае и Таиланде, до парламентских и президентских демократий, как в Японии и Новой Зеландии.
Анализ международной обстановки в АТР свидетельствует о наличии следующих вызовов обеспечения безопасности в регионе, связанных с его специфическими особенностями.
1. Экономическая и политическая, социокультурная и религиозная разнородность стран АТР, не говоря о географической удаленности стран друг от друга, ограничивает интенсивность их взаимодействия и осложняет принятие решений.
2. Пересечение интересов таких великих держав, как США, Россия, Китай, Япония, Индия, которые с трудом могут прийти к компромиссу и пренебречь собственными интересами ради обеспечения региональной и международной безопасности, делает практически невозможным осуществление переговоров с ненулевой суммой.
3. Невероятный экономический успех Китая, быстроразвивающаяся Индия с её 1,3-миллионным населением, современная изоляционистская политика США в условиях формирующегося мультиполярного мирового порядка «наводят ужас» на страны АТР.
4. АТР характеризуется низким уровнем политической стабильности, что, в свою очередь, способствует распространению принципов школы «реальной политики», таких как акцент на силу, индивидуальную защиту национальных интересов. Отсюда закономерна гонка вооружений в
5 Международная конференция «Азиатско-Тихоокеанский регион - сообщество XXI века» // Россия и АТР. 2010. № 1.
6 Сяотун Ю. Китайская Стратегия национальной безопасности в АТР // Проблемы Дальнего Востока. 2007. № 3. С. 44.
АТР. Затраты на вооружение по странам даны на рис. 3; на рис. 4 показано, что за последние 20 лет значительно возросла доля стран региона в общем объёме затрат на вооружение. Так, доля стран Восточной Азии возросла с 89,78 млрд долл. в 1990 г. до 336,29 млрд долл. в 2018 г.**
5. Очагами напряжённости в АТР являются конфликтные отношения между Северной Кореей и Южной Кореей, Индией и Пакистаном, Китаем и Японией, Индией и Китаем, а также неразрешённые территориальные споры (Парасельские о-ва и Спратли; о-ва Лианкур, называемые в Японии Такэсима, а в Республике Корея - Ток-то; о-ва Сенкаку, называемые в КНР
Дяоюйдао; Южные Курилы - так называемые в Японии «Северные территории».
6. Озабоченность вызывает северокорейская ядерная программа, распространение ядерного оружия и других видов ОМУ.
7. Социально-экономическую устойчивость региона подрывают «новые нетрадиционные» угрозы, такие как пиратство, терроризм, экологические катастрофы, эпидемии и т. п.
Итак, АТР считается самым большим регионом мира с нечётко определёнными границами. Он состоит из стран, кооперация и сотрудничество между которыми, с одной стороны, осложнены огромным количеством
* Построено автором по данным Мирового банка (https://data.worldbank.org/indicator/ NY.GDP.PCAP.CD?view).
** Рассчитано по данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ) (https://www.sipri.org/databases/milex).
Рис. 3. Расходы на вооружение по странам
вышеупомянутых вызовов, а с дру- появлению здесь большого числа ингой - наличие проблем обеспечения теграционных группировок и органи-безопасности, наоборот, способствует заций, нацеленных на борьбу с ними.
Развитие торговой либерализации и интеграции
в АТР
Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе привели к формированию и укреплению на его территории огромного числа многосторонних политических и экономических объединений, нацеленных на либерализацию торговли, устранение вы-
зовов и угроз обеспечения безопасности и развитие межцивилизационного диалога. Как показано на рис. 5, большинство стран региона являются участниками более двух организаций. Рассмотрим подробнее развитие торговой либерализации и интеграции в АТР**.
* Построено автором по данным СИПРИ (https://www.siprl.org/databases/milex).
** ЭСКАТО - Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана. АСЕАН - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. ФТО - Форум Тихоокеанских островов.
СААРК - Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии.
АТЭС - Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.
АРФ - Региональный форум АСЕАН по безопасности.
ШОС - Шанхайская организация сотрудничества.
СВМДА - Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии.
ДСА - Диалог по сотрудничеству в Азии.
БРИКС - группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика. 8/2020 ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-ОВВЕКУЕК 49
Рис. 4. Расходы на вооружение по регионам, млрд долл.*
В работе «Особенности интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе» [7] выделено пять этапов торговой либерализации в АТР, каждый из которых длится
около 10 лет. В основе первого (19601967 гг.) и второго (1968-1977 гг.) этапов была концепция, выдвинутая японским аналитиком К. Кодзимой [8] о создании Тихоокеанской зоны
7 Костюнина Г.М. Особенности интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып.12 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; отв. ред. В. И. Герасимов. М., 2017. Ч. 1. С. 300-305.
8 Kodjima K. Pacific Economic Community and Asian Development Countries. Tokyo, 1966.
* Построено автором по данным СИПРИ (https://www.siprl.org/databases/milex).
Рис. 5. Основные международные организации и интеграционные группировки в АТР*
свободной торговли (Pacific Free Trade Area) в составе США, Канады, Японии, Австралии и Новой Зеландии, а также Тихоокеанской организации по торговле и развитию (Organization on Pacific Trade and Development) по аналогии с ЮНКТАД. Данные идеи воплотились в формировании в 1968 г. двух неправительственных организаций - Тихоокеанского форума по торговле и развитию, объединившего учёных стран региона, и Экономического совета Тихоокеанского бассейна, включившего в себя более 1000 компаний из 17 стран АТР.
Вместе с тем институционализа-ция экономического сотрудничества в АТР началась в 1947 г. с создания Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана
(ЭСКАТО)**, имеющей целью стимулирование послевоенного развития экономик стран-участниц. Сегодня основной задачей ЭСКАТО является содействие устойчивому развитию, макроэкономической политике, торговле и инвестициям, а также субрегиональной деятельности 53 государств-членов и 9 ассоциативных членов [9].
На основании вышеизложенного можно предложить следующий вариант периодизации торговой либерализации в регионе.
Первый этап - с 1947 по 1966 г.
Второй этап (1967-1985 гг.) характеризуется не только образованием первых региональных неправительственных организаций, но и активизацией субрегиональной
9 About ESCAP // URL: https://www.unescap.org/about
* Построено автором по данным СИПРИ (https://www.siprl.org/databases/milex).
** Первоначальное название организации - Экономическая комиссия для Азии и Дальнего Востока (ЭКАДВ), переименована в 1947 г.
интеграции. На территории Азиатско-Тихоокеанского региона образовываются: Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН, 1967 г.), Форум тихоокеанских островов* (ФТО, 1971 г.) и Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК, 1985 г.).
Кроме того, в 1980 г. по предложению Японии создаётся Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (Pacific Economic Cooperation Council) с участием представителей правительственных, предпринимательских и научных кругов. Через три года вступает в силу Соглашение о зоне свободной торговли между Австралией и Новой Зеландией (Australia - New Zealand Closer Economic Relations).
В течение третьего этапа (1986-1999 гг.) создаются два общерегиональных объединения: Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС, 1989 г.), в рамках которого планировалось создать зону свободной торговли и движения капитала к 2010 г. для развитых стран и к 2020 г. для развивающихся стран**, и Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ, 1994 г.), цель которого -стимулирование конструктивных диалогов и консультаций по вопросам политики и безопасности, а также создание доверительных отноше-
ний и превентивной дипломатии в АТР. В этот период значительно возросло число зон свободной торговли в регионе (рис. 6). В частности, в 1992 г. была создана зона свободной торговли АСЕАН в составе Брунея, Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда.
Четвёртый этап торговой либерализации (2000-2014 гг.) ознаменовался развитием субрегиональных и региональных процессов. В 2001 г. была образована ШОС, в 2002 г.- Совещание по мерам доверия в Азии (СВМДА) и Диалог по сотрудничеству в Азии (ДСА), который был призван стать общей площадкой для различных азиатских региональных форумов и ведущей структурой социально-экономического взаимодействия в АТР.
В 2005 г. был сформирован Вос-точноазиатский саммит в формате АСЕАН + 6 (Китай, Республика Корея, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Индия), в 2011 г. к саммиту присоединились Россия и США.
В 2006 г. по инициативе Японии был создан Институт экономических исследований АСЕАН и Восточной Азии (Economic Research Institute for ASEAN and East Asia), в 2009 г.- зона свободной торговли в формате АСЕАН + 3*** (Китай, Республика Корея, Япония) и Всеобъемлющее экономическое партнёр-
* Первоначальное название организации - Южнотихоокеанский форум, переименована в 1999 г.
** В период с 2014 по 2017 г. средний размер тарифов в странах АТЭС сократился с 5,6% до 5,3%, время на поставку экспортных товаров сократилось на 16%, импортных - на 15,5%, стоимость экспорта сократилась на 8%, импорта - на 9%. В 2017 г. было подписано и введено в действие 66 и 63 соглашения о свободной торговле между экономиками АТЭС соответственно, при том что с участием экономик АТЭС всего в 2017 г. подписано 175 и введено 164 соглашения. Подробнее по этому вопросу см.: APEC's Bogor Goals Progress Report // URL: https://www. apec.org/Publications/2018/11/APEC-Bogor-Goals-Progress-Report.
*** АСЕАН + 3 как формат сотрудничества начал существовать с 1997 г.
ство Восточной Азии (ВЭПВА -Comprehensive Economic Partnership for East Asia) в составе АСЕАН + 6.
В 2012 г. появилось ещё одно объединение - Региональное всеобъемлющее экономическое партнёрство (РВЭП - Regional Comprehensive Economic Partnership) в формате АСЕАН + 6, которое вскоре заменило ВЭПВА.
Во время пятого этапа (с 2015 г. по настоящее время) были образованы три сообщества АСЕАН: по политике и безопасности, экономическое и социально-культурное (2015 г.). В 2016 г. подписано Соглашение о создании Транстихоокеанского партнёрства (ТТП) в составе 12 стран, целью которого является снижение тарифных барьеров и урегулирование внутренних правил в сфере трудового права, интеллектуальной соб-
ственности и экологии. В январе 2017 г. США вышли из соглашения ТТП. В ноябре 2019 г. Индия вышла из состава РВЭП.
В целом современный этап характеризуется активизацией процессов на двустороннем, субрегиональном и региональном уровнях. Индикаторами успешной торговой либерализации между странами является рост товарооборота между ними и снижение импортных пошлин. На рис. 7 показаны результаты сравнения между странами - участницами ВРЭП, АТЭС и ТТП по этим двум показателям. Из рис. 7 следует, что средневзвешенная импортная пошлина стран ТТП характеризуется более низкими значениями по сравнению с другими форматами сотрудничества, что, вероятно, объясняется завершением к 2014 г. переговоров по созданию зоны свобод-
* Построено автором. 8/2020
Рис. 7. Средневзвешенная импортная пошлина и внутренняя торговля в рамках ТТП,
ВРЭП и АТЭС [10]
ной торговли на территории партнёрства, главной целью которых было снижение тарифных мер и смягчение нетарифных ограничений*. Более высокие значения товарооборота у АТЭС, поскольку данный форум одновременно включает США и КНР [ 10].
Вместе с тем обозначилась крайне опасная тенденция по фрагментации АТР на два блока - проамериканского и прокитайского. Подобное разделение стран региона и усиление конфронтации между ними может привести к третьей мировой войне. Именно по этой причине важным яв-
ляется продвижение сотрудничества между всеми странами АТР, что не раз подчёркивалось министром иностранных дел России С. В. Лавровым, в том числе на Российско-вьетнамской конференции Международного дискуссионного клуба «Валдай» в г. Хошимине (25 февраля 2019 г.).
Анализ эффективности деятельности интеграционных группировок показывает, что наиболее результативными являются АСЕАН, АРФ, АТЭС, ЭСКАТО и Восточноазиатский саммит. Некоторые основные достижения данных организаций указаны в табл.
10 Изотов Д. А. Торговая интеграция в АТР: структурные особенности и динамические проявления // Известия ДВФУ. Экономика и управление. 2016. № 3. С. 94.
* Первоначальный формат ТТП был заключен между Новой Зеландией, Сингапуром, Чили и Брунеем. В 2008 г. США инициировали переговоры по расширению ТТП.
Среди экономических мер следует упомянуть соглашения АСЕАН о преференциальных тарифах и всеобъемлющем инвестировании. В области политики и безопасности особенно важными являются Договор о зоне, свободной от ядерного оружия в Юго-Восточной Азии и Конвенция АСЕАН по противодействию терроризму.
В социально-культурной сфере и сфере защиты окружающей среды следует отметить Региональную стратегию ЭСКАТО по экологически безопасному и устойчивому развитию, а также создание Межправительственной комиссии АСЕАН по правам человека.
Другим важным результатом является формирование уникальной
Таблица
Некоторые результаты деятельности интеграционных группировок в АТР
Экономическое сотрудничество Сотрудничество в сфере политики и безопасности Социально-культурное сотрудничество и сотрудничество в сфере окружающей среды
Соглашение АСЕАН о преференциальных тарифах, 1977 г. Декларация о зоне мира, безопасности и нейтралитета, 1971 г. Региональная стратегия ЭСКАТО по экологически безопасному и устойчивому развитию, 1991 г.
Зона свободной торговли АСЕАН, 1992 г. АРФ как место проведения многостороннего и двустороннего диалога по безопасности и оборонной политике, 1994 г. Создание Межправительственной комиссии АСЕАН по правам человека, 2009 г.
Соглашение АСЕАН о всеобъемлющем инвестировании, 2012 г. Договор о зоне, свободной от ядерного оружия в Юго-Восточной Азии, 1995 г. Декларация АСЕАН по правам человека, 2012 г.
Экономическое сообщество АСЕАН, 2015 г. Декларация поведения сторон в Южно-Китайском море, 2002 г. Рабочий план АСЕАН по защите местного населения от незаконного оборота наркотиков в 2016-2025 гг.
Конвенция АСЕАН по противодействию терроризму, 2007 г.
Создание сообщества по политике и безопасности АСЕАН, 2015 г.
Заявления лидеров стран -участниц ВАС по борьбе с террористической идеологией, 2017 г. и по противодействию угрозе иностранных террористов-боевиков, 2018 г.
Межсессионные встречи АРФ по противодействию терроризму и транснациональной преступности
взаимозависимой архитектуры безопасности на пространстве АТР, когда страны связаны огромным числом двусторонних и многосторонних контактов, что препятствует эскалации напряжённости между ними (рис. 8).
Тем не менее, несмотря на то что существующая сеть интеграционных группировок и организаций посадила за стол переговоров всех ключевых игроков АТР, она имеет ряд внутренних и внешних ограничений, препятствующих дальнейшему развитию интеграции и борьбе с угрозами обеспечения безопасности. Так, большинство организаций представляют собой консультационные площадки, их деятельность ограничивается установлением межцивилизационного диалога и подписанием рамочных деклараций, не представляющих практической ценности. Кроме того, цели и задачи многих интеграционных группировок совпадают. Поскольку государства АТР явля-
ются участниками нескольких объединений, это усложняет выполнение ими своих функций. Другими внутренними факторами является отсутствие вовлечённости населения в работе организаций, а также ограниченность финансирования. Среди внешних факторов можно отметить возрастающую напряжённость в отношениях между Вашингтоном и Пекином, в том числе попытки создания противоборствующих блоков, а также изоляционизм США и вакуум силы в АТР.
Проведённый анализ показывает, что основной тенденцией развития АТР является стремление стран к разрядке напряжённости посредством диалога и сотрудничества в рамках различных объединений. Всё сильнее осознаётся потребность в разработке какой-то общей концепции безопасности и сотрудничества в регионе, которая отвечала бы национальным интересам всех стран АТР.
Архитектура региональной интеграции и обеспечения социально-экономической устойчивости в АТР
В настоящее время в АТР всё шире распространяется понимание необходимости создания совместными усилиями какого-то нового регионального порядка и осуществляется поиск структуры безопасности, формируемой на базе многостороннего диалога. Весь спектр мнений представителей стран региона по архитектуре региональной интеграции и обеспечения социально-экономической устойчивости можно разделить на три направления.
Представители первого направления считают нереальным и даже невозможным создание в АТР аналога Европейского союза или Организа-
ции по безопасности и сотрудничеству в Европе. В силу географических особенностей региона и его разнородности по различным параметрам такой вариант развития интеграции весьма маловероятен. У интеграционных группировок Азии и Тихого океана слабые институты, решения которых имеют необязательный и добровольный характер.
Представители второго направления полагают, что в АТР возможно создание (или развитие уже имеющейся) интеграционной группировки, включающей основных акторов региона, в качестве лидирующей. Бывший премьер-министр Японии
Рис. 8. Напряжённые отношения и взаимосвязи между ключевыми странами АТР*
Юкио Хатояма, например, на Международной конференции «Азиатско-Тихоокеанский регион - сообщество XXI века», проходившей в Сиднее в декабре 2009 г., выдвинул идею о создании Восточноазиатского сообщества - «общеазиатского дома» [5, с. 177-182]). Частично эта идея воплотилась с появлением Восточноа-зиатского саммита в формате АСЕАН + 8. При этом Ю. Хатояма [11] считает, что в первую очередь необходимо добиться региональной валютной интеграции, которая, по его мнению, является продолжением стремительного экономического роста Японии и стран НИС. Он уверен, что Япония станет мостом между странами Азии, сумев преодолеть своё историческое прошлое, из-за которого она раньше не решалась играть активную роль в АТР.
Наконец, третья точка зрения состоит в том, что сначала необходимо развивать интеграцию и способствовать установлению устойчивой обстановки в рамках отдельных субрегионов: в Юго-Восточной, Северо-Восточной и Южной Азии, на юге Тихого океана. Затем, развивая диалоги в масштабах всего АТР, постепенно продвигаться к формированию многополюсной региональной архитектуры безопасности.
В качестве структуры, способствующей интеграции различных азиатских субрегиональных организаций между собой, было создано объединение «Диалог по сотрудничеству в Азии» (ДСА), который призван стать «площадкой для переговоров всех азиатских стран, неким азиатским сообществом без дублирования уже существующих организаций АТР
11 Выступление премьер-министра Японии Ю. Хатоямы на общих прениях 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 24 сентября 2009 г., Нью-Йорк // URL: https:// www.kantei.go.jp/ jp/hatoyama/statement/200909/ehat_0924c.html * Построено автором.
или создания военно-политического блока» [12]. На практике же ДСА представляет собой ещё одно объединение, члены которого встречаются ежегодно в формате министерских встреч.
Другим вариантом синергии интеграционных форматов является предложение президента России В. В. Путина, озвученное на пленарном заседании проходившего в июне 2016 г. Петербургского международного экономического форума, о создании
Большого Евразийского партнёрства через сопряжение национальных стратегий развития государств Евразии и сложение потенциалов таких объединений и концепций, как ЕврАзЭС, «Один пояс - один путь», шОс, АСЕАН. Проект открыт для всех других заинтересованных государств и организаций, в том числе европейских стран для создания сбалансированного, гармоничного, всеобъемлющего пространства сотрудничества от Атлантики до Тихого океана.
В результате рассмотрения всех предлагаемых структур коллективной безопасности, учитывая особенности Азиатско-Тихоокеанского региона, можно сделать вывод, что наиболее вероятная с практической точки зрения структура та, в которой безопасность региона в целом будет опираться на партнёрскую сеть многосторонних организаций и диалоговых форумов. В неё входили бы АСЕАН, СААРК, АРФ, АТЭС, ШОС, форум БРИКС, СВМДА, ДСА, ФТО и др. Вос-точноазиатский саммит согласно данной модели был бы главной платформой стратегического диалога по ключевым вопросам регионального порядка в АТР и концептуальным, координирующим центром, налаживающим партнёрские связи между организациями, уточняющими их специализации.
Библиография • References
Арин О. А. Азиатско-Тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность. М.: Флинта, Наука, 1997.- 435 с.
[Arin O. A. Aziatsko-Tihookeanskij region: mify, illyuzii i real'nost'. M.: Flinta, Nauka, 1997.- 435 s.]
Выступление премьер-министра Японии Ю. Хатоямы на общих прениях 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 24 сентября 2009 г., Нью-Йорк // URL: https:// www.kantei.go.jp/jp/hatoyama/statement/200909/ ehat_0924c.html
[Vystuplenie prem'er-ministra YAponii YU. Hatoyamy na obshchih preniyah 64-j sessii General'noj Assamblei OON. 24 sentyabrya 2009 g., N'yu-Jork // URL: https:// www.kantei.go.jp/jp/hatoyama/statement/200909/ ehat_0924c.html]
Изотов Д. А. Торговая интеграция в АТР: структурные особенности и динамические проявления // Известия ДВФУ. Экономика и управление. 2016. № 3. С. 86-99.
[Izotov D. A. Torgovaya integraciya v ATR: strukturnye osobennosti i dinamicheskie proyavleniya // Izvestiya DVFU. Ekonomika i upravlenie. 2016. № 3. S. 86-99]
Костюнина Г. М. Особенности интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 12 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; отв. ред. В. И. Герасимов. М., 2017. Ч. 1. С. 300-305.
12 About ACD // URL: https://www.acd-dialogue.org/about-acd.html
[.Kostyunina G. M. Osobennosti integracionnyh processov v Aziatsko-Tihookeanskom regione // Rossiya: tendencii i perspektivy razvitiya. Ezhegodnik. Vyp. 12 / RAN. INION. Otd. nauch. sotrudnichestva; otv. red. V. I. Gerasimov. M., 2017. CH. 1. S. 300-305]
Международная конференция «Азиатско-Тихоокеанский регион - сообщество
XXI века» // Россия и АТР. 2010. № 1. С. 119-185. [Mezhdunarodnaya konferenciya «Aziatsko-Tihookeanskij region - soobshchestvo XXI
veka» // Rossiya i ATR. 2010. № 1. S. 119-185] Сяотун Ю. Китайская Стратегия национальной безопасности в АТР // Проблемы
Дальнего Востока. 2007. № 3. С. 41-46. [Syaotun YU. Kitajskaya Strategiya nacional'noj bezopasnosti v ATR // Problemy
Dal'nego Vostoka. 2007. № 3. S. 41-46] About ACD // URL: https://www.acd-dialogue.org/about-acd.html About ESCAP // URL: https://www.unescap.org/about
APEC's Bogor Goals Progress Report // URL: https://www.apec.org/
Publications/2018/11/APEC-Bogor-Goals-Progress-Report Eades J. S., Cooper M. J. M. Introduction. The Asia Pacific World: A Summary and an
Agenda // Asia Pacific World. Spring. 2010. № 1. P. 1-22. Kodjima K. Pacific Economic Community and Asian Development Countries. Tokyo, 1966. SIPRI databases // URL: https://www.sipri.org/databases/milex StatsAPEC // URL: http://statistics.apec.org/index.php/key_indicator/kid_result_ flash/66
Tow W. Setting the Context // Security Politics in the Asia-Pacific. Cambridge:
Cambridge University Press, 2009. P. 1-28. World Bank Open Data // URL: https://data.worldbank.org/indicator World Economic Outlook, 2019 // URL: https://www.imf.org/external/datamapper/
NGDP_RPCH@WEO/WEOWORLD/EU/AS5/APQ/USA?year=2019 http://statistics.apec.org/index.php/key_indicator/kid_result_flash/66 https://data.worldbank.org/indicator
https://data.worldbank.org/indicator/ NY.GDP.PCAP.CD?view https://www.sipri.org/databases/milex
Статья поступила в редакцию 7 апреля 2020 г.