Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ - МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ В АТР'

ИНТЕГРАЦИЯ - МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ В АТР Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
264
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТР / БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ В АТР / АСЕАН / ВОСТОЧНОАЗИАТСКИЙ САММИТ / АТЭС / США / КИТАЙ / ЯПОНИЯ / РОССИЯ / ИНДИЯ / APR / SECURITY / INTEGRATION IN THE APR / ASEAN / EAST ASIAN SUMMIT / APEC / USA / CHINA / JAPAN / RUSSIA / INDIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шолкова Марина Алексеевна

Статья посвящена анализу интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Автор выявляет особенности региона и раскрывает вызовы обеспечения безопасности, определяя её более приоритетный вариант

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION AS A TOOL OF ENSURING SUSTAINABILITY IN THE APR

The article is devoted to the analysis of integration processes in the Asia Pacific region. The author reveals the features of the region and determines the challenges of ensuring security highlighting its more predominant option

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ - МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ В АТР»

УДК 339.924

Интеграция - механизм обеспечения устойчивости

в АТР

Марина ШОЛКОВА

Вызовы в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Существуют различные точки зрения на состав Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

С. Б. Линдер и П. М. Эванс, например, считают, что АТР включает страны Юго-Восточной (ЮВА) и Северо-Восточной Азии (СВА), крупные островные государства Океании, Австралию, Новую Зеландию, США, Канаду и Россию.

По мнению М. Бортвика и Р. А. Маннинга, латиноамериканские государства также входят в данный регион.

М. С. Горбачёв и И. И. Коваленко включают в состав АТР страны Южной Азии, но исключают Латинскую Америку.

Детальный анализ привёли Дж. С. Идс и М. Дж. М. Купер в статье «Введение. Азиатско-Ти-

хоокеанский мир: обобщённые сведения и повестка дня» [1] и О. А. Арин в книге «Азиатско-Тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность» [2].

Споры о границах региона связаны с несоответствием принятых географических рамок АТР как региона Тихоокеанского бассейна и существующих экономических и политических связей между странами.

В данном случае за основу взято определение профессора МГИМО В. М. Кулагина: «В Азиатско-Тихоокеанский регион обычно включают пространство с Пакистаном на западе и островными государствами Океании

ШОЛКОВА Марина Алексеевна - аспирант Дипломатической академии МИД России, третий секретарь МИД России. E-mail: sholkova.m.a@gmail.com

Ключевые слова: АТР, безопасность, интеграция в АТР, АСЕАН, Восточноазиатский саммит, АТЭС, США, Китай, Япония, Россия, Индия.

1 Eades J. S., Cooper M. J. M. Introduction. The Asia Pacific World: A Summary and an Agenda // Asia Pacific World. Spring. 2010. № 1.

2 Арин О. А. Азиатско-Тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность. М.: Флинта, Наука, 1997.

на востоке. На севере регион охватывает российский Дальний Восток, а на юге он простирается до Новой Зеландии» [3]. Указанные рамки позволяют включить страны, расположенные на берегах Тихого океана, а также государства Южной Азии, имеющие устойчивые экономические и политические связи со странами ЮВА.

Страны АТР формируют 60% мирового ВВП (48 трлн долл.), 47% ми-

ровой торговли (21,8 трлн долл.), 38% населения (2,9 млрд чел.)*. Как показано на рис. 1, темп роста ВВП региона превышает аналогичные показатели США, Евросоюза и всего мира, что свидетельствует о его динамичном развитии и преобразовании в важнейший мировой центр [4].

АТР объединяет весьма разнородные страны. Во-первых, они отличаются по уровню развития экономики,

3 Tow W. Setting the Context // Security Politics in the Asia-Pacific. Cambridge: Cambridge University Press, 2009.

4 World Economic Outlook, 2019 // URL: https://www.imf.org/external/datamapper/ NGDP_ RPCH@WEO/WEOWORLD/EU/AS5/APQ/USA?year=2019

* Приведены данные Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества за 2017 г., рассчитанные по показателям официального сайта АТЭС и Мирового банка (http://statistics. apec.org/index.php/key_indicator/kid_result_flash/66; https://data.worldbank.org/indicator).

что особенно очевидно при сравнении стран региона по таким ключевым показателям, как ВВП, ВВП на душу населения и темп прироста ВВП.

Так, например, высокий уровень благосостояния у Австралии и Сингапура, низкий - у Бангладеш, Восточного Тимора и Мьянмы (рис. 2).

Во-вторых, установлению стабильности в регионе препятствуют различия в социально-культурной сфере. В полной мере это проявляется в отсутствии регионального единства в обеспечении социальной безопасности, поскольку такие общие и понятные ценности, как мир, стабильность, процветание, демократия, свобода, воспринимаются по-разному. Как заметил в своём докладе депутат парламента Камбоджи Сон Чхэй, «эти нормы и ценности трудно идентифицировать даже в рамках АСЕАН, что уж говорить о более крупных региональных структурах» [5, с. 180]. Тем не менее существует точка зрения, что культурные и религиозные особенности стран региона имеют общую направленность -«азиатский подход», что, по словам профессора Института Дальнего Востока РАН Ю. Сяотуна [6], выражается в соблюдении странами АТР принципов суверенитета и невмешательства во внутренние дела. Это объясняет их склонность к двустороннему разрешению споров и конфликтов, что привело к формированию в АТР слабых по сравнению с Европейским союзом институтов интеграции, в рамках которых принятие решений осложнено.

В-третьих, страны АТР имеют различия в политических моделях -

от коммунистических и военных диктатур, например как в Китае и Таиланде, до парламентских и президентских демократий, как в Японии и Новой Зеландии.

Анализ международной обстановки в АТР свидетельствует о наличии следующих вызовов обеспечения безопасности в регионе, связанных с его специфическими особенностями.

1. Экономическая и политическая, социокультурная и религиозная разнородность стран АТР, не говоря о географической удаленности стран друг от друга, ограничивает интенсивность их взаимодействия и осложняет принятие решений.

2. Пересечение интересов таких великих держав, как США, Россия, Китай, Япония, Индия, которые с трудом могут прийти к компромиссу и пренебречь собственными интересами ради обеспечения региональной и международной безопасности, делает практически невозможным осуществление переговоров с ненулевой суммой.

3. Невероятный экономический успех Китая, быстроразвивающаяся Индия с её 1,3-миллионным населением, современная изоляционистская политика США в условиях формирующегося мультиполярного мирового порядка «наводят ужас» на страны АТР.

4. АТР характеризуется низким уровнем политической стабильности, что, в свою очередь, способствует распространению принципов школы «реальной политики», таких как акцент на силу, индивидуальную защиту национальных интересов. Отсюда закономерна гонка вооружений в

5 Международная конференция «Азиатско-Тихоокеанский регион - сообщество XXI века» // Россия и АТР. 2010. № 1.

6 Сяотун Ю. Китайская Стратегия национальной безопасности в АТР // Проблемы Дальнего Востока. 2007. № 3. С. 44.

АТР. Затраты на вооружение по странам даны на рис. 3; на рис. 4 показано, что за последние 20 лет значительно возросла доля стран региона в общем объёме затрат на вооружение. Так, доля стран Восточной Азии возросла с 89,78 млрд долл. в 1990 г. до 336,29 млрд долл. в 2018 г.**

5. Очагами напряжённости в АТР являются конфликтные отношения между Северной Кореей и Южной Кореей, Индией и Пакистаном, Китаем и Японией, Индией и Китаем, а также неразрешённые территориальные споры (Парасельские о-ва и Спратли; о-ва Лианкур, называемые в Японии Такэсима, а в Республике Корея - Ток-то; о-ва Сенкаку, называемые в КНР

Дяоюйдао; Южные Курилы - так называемые в Японии «Северные территории».

6. Озабоченность вызывает северокорейская ядерная программа, распространение ядерного оружия и других видов ОМУ.

7. Социально-экономическую устойчивость региона подрывают «новые нетрадиционные» угрозы, такие как пиратство, терроризм, экологические катастрофы, эпидемии и т. п.

Итак, АТР считается самым большим регионом мира с нечётко определёнными границами. Он состоит из стран, кооперация и сотрудничество между которыми, с одной стороны, осложнены огромным количеством

* Построено автором по данным Мирового банка (https://data.worldbank.org/indicator/ NY.GDP.PCAP.CD?view).

** Рассчитано по данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ) (https://www.sipri.org/databases/milex).

Рис. 3. Расходы на вооружение по странам

вышеупомянутых вызовов, а с дру- появлению здесь большого числа ингой - наличие проблем обеспечения теграционных группировок и органи-безопасности, наоборот, способствует заций, нацеленных на борьбу с ними.

Развитие торговой либерализации и интеграции

в АТР

Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе привели к формированию и укреплению на его территории огромного числа многосторонних политических и экономических объединений, нацеленных на либерализацию торговли, устранение вы-

зовов и угроз обеспечения безопасности и развитие межцивилизационного диалога. Как показано на рис. 5, большинство стран региона являются участниками более двух организаций. Рассмотрим подробнее развитие торговой либерализации и интеграции в АТР**.

* Построено автором по данным СИПРИ (https://www.siprl.org/databases/milex).

** ЭСКАТО - Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана. АСЕАН - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. ФТО - Форум Тихоокеанских островов.

СААРК - Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии.

АТЭС - Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.

АРФ - Региональный форум АСЕАН по безопасности.

ШОС - Шанхайская организация сотрудничества.

СВМДА - Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии.

ДСА - Диалог по сотрудничеству в Азии.

БРИКС - группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика. 8/2020 ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-ОВВЕКУЕК 49

Рис. 4. Расходы на вооружение по регионам, млрд долл.*

В работе «Особенности интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе» [7] выделено пять этапов торговой либерализации в АТР, каждый из которых длится

около 10 лет. В основе первого (19601967 гг.) и второго (1968-1977 гг.) этапов была концепция, выдвинутая японским аналитиком К. Кодзимой [8] о создании Тихоокеанской зоны

7 Костюнина Г.М. Особенности интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып.12 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; отв. ред. В. И. Герасимов. М., 2017. Ч. 1. С. 300-305.

8 Kodjima K. Pacific Economic Community and Asian Development Countries. Tokyo, 1966.

* Построено автором по данным СИПРИ (https://www.siprl.org/databases/milex).

Рис. 5. Основные международные организации и интеграционные группировки в АТР*

свободной торговли (Pacific Free Trade Area) в составе США, Канады, Японии, Австралии и Новой Зеландии, а также Тихоокеанской организации по торговле и развитию (Organization on Pacific Trade and Development) по аналогии с ЮНКТАД. Данные идеи воплотились в формировании в 1968 г. двух неправительственных организаций - Тихоокеанского форума по торговле и развитию, объединившего учёных стран региона, и Экономического совета Тихоокеанского бассейна, включившего в себя более 1000 компаний из 17 стран АТР.

Вместе с тем институционализа-ция экономического сотрудничества в АТР началась в 1947 г. с создания Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана

(ЭСКАТО)**, имеющей целью стимулирование послевоенного развития экономик стран-участниц. Сегодня основной задачей ЭСКАТО является содействие устойчивому развитию, макроэкономической политике, торговле и инвестициям, а также субрегиональной деятельности 53 государств-членов и 9 ассоциативных членов [9].

На основании вышеизложенного можно предложить следующий вариант периодизации торговой либерализации в регионе.

Первый этап - с 1947 по 1966 г.

Второй этап (1967-1985 гг.) характеризуется не только образованием первых региональных неправительственных организаций, но и активизацией субрегиональной

9 About ESCAP // URL: https://www.unescap.org/about

* Построено автором по данным СИПРИ (https://www.siprl.org/databases/milex).

** Первоначальное название организации - Экономическая комиссия для Азии и Дальнего Востока (ЭКАДВ), переименована в 1947 г.

интеграции. На территории Азиатско-Тихоокеанского региона образовываются: Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН, 1967 г.), Форум тихоокеанских островов* (ФТО, 1971 г.) и Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК, 1985 г.).

Кроме того, в 1980 г. по предложению Японии создаётся Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (Pacific Economic Cooperation Council) с участием представителей правительственных, предпринимательских и научных кругов. Через три года вступает в силу Соглашение о зоне свободной торговли между Австралией и Новой Зеландией (Australia - New Zealand Closer Economic Relations).

В течение третьего этапа (1986-1999 гг.) создаются два общерегиональных объединения: Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС, 1989 г.), в рамках которого планировалось создать зону свободной торговли и движения капитала к 2010 г. для развитых стран и к 2020 г. для развивающихся стран**, и Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ, 1994 г.), цель которого -стимулирование конструктивных диалогов и консультаций по вопросам политики и безопасности, а также создание доверительных отноше-

ний и превентивной дипломатии в АТР. В этот период значительно возросло число зон свободной торговли в регионе (рис. 6). В частности, в 1992 г. была создана зона свободной торговли АСЕАН в составе Брунея, Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда.

Четвёртый этап торговой либерализации (2000-2014 гг.) ознаменовался развитием субрегиональных и региональных процессов. В 2001 г. была образована ШОС, в 2002 г.- Совещание по мерам доверия в Азии (СВМДА) и Диалог по сотрудничеству в Азии (ДСА), который был призван стать общей площадкой для различных азиатских региональных форумов и ведущей структурой социально-экономического взаимодействия в АТР.

В 2005 г. был сформирован Вос-точноазиатский саммит в формате АСЕАН + 6 (Китай, Республика Корея, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Индия), в 2011 г. к саммиту присоединились Россия и США.

В 2006 г. по инициативе Японии был создан Институт экономических исследований АСЕАН и Восточной Азии (Economic Research Institute for ASEAN and East Asia), в 2009 г.- зона свободной торговли в формате АСЕАН + 3*** (Китай, Республика Корея, Япония) и Всеобъемлющее экономическое партнёр-

* Первоначальное название организации - Южнотихоокеанский форум, переименована в 1999 г.

** В период с 2014 по 2017 г. средний размер тарифов в странах АТЭС сократился с 5,6% до 5,3%, время на поставку экспортных товаров сократилось на 16%, импортных - на 15,5%, стоимость экспорта сократилась на 8%, импорта - на 9%. В 2017 г. было подписано и введено в действие 66 и 63 соглашения о свободной торговле между экономиками АТЭС соответственно, при том что с участием экономик АТЭС всего в 2017 г. подписано 175 и введено 164 соглашения. Подробнее по этому вопросу см.: APEC's Bogor Goals Progress Report // URL: https://www. apec.org/Publications/2018/11/APEC-Bogor-Goals-Progress-Report.

*** АСЕАН + 3 как формат сотрудничества начал существовать с 1997 г.

ство Восточной Азии (ВЭПВА -Comprehensive Economic Partnership for East Asia) в составе АСЕАН + 6.

В 2012 г. появилось ещё одно объединение - Региональное всеобъемлющее экономическое партнёрство (РВЭП - Regional Comprehensive Economic Partnership) в формате АСЕАН + 6, которое вскоре заменило ВЭПВА.

Во время пятого этапа (с 2015 г. по настоящее время) были образованы три сообщества АСЕАН: по политике и безопасности, экономическое и социально-культурное (2015 г.). В 2016 г. подписано Соглашение о создании Транстихоокеанского партнёрства (ТТП) в составе 12 стран, целью которого является снижение тарифных барьеров и урегулирование внутренних правил в сфере трудового права, интеллектуальной соб-

ственности и экологии. В январе 2017 г. США вышли из соглашения ТТП. В ноябре 2019 г. Индия вышла из состава РВЭП.

В целом современный этап характеризуется активизацией процессов на двустороннем, субрегиональном и региональном уровнях. Индикаторами успешной торговой либерализации между странами является рост товарооборота между ними и снижение импортных пошлин. На рис. 7 показаны результаты сравнения между странами - участницами ВРЭП, АТЭС и ТТП по этим двум показателям. Из рис. 7 следует, что средневзвешенная импортная пошлина стран ТТП характеризуется более низкими значениями по сравнению с другими форматами сотрудничества, что, вероятно, объясняется завершением к 2014 г. переговоров по созданию зоны свобод-

* Построено автором. 8/2020

Рис. 7. Средневзвешенная импортная пошлина и внутренняя торговля в рамках ТТП,

ВРЭП и АТЭС [10]

ной торговли на территории партнёрства, главной целью которых было снижение тарифных мер и смягчение нетарифных ограничений*. Более высокие значения товарооборота у АТЭС, поскольку данный форум одновременно включает США и КНР [ 10].

Вместе с тем обозначилась крайне опасная тенденция по фрагментации АТР на два блока - проамериканского и прокитайского. Подобное разделение стран региона и усиление конфронтации между ними может привести к третьей мировой войне. Именно по этой причине важным яв-

ляется продвижение сотрудничества между всеми странами АТР, что не раз подчёркивалось министром иностранных дел России С. В. Лавровым, в том числе на Российско-вьетнамской конференции Международного дискуссионного клуба «Валдай» в г. Хошимине (25 февраля 2019 г.).

Анализ эффективности деятельности интеграционных группировок показывает, что наиболее результативными являются АСЕАН, АРФ, АТЭС, ЭСКАТО и Восточноазиатский саммит. Некоторые основные достижения данных организаций указаны в табл.

10 Изотов Д. А. Торговая интеграция в АТР: структурные особенности и динамические проявления // Известия ДВФУ. Экономика и управление. 2016. № 3. С. 94.

* Первоначальный формат ТТП был заключен между Новой Зеландией, Сингапуром, Чили и Брунеем. В 2008 г. США инициировали переговоры по расширению ТТП.

Среди экономических мер следует упомянуть соглашения АСЕАН о преференциальных тарифах и всеобъемлющем инвестировании. В области политики и безопасности особенно важными являются Договор о зоне, свободной от ядерного оружия в Юго-Восточной Азии и Конвенция АСЕАН по противодействию терроризму.

В социально-культурной сфере и сфере защиты окружающей среды следует отметить Региональную стратегию ЭСКАТО по экологически безопасному и устойчивому развитию, а также создание Межправительственной комиссии АСЕАН по правам человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Другим важным результатом является формирование уникальной

Таблица

Некоторые результаты деятельности интеграционных группировок в АТР

Экономическое сотрудничество Сотрудничество в сфере политики и безопасности Социально-культурное сотрудничество и сотрудничество в сфере окружающей среды

Соглашение АСЕАН о преференциальных тарифах, 1977 г. Декларация о зоне мира, безопасности и нейтралитета, 1971 г. Региональная стратегия ЭСКАТО по экологически безопасному и устойчивому развитию, 1991 г.

Зона свободной торговли АСЕАН, 1992 г. АРФ как место проведения многостороннего и двустороннего диалога по безопасности и оборонной политике, 1994 г. Создание Межправительственной комиссии АСЕАН по правам человека, 2009 г.

Соглашение АСЕАН о всеобъемлющем инвестировании, 2012 г. Договор о зоне, свободной от ядерного оружия в Юго-Восточной Азии, 1995 г. Декларация АСЕАН по правам человека, 2012 г.

Экономическое сообщество АСЕАН, 2015 г. Декларация поведения сторон в Южно-Китайском море, 2002 г. Рабочий план АСЕАН по защите местного населения от незаконного оборота наркотиков в 2016-2025 гг.

Конвенция АСЕАН по противодействию терроризму, 2007 г.

Создание сообщества по политике и безопасности АСЕАН, 2015 г.

Заявления лидеров стран -участниц ВАС по борьбе с террористической идеологией, 2017 г. и по противодействию угрозе иностранных террористов-боевиков, 2018 г.

Межсессионные встречи АРФ по противодействию терроризму и транснациональной преступности

взаимозависимой архитектуры безопасности на пространстве АТР, когда страны связаны огромным числом двусторонних и многосторонних контактов, что препятствует эскалации напряжённости между ними (рис. 8).

Тем не менее, несмотря на то что существующая сеть интеграционных группировок и организаций посадила за стол переговоров всех ключевых игроков АТР, она имеет ряд внутренних и внешних ограничений, препятствующих дальнейшему развитию интеграции и борьбе с угрозами обеспечения безопасности. Так, большинство организаций представляют собой консультационные площадки, их деятельность ограничивается установлением межцивилизационного диалога и подписанием рамочных деклараций, не представляющих практической ценности. Кроме того, цели и задачи многих интеграционных группировок совпадают. Поскольку государства АТР явля-

ются участниками нескольких объединений, это усложняет выполнение ими своих функций. Другими внутренними факторами является отсутствие вовлечённости населения в работе организаций, а также ограниченность финансирования. Среди внешних факторов можно отметить возрастающую напряжённость в отношениях между Вашингтоном и Пекином, в том числе попытки создания противоборствующих блоков, а также изоляционизм США и вакуум силы в АТР.

Проведённый анализ показывает, что основной тенденцией развития АТР является стремление стран к разрядке напряжённости посредством диалога и сотрудничества в рамках различных объединений. Всё сильнее осознаётся потребность в разработке какой-то общей концепции безопасности и сотрудничества в регионе, которая отвечала бы национальным интересам всех стран АТР.

Архитектура региональной интеграции и обеспечения социально-экономической устойчивости в АТР

В настоящее время в АТР всё шире распространяется понимание необходимости создания совместными усилиями какого-то нового регионального порядка и осуществляется поиск структуры безопасности, формируемой на базе многостороннего диалога. Весь спектр мнений представителей стран региона по архитектуре региональной интеграции и обеспечения социально-экономической устойчивости можно разделить на три направления.

Представители первого направления считают нереальным и даже невозможным создание в АТР аналога Европейского союза или Организа-

ции по безопасности и сотрудничеству в Европе. В силу географических особенностей региона и его разнородности по различным параметрам такой вариант развития интеграции весьма маловероятен. У интеграционных группировок Азии и Тихого океана слабые институты, решения которых имеют необязательный и добровольный характер.

Представители второго направления полагают, что в АТР возможно создание (или развитие уже имеющейся) интеграционной группировки, включающей основных акторов региона, в качестве лидирующей. Бывший премьер-министр Японии

Рис. 8. Напряжённые отношения и взаимосвязи между ключевыми странами АТР*

Юкио Хатояма, например, на Международной конференции «Азиатско-Тихоокеанский регион - сообщество XXI века», проходившей в Сиднее в декабре 2009 г., выдвинул идею о создании Восточноазиатского сообщества - «общеазиатского дома» [5, с. 177-182]). Частично эта идея воплотилась с появлением Восточноа-зиатского саммита в формате АСЕАН + 8. При этом Ю. Хатояма [11] считает, что в первую очередь необходимо добиться региональной валютной интеграции, которая, по его мнению, является продолжением стремительного экономического роста Японии и стран НИС. Он уверен, что Япония станет мостом между странами Азии, сумев преодолеть своё историческое прошлое, из-за которого она раньше не решалась играть активную роль в АТР.

Наконец, третья точка зрения состоит в том, что сначала необходимо развивать интеграцию и способствовать установлению устойчивой обстановки в рамках отдельных субрегионов: в Юго-Восточной, Северо-Восточной и Южной Азии, на юге Тихого океана. Затем, развивая диалоги в масштабах всего АТР, постепенно продвигаться к формированию многополюсной региональной архитектуры безопасности.

В качестве структуры, способствующей интеграции различных азиатских субрегиональных организаций между собой, было создано объединение «Диалог по сотрудничеству в Азии» (ДСА), который призван стать «площадкой для переговоров всех азиатских стран, неким азиатским сообществом без дублирования уже существующих организаций АТР

11 Выступление премьер-министра Японии Ю. Хатоямы на общих прениях 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 24 сентября 2009 г., Нью-Йорк // URL: https:// www.kantei.go.jp/ jp/hatoyama/statement/200909/ehat_0924c.html * Построено автором.

или создания военно-политического блока» [12]. На практике же ДСА представляет собой ещё одно объединение, члены которого встречаются ежегодно в формате министерских встреч.

Другим вариантом синергии интеграционных форматов является предложение президента России В. В. Путина, озвученное на пленарном заседании проходившего в июне 2016 г. Петербургского международного экономического форума, о создании

Большого Евразийского партнёрства через сопряжение национальных стратегий развития государств Евразии и сложение потенциалов таких объединений и концепций, как ЕврАзЭС, «Один пояс - один путь», шОс, АСЕАН. Проект открыт для всех других заинтересованных государств и организаций, в том числе европейских стран для создания сбалансированного, гармоничного, всеобъемлющего пространства сотрудничества от Атлантики до Тихого океана.

В результате рассмотрения всех предлагаемых структур коллективной безопасности, учитывая особенности Азиатско-Тихоокеанского региона, можно сделать вывод, что наиболее вероятная с практической точки зрения структура та, в которой безопасность региона в целом будет опираться на партнёрскую сеть многосторонних организаций и диалоговых форумов. В неё входили бы АСЕАН, СААРК, АРФ, АТЭС, ШОС, форум БРИКС, СВМДА, ДСА, ФТО и др. Вос-точноазиатский саммит согласно данной модели был бы главной платформой стратегического диалога по ключевым вопросам регионального порядка в АТР и концептуальным, координирующим центром, налаживающим партнёрские связи между организациями, уточняющими их специализации.

Библиография • References

Арин О. А. Азиатско-Тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность. М.: Флинта, Наука, 1997.- 435 с.

[Arin O. A. Aziatsko-Tihookeanskij region: mify, illyuzii i real'nost'. M.: Flinta, Nauka, 1997.- 435 s.]

Выступление премьер-министра Японии Ю. Хатоямы на общих прениях 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 24 сентября 2009 г., Нью-Йорк // URL: https:// www.kantei.go.jp/jp/hatoyama/statement/200909/ ehat_0924c.html

[Vystuplenie prem'er-ministra YAponii YU. Hatoyamy na obshchih preniyah 64-j sessii General'noj Assamblei OON. 24 sentyabrya 2009 g., N'yu-Jork // URL: https:// www.kantei.go.jp/jp/hatoyama/statement/200909/ ehat_0924c.html]

Изотов Д. А. Торговая интеграция в АТР: структурные особенности и динамические проявления // Известия ДВФУ. Экономика и управление. 2016. № 3. С. 86-99.

[Izotov D. A. Torgovaya integraciya v ATR: strukturnye osobennosti i dinamicheskie proyavleniya // Izvestiya DVFU. Ekonomika i upravlenie. 2016. № 3. S. 86-99]

Костюнина Г. М. Особенности интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 12 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; отв. ред. В. И. Герасимов. М., 2017. Ч. 1. С. 300-305.

12 About ACD // URL: https://www.acd-dialogue.org/about-acd.html

[.Kostyunina G. M. Osobennosti integracionnyh processov v Aziatsko-Tihookeanskom regione // Rossiya: tendencii i perspektivy razvitiya. Ezhegodnik. Vyp. 12 / RAN. INION. Otd. nauch. sotrudnichestva; otv. red. V. I. Gerasimov. M., 2017. CH. 1. S. 300-305]

Международная конференция «Азиатско-Тихоокеанский регион - сообщество

XXI века» // Россия и АТР. 2010. № 1. С. 119-185. [Mezhdunarodnaya konferenciya «Aziatsko-Tihookeanskij region - soobshchestvo XXI

veka» // Rossiya i ATR. 2010. № 1. S. 119-185] Сяотун Ю. Китайская Стратегия национальной безопасности в АТР // Проблемы

Дальнего Востока. 2007. № 3. С. 41-46. [Syaotun YU. Kitajskaya Strategiya nacional'noj bezopasnosti v ATR // Problemy

Dal'nego Vostoka. 2007. № 3. S. 41-46] About ACD // URL: https://www.acd-dialogue.org/about-acd.html About ESCAP // URL: https://www.unescap.org/about

APEC's Bogor Goals Progress Report // URL: https://www.apec.org/

Publications/2018/11/APEC-Bogor-Goals-Progress-Report Eades J. S., Cooper M. J. M. Introduction. The Asia Pacific World: A Summary and an

Agenda // Asia Pacific World. Spring. 2010. № 1. P. 1-22. Kodjima K. Pacific Economic Community and Asian Development Countries. Tokyo, 1966. SIPRI databases // URL: https://www.sipri.org/databases/milex StatsAPEC // URL: http://statistics.apec.org/index.php/key_indicator/kid_result_ flash/66

Tow W. Setting the Context // Security Politics in the Asia-Pacific. Cambridge:

Cambridge University Press, 2009. P. 1-28. World Bank Open Data // URL: https://data.worldbank.org/indicator World Economic Outlook, 2019 // URL: https://www.imf.org/external/datamapper/

NGDP_RPCH@WEO/WEOWORLD/EU/AS5/APQ/USA?year=2019 http://statistics.apec.org/index.php/key_indicator/kid_result_flash/66 https://data.worldbank.org/indicator

https://data.worldbank.org/indicator/ NY.GDP.PCAP.CD?view https://www.sipri.org/databases/milex

Статья поступила в редакцию 7 апреля 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.