УДК 316.422
DOI: 10.18384/2310-676X-2019-4-258-268
СОВРЕМЕННАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
Котельникова Е. В., Пахомова М. О.
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 69, Российская Федерация
Аннотация. Представлены результаты изучения влияния глобализации на политические процессы в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Авторами использованы фактологический, исторический и аналитический методы. В настоящее время Ассоциация государств Юго-Восточной Азии обеспечивает политическую стабильность в регионе, способствует взаимодействию между странами и поддерживает баланс «внерегиональных» сил. Приведенные данные свидетельствуют, что глобализация порождает, помимо позитивных, негативные экономические, социальные и политические последствия для государств региона. Негативные тенденции вызывают необходимость принятия протекционистских мер со стороны правительств для защиты национальных производителей от внешней конкуренции. Сопротивление глобализму характеризуется подъемом традиционализма и патриотизма, а также активизацией движения антиглобалистов. Практические результаты исследования заключаются в объяснении особенностей протекания политических процессов в странах Юго-Восточной Азии.
Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион, глобализация, национальная политика, протекционизм, экономическое сотрудничество
MODERN GLOBALISATION AND THE ASIA-PACIFIC REGION: DOMESTIC AND FOREIGN POLICY
E. Kotelnikova, M. Pakhomova
Rostov State University of Economics (RINH)
69 Bolshaya Sadovaya ul, Rostov-na-Donu 344002, Russian Federation
Abstract. The article presents the results of studying the impact of globalisation on the political processes in the countries of the Asia-Pacific region. In this work, the authors employed historical and analytical methods along with the fact analysis. Currently, the Association of Southeast Asian Nations provides political stability in the region, promotes interaction between countries and maintains a balance of extra-regional forces. The presented data indicate that globalisation leads to both positive and negative economic, social and political consequences for the states of the region. Negative trends necessitate the adoption of measures aimed at protecting national producers from external competition. Resistance to globalism is characterised by the rise of traditionalism and patriotism, as well as the rise of the anti-globalist movement. The practical results of the study consist in the characterisation of political processes in the countries of Southeast Asia. Keywords: Asia-Pacific region, globalisation, national policy, protectionism, economic cooperation
© CC BY Котельникова Е. В., Пахомова М. О., 2019.
Глобализация является одной из основополагающих тенденций XXI в., охватившей почти все сферы финансовой, экономической, политической, культурной жизни государств по всему миру и представляющей «всеобъемлющий процесс развития трансмировых связей и отношений, ведущий к становлению глобального человеческого сообщества» [8, с. 10]. Процесс глобализации начался с создания могущественных транснациональных корпораций (ТНК), распространившихся по всему миру, минуя национальные границы [3, с. 256-259]. Данный процесс проявляется у большинства стран в выравнивании уровня социально-экономического развития, нарастающей поляризации как на государственном, так и на региональном уровне; их взаимозависимости в производственной и торговой сферах (вплоть до внутриотраслевого разделения труда); возникновении глобальных электронных финансовых рынков. Происходит перегруппировка основных субъектов системы международных отношений в сфере мировой политики: возвышение Китая и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), увеличение роли национальных государств.
Объектом нашего исследования являются процессы глобализации в АТР, их влияние на развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона в целом. Целью является выяснение характера влияния глобализации на внутренние и внешние политические процессы в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Нами предпринята попытка выявить и исследовать противоречивость глобализационного процесса на примере конкретного региона - АТР.
Одной из основополагающих составляющих регионального процесса
глобализации является политическая заинтересованность США в развитии собственных стратегически важных экономических и военно-политических отношений. Европейский Союз также представляется важнейшим актором, заинтересованным в развитии экономических отношений на более долгосрочную перспективу и проявляющим интерес к сфере безопасности. Серьезным фактором глобализации становится интенсивно растущая экономика Китая. На современном этапе прослеживается тенденция пропорционального усиления позиций всех сторон.
О влиянии глобализации на страны АТР свидетельствуют процессы постепенного смещения потоков мировой экономики в Азиатско-Тихоокеанский регион. Глобализация стягивает регионы в новую общность - АТР, где берет свое начало регионализация и формируются устойчивые объединения на основе географической, исторической, экономической и культурной общности [9, с. 44-45]. Регионализация - это своего рода реакция на процесс глобализации, приводящий к образованию зон различной протяженности и масштаба. Регионализация протекает в условиях глобализации, которая усиливает интеграционные процессы, а они, в свою очередь, находят отражение в регионализации [13, с. 27].
Так, под эгидой США было создано Транстихоокеанское партнерство (ТТП), назначением которого было регулирование внутренних правил в странах-участницах [1, с. 68]. Изначально соглашение предусматривало унификацию норм в различных сферах деятельности, отмену таможенных пошлин и т. д. При помощи ТПП США
стремились к продвижению создания зоны свободной торговли в АТР, таким образом захватив под свой контроль весь интеграционный процесс в Азиатско-Тихоокеанском регионе [8, с. 129]. Несомненно, основная задача США - достижение безоговорочного политического и экономического доминирования в регионе и сдерживание развития Китая.
Стратегия США, связанная с заключением многочисленных договоров со странами АТР (Вьетнамом, Индией, Индонезией и др.), направлена не на поддержку других государств, как заявляют США, а, прежде всего, на получение экономических выгод и ди-видендов1. США направляют стратегии на то, чтобы страны увидели выгоды от сотрудничества с ними. В сфере политики и безопасности США стремятся расположить как можно больше военных ресурсов в странах региона, таким образом обеспечить военное господство в Тихом океане, сдерживая военные амбиции Китая. В этой связи США заключают соглашения со стратегически важными партнерами в этой области: Южной Кореей, Японией, Филиппинами, Сингапуром. Китай, в свою очередь, также ищет союзников, стремясь усилить свое влияние в регионе, оказывая экономическую помощь нуждающимся государствам и доведя связь с ними до уровня взаимозависимости [2, с. 87-99]. Стратегии США и Китая в АТР можно охарактеризовать
1 См.: Ружинская Т.И., Ширковец М.К., Щербакова А.М., Ефимова В.А. (2017) Новые направления американских интеграционных процессов в зоне АТР [Электронный ресурс] // МГИМО университет: научные работы аспирантов и студентов. - URL: https://mgimo.ru/ upload/2017/06/new-trends-in-pacific-rim.pdf (дата обращения 28.04.2019)
как направленные на «соперничество» и «опережение».
США, преследуя свои экономические выгоды, переносили свои производства в Китай на протяжении долгого времени, так как Китай нуждался в инвестициях, а США - в дешевой рабочей силе и минимизации издержек. Но, как известно, процесс глобализации неизменно для одних его участников несет выгоды, а для других - потери. Об этом, например, свидетельствует то, что действующая администрация США во главе с президентом Дональдом Трампом приняла решение выйти из соглашения Транстихоокеанского партнерства, увидев, как интеграционный процесс влияет на внутреннюю обстановку в стране, в частности, ведет к уменьшению количества рабочих мест для американских рабочих2.
По утверждению экономиста-востоковеда В. А. Мельянцева, в эпоху глобализации в мире происходит, в целом, как некоторая гармонизация интересов мировых «акторов» и конвергенция общественно-экономических систем, так и очевидное «накопление неустойчивости» [16, с. 355], формирующих вместе противоречивый характер глобализации. Показателен в этой связи провал переговоров Всемирной торговой организации (ВТО) в Дохе в 2001-2006 гг., в ходе которых США требовали от азиатских стран снижения пошлин на продукты и товары
2 Яковлев П. (2017) Азиатско-Тихоокеанский регион и будущее глобальной экономики [Электронный ресурс] // Перспективы: сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы. - URL: http:// http://www.perspektivy.info/rus/ ekob/aziatsko-tihookeanskij_region_i_budush-heje_globalnoj_ekonomiki_2017-05-11.htm (дата обращения 28.04.2019)
стран Запада и открытия своих рынков для западных финансовых, страховых и других услуг [6, с. 100-111].
Между тем в условиях глобализации обеспечиваются возможности для качественно нового уровня сотрудничества стран по всему миру, минуя путь бездумного копирования и воссоздания в восточных капиталистических странах. «Рынки способны чудодейственным образом искоренять бедность не больше, чем решать проблемы глобального потепления или загрязнения окружающей среды. Только уверенная в себе и решительно настроенная общественность богатых стран может обеспечить правительствам бедных стран возможность свободно принимать решения, которые были бы выгодны жителям этих стран. Это предполагает, что нам следует отвергнуть наряду с ожидаемой рациональностью ортодоксии свободной торговли, еще и этичность "справедливой" системы глобальной торговли, - утверждает норвежский экономист Эрик Райнерт и добавляет, - <...> это также значит, что мы должны следить за своими правительствами, чтобы они не вмешивались во внутренние дела бедных стран»1.
Одним из ярких примеров глобализации в АТР является вступление Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 2001 г. В этом случае невозможно недооценить положительное влияние глобализации, поскольку это был лучший путь удержания темпов экономического роста и реформ, а также соблюдения правил международной торговли, что в конечном ито-
1 Райнерт Э. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными. М.: ВШЭ, 2011. 384 с.
ге имело для самого Китая важнейшее значение. Став членом ВТО, Китай приобрел право участия в формулировании правил, контролирующих международную торговлю и инвестиции, но одновременно влияние правительства Китая на собственный национальный финансовый сектор значительно уменьшилось, в чем проявляется одно из противоречий процесса глобализации. В некоторых случаях Китай трактует глобализацию как «опасный и неприемлемый путь гегемонизма», необходимость «делиться суверенитетом», что влечет за собой экономическую взаимозависимость Китая и мировых экономических лидеров -США, Японии, Евросоюза. Такое положение дел, в свою очередь, является причиной постепенной политической трансформации, что также отражает противоречивый характер глобализации. На других странах-участницах АТР, например, Малайзии, Таиланде, Индонезии вышеупомянутые явления сказываются отрицательно, замедляя их развитие.
Так, например, внешнеполитический курс Японии на протяжении десятилетий определялся военно-политическим союзом с США, которые обеспечивали ее безопасность. В настоящее время, после выхода Японии из длительной экономической депрессии, она является одной из ведущих экономических держав, прочно удерживая второе место после США по уровню ВВП. Затронутые процессом глобализации, японские компании все больше стали ориентироваться на Азиатско-Тихоокеанский регион, а в частности, заметно выросло число стран АТР, ведущих внешнюю торговлю с Японией за последние пятьдесят
лет. Повышение внешнеполитической активности и стратегии Японии проявились в участии в международных организациях, таких как АСЕАН и АТЕС, о которых будет сказано ниже1.
Характерной чертой текущего этапа развития Азиатско-Тихоокеанского региона является активизация многосторонних форм сотрудничества. Глобализация запускает процессы интеграции, которые, в свою очередь, проявляются регионально, порождая крупные региональные блоки и структуры, такие как «Шанхайская организация сотрудничества» (ШОС), форум «Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества» (АТЭС), «Региональный форум АСЕАН по безопасности» (АРФ), «Механизм Вос-точноазиатских саммитов» (ВАС), «Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии» (СВМДА), «Диалог по сотрудничеству в Азии» (ДСА), и также «Система диалоговых партнерств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии» с ключевыми «внерегиональными» государствами и региональными организациями [7, с. 112-115]. Рассмотрим некоторые из них.
Текущее положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе можно охарактеризовать как по большей части стабильное, поскольку Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, обеспечивая связь и взаимодействие между государствами региона, наряду с этим, поддерживает баланс «внере-гиональных» сил2, что происходит за
1 Долгосрочная экономическая стратегия Японии, 2011 г. [Электронный ресурс] // We-beconomy.ru. - URL: http://www.webeconomy.ru/ index.php?page=cat&newsid=1048&type=news (дата обращения 26.04.2019)
2 См. справочный материал на сайте Мин-
счет установления с крупными мировыми «акторами» сети диалоговых партнерств». АСЕАН - одна из крупнейших и важнейших международных организаций, «закрытого регионализма» [4, с. 114-117], служит важнейшим фактором в обеспечении региональной безопасности, поддержания мира, стабильности и взаимного развития, укрепления позиций на внешних рынках [10, с. 255].
Отношения между АСЕАН и Китаем расширяются и углубляются в новых сферах посредством формирования ряда структур. Изучив официальные документы АСЕАН, можно предположить, что Китай стремится как можно сильнее расширить свое геостратегическое влияние в АСЕАН и получить всевозможные преференции от создания зоны свободной торговли. В отношениях Японии и АСЕАН, помимо активного процесса реализации уже достигнутых договоренностей, Япония продолжает расширять сотрудничество в областях: применение спутниковых технологий, разрешение вопросов ликвидации стихийных бедствий, взаимодействие в вопросах здравоохранения и дипломатии, борьба с климатическими изменениями, управление муниципальным планированием. АСЕАН и Республика Корея нацелены на увеличение объема товарооборота до 150 млрд. долларов США к концу текущего года. АСЕАН и США стремятся поднять уровень отношений по данному диалогу на стратегический уровень. США особо
экономразвития РФ: Справка об АСЕАН [Электронный ресурс]. - URL: http://economy. gov.ru/minec/resources/7b08110040b1d64bac54fe 2af281cc1b/Справка+об+АСЕАН.doc (дата обращения 26.04.2019)
активно себя проявляют в налаживании экономического и политического диалога с АСЕАН. Так в 2010 г. был заключен торговый договор, который предопределил дальнейшее сотрудничество в сфере инвестиций и стал важным шагом в развитии отношений между АСЕАН и США (объём взаимного оборота товарами и услугами за 1996-2015 гг. увеличился на 97% и составил 260 млрд. долларов в год).
Американская сторона рассматривает АСЕАН как центр структуры АТР и центр для выполнения своей стратегии возобновления баланса, подтвердив важность сотрудничества между АСЕАН и США, в частности, в сфере обороны: «Следует подтвердить, что дружественные отношения между странами АСЕАН и США служат возможностью для дальнейшего развития сотрудничества в разрешении новых долговременных вызовов безопасности в АТР. Асеано-американское сотрудничество в сфере обороны показывает стремительное развитие отношений США со странами АСЕАН»1.
Стратегию Японии в АСЕАН можно охарактеризовать как «формирование единого антикитайского фронта» [5, с. 8]. В конфликте по поводу островов в Южно-Китайском море, где сталкиваются интересы Пекина и Вашингтона, Япония, присутствуя в формате «АСЕАН + Япония», поднимает вопросы безопасности на море и свободы навигации, противостоит попыткам Китая расширять свое влияние в этой зоне. Говоря о стратегии
1 Ань Хуен. Центральная роль АСЕАН в регионе, 03.08.2015 [Электронный ресурс] // VOV5: Радио «Голос Вьетнама». Служба иновещания. - URL: http://vovworld.vn/ru-RU (дата обращения 26.04.2019).
Японии в отношении АСЕАН, следует также отметить стремление «страны восходящего солнца» к многоуровневой кооперации, интеграционным мерам внешнеэкономического характера, распространению своих инноваций в развивающихся странах.
АСЕАН является особым примером интеграции с целым рядом различного рода глобализационных противоречий. Страны отстают друг от друга по уровню экономического развития, и «в одном ряду» с высокоразвитым государством Сингапур стоят такие беднейшие страны, как Лаос, Мьянма, Камбоджа. Ярко проявляется противоречие по качеству экономического развития. Увеличивается асимметрия товарооборота в экспорте-импорте стран с разным уровнем экономического развития. Несоблюдение санитарных норм и требований при расширенном воспроизводстве влечет за собой распространение инфекций. Противоречие между производством и экономическими условиями его развития порождает угрозу экологической катастрофы, связанную с постоянным и неконтролируемым увеличением объемов производства [12, с. 49-55], возрастает имущественное расслоение населения, усиливается недоступность и кастовость образования.
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - международная организация, «интегрирующая» страны Азиатско-Тихоокеанского региона, была создана для эффективного взаимодействия в области торговли и инвестиций. Среди стратегических целей организации декларируется развитие в регионе основ интеграции принципов свободной торговли, свободного движения
капиталов [15, с. 148-149]. В состав АТЭС входит 21 страна, среди которых страны-лидеры - КНР, США, Канада, Япония, Австралия. Наряду с политикой свободной торговли, существует и система протекционизма, которая стимулирует национальную экономику, защищает ее от иностранной конкуренции, навязывания иностранных вкусов, и является по существу противоречием глобализации. Этой системы придерживается ряд стран, в частности США.
Вместе с тем, по мнению российского политика и экономиста А. Л. Кудрина, противоречивый процесс глобализации сделал Азиатско-Тихоокеанский регион «более уязвимым к кризисным явлениям»1, так как данный регион активно взаимодействует с другими государствами, что, несмотря на все преимущества, несомненно, влечет за собой и негативные последствия. Как известно, азиатские банки в недалеком прошлом одобрили большое количество кредитов европейским партнерам, а затем впоследствии испытывали определенную степень зависимости от нестабильной ситуации в Европе. Процесс глобализации впервые начал давать сбой еще на этапе кризиса 2008-2009 гг., когда многие государства, дабы оградить национальных производителей от конкуренции извне, активно применяли протекционистские меры [11, с. 57-71]. Тот факт, что либерализация международной торговли дала сбой, Вашингтон воспринял как провал политики «гло-
1 Привалова М. Азиатский вектор: АТЭС нам становится ближе, 26.06.2012 [Электронный ресурс] // РБК. - URL: https://www.rbc.ru/ec onomics/04/07/2019/5d1e2f339a79477b03283863 (дата обращения 26.04.2019).
бального мультилатерализма» (несмотря на то, что такая политика, прежде всего, проводилось в интересах транснациональных корпораций - главных игроков глобальной экономики). В качестве альтернативы «глобальному» Америкой был предложен «региональный мультилатерализм» - «формирование интеграционных объединений, способных на практике реализовать либеральные нормы и правила трансграничной торговли в отдельно взятых регионах» [16, с. 343]. Таким образом, угасающую глобализацию планировалось вернуть к жизни и воссоздать «новый глобализм» [14, с. 45-47].
Отметим, глобализация видоизменяет работу практически всех видов бизнеса, начиная от транснационального, заканчивая средним и малым. В настоящее время бизнес-сообщество не может не испытывать разного рода влияния международной конъюнктуры и колебания курса валют. Подтверждением тому является возникновение мировых финансовых кризисов. Локальным производителям приходится конкурировать с крупными иностранными оппонентами даже в мелкой торговой лавке. Бесспорно, задача бизнеса - приспосабливаться к новым условиям, но в данном случае, невозможно избежать естественного конкурентного отбора. Из этого вытекает вопрос о том, как добиться минимизации влияния потрясений в финансовой сфере на основы социальной безопасности отдельных государств и личности, а также того, чтобы, ввиду непродуманных действий правительств, «битвы транснациональных гигантов» не приводили в упадок производительные силы. Так выражается еще одно противоречие глобализации.
Однозначно - непросто в современном мире сочетать цели бизнеса с интересами общества.
Противоречие глобализации в сфере экономики проявляется также в создании многочисленных предпосылок для возникновения и распространения международной экономической преступности. Это прежде всего противозаконная миграция капитала, налоговые и таможенные манипуляции, отмывание денег, незаконный оборот наркотиков и оружия (первопричина терроризма). Вместе с тем глобализация встречает все большее и большее сопротивление, о чем свидетельствует подъем традиционализма, патриотизма и регионализма в странах АТР. Государства с коммунистическим партийным режимом, Китай, Вьетнам через некоторое время развития будут способны предложить сообществу свой, отличный от американского, глоба-лизационный проект. Сингапур, Малайзия, Вьетнам активно вступают в подобный процесс, сохраняя свои политические и идеологические основы государственного устройства и фиксируя высокие темпы роста экономики.
Таким образом, исследование характера влияния глобализации на политические процессы стран Азиатско-Тихоокеанского региона свидетельствует о ее сложном, противоречивом характере. Способствуя экономическому росту, она продолжает оказывать непосредственное влияние на формирование ключевых стратегий стран Азиатско-Тихоокеанского региона и общую геополитическую архитектуру. Вместе с тем наблюдается реализующейся в последние 30 лет общий кризис модели глобализации стран АТР, обусловленный нараста-
нием многочисленных политических, экономических и социальных противоречий.
К причинам, вызывающим подобные противоречия, в первую очередь, относятся: возрастающая независимость финансового сектора от правительств, необходимость стран «делиться суверенитетом», несоответствие производства экономическим условиям его развития, конвергенция общественно-экономических систем, экономическая взаимозависимость стран, различие их темпов экономического развития, несоблюдение санитарных норм и требований при расширенном воспроизводстве. В результате увеличивается асимметрия товарооборота в экспорте-импорте стран с разным уровнем экономического развития, возникают проблемы не снижающейся экономической преступности, экологии, связанные с угрозой экологической катастрофы и распространением инфекций, имущественного расслоения населения, недоступности и кастовости образования.
Условия глобализации существенно отразились на внутренней политике стран и их взаимоотношениях друг с другом. Страны АТР, испытав негативные политические, экономические и социальные последствия глобализации, столкнулись с подъемом традиционализма, патриотизма, движения так называемых антиглобалистов, осознающих, что явление такого масштаба в условиях современной реальности невозможно остановить, но можно и необходимо сдерживать негативное влияние глобализации на политику и экономику.
Статья поступила в редакцию 16.05.2019
ЛИТЕРАТУРА
1. Болдырев В. Е. Транстихоокеанское партнерство в стратегиях США и России в АТР // Азиатско-Тихоокеанский регион: новый центр мировой политики и экономики? (Мировое развитие. Выпуск 17) / Отв. ред.: К. Р. Вода, А. А. Невская, П. П. Тимофеев. М.: ИМЭМО РАН, 2017. С. 67-79.
2. Васильев Л. Е. Юго-Восточная Азия: США и Китай от соперничества к противостоянию // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2012. Вып. XVII. С. 87-99.
3. Глобализация и интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе (правовое и экономическое исследование) / Под ред. Т. Я. Хабриевой. М.: ИНФРА-М, 2014. 333 с.
4. Голобоков А. С., Караева А. А. Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество и его роль в развитии российского Дальнего Востока // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 114-117.
5. Добринская О. А. Ситуация в Южно-Китайском море и интересы Японии // Азиатско-Тихоокеанский регион: новый центр мировой политики и экономики? (Мировое развитие. Выпуск 17) / Отв. ред.: К. Р. Вода, А. А. Невская, П. П. Тимофеев. М.: ИМЭМО РАН. 2017. С. 5-17.
6. Костюнина Г. М. Баронов В. И. Транстихоокеанское партнерство: основные положения соглашения и потенциальный эффект // Международная жизнь. 2016. № 2. С. 90-112.
7. Крофтс А., Бьюкенен П. История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия. М.: Центрполиграф, 2013. 571 с.
8. Кувалдин В. Б. Глобальный мир. Политика. Экономика. Социальные отношения. М.: Весь мир, 2017. 400 с.
9. Ли Ф., Ден Ц., Ли Д. Отношения Китая с региональными интеграционными объединениями: двухсторонняя или многосторонняя дипломатия? // Транстихоокеанское партнерство в стратегиях США и России в АТР. Азиатско-Тихоокеанский регион: новый центр мировой политики и экономики? (Мировое развитие. Выпуск 17) / Отв. ред.: К. Р. Вода, А. А. Невская, П. П. Тимофеев. М.: ИМЭМО РАН, 2017. С. 41-48.
10. Мартынова Е. С. Интеграционные процессы в Восточно-Азиатском регионе: новые контуры восточноазиатского регионализма // Вестник международных организаций. 2012. № 4 (39). С. 254-270.
11. Постников В. В. Рубежи истории АТР: Тихий океан в европейской политике и мировоззрении эпохи Нового времени // Известия Восточного института. 2014. № 1. С. 57-71.
12. Рогатных Е. Б. Стратегии экономического развития стран БРИКС: вызовы и возможности для России // Многосторонние формы и диалоговые форматы: материалы IX Конвента РАМИ, Москва, 27-28 октября 2015 г. М.: МГИМО-Университет, 2016. С. 49-55.
13. Скороходова В. П. К вопросу о соотношении глобализации и регионализации // Известия вузов. Северо-Кавказкий регион. Общественные науки. 2010. № 2. С. 27.
14. Степанова Д. И. Развитие интеграционных процессов между Россией и Китаем // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2016. № 1. С. 44-52.
15. Хижняк Е. А. Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Беларусь и мировые экономические процессы: выпуск 6. Минск: БГУ, 2009. С. 144-150.
16. Яковлев А. И. Страны Востока в эпоху глобализации: синтез традиционного и современного. М.: Институт стран Востока, 2015. 392 с.
REFERENCES
1. Boldyrev V. [The TRANS-Pacific partnership strategies of the USA and Russia in the Asia Pacific region]. In: Aziatsko-Tikhookeanskii region: novyi tsentr mirovoi politiki i ekonomiki? (Mirovoe razvitie. Vypusk 17, Otv. red.: K. R. Voda, A. A. Nevskaya, P. P. Timofeev) [Voda K., Nevskaya A., Timofeev P., eds. Asia-Pacific: a new center of world politics and economy? (World development. Issue 17)]. Moscow, IMEMO RAN Publ., 2017, pp. 67-79.
2. Vasil'ev L. [Southeast Asia: U.S. and China rivalry to confrontation]. In: Kitai v mirovoi i regional'noi politike. Istoriya i sovremennost', 2012, no. XVII, pp. 87-99.
3. Globalizatsiya i integratsionnye protsessy v Aziatsko-Tikhookeanskom regione (pravovoe i ekonomicheskoe issledovanie). Pod red. T. Ya. Khabrievoi [Khabrieva T., ed. Globalization and integration processes in the Asia-Pacific region (legal and economic studies)]. Moscow, INFRA-M Publ., 2014. 333 p.
4. Golobokov A., Karaeva A. [Russian-Chinese trade and economic cooperation and its role in the development of the Russian far East]. In: Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie, 2016, vol. 5, no. 4 (17), pp. 114-117.
5. Dobrinskaya O. [The situation in the South China sea and the interests of Japan]. In: Azi-atsko-Tikhookeanskii region: novyi tsentr mirovoi politiki i ekonomiki? (Mirovoe razvitie. Vypusk 17, Otv. red.: K. R. Voda, A. A. Nevskaya, P. P. Timofeev) [Voda K., Nevskaya A., Timofeev P., eds. Asia-Pacific: a new center of world politics and economy? (World development. Issue 17)]. Moscow, IMEMO RAN Publ., 2017, pp. 5-17.
6. Kostyunina G., Baronov V. [The TRANS-Pacific partnership: key provisions of the agreement and the potential effect]. In: Mezhdunarodnaya zhizn', 2016, no. 2, pp. 90-112.
7. Krofts A., Buchunan P. Istoriya Dal'nego Vostoka. Vostochnaya i Yugo-Vostochnaya Aziya [History Of The Far East. East and South-East Asia]. Moscow, Tsentrpoligraf Publ., 2013. 571 p.
8. Kuvaldin V. Global'nyi mir. Politika. Ekonomika. Sotsial'nye otnosheniya [Global world. Policy. Economy. Social relations]. Moscow, Ves' mir Publ., 2017. 400 p.
9. Li F., Den Ts., Li D. [China's relations with regional integration associations: bilateral or multilateral diplomacy?] In: Aziatsko-Tikhookeanskii region: novyi tsentr mirovoi politiki i ekonomiki? (Mirovoe razvitie. Vypusk 17, Otv. red.: K. R. Voda, A. A. Nevskaya, P. P. Timofeev) [Voda K., Nevskaya A., Timofeev P., eds. Asia-Pacific: a new center of world politics and economy? (World development. Issue 17)]. Moscow, IMEMO RAN Publ., 2017, pp. 41-48.
10. Martynova E. [Integration processes in the East Asian region: new outlines of East Asian regionalism]. In: Vestnik mezhdunarodnykh organizatsii, 2012, no. 4 (39), pp. 254-270.
11. Postnikov V. [Frontiers of the history of the Asia-Pacific region: the Pacific in European politics and the Outlook of a New era of time]. In: Izvestiya Vostochnogo instituta, 2014, no. 1, pp. 57-71.
12. Rogatnykh E. [The strategy of economic development of the BRICS countries: challenges and opportunities for Russia]. In: Mnogostoronnie formy i dialogovye formaty: materialy IX Konventa RAMI, Moskva, 27-28 oktyabrya 2015 g. [Multilateral forms and dialog formats: materials of the IX RISA Convention, Moscow, 27-28 October 2015]. Moscow, MGIMO-Universitet Publ., 2016. pp. 49-55
13. Skorokhodova V. [To the question of the relationship between globalization and region-alization]. In: Izvestiya vuzov. Severo-Kavkazkii region. Obshchestvennye nauki, 2010, no. 2, pp. 27.
14. Stepanova D. [The development of integration processes between Russia and China]. In: Vestnik MFYUA, 2016, no. 1, pp. 44-52.
15. Khizhnyak E. [Economic integration in the Asia-Pacific region]. In: Belarus' i mirovye eko-
nomicheskie protsessy: vypusk 6 [Belarus and world economic processes: issue 6]. Minsk, BGU Publ., 2009, pp. 144-150.
16. Yakovlev A. Strany Vostoka v epokhu globalizatsii: sintez traditsionnogo i sovremennogo [The countries of the East in the era of globalization: a synthesis of traditional and modern]. Moscow, Institut stran Vostoka Publ., 2015. 392 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Котельникова Евгения Владимировна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей Ростовского государственного экономического университета (РИНХ); e-mail: [email protected]
Пахомова Марианна Олеговна - ассистент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей Ростовского государственного экономического университета (РИНХ);
e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Evgenya К Kotelnikova - PhD (Philology), Associate Professor, Department of Foreign Languages for Humanities, Rostov State University of Economics; e-mail: [email protected]
Marianna O. Pakhomova - Assistant Lecturer, Department of Foreign Languages for Humanities, Rostov State University of Economics; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Котельникова Е. В., Пахомова М. О. Современная глобализация и политические процессы в странах Азиатско-Тихоокеанского региона // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2019. № 4. C. 258-268.
DOI: 10.18384/2310-676X-2019-4-258-268
FOR CITATION
Kotelnikova E., Pakhomova M. Contemporary globalisation and the Asia-Pacific Region: domestic and foreign policy. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: History and Political Sciences, 2019, no. 4, pp. 258-268. DOI: 10.18384/2310-676X-2019-4-258-268