Научная статья на тему 'Политика России в Азиатско-Тихоокеанском регионе'

Политика России в Азиатско-Тихоокеанском регионе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4725
767
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Ключевые слова
АТР / АТЭС / БЕЗОПАСНОСТЬ / ДАВЛЕНИЕ / КИТАЙ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ОРГАНИЗАЦИЯ / ПОЛИТИКА / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / САММИТ / САНКЦИИ / США / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СПОРЫ / ЭКОНОМИКА / ЭСКАТО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гурин Дамир Ринатович

В статье представлен анализ внешней политики России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Исследуются основные направления сотрудничества и перспективы дальнейшего развития двусторонних и многосторонних отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents an analysis of the foreign policy of Russia in the Asia-Pacific region. The author studies the key directions of cooperation and prospects for further development of bilateral and multilateral relations.

Текст научной работы на тему «Политика России в Азиатско-Тихоокеанском регионе»

ГУРИН Д. Р.

ПОЛИТИКА РОССИИ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ

Аннотация. В статье представлен анализ внешней политики России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Исследуются основные направления сотрудничества и перспективы дальнейшего развития двусторонних и многосторонних отношений.

Ключевые слова: Российская Федерация, АТР, АТЭС, саммит, Китай, США, экономика, политика, безопасность, территориальные споры, санкции, давление, ЭСКАТО, организация, международное право.

GURIN D. R.

RUSSIA'S POLICY IN THE ASIA-PACIFIC REGION

Abstract. The article presents an analysis of the foreign policy of Russia in the Asia-Pacific region. The author studies the key directions of cooperation and prospects for further development of bilateral and multilateral relations.

Keywords: Russian Federation, APEC, APEC summit, China, USA, economy, politics, security, territorial disputes, sanctions, pressure, ESCAP, organization, international law.

Международные отношения в политической науке России периодически отходили на второй план и вновь становились крайне актуальными. Интерес к международным отношениям и мировой политике появлялся в моменты накала противоречий и во времена различных кризисов. Сейчас Россия оказалась в ситуации, когда экономические, политические и научные отношения с западными странами значительно ухудшились. Во многом это связано с различным видением ситуации на Украине и Ближнем Востоке (Сирия, Йемен, Ливия и т.д.). В то время, когда отношения с западными странами ухудшаются и в отношении России вводятся санкции и различные ограничения, особую важность приобретают отношения с восточными странами, такими как Китай, Япония, Индия и т.д. Именно Азиатско-Тихоокеанский регион стал пространством, на которое Россия начала делать наибольший уклон в вопросах взаимодействия.

Страны Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) - это государства с высокими темпами развития экономики, со значительным населением и обширными территориями. На территории большинства из стран АТР присутствует огромное количество промышленных предприятий, как правило, направленных на производство сложного технологического оборудования (телефоны, компьютеры, аудио и видео техника). Страны АТР интересны для России и по причине высокого уровня капитализации многих из этих стран, возможности реализации совместных проектов и нейтральной или близкой

позиции по наиболее значимым проблемам международных отношений. Кроме этого, характерной чертой стран Азиатско-Тихоокеанского региона является невмешательство во внутренние дела соседних (и не только) стран.

Российская Федерация является членом нескольких организаций и неформальных форумов, созданных на базе стран данного региона. Среди них АТЭС, БРИКС, ШОС, Трехсторонний форум Восточной Азии и т.д.

Российская Федерация проявляет значительный интерес к рынкам региона: в основном, России интересен сбыт энергоносителей, сырья и вооружения. Для других стран рынок России стал более актуален после введения санкций против РФ и принятия ответного, продуктового эмбарго со стороны России.

Безусловно, отношения с некоторыми странами АТР для России традиционно складывались положительно (Индия, Китай, Таиланд, Вьетнам), но есть и государства, отношения с которыми складываются в зависимости от мировой политической обстановки. Среди государств, с которыми Россия имеет менее качественное взаимодействие, можно выделить США, Канаду, Японию. Безусловно, нельзя говорить о том, что взаимодействие прервано или будет ограничено, но существуют различные факторы, в связи с которыми такие отношения ухудшаются. Проблемы во взаимоотношениях с Японией возникают, как правило, по причине территориальных споров, отношения с США и Канадой испорчены по причине введения антироссийских санкций.

Россия, как и некоторые страны АТР, является членом Совета безопасности ООН, и взаимодействие со странами региона важно для координации позиций и мнений при принятии решений Совета безопасности.

В связи с ростом влияния стран региона и практически полной стагнацией европейской экономики, АТР вызывает особый интерес у России. На современном этапе наиболее близкие отношения у России сложились с КНР. Это ясно показывает заключение множества политических и экономических договоров. Их основой стало создание азиатского банка развития и принятие в него России, подписание проекта строительства газопровода «Сила Сибири», контракты на внутри российское строительство инфраструктурных проектов с взаимным финансированием. Важным шагом со стороны России стало признание островов Дяоюйдао (яп. Сенкау) частью Китайской территории.

Российская Федерация ведет в регионе прагматичную политику, направленную, в первую очередь, на развитие экономического взаимодействия. Среди основных отраслей можно выделить такие как туризм, внешняя торговля, пограничная торговля и прибрежная, банковские услуги (кредитование и т.д.), информационные связи,

строительство и обмен технологиями, сотрудничество на базе международных организаций.

Российская Федерация участвует на правах полноправного регионального члена в деятельности Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Вступление России в состав АТЭС является дальнейшим продвижением по пути интеграции в мировую экономику [1]. В качестве приоритетной программы АТЭС называется создание региональной экономической инфраструктуры: транспорта, информатики и связи, энергетики, туризма, организации научно-исследовательских центров, поддержки малого и среднего бизнеса, охраны окружающей среды. То есть, по сути, интерес России в АТР заключен в развитии собственной экономики и безопасности с привлечением средств, технологий, сил государств данного региона.

Помимо экономических целей, важным приоритетом является безопасность. Значимыми проблемами в данной связи является споры о территориях, конфликтная ситуация на Корейском полуострове и относительно новая проблема в данном регионе -терроризм. Существенная задача, которая требует решения и во многом актуальна для России - это миграционные потоки, которые в результате взаимодействия с китайской стороной спали, но все же остаются значительными. Сотрудничество в борьбе с организованной преступностью и наркотическим трафиком было признано основой деятельности государств АТР на многих международных саммитах. В сфере безопасности региона важным является взаимодействие в США. Особенно это актуально после продолжающихся попыток установки системы американской ПРО в Тихом океане, которая будет представлять угрозу безопасности России [2, с. 147].

В данный момент с окончанием периода однополярного мира в истории наблюдается усиление влияния государств АТР в восточном пространстве и во всем мире. Китай, превратившись в наиболее сильную производственную базу, начал рост военной мощи и своего влияния. Эта страна имеет значительные резервы золота и валюты, и потому проводит независимую экономическую и военную политику по всему миру. Именно регион АТР становится самым важным в среде безопасности и имеет наибольшие перспективы. Именно в данном регионе сосредоточены все наиболее мощные центры экономики, вооружения и территории. С точки зрения геополитики, АТР открывает контроль над всем Евразийским континентом, и потерять свои позиции в нем опасаются многие государства [3, с. 62].

Если говорить о конференциях или форумах, в которых принимает участие Российская Федерация в данном регионе, то можно выделить АТЭС - форум 21

государства Азиатско-тихоокеанского региона, сущность которого заключается в постоянном взаимодействии глав экономических ведомств стран-участниц съезда.

Основой взаимодействия и предложений России на последних форумах было создание качественной транспортной инфраструктуры на территории России. В этой связи уже реализуется проект обновления и модернизации транссибирской железнодорожной магистрали и рассматривается возможность наиболее эффективного использования морского пути по Северному Ледовитому океану. Знаменательным событием было проведение саммита АТЭС в 2012 году во Владивостоке на острове Русский. Именно саммит, проходивший в России, называют форумом, где принимались важные решения. До этого на мероприятиях АТЭС принимались только рекомендации, велись дискуссии и переговоры без каких-либо обязательств. Помимо стран-членов в форуме принимают участие и крупные международные компании, среди них нефтяные, газовые, торговые, транспортные и т.д.

Политика России в АТР носит характер экономического взаимодействия и работы в сфере региональной и глобальной безопасности. Россия принимает активное участие в саммитах стран ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), региональном форуме АСЕАН по безопасности (АРФ), развивает диалоговое партнерство с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) [3, с. 32]. Россия играет значительную роль в сглаживании противоречий между Индией и Китаем, постоянно принимая участие являющаяся организатором тройственного форума Россия - Индия - Китай. Данные государства имеют исторически давние споры. В 2010 году президент России Д. А. Медведев и председатель КНР Ху Цзиньтао приняли решении о создании полноценной архитектуры безопасности в АТР. Реализация данного решения будет проводиться через принятие совместных договоров и слаженной работы на иных международных площадках [1].

Россия настаивает на мирном решении всех возникающих и существующих противоречий и их решения дипломатическим путем, без оказания военного или внутриполитического давления со стороны третьих стран. Естественным форумом для выработки целостной концепции инклюзивной безопасности для Восточной Азии служит механизм Восточноазиатских саммитов [4]. Как показали итоги Балтийского саммита ВАС 19 ноября 2011 года, диалог лидеров может способствовать повышению результативности и скоординированной деятельности, многосторонних усилий стран региона, достижению многоплановости и всесторонности развития региона и каждой страны в отдельности [1]. В научной сфере Россия смогла интегрировать систему «ГЛОНАСС» в разные страны АТР, что позволило расширить ее влияние и возможности.

Реализуется взаимодействие между различными вузами, в особенности, с участием Московского, Пекинского, Малазийского университетов. Данное сотрудничество связано с изучением языков, обменом технологиями и знаниями, изучением фундаментальных принципов и традиций научного знания.

Российская Федерация является крупнейшим государством АТР и остается гарантом соблюдения международных норм, взаимодействует со всеми странами региона с целью создания экономических благ и обеспечения долгосрочной стратегии безопасности. Политика России в данном регионе заключена в построении экономических отношений и взаимосвязей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лавров С. В. Политика России в Азиатско-Тихоокеанском регионе: к миру, безопасности и устойчивому развитию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://interaffairs.ru/read.php?item=8402.

2. Лыков И. С. Внешнеполитические и внешнеэкономические приоритеты России в АТР. - М.: МИД РФ, 2012. - 180 с.

3. Цыганков П. А. Теория международных отношений. - М.: Аспект-пресс, 2009. - 352 с.

4. Концепция внешней политики Российской Федерации 2015 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/news/785.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.