Научная статья на тему 'Монголия и региональное интеграционное сотрудничество'

Монголия и региональное интеграционное сотрудничество Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2099
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ASIAN-PACIFIC REGION / МОНГОЛО-РОССИЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION BETWEEN MONGOLIA AND RUSSIA / АТЭС / APEC / АСЕАН / ASEAN / АПЕК / ШОС / SCO / САММИТ АСЕМ / ASEM / SUMMIT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Очирбатын Очирмаа

Предмет/тема. Целью статьи является систематизированный анализ участия Монголии в региональном интеграционном сотрудничестве. Цели/задачи. Задачи, решаемые в статье, заключаются в выявлении тенденций в развитии российско-монгольского и регионального интеграционного сотрудничества на основе анализа участия Монголии в региональном интеграционном сотрудничестве. В Восточной Азии пересекаются и переплетаются интересы стран, играющих большую роль в современных международных экономических и политических отношениях: активизируют свою деятельность Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), принимающее на себя «коллективную ответственность» за разработку общих подходов и ориентиров интеграции, Форум АСЕМ, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), АПЕК и др. Восточный вектор российской политики включает регион Восточной Азии. Восточная Азия также арена интересов стран Запада, в первую очередь США. Методология. Для решения поставленной задачи в статье используются методы логического исторического исследования, анализа и синтеза. Новизной статьи является выявление тенденций в участии Монголии в региональном интеграционном сотрудничестве. Результаты. Показано, что Монголия является активным участником интеграционных процессов в регионе. Она развивает экономические связи с региональными и субрегиональными финансово-экономическими структурами, с АТЭС и АСЕАН. Монголия всегда ставила приоритетной целью членство в региональных интеграционных структурах, играющих ключевую роль в вопросах обеспечения экономического роста и сотрудничества, поддержки торговых и инвестиционных отношений. Между Монголией и Россией осуществляется тесное сотрудничество в рамках ШОС, в которой Монголия имеет статус наблюдателя. Монголия и Россия констатируют важную роль ШОС в развитии в добрососедских отношений и многопланового партнерства между странами Центральной Азии. Обе страны выражают заинтересованность в активизации в рамках ШОС партнерства в таких приоритетных областях, как энергетическая, транспортная, инфокоммуникационная, сельскохозяйственная, в соответствии с духом «Декларации 5-летия ШОС». Выводы/значимость. Сделан вывод, что Монголия постоянно держит в поле зрения сложную международную обстановку. Так, внимательно отслеживается ситуация противостояния в Украине, причем монгольская сторона целенаправленно придерживается конструктивной позиции, суть которой в том, что эту проблему нужно решать мирно, политическими и дипломатическими методами. Недавно Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и представители России участвовали во встрече противоборствующих сторон Украины, которая состоялась в Минске. В результате переговоров стороны достигли кардинального решения остановить противостояние на востоке Украины. Монгольская сторона всецело поддерживает принятие этого важного решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mongolia and the regional integration cooperation

Importance The objective of the article is to make a systematized analysis of Mongolia's participation in the regional integration cooperation. Objectives The article deals with tasks consisting in identifying the trends of the Russian Mongolian and regional integration cooperation through an analysis of Mongolia's involvement into the regional integration cooperation. East Asia is a place, where interests of the States playing a significant role in the contemporary international economic and political relations coincide and overlap. The Asia-Pacific Economic Cooperation (APEC) embarks on more active operations in the region and undertakes joint and collective responsibility for developing common approaches to and milestones of the integration process. I also should mention the Asia-Europe Meeting (ASEM), Association of Southeast Asian Nations (ASEAN), Shanghai Cooperation Association (SCO), Asia-Pacific Economic Cooperation (APEC), etc. The eastbound vector of the Russian politics embraces the region of East Asia. The area also becomes an arena for interests of the Western countries and USA, in particular. Methods To solve the above objective, the research applies the methods of logic and historical study, analysis and synthesis. As for the novelty, the article identifies the trends of Mongolia's participation in the regional integration cooperation. Results The research indicates that Mongolia is an active participant of the integration processes in the region. Mongolia develops economic ties with regional and sub-regional financial and economic structures, APEC and ASEAN. As its priority goal, Mongolia has always considered its membership in regional integration structures that play a leading role in ensuring an economic growth and cooperation, supporting trade and investment relations. Mongolia and Russia closely cooperate within the SCO, where Mongolia acts as the Observer State. Mongolia and Russia confirm that the SCO is a very important platform for developing good relationships among neighboring countries and versatile partnership of Central Asian States. Both countries are willing to activate, as part of the SCO, partnership in such priority areas as energy, transport, information technologies and communications, agriculture, in accordance with the Declaration on the Fifth Anniversary of the Shanghai Cooperation Organization. Conclusions and Relevance I conclude that Mongolia always monitors the complicated situation and circumstances in the world. It attentively follows the Ukrainian conflict. I should mention that Mongolia deliberately adheres to a constructive point of view meaning that the situation should be resolved peacefully using political and diplomatic methods. The Organization for Security and Cooperation in Europe (OSCE) and the Russian officials have recently taken part in the Minsk meeting of the conflicting parties of Ukraine. As a result of the talks, the parties reached a drastic and critical solution on terminating the conflict in the eastern part of Ukraine. Mongolia entirely supports the solution.

Текст научной работы на тему «Монголия и региональное интеграционное сотрудничество»

Международные экономические отношения International Economic Relations - 20 -

УДК 339.5; 339.944.2

МОНГОЛИЯ И РЕГИОНАЛЬНОЕ ИНТЕГРАЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Очирбатын ОЧИРМАА,

аспирантка кафедры

внешнеэкономической деятельности

Российского экономического университета

им. Г.В. Плеханова,

Москва, Российская Федерация

E-mail: ochirmaa_o@yahoo.com

Предмет/тема. Целью статьи является систематизированный анализ участия Монголии в региональном интеграционном сотрудничестве.

Цели/задачи. Задачи, решаемые в статье, заключаются в выявлении тенденций в развитии российско-монгольского и регионального интеграционного сотрудничества на основе анализа участия Монголии в региональном интеграционном сотрудничестве. В Восточной Азии пересекаются и переплетаются интересы стран, играющих большую роль в современных международных экономических и политических отношениях: активизируют свою деятельность Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), принимающее на себя «коллективную ответственность» за разработку общих подходов и ориентиров интеграции, Форум АСЕМ, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), АПЕК и др. Восточный вектор российской политики включает регион Восточной Азии. Восточная Азия -также арена интересов стран Запада, в первую очередь США.

Методология. Для решения поставленной задачи в статье используются методы логического исторического исследования, анализа и синтеза. Новизной статьи является выявление тенденций в участии Монголии в региональном интеграционном сотрудничестве.

Результаты. Показано, что Монголия является активным участником интеграционных процессов в регионе. Она развивает экономические связи с региональными и субрегиональными финансово-экономическими структурами, с АТЭС и АСЕАН. Монголия всегда ставила приоритетной целью членство в региональных интеграционных структурах, играющих ключевую роль в вопросах обеспечения экономического роста и сотрудничества, поддержки торговых и инвестиционных отношений. Между Монголией и

Россией осуществляется тесное сотрудничество в рамках ШОС, в которой Монголия имеет статус наблюдателя. Монголия и Россия констатируют важную роль ШОС в развитии добрососедских отношений и многопланового партнерства между странами Центральной Азии. Обе страны выражают заинтересованность в активизации в рамках ШОС партнерства в таких приоритетных областях, как энергетическая, транспортная, инфокоммуника-ционная, сельскохозяйственная, в соответствии с духом «Декларации 5-летия ШОС».

Выводы/значимость. Сделан вывод, что Монголия постоянно держит в поле зрения сложную международную обстановку. Так, внимательно отслеживается ситуация противостояния в Украине, причем монгольская сторона целенаправленно придерживается конструктивной позиции, суть которой в том, что эту проблему нужно решать мирно, политическими и дипломатическими методами. Недавно Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и представители России участвовали во встрече противоборствующих сторон Украины, которая состоялась в Минске. В результате переговоров стороны достигли кардинального решения -остановить противостояние на востоке Украины. Монгольская сторона всецело поддерживает принятие этого важного решения.

Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион, монголо-российское сотрудничество, АТЭС, АСЕАН, АПЕК, ШОС, саммит АСЕМ

В современном мире возрастает роль региональных организаций, множится их число. Причем при этом растет не только конкуренция, но и происходит создание партнерских отношений между различными структурами. В настоящее время значение

Восточной Азии в глобальной политике, экономике и безопасности продолжает повышаться. Развернувшаяся в сторону внешнего мира Восточная Азия пришла к осознанию важности регионального сотрудничества. В результате был создан целый ряд крупных региональных организаций, объединяющих страны с различными общественно-политическими системами, развитыми и развивающимися экономиками [4, 6-8, 14-16].

Региональное сотрудничество стало определяющим фактором экономической интеграции в Восточной Азии. Интеграция здесь предстает как совокупность политических и экономических процессов, ведущих к созданию общего экономического поля в регионе, углублению доверия между странами, стратегическому партнерству и взаимодействию при сохранении суверенитета и приоритета национальных интересов [1-3, 5, 6, 9-13, 17-19].

Монголия также является участником интеграционных процессов в регионе. Она развивает экономические связи с региональными и субрегиональными финансово-экономическими структурами, с АТЭС и АСЕАН. Начиная с 1991 г. Монголия является членом Азиатского банка развития (АБР), Всемирного банка, Международной финансовой корпорации (МФК) и МВФ. В 1997 г. Монголия вступила в ВТО, в 1998 г. она присоединилась к региональному форуму АСЕМ. В Монголии ведется работа над составлением индивидуального плана действий в рамках программы торгово-инвестици-онной либерализации, которая была утверждена в 1995 г. в Осаке (Япония). Монголия стремится к расширению своей деятельности в исследовательских центрах региона, таких как Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС), причем в 2000 г. она стала ассоциированным членом СТЭС.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС1) и участие в нем Монголии. Большинство интеграционных региональных группировок в мире не могут быть определены четкими географическими параметрами, поскольку их границы меняются в зависимости от приоритетов каждой страны - члена той или иной региональной группировки. К такому типу регионов относится и АТЭС.

1 Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - региональная международная экономическая организация (APEC - сокр. от англ. Asia-Pacific Economic Cooperation Forum), созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. URL: http://apec.primorsky. ru/information/all_about_apec/pec_activities.html.

-15 (300)

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество - это даже не организация, а непрерывно продолжающийся процесс. Идею саммита АТЭС в начале 1989 г. выдвинула Австралия, уже в ноябре была организована первая встреча министров иностранных дел, внешней торговли и экономики 12 стран. На сегодняшний день в АТЭС входят такие ведущие государства, как Россия, КНР, включая Гонконг (специальный административный район КНР), Япония, США, а также целый ряд других государств, определяющих направления региональной интеграции: Австралия, Бруней, Канада, Чили, Индонезия, Япония, Республика Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Мексика, Папуа - Новая Гвинея, Филиппины, Сингапур, Китайская Республика (Тайвань), Таиланд, Перу, Вьетнам. Средний ВВП на душу населения этих стран в 1989 г. составлял 7 989 долл., а в 2011 г. вырос в 2 раза и достиг 14 271 долл. Для сравнения отметим, что средний ВВП на душу населения стран - не членов АТЭС в 1989 г. составлял 5 857 долл., а в 2011 г. вырос всего на 30% и достиг 7 678 долл. Эти цифры являются примером того, как эффективно региональное сотрудничество влияет на экономический рост (см. таблицу).

Валовой внутренний продукт Монголии в 2013 г. составлял 17,064 млрд долл. и снизился вследствие инфляции в 2014 г. на 7,8% до 15,818 млрд долл. Дальнейшая динамика предполагает продолжение снижения ВВП Монголии либо частичную стабилизацию.

Сегодня АТЭС - крупнейшее экономическое объединение (форум), в странах-участницах которого проживает 3 млрд чел., производится 57% ВВП планеты, на которые приходится 47%2 всемирного торгового оборота. Эффективность регионального сотрудничества достигла уровня Евросоюза, политика и деятельность АТЭС продолжают расширяться, став одним из самых влиятельных процессов экономического сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

С момента формирования АТЭС страны АТР, договариваясь между собой, постепенно снижают торгово-инвестиционные тарифы и налоги, решают другие соответствующие вопросы. Поощряя свободную торговлю и капиталовложения между странами - участниками АТЭС, они работают над обеспечением свободного потока товаров, услуг и людей между собой [20-22].

В Ванкувере (Канада) членами АТЭС в 1997 г. стали Перу, Вьетнам и Россия, после чего был уста-

2 URL: http://apec.primorsky.ru/information/all_about_apec/ pec_activities.html.

- 2015-

NATIONAL INTERESTS: priorities and security

Валовой внутренний продукт стран АТР

и Монголии на 2014 и 2020 гг., млрд долл.

Страна 2014 2020, прогноз

Австралия 1 560,60 1 900

Бруней 16,11 15,57

Вьетнам 171,39 222

Гонконг (специальный 274,01 306

административный район КНР)

Демократическая Республика Восточный Тимор 1,62 3,15

Индонезия 868,35 852

Канада 1 825,10 1 829

Кирибати 0,17 0,17

КНР 10 400 12 040

Китайская Республика (Тайвань) 489,21 505

Колумбия 378,15 392

Корейская Народно-Демократическая Республика 14,41 13,74

Коста-Рика 49,62 62,17

Малайзия 312,44 320

Мексика 1 260,91 1 312

Монголия 15,82 16,19

Никарагуа 11,26 11,9

Новая Зеландия 182,59 195

Панама 42,65 69,39

Перу 202,30 219

Республика Корея 1 304,55 1 386

Россия 2 096,78 2 157

Сальвадор 24,26 25,65

Сингапур 297,94 323

США 16 800,00 22 000

Таиланд 387,25 424

Фиджи 4,03 4,02

Филиппины 272,02 321

Чили 277,20 300

Эквадор 90,02 103

Япония 4 901,00 5 938

Источник: Trading Economics. URL: http://ru.tradingeconomics. com/forecast/gdp.

новлен срок в 10 лет для укрепления данной региональной организации. По истечении этого срока стороны договорились обсудить вопрос членства других стран. Также в Ванкувере были установлены критерии для нового членства.

В течение года страны - участники АТЭС организуют экономические и торговые форумы, встречи государственных чиновников и руководящих работников на всех уровнях, а о выполненной деятельности отчитываются в рамках саммита лидеров государств. На этой же встрече представляют крупные планы и решения. Саммит АТЭС в 2014 г. проходил в КНР.

Монголия всегда ставила приоритетной целью внешней политики достижение членства в АТЭС,

играющей главную роль по вопросам обеспечения экономического роста и сотрудничества, поддержки торговых и инвестиционных отношений. Наряду с Монголией подали заявления на членство в АТЭС Индия и Колумбия (Монголия - в 1993 г.).

Основанием для достижения членства в АТЭС является то, что Монголия расположена между двумя странами - членами АТЭС: Россией и КНР. При этом через Монголию проходит самый короткий маршрут для развития транзитной инфраструктуры между Азией и Европой. Со странами - членами АТЭС связаны 86% внешнеторгового оборота и 70% иностранных инвестиций Монголии. Монголия в 1997 г. стала членом ВТО, что, по мнению аналитиков, может помочь стать ей членом АТЭС. Монголия полностью поддерживает и разделяет задачи и принципы АТЭС. Начиная с 1993 г. она выражала заинтересованность в сотрудничестве и дальнейшем членстве в данной международной организации.

Важным критерием участия государства в АТЭС является разработка индивидуального плана действий для участия в коллективных мероприятиях АТЭС. Стремясь полностью обеспечить все критерии для членства в АТЭС (по примеру стран - членов АТЭС), Монголия в 2000 г. разработала «План либерализации торговли и инвестиций», которому следует и по настоящее время.

Следует отметить, что особенно активно Монголия работает над тем, чтобы сделать реальностью членство в АТЭС, в последние 3 года. В саммите АТЭС в 2013 г., который проходил в Индонезии, министр иностранных дел Монголии принимал участие в качестве гостя, приглашенного президентом Индонезии. Тогда же Монголия еще раз затронула вопрос своего членства.

Председатель КНР Си Цзиньпин в 2014 г. пригласил президента Монголии Ц. Элбэгдоржа принять участие в саммите АТЭС и обещал свою поддержку по вопросу членства Монголии в АТЭС. На этой встрече страны - участники АТЭС обсудили вопросы сроков и правил нового членства, но не рассматривали вопрос принятия членами своей организации новые страны [21].

В августе 2014 г. состоялся государственный визит в Монголию Председателя КНР Си Цзинь-пина, во время которого он отметил: «Мы выведем двусторонние отношения до уровня всеобъемлющего стратегического партнерства и продолжительное время будем стабильно развивать его. Мы и в дальнейшем будем развивать дружеские отношения с

соседями, мирно соседствовать, обращаться к ним дружелюбно, честно и справедливо. Мы будем придерживаться политики дружного соседа, спокойного соседа, богатого соседа». Также глава китайского государства сообщил, что КНР будет поддерживать вступление Монголии в члены АТЭС.

В настоящее время Монголия принимает участие в деятельности АТЭС по 4 основным направлениям на правах гостя: внешняя торговля, энергетика, туризм и транспорт. Монголия является одной из самых стремительно развивающихся экономик среди стран АТР.

Тесное сотрудничество со странами - членами АТЭС в области региональной инфраструктуры станет важным фактором для успешного экономического развития Монголии. По мере роста ее экономической мощи возрастет возможность расширения совместной деятельности со странами - членами АПЕК в горнорудной, энергетической и инфраструктурной областях. Членство в АТЭС означает для Монголии расширение рынка и торгово-инвестиционных отношений с соседними государствами в рамках международных правил и соглашений, что позволит частному сектору Монголии расширить свой бизнес в региональном масштабе, вести деятельность, соответствующую международным стандартам, готовить свои профессиональные кадры.

Монголия является страной АТР не только в географическом, но и политическом плане. При участии во всех форумах и мероприятиях различных международных организаций, в том числе и ООН, Монголия всегда относится к странам АТР. У Монголии нет выхода к морю, но ее географическое месторасположение имеет собственные преимущества, потому что через нее проходит самый короткий маршрут между Восточной Азией и Европой. Поэтому данное преимущество предоставляет огромную возможность для экономического сотрудничества стран АТР с Европой.

В настоящее время торговый и грузовой обороты между Азией и Европой, Россией и КНР стремительно растут. Монголия, пользуясь возможностями своего преимущественного географического месторасположения, стремится участвовать в торгово-транспортных отношениях между своими соседями. История Монголии такова, что она всегда соединяла между собой Азию и Европу. Кроме этого, Монголия заинтересована в развитии транзитного коридора для грузового потока между Восточной Азией и Европой через свою территорию совместно с соседними государствами, поэтому

Монголия стремится принять активное участие в региональной сети логистики.

Монголия проявляет активное стремление присоединиться к региональной инфраструктурной сети, в том числе на морском побережье, сформировать благоприятные условия транзитной транспортировки.

Монголия присоединилась к Азиатской авто-дорожной сети и Транс-Азиатской железнодорожной сети, реализуемых в рамках Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Монголия приняла на себя обязательства по строительству автотрасс Азиатской скоростной автодорожной сети направлений АН3, АН32, АН4 по своей территории, причем активно стремится к намеченному.

Началась реализация проекта по строительству нового международного аэропорта в г. Улан-Баторе, который, согласно плану, будет сдан в эксплуатацию в 2016 г. Данный аэропорт должен сформировать необходимые условия, чтобы Монголия смогла стать узловой точкой (хабом) евразийской транзитной транспортировки.

Монголия планирует также строительство железнодорожной инфраструктуры по всей стране длиной примерно 5 600 км в 3 этапа. Реализация 1-го и 2-го этапов строительства железнодорожной сети длиной 1 800 км уже началась в 2013 г.

Вопросы формирования транзитного коридора, которые обсуждались в рамках официальных визитов глав России и КНР в Монголию в 2014 г., помогут сформировать благоприятные условия для расширения экономического сотрудничества со странами АТР, развития взаимовыгодных и равноправных отношений в торговой, инвестиционной, транспортной, сельскохозяйственной и туристской областях.

Монголия выражает готовность принять участие в качестве одной из сторон, реализующих проект «Степная дорога» для строительства 5 линий между Россией и КНР по территории Монголии. Это - авто- и железнодорожные линии и линии электропередач, газо- и нефтепроводы.

С одной стороны, чтобы стать стабильным и надежным партнером на региональном рынке, Монголия встала перед необходимостью строительства новой инфраструктуры, всестороннего участия в региональной инфраструктурной интеграции. С другой стороны, необходимо внедрять высокие технологии и финансировать модернизацию существующей инфраструктуры. Интересы Монголии заключаются не только в экспорте минерального сырья, но и в его переработке в соответствии с современными

требованиями, развитии взаимовыгодного бизнеса с высокой добавочной себестоимостью. Монголия выражает желание активно сотрудничать со всеми в этом направлении.

Россия стала членом АТЭС в 1998 г., Монголия предполагает вступить в АТЭС в ближайшем будущем.

Участие Монголии в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)3. Монголия заинтересована в партнерстве со странами - членами АСЕАН и участии в мероприятиях в Восточной Азии на высшем уровне. В частности, Монголия в 2005 г. присоединилась к Договору о дружбе и сотрудничестве АСЕАН, главному политическому документу Ассоциации, став, таким образом, как и Россия, партнером АСЕАН по политическому диалогу. В ходе переговоров Монголии со странами АСЕАН продолжается поиск форм взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества4.

Участие Монголии в форуме АСЕМ. Президент Монголии Ц. Элбэгдорж принял участие в Х Саммите Азия-Европа - АСЕМ5, проходившем 16.10.2014 г. в Милане (Италия). Особенностью АСЕМ является ориентация не только на обсуждение возникающих проблем, но и на согласование общих позиций, что позволяет главам разных стран

3 Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН, англ. - Association of South East Asian Nations) - политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. Была образована 08.08.1967 в Бангкоке, в ходе подписания «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация». Договорное оформление АСЕАН произошло в 1976 г. в подписанных на о. Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН. Высшим органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств) стран-членов, проходящий с 2001 г. ежегодно. Источник: Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). URL: http://ereport.ru/articles/ecunions/asean.htm.

4 Выступление президента Монгольской организации мира и дружбы Д. Загджава на Международном саммите стран Юго-Восточной Азии, 23.09.2014, Сиань, КНР.

5 ASEM (Asia-Europe Meeting) - Форум «Азия - Европа» -международная организация, объединяющая страны Восточной Азии и Европы. В АСЕМ входит 53 страны, на которые приходится 2/3 мировой торговли и около 60% мирового валового продукта, и 2 международные организации (Европейская комиссия и секретариат АСЕАН). Это - 27 членов ЕС,

3 европейские страны (Норвегия, Хорватия и Швейцария), 10 членов Азиатского союза ASIAN, 10 стран Северо-Восточной Азии, Казахстан, Австралия, КНР, Монголия, Мьянма, Россия, Пакистан, Республика Корея, Новая Зеландия, Индия, Япония. Источник: ASEM InfoBoard. URL: http://aseminfoboard.org; Седьмой саммит Азия-Европа открывается в Китае // РИА «Новости», 24.10.2008.

мира обсуждать возможности решения этих проблем, обмениваться мнениями и предложениями, чтобы разрабатывать единые позиции. Более 60% всемирного торгового оборота происходит между странами АСЕМ.

Монголия считает, что саммит АСЕМ позволит обеспечить региональную интеграцию и стабильное развитие сотрудничества, свободной торговли и энергетики на евразийском уровне.

Монголия отличается уникальным географическим расположением. Монголия располагается между КНР и Россией. Поэтому в концепции внешней политики Монголии отмечено, что приоритетной задачей Монголии является развитие дружеских отношений с двумя соседними государствами. В связи с этим Монголия выдвигает собственные инициативы. Например, в сентябре 2014 г. в Душанбе прошла первая монголо-российско-китайская трехсторонняя встреча, на которой стороны договорились устранить препятствия для развития транзитной транспортировки, инфраструктурного развития и торговли. Развитие монголо-российско-китайского сотрудничества вносит огромный вклад в сближение Азии и Европы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во время Х саммита АСЕМ большинством голосов Монголия избрана следующим организатором и председателем международного форума в 2016 г. Для Монголии это означает, что высокая оценка ее внешней политики получила реальное подтверждение. Проведение саммита АСЕМ является делом чести для каждой страны, а также накладывает большую ответственность. Особенностью проведения XI форума АСЕМ является то, что он станет юбилейным: будет отмечаться 20-летие со дня образования данной организации. Перед саммитом проходят встречи на уровне парламентов, бизнеса и общественно-гражданских организаций, по результатам каждой встречи подписывают определенные документы. Подготовительные работы уже идут полным ходом.

Участие Монголии в рамках Шанхайской организации сотрудничества6. Приоритетной

6 Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - региональная международная организация, основанная в 2001 г. лидерами КНР, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятерки», основанной в результате подписания в 1996-1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. Общая территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн км3, т.е. 60% территории Евразии. Общая численность населения стран

-15 (300) - 2015-

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: NATIONAL INTERESTS:

приоритеты и безопасность priorities and security

задачей Монголии является развитие отношений и сотрудничества со странами Азии, оптимальное участие в региональной интеграции. Монголия прилагала и продолжает прилагать усилия для участия в совместной деятельности, направленной на решение проблем в Азии и во всем мире. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) становится механизмом, играющим важную роль в обеспечении стабильности, мира и безопасности не только в Центральной Азии, но и в мире в целом, в развитии и расширении сотрудничества в экономике, в других отраслях, в расширении и укреплении взаимодействия в обеспечении общих прав и интересов человечества. Поэтому Монголия придает большое значение деятельности ШОС [8].

Монголия в 2004 г. получила статус наблюдателя в ШОС. В работе саммита ШОС глава монгольского государства участвовал 6 раз. Монголия целенаправленно придерживается политики по активному развитию отношений и сотрудничества со странами - членами этой организации, с ее наблюдателями и с государствами, участвующими в ее работе и переговорах.

Президент Монголии Ц. Элбэгдорж 11.09.2014 принял участие в 14-м заседании Совета глав государств стран - членов ШОС, состоявшемся в Душанбе (Таджикистан). Во время участия в заседании прошла трехсторонняя встреча президента Монголии Ц. Элбэгдоржа, президента России В.В. Путина и председателя КНР Си Цзиньпина. Это было важное историческое событие, главной целью которого было согласование Улан-Баторской встречи на высшем уровне Монголии, России и КНР и ее последующем проведении каждые 3 года. Это была инициатива, выдвинутая президентом Монголии Ц. Элбэгдоржем7. Монголия считает, что она

ШОС составляет 25% населения планеты. Экономика КНР -2-я в мире по ВВП после США (также уступает суммарному ВВП ЕС). ШОС не является военным блоком (как, например, НАТО) или открытым регулярным совещанием по безопасности (как, например, АРФ АСЕАН), а занимает промежуточную позицию. Главными задачами организации провозглашены: укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. Источник: Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). URL: http:// bruma.ru/enc/istoriya/SHANHASKAYA_ORGANIZATSIYA_ SOTRUDNICHESTVA_SHOS.html.

7 Интервью президента Монголии Цахиагийна Элбэгдоржа. 16.10.2014. Милан, Италия // Сайт президента Монголии Цахиагийна Элбэгдоржа. URL: http://president.mn.

является для России самым близким и надежным транзитным инфраструктурным узлом из Европы в Азию, а для КНР - из Азии в Европу. Поэтому для Монголии очевидно, что есть причины для организации в ее столице саммита лидеров трех соседних государств.

Монголия, соседствующая с двумя ядерными державами, 20 лет назад объявила о том, что ее территория является безъядерной зоной. Монголия активно работает над тем, чтобы сделать этот свой статус механизмом. В сентябре 2012 г. 5 ядерных держав признали статус безъядерной зоны Монголии и провозгласили, что будут с уважением относиться к этому статусу и не предпримут шаги, противоречащие ему. Этим Монголия наглядно продемонстрировала, что может вносить свой весомый вклад в формирование мира, свободного от ядерного оружия.

Приоритетным направлением Концепции национальной безопасности Монголии является укрепление мира и стабильности в Северо-Восточной Азии. Открытый взаимный обмен мнениями служит толчком для развития доверительных отношений между странами. Монголия в рамках развития двусторонних и многосторонних отношений, активизации диалогов и переговорных процессов со странами Северо-Восточной Азии выдвинула инициативу по совершенствованию безопасности в Северо-Восточной Азии «Улан-Баторские диалоги», причем в июне 2014 г. организовала встречу в Улан-Баторе с участием ученых и различных исследователей. В ее рамках были организованы встреча женщин -членов парламентов стран Северо-Восточной Азии, Международный научный форум, встреча мэров городов Северо-Восточной Азии.

«Улан-Баторские диалоги» нацелены на обеспечение безопасности в регионе, его стабильного развития, призваны оказывать поддержку участию сторон в диалогах и переговорных процессах. Наряду с этим встреча «Улан-Баторские диалоги» направлена на ознакомление, в первую очередь, с широким спектром проблемных аспектов региона и на их регулирование путем развития конструктивного сотрудничества. В частности, это вопросы экономической интеграции региона, охраны окружающей среды, нетрадиционных угроз и др.

Монголия является единственным в мире государством со всеобъемлющими стратегическими партнерскими отношениями [20]. Монголия в своей внешней политике открыто провозгласила, что она будет дружески относиться ко всем странам мира, развивать взаимовыгодное сотрудничество, вносить

свой вклад в решение насущных проблем, с которыми сталкивается мировое сообщество.

По мере усиления экономического потенциала Монголии увеличиваются ее возможности для наращивания многостороннего и взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами АТР в горнорудной отрасли, в сферах энергетики и инфраструктуры.

Монголия в дальнейшем будет активнее работать и сотрудничать для обеспечения мира и безопасности в Азии. А также активизирует сотрудничество со странами, которые осуществляют деятельность во имя развития, процветания народов.

Монголо-российское сотрудничество в деятельности международных организаций. Монголия и Российская Федерация выступают за дальнейшее развитие интеграционных процессов в АТР и его восточно-азиатской части, предпринимаемых по линии АСЕАН, АТЭС и ШОС, которые представляют собой многосторонние инструменты решения экономических проблем в интересах стран региона. Свое намерение тесно сотрудничать в обеспечении безопасности в АТР, в том числе в рамках регионального форума АСЕАН по безопасности, Диалога по сотрудничесту в Азии и других многосторонних объединений, стороны подтвердили в Совместном монголо-российском коммюнике8 от 14.04.2008.

В двусторонних отношениях при рассмотрении актуальных международных проблем Монголия и Россия проявляют близость или совпадение подходов, признавая, что в условиях формирующегося многополярного миропорядка, растущей взаимозависимости стран и регионов разногласия и кризисные ситуации в отношениях между странами должны регулироваться политико-дипломатическими средствами. Причем исходить следует из последовательного следования нормам и принципам международного права, действовать всегда в строгом соответствии с Уставом ООН и решениями Совета Безопасности ООН.

Главная общая задача монгольской и российской дипломатии на восточно-азиатском направлении -занятие Монголией и Россией достойного места в механизмах коллективного обеспечения стабильности и безопасности в этом стратегически важном для них и экономически перспективном регионе9.

8 Совместное монголо-российское коммюнике. Сообщение МИД Монголии. Апрель 2008.

9 Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2007 г. // Обзор МИД России. Март 2008.

-15 (300)

Здесь взаимная поддержка сторон ощущается на разных уровнях и подтверждается документально. В монголо-российском договоре от 1993 г. (ст. 6) зафиксировано, что «стороны будут развивать сотрудничество двух государств в рамках ООН и других международных организаций в интересах решения актуальных международных проблем мира и безопасности, обеспечения устойчивого экономического развития, охраны окружающей среды и других проблем на глобальном и региональном уровнях»10. Это положение неизменно подчеркивается в принимаемых на высшем уровне двусторонних документах. Например, в Улан-Баторской декларации (2000 г.) сторонами была подчеркнута особая важность безблокового развития межгосударственных отношений в Азии, а также вновь подтверждено, что Монголия и Россия не будут участвовать в каких-либо военно-политических союзах, направленных друг против друга, причем обязуются не заключать с третьими странами каких-либо договоров и соглашений, противоречащих интересам суверенитета и независимости другой стороны11.

Монголия в октябре 2006 г. официально подтвердила свое согласие на вступление России в ВТО12. Со своей стороны Россия поддерживает усилия Монголии, которые та предпринимает для включения в АТЭС.

Монголия и Россия выступают за дальнейшее развитие интеграционных процессов в АТР, неизменно подчеркивают важность усилий, предпринимаемых по линии саммитов АТЭС и АСЕАН, считая эти организации эффективными многосторонними инструментами решения экономических проблем в интересах стран мира. Правительство Монголии в 2002 г. приняло специальное постановление по вопросу об обеспечении подготовки к вступлению в АТЭС. Российская Федерация приветствует стремление Монголии стать участником этого форума и выражает готовность поддержать ее кандидатуру в случае принятии в АТЭС консенсуального решения о расширении численного состава.

Монголия и Россия являются членами Регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ) -ключевого механизма межправительственного диалога по проблемам мира и стабильности в АТР,

10 Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Монголией и Российской Федерацией, 03.06.1993, № 5100-1. URL: http://docs.cntd.ru/document/8314343.

11 Улан-Баторская декларация от 2000 г URL: http://kremlin.ru.

12 Россия и Монголия завершили двусторонние переговоры по присоединению РФ к ВТО // РИА Новости, 07.10.2005.

- 2015-

который, по оценке МИД России, в перспективе может стать платформой для формирования системы коллективной региональной безопасности. Монголия использует трибуну АРФ для ознакомления его членов с направлениями своей политики в области безопасности и своих возможностях сотрудничества в этой области. В частности, в Улан-Баторе был организовал семинар на тему: «Изменения в концепции безопасности в странах АРФ».

Определилось «соседство» Монголии и России и за столом переговоров о членстве в Евразийском

13

экономическом союзе13.

Между Монголией и Россией осуществляется тесное сотрудничество в рамках ШОС, где Монголия имеет статус наблюдателя. Монголия и Россия констатируют важную роль ШОС в развитии добрососедских отношений и многопланового партнерства между странами Центральной Азии. Обе страны выражают заинтересованность в активизации в рамках ШОС партнерства в таких приоритетных областях, как энергетическая, транспортная, инфокоммуникационная, сельскохозяйственная, в соответствии с духом «Декларации 5-летия ШОС». Между ними существует договоренность об обмене информацией и проведении двусторонних и многосторонних консультаций по вопросам укрепления деятельности ШОС как действенного механизма совместной работы государств - членов и наблюдателей ШОС по широкому кругу вопросов, затрагивающих их интересы.

Важными событиями в рамках политического диалога на международной арене стали так называемый мини-саммит глав Монголии и России «на полях» заседания Совета глав государств - членов ШОС в Бишкеке (Киргизия) в августе 2007 г. и Ташкенте (Узбекистан) в июне 2006 г.14.

Активизация внешнеполитической деятельности Монголии и России наметилась в рамках Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). ЭСКАТО, одна из пяти региональных комиссий ООН, обеспечивает содействие социально-экономическому развитию стран Азии и Тихого океана, координирует взаимодействие с другими учреждениями ООН на

13 Выступление президента Монголии Цахиагийн Элбэгдоржа на круглом столе «Укрепление партнерских отношений в инфраструктурной области», организованном в рамках саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (APEC Economic Leader's Week), 9-11.11.2014, Пекин.

14 Синяя книга по внешней политике Монголии - 2006 (Монгол Улсын Гадаад бодлогын хех ном 2006). Улан-Батор, 2006.

-15 (300)

субрегиональном, региональном и межрегиональном уровнях.

Для развития интеграции в Восточной Азии особое значение получило инфраструктурное направление деятельности указанной комиссии. Решение о распространении на Российскую Федерацию географической зоны ответственности ЭСКАТО было принято в 1995 г. Благодаря этому решению Россия обрела статус «регионального члена» и получила возможность полноценного подключения к программам комиссии, в том числе и к комплексному плану по развитию инфраструктуры наземного транспорта в Азии (АЛТИД), имеющему важное значение для Монголии.

У Монголии и России есть много направлений сотрудничества в рамках АТР, в том числе по топливно-энергетическому комплексу.

Спецслужбы США, стран - членов НАТО организуют в Ливии, Ираке, Афганистане, Югославии, Сирии, Украине настоящую гражданскую войну. Кризис в настоящее время является острой проблемой, охватывающей не только конкретные регионы, но и мир в целом. Монголия целенаправленно придерживается конструктивной позиции, суть которой в том, что эту проблему нужно решать исключительно мирно, политическими и дипломатическими методами. Недавно Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и представители России участвовали во встрече противоборствующих сторон Украины, состоявшейся в Минске. В результате переговоров стороны достигли долгожданного решения - остановить огонь на востоке Украины. Монгольская сторона всецело поддерживает принятие этого важного решения. Монголия полностью разделяет последовательную позицию России по обеспечению мира, а также смелые и ответственные решения Президента России В.В. Путина по пресечению возможной военной угрозы.

Список литературы

1. ДугаржавЛ., Бадарч Д., Ганболд А., Лундэн-базарХ., ПоповМ.А., Филин С.А. Монголия: проблемы привлечения прямых инвестиций в экономику // Финансы и кредит. 2006. № 30. С. 80-89.

2. Дугаржав Л., Бадарч Д., Ганболд А., Лундэн-базарХ., ПоповМ.А., Филин С.А. Монголия: проблемы привлечения прямых инвестиций в экономику // Финансы и кредит. 2006. № 31. С. 65-74.

3. Дугаржав Л. Монголия - привлекательная страна для иностранных инвестиций // Инвестиции в России. 2006. № 5. С. 9-12.

- 2015-

NATIONAL INTERESTS: priorities and security

4. Дугаржав Л. Фронт Цэгмид - символ вечной и нерушимой дружбы народов Монголии и России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 15. С. 7-21.

5. Дугаржав Л., Филин С.А. Инновационное взаимодействие России и Монголии: монография. Монголия, Улан-Батор: АДМОН. 2014. 510 с.

6. Дугаржав Л., Филин С.А. Россия и Монголия: Крым и события на Украине // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 39. С. 32-49.

7. Зимонин В.П. Шанхайская организация сотрудничества и евразийское измерение безопасности // Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития: мат-лы круглого стола. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2008. 202 с.

8. Клименко А. Ф. Перспективы развития военно-политической обстановки в Центральной Азии. Взаимодействие ОДКБ и ШОС по обеспечению региональной безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 30. С. 39-47.

9. ЛундэнбазарХ. Программно-целевой подход к развитию малого и среднего предпринимательства // Проблемы коммерциализации научных исследований как основы модернизации экономики региона. Инновационные направления развития малого и среднего предпринимательства: материалы Между-нар. науч.-практ. конф., 20-22 мая 2010 г. Ч. 1 / под науч. ред. В.И. Самарухи. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. С.42-48.

10. ЛундэнбазарХ., Филин С.А. Малое и среднее предпринимательство в Монголии: коллективная монография. ФРГ, Саарбрюккен: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 280 с.

11. ОюунцэцэгЛ., ЛундэнбазарХ. Современные тенденции инвестирования в развитие монгольской экономики // Инвестиции в России. 2007. № 12. С.19-28.

12. Очирмаа Очирбатын. Торгово-экономическое сотрудничество Монголии и Российской Федерации: современное состояние и перспективы // Финансы и кредит. 2008. № 39. С. 66-69.

13. Очирмаа Очирбатын. Основные тенденции в торгово-экономическом сотрудничестве России, Монголии и Китая // Финансы и кредит. 2009. № 4. С. 67-72.

14. Параскева С.Б., Дугаржав Л., Филин С.А. Современное развитие инновационного взаимо-

действия сферы малого и среднего предпринимательства России и Монголии как продолжение многовековых российско-монгольских отношений // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 15. С. 7-21.

15. Параскева С.Б., Филин С.А. Антикризисная политика России и Монголии: формирование региональной инновационной системы // Проблемы коммерциализации научных исследований как основы модернизации экономики региона. Инновационные направления развития малого и среднего предпринимательства: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 20-22 мая 2010 г. Ч. 1 / под науч. ред. В.И. Самарухи. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. С. 80-85.

16. Параскева С.Б., Филин С.А. Сотрудничество Монголии и России в сфере малого и среднего предпринимательства // Проблемы коммерциализации научных исследований как основы модернизации экономики региона. Инновационные направления развития малого и среднего предпринимательства: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 20-22 мая 2010 г. Ч. 1 / под науч. ред. В.И. Самарухи. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. С. 96-104.

17. Параскева С.Б., ЛундэнГ., Филин С.А. Современные формы взаимодействия инновационного малого и среднего бизнеса России и Монголии // Инвестиции в России. 2010. № 12. С. 13-22.

18. Параскева С.Б., Филин С.А. Состояние и перспективы российско-монгольского делового сотрудничества в инновационной сфере // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 3. С. 41-49.

19. Параскева С.Б., ПоповМ.А. Сотрудничество России и Монголии в сфере бизнеса и образования // Инвестиции в России. 2007. № 4. С. 3-9.

20. Россия и Монголия на пути стратегического партнерства / отв. ред. Р.Б. Рыбаков, Л. Хайсандай. Москва, Улан-Батор: Институт востоковедения РАН, Институт международных исследований АН Монголии, 2011. 440 с.

21 . Саруул Б. Причины, почему мы выделяем АТЭС // Газета «Монголия сегодня». № 46. 09.11.2014.

22. Сабиров Р.Т. Между прошлым и будущим: процессы трансформации в Монголии в 1990-е -начале 2000 гг. // Позиции России в АТР: сборник статей. М.: Ключ, 2007. С. 227-241.

National Interests: Priorities and Security International Economic Relations

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

MONGOLIA AND THE REGIONAL INTEGRATION COOPERATION

Ochirbatyn OCHIRMAA

Abstract

Importance The objective of the article is to make a systematized analysis of Mongolia's participation in the regional integration cooperation. Objectives The article deals with tasks consisting in identifying the trends of the Russian Mongolian and regional integration cooperation through an analysis of Mongolia's involvement into the regional integration cooperation. East Asia is a place, where interests of the States playing a significant role in the contemporary international economic and political relations coincide and overlap. The Asia-Pacific Economic Cooperation (APEC) embarks on more active operations in the region and undertakes joint and collective responsibility for developing common approaches to and milestones of the integration process. I also should mention the Asia-Europe Meeting (ASEM), Association of Southeast Asian Nations (ASEAN), Shanghai Cooperation Association (SCO), Asia-Pacific Economic Cooperation (APEC), etc. The eastbound vector of the Russian politics embraces the region of East Asia. The area also becomes an arena for interests of the Western countries and USA, in particular. Methods To solve the above objective, the research applies the methods of logic and historical study, analysis and synthesis. As for the novelty, the article identifies the trends of Mongolia's participation in the regional integration cooperation. Results The research indicates that Mongolia is an active participant of the integration processes in the region. Mongolia develops economic ties with regional and sub-regional financial and economic structures, APEC and ASEAN. As its priority goal, Mongolia has always considered its membership in regional integration structures that play a leading role in ensuring an economic growth and cooperation, supporting trade and investment relations. Mongolia and Russia closely cooperate within the SCO, where Mongolia acts as the Observer State. Mongolia and Russia confirm that the SCO is a very important platform for developing good relationships among neighboring countries and versatile partnership of Central Asian States. Both countries are willing to activate, as part of the SCO,

partnership in such priority areas as energy, transport, information technologies and communications, agriculture, in accordance with the Declaration on the Fifth Anniversary of the Shanghai Cooperation Organization.

Conclusions and Relevance I conclude that Mongolia always monitors the complicated situation and circumstances in the world. It attentively follows the Ukrainian conflict. I should mention that Mongolia deliberately adheres to a constructive point of view meaning that the situation should be resolved peacefully using political and diplomatic methods. The Organization for Security and Cooperation in Europe (OSCE) and the Russian officials have recently taken part in the Minsk meeting of the conflicting parties of Ukraine. As a result of the talks, the parties reached a drastic and critical solution on terminating the conflict in the eastern part of Ukraine. Mongolia entirely supports the solution.

Keywords: Asian-Pacific region, cooperation between Mongolia and Russia, APEC, ASEAN, SCO, summit, ASEM

References

1. Dugarzhav L., Badarch D., Ganbold A., Lunden-bazar Kh., Popov M.A., Filin S.A. Mongoliya: prob-lemy privlecheniya pryamykh investitsii v ekonomiku [Mongolia: issues of attracting foreign direct investment in the economy]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2006, no. 30, pp. 80-89.

2. Dugarzhav L., Badarch D., Ganbold A., Lunden-bazar Kh., Popov M.A., Filin S.A. Mongoliya: prob-lemy privlecheniya pryamykh investitsii v ekonomiku [Mongolia: issues of attracting foreign direct investment in the economy]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2006, no. 31, pp. 65-74.

3. Dugarzhav L. Mongoliya - privlekatel'naya strana dlya inostrannykh investitsii [Mongolia is an attractive country for foreign investment]. Investitsii v Rossii = Investments in Russia, 2006, no. 5, pp. 9-12.

4. Dugarzhav L. Front Tsegmid - simvol vechnoi i nerushimoi druzhby narodov Mongolii i Rossii [The

front of Tsegmid is a symbol of eternal and indestructible friendship of the peoples of Mongolia and Russia].

Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2012, no. 15, pp. 7-21.

5. Dugarzhav L., Filin S.A. Innovatsionnoe vzaimodeistvie Rossii i Mongolii: monografiya [Innovative cooperation between Russia and Mongolia: a monograph]. Mongolia, Ulan Bator, ADMON Publ., 2014, 510 p.

6. Dugarzhav L., Filin S.A. Rossiya i Mongoliya: Krym i sobytiya na Ukraine [Russia and Mongolia: Crimea and the situation in Ukraine]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2014, no. 39, pp. 32-49.

7. Zimonin V.P. [The Shanghai Cooperation Organization and the Eurasian measure of security]. Shankhaiskaya organizatsiya sotrudnichestva: k novym rubezham razvitiya: materialy kruglogo stola [Proc. Round Table "The Shanghai Cooperation Organization: towards new frontiers of development"]. Moscow, Institute of Far East RAS Publ., 2008, 202 p.

8. Klimenko A.F. Perspektivy razvitiya voenno-politicheskoi obstanovki v Tsentral'noi Azii. Vzaimodeistvie ODKB i ShOS po obespecheniyu regional'noi bezopasnosti [Prospects for unfolding the military and political situation in Central Asia. The interaction of the CSTO and SCO in ensuring the regional security]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2014, no. 30, pp. 39-47.

9. Lundenbazar Kh. [The program and targeted approach to the development of small and medium-sized business]. Problemy kommertsializatsii nauchnykh issledovanii kak osnovy modernizatsii ekonomiki re-giona. Innovatsionnye napravleniya razvitiya malogo i srednego predprinimatel 'stva: materialy mezhdunar-odnoi nauchno-praktiсheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. "Issues of commercializing researches as the basis for improvement of the region's economy. Innovative directions for developing small and medium-sized businesses"]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2010, vol. 1, pp. 42-48.

10. Lundenbazar Kh., Filin S.A. Maloe i sred-nee predprinimatel 'stvo v Mongolii: kollektivnaya monografiya [Small and medium-sized business in Mongolia: a collective monograph]. Germany, Saarbrücken, LAP Lambert Academic Publishing, 2012, 280 p.

11. Oyuuntsetseg L., Lundenbazar Kh. Sovremen-nye tendentsii investirovaniya v razvitie mongol'skoi ekonomiki [Modern trends for investing in the develop-

ment of the Mongolian economy]. Investitsii v Rossii = Investments in Russia, 2007, no. 12, pp. 19-28.

12. Ochirmaa Ochirbatyn. Torgovo-ekonom-icheskoe sotrudnichestvo Mongolii i Rossiiskoi Fed-eratsii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy [Trade and economic cooperation between Mongolia and the Russian Federation: the current status and prospects]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2008, no. 39, pp.66-69.

13. Ochirmaa Ochirbatyn. Osnovnye tendentsii v torgovo-ekonomicheskom sotrudnichestve Rossii, Mongolii i Kitaya [Major trends in trade and economic cooperation of Russia, Mongolia and China]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2009, no. 4, pp. 67-72.

14. Paraskeva S.B., Dugarzhav L., Filin S.A. Sovremennoe razvitie innovatsionnogo vzaimode-istviya sfery malogo i srednego predprinimatel'stva Rossii i Mongolii kak prodolzhenie mnogovekovykh rossiisko-mongol'skikh otnoshenii [Modern development of the innovative interaction of small and medium-sized business of Russia and Mongolia to continue the centuries of long-standing relations between Russia and Mongolia]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost ' = National Interests: Priorities and Security, 2009, no. 15, pp. 7-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Paraskeva S.B., Filin S.A. [The anti-crisis policy of Russia and Mongolia for shaping the regional innovation system]. Problemy kommertsializatsii nauchnykh issledovanii kak osnovy modernizatsii ekonomiki regiona. Innovatsionnye napravleniya razvitiya malogo i srednego predprinimatel 'stva: materialy mezhdunar-odnoi nauchnoi konferetsii [Proc. Int. Sci. Conf. "Issues of commercializing researches as the basis for improvement of the region's economy. Innovative directions for developing small and medium-sized businesses"]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2010, vol.1, pp. 80-85.

16. Paraskeva S.B., Filin S.A. [Cooperation of Mongolia and Russia in the field of small and medium-sized businesses]. Problemy kommertsializatsii nauchnykh issledovanii kak osnovy modernizatsii ekonomiki regiona. Innovatsionnye napravleniya razvitiya malogo i srednego predprinimatel 'stva: materialy mezhdunar-odnoi nauchnoi konferetsii [Proc. Int. Sci. Conf. "Issues of commercializing researches as the basis for improvement of the region's economy. Innovative directions for developing small and medium-sized businesses"]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2010, vol. 1, pp. 96-104.

17. Paraskeva S.B., Lunden G., Filin S.A. Sovre-mennye formy vzaimodeistviya innovatsionnogo malo-

go i srednego biznesa Rossii i Mongolii [Modern forms of the interaction of small and medium-sized businesses in Russia and Mongolia]. Investitsii v Rossii = Investments in Russia, 2010, no. 12, pp. 13-22.

18. Paraskeva S.B., Filin S.A. Sostoyanie i per-spektivy rossiisko-mongol'skogo delovogo sotrud-nichestva v innovatsionnoi sfere [The condition and prospects of the Russian-Mongolian business cooperation in innovation]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2011, no. 3, pp. 41-49.

19. Paraskeva S.B., Popov M.A. Sotrudnichestvo Rossii i Mongolii v sfere biznesa i obrazovaniya [Cooperation of Russia and Mongolia in business and education]. Investitsii v Rossii = Investments in Russia, 2007, no. 4, pp. 3-9.

20. Rossiya i Mongoliya na puti strategicheskogo partnerstva [Russia and Mongolia on the way of a strategic partnership]. Moscow, Ulan Bator, Institute of Oriental Studies of RAS, Institute of International

Research of Mongolian Academy of Sciences Publ., 2011, 440 p.

21. Saruul B. Prichiny, pochemu my vydelyaem ATES [The reasons why we distinguish APEC]. Mongoliya segodnya = Mongolia Now, 2014, no. 46. (accessed 09.11.2014).

22. Sabirov R.T. Mezhduproshlym i budushchim: protsessy transformatsii v Mongolii v 1990-e - nachale 2000 gg. Vkn.: Pozitsii Rossii v Aziatsko-Tikhookean-skom regione [Between the Past and the Future: transformation processes in Mongolia in the 1990s - early 2000s. In: The position of Russia in the Asia-Pacific region]. Moscow, Klyuch Publ., 2007, pp. 227-241.

Ochirbatyn OCHIRMAA

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation ochirmaa_o@yahoo.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.