Научная статья на тему 'РОССИЯ И ОБЪЕДИНЕНИЯ СТРАН АТР'

РОССИЯ И ОБЪЕДИНЕНИЯ СТРАН АТР Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

247
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОССИЯ И ОБЪЕДИНЕНИЯ СТРАН АТР»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АТР

РОССИЯ И ОБЪЕДИНЕНИЯ СТРАН АТР А.Л. Абрамов, В.И. Курилов, И.И. Меламед, Е.А. Терентьева*

Последние годы характеризуются резким возрастанием роли России в международных объединениях. Так, в 2010 г. Россия вступила в форум "Азия — Европа" (АСЕМ) по азиатской квоте, т.е. как азиатская страна; в Балийский демократический форум (БДФ); в 2011 г. оформила свое участие в Восточноазиатских саммитах. В 2013 г. представитель России станет Генеральным секретарем Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а роль хозяйки ШОС перейдет от Киргизии к России.

Созданная во Владивостоке к саммиту АТЭС самая современная в России инфраструктура для проведения крупных международных форумов позволяет городу в будущем претендовать на проведение самых статусных мероприятий, включая саммиты G20, ШОС, ДСА, СВМДА, РИК, БРИКС и т.д.

Глобализация и регионализация в АТР

Процессы глобализации и сопутствующей ей унификации стали объективной реальностью современного мира, все более размывая гегемонию одной сверхдержавы — США. Однако глобализация имеет как позитивные (повсеместное распространение технических достижений, средств коммуникации, методов управления, широкая информатизация общества), так и негативные (неравномерность распределения получаемых возможностей и прибылей, приводящая к растущему неравенству, вызовы суверенитету стран и связанные с ними угрозы безопасности и потери самобытности национальных культур) последствия для цивилизации.

Формирующийся порядок, регулирующий взаимодействие участников международных отношений, вследствие глобализации становится изначально общемировым. Без постоянного поддерживания баланса сил возникают ситуации нестабильности, способные перерасти в крупномасштабные военные действия и привести к возникновению нового мирового порядка.

В условиях глобализации национальные экономические интересы России направлены на долгосрочное развитие хозяйства как целостной и конкурентоспособной структуры. Развитие России невозможно без балансирования между масштабной и полноценной интеграцией в мировое хозяйство и отстаиванием своего суверенитета и национальных интересов, направленных на гармоничное социально-экономическое развитие.

В сложившемся однополярном мире начала XXI в. отдельные государства сами по себе не способны противопоставить себя центру силы, поэтому за счет различных

* Абрамов Александр Львович — кандидат технических наук, профессор кафедры математических методов в экономике школы естественных наук Дальневосточного федерального университета, г. Владивос-ток.Е-mail: abramov@imcs.dvgu.ru;

Курилов Владимир Иванович — заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, г. Владивосток;

Меламед Игорь Ильич — кандидат технических наук, генеральный директор ЗАО "Международный центр развития регионов", г. Москва. E-mail: info@mfrr.ru;

Терентьева Елена Алексеевна — советник генерального директора ЗАО "Международный центр развития регионов", г. Москва.

объединений государств в блоки происходит постоянное изменение соотношения между глобальными и региональными составляющими мировой политики, т.е. сама глобализация породила процесс регионализации.

Экономическим итогом первого десятилетия XXI в. явилось то, что тихоокеанское кольцо государств стало двигателем глобального развития мирового хозяйства. От стран АТР во все большей степени зависит состояние глобальной политики, международных отношений и дальнейшее развитие мировой экономики и человеческой цивилизации.

В современном мире для формирования сообществ различных государств необходимо наличие ряда предпосылок и признаков. К ним можно отнести общность политических целей, принципиальное единство экономических систем, развитый характер интеграционных связей, унификацию таможенных и торговых режимов, сближение правовых норм, наличие общей гуманитарной составляющей.

Процесс создания многоуровневых структур в АТР отличается значительной спецификой. С одной стороны, идет формирование полицентричной международной системы, с другой стороны, особенно остро в АТР, проявляются проблемы, характеризующиеся целым рядом вызовов и угроз, сочетающихся с застарелыми, но потенциально взрывоопасными региональными конфликтами и территориальными спорами.

Большая часть международных объединений в АТР возникла во второй половине XX в. в условиях холодной войны, когда особо значимым было противостояние двух социально-экономических систем — социалистической и капиталистической.

Основными факторами, способствующими развитию интеграционных процессов в АТР, являются следующие:

- динамичный экономический рост развивающихся стран Восточной Азии на протяжении нескольких десятилетий;

- высокая степень торговой взаимозависимости на региональном уровне;

- значительная инвестиционная и технологическая взаимозависимость, высокий уровень развития информационных технологий;

- неравномерность распределения рабочей силы.

К факторам, препятствующим интеграционным процессам в АТР, можно отнести:

- высокую степень социокультурной и политической разнородности среди стран региона;

- существенную дифференциацию в уровнях экономического развития и среднедушевых доходах;

- схожесть структуры производства и экспорта ряда стран;

- соперничество за лидерство в регионе между США и Китаем, между Японией и Китаем;

- опасения США по поводу возникновения в регионе замкнутого блока без их участия;

- исторические и территориальные конфликты между странами.

В отличие от Европы, в АТР интеграция развивается не в связи с усилиями правительств, а благодаря взаимодействию частных экономических субъектов. В результате в АТР возникли сложные и переплетающиеся структуры экономического сотрудничества, которые базируются на взаимных инвестициях, производственных сетях и торговле.

Наряду с крупными организациями и объединениями Юго-Восточной и Южной Азии в последнее время получили распространение двусторонние и многосторонние преференциальные соглашения между странами региона. Активно развиваются трансграничные зоны экономического роста, которые объединяют географически близкие районы двух, трех и более стран на основе совместного использования фак-

торов производства — капиталов, товаров, услуг, природных ресурсов. Важнейшими элементами сотрудничества в АТР в настоящее время являются АСЕАН, Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ) и механизмы диалоговых отношений АСЕАН, такие как "АСЕАН +1", "АСЕАН +3" и др., а также целый ряд региональных организаций, среди которых можно выделить наиболее крупные, участие в которых России наиболее значимо:

- Форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС);

- Форум "Азия — Европа" (АСЕМ);

- Диалог по сотрудничеству в Азии (ДСА);

- Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА);

- Шанхайская организация сотрудничества (ШОС);

- Формат сотрудничества "Россия — Индия — Китай" (РИК);

- Формат сотрудничества "Бразилия — Россия — Индия — Китай — Южно-Африканская Республика" (БРИКС).

Россия и АСЕАН

Начиная с 1991 г. Россия стала принимать участие в совещательных заседаниях на встречах министров Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В 1996 г. она получила статус партнера по диалогу с АСЕАН, что является высшей ступенью сотрудничества Ассоциации с внерегиональными странами.

Первый саммит Россия — АСЕАН состоялся в 2005 г. На нем были рассмотрены вопросы перспектив развития взаимодействия России и АСЕАН по конкретным проектам в сферах энергетики, науки и технологий, реагирования на чрезвычайные ситуации и туризма. Значительным шагом во взаимодействии стало создание финансового Фонда Сотрудничества Россия — АСЕАН (Фонд), функционирование которого обеспечило осуществление совместных программ и проектов. Фонд — некоммерческая структура и открыт для участия в нем государственных, общественных и частных организаций. Основная его задача — продвижение национальных интересов России в АТР, координация усилий российских предпринимателей и организаций, отбор, экспертиза и финансирование совместных проектов и программ в области торгово-экономического, научно-технологического, инвестиционного, культурного и иного сотрудничества. За 2007—2009 гг. Россия внесла в Фонд 1,75 млн долл.

Второй саммит Россия — АСЕАН состоялся в 2010 г. На нем было принято совместное заявление, отражающее общие подходы сторон к формированию архитектуры безопасности и сотрудничества в АТР, и определены основные направления развития диалога Россия — АСЕАН на ближайшую перспективу.

В настоящее время среди направлений сотрудничества России и АСЕАН можно выделить следующие:

- энергетическая Рабочая программа Россия — АСЕАН на 2010—2015 гг., включающая как традиционные направления (нефть, газ, электроэнергия), так и вопросы возобновляемой энергетики, использования экологически чистых технологий;

- участие России в реализации программ, нацеленных на сокращение разрыва в уровнях развития между членами АСЕАН;

- участие России в проектах по освоению субрегиона Большого Меконга;

- развитие экономических связей, в том числе разработка соглашения о свободной торговле со странами АСЕАН;

- полномаштабное участие России в ликвидации последствий природных катаклизмов и т.д.

Россия и АРФ

В 1993 г. России было предложено стать членом Регионального форума АСЕАН по безопасности, ее участие в котором началось в 1994 г. Основные задачи АРФ состоят в стимулировании конструктивного диалога и консультаций по вопросам политики и безопасности, внесении весомого вклада в усилия, направленные на создание доверительных отношений и превентивной дипломатии в АТР.

Главные направления деятельности АРФ: противодействие терроризму и транснациональной преступности, чрезвычайное реагирование, нераспространение оружия и разоружение, морская безопасность. В рамках форума проводятся встречи представителей оборонных ведомств стран-участниц, а также ежегодные Конференции по политике в сфере безопасности.

Приоритетное внимание России направлено на наращивание общерегиональных усилий по нейтрализации новых угроз и вызовов, в частности на борьбу с кибертерро-ризмом и киберпреступностью. Россия участвует в проводимых ежегодно встречах экспертов и видных деятелей АРФ.

Решением 17-й сессии АРФ за Россией в рамках форума закреплена роль формального лидера (вместе с Малайзией и Австралией) в борьбе с кибертерроризмом. В этом качестве Россия внесла весомый вклад в подготовку обновленного профильного Рабочего плана АРФ на 9-й МВ-ПТТП в 2011 г.

Россия и ШОС

В 1996 г. первой организацией Азиатского региона, членом которой стала Россия после распада СССР, была "Шанхайская пятерка" (в 2001 г. после приема в члены объединения Узбекистана была переименована в Шанхайскую организацию сотрудничества — ШОС). Организация, объединяющая 6 стран-участниц: Россию, Китай, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан, является региональной международной организацией, занимающей по своему статусу промежуточную позицию между военным блоком, как НАТО, и открытым регулярным совещанием по безопасности, как АРФ АСЕАН, и играет значительную роль в построении системы коллективной безопасности в регионе.

Для России и Китая организация стала реальной возможностью объединить под своей эгидой усилия и потенциалы центральноазиатских государств для сдерживания возможной экспансии других мировых центров силы и влияния в регионе. Одностороннее влияние России или Китая, вызывающее определенные опасения государств Центральной Азии, в рамках ШОС исчезло, поэтому равноправное участие в объединении, наравне со странами-гигантами, для них стало эффективным механизмом взаимодействия и сотрудничества.

Начиная с 2004 г. ШОС стала развивать сотрудничество в торговой и гуманитарной областях, а также расширять сотрудничество с другими государствами и международными организациями. Страны-участницы поддерживают друг друга по большинству ключевых для региональной стабильности вопросов: борьба с терроризмом, ограничение влияния внерегиональных стран, а также взаимопомощь по экономическому и инфраструктурному развитию региона Центральной Азии.

С 1 января 2013 г. представитель России станет Генеральным секретарем ШОС, что позволит России увеличить свое влияние в организации и предложить несколько серьезных инициатив. Ожидается прием в члены ШОС третьего азиатского гиганта — Индии.

Россия и АТЭС

Интерес России к вступлению в АТЭС определялся экономическими причинами, так как на страны этого форума приходилось около 20% российской внешней торговли и около 25% накопленных иностранных инвестиций. Через три года после подачи заявки России о намерении присоединиться к числу участников форума она стала его полноправным членом. После вступления при МИДе России был сформирован "Деловой клуб АТЭС", в который были приглашены представители крупных российских компаний и банков, ориентированных в своей деятельности на АТР.

В 2001 г. Россия предложила целый спектр направлений сотрудничества в рамках АТЭС, среди которых можно выделить энергетическую, транспортную и др. составляющие.

Шагом к более активному участию России в АТЭС стало изложение Концепции участия России в форуме АТЭС в 2003 г. В ней российская сторона подняла вопросы, касающиеся устранения и ликвидации барьеров на пути торговли в регионе и повышения инвестиционной деятельности. Россия призвала бизнесменов стран региона вкладывать капиталы в разведку месторождений Восточной Сибири.

На саммите 2005 г. участники форума приняли решение считать приоритетным направлением экономического сотрудничества России со странами АТЭС совместную работу в сфере энергетики, а в политической сфере — борьбу с терроризмом, а российская сторона впервые озвучила идею провести официальную встречу лидеров АТЭС в российском Владивостоке.

На саммите 2006 г. Россия уведомила участников форума о своем желании и готовности взять на себя председательство в АТЭС в 2012 г., а также была озвучена заявка России на вступление в ВТО, которая была одобрена на саммите 2007 г.

На площадках саммитов обсуждаются многочисленные вопросы международных отношений и принимаются важные решения дальнейшего сотрудничества. Так, в рамках саммита 2009 г. лидеры России и США приняли решение о заключении нового договора о стратегических наступательных вооружениях до того, как истечет срок прежнего договора, в переговорах с китайским лидером обсуждались вопросы двустороннего взаимодействия, в частности реализация программы сотрудничества между регионами Востока России и Северо-Востока Китая, вопрос заключения мирного договора был затронут в диалоге с премьер-министром Японии. В поисках своего нового места в АТР Россия на саммите 2010 г. подтвердила, что готова к дальнейшей либерализации торгового режима как в двустороннем, так и в многостороннем формате.

Из-за перемещения центра мировой экономики в АТР, в регионе активно нарастают процессы экономической интеграции. Страны, расположенные вдоль тихоокеанского кольца, стараются занять оптимальное место в новых экономических условиях. Пока в России ведутся приготовления к проведению следующего саммита АТЭС, параллельно по инициативе США создается новый торгово-экономической блок, в который не приглашаются как Россия, так и Китай, проводящие в настоящее время политику взаимного сближения. Тем самым США хотят вернуть свое положение единственного лидера в регионе, которое они потеряли после экономического роста Китая и его сближения с набирающей экономический вес Россией.

На саммите АТЭС в качестве первого шага создания нового объединения США предложили использовать базу соглашений Транс-тихоокеанского стратегического экономического партнерства (ТТП), участники которого уже рассматривают этот торговый блок как промежуточную ступень на пути к зоне свободной торговли в АТР.

ТТП появилось в 2006 г. в результате договоренностей, достигнутых между Брунеем, Новой Зеландией, Сингапуром и Чили. В 2009 г. в переговоры о присоединении к этой структуре вступили США, затем Австралия, Малайзия, Перу и Вьетнам. В рамках саммита АТЭС Япония, а затем Канада и Мексика также заявили о своем участии в проводимых переговорах. Если все эти переговоры пройдут успешно, то в АТР появится новая мощная торгово-экономическая организация, основная роль в которой будет принадлежать США.

По замыслу США новый торговый блок должен стать альтернативой АТЭС, который за время своего существования так и не смог решить задачи по либерализации торговли и инвестиций в АТР.

Россия на саммите определила приоритеты своего будущего председательства в АТЭС, которое должно способствовать органичному встраиванию российской экономики в систему хозяйственных связей в АТР в интересах модернизационного и инновационного развития национальной экономики, прежде всего районов Сибири и Дальнего Востока.

На посту председателя АТЭС Россия намерена внести весомый вклад в решение программных задач этого объединения в сферах торгово-инвестиционной либерализации, облегчения условий для предпринимательства, углубления региональной экономической интеграции, обеспечения безопасности личности.

Россия и СВМДА

В 2002 г. Россия в числе первых членов-учредителей стала участником международного форума "Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии" (СВМДА). В его состав входят 24 страны из всех частей Азии, охватывающие около 90% ее территории и населения. СВМДА является по-своему уникальной организацией, так как ее основная деятельность направлена на создание пространства безопасности, покрывающего весь азиатский континент, через механизм многостороннего диалога, сотрудничества и доверия между государствами — членами Совещания. С решением главной задачи, стоящей перед организацией, большое внимание уделяется реализации взаимовыгодных проектов в экономической сфере.

Деятельность России в организации в основном направлена на развитие экономической составляющей, среди поставленных целей можно выделить продвижение российских инновационных проектных предложений в таких сферах, как инновационные технологии, "зеленый рост", ознакомление зарубежных предпринимателей с условиями работы на российском рынке и др. Для более эффективной работы в экономическом направлении российской стороной было предложено образовать рабочую группу в составе представителей России, Казахстана, Китая, Таиланда и Турции.

Россия является координатором (совместно с Казахстаном и Таиландом) взаимодействия по реализации мер доверия в области содействия деловым возможностям в сфере малого и среднего предпринимательства (МСП) и информационного обмена. В 2009 г. в России состоялась первая встреча экспертов государств — членов форума СВМДА, на которой были согласованы разработанные Россией Концепция и Программа действия на 2009—2010 гг. ("Дорожная карта"). В предложенных инициативах определены перспективы развития инвестиционного климата и государственной поддержки в сфере МСП.

В 2011 г. в Бангкоке (Таиланд) состоялся первый бизнес-форум СВМДА по МСП, в работе которого приняли участие представители Минэкономразвития России, Российско-Таиландского делового совета и правительства Москвы. Шесть российских

проектов, реализация которых будет способствовать развитию экономической составляющей в работе СВМДА, включены в Каталог проектных предложений для привлечения потенциальных партнеров. На втором бизнес-форуме СВМДА, который состоялся в Стамбуле (Турция) в 2012 г., центральной темой стало налаживание сотрудничества МСП в таких сферах, как высокие технологии, ресурсосбережение, фармацевтика и др.

Россия и РИК

В 1998 г. российской стороной была выдвинута идея трехстороннего взаимодействия в формате России, Индии и Китая (РИК) для создания в регионе открытой, транспарентной, сбалансированной архитектуры безопасности и сотрудничества, которая основывалась бы на общепризнанных принципах международного права и учете законных интересов всех государств.

Первая самостоятельная встреча министров трех стран состоялась в 2005 г., 10-я — в 2010 г. Особое внимание на встречах уделяется вопросам безопасности, в частности проблеме Афганистана и противодействия террористической и наркотической угрозам, исходящим с территории этой страны, иранской ядерной программе, ядерной проблеме Корейского полуострова, ближневосточном урегулировании. На встрече обсуждались вопросы (в контексте итогов саммита "Группы двадцати", прошедшего 10— 11 ноября 2010 г. в Сеуле), связанные с процессом реформы системы глобального финансового управления и международных финансовых институтов, а также наращиванием взаимодействия России, Индии и Китая в рамках БРИКС и "Группы двадцати".

Основой сотрудничества в формате РИК служат широкое созвучие национальных интересов трех стран, близость подходов к вопросам современного мироустройства, глобальным и региональным проблемам, взаимное стремление к совместной работе, стратегический характер российско-китайских, российско-индийских и индийско-китайских двусторонних отношений.

В 2011 г. председательство в РИК перешло к России, и очередная министерская встреча состоялась в России в апреле 2012 г. На ней была подчеркнута важность сотрудничества трех стран в области ликвидации чрезвычайных ситуаций, в реализации трехсторонней программы по обмену информацией и опытом в сфере использования геопространственных технологий в целях мониторинга и прогнозирования наводнений и засух и выражена поддержка дальнейшему развитию практического сотрудничества в разных сферах. На встрече было выражено пожелание развивать партнерские связи в духе сетевой дипломатии между различными региональными объединениями, форумами и диалоговыми структурами — АСЕАН, ШОС, АРФ, СААРК, СВМДА, "СМОА плюс" и др. Министры РИК отметили роль "Группы двадцати" в качестве главного форума международного экономического сотрудничества и подчеркнули, что целью реформы международных финансовых институтов является достижение, в том числе, справедливого распределения права голоса между развитыми и развивающимися странами.

Россия и ДСА

В 2005 г. Россия стала полноправным членом еще одной представительной организации — Диалога по сотрудничеству в Азии (ДСА), которая образована в 2002 г. и является форумом межрегионального сотрудничества — связующим звеном между основными азиатскими субрегиональными объединениями (АСЕАН, СААРК, ШОС и др.). В перспективе ДСА рассматривается как ведущая координирующая структура

паназиатского взаимодействия. Данный Форум вносит большой вклад в процесс формирования будущей региональной архитектуры, представляющей собой партнерскую сеть региональных объединений в Азии, на Ближнем Востоке и в регионе Тихого океана и которая, по мнению участников диалога, должна быть транспарентной, основываться на внеблоковых началах, верховенстве международного права, учете законных интересов всех стран.

В настоящее время организация объединяет 31 государство Азии и Ближнего Востока, присоединение США и ЕС к организации пока не предусматривается. Основные ее цели — создание механизма обмена идеями и опытом между участниками, синхронизация партнерства на различных уровнях, выработка стратегии реагирования на новые вызовы и негативные последствия глобализации и др. Россия планирует использовать свое участие в этом форуме для содействия налаживанию в Азиатском регионе многоуровневой системы диверсифицированных интеграционных связей.

Высший орган ДСА — ежегодные встречи министров иностранных дел государств-участников. Деятельность в рамках ДСА ведется по двум аспектам: диалоговому и проектному. Диалоговый аспект нацелен на поддержку регулярного взаимодействия и участия стран-участниц в проводимых мероприятиях.

Проектная линия предполагает добровольное определение стран-координаторов по различным областям сотрудничества и выработку ими концепций по развитию данных сфер и инициирование соответствующих проектов. Россия участвует в двух проектах организации: развитие информационных технологий (совместно с Республикой Корея) и предотвращение и ликвидация последствий природных катастроф.

Россия и БРИКС

По инициативе Президента России В.В. Путина в 2006 г. был создан БРИК — группа из четырех быстроразвивающихся стран — Бразилии, России, Индии и Китая. Первая встреча министров иностранных дел четырех стран в рамках БРИК состоялась в 2006 г. во время 61-й сессии ООН, первая встреча глав государств — в 2008 г.

На III саммите БРИК в 2011 г. состоялось официальное включение в группу пятого члена — ЮАР, и название БРИК было изменено на БРИКС. На саммите лидеры пяти стран достигли договоренности по вопросам глобального упорядочения развития мировой экономики, борьбы со стихийными бедствиями, предотвращения климатических изменений, борьбы с терроризмом.

Создание группы БРИКС отражает тенденцию формирования многополярной системы международных отношений и усиления экономической взаимозависимости. Сближению участников БРИКС способствовали долгосрочные общие интересы стран, в частности стремление реформировать устаревшую финансово-экономическую архитектуру мира, не учитывающую возросший экономический вес стран БРИКС, и др.

Россия выступает за придание сотрудничеству в рамках БРИКС характера многостороннего стратегического партнерства по широкому кругу вопросов мировой экономики и политики, позиционируя БРИКС как новую модель глобальных отношений, строящуюся без старых отношений Восток — Запад или Север — Юг. Главным приоритетом сотрудничества в БРИКС в настоящее время становится взаимодействие по вопросам реформирования международной валютно-финансовой системы.

В ООН члены БРИКС выступают с единой позицией при обсуждении вопросов поддержания международного мира и безопасности, для предотвращения использования ООН и Совета Безопасности ООН западными государствами для прикрытия

курса на смещение неугодных режимов, навязывания односторонних вариантов решения конфликтных ситуаций. В сфере международной безопасности Россия выступает за то, чтобы приоритетами сотрудничества государств БРИКС были:

- координация позиций, а в перспективе — выработка совместных предложений по вопросам глобальной стабильности, международной и региональной безопасности, нераспространения ОМУ, урегулирования региональных конфликтов и поддержания региональной стабильности;

- совместная работа в пользу укрепления центральной координирующей роли ООН в сфере борьбы с международным терроризмом, выполнения Глобальной контртеррористической стратегии ООН, осуществления норм универсальных антитеррористических конвенций, строгого соблюдения положений соответствующих резолюций СБ ООН;

- координация подходов в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, совместные шаги в рамках ООН и региональных организаций, нацеленные на эффективное противодействие наркотрафику;

- взаимодействие в интересах обеспечения международной информационной безопасности (МИБ),развитие сотрудничества в области борьбы с кибертерроризмом и киберпреступностью;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- укрепление сотрудничества с заинтересованными партнерами по БРИКС в сфере борьбы с морским пиратством, наращивание совместных усилий по созданию международного механизма судебного преследования и наказания пиратов.

Россия и АСЕМ

Первый форум "Азия — Европа" (АСЕМ) был созван в 1996 г. по инициативе Франции и Сингапура и с тех пор проходит с периодичностью раз в два года поочередно в Европе и Азии. Членами АСЕМ являются 46 стран и 2 организации. АСЕМ создан как платформа для дискуссий между участниками интеграционных объединений — ЕС и АСЕАН и доказал свою эффективность в стремлении лидеров расширить и углубить равноправный диалог и взаимовыгодное сотрудничество. Его политическая цель — создание зоны мира и совместного развития в XXI в., экономическая — отмена таможенных барьеров и свободное движение товаров и услуг к 2025 г. Страны Азии и Европы выступают за многополярность мира, совместное решение вопросов энергетической безопасности, борьбы с терроризмом и т.д.

В 2009 г. членами АСЕМ было одобрено решение о принятии России в организацию, в2010 г. ее представители уже участвовали в двух заседаниях старших должностных лиц АСЕМ, а также в 12 конференциях и семинарах. На 8-м Брюссельском саммите в 2010 г. состоялась процедура официального оформления присоединения России к форуму как страны Азиатского региона.

После того как Россия стала членом АСЕМ, роль таких объединений на постсоветском пространстве, как Евразийское экономическое сообщество (Россия, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан) и Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, может быть значительно расширена. Они могут стать практическим механизмом для реального развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Полномасштабное включение нашей страны в АСЕМ позволит в несколько раз ускорить и удешевить торгово-экономические связи между Европой и Азией. Реализовать свои геоэкономические возможности — стратегическая задача для России в ближайшем будущем.

Россия и БДФ

Для развития гуманитарного взаимодействия в 2008 г. по инициативе Президента Республики Индонезия был образован Балийский демократический форум (БДФ). В 2010 г. к нему присоединилась Россия. Форум (35 государств) создан в целях объединения усилий стран АТР по решению вопросов развития и процветания.

На VI БДФ в 2011 г. Россией внесен в текст итогового документа ряд формулировок, в частности предложение о создании молодежной секции, в работе которой смогут принимать участие молодые парламентарии и представители молодежных движений стран-членов.

Россия и ВАС

Механизм диалога "АСЕАН + 6", или Восточноазиатские саммиты (ВАС), — паназиатский форум, проводимый ежегодно лидерами 16 стран Восточной Азии, включая 10 стран АСЕАН, а также Китая, Японии, Республики Корея, Индии, Австралии и Новой Зеландии.

Учредительный саммит ВАС состоялся в 2005 г. В качестве приоритетной цели объединения было заявлено укрепление мира, стабильности и экономического процветания в регионе. К ключевым направлениям практического взаимодействия можно отнести финансовую стабильность, энергетическую безопасность, климат и чрезвычайное реагирование, здравоохранение и образование.

Россия принимала участие в первом саммите ВАС в 2005 г. в качестве наблюдателя и подала заявку на участие в деятельности объединения. Президент РФ В. Путин, принявший участие в работе саммита, отметил, что "Россия готова вносить реальный вклад в решение актуальных вопросов региональной жизни".

Присоединение России к ВАС было поддержано большинством стран — членов АСЕАН. Антироссийскую оппозицию на саммите заняли Австралия и Индонезия, что было связано с тем, что обе страны являются конкурентами России в области поставок в страны АТР сырьевых и энергетических ресурсов, прежде всего сжиженного газа.

Россия выразила готовность:

- активно подключиться к совместной работе по таким направлениям, как безопасность, инновационное развитие, финансовая стабильность и т.д.;

- выстраивать свое участие в ВАС в русле модернизационного и инновационного развития страны, подключения к интеграционным процессам в АТР, в том числе в интересах экономического и социального подъема регионов Сибири и Дальнего Востока.

Россия и "СМОА плюс"

В 2011 г. Российская делегация приняла участие в 1-м совещании СДЛ механизма Совещаний министров обороны стран АСЕАН с партнерами по диалогу ("СМОА плюс"). Россия изложила положения совместной инициативы России и Китая по сотрудничеству в формировании региональной архитектуры безопасности, выдвинутой в 2010 г., в основе которой лежат следующие принципы:

- при осуществлении двустороннего и многостороннего сотрудничества в области безопасности уважать суверенитет, независимость и территориальную целостность;

- не применять военную силу и не угрожать ее применением;

- не предпринимать и не поддерживать любые действия, направленные на свержение правительств или подрыв стабильности других государств;

- урегулировать взаимные разногласия мирными политико-дипломатическими средствами на основе принципов взаимопонимания и готовности к поиску компромисса;

- укреплять сотрудничество в области противодействия нетрадиционным угрозам безопасности;

- развивать двустороннее и многостороннее сотрудничество в военной области, не направленное против третьих стран.

Заключение

В настоящее время Россия имеет возможность стать полноценным участником интеграционных процессов, происходящих в АТР, и начать играть все более заметную роль в региональных объединениях и организациях. Она предлагает партнерам развивать взаимовыгодное экономическое сотрудничество в тех областях, где имеет очевидные преимущества — энергетика, включая атомную, транспорт, освоение космоса.

Являясь полноправным членом организаций АТЭС, ШОС, СВМДА, ДСА, ВАС, БРИКС, РИК, АРФ, "СМОА плюс", Россия принимает участие в решении всего спектра вопросов от развития экономики и решения проблем безопасности до гуманитарных и социальных аспектов развития.

В 2010 г. РФ стала полноправным членом АСЕМ и Балийского демократического форума, в 2011 г. произошло официальное присоединение России к Восточноазиатс-ким саммитам. Отметим, что желание принять Россию в эти определяющие международную обстановку организации было обоюдным, что свидетельствует об ее авторитете в мире.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество: вчера, сегодня, завтра / В.И. Курилов, И.И. Меламед, Е.А. Терентьева, А.Л. Абрамов, А.Л. Лукин. Владивосток : Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2010. 568 с.

2. Курилов В.И., Меламед И.И., Дягилев А.А., Абрамов А.Л., Авдеев Ю.А. Перспективы сотрудничества России со странами АТР : монография. 2-е изд., перераб. и доп. Владивосток : Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2010. 208 с.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

О.А. Тимофеев*

Сорок лет назад — в феврале 1972 г. — состоялся исторический визит президента США Ричарда Никсона в Китай, ознаменовавший не только начало постепенной нормализации американо-китайских отношений, но и фундаментальные изменения в геополитической картине мира. С тех пор любая стратегическая конструкция международных отношений на глобальном уровне — российско-американо-китайский "стратегический" треугольник, плюралистическая однополярность, многополярность, либо формирующаяся, по мнению некоторых западных политиков, "Большая Двойка" — неизбежно включает в себя в качестве краеугольных сегментов обе эти страны. Не случайно, что одним из первых для президента США Барака Обамы стал

* Тимофеев Олег Анатольевич — кандидат исторических наук, доцент кафедры китаеведения, ст. науч. сотрудник Центра геополитических исследований Амурского государственного университета, г Благовещенск. E-mail: timooa@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.