Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ КАК ОСНОВА МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА'

ИНТЕГРАЦИЯ КАК ОСНОВА МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД / ИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / МНОГОУРОВНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ И КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ПАРАДИГМЫ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Найн А.Я., Липская Л.А., Карпова О.Л., Найн А.А.

Цель исследования - разработать концепцию многоуровневой подготовки студентов физкультурного вуза на основе интегративно-развивающего подхода. Методика и организация исследования. Методологической основой исследования явился интегративно-развивающий подход. В ходе его апробации в ФГБОУ ВО «УралГУФК» с 2015 по 2020 г. был результативно доказан базовый принцип интеграции как основа многоуровневой подготовки студентов физкультурного вуза. Комплексно использовалась совокупность теоретических (анализ и синтез научных источников по проблеме исследования; анализ ООП, учебных планов, рабочих программ, ФОС) и эмпирических (опрос, наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент) методов. Результаты исследования и выводы. Педагогическая концепция многоуровневой подготовки студентов физкультурного вуза основана на реализации положений и принципов дополняющих друг друга компетентностной и культурологической парадигм, ориентирующих будущих работников в области физической культуры и спорта на развитие у детей и молодежи двигательной и социальной активности, здорового и культуросообразного образа жизни в их неразрывном единстве. Совокупность интеграции названных концептуальных идей возможна и может стать эффективной на базе явно инновационного интегративно-развивающего подхода. Преемственность социально-гуманитарной подготовки обучающихся включает в себя не только преемственность содержания образования, но и определенную связь в формировании универсальных и общепрофессиональных компетенций на разных ступенях подготовки студентов физкультурного вуза, с учетом профессиональной ориентации социальных и философских дисциплин, что находит отражение в рабочих программах и фондах оценочных средств. Эффективной реализации концепции многоуровневой подготовки способствуют выявленные в исследовании педагогические условия интеграции: а) интенсификация самообразовательной деятельности обучающихся в процессе реализации интегрированных занятий; б) диагностический инструментарий оценки компетенций на всех ступенях и уровнях физкультурного образования; в) использование интеграционного потенциала физического воспитания на основе опережающего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Найн А.Я., Липская Л.А., Карпова О.Л., Найн А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION AS BASIS OF MULTI-LEVEL TRAINING SYSTEM OF SPORTS UNIVERSITY STUDENTS

Objective of the study was to develop a concept of multi-level training of sports university students based on an integrative development approach. Methods and structure of the study. The integrative development approach that served as a methodological basis of the study was tested at the premises of Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Ural State University of Physical Culture from 2015 to 2020. As a result, the basic principle of integration as a basis of multi-level training of sports university students was effectively proved. A set of theoretical (analysis and synthesis of scientific works on the issue; analysis of the concentration programs, curricula, work programs) and empirical methods (survey, observation, testing, educational experiment) were used for the study purposes. Results and conclusions. The pedagogical concept of multi-level training of sports university students based on the implementation of the provisions and principles of the complementary competency-building and culturological paradigms, which guide future workers in the field of physical education and sports to promote physical and social activities among children and young people, a healthy and culture-congruent way of life in their indivisible unity. The combination of the mentioned conceptual ideas is possible and can be effective through a clearly innovative integrative development approach. The continuity of the socio-humanitarian training of students includes not only the continuity of the educational process but also a certain correlation in the formation of universal and professional competences at various levels of training, with due regard to the professional orientation of the social and philosophical disciplines, which is reflected in the work programs and evaluation tools. The effective implementation of the multi-level training concept is ensured by the identified pedagogical conditions for integration: a) intensification of the self-training activities of students during the integrated classes; b) diagnostic tools for assessing the level of development of competences at all stages and levels of physical training; c) use of the integrative potential of physical education through advanced education.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ КАК ОСНОВА МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА»

в поисках нового прорыва

интеграция как основа многоуровневой подготовки студентов физкультурного вуза

УДК/UDC

Поступила в редакцию 20.10.2020 г.

Информация для связи с автором: anain@yandex.ru

Доктор педагогических наук, профессор А.Я. Найн1 Доктор педагогических наук, профессор Л.А. Липская1 Доктор педагогических наук, профессор О.Л. Карпова1 Доктор педагогических наук, профессор А.А. Найн1

1 Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

интеграция как основа многоуровневой Подготовки студентов физкультурного вуза

Dr. Hab., Professor A.Ya. Nain1 Dr. Hab., Professor L.A. Lipskaya1 Dr. Hab., Professor O.L. Karpova1 Dr. Hab., Professor A.A. Nain1

1 Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Аннотация

Цель исследования - разработать концепцию многоуровневой подготовки студентов физкультурного вуза на основе интегративно-развивающего подхода.

Методика и организация исследования. Методологической основой исследования явился интегративно-развивающий подход. В ходе его апробации в ФГБОУ ВО «УралГУФК» с 2015 по 2020 г. был результативно доказан базовый принцип интеграции как основа многоуровневой подготовки студентов физкультурного вуза. Комплексно использовалась совокупность теоретических (анализ и синтез научных источников по проблеме исследования; анализ ООП, учебных планов, рабочих программ, ФОС) и эмпирических (опрос, наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент) методов. Результаты исследования и выводы. Педагогическая концепция многоуровневой подготовки студентов физкультурного вуза основана на реализации положений и принципов дополняющих друг друга компетентностной и культурологической парадигм, ориентирующих будущих работников в области физической культуры и спорта на развитие у детей и молодежи двигательной и социальной активности, здорового и культуросообразного образа жизни в их неразрывном единстве. Совокупность интеграции названных концептуальных идей возможна и может стать эффективной на базе явно инновационного интегративно-развивающего подхода. Преемственность социально-гуманитарной подготовки обучающихся включает в себя не только преемственность содержания образования, но и определенную связь в формировании универсальных и общепрофессиональных компетенций на разных ступенях подготовки студентов физкультурного вуза, с учетом профессиональной ориентации социальных и философских дисциплин, что находит отражение в рабочих программах и фондах оценочных средств.

Эффективной реализации концепции многоуровневой подготовки способствуют выявленные в исследовании педагогические условия интеграции: а) интенсификация самообразовательной деятельности обучающихся в процессе реализации интегрированных занятий; б) диагностический инструментарий оценки компетенций на всех ступенях и уровнях физкультурного образования; в) использование интеграционного потенциала физического воспитания на основе опережающего образования.

Ключевые слова: интегративно-развивающий подход, интеграция социально-гуманитарного образования, междисциплинарность, многоуровневая подготовка, культурологическая и компетентностная парадигмы, универсальные и общепрофессиональные компетенции.

Annotation

Objective of the study was to develop a concept of multi-level training of sports university students based on an integrative development approach. Methods and structure of the study. The integrative development approach that served as a methodological basis of the study was tested at the premises of Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Ural State University of Physical Culture from 2015 to 2020. As a result, the basic principle of integration as a basis of multi-level training of sports university students was effectively proved. A set of theoretical (analysis and synthesis of scientific works on the issue; analysis of the concentration programs, curricula, work programs) and empirical methods (survey, observation, testing, educational experiment) were used for the study purposes.

Results and conclusions. The pedagogical concept of multi-level training of sports university students based on the implementation of the provisions and principles of the complementary competency-building and culturological paradigms, which guide future workers in the field of physical education and sports to promote physical and social activities among children and young people, a healthy and culture-congruent way of life in their indivisible unity. The combination of the mentioned conceptual ideas is possible and can be effective through a clearly innovative integrative development approach. The continuity of the socio-humanitarian training of students includes not only the continuity of the educational process but also a certain correlation in the formation of universal and professional competences at various levels of training, with due regard to the professional orientation of the social and philosophical disciplines, which is reflected in the work programs and evaluation tools. The effective implementation of the multi-level training concept is ensured by the identified pedagogical conditions for integration: a) intensification of the self-training activities of students during the integrated classes; b) diagnostic tools for assessing the level of development of competences at all stages and levels of physical training; c) use of the integrative potential of physical education through advanced education.

Keywords: integrative development approach, integration of socio-humanitarian training, interdisciplinary, multi-level training, culturological and competency-building paradigm, universal and professional competences.

Введение. Процесс перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего об-

разования требует опережающей разработки и внедрения педагогических концепций и технологий, способствующих

эффективной реализации социально-гуманитарной составляющей в профессиональной подготовке студентов физкультурного вуза. Без усиления роли социально-гуманитарных наук и интеграции всех формируемых у студентов компетенций на разных этапах подготовки (бакалавриат, магистратура, аспирантура) перейти, как показывает практика, к реформированию физкультурного образования довольно сложно. Одно из таких направлений видится в предлагаемой нами педагогической концепции междисциплинарно-сти и интегративности социально-гуманитарного образования, основанного на положениях и принципах дополняющих друг друга и взаимосвязанных компетентностной и культурологической парадигм. Такой подход ориентирует преподавателей на сочетание познавательно-деятельностного и ценностно-мотивационного компонентов с учетом усиления междисциплинарных связей, непрерывности и преемственности социально-гуманитарного знания. Совокупность интеграции названных концептуальных идей возможна и может стать эффективной на базе интегративно-развивающего подхода.

Цель исследования - разработать концепцию многоуровневой подготовки студентов физкультурного вуза на основе интегративно-развивающего подхода.

Методика и организация исследования. Методологической основой исследования явился интегративно-развивающий подход. В ходе его апробации в ФГБОУ ВО «УралГУФК» с 2015 по 2020 г был результативно доказан базовый принцип интеграции как основа многоуровневой подготовки студентов физкультурного вуза. Комплексно использовалась совокупность теоретических (анализ и синтез научных источников по проблеме исследования; анализ ООП, учебных планов, рабочих программ, ФОС) и эмпирических (опрос, наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент) методов.

Результаты исследования и их обсуждение. Дополняющие друг друга компетентностная и культурологическая парадигмы отвечают современным представлениям о содержании физической культуры как феномене, который влияет на развитие человека как целостного биосоциокультурного существа, его физического, духовного, интеллектуального и нравственного совершенствования. В исследованиях В. К. Бальсевича и Л. И. Лубышевой доказано, что биологические процессы развития человека не происходят изолированно от его социальных функций, вне существенного влияния общественных отношений [2]. В связи с этим нельзя не учитывать всевозрастающую роль и значение социально-гуманитарных наук, их влияния на современное физкультурное образование.

Перед преподавателями социально-гуманитарных наук стоит задача определения траектории по совершенствованию преемственности и взаимодействия читаемых курсов на разных ступенях подготовки студентов физкультурного вуза, с учетом профессиональной ориентации дисциплин. Об этом уже писали многие авторы [1-5]. Следует отметить, что преемственность социально-гуманитарной подготовки включает в себя не только преемственность содержания образования, но и определенную связь в формировании универсальных и общепрофессиональных компетенций. Такой подход учитывался нами при разработке рабочих программ и фондов оценочных средств [1, 3].

Решение данной проблемы видится в реализации модульного обучения, предполагающего усиление межпредметных связей на каждом уровне социально-гуманитарного образо-ванияи в межуровневой подготовке обучающихся. Под модулем следует понимать единицу структуры обучения (в нашем исследовании - блок социально-гуманитарных дисциплин), представленную для достижения определенного уровня сформированности компетентности студентов, определяемого основной образовательной программой. Технология

£ а о

у

ъ

ГС

а

■а с ш

£ о (и п I-

Схема концепции многоуровневой подготовки студентов физкультурного вуза на основе интегративно-развивающего подхода

106

http://www.teoriya.ru

№!• 2021 Январь | Juпuar

модульного обучения позволяет развивать способность к использованию полученных на бакалавриате компетенций в процессе формирования новых компетенций в магистратуре, а затем в аспирантуре, которые являются продолжением и усложнением социально-философского мировоззрения.

Разработанный на кафедре педагогики интегративный учебный модуль представляет собой структурированную часть изучаемого материала как по семестрам или учебным годам, так и по уровням подготовленности. В пределах подобного подхода эффективно осуществляется преподавание в концентрированной форме нескольких разноплановых либо объединенных сквозной содержательно-целевой направленностью дисциплин (см. рисунок).

На рисунке показаны основополагающие содержательные характеристики концепции многоуровневой подготовки студентов физкультурного вуза на основе интегративно-развивающего подхода. Все дефиниции в той или иной мере, как показала опытно-экспериментальная работа, позитивно влияют на успешную подготовку бакалавров, магистров и аспирантов. Несколько хуже выделялись студенты контрольной группы, где выявленные педагогические условия интеграции не были внедрены в образовательный процесс вуза физической культуры. Поэтому возникает необходимость иметь подход, который мог бы решать задачи подготовки студентов к саморазвитию в постоянно меняющихся условиях труда. Таким подходом может быть интегративно-развивающий. По мнению Л. А. Шипилиной, интегративно-развивающий подход - это особая форма познавательной и практической деятельности, позволяющая развивать идеи интеграции в системе подготовки обучающихся [5, с. 20]. Название подхода выражает его содержание и основную функцию. Инте-гративность отражает тенденции развития общества на пути формирования личности обучающихся, способных профессионально работать и постоянно развиваться, что находит отражение в педагогических условиях интеграции. Проявление творческого характера предполагает интеграцию педагогической, психологической и профессиональной подготовки. Интеграция отражает и специфику ряда дисциплин, являющихся по содержанию и смыслу интегральными.

Так, интегративный социально-философский модуль представлен взаимосвязанными дисциплинами: «Философия», «Социология физической культуры» (бакалавриат), «Философские и социальные проблемы физической культуры», «История и методология науки» (магистратура), «История и философия науки» (аспирантура). Его особенностью является усложнение философско-методологической и научно-исследовательской проблематики, а также его физкультурно-спортивная направленность, учитывающая будущую профессиональную деятельность.

Для осуществления преемственности социально-гуманитарных дисциплин в новых учебных планах и рабочих программах содержание и уровни оценивания сфор-мированности компетенций разработаны нами с учетом их диалектического усложнения от курса к курсу, от одной ступени образования к другой, их логической взаимосвязи и взаимодействия. Студентами бакалавриата изучается дисциплина «Социология физической культуры», которая развивает представление о роли физической культуры в жизни общества, ее социальных функциях и проблемах. В магистратуре социальные, гендерные, социализирующие, конфликтологические и другие социологические аспекты физической культуры рассматриваются в рамках дисциплины «Философские и социальные проблемы физической культуры». Данная дисциплина способствует также развитию нравственно-этических качеств и расширению мировоззренческого кругозора магистрантов, который формировался у студентов

при изучении «Философии» на бакалавриате. Целевую преемственность обучения можно проследить и на уровне магистратура - аспирантура. Так, изучение магистрантами дисциплины «История и методология науки» находит продолжение в содержательном плане в аспирантуре в рамках дисциплины «История и философия науки», но уже на более высоком философско-методологическом уровне [4, с. 111].

Выводы. Интегративно-развивающий подход, аккумулируя и объединяя содержание концепции социально-гуманитарного образования, выполняет функциональный процесс подготовки обучающихся к творческой профессиональной деятельности, формирует готовность к постоянному саморазвитию, способствует самореализации личности. При создании единого интеграционного образовательного пространства преемственность блока социально-гуманитарных дисциплин проявляется в том, что они позволяют дополнить и расширить имеющиеся у студентов образовательные результаты, полученные на предыдущих ступенях, способствуя тем самым углубленной социально-гуманитарной подготовке, успешному развитию тех компетенций, которые были достигнуты ранее и направлены на формирование новых.

Литература

1. Анисимова В.А. Интеграция учебной и внеучебной деятельности как условие интеллектуализации и социализации студентов физкультурного вуза / В.А. Анисимова, О.Л. Карпова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 5 (39). -С. 1-15.

2. Бальсевич В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2007. - № 4. - 54 с.

3. Карпова О.Л. Развитие коммуникативной компетенции бакалавров физической культуры на основе интегративно-развивающего подхода / О.Л. Карпова, А.Я. Найн // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59 (3). - С. 370-374.

4. Липская Л.А. Преемственность социально-гуманитарного образования на основе модульного подхода / Л.А. Липская // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях физической культуры: матер. XXX Юбилейной регион. науч.-метод. конф., посвящ. 50-летию УралГУФК. - Челябинск: УралГУФК, 2020. - С. 110-112.

5. Шипилина Л.И. Методологическая подготовка магистров на основе интегративно-развивающего подхода / Л.И. Шипилина // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании: матер. XX Междунар. науч.-практ. конф. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. - С. 18-24.

References

1. Anisimova V.A., Karpova O.L. Integratsiya uchebnoy i vneuchebnoy deyatelnosti kak uslovie intellektualizatsii i sotsializatsii studentov fizkulturnogo vuza [Integration of educational and extracurricular activities as condition for intellectualization and socialization of physical culture university students ]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2008. No. 5 (39). pp. 1-15.

2. Bal'sevich V.K., Lubysheva L.I. Sportivno-orientirovannoe fizicheskoe vospitanie; obrazovatelny i sotsialny aspekty [Sports-centered physical education; educational and social aspects] Teoriya i praktika fiz. kultury. 2007. No.4. 54 p.

3. Karpova O.L., Nayn A.Ya. Razvitie kommunikativnoy kompetentsii bakalavrov fizicheskoy kultury na osnove integrativno-razvivayushchego podkhoda [Development of communicative competence in bachelors of physical education based on integrative-developing approach]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018. No. 59 (3). pp. 370-374.

4. Lipskaya L.A. Preemstvennost sotsialno-gumanitarnogo obrazovaniya na osnove modulnogo podkhoda [Continuity of education in social studies and humanities based on modular approach]. Optimizatsiya uchebno-vospitatelnogo protsessa v obrazovatelnykh organizatsiyakh fizicheskoy kultury [Optimization of educational process in physical education institutions]. Proceedings XXX Anniversary regional research-method. conf., dedicated to the 50th anniversary of UralSUPC. Chelyabinsk: UralSUPC publ., 2020. pp. 110-112.

5. Shipilina L.I. Metodologicheskaya podgotovka magistrov na osnove integrativno-razvivayushchego podkhoda [Methodological master training based on integrative developmental approach]. Problemy pedagogicheskoy innovatiki v professionalnom obrazovanii [Problems of pedagogical innovation in vocational education]. Proc. XX Int. research-practical conference. St. Petersburg: Herzen RSPU publ., 2019. pp. 18-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.