КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
УДК/UDC 796.071
Поступила в редакцию 15.01.2015 г.
Доктор педагогических наук, профессор А.А. Найн1 Кандидат педагогических наук, доцент Т.Ю. Тихонова1
1 Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск
CONCEPTUAL GROUNDS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MOBILITY OF STUDENTS OF UNIVERSITIES OF PHYSICAL CULTURE
Dr.Hab., Professor A.A. Nam1
Associate professor, Ph.D. T.Yu. Tikhonova1
1 Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk
Информация для связи с автором: [email protected]
□
и
га у
г.
ч—
. О OJ
■ -О
с
га
^
О (U ■С
Н
Аннотация
На современном этапе развития общества система высшего образования решает проблему подготовки профессионально мобильных кадров, которая является одной из важнейших для отрасли физической культуры и спорта. Это отмечается и в национальной доктрине образования Российской Федерации.
Результаты анализа литературы, официальных документов, проведенные социологические опросы по проблеме исследования позволяют определить профессиональную мобильность как метапрофессиональное качество личности, проявляющееся в готовности и способности человека к смене профессии (переквалификации), специальности, выполняемых производственных заданий, рабочего места; умение быстро адаптироваться к новым социально-экономическим и внутриорганизационным условиям работы. Для построения концепции развития профессиональной мобильности студентов вуза физической культуры нами определены основные положения и предпосылки, необходимые для разработки теоретических и методических основ рассматриваемого феномена, то есть определен набор педагогических принципов, являющихся ядром разрабатываемой концепции. Концептуальные основания развития профессиональной мобильности студентов вуза физической культуры представляют собой систему научных взглядов и трактовок феномена профессиональной мобильности, систему принципов, подходов, детерминирующих процесс ее развития. Необходимым условием эффективного развития профессиональной мобильности студентов вузов физической культуры является опора на системный, синергетический, личностно ориентированный и компетентностный подходы. Развитие профессиональной мобильности должно базироваться на следующих принципах: гуманизации процесса профессиональной подготовки; непрерывности образовательного процесса; опережающего характера образования; субъектности; направленности на формирование фундаментальных знаний; диверсификации; интеграции современных технологий обучения. Таким образом, можно говорить о том, что система профессионального образования призвана обеспечить подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и наукоемких технологий.
Ключевые слова: концептуальные основания, профессиональная мобильность, вуз физической культуры, педагогические принципы.
Annotation
At the present stage of development of society higher education system deals with the problem of training of professionally mobile staff, which is one of the most important branch of physical culture and sport. It is noted in the National Doctrine of Education in the Russian Federation.
Proceeding from the results of analysis of literature sources, official documents, public opinion polls on the issue of research, the professional mobility can be determined as a meta-professional personal quality, which is displayed in the willingness and ability of a person to change profession (retraining), specialty, his job instructions, workplace; ability to quickly adapt to new socioeconomic environment and working conditions within the organization. In order to construct the concept of professional mobility of students of university of physical culture we have determined the fundamentals and prerequisites for the development of theoretical and methodological foundations of this phenomenon, that is, defined a set of pedagogical principles, which was the core of the developed concept.
The conceptual foundations for the development of professional mobility of students of physical culture university are a system of scientific views and interpretations of the phenomenon of professional mobility, a set of principles and approaches, that determine the process of its development. A prerequisite for the effective development of professional mobility of students of physical culture university is the reliance on the system, synergistic, personality-centered and competency building approaches. Development of professional mobility should be based on the following principles: humanization of professional training; continuity of educational process; advanced nature of education; subjectivity; focus on fundamental knowledge formation; diversification; integration of modern learning technologies. Thus, we can say that the system of professional education is designed to train highly educated people and highly skilled specialists capable of professional development and professional mobility within the informatizaion of society and knowledge-intensive technologies.
Keywords: conceptual grounds, professional mobility, university of physical culture, pedagogical principles.
Введение. В «Национальной доктрине образования Российской Федерации» отмечается, что система образования
призвана обеспечить «подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных
20
http://www.teoriya.ru
№ 5 • 2015 Май | May
к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и наукоемких технологий» [10].
Недостаточный уровень готовности выпускников вуза физической культуры к успешной адаптации в условиях рыночных отношений вступает в противоречие с потребностями современного российского общества в профессионально мобильных кадрах. В этом случае компромиссным решением может стать разработка новых подходов к подготовке кадров, обеспечивающих выпускникам вуза физической культуры высокий уровень развития профессиональной мобильности, конкурентоспособности, самоактуализации и самореализации на рынке труда.
Цель исследования - сформулировать концептуальные положения, способствующие развитию профессиональной мобильности студентов вуза физической культуры.
Результаты исследования и их обсуждение. На сегодняшний день научная трактовка понятия «концептуальные основания» неоднозначна. Учитывая различные точки зрения относительно трактовки понятия «концептуальные основания», мы придерживаемся следующего определения. Это система воззрений на данную проблему, выражающая авторское видение, понимание и трактовку ее реализации в вузе физической культуры и демонстрирующая ведущую идею саморазвития личности в системе высшего физкультурного образования на основе целостного и интегративно-развивающего подходов.
Опираясь на результаты исследований по методологии педагогической науки, изучение диссертационных работ, содержащих авторские образовательные концепции, мы разработали концепцию развития профессиональной мобильности студентов вуза физической культуры [1-8], содержащую следующие блоки:
• проблемный (целеполагающий), который включает в себя цели, задачи, требования к педагогическому процессу;
• базисный (основание концепции), содержащий теоретико-методологические основания, - известные теории профессионального образования;
• содержательный, включивший в себя ведущие идеи, подходы, принципы, основные концептуальные положения и модели. Именно их реализация должна привести к построению концепции развития профессиональной мобильности студентов;
• практический (прикладной), который включает в себя методы, средства построения процесса; механизмы реализации и диагностику.
Для построения концепции развития профессиональной мобильности студентов вуза физической культуры необходимо обосновать набор принципов, являющихся ядром разрабатываемой нами концепции.
Под принципами в своем исследовании мы будем понимать научно обоснованные требования, вытекающие из педагогических закономерностей и обеспечивающих успешное достижение проектируемых целей [2, с. 125].
Первый принцип - системности - ориентирует на выявление многообразных связей сложного объекта, их осмысление как единой закономерности.
Второй принцип - гуманизации процесса профессиональной подготовки - предполагает создание максимально благоприятных возможностей для развития творческой индивидуальности каждого, диалогическое общение субъектов образовательного процесса.
Третий принцип - непрерывности образовательного процесса - обеспечивает непрерывность и преемственность его форм, методов и средств. Непрерывность выступает как характеристика включенности личности в образовательный
процесс на всех стадиях ее развития. Она также характеризует преемственность образовательной деятельности при переходе от одного ее вида к другому, от одного жизненного этапа человека к другому.
Четвертый принцип - опережающего характера образования в вузе физической культуры, указывающий на то, что уровень развития системы профессионального образования должен опережать и формировать уровень развития личности студента, общества и производства, его техники и технологии.
Пятый принцип - субъектности. Он предполагает рассмотрение обучающегося (студента) с точки зрения его способности быть стратегом своей деятельности, способным ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно осуществлять действия и оценивать их соответствие задуманному, выстраивать свои жизненные планы.
Шестой принцип - направленности на формирование фундаментальных знаний. Фундаментальные знания - это стержневые, системообразующие, методологически значимые представления, восходящие к истокам понимания, к первичным сущностям. Они отличаются от конкретных знаний и фактов тем, что «эти представления меняются сравнительно медленно, «живут» сравнительно долго, и это позволяет надеяться, что эти знания изменяются незначительно в течение среднего срока трудового стажа выпускника вуза» [11, с. 91]. Выработанное именно на их основе умение думать, самостоятельно добывать знания может существенно помочь выпускнику физкультурного вуза и при необходимости изменить специальность или даже профессию, т. е. быть профессионально мобильным.
Фундаментализация высшего физкультурного образования предполагает, что одной из приоритетных задач образования должно стать формирование у студентов внутренней потребности в саморазвитии и самообразовании, овладение ими методами получения знаний; становление у них таких личностных качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться, жить и работать в обществе знаний.
Применительно к проблеме развития профессиональной мобильности студентов вуза физической культуры для формирования фундаментальных знаний необходимо сформировать модули наиболее важной информации в области не только вариативных (профильных), но и базовых (обязательных) дисциплин. Первостепенную роль здесь должны играть курсы, которые содержат знания, являющиеся базой для формирования общей («Отечественная история», «Социология», «Культурология») и профессиональной культуры («Педагогика», «Педагогика ФК», «Акмеология ФК»), быстрой адаптации к новым профессиям, специальностям и специализациям («Карьерная стратегия личности», «Технология трудоустройства», «Деловое общение»).
Седьмой - принцип - диверсификации. Данный принцип подразумевает расширение видов предоставляемых образовательных услуг, освоение новых видов деятельности и включает совокупность более частных принципов:
- удовлетворение потребности в выпускниках, обладающих качествами профессиональной мобильности;
- непрерывное повышение качества профессиональной подготовки и уровня требований к квалификации профессиональных кадров;
- личностной направленности.
Восьмой принцип - интеграции современных технологий обучения. Современные условия ставят перед высшим образованием сложные задачи. Поэтому использование только одной, пусть даже весьма эффективной технологии обучения уже не позволяет решить их в полной мере и с оптимальными затратами. Развитие профессиональной мобильности становится возможным только на основе и с помощью интеграции существующих
№ 5 • 2015 Май | Мау
http://www.teoriya.ru
технологий обучения. Каждая модель, будь то проблемное обучение, технология портфолио, проектная деятельность, коучинг тренинги, контекстное обучение, модульная технология, содержит определенные ограничения. Их снятие, по мнению О. А. Малыгиной, возможно только на основе интеграции существующих образовательных технологий [9, с.126].
Вывод. Концептуальные основания развития профессиональной мобильности студентов в вузе физической культуры представляют собой систему научных взглядов и трактовок феномена профессиональной мобильности, систему принципов, подходов, детерминирующих процесс ее развития.
Литература
2.
Амирова Л.А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования: автореф. дис. ... докт. пед. наук / Л.А. Аминова. - Уфа.: БГПУ, 2009. - 45 с. Анисимова В.А. Формирование исследовательских умений студентов вуза / В.А. Анисимова, А.А. Найн // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2012. - № 14. - С. 40-44.
3. Горюнова Л.В. Профессиональная мобильность как проблема развивающегося образования России: дис. ... докт. пед. наук / Л.В. Горюнова. - Ростов н/Д, 2006. - 427 с.
4. Игошев Б.М. Системно-интегративная организация подготовки профессионально мобильных кадров: дис. ... докт. пед. наук / Б.М. Игошев. - Екатеринбург: РИК ЧГУ, 2008. - 489 с.
5. Каплина С.Е. Концептуальные основы формирования мобильности будущих специалистов в процессе изучения гуманитарных дисциплин / С.Е. Каплина // Высшее образование сегодня.
- 2008. - № 3. - С. 87-89.
6. Каргаполов В.П. Концепция профессионального становления преподавателя физической культуры / В.П. Каргаполов. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1998. - 20 с.
7. Костюченко В.Ф. Концепция специального профессионального образования в вузах физической культуры в современных условиях: автореф. дис. ... докт. пед. наук / В.Ф. Костюченко; СПбГАФК, 1997. - 39 с.
8. Куликова Л.М. Модернизация содержания и организации непрерывной педагогической практики в физкультурном вузе: монография / Л.М. Куликова. - М.: Теория и практика физической культуры, 2004. - 269 с.
9. Малыгина О.А. Формирование основ профессиональной мобильности в процессе обучения высшей математики / О.А. Малыгина.
- М.: ЛИБРОКОМ, 2010. - 368 с.
10. Национальная доктрина образования РФ [Электронный ресурс]: одобрена Постановлением Правительства РФ от 04 октября 2000г. №751. - Режим доступа: http://www.dvgu.ru/umu/ ZakRF/doktrin1.htm.
Тестов В. Качество и фундаментальность высшего образования / В. Тестов //Высшее образование в России. - 2008. - № 10. - С. 89-92.
11
References
1. Amirova, L.A. Razvitie professional'noy mobil'nosti pedagoga v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk (Development of professional mobility of teacher in additional education system: abstract of doctoral thesis (Hab.) / L.A. Aminova. - Ufa: BGPU, 2009. - 45 P.
2. Anisimova, V.A. Formirovanie issledovatel'skikh umeniystudentov vuza (Formation of research abilities of university students) / V.A. Anisimova, A.A. Nain // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - № 14. - P. 40-44.
3. Goryunova, L.V. Professional'naya mobil'nost' kak problema razvivayushhegosya obrazovaniya Rossii: dis. ... dokt. ped. nauk (Professional mobility as a problem of developing education in Russia: abstract of doctoral thesis (Hab.)/ L.V. Goryunova. -Rostov-on/D, 2006. - 427 P.
4. Igoshev, B.M. Sistemno-integrativnaya organizatsiya podgotovki professional'no mobil'nykh kadrov: dis. ... dokt. ped. nauk (System-integrative organization of vocational training of mobile staff: abstract of doctoral thesis (Hab.)/ B.M. Igoshev. -Yekaterinburg: RIK ChGU, 2008. - 489 P.
5. Kaplina, S.E. Kontseptua!nye osnovy formirovanija mobil'nosti budushchikh spetsialistov v protsesse izucheniya gumanitarnykh distsiplin (Conceptual bases of formation of mobility of future specialist while studying humanities) / S.E. Kaplina // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2008. - № 3. - P. 87-89.
6. Kargapolov, V.P. Kontseptsiya professional'nogo stanovleniya prepodavatelya fizicheskoy kul'tury (The concept of professional development of physical education teacher) / V.P. Kargapolov. - Khabarovsk: Izd-vo KhGPU, 1998. - 20 P.
7. Kostyuchenko, V.F. Konceptsiya spetsial'nogo professional'nogo obrazovaniya v vuzakh fizicheskoy kul'tury v sovremennykh usloviyah: avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk (The concept of today's special vocational training in higher schools of physical culture: abstract of doctoral thesis (Hab.) / V.F. Kostyuchenko; SPbGAFK, 1997. - 39 s.
8. Kulikova, L.M. Modernizatsiya soderzhaniya i organizatsii nepreryvnoy pedagogicheskoy praktiki v fizkul'turnom vuze: monografiya (Modernization of the content and organization of continuous teaching practice in higher schools of physical culture: monograph) / L.M. Kulikova. - Moscow: Teoriya ipraktika fizicheskoy kul'tury, 2004. - 269 P.
9. Malygina, O.A. Formirovanie osnov professional'noy mobil'nosti v protsesse obucheniya vysshey matematiki (Formation of the bases of professional mobility while learning higher mathematics) / O.A. Malygina. - Moscow: LIBROKOM, 2010. - 368 P.
10. Natsional'naya doktrina obrazovaniya RF: odobrena Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 04 oktyabrya 2000g. №751 (National Doctrine of Education of Russia [electronic resource]: approved by the RF Government Decree October 04, 2000. №751). - URL: http://www.dvgu.ru/umu/ZakRF/doktrin1.htm.
11. Testov, V. Kachestvo i fundamental'nost vysshego obrazovaniya (Quality and fundamentality of higher education) / V. Testov // Vysshee obrazovanie v Rossii. - № 10. - 2008. - P. 89-92.
ИНФОРМАЦИЯ
□
и
га у
г.
ч—
. О 0J
■ -О
с
га
^
О (U ■С
Н
АСПИРАНТУРА
Аспирантура УралГУФК открыта по приказу Комитета по содействию олимпийскому движению при правительстве РСФСР № 892 от 19 декабря 1991 г.
В среднем ежегодно общее число аспирантов - около 100 человек. 60 % от общего числа желающих повысить уровень научной и научно-педагогической квалификации составляют преподаватели УралГУФК.
Подготовка научно-педагогических кадров в УралГУФК осуществляется по очной и заочной формам обучения на основе бюджетного финансирования и по договорам с физическими и юридическими лицами по следующим направлениям: 49.06.01 - «Физическая культура и спорт»; 44.06.01 - «Образование и педагогические науки»; 30.06.01 - «Фундаментальная медицина»; 06.06.01 - «Биологические науки»; 38.06.01 - «Экономика»; 42.06.01 - «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело».
По основным показателям качества работы аспиранты в ходе обучения представляются к стипендиям: Законодательного собрания Челябинской области, Губернатора Челябинской области, Управления по делам молодежи администрации г. Челябинска, Олимпийского комитета России, Президента и Правительства Российской Федерации.
Аспиранты имеют возможность ежегодно участвовать и становиться победителями гранта правительства Челябинской области в рамках конкурса исследовательских проектов по программе поддержки научного творчества молодежи вузов Челябинской области.
По итогам работы аспирантов с 2001 г. традиционно проводится аттестационная научно-практическая конференция молодых ученых университета «Проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров: опыт и перспективы» с привлечением ведущих ученых нашего вуза.
В 1999 г. открыт докторский совет по защите диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата педагогических наук. Работа совета по защите диссертаций, аспирантура и докторантура открывают большие перспективы перед профессорско-преподавательским коллективом университета по оптимизации всей учебно-воспитательной и научной деятельности.
http://www.teoriya.ru
№ 5 • 2015 Май | May