Научная статья на тему 'Компетентностный подход к профессиональной подготовке бакалавров физической культуры в процессе производственной практики'

Компетентностный подход к профессиональной подготовке бакалавров физической культуры в процессе производственной практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / БАКАЛАВР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова Л.М., Куликов Л.М.

Общепризнанно, что профессиональная компетенция относится к профессии, проявляется в профессиональной деятельности и рассматривается как интегративное качество личности человека, включающее систему необходимых знаний, умений и навыков, достаточных для выполнения определенного вида профессиональной деятельности. Формирование профессиональных компетенций специалиста в условиях производственной практики, по нашему мнению, представляет собой целенаправленное последовательное внедрение системных педагогических подпроектов, составляющих проект «Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста сферы физической культуры и спорта в условиях производственной практики». Целью каждого из подпроектов является разработка определенного вида обеспечения многофункционального характера производственной практики. Выделены подпроекты развития инновационно-образовательной, профессионально-педагогической, научно-исследовательской, информационно-технологической и социально-культурной составляющих. Оценена сформированность профессиональной компетентности бакалавров по профессиональным компетенциям ФГОС в условиях производственной практики, данные которой свидетельствуют о высоком уровне качества профессиональной подготовки бакалавров в компетентностном формате. Подготовка бакалавров, отвечающих современным запросам работодателей, влечет за собой поиск инновационных форм профессиональной подготовки студентов. Исходя из объективной необходимости перехода на компетентностно-ориентированное образование, в УралГУФК реализуется проект «Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста сферы физической культуры и спорта в условиях производственной практики», который является инновационным подходом, способствующим повышению уровня профессиональной компетентности бакалавров, что и подтверждается полученными результатами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куликова Л.М., Куликов Л.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к профессиональной подготовке бакалавров физической культуры в процессе производственной практики»

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

УДК/UDC 796.077.5

Поступила в редакцию 27.01.2015 г.

Доктор педагогических наук, профессор Л.М. Куликова1 Доктор педагогических наук, профессор Л.М. Куликов1 1 Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

COMPETENCY BUILDING APPROACH TO VOCATIONAL TRAINING OF BACHELOR OF PHYSICAL EDUCATION DURING PRACTICAL TRAINING

Dr.Hab., Professor L.M. Kulikova Dr.Hab., Professor L.M. Kulikov1 1 Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Информация для связи с автором: aikin-va@yandex.ru

Аннотация

Общепризнанно, что профессиональная компетенция относится к профессии, проявляется в профессиональной деятельности и рассматривается как интегративное качество личности человека, включающее систему необходимых знаний, умений и навыков, достаточных для выполнения определенного вида профессиональной деятельности.

Формирование профессиональных компетенций специалиста в условиях производственной практики, по нашему мнению, представляет собой целенаправленное последовательное внедрение системных педагогических под-проектов, составляющих проект «Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста сферы физической культуры и спорта в условиях производственной практики».

Целью каждого из подпроектов является разработка определенного вида обеспечения многофункционального характера производственной практики. Выделены подпроекты развития инновационно-образовательной, профессионально-педагогической, научно-исследовательской, информационно-технологической и социально-культурной составляющих. Оценена сформированность профессиональной компетентности бакалавров по профессиональным компетенциям ФГОС в условиях производственной практики, данные которой свидетельствуют о высоком уровне качества профессиональной подготовки бакалавров в компетентностном формате. Подготовка бакалавров, отвечающих современным запросам работодателей, влечет за собой поиск инновационных форм профессиональной подготовки студентов. Исходя из объективной необходимости перехода на компетентностно-ориентированное образование, в УралГУФК реализуется проект «Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста сферы физической культуры и спорта в условиях производственной практики», который является инновационным подходом, способствующим повышению уровня профессиональной компетентности бакалавров, что и подтверждается полученными результатами.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, компетентность, профессиональная компетентность, производственная практика, бакалавр.

Annotation

As generally agreed professional competence refers to profession, is displayed during professional activity and is treated as an integrative personality trait, which includes a system of necessary knowledge, skills and abilities, enough to carry out professional activity of a certain type.

As the authors believe, formation of specialist's professional competences in the framework of practical training represents the purposeful consistent implementation of system educational sub-project of the main project of "Formation of professional competency of future specialist in the field of physical culture and sport during practical training".

The purpose of each of the sub-projects is to develop a certain way to provide multi-functional practical training. Sub-projects of development of innovative educational, professional teaching, scientific research, information technological and socio-cultural components are allocated.

The level of development of the professional competency of bachelors in the framework of practical training is estimated according to the professional competences stipulated in the federal state educational standard. The findings indicate the high training quality level of the bachelors with regard to their competency.

Bachelor training in compliance with the current requirements of employers entails searching for innovative forms of vocational training of students. Based on the objective necessity of transition to competency based education, the project "Formation of professional competency of the future specialist in the field of physical culture and sport within practical training" is being implemented in Ural State University of Physical Culture, which is an innovative approach that contributes to enhancement of professional competency of bachelors, which is confirmed by the results.

Keywords: competency building approach, competence, competency, professional competency, practical training, bachelor.

Введение. Основа компетентностного подхода проявляется в обновленном учебно-методическом сопровождении; межпредметной направленности; новых оценочных средствах; новых функциях и ролях преподавателя; усилении ответственности студентов; совершенствовании организационных форм; введении системы зачетных

единиц; взаимодействии высшего образования со сферой труда; студенто-ориентированном характере образовательного процесса; собственном категориальном аппарате.

При вхождении в компетентностное образование необходимо уяснить суть понятий «компетенция» и «компетент-

№ 5 • 2015 Май I Mav

http://www.teoriva.ru

и

га у

г.

ч—

. О 0J

■ -О

с

га

^

О (U ■С

Н

ность», являющихся базовыми составляющими компетент-ностного подхода к образованию.

В психолого-педагогических исследованиях за рубежом понятия «компетентность» и «компетенция» разрабатываются давно. Так, в «Словаре иностранных слов» понятие «компетентный» раскрывается, как обладающий компетенцией - кругом полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению: Competent (франц.) - компетентный, правомочный. Competents (лат.) - соответствующий, способный. Competere (лат.) - требовать, соответствовать, быть годным. Competence (англ.) - способность (компетенция) [5, с. 247].

Анализ литературных источников показал, что американская школа использует термин «компетентность», основанный на характеристике личности (поведенческий аспект) - «бихевиоризм» (от англ. behaviour) - поведение. Английская педагогическая школа использует только понятие «competence», которое в зависимости от контекста означает: 1) способность, умение; 2) компетентность; 3) компетенция.

Согласно проекту «Tuning Project» компетенция включает «знание и понимание» (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать); «знание как действовать» (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям); «знание как быть» (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). Понятия «компетенция» и «компетентность» разграничиваются следующим образом [2].

«Компетенция - это: мотивированная способность делать что-либо хорошо или эффективно; процедурные и ценностно-смысловые знания о некоторой предметной области; когнитивная, знаниевая основа компетентности, потенциальная возможность к чему-либо».

«Компетентность - это: "употребление знания - компетенция в действии", то есть ситуативная категория, характеризующая готовность индивида выполнять деятельность в конкретных профессиональных ситуациях; интегрированный индикатор качества личности, характеризующий готовность выполнять определенную деятельность» [2, с. 8-9].

Словарный анализ понятия «компетентность» показал схожесть его определений в отечественных источниках. Понятие «компетентность» чаще всего трактуется либо как синоним профессионализма, либо как одна из его составляющих. Так, «Толковый словарь русского языка» Д. Н. Ушакова определяет «компетенцию» как круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом. Отсюда, «компетентный» в своем деле человек означает - «осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе; обладающий компетенцией, полноправный» [6, с. 623].

Компетенцию же большинство ученых рассматривают как способность выявлять связи между знанием и ситуацией, применять знания и умения для решения проблемы. Другими словами, компетенция - это то, что порождает умение, действие.

Анализируя современные подходы к проектированию ООП ВПО, реализующих ФГОС ВПО нового поколения в компетентностном формате, Р. Н. Азарова пишет о том, что компетенция/компетентность как результат образования предполагает освоение и усвоение деятельности в условиях глобализации, размывания организационных и профессиональных границ [1].

Согласно «Глоссарию терминов ФГОС ВПО» понятию «компетенция» дано определение, по сути повторяющее выше обозначенные формулировки Р. Н. Азаровой, И. Г. Галяминой, Э. Ф. Зеера и др.: «... компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области». Кроме того, в ФГОС ВПО направления подготовки «Физическая культура» представлены следующие компетенции: общекультурные компетенции, к которым относятся социально-личностные, общенаучные и инструментальные; профессиональные компетенции, которыми студенты овладевают: в педагогической, тренерской, рекреационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской и культурно-просветительской видах деятельности.

В теории педагогического образования понятие «профессиональная компетентность» обозначает совокупность профессионально обусловленных требований к специалисту и употребляется с такими терминами, как «квалификационная характеристика», «профессиональная готовность», «профессионализм». Под профессионализмом, как правило, понимается владение специалистом системой специальных знаний, умений и навыков, позволяющих решать стоящие перед ним задачи в соответствии с наиболее распространенными в массовой практике и в то же время обоснованными с точки зрения их эффективности критериями.

По мнению большинства авторов (Ю. В. Варданян, И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, А. В. Хуторской и др.), профессиональная компетенция включает в себя совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности. Профессиональная компетенция в данном случае рассматривается как одна из составляющих профессионализма, в структуре которого выделяются достаточно разнородные и разнопорядковые показатели: профессиональная удовлетворенность, профессиональный успех.

Исходя из формулировки понятия «профессиональная компетентность», представленного в «Энциклопедии профессионального образования» [7, с. 315], под которой понимается интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний и умений, достаточный для осуществления цели данного рода деятельности, Э. Ф. Зеер рассматривает профессиональную компетентность как интегративное качество личности человека, включающее систему необходимых знаний, умений и навыков, достаточных для выполнения определенного вида профессиональной деятельности [3, с. 194].

В профессиональной компетентности мы выделяем общенаучные и исследовательские компетенции, специальные профессиональные компетенции в профессиональной деятельности тренера по виду спорта.

Все вышеизложенное подтверждает необходимость повышения требований к качеству обучения и практической направленности профессиональной подготовки выпускников физкультурных вузов, считая основной задачей подготовку высокообразованных бакалавров на основе компетентностного подхода.

Цель исследования - определить уровень сформи-рованности профессиональной компетентности бакалавров в процессе производственной практики на основании компетентностного подхода.

Методика и организация исследования. Эксперимент проводился в период производственной практики.

30

http://www.teoriya.ru

№ 5 • 2015 Май | May

В нем приняли участие 127 бакалавров направления подготовки «Физическая культура» профиля «Спортивная тренировка в избранном виде спорта».

В исследовании в качестве основных критериев выступают профессиональные компетенции, поскольку профессионально-педагогическая подготовка бакалавра определяется нами как цель всей системы профессиональной подготовки, как процесс и результат творческого усвоения знаний и приобретения профессиональных компетенций в процессе производственной практики.

Уровень сформированности профессиональной компетентности бакалавров оценивался по следующим компетенциям ФГОС:

- способен реализовать систему отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта (ПК - 10);

- умеет разрабатывать оперативные планы и программы конкретных занятий в сфере детско-юношеского спорта (ПК - 11);

- самостоятельно проводит учебно-тренировочные занятия по избранному виду спорта в сфере детско-юношеского спорта (ПК - 12);

- способен организовывать и проводить массовые физкультурные мероприятия и спортивные соревнования (ПК - 20);

- умеет проводить научные исследования по определению эффективности различных сторон деятельности в сфере физической культуры и спорта и представлять обобщения и выводы (ПК - 26);

- владеет приемами агитационно-пропагандистской работы по привлечению детей к занятиям спортивной деятельностью (ПК - 29);

- умеет составлять финансовые документы учета и отчетности в сфере физической культуры и спорта (ПК -23).

Оценивание проводилось по показателям, выраженным в баллах: владеет в совершенстве - 3, владеет - 2, умение слабо выражено - 1, не владеет - 0.

Соотносим показатель с критериями уровня сформированности компетентности: 100-75 % - оптимальный, 74-55 % - допустимый, 54-25 % - критический, 24 % и ниже - недопустимый уровень [4].

Результаты исследования и их обсуждение. Умение слабо выражено у 2,4 % студентов по компетенциям «организация и проведение спортивно-массовых мероприятий» и «проведение научных исследований» и у 37,2 % студентов по компетенции «агитационно-пропагандистская работа». От 20,9 до 37,2 % студентов владеют всеми профессиональными компетенциями, кроме компетенции «проведение научных исследований», - 13,9 %. Большая часть студентов (от 62,8 до 83,7 %) в совершенстве владеют всеми компетенциями, кроме компетенции «агитационно-пропагандистская работа» (37,2 %). Не владеющих компетенциями не обнаружено. Соотносим показатели каждого студента с критериями уровня сформированности профессиональной компетентности. Критический уровень профессиональной компетентности показали 2,3 % бакалавров, допустимый - 30,2 % и оптимальный - 67,5 %. Следовательно, оптимальный и допустимый уровни сформи-рованности профессиональной компетентности в целом показали 97,7 % студентов и лишь 2,3 % - критический, что свидетельствует о высоком качестве профессиональной подготовленности бакалавров в рамках обозначенного выше проекта.

Вывод. Подготовка бакалавров, отвечающих современным запросам работодателей влечет за собой по-

иск инновационных форм профессиональной подготовки студентов. Исходя из объективной необходимости перехода на компетентностно-ориентированное образование в УралГУФК реализуется проект «Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста сферы физической культуры и спорта в условиях производственной практики», который является инновационным подходом, способствующим повышению уровня профессиональной компетентности бакалавров, что и подтверждается полученными результатами. Литература

1. Азарова Р.Н. Один из подходов проектирования основных образовательных программ вузов на основе компетентностного подхода / Р.Н. Азарова, Н.В. Борисова, Б.В. Кузов // Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего профессионального образования в контексте европейских и мировых тенденций: материалы XVII Всерос. науч.-метод. конф. - М., Уфа: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2007. -Ч. 2. - С. 52-63.

2. Галямина И.Г. Отличительные черты ГОС ВПО нового поколения / И.Г. Галямина // Наукоемкие технологии образования: межвуз. науч.-метод. семинар. - М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2007. - С.15-24.

3. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Изд-во УГ-ППУ, 2000. - 258 с.

4. Куликова Л.М. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста сферы физической культуры и спорта в условиях производственной практики: проект / Л.М. Куликова, Л.М. Куликов // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 5. -С.101-104.

5. Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1990. - 268 с.

6. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.И. Ушакова. - М.: ОГИЗ.: А - КЮРИНЫ, 1939. - Т. 1. - 1562 с.

7. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С.Я. Батышева. - М.: Изд-во Академия профессионального образования, 1999. - Т. 2. - 440 с.

References

1. Azarova, R.N. Odin iz podkhodov proektirovaniya osnovnykh obrazovatel'nykh programm vuzov na osnove kompetentnostnogo podkhoda (One of the methods of design of the basic university curricula on the basis of competency building approach) / R.N. Azarova, N.V. Borisova, B.V. Kuzov // Proektirovanie federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov i obrazovatel'nykh programm vysshego professional'nogo obrazovaniyja v kontekste evropeyskikh i mirovykh tendentsiy: materialy XVII Vseros. nauch.-metod. konf (Designing federal state educational standards and educational programs of higher professional education in the context of European and global trends: Proceedings of the XVII theor.-method. conf). - Moscow, Ufa: ITs problem kachestva podgotovki spetsialistov (Research center of expert training quality problems), 2007. - Ch. 2. - P. 52-63.

2. Galyamina, I.G. Otlichitel'nye cherty GOS VPO novogo pokoleniya (Distinctive features of the new generation SES HPE) / I.G. Galyamina // Naukoemkie tekhnologii obrazovanija: mezhvuz. nauch.-metod. seminar (High Tech Education: inter-univ. theor.-method. seminar). - Moscow: ITs problem kachestva podgotovki spetsialistov (Research center of expert training quality problems), 2007. - P.15-24.

3. Zeer, E.F. Psikhologiya lichnostno orientirovannogo professional'nogo obrazovaniya (Psychology of personality-centered vocational training) / E.F. Zeer. - Yekaterinburg: Izd-vo UGPPU, 2000. - 258 P.

4. Kulikova, L.M. Formirovanie professional'noy kompetentnosti budushchego spetsialista sfery fizicheskoy kul'tury i sporta v usloviyakh proizvodstvennoy praktiki: proekt (Formation of professional competency of future specialist in physical culture and sport in practical training: Project) / L.M. Kulikova, L.M. Kulikov // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2014. - № 5. -P.101-104.

5. Slovar' inostrannykh slov (Dictionary of foreign words) - Moscow: Russkiy yazyk, 1990. - 268 P.

6. Tolkovy slovar' russkogo yazyka (Russian explanatory dictionary) / Ed. by D.I. Ushakov. - Moscow: OGIZ: A - KYuRINY, 1939. - V. 1. -1562 P.

7. Entsiklopediyaprofessional'nogoobrazovaniya:v 31.(Encyclopedia of vocational training: in 3 vol.) Ed. by S.Ya. Batyshev. - Moscow: Akademiya professional'nogo obrazovaniya, 1999. - V. 2. - 440 P.

№ 5 • 2015 Май | May

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.