Научная статья на тему 'Технология формирования профессиональной компетентности будущего специалиста физической культуры и спорта в условиях производственной практики'

Технология формирования профессиональной компетентности будущего специалиста физической культуры и спорта в условиях производственной практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
796
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликов Леонид Михайлович, Куликова Людмила Матвеевна

В статье рассмотрены основные понятия «компетенции», «компетентность», «профессиональная компетентность». Показаны структура технологии педагогических проектов и результативность их внедрения. Выделены факторы, обеспечивающие эффективность реализации педагогических проектов. Предложена система проектов формирования профессиональной компетентности будущего специалиста в условиях процесса производственной практики студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куликов Леонид Михайлович, Куликова Людмила Матвеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология формирования профессиональной компетентности будущего специалиста физической культуры и спорта в условиях производственной практики»

РЕГИОН КРУПНЫМ ПЛАНОМ: ФГБОУ «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ...

УДК 378.147.88

Куликов Леонид Михайлович

Доктор педагогических наук, профессор, ректор Уральского государственного университета физической культуры, lculicov@mail.ru, Челябинск

Куликова Людмила Матвеевна

Доктор педагогических наук, профессор, заместитель начальника отдела практики Уральского государственного университета физической культуры, otdelpractika.mail.ru, Челябинск

технология формирования профессиональной компетентности будущего специалиста ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА в условиях производственной практики

В статье рассмотрены основные понятия «компетенции», «компетентность», «профессиональная компетентность». Показаны структура технологии педагогических проектов и результативность их внедрения. Выделены факторы, обеспечивающие эффективность реализации педагогических проектов. Предложена система проектов формирования профессиональной компетентности будущего специалиста в условиях процесса производственной практики студентов.

Ключевые слова: компетенции, компетентность, профессиональная компетентность, специалист, производственная практика, педагогический проект.

Kulikov Leonid Mikhailovich

Doctor of pedagogical sciences, professor, rector of the Ural state university of physical culture, lculicov@mail.ru, Chelyabinsk

Kulikova Ludmila Matveevna

Doctor of pedagogical sciences, professor, assistant chief of practice department of the Ural state university of physical culture, otdelpractika.mail.ru., Chelyabinsk

TECHNHOLOGY OF FORMING PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE Physical CULTURE AND SPORT SPECIALISTS UNDER THE CONDITIONS OF PRACTICAL TRAINING

Such basic notions as «competences», «competence» and «professional competence» are viwed in the article. It shows the technology structure of pedagogical project and the results of their introduction. It is allocate the factors which ensure the effectiveness of implementations of projects and the system of pedagogical project of forming professional competence of future physical culture under the conditions of practical training is given in the article.

Keywords: competences, competence, professional competence, a specialist, practical training, pedagogical project.

Современный период развития образо- новационному труду. С вхождением России

вания в России характеризуется активи- в Болонский процесс на первый план стано-

зацией процессов модернизации в сфере вится задача подготовки квалифицированнофизической культуры и спорта. Переход на го, компетентного, конкурентоспособного на

рыночную экономику, переосмысление роли мировом рынке труда специалиста, готового

и функции физической культуры и спорта к непрерывному профессиональному росту,

определяют новые требования к подготов- самообразованию и самосовершенствова-

ке специалистов этой области. Сегодня речь нию, лично ответственного за уровень своих

идет не просто о развитии профессионально компетенций. Такой специалист в отрасли

значимых качеств будущего специалиста, а физической культуры и спорта должен быть

о его способности к самостоятельному ин- компетентным в вопросах эффективного ис-

пользования средств физической культуры в образовании и воспитании населения, оздоровления, науки, формирования здорового образа жизни, подготовки спортсменов к достижению высоких спортивных результатов. Следовательно, успешность работы педагога по физической культуре, тренера по виду спорта зависит от уровня их профессионализма и компетентности.

Компетентностный подход в образовании является принципиально новым явлением и основой ФГОС ВПО третьего поколения направления «Физическая культура».

При вхождении в компетентностное образование необходимо уяснить суть понятий «компетенция» и «компетентность», являющих базовыми составляющими компетент-ностного подхода к образованию.

«Большой словарь иностранных слов» трактует «компетентность (от лат. сот-petere - «быть готовым») как способность данного лица производить определенный вид работы, наличие достаточного запаса знаний для вынесения обоснованных суждений по какому-либо вопросу» [2, с. 247]. В «Современном словаре иностранных слов» под компетенцией (от лат. competen-аа - добиваться, соответствовать, подходить) подразумевают «круг вопросов, которых кто-либо хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом» [7, с. 374].

Болонский процесс в условиях современности переходит от стадии идей к стадии реализации. Без поддержки со стороны высшей школы, студентов и их преподавателей Европейское пространство высшего образования никогда не станет реальностью. Качество высшего образования один из краеугольных камней Болонского процесса. Основным показателем качества образования является результат, измеряемый в компетенциях.

Одним из итогов исследований профессора В. И. Байденко стало заключение о том, что компетенция - это мера образовательного успеха личности, проявляющего в ее собственных действиях в определенных профессионально и социально значимых ситуациях [1, с. 183].

Теоретический обзор отечественной и зарубежной литературы, освещающей интересующую нас проблему, выявил, что понятия «компетенция» и «компетентность» имеют

множество определений и трактовок. Общим во всех подходах к определению ключевых понятий современного образования являются представления о том, что они формируются и проявляются в практической деятельности.

Несмотря на различие взглядов, большинство ученых сходятся во мнении, что понятие «компетентность» шире знаний, умений и навыков и не является их суммой, так как не включает все стороны деятельности: знаниевую, операционно-технологическую, мотивационную.

Основываясь на отмеченном, общую компетентность можно понимать как интегративное личностное качество, позволяющее человеку достойно самореализоваться в деятельности и общении. Общие компетенции формируются с детства, закрепляются во время школьного обучения и продолжают развиваться в вузе.

Собственно-профессиональные компетенции начинают формироваться только в период вузовского обучения. Каждая конкретная профессия, специальность предлагает свой набор компетенций, без которых адаптация и успешное выполнение профессиональной деятельности невозможны. Такие компетенции называют собственнопрофессиональными, профессионально значимыми компетенциями.

В теории педагогического образования понятие «профессиональная компетентность» обозначает совокупность профессионально обусловленных требований к специалисту и употребляется с такими терминами, как «квалификационная характеристика», «профессиональная готовность», «профессионализм». Под профессионализмом, как правило, понимается владение специалистом системой специальных знаний, умений и навыков, позволяющих решать стоящие перед ним задачи, в соответствии с наиболее распространенными в массовой практике, и в тоже время обоснованными с точки зрения их эффективности критериями.

Общепризнано, что профессиональная компетенция относится к профессии и проявляется в профессиональной деятельности. С позиций личностно-деятельностного подхода профессиональная компетенция определяется как комплекс свойств личности, обеспечивающий достаточный для самосто-

ятельного осуществления профессиональной деятельности уровень самоорганизации личности.

С точки зрения большинства авторов (И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. М. Маркова, В. А. Сластенин, А. В. Хуторской, А. П. Тряпицина и др.), профессиональная компетенция включает в себя совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности. Профессиональная компетенция в данном случае рассматривается как одна из составляющих профессионализма, в структуре которого выделяются достаточно разнородные и разнопорядковые показатели: профессиональная пригодность, профессиональная удовлетворенность, профессиональный успех.

Исходя из формулировки понятия «профессиональная компетентность» - (от лат. professio - официальное занятие, лат. сотре-to - соответствовать, подходить), представленного в «Энциклопедии профессионального образования» [9, с. 383], под которой понимается интегральная характеристика, деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний и умений, достаточный для осуществления цели данного рода деятельности. Э. Ф. Зеер рассматривает профессиональную компетентность как интегративное качество личности человека, включающее систему необходимых знаний, умений и навыков, достаточных для выполнения определенного вида профессиональной деятельности [3, с. 167].

Итак, под компетенцией мы понимаем совокупность знаний, умений, учебного и жизненного опыта, ценностей и интересов, которые самостоятельно реализуются студентом и используются им в определенной конкретной ситуации. Компетенция рассматривается как способность человека реализовывать на практике свою компетентность.

В профессиональной компетентности мы выделяем общенаучные и исследовательские компетенции, специальные профессиональные компетенции в профессиональной деятельности учителя физической культуры, тренера по виду спорта, менеджера спортивномассовой и физкультурно-рекреационной деятельности. Это подтверждает необходимость повышения требований к качеству обучения и практической направленности профессио-

нальной подготовки выпускников физкультурных вузов, считая основной задачей подготовку высокообразованных специалистов на основе компетентностного подхода.

Эффективность решения поставленной задачи зависит от постановки учебного процесса в вузе и производственной практики в нем, так как в этот период наиболее эффективно осуществляется интеграция теоретико-педагогической подготовки и воспитательного процесса.

В ходе производственной практики создается возможность формирования у студентов постоянной потребности добывать новые теоретические знания и практический опыт, вводить их в проблемы современной педагогической науки и практики, учить использовать все полученные в вузе теоретические знания и одновременно усваивать передовой практический опыт лучших учителей и тренеров, овладевать профессиональными компетенциями.

С точки зрения практики ясно, что число требуемых компетенций, характеризующих наиболее важные профессиональные качества выпускника, не должно быть большим. В тоже время, формулировки обобщенных компетенций должны быть конкретными, чтобы можно было объективно определить уровень их сформированности и соответствия выпускников этим требованиям.

Формирование профессиональных компетенций специалиста в условиях процесса производственной практики, как показало наше изыскание, представляет собой целенаправленное последовательное внедрение системных педагогических проектов [4].

Проекты обеспечивают: создание высокотехнологичной среды на основе интеграции личностных, профессионально-педагоги-

ческих, материально-технических и образовательных ресурсов региона в университетском комплексе; реализацию в данной среде инновационных программ подготовки компетентных специалистов; адаптацию разработок к специфике учебно-научнопроизводственного и учебно-инновационного процессов в условиях производственной практики университетского комплекса. В нашем случае университетский комплекс представлен ассоциацией высших учебных заведений, образовательных учреждений и спортивных организаций.

Структура технологии определяется логикой проектной деятельности. Технология включает: выявление условий и факторов формирования профессиональных компетенции специалиста; создание педагогических проектов, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций в условиях производственной практики; внедрение разработанных педагогических проектов и адаптацию их к условиям производственной практики университета.

Необходимость обеспечения перспективных потребностей личности специалиста и общества определяет актуальность непрерывного, многоуровневого, опережающего, открытого, интегрального, альтернативного и неформального образования, которое может дать только вуз инновационного типа. Мы считаем, что наш вуз можно отнести к инновационному типу перспективных вузов, т. к. он обладает необходимым ресурсом для обеспечения спектра образовательных потребностей и активно взаимодействует с социальными и управленческими структурами образования, физической культуры и спорта, здравоохранения, наркоконтроля, молодежной палатой при Законодательном Собрании Челябинской области.

Разработка проектов включала изучение ресурсов и состояния структур университетского комплекса, сложившихся и возможных взаимодействий в его интегративной среде и региональном образовательном пространстве в аспекте их эффективности использования для формирования профессиональных компетенций обучающихся. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста обеспечивается целенаправленным использованием интегративных ресурсов университетского комплекса как фактора активизации профессионально-личностного становления специалиста.

Нами были изучены мнения работодателей, преподавателей, специалистов базовых учреждений и студентов относительно потребностей и возможностей подготовки компетентного специалиста. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста осуществляется в ходе производственной практики через реализацию системных педагогических проектов.

Целью каждого из проектов является разработка определенного вида обеспечения

многофункционального характера производственной практики. Выделены проекты развития инновационно-образовательной, профессионально-педагогической, научно-исследовательной, информа-ционно-техно-логической и социально-культурной составляющих.

Проект А - Развитие инновационно-образовательной составляющей производственной практики для транформации полученных знаний, умений в профессиональные компетенции студентов путем интеграции теории и практики.

Проект Б - Развитие профессиональнопедагогической составляющей производственной практики для накопления опыта внедрения новых знаний и умений, преобразованных в педагогические технологии и посредством реализации этих технологий овладения профессиональными компетенциями, а также для формирования у студентов потребности в саморазвитии и самосовершенствовании.

Проект В - Развитие научно-исследовательской составляющей производственной практики для получения новых знаний и накопления опыта ведения научных исследований и эффективного использования его в сфере физической культуры и спорта.

Проект Г - Развитие информационнотехнологической составляющей производственной практики для формирования информационной и инновационной культуры, анализа, обработки и трансляции инновационного опыта на перспективу профессионального развития.

Проект Д - Развитие социально-культурной составляющей производственной практики для приобретения опыта проведения воспитательной работы с учащимися, необходимого анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач как в классе (группе), так и в индивидуальной работе, а также для повышения культуры образовательной и инновационной деятельности учителя, тренера.

В структуре проектов представлены разработки по организации самообразовательной деятельности, профориентационно - научно - и учебно-методического, организационно-управленческого и психолого-пе-дагогического обеспечения профессионально-педагогической деятельности студента,

профессионального самоопределения студента и специалиста в интегративной среде университетского комплекса.

Результаты формирования профессиональных компетенций в условиях производственной практики определяются достигнутым уровнем профессиональной компетентности и этапом профессионально-личностного становления будущего специалиста.

Внедрение и анализ системных педагогических проектов сопровождают опроснодиагностические методы (анкетирование, беседа, тестирование, обобщение независимых характеристик); обсервационные технологии (прямое, косвенное наблюдение); праксиметрические методики (анализ деятельности студентов и методистов); технологии количественной и качественной характеристики полученных результатов (компьютерная обработка данных, их оформление в виде таблиц, схем, рисунков).

При разработке критериев и показателей сформированности профессиональных компетенций нами использованы адаптированные программы Е. А. Агалаковой и Т. И. Шамовой, В. П. Симонова [8]. Диагностическая база формирования профессиональных компетенций основана на методике А. А. Орлова [5]. Диагностическая база позволяет определять изменения в формировании профессиональных компетенций студентов на различных этапах производственной практики.

Выстроенная с учетом компетентност-ного подхода и реализация разработанной системы педагогических проектов производственная практика в университете обеспечивает эффективное формирование профессиональной компетентности будущего специалиста сферы физической культуры и спорта и постепенный переход обучаемого с репродуктивно-адаптивного уровня подготовленности до продуктивно-творческого. И как правило, после прохождения производственной практики у студента появляется новая позиция, характеризующаяся укрепившейся уверенностью в правильности выбора профессии, появлением целей и потребностей в саморазвитии и самосовершенствовании.

Исследование показало, что подготовка специалистов, отвечающих современным запросам работодателей влечет за собой поиск

инновационных путей профессиональной подготовки студентов. Исходя из объективной необходимости перехода на компетент-ностно - ориентированное образование в УралГУФК реализуется система педагогических проектов направленных на формирование профессиональной компетентности будущего специалиста физической культуры в условиях производственной практики. Данный инновационный подход рассматривается как механизм, создающий реальные ориентиры для модернизации профессиональной подготовки будущего специалиста физической культуры в компетентностном формате.

Библиографический список

1. Болонский процесс: середина пути / под ред. д-ра пед. наук, проф. В. И. Байденко. - М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 379 с.

2. Большой словарь иностранных слов / сост. А. Ю. Москвин. - М.: Центрполиграф, 2005. -815 с.

3. Зеер Э. Ф. Психология личностного ориентированного профессионального образования. -Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000. - 258 с.

4. Куликова Л. м. Педагогическое проектирование формирования профессиональной компетентности специалистов // Перспективы развития физической культуры в структуре современного образования. - Стерлитамак: Фобос, 2011. - С. 253-256.

5. Орлов А. А. Стандарты высшего педагогического образвоания: пути совершенствования // Педагогика. - 2000. - № 2. - С. 48-51.

6. Пичхадзе Г. м., Кадыкова Д. м., Ким И. И., Айтжанова Г. Б. Компетентност-ный подход - один из путей совершенствования учебного процесса на кафедре Фармакологии // Сибирский педагогический журнал. - 2011. -№ 9. - С. 287-291.

7. Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология / Л. М. Баш и др. - Изд. 9-е, стер. - Ростов на Дону: Феникс; М.: Цитедель -трейд, 2009. - 959 с.

8. Шамова Т. И. Управление образовательными системами: учеб. пособ. / под ред. Шамовой. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 319 с.

9. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / под ред. С. Я. Батышева. - М.: Изд-во Академия профессионального образования, 1999. - Т. 2. - 440 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.