Научная статья на тему 'Интеграция гуманитарной науки и образовательной практики: из опыта работы над лексической сочетаемостью слов'

Интеграция гуманитарной науки и образовательной практики: из опыта работы над лексической сочетаемостью слов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самоценность / демократизация / гуманистическое направление / педагогика / филологическая педагогика / индивидуальность ребенка / индивидуальный подход филологии / индивидуальная исключительность. / humanization / democratization / humanistic direction / pedagogy / humanistic pedagogy / child’s identity / individual approach / personal exclusivity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л П. Феталиева

В статье рассматривается филологическое направление педагогики, выявляются приемы индивидуального подхода к детям и указываются пути изучения индивидуальности ребенка. Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку при анализе поэтического дискурса является единство требований совершенствования самоценности ученика. Индивидуальный подход анализа поэтического дискурса требует большого терпения от педагога, умения разобраться в сложных особенностях совершенствования устойчивой филологической позиции ребенка. В основе индивидуального подхода совершенствования самоценности ученика лежит формирование его исключительности ученика на основе формирования устойчивой филологической позиции. Это находит непосредственное отражение в образовательной практике, выражаясь в признании самоценности личности ученика, его индивидуальной исключительности. В этой связи чрезвычайно важным является изучение наследия педагогов-гуманистов с их устойчивыми филологическими взглядами. Авторами статьи разработан подход педагогической науки в образовательной практике, предполагающий совершенствование классно-урочной системы с целью формирования индивидуальной исключительности ученика и его устойчивой филологической позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF HUMAN SCIENCE AND EDUCATIONAL PRACTICES: FROM THE EXPERIENCE WORK ON LEXICAL SHORT WORDS

The article examines the humanistic direction in pedagogy, notes signs of humanistic pedagogy and methods of individual approach to children, outlines ways to study the individuality of the child. Individual approach requires a lot of patience from the teacher, the ability to understand the complex manifestations. In all cases, it is necessary to find the reason for forming of certain individual characteristics of the child. One of the conditions for the correct implementation of the individual approach to the child is the unity of the requirements for him as teachers and parents. The individual approach is based on identifying the characteristics of the child. Humanization and democratization of public life in Russia as strategic tasks imply a change in the attitude towards the individual in the state and society, recognition of it as the highest value. This is directly reflected in pedagogical science and educational practice, expressing recognition of the self-worth of each student’s personality, his individual exclusivity. In this regard, it is extremely important to study the heritage of Russian humanist teachers. They developed humanistic pedagogy for both traditional schools, which involved improvements within the classroom system, and higher, innovative, when theory and practice were a single whole, and high professionalism was combined with the pronounced humanistic orientation of the teacher’s personality, with his stable philosophical position.

Текст научной работы на тему «Интеграция гуманитарной науки и образовательной практики: из опыта работы над лексической сочетаемостью слов»

Студенты и преподаватели получили неограниченные возможности для развития своего образовательного пространства и его совместного использования. Несмотря на огромный потенциал цифровых технологий, который востребован в образовании, он используется не в полной мере, это обуслов-

Библиографический список

лено недостаточной цифровой грамотностью преподавателей и приводит к возникновению цифрового разрыва, его преодолению. Доступ к цифровым технологиям является актуальной задачей цифровой трансформации образования.

1. Агибова И.М. Условия и факторы организации эффективной самостоятельной работы студентов с использованием информационных и коммуникационных технологий. Вестник поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010; № 5: 128 - 134.

2. Андреев А.А. Роль и проблемы преподавателя в среде e-Learning. Высшее образование в России. 2010; № 8 - 9: 41 - 44.

3. Цифровая Россия: новая реальность. Аналитический отчет экспертной группы Digital. ООО «Мак-Кинзи и Компания СиАйЭс», 2017. Available at: www.mckinsey.ru

4. Цифровизация. Available at: https://ru.wiktionary.org/wiki/

5. Шваб Д.К. Четвертая промышленная революция. Available at: https://mybook.ru/author/klaus-shvab/chetvertaya-promyshlennaya-revolyuciya/read References

1. Agibova I.M. Usloviya i faktory organizacii 'effektivnoj samostoyatel'noj raboty studentov s ispol'zovaniem informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij. Vestnikpomorskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2010; № 5: 128 - 134.

2. Andreev A.A. Rol' i problemy prepodavatelya v srede e-Learning. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010; № 8 - 9: 41 - 44.

3. Cifrovaya Rossiya: novaya real'nost'. Analiticheskij otchet 'ekspertnoj gruppy Digital. OOO «Mak-Kinzi i Kompaniya SiAj Es», 2017. Available at: www.mckinsey.ru http://www. mckinsey.ru

4. Cifrovizaciya. Available at: https://ru.wiktionary.org/wiki/

5. Shvab D.K. Chetvertaya promyshlennaya revolyuciya. Available at: https://mybook.ru/author/klaus-shvab/chetvertaya-promyshlennaya-revolyuciya/read

Статья поступила в редакцию 05.10.19

УДК 376

Fetalieva L.P., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

INTEGRATION OF HUMAN SCIENCE AND EDUCATIONAL PRACTICES: FROM THE EXPERIENCE WORK ON LEXICAL SHORT WORDS. The article examines the humanistic direction in pedagogy, notes signs of humanistic pedagogy and methods of individual approach to children, outlines ways to study the individuality of the child. Individual approach requires a lot of patience from the teacher, the ability to understand the complex manifestations. In all cases, it is necessary to find the reason for forming of certain individual characteristics of the child. One of the conditions for the correct implementation of the individual approach to the child is the unity of the requirements for him as teachers and parents. The individual approach is based on identifying the characteristics of the child. Humanization and democratization of public life in Russia as strategic tasks imply a change in the attitude towards the individual in the state and society, recognition of it as the highest value. This is directly reflected in pedagogical science and educational practice, expressing recognition of the self-worth of each student's personality, his individual exclusivity. In this regard, it is extremely important to study the heritage of Russian humanist teachers. They developed humanistic pedagogy for both traditional schools, which involved improvements within the classroom system, and higher, innovative, when theory and practice were a single whole, and high professionalism was combined with the pronounced humanistic orientation of the teacher's personality, with his stable philosophical position.

Key words: humanization, democratization, humanistic direction, pedagogy, humanistic pedagogy, child's identity, individual approach, personal exclusivity.

Л.П. Феталиева, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

ИНТЕГРАЦИЯ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НАД ЛЕКСИЧЕСКОЙ СОЧЕТАЕМОСТЬЮ СЛОВ

В статье рассматривается филологическое направление педагогики, выявляются приемы индивидуального подхода к детям и указываются пути изучения индивидуальности ребенка. Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку при анализе поэтического дискурса является единство требований совершенствования самоценности ученика. Индивидуальный подход анализа поэтического дискурса требует большого терпения от педагога, умения разобраться в сложных особенностях совершенствования устойчивой филологической позиции ребенка. В основе индивидуального подхода совершенствования самоценности ученика лежит формирование его исключительности ученика на основе формирования устойчивой филологической позиции. Это находит непосредственное отражение в образовательной практике, выражаясь в признании самоценности личности ученика, его индивидуальной исключительности. В этой связи чрезвычайно важным является изучение наследия педагогов-гуманистов с их устойчивыми филологическими взглядами. Авторами статьи разработан подход педагогической науки в образовательной практике, предполагающий совершенствование классно-урочной системы с целью формирования индивидуальной исключительности ученика и его устойчивой филологической позиции.

Ключевые слова: самоценность, демократизация, гуманистическое направление, педагогика, филологическая педагогика, индивидуальность ребенка, индивидуальный подход филологии, индивидуальная исключительность.

Гуманизация и демократизация общественной жизни в России как стратегические задачи предполагают изменение отношения к личности в государстве и обществе, признание ее как высшей ценности [1]. Это находит непосредственное отражение в педагогической науке и образовательной практике, выражаясь в признании самоценности личности каждого ученика, его индивидуальной исключительности.

В этой связи чрезвычайно важным является изучение наследия российских педагогов [2]. Ими было разработано представление гуманистической педагогики, предполагавшей совершенствование классно-урочной системы, а высокий профессионализм представлялся сочетанием ярко выраженной гуманистической направленностью личности педагога с его устойчивой филологической позицией (см. таблицу 1).

Гуманистическое направление в педагогике возникло во второй половине XX века как отражение идей филологической психологии [3]. В центре внимания оказалась парадигма филологической психологии, которая стремится к максимальной интеграции гуманитарного цикла. По своим идеям парадигма интегра-

ции гуманитарного цикла была близка педагогике нового воспитания и прогресси-визма. Интеграция гуманитарного цикла помогает представить парадигму работы писателя над произведением и показать этапы формирования мировоззрения писателя в сравнении с его первоначальным замыслом. Парадигма гуманитарного цикла свидетельствует об уровне не только самой литературы, но и литературоведческой науки в целом.

Таблица 1

ПЕДАГОГИКА ПЕДОЦЕНТРИЗМА

Гуманистическое направление процесс личностно-ориентированного характера

Филологическая педагогика процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков

Филологическая психология стимулирующая школьная среда

При изучении произведения особое место занимает знакомство с работой писателя над произведением и самобытностью его языка [4], особенно, по нашему мнению, это касается поэтического текста. Индивидуальный подход анализа поэтического дискурса требует большого терпения от педагога, умения разобраться в сложных особенностях ребенка. Покажем это на примере творчества Г Омаровой. Первый этап исследования ее поэтического текста обсуждался на научно-практическом семинаре 26 мая в 2017 году в Институте языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра РАН («Новые технологии анализа текста» по материалам прозаического стихотворения Г. Омаровой «Телизенг»). В литературоведческой науке Дагестана созданы словари языка Е. Эмина, С. Стальского, Г Цадасы, Р. Гамзатова, К. Закуева и др. Материалы для составления словаря языка Г. Омаровой рассматриваются в особом регистре литературоведческой науки в целом. Стихотворение «Телизенг», изданное в междисциплинарном показателе идей филологической психологии, обеспечило литературоведческую науку Дагестана новым изданием «Язык и стиль Г Омаро-вой в межкультурной коммуникации».

О богатстве языка Г. Омаровой свидетельствуют не только количественные образцы текстов национального языка, но и качественные единицы паронимиче-ской аттракции письменного языка. Паронимическая аттракция понимается исследователями как намеренное сближение далеких слов на основе звуковой близости [5]. Что касается различных контекстов сближения сходнозвучных слов, то стиль Г Омаровой позволяет выявить штампы слов посредством анализа сходнозвучных однокоренных единиц. Письмо-послание «Телизенг» представляется различными сходнозвучными заимствованиями из индоевропейских, тюркских и кавказских языков. Как показало исследование, парадигма филологической психологии оказывается плодотворной для анализа корпуса устного языка. Пропорциональное представление корпуса языка осуществляется классификацией индивидуальных фраз [6, с. 33].

Стихотворение «Телизенг», индивидуализирующее заимствования в интерпретации Г. Омаровой, начинается фразой телин зенг - «провода звон». Здесь показатель языковой игры в интерпретации Г. Омаровой фиксирует подвижное слоговое ударение. Первая проекция табасаранской фразы дифференцирует заимствования: латинского tete - «ткацкий станок»; греческого tel - «далекое место»; английское tell - «сказать». Согласно второй проекции в интерпретации Г Омаровой подвижность ударения проявляется при изменении слов тел - «провод», зенг - «звонок». Инструментом языковой игры Г Омаровой выступает не только проекция паронимии, но и подвижное слоговое ударение. Ударение в интерпретации Г Омаровой тяготеет к конечному слогу: телизенг - «сотовый телефон», ч1илли кьутдиан - «из тонкой коробки», зенгар йивуз - «звонить», уткан хъпехърур - «радостный слушатель» [7].

Подвижность ударения проявляется при изменении слова, при увеличении слогов в слове за счет суффиксов, падежных окончаний [8, с. 11]. Ударение в интерпретации знака паронимии Г. Омаровой, как правило, перемещается с корня слова на аффиксы: зенг мукьам - «звонок, мелодия» // зенгнан мукьмар - «мелодия звонка». При перемещении ударения гласные звуки, утратившие ударение, редуцируются, и при этом происходят различные фонетические процессы редукции - гаф, гафарин гунт1 - «слова звонка», таниш гьенг - «знакомая мелодия». В интерпретации знака паронимии Г Омаровой много слов, в которых ударение играет смыслоразличительную роль: вуйи - «был», вуйи - «бывший», гъадабгъ-ур - «взявший», гъадабгъур - «возьмет» [9]. Определенные закономерности в

Библиографический список

расстановке ударения наблюдаются и в других глагольных формах. В глаголах с превербами ударение всегда падает на первый слог, а в трехсложных - на последний. Во многих случаях деепричастные, причастные и личные формы глагола различаются лишь местом ударения: илт1ик1ну- «повернувшись, ил-т1ик1ну - «перевел», албагну - «нарядив», албагну - «нарядил» [10]. Большинство фонетических процессов в системе гласных и согласных табасаранского языка связано с перемещением ударения в слове, которое в нитрикском диалекте, лежащем в основе литературного языка, подвергает морфемику слова значительной трансформации [11]. Кандыкский говор нитрикского диалекта в интерпретации знака паронимии Г Омаровой систематизирует основу литературного табасаранского языка и вычленяет сегмент статистических сопоставлений. Разграничение сегмента ударения со сходнозвучным показателем наблюдается в сопоставлениях паронимов зен^ёпд // телЧё1. Двойственная природа сходнозвучного показателя паронимии издавна побуждала поэтов искать соответствия между двумя сторонами языкового знака, которые смыкаются при трансформации однокорневых слов. Анализ произведения Г. Омаровой показывает, что ее поэзия с содержанием сходнозвучных слов пронизана сближением пропорций паронимической аттракции, например, между пропорциями сходносозвучных слов устанавливаются стилистические ограничения слово -лексема - термин.

Так, до сравнительно недавнего времени считалось, что термин «те-ле+скоп» был введен Г Галилеем (1609 г). В 1947 году итальянский ученый Е. Розен в специальной монографии доказал, что это не так. Г Галилей, открыв законы оптических увеличений, долго искал удачный термин, который создал современник Г. Галилея, поэт-ученый, грек Демизиани, впервые предложивший название телескоп (греч. tele «далеко» + skopein «наблюдать»). Это название сыграло важную роль не только в астрономической терминологии, но и в терминологии других наук.

Атрибутика инкорпорированности специальных терминов, свидетельствующая о приеме переструктурирования языковой игры, фиксирует проекцию стилистического штампа тел > tele. В языковой игре Г Омаровой это означает, что паронимическая аттракция, устанавливая близость слов, «метит» организацию стилистического и синтаксического штампа. Идея создания «словаря» стихотворения обусловлена концептуализацией эстетического словесного творчества табасаранской поэтессы Г Омаровой. Предложенный профиль предметных пристрастий табасаранского языка определил понимание компетенции - совершенствовать навыки устного языка с использованием новых коммуникативных технологий. Социальные потрясения в пристрастиях коммуникативных технологий раскрывают жанровые смыслы дискурсивного анализа текста. Поэтому форма устного языка определяет не только уровень социальной значимости дискурса, но и лингвистической компетенции национального литературного текста.

С помощью приема проектной деятельности и профиля предметных пристрастий по овладению индивидуального программного материала удалось актуализировать не только единицы гуманитарного подхода, но и представить органическую часть педагогического процесса. В процессе обсуждения был выдвинут тезис - принцип построения и анализа различных дискурсивных аргументов Г. Омаровой вовсе не означает «предписывать» поэтессе творческую индивидуальность, а предполагает обобщение целостного жанра эстетической словесности. Новые направления обобщения жанров дискурса помогают совершенствовать изучение и сохранение языков Дагестана.

1. Абдурахманова А.Г. Функциональная модель словаря национальной культуры и маршрут стилизации терминов. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 2 (63): 323 - 325.

2. Караева С.А. Имя собственное*имя нарицательное как фактор системности в терминологии. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016; № 5 - 3 (59): 166 - 169.

3. Котова С.А. От социальной полезности к культуре достоинства. Аккредитация в образовании. 2011; № 1 (45): 16 - 19.

4. Котова С.А. Социальная технология «интегрированного образования. Высшее образование в России. 2008; № 2: 12 - 16.

5. Лопатина В.И. Широкие аспекты инклюзивного образования. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009; № 6: 36 - 39.

6. Лопатина Н.В. Инклюзивное образование: прошлое, настоящее, будущее. Alma mater (Вестник высшей школы). 2014; № 5: 80 - 89.

7. Феталиева Л.П. Инклюзивное обучение младших школьников в общеобразовательной школе. Актуальные проблемы педагогики и психологии начального образования Материалы международной научно-практической конференции. Махачкала, 2015.

8. Феталиева Л.П. Исторические этапы развития инклюзивного образования младших школьников. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016; № 2: 94 - 99.

9. Шихалиева С.Х. Грамматические категории глагола табасаранского языка. Махачкала, 2004.

10. Шихалиева С.Х. Глагол табасаранского языка. Диссертация ... доктора филологических наук. Махачкала, 2005: 22 - 41.

11. Шихалиева С.Х. Импликация элементов референции в семантической матрице (на материале дагестанских языков). Гуманитарные исследования. 2010; № 4 (36): 168 - 172.

References

1. Abdurahmanova A.G. Funkcional'naya model' slovarya nacional'noj kul'tury i marshrut stilizacii terminov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 2 (63): 323 - 325.

2. Karaeva S.A. Imya sobstvennoe*imya naricatel'noe kak faktor sistemnosti v terminologii. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki. 2016; № 5 - 3 (59): 166 - 169.

3. Kotova S.A. Ot social'noj poleznosti k kul'ture dostoinstva. Akkreditaciya v obrazovanii. 2011; № 1 (45): 16 - 19.

4. Kotova S.A. Social'naya tehnologiya «integrirovannogo obrazovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2008; № 2: 12 - 16.

5. Lopatina V.I. Shirokie aspekty inklyuzivnogo obrazovaniya. Vospitanie i obuchenie detejs narusheniyamirazvitiya. 2009; № 6: 36 - 39.

6. Lopatina N.V. Inklyuzivnoe obrazovanie: proshloe, nastoyaschee, buduschee. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2014; № 5: 80 - 89.

7. Fetalieva L.P. Inklyuzivnoe obuchenie mladshih shkol'nikov v obscheobrazovatel'noj shkole. Aktual'nye problemy pedagogiki i psihologii nachal'nogo obrazovaniya Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Mahachkala, 2015.

8. Fetalieva L.P. Istoricheskie 'etapy razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya mladshih shkol'nikov. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; № 2: 94 - 99.

9. Shihalieva S.H. Grammaticheskie kategoriiglagola tabasaranskogoyazyka. Mahachkala, 2004.

10. Shihalieva S.H. Glagol tabasaranskogo yazyka. Dissertaciya ... doktora filologicheskih nauk. Mahachkala, 2005: 22 - 41.

11. Shihalieva S.H. Implikaciya 'elementov referencii v semanticheskoj matrice (na materiale dagestanskih yazykov). Gumanitarnye issledovaniya. 2010; № 4 (36): 168 - 172.

Статья поступила в редакцию 09.10.19

УДК 79-053.67

Shirokova E.A., senior lecturer, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, (Kaluga, Russia), E-mail: [email protected]

Makeeva V.C., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

Osipov D.V., postgraduate, lecturer, Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V. V. Lukyanova, Russia,

(Orel, Russia), E-mail: [email protected]

ADAPTIVE ABILITIES IN SUPPORT OF LIFE QUALITY OF UNIVERSITY STUDENTS. The research substantiates the adaptive potential as one of the mechanisms of formation the student's quality of life at the first stage of study at the university. The results of research the "adaptability" and its components among respondents of civil and law universities in the article are presented. The low level of adaptability of civil university students is mentioned that causes the necessity to create pedagogical conditions in the educational environment for supporting of adaptation processes of such students.

Key words: quality of life, psychological well-being, personal adaptive potential, adaptive abilities, neuropsychic stability, communicative abilities, moral normativeness, cadets, students.

Е.А. Широкова, ст. преп., Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, E-mail: [email protected]

В.С. Макеева, д-р пед. наук, проф., Российский государственной университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва,

E-mail: [email protected]

Д.В. Осипов, аспирант, преп., Орловский юридический институт МВД Российской федерации им. В.В. Лукьянова, г. Орел, E-mail: [email protected]

АДАПТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ В ПОДДЕРЖКЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В исследовании рассматривается адаптивный потенциал как один из механизмов формирования качества жизни студентов на начальном этапе обучения в университете. Приводятся результаты исследования качества «адаптивность» и его компонентов среди респондентов гражданского и юридического вузов. Констатируется низкий уровень адаптивности респондентов гражданского вуза и необходимость создания педагогических условий для поддержания адаптационных процессов в образовательной среде.

Ключевые слова: качество жизни, психологическое благополучие, личностный адаптивный потенциал, адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, моральная нормативность, курсанты, студенты.

В настоящее время в связи с нестабильной ситуацией, складывающейся в нашей стране, возникает необходимость сохранения и поддержания психологического благополучия населения. В данном контексте важным полем научных интересов является изучение механизмов, определяющих и формирующих качество жизни.

Адаптивный потенциал (адаптивные способности) личности является одним из таких механизмов и в наиболее общем виде представляет собой совокупность характеристик, позволяющих индивиду успешно функционировать, подстраиваясь под изменения окружающей среды, эффективно решать возникающие задачи, сохраняя при этом собственное благополучие [1], [2].

Исследованиями адаптивного потенциала занимались многочисленные авторы (Абульханова-Славская К.А., Реан А.А., Селье Г. и др.), и в настоящее время проблема успешной адаптации остается актуальной как среди учащейся молодежи, так и среди других возрастных групп населения [1 - 5].

Рогалева Г И. в наиболее общем плане выделяет три блока факторов, оказывающих влияние на адаптацию к обучению в высшем учебном заведении: социологический, психологический и педагогический. К блоку социологических факторов относят пол, возраст, происхождение, тип образовательного учреждения, которое уже закончил студент на момент поступления в вуз. Психологический блок содержит индивидуально-психологические факторы: интеллект, направленность, мотивацию, личностный адаптивный потенциал, положение в группе. В педагогический блок включается уровень педагогического взаимодействия, организация образовательной среды, материально-техническая база и другие [6, с. 222].

Необходимо учитывать, что адаптационные процессы у студентов при поступлении в высшие учебные заведения происходят на различных уровнях: на уровне межличностных отношений, индивидуального поведения, базовых психических функций, психофизиологической регуляции, физиологических механизмов обеспечения деятельности, функционального резерва организма, здоровья [7], что обусловливает их сложность и многоплановость. От того, насколько успешно будет протекать адаптация, зависит эффективность учебной деятельности, продуктивность решения разнообразных задач, возможности установления и поддержания коммуникативных связей, выбор продуктивных стратегий поведения в стрессовых ситуациях и пр.

Чихачев М.В. и Поликанов А.В., анализируя исследования в данном направлении, приходят к следующему заключению: в одинаковых проблемных ситуациях разные люди адаптируются и действуют по-разному, т.е. существуют определенные способности к адаптации, которые могут определяться индивидуально-психологическими особенностями [5]. Вместе с тем

необходимо принимать в рассмотрение внешние условия, а также наличие (либо отсутствие) определенных знаний и умений в области саморегуляции, поскольку они обеспечивают поддержание психологического благополучия, а значит, создают основу для успешной адаптации к новым условиям деятельности.

В контексте настоящей работы особый интерес для нас представляет адаптационный потенциал учащейся молодежи, поскольку именно она представляет собой будущий ресурс для развития России, вследствие чего необходимо уже сейчас формировать те качества, которыми будет обладать работающее население через 10 - 15 лет

Актуальность проблемы адаптации молодежи к условиям обучения и обусловило выбор цели исследования: оценить уровень развития нервно-психической устойчивости, коммуникативных способностей, моральной нормативности как составляющих компонентов личностного адаптивного потенциала студентов различных специальностей.

В исследовании приняли участие 3 группы респондентов женского пола:

- студенты гуманитарных специальностей Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, не занимающиеся спортом, 1 курс (группа 1);

- студенты, имеющие спортивные разряды, обучающиеся на спортивном факультете Калужского государственного университета, 1 курс (группа 2);

- курсанты Орловского государственного института имени В.В. Лукьянова, 1 курс (группа 3).

Респондентам 3 групп предлагалось заполнить многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.П Маклакова, С.В. Чермянина [8].

Математическая обработка результатов исследования производилась в программном пакете SPSS Statistics 17.0. Для оценки различий в показателях был использован U-критерий Манна-Уитни.

В табл. 1 представлены результаты основных шкал опросника МЛО «Адаптивность» в исследуемых группах. Статистический анализ производился в сравнении с группой курсантов Орловского государственного института имени В.В. Лукьянова.

При сравнении данных, указанных в таблице 1 можно выявить следующие особенности:

- показатели адаптивности и ее составляющих среди курсантов значительно превышают показатели студентов гражданского вуза;

- средние значения исследуемого качества в группе спортсменов ниже, чем у курсантов юридического института, но значительно выше, чем у студентов, не занимающихся спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.