Научная статья на тему 'Маршрут индивидуальной работы педагога как сценарий проектирования профессионального стандарта'

Маршрут индивидуальной работы педагога как сценарий проектирования профессионального стандарта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактивное обучение / специальные условия / младший школьник / индивидуальная образовательная траектория / индивидуальная образовательная программа / индивидуальный образовательный план. / interactive education / special conditions / junior school / individual educational trajectory / individual educational program / individual edu- cational plan.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л. П. Феталиева

В статье описываются рекомендации по моделированию образовательного материала с внедрением интерактивных технологий. Интерактивный сценарий посредством анализа текста реализуется с учетом применения метода матрицы Вейча. Это предполагает сохранение графических множеств кириллицы и латиницы в национальном тексте. Решетка-матрица Вейча, применяемая для исследования стиля поэта, объединяет общность графического моделирования и всего множества нарицательных существительных. Первый признак анализа оппозиции переменных Вейча различает комбинации кириллицы тел*тил*тиел, второй представляет переменные латиницы тел*tel*. Определение стратегии образовательного маршрута обучения и воспитания ребенка с целью развития его социальной компетентности и творческой самореализации возможно посредством участия педагога в системе дополнительного образования, внеурочных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л. П. Феталиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL WORK OF A TEACHER AS A SCENARIO FOR PROJECTING OF THE PROFESSIONAL STANDARD

The article describes recommendations for modeling educational material with the introduction of interactive technologies. The interactive scenario through the text analysis is done with the Veitch matrix method. The use of the scenario of organizational work with the help of the Veitch matrix method involves preservation of graphic sets of Cyrillic and Latin in the national text. Veitch’s lattice-matrix, used to study the poet’s style, combines a commonality of graphic modeling and a whole host of household nouns. The first sign of the analysis of the opposition of Veitch variables distinguishes the combinations of Cyrillic тел*тил*тиел, the second represents variable Latin bodies. Determining the strategy of the educational route in upbringing of a child in order to develop his social competence and creative self-fulfillment is possible through the participation of the teacher in the system of additional education and extracurricular events.

Текст научной работы на тему «Маршрут индивидуальной работы педагога как сценарий проектирования профессионального стандарта»

что эмоции играют важную роль в реализации мотивов. В трудах Т.С. Бабаджан, В.М. Бехтерева доказывается, что эмоциональная отзывчивость поддается развитию. Е.В. Назакинский указывает на эмоционально-оценочный параметр, включающий эмоциональное отношение ребёнка к музыкальной деятельности, которое проявляется в устойчивости эмоционального переживания, активности в процессе музыкальной деятельности, способности давать осмысленную оценку произведениям музыкального искусства, высказывать своё суждение [17].

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что оценочно-эмоциональный параметр является системообразующим в процессе диагностики ценностно-смыслового восприятия детьми музыкальных произведений. Без эмоционального переживания и умения давать оценку невозможно формирование мировоззренческой позиции.

При мониторинге уровня сформированности ценностно-смыслового восприятия музыки в контексте оценочно-эмоционального параметра на первый

Библиографический список

план выходят эмоции, переживания, в ходе которых у ребенка проявляются оценочные критерии, суждения, отзыв на произведение. Оценочная составляющая параметра способствует анализу, сравнению, формированию аргументации суждений на основе услышанного музыкального произведения.

Исходя из вышеуказанного, при мониторинге эмоционально-оценочного параметра мы видим возможность изучать эмоциональную отзывчивость на музыку, т.е. продолжительность восприятия, наличие двигательной активности, потребность слушать музыку и высказывать свое отношение, впечатление.

Таким образом, представленные параметры диагностики ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста, с нашей точки зрения, могут быть использованы в практической деятельности. Образовательный результат, указанный в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, может быть оценен, что даст право делать вывод о выполнении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Санкт-Петербург: «Питер», 2008.

2. Давыдова Н.А. Основы музыкального воспитания. Дошкольное воспитание. 2001; № 10.

3. Павлова Л.В. Развитие гуманитарной культуры студентов вуза: монография, Москва 2010.

4. Ткаченко В.В., Гасанова П.А. Актуальность проблемы формирования ценностного отношения дошкольников к окружающему миру. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015; Т. 11: 51 - 55. Available at: http://e-koncept.ru/2015/95127.htm

5. Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. Москва: Политиздат, 1974.

6. Выготский Л.С. Психология искусства. Москва: Искусство, 1986.

7. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников (текст) вопросы теории и воспитания. Москва: Педагогика, 1979.

8. Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. Москва, Логос, 2002.

9. Маркова АК. Формирование мотивации учения: книга для учителей. Москва: Просвещение, 1990.

10. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения ребенка и подростков. Под редакцией Л.И. Божович, Л.В. Благона-дежиной. Москва, 1972.

11. Крылова Д.А. Учебная мотивация младших школьников. Молодой ученый. 2016; № 23: 437 - 439.

12. Новикова Л.П. Музыкальная деятельность. Мотивационный аспект. Восприятие музыки: Сборник статей. Под редакцией В.Н. Максимова. Москва: Музыка, 1980.

13. Данилина Т. А. В мире детских эмоций. Москва: Айрис-пресс, 2007.

14. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. Москва: «Просвещение», 2003.

15. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. Москва, 1979.

16. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Москва, 1971.

17. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. Москва: Наука, 1972.

References

1. Bozhovich L.I. Lichnost'iee formirovanie v detskom vozraste. Sankt-Peterburg: «Piter», 2008.

2. Davydova N.A. Osnovy muzykal'nogo vospitaniya. Doshkol'noe vospitanie. 2001; № 10.

3. Pavlova L.V. Razvitie gumanitarnoj kul'tury studentov vuza: monografiya, Moskva 2010.

4. Tkachenko V.V., Gasanova P.A. Aktual'nost' problemy formirovaniya cennostnogo otnosheniya doshkol'nikov k okruzhayuschemu miru. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal«Koncept». 2015; T. 11: 51 - 55. Available at: ttp://e-koncept.ru/2015/95127.htm

5. Kagan M.S. Chelovecheskaya deyatel'nost': opyt sistemnogo analiza. Moskva: Politizdat, 1974.

6. Vygotskij L.S. Psihologiya iskusstva. Moskva: Iskusstvo, 1986.

7. Boldyrev N.I. Nravstvennoe vospitanie shkol'nikov (tekst) voprosy teoriii vospitaniya. Moskva: Pedagogika, 1979.

8. Shadrikov V.D. Vvedenie vpsihologiyu: sposobnosti cheloveka. Moskva, Logos, 2002.

9. Markova AK. Formirovanie motivacii ucheniya: kniga dlya uchitelej. Moskva: Prosveschenie, 1990.

10. Bozhovich L.I. Problemy razvitiya motivacionnoj sfery rebenka. Izuchenie motivacii povedeniya rebenka i podrostkov. Pod redakciej L.I. Bozhovich, L.V. Blagonadezhinoj. Moskva, 1972.

11. Krylova D.A. Uchebnaya motivaciya mladshih shkol'nikov. Molodoj uchenyj. 2016; № 23: 437 - 439.

12. Novikova L.P. Muzykal'naya deyatel'nost'. Motivacionnyjaspekt. Vospriyatie muzyki: Sbornik statej. Pod redakciej V.N. Maksimova. Moskva: Muzyka, 1980.

13. Danilina T.A. V mire detskih 'emocij. Moskva: Ajris-press, 2007.

14. Kosheleva A.D. 'Emocional'noe razvitie doshkol'nikov. Moskva: «Prosveschenie», 2003.

15. Rejkovskij Ya. 'Eksperimental'naya psihologiya 'emocij. Moskva, 1979.

16. Leont'ev A.N. Potrebnosti, motivy i 'emocii. Moskva, 1971.

17. Nazajkinskij E.V. O psihologii muzykal'nogo vospriyatiya. Moskva: Nauka, 1972.

Статья поступила в редакцию 10.10.19

УДК 376

Fetalieva L.P., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: laura-p888@mail.ru

INDIVIDUAL WORK OF A TEACHER AS A SCENARIO FOR PROJECTING OF THE PROFESSIONAL STANDARD. The article describes recommendations for modeling educational material with the introduction of interactive technologies. The interactive scenario through the text analysis is done with the Veitch matrix method. The use of the scenario of organizational work with the help of the Veitch matrix method involves preservation of graphic sets of Cyrillic and Latin in the national text. Veitch's lattice-matrix, used to study the poet's style, combines a commonality of graphic modeling and a whole host of household nouns. The first sign of the analysis of the opposition of Veitch variables distinguishes the combinations of Cyrillic тел*тил*тиел, the second represents variable Latin bodies. Determining the strategy of the educational route in upbringing of a child in order to develop his social competence and creative self-fulfillment is possible through the participation of the teacher in the system of additional education and extracurricular events.

Key words: interactive education, special conditions, junior school, individual educational trajectory, individual educational program, individual educational plan.

Л.П. Феталиева, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: laura-p888@mail.ru

МАРШРУТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА

КАК СЦЕНАРИЙ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

В статье описываются рекомендации по моделированию образовательного материала с внедрением интерактивных технологий. Интерактивный сценарий посредством анализа текста реализуется с учетом применения метода матрицы Вейча. Это предполагает сохранение графических множеств кириллицы и латиницы в национальном тексте. Решетка-матрица Вейча, применяемая для исследования стиля поэта, объединяет общность графического моделирования и всего множества нарицательных существительных. Первый признак анализа оппозиции переменных Вейча различает комбинации кириллицы тел*тил*тиел, второй представляет переменные латиницы телЧе!". Определение стратегии образовательного маршрута обучения и воспитания ребенка с целью развития его социальной компетентности и творческой самореализации возможно посредством участия педагога в системе дополнительного образования, внеурочных мероприятий.

Ключевые слова: интерактивное обучение, специальные условия, младший школьник, индивидуальная образовательная траектория, индивидуальная образовательная программа, индивидуальный образовательный план.

Наличие доступной сети образовательных учреждений, включающих как общеобразовательные, так и специальные, коррекционные образовательные учреждения, реализация общего условия позволяет обеспечить для ребенка максимально адекватный при его особенностях развития образовательный маршрут обучения и воспитания [1]. Определение стратегии включения образовательного маршрута в обучение и воспитание ребенка с особенностями развития с целью развития его социальной компетентности и творческой самореализации возможно посредством участия в системе дополнительного образования, внеурочных мероприятий [2], [3]. Разработка и внедрение интерактивных технологий с помощью анализа и исследования индивидуального стиля ребенка с особенностями развития предлагают различные сценарии методической и организационной работы. Интерактивное обучение по своему характеру реализует образовательный маршрут с учетом применения метода матрицы Вейча [4].

Применение таблиц и схем в исследованиях стиля давно известно, однако лингвисты XX в. использовали графику очень скупо и лишь в иллюстративных целях. В наше время в графике ищут средство моделирования материала, которое удовлетворяло бы не только иллюстративным, но и эвристическим целям [5]. Другими словами, речь идет о новых методах анализа и исследования индивидуального стиля. Решетка-матрица Вейча, применяемая для исследования стиля поэта, объединяет общность графического моделирования и всего множества нарицательных существительных.

Матрица Вейча, заимствованная нами у техников, определяется как прямоугольная упорядоченная таблица, состоящая из 4 строк (т) и 10 столбиков (V) на 19 языках. Опыт показывает, что значение этого графического моделирования ограничено двумя измерениями автора (поэта), а также переводчика, типизирующего содержание множества нарицательных существительных [6, с. 22]. Таблицы с количественными и качественными измерениями индивидуального образовательного маршрута и графического признака помогают педагогу представить результаты переменных паронимии и их комбинаций: тел - «провод», зенг - «звонок» [7].

Наблюдаемые переменные признаки с комбинациями графического моделирования говорят о типичных технологиях подготовки корпуса языков. Изменения переменных корпуса национальных языков проявляются не как единичный факт именной системы в структуре координации и подчинения, а как модель парономазии, воспроизводящая формат электронного национального текста. Следовательно, корпус национальных текстов как практически обозримая форма языка кодирует информацию письменных и бесписьменных языков [8, с. 65]. Для выявления трансляторов текста письменных и бесписьменных языков использовалась метаязыковая переменная «поэт*-переводчик». Реализация индивидуального образовательного маршрута предполагает сохранить формат созвучных оппозиций, различающих матрицу переменных Вейча в корпусе национального текста. Первый признак оппозиции письменных и бесписьменных переменных различает комбинации тел*тил*тиел, второй представляет переменные кириллицы и латиницы телЧеI*.

Особое внимание обращено на типы графических множеств, дифференцированных на общности словообразовательной паронимии, а именно на семантической структуре слов [9, с. 42]. В области синтаксиса разновидности рассматриваемого текста письменного и бесписьменного языка актуализируют наличие иностилевых вкраплений тиел*тилиЧе1. В области орфографии и орфоэпии фактор морфологии выявляет особое разграничение: телезенг [телизенг]. Множество морфологических вкраплений рассматриваемого текста позволяет выявлять общность маркера письменного и бесписьменного языка: тел*зенг [еи ^епд]. В нашем случае свойство бесписьменного маркера понимается как интерес к изучению национального языка и овладение культурой речи: ТЕЛИЗЕНГ [ТЕЛЕЗЕНГ] - «сотовый телефон». Большая часть текстов бесписьменного языка фиксирует родную речь с помощью кириллицы и дает серьезный толчок к развитию желания иметь собственную письменность [10, с. 33]. В нынешних условиях популяризация маркера бесписьменных языков Дагестана является единственным противодействием вымиранию жанра духовной культуры в школьном образовании (см. табл. 1).

Опытные мастера художественного перевода всегда стремятся систематизировать формулы речевого этикета в синтаксических штампах. Синтаксический штамп поэтического текста способствует реализации индивидуального образовательного маршрута различными графемами [11].

Таблица 1

Развитость коммуникативных умений

Транслитерация текста Английский текст перевода

Chur tyvha zeng jivrybdiz, Uhuz zengar aprybdiz. You can hear your mommy on the line, And your daddy, saying: "I am fine!"

Текст разговорника Русский текст перевода

Зенг йиврудар сагъ ишри! Звонари пусть будут во здравии!

Транслитерация текста Английский текст перевода

Chchvur tyvha jivrybdiz, zengar Uhyz Zeng aplrybdiz. Zeng jivrydar ishri sag! Telizengar Bull ishri! May it ring and ring across the Earth, May it telizeng of something worth And fill our life with happiness and fun, For there's nothing dear than the one.

Синтаксический штамп поэтического текста позволяет проиллюстрировать не только формулы речевого этикета, но и информацию индивидуального образовательного маршрута. Соблюдение правил информации индивидуального образовательного маршрута проявляется не только в умении вежливо обращаться к партнеру сотовой телефонной связи, но и в возможности установить вежливую интонацию. Информационные переговоры сотовой телефонной связи ведутся между партнерами по определенной схеме вежливой беседы «партнера А» и «партнера В»:

• вызов по телефону партнером А партнера В - набрать номер и ждать;

• представление партнера А, приветствие партнера В;

• ответное приветствие партнера А;

• установление темы разговора;

• разговор по существу;

• завершение разговора;

• прощание.

Результаты анализа переменных паронимии позволяют актуализировать микромодель сонета в жанрово-интертекстуальных размышлениях и пространство поэтики дагестанского города. Опыт исследования показывает, что значение этого индивидуального образовательного маршрута ограничено двумя измерениями графического моделирования автора (поэта), а также переводчика, типизирующего содержание множества нарицательных существительных. Таблицы с количественными и качественными измерениями графических признаков помогают лингвисту представить результаты переменных паронимии и их комбинаций: тел - «провод», зенг - «звонок».

Наблюдаемые переменные признаки с комбинациями графического моделирования говорят о типичных технологиях обучения и воспитания ребенка. Измерения переменных проявляются не как единичный факт именной системы в структуре координации и подчинения, а как модель образовательного маршрута обучения и воспитания ребенка, воспроизводящая формат электронного национального текста. Следовательно, корпус национальных текстов как практически обозримая форма языка кодирует информацию образовательного маршрута обучения и воспитания ребенка. Для выявления трансляторов текста использовалась метаязыковая переменная «поэт*-переводчик». Наблюдаемые переменные признаки с комбинациями графического моделирования говорят о типичных технологиях подготовки корпуса языков.

Проблема жанра как область литературоведческого изучения произведений в школьном образовании проблематична и оригинальна. В дагестанской литературе продолжается атрофия устоявшей жанровой системы, обусловленная практикой жанровой преемственности индивидуального образовательного маршрута. Жанровая система, создав высокохудожественный образец индивидуального образовательного маршрута, стремится не только к новаторству форм в национальной поэзии, но и жанровой признаковости сонета. Возрождение жанра сонета в области жанровой признаковости поэтического текста оказалось возможным благодаря проявлению научно-исследовательского контекста с множеством экспериментов индивидуального образовательного маршрута.

Библиографический список

1. Абдурахманова А.Г. Функциональная модель словаря национальной культуры и маршрут стилизации терминов. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 2 (63): 323 - 325.

2. Караева С.А. Имя собственное*имя нарицательное как фактор системности в терминологии. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016; № 5 - 3 (59): 166 - 169.

3. Беляева О.Л. К вопросу об интерактивном и интегрированном образовании младших школьников с нарушенным слухом. Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 3 (29): 124 - 126.

4. Голыня И.А. На пути к интерактивному образованию (из опыта работы по включению в образовательный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья). Логопед. 2011; № 6: 42 - 45.

5. Загуменнов Ю.Л. Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся. Минская школа сегодня. 2008; № 6: С. 23 - 25.

6. Зайцев Д.В. Концепция инклюзивного образования инвалидов // Образование для всех: политика и практика инклюзии. Саратов: Научная книга, 2008: 31 - 34.

7. Наумов А.А. Модель внедрения инклюзивного образования в общеобразовательные учреждения. Пермь. 2010.

8. Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Москва, 2011.

9. Феталиева Л.П. Исторические этапы развития инклюзивного образования младших школьников. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016; № 2: 32 - 35.

10. Шихалиева С.Х. Функциональная модель словаря национальной культуры и маршрут стилизации терминов. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 2 (63): 323 - 325.

11. Шихалиева С.Х. Импликация элементов референции в семантической матрице (на материале дагестанских языков). Гуманитарные исследования. 2010; № 4 (36): 168 - 172.

References

1. Abdurahmanova A.G. Funkcional'naya model' slovarya nacional'noj kul'tury i marshrut stilizacii terminov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 2 (63): 323 - 325.

2. Karaeva S.A. Imya sobstvennoe*imya naricatel'noe kak faktor sistemnosti v terminologii. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki. 2016; № 5 - 3 (59): 166 - 169.

3. Belyaeva O.L. K voprosu ob interaktivnom i integrirovannom obrazovanii mladshih shkol'nikov s narushennym sluhom. Vestnik KGPU im. V.P. Astaf'eva. 2014. № 3 (29): 124 - 126.

4. Golynya I.A. Na puti k interaktivnomu obrazovaniyu (iz opyta raboty po vklyucheniyu v obrazovatel'nyj process uchaschihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya). Logoped. 2011; № 6: 42 - 45.

5. Zagumennov Yu.L. Inklyuzivnoe obrazovanie: sozdanie ravnyh vozmozhnostej dlya vseh uchaschihsya. Minskaya shkola segodnya. 2008; № 6: S. 23 - 25.

6. Zajcev D.V. Koncepciya inklyuzivnogo obrazovaniya invalidov//Obrazovanie dlya vseh: politika i praktika inklyuzii. Saratov: Nauchnaya kniga, 2008: 31 - 34.

7. Naumov A.A. Model' vnedreniya inklyuzivnogo obrazovaniya v obscheobrazovatel'nye uchrezhdeniya. Perm'. 2010.

8. Staroverova M.S. Inklyuzivnoe obrazovanie. Nastol'naya kniga pedagoga, rabotayuschego s det'mi s OVZ. Moskva, 2011.

9. Fetalieva L.P. Istoricheskie 'etapy razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya mladshih shkol'nikov. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; № 2: 32 - 35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Shihalieva S.H. Funkcional'naya model' slovarya nacional'noj kul'tury i marshrut stilizacii terminov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 2 (63): 323 - 325.

11. Shihalieva S.H. Implikaciya 'elementov referencii v semanticheskoj matrice (na materiale dagestanskih yazykov). Gumanitarnyeissledovaniya. 2010; № 4 (36): 168 - 172.

Статья поступила в редакцию 24.09.19

УДК 37.025.2

Masnyi V.V., Head of Faculty of the Federal Service of the Troops of the National Guard, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: vodoliy2006@yandex.ru

IMPROVING THE EFFICIENCY OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF THE PROCESS OF DEVELOPING A CULTURE OF COMMUNICATION BETWEEN OFFICERS OF THE UNITS OF THE NATIONAL GUARD TROOPS. The article discusses theoretical provisions that reveal such concepts as "efficiency", "leadership effectiveness", and "pedagogical leadership effectiveness". The ways and conditions of the effectiveness of the pedagogical leadership of the process of developing a culture of communication among officers of units of the National Guard troops are considered. The importance of these ways and conditions for increasing the effectiveness of the studied pedagogical phenomenon is considered. The author concludes that, subject to the implementation of the educational process of the units, the effectiveness of the pedagogical management of the process of developing the culture of communication of officers will increase significantly not only when performing military tasks, but also outside of office hours.

Key words: communication culture, increasing efficiency, pedagogical leadership, statutory order, planning educational activities, pedagogical monitoring, social protection.

В.В. Масный, нач. факультета Федеральной службы войск национальной гвардии, ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ, г. Москва,

E-mail: vodoliy2006@yandex.ru

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ОФИЦЕРОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

В статье рассматриваются теоретические положения, раскрывающие такие понятия, как «эффективность», «эффективность руководства», «эффективность педагогического руководства». Рассмотрены пути и условия эффективности педагогического руководства процессом развития культуры общения офицеров подразделений войск национальной гвардии. Рассматривается значимость данных путей и условий для повышения эффективности изучаемого педагогического явления. Автор делает вывод о том, что при условии их реализации в учебно-воспитательной деятельности подразделений значительно возрастет эффективность педагогического руководства процессом развития культуры общения офицеров не только при выполнении служебно-боевых задач, но и вовне служебное время.

Ключевые слова: культура общения, повышение эффективности, педагогическое руководство, уставной порядок, планирование воспитательных мероприятий, педагогический мониторинг, социальная защита.

Рассматривая проблему повышения эффективности педагогического руководства процессом развития культуры общения офицеров подразделений войск национальной гвардии, необходимо раскрыть термин эффективность. В научной литературе он трактуется как комплексное понятие, которое описывается такими характеристиками, как действенность, целесообразность, результативность, качество, полезность [1, с. 948]. В более узком смысле эффективность системы характеризует соотношения затрат (в широком смысле затрат неких ресурсов) и результатов функционирования системы [2, с. 74]. Эффективность руководства

развитием представляет собой педагогическую категорию, которая демонстрирует вклад организаторов педагогического процесса в воинской части в совокупный результат по достижению поставленной цели.

Л.Д. Столяренко и С.И. Самыгин (со ссылкой на Ф. Фидлера) в своих трудах указывали, что «вероятностная модель эффективности руководства опосредствована степенью контроля руководителя над ситуацией, в которой он действует. Ситуация зависит от параметров: 1) степени благоприятности отношений руководителя с подчиненными; 2) величины власти руководителя (его возможности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.