УДК 338.45:677
ИНТЕГРАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОГО КОМПЛЕКСА
С.М.Степанова, Н.П. Широкова
Ивановский филиал Российского экономического университета
им. Г.В.Плеханова
В статье обоснована необходимость интеграционного управления промышленным регионально-отраслевым комплексом, представлены результаты и эффекты от использования интеграционного управления. Рассмотрена организация и результат взаимодействий участников интеграционного управления ПРОК. Для усиления взаимосвязей и взаимозависимостей системы образования с экономикой предложен отраслевой образов а-тельный комплекс.
Ключевые слова: интеграционное управление, промышленный регионально -отраслевой комплекс, субъекты интеграционного управления, отраслевой образовательный комплекс.
В современных условиях хозяйствования действующая структура экономики региона, промышленного регионально-отраслевого комплекса (ПРОК) зачастую вступает в противоречие с целями, задачами его перспективного комплексного социально-экономического развития, с его новым стратегическим выбором. Разрешение этого противоречия состоит в изменении подхода к управлению ПРОК со стороны всех органов власти, который позволит эффективно решать широкий спектр проблем развития как самого отраслевого комплекса, так и региона.
Следует отметить, что старая система управления промышленным комплексом разрушена, а новая находится в стадии формирования. На наш взгляд, необходим переход к объединенному, интеграционному управлению ПРОК. Предлагаемый нами термин «интеграционное управление» по своей сути родственно с понятием многоуровневое управление (Multilevel Governance) [1], которое используется в политологии для подчеркивания децентрализованного характера административного управления, в част-
ности в Европейском Союзе, в подчеркивании сетевого принципа организации, в противоположность иерархическому. Интеграционному управлению присуще, прежде всего, сетевое взаимодействие по горизонтали, отсутствие иерархической соподчиненности между взаимодействующими элементами. Интеграционное управление (ИУ) промышленным комплексом проявляется как в расширении и углублении производственно-
технических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, так и в создании промышленному комплексу и региону благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров.
Целью интеграционного управления является объединение ресурсов (финансовых, материальных, сырьевых, человеческих) промышленного комплекса и региона для повышения эффективности предпринимательской деятельности, конкурентоспособности участников объединения. С этих позиций интеграционное управление подразумевает солидарное взаимодействие различных структур власти при принятии управленческих реше-
ний по деятельности промышленного комплекса[2].
Интеграционное управление промышленным комплексом на микроуровне проявляется в укреплении взаимодействия и взаимозависимости различных структур, входящих в промышленный комплекс. Интеграционное управление предусматривает взаимодействие органов управления ПРОК и исполнительных органов государственной власти Ивановской области, результатом которого будет являться реализация мероприятий, направленных на формирование устойчивой тенденции социально-экономического развития Ивановской области, позволяющей в долгосрочной перспективе повысить качество жизни населения до уровня наиболее развитых регионов ЦФО.
Для обеспечения эффективного интеграционного управления ПРОК необходимо сформировать управленческое ядро ПРОК, вокруг которого будут формироваться отношения и связи, и которое будет определять стратегию управления ПРОК. В состав ядра ПРОК, на наш взгляд, необходимо включить не только руководящие органы ПРОК, но и представителей исполнительных органов государственной власти Ивановской области.
Основой интеграционного управления является координация деятельности органов управления со стороны окружных органов власти, обеспечивающая согласование социально-экономических интересов промышленного комплекса и региона, а также осуществление единой стратегии промышленного развития региона. Совокупные эффекты от использования интеграционного управления промышленными комплексами будут проявляться: в повышении инновационной активности промышленных предприятий; росте доходов бюджета в долгосрочном и краткосрочном периодах; повышении эффективности формирования и
использования ресурсной базы ПРОК; информационной прозрачности деятельности субъектов ПРОК; обеспечении межотраслевого сотрудничества; согласовании социально-экономических интересов ПРОК и региона.
Интеграционное управление ПРОК приведёт к следующим результатам:
• реализации сферических связей, характеризуемых способностью ресурсной базы промышленного комплекса принимать участие в различных процессах самоорганизации ПРОК и являться одновременно элементами ресурсной базы других предприятий региона;
• снижению неопределенности в принятии экономически эффективных решений как на уровне ПРОК, так и на уровне региона, выраженное в согласованности методов построения оптимизирующей целевой функции;
• непрерывности процесса развития ПРОК, элиминирующей дискретные управленческие воздействия со стороны руководителей ПРОК на развитие ресурсной базы региона, являющейся источником ресурсов ПРОК;
• устранению асимметрии в ресурсном обеспечении ПРОК, определяемой отсутствием или избытком ресурсов с заданными технико-экономическими характеристиками;
• выявлению и использованию внутренних резервов повышения конкурентоспособности ПРОК.
Успех промышленного комплекса состоит в достижении высокого уровня конкурентоспособности за счет приобретения конкурентных преимуществ. Конкурентное преимущество самого промышленного комплекса является синерге-тическим эффектом опыта, навыков, особенностей участвующих в нем хозяйствующих субъектов. При этом конкурентные преимущества ПРОК в большей степени формируются в его внутренней среде. Именно внутренние факторы являются определяющими факторами успеха в ста-
новление и развитие промышленного комплекса.
Организация интеграционного
управления с учетом интересов ПРОК предполагает анализ и разработку различных механизмов перераспределения ресурсов и их оценку по шести критериям:
1. Минимизация затрат на привлечение труда в ПРОК.
2. Максимизация результативности труда.
3. Своевременность и достоверность информации от предприятий корпоративному центру (ядру ПРОК).
4. Прозрачность реализации механизма управления ПРОК.
5. Снижение риска образования коалиции предприятий.
6. Баланс интересов участников ПРОК.
Организация интеграционного
управления должна быть основана на потоковом подходе, что позволит максимально использовать эффект экономии на масштабе и обеспечивать результаты, создавать совокупность уникальных свойств управленческих процессов: эмерджентно-сти (целостности и интегративность), коммуникативности, адаптивности, оптимальности, многоуровневости, многопотоковости. Организация взаимодействий участников управления ПРОК должна осуществляться по следующим направлениям (рис. 1): обеспечение обратной связи ПРОК с государственными органами власти на всех уровнях по реализации программы развития региона; совместная разработка и реализация региональных программ, способствующих координации движения ресурсных потоков с учетом заинтересованности ПРОК. Результатом взаимодействия будет оптимизация и снижение совокупных потребностей в ресурсах. Появятся дополнительные инвестиции со стороны ПРОК, направляемые на создание и поддержание инфраструктуры. Взаимодействие обеспечит взаимовыгодный межрегиональный и межкорпоративный ресурсный обмен.
Интеграционное управление ПРОК будет способствовать усилению взаимосвязей и взаимозависимостей системы образования с экономикой, что обеспечит многофункциональность, многоуровне-вость и гибкость учреждений образования, а также обеспечит опережающее развитие социального партнерства образов а-тельных учреждений и промышленных комплексов [3]. Основным противоречием на современном этапе развития профессионального образования является противоречие, обусловленное традиционной ведомственной разобщенностью образовательных учреждений рассматриваемой системы в приоритетных аспектах их деятельности: целевом, содержательном, научно-методическом, организационном и кадровом[4]. Стратегическим направлением в преодолении указанных противоречий и недостатков является создание комплексов многоуровневого профессионального образования. Этот путь заключается в том, чтобы создавать образовательные учреждения нового типа - типа промышленное отраслевого образовательных комплексов непрерывного образования, где реализуется начальное, среднее, высшее профессиональное образование, но с сохранением вертикали многоуровневой подготовки.
Мы видим основную идею в создании образовательных комплексов по непрерывной подготовке специалистов всех уровней в том, чтобы профессиональное образование представляло собой непрерывную систему, включающую взаимосвязанные, ассоциированные или автономные подсистемы: профессиональные училища, лицеи, техникумы, колледжи, вузы, учреждения по повышению квалификации, аспирантуру и докторантуру. Одно из главных условий эффективной работы отраслевого образовательного комплекса заключается в целевой подготовке кадров, которая возможна только при интегрировании образовательного комплекса в ПРОК.
Рис. 1. Взаимодействия субъектов интеграционного управления ПРОК
Процесс управления обучением в образовательном комплексе носит цикличный характер и проходит ряд этапов: выявление дефицитных специальностей и профессий для ПРОК в соответствии с его стратегическими задачами; формирование программы обучения; набор слушателей (студентов, учащихся и т.п.); выбор специальных блоков обучения в соответствии с зачетными единицами; прохождение практики на предприятиях ПРОК; корректировка образовательных программ для дальнейшего обучения в соответствии с задачами ПРОК; формирование и защита ВКР на темы, актуальные для инновационных и практических разработок ПРОК; трудоустройство выпускников на предприятия ПРОК[5].
Необходимо отметить, что образовательный комплекс будет обеспечивать высокий уровень экономической безопасности, что в конечном итоге, окажет положительное влияние на качестве образования за счет: возможности увеличивать заработную плату персонала и снижения оттока наиболее талантливых преподавателей в другие образовательные учреждения; привлечения высококвалифицированных преподавателей из других образовательных учреждений и практиков из промышленности и банковской сферы; возможности развивать материальную базу, внедрять инновационные технологии и т.д.
Интеграционное управление позволит совершенствовать организационно-управленческий механизм развития
ПРОК и обеспечит эффективное взаимодействие бизнеса, науки и власти[6]. Результатом интеграционного управления будет создание резерва ресурсов промышленного развития региона и аккумуляции средств в нем; перераспределение ресурсов между предприятиями, находящимися в условиях краткосрочного и среднесрочного кризиса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Marks G. Structural Policy and Multilevel Governance in the EC, in The State of the European Community. Vol. 2: The Maastricht Debates and Beyond, (Eds.) Cafruny, Alan W., Rosenthal, Glenda G., p. 392, Lynne Rienner, Boulder, Col. 1993.
2. Степанова С.М. Практический опыт реализации кластерных проектов //Проблемы социально-экономической устойчивости региона: Материалы IV междунар. науч.- практ. конф. - Пенза, 2008. -С.70-73.
3. Степанова С.М. Организационно -методический комплекс по управлению человеческими ресурсами отраслевых экономических систем // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2012. - №3 (31). - С. 67-75.
4. Каинова Э. Курс современной практической педагогики: монографическое издание. - М.: АПК и ПРО, 2005. - 140с.
5. Степанова С.М., Сташкова Е.Ю. Компетент-ностное развитие выпускника как инструмент эффективного взаимодействия бизнеса и науки// Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2013. - №1 (32). - С. 5-10.
6. Степанова С.М., Горинова С.В. Интеграционное управление как необходимое условие развития промышленного регионального текстильного комплекса // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. - 2010. - №8 (329). - С. 7-11.
Рукопись поступила в редакцию 12.09.2015.
INTEGRATION MANAGEMENT AS A NECESSARY CONDITION FOR THE EFFECTIVE DEVELOPMENT OF THE INDUSTRIAL REGIONAL AND BRANCH COMPLEX
S. Stepanova, N.Shirokova
In article need of integration management of an industrial regional and branch complex is proved, results and effects from use of integration management are presented. The organization and result of interactions of participants of integration management USE is considered. For strengthening of interrelations and interdependence of an education system with economy the branch educational complex is offered.
Keywords: integration management, industrial regional and branch complex, subjects of integration management, branch educational complex.