DOI: 10.18721ДЕ.10614 УДК 338.2
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТРАСЛЕВОЙ АЛЬЯНС ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ И ОТРАСЛЕВОЙ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДСИСТЕМ
М.А. Шаляпина,1 А.В. Сербулов,1 С.В. Майоров2
1 Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, г. Калининград, Российская Федерация
2 Машиностроительный кластер Республики Татарстан, г. Набережные Челны, Российская Федерация
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что смена вектора экономического развития России с глобализации на регионализацию существенно меняет специфику всех происходящих при этом процессов. Процесс производства становится все более рассредоточенным по различным территориям, что позволяет обеспечить полный учет преимуществ региона и эффективно использовать его возможности на основе комплексного развития его хозяйства, невозможного без эффективно функционирующей региональной инновационной системы. Результатом является не только увеличение ВРП на базе инноваций, но и социально-экономическое развитие территории. Следует отметить особую роль в экономике региона отраслевой специфики: именно развитие отрасли влияет на процесс создания инновационного продукта с добавленной стоимостью. Только взаимодействие региональных и отраслевых инновационных подсистем, укрепление связей между их элементами, а также поиск принципиально новых форм интеграционных связей приведет к развитию национальной инновационной системы в России. Важным инструментом при этом являются региональные инновационно-ориентированные экономические кластеры, активизирующие рыночные механизмы, оказывающие стимулирующее воздействие на развитие регионов и повышение их инновационной направленности. Органы государственной власти Российской Федерации определили в качестве приоритетного направления территориального развития создание высокотехнологических кластеров, отразив это в действующих документах федерального уровня. Целью исследования является проведение анализа опыта в области управления и взаимодействия между участниками на примере Камского инновационного производственного кластера Республики Татарстан и выявление проблем функционирования традиционной модели управления инновационным территориальным кластером и межрегиональным. Предложена новая форма интеграционного образования (межрегиональный отраслевой альянс инновационных кластеров — МОАИК), дано его понятие и разработана структура управления МОАИК, которая предусматривает наличие координирующего органа на федеральном уровне, наделенного определенными полномочиями и осуществляющего взаимодействие между отраслевыми и региональными структурами управления.
Ключевые слова: инновационный территориальный кластер; межрегиональный отраслевой альянс инновационных кластеров; региональная инновационная подсистема; отраслевая инновационная подсистема; интеграционное взаимодействие
Ссылка при цитировании: Шаляпина М.А., Сербулов А.В., Майоров С.В. Межрегиональный отраслевой альянс инновационных кластеров как инструмент управления взаимодействием региональной и отраслевой инновационных подсистем // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. Т. 10, № 6. С. 153—161. DOI: 10.18721ДЕ.10614
Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. Том 10, № 6, 2017
INTERREGIONAL INDUSTRY ALLIANCE OF INNOVATIVE CLUSTERS AS A TOOL FOR MANAGING THE INTERACTION OF REGIONAL AND INDUSTRIAL INNOVATIVE SUBSYSTEMS
M.A. Shaliapina,1 A.V. Serbulov,1 S.V. Mayorov2
1 Immanuel Kant Baltic Federal University. Kaliningrad, Russian Federation
2 Mechanical engineeringcluster of the Republic Tatarstan. Naberezhnye Chelny,
Russian Federation
The relevance of this study is due to the fact that the change in the vector of economic development of the Russian Federation from globalization to regionalization significantly changes the specifics of all the processes involved in it. The production process is becoming more and more dispersed over various territories, which allows to fully benefit from the advantages of the region and to effectively use its opportunities on the basis of the complex development of the region's economy, impossible without an effectively functioning regional innovation system, which results in not only an increase in GRP based on innovations but also socio-economic development of the territory. However, it should be noted that branch specifics play a special role in the region's economy as it is the development of the industry that influences the process of creating an innovative product with added value. Therefore, only the interaction of regional and branch innovative subsystems, the strengthening of links between their elements, and the search for fundamentally new forms of integration links will lead to the development of a national innovation system in Russia. An important tool for implementing this idea is regional innovation-oriented economic clusters, which activate market mechanisms, having a stimulating effect on the development of regions and increasing their innovative orientation. In this regard, the government authorities of the Russian Federation defined the creation of high-tech clusters as a priority area for territorial development, reflecting this in existing federal-level documents. The purpose of the study is to analyze the experience in the field of management and interaction between participants based on the example of the Kama innovative territorial production cluster of the Republic of Tatarstan and identify the problems of the traditional management model of innovative territorial and interregional clusters. The authors proposed a new form of integration education (interregional industry alliance of innovative clusters), its concept was given and its management structure was developed, which provides for the existence of a coordinating body at the federal level with certain powers, interacting between sectoral and regional management structures.
Keywords: innovative territorial cluster; interregional industry alliance of innovation clusters; regional innovation subsystem; branch innovative subsystem; interregional cluster
Citation: M.A. Shaliapina, A.V. Serbulov, S.V. Mayorov, Interregional industry alliance of innovative clusters as a tool for managing the interaction of regional and industrial innovative subsystems, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 10 (6) (2017) 153-161. DOI: 10.18721/JE.10614
Введение. Экономический рост России в современном мире невозможен без активного развития инновационной деятельности как в масштабах всей страны, так и в ее регионах [16—19].
Усиление инновационной активности в регионах позволяет развивать и использовать в предпринимательской деятельности последние достижения в науке и технике, менеджменте и т. д., что оказывает положи-
тельное влияние на развитие производственных сил и, в конечном итоге, на конкурентоспособность результатов инновационной деятельности и на внутреннем и на внешнем рынке [12, 15, 20].
Региональный аспект управления инновационным развитием при этом играет колоссальную роль, так как именно в регионах сосредоточен инновационный потенциал экономики, а эффективное использование иннова-
ционных возможностей оказывает положительное воздействие как на региональное развитие, так и на общенациональные показатели [6, 9].
Следует отметить, что развитие региональной экономики также тесно связано и зависит от учета отраслевых интересов компаний, формирующих инновационных потенциал территорий [1]. Следовательно, необходимо не только сформировать эффективно действующие целостные региональные и отраслевые инновационные подсистемы, но и обеспечить их взаимодействие, объединив для этой цели возможности региональных властей, бизнеса, а также академической, вузовской и отраслевой науки, обеспечивающих трансфер знаний в практику [9, 14, 18].
Важным инструментом, позволяющим осуществить эту идею, являются, на наш взгляд, региональные инновационно--ориентированные экономические кластеры, активизирующие рыночные механизмы и обеспечивающие конкурентоспособность региона.
Кооперация организаций, использование ими общей инфраструктуры, специальной законодательной базы, налаженное взаимодействие с органами власти всех уровней формируют синергетический эффект, благотворно сказывающийся как на конкурентоспособности самого кластера, так и региона в целом. Именно это позволяет использовать инновационный кластер в качестве эффективного инструмента региональной экономической политики [2, 3, 7, 10].
Методика и результаты исследования. В настоящее время федеральные органы государственной власти в России уделяют большое внимание кластерному развитию, о чем свидетельствуют действующие документы федерального уровня стратегического и нормативно-правового характера: это Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.1 и Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., предусматривающая переход
1 О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года: Распоряж. Правительства РФ № 1662-р от 17.11.2008 г. (с изм. и доп.) // Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.rU/194365/#friends#ixzz42Kh R BCIM (дата обращения: 18.08.2017).
российской экономики на инновационный путь развития.2
Согласно перечню, утвержденному Председателем Правительства РФ (поручение от 28 августа 2012 г. № ДМ-П8-5060), на территории Российской Федерации сегодня функционирует 25 инновационных кластеров, сформированных в рамках конкурсного отбора. Анализируя их деятельность за период 2013—2015 гг., можно отметить, что объем производства в стране за счет деятельности этих структур увеличился на 429 млрд р., объем выделенных инвестиций из бюджетных источников на развитие кластеров составил 98 млрд р., а объем дополнительно привлеченных кластерами средств из внебюджетных источников составил 360 млрд р. Отметим, что темпы развития различных региональных кластеров неодинаковы. Наличие в регионе любых видов ресурсов, крупного промышленного бизнеса, инновационных технологических компаний, а также высокий уровень развития инфраструктуры и др. во многом предопределяют будущее успешное развитие кластера.
Современные методы управления кластером при эффективном использовании ресурсной базы региона, существующей инфраструктуры требуют новых подходов, поэтому важным является изучение имеющегося опыта в области управления и взаимодействия между участниками и выявление проблем традиционной модели управления инновационным территориальным и межрегиональным кластерами.
Примером успешно развивающегося кластера является Камский инновационный территориально-производственный кластер (КИТПК) в Республике Татарстан, сформировавшийся при непосредственном участии ряда крупных компаний Камского региона и Казанского национального исследовательского технологического университета. 3
2 О Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряж. Правительства РФ № 2227-р от 08.12.2011 г. // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_123444/ (дата обращения: 29.09.2017).
3 Камский инновационный территориально-производственный кластер Республики Татарстан. URL: http://www.innokam.ru/partnership/about (дата обращения: 25.09.2017).
Уже во времена Советского Союза на территории нынешнего Татарстана сформировался фундамент для развития одного из крупнейших современных кластеров федерального значения. Этому способствовало: наличие больших запасов природных ресурсов (минеральных, углеводородных и т. д.), сформированный топливно-энергетический комплекс, готовая инфраструктура, а также активно действующие крупные индустриальные предприятия, научные и образовательные учреждения.
Ключевые участники КИТПК являются его основными инвесторами, обеспечивая тем самым главное преимущество кластера в виде большого объема негосударственных вложений. Высокая степень локализации участников кластера и его выгодное экономико-географическое положение, выстроенные кооперационные связи, как внутриотраслевые, так и между автопромом и нефтехимией, являются конкурентными преимуществами кластера.
Синергетический эффект Камского кластера достигается путем пересечения деятельности и интересов крупнейших секторов экономики региона и группировки различных цепочек добавленной стоимости в единую технологическую платформу [4].
Разрабатывая систему управления КИТПК, менеджеры использовали положительный опыт отечественных предприятий Татарстана, других регионов РФ, зарубежную практику создания структур инновационного развития [16].
Координирует деятельность кластера Некоммерческое партнерство («Иннокам»), функция которого заключается в формировании условий обеспечивающих эффективное взаимодействие участников кластера, органов власти всех уровней для выполнения кластерных проектов, увеличивающих конкурентоспособность КИТПК.
Высшим органом управления данного партнерства является общее собрание членов партнерства, которое выбирает президента. Также одной из функций общего собрания является формирование ревизионной комиссии и, при необходимости, наблюдательного (попечительского) совета партнерства, кото-
рые являются органами наблюдения и контроля партнерства.
Коллегиальным исполнительным органом партнерства является коллегия партнерства, которую возглавляет министр экономики Республики Татарстан. Также в состав коллегии входят представители науки и бизнеса, представители кластеров, что позволяет довести управленческие решения до максимального числа участников кластера.
Роль консультативных органов исполняют группа по стратегическому развитию кластера и группа по вопросам инфраструктуры.
Следует отметить, что при данной системе управления активно используется коллективное обсуждение вопросов в виде стратегических и проектных сессий, позволяющих выработать совместное решение в интересах всех участников кластера.
За годы существования кластер достиг высоких результатов, регулярно занимая лидирующие позиции в рейтинге инновационного развития России (табл. 1).
Однако со временем традиционная схема управления инновационным кластером стала ограничивать возможности диверсификации в рамках своего региона, не позволяя использовать в полном масштабе те преимущества, которые могли бы дать синергетический эффект от взаимодействия с партнерами в других регионах между собой.
Изменить ситуацию призван межрегиональный промышленный кластер композитных материалов на базе КИТПК в ОЭЗ «Алабуга», в рамках которого будет поддерживаться выпуск промышленной продукции на каждом этапе ее производственного цикла. Это позволит создать в России полную технологическую цепочку по производству композитов. Участникам кластера межрегиональное сотрудничество обеспечит новые перспективы для развития в области произ-
^ 4
водства и технологий.4
4 Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». URL: http://www.rosatom.ru/ journalist/news/v-oez-alabuga-dan-start-sozdaniyu-mez hregionalnogo-klastera-kompozitnykh-materialov/ (дата обращения: 25.09.2017).
Таблица 1
Основные показатели развития КИТПК за 2013—2016 гг. Key indicators of the development of KITPK for 2013—2016
Показатель 2013 2014 2015 2016 Базисный темп роста, %
2014/2013 2015/2013 2016/2013
Выработка на одного работника организаций кластера, млн руб. в год 3,44 3,73 4,67 4,91 108 135 142
Число созданных высокопроизводительных рабочих мест, ед. 2922 3736 3906 4056 128 133 139
Объем инвестиций в развитие кластера, млн руб. 66650 87227 97440 109133 131 146 164
Объем исследований и разработок, выполненных совместно двумя и более организациями кластера либо совместно с иностранными организациями (нарастающим итогом), млн руб. 509 539 566 590 106 111 116
Число патентов на изобретения, ед. 230 256 298 315 111 129 137
Объем выручки от продаж несырьевой продукции на экспорт, млн долл. 4383 8086 5326 5028 184 121 115
Оказывая положительное влияние на развитие инновационной экономики в регионах, данная форма интеграционного взаимодействия, тем не менее, обладает рядом следующих недостатков:
— все кластеры — участники воспринимают друг друга в качестве конкурентов. Каждый кластер пытается привлечь более значительные федеральные источники финансирования или иностранные инвестиции для своего развития, однако оказывается не готов правильно управлять процессом распределения привлеченных ресурсов;
— имеет место несогласованность при выборе приоритетных направлений развития кластера с потенциальными партнерами [11];
— достаточно длительный срок согласования всех решений в связи с независимостью участников и возможным конфликтом интересов;
— за управление инновационным кластером на федеральном уровне несут ответственность разные министерства и ведомства, что усложняет процесс управления кластером при реализации совместных межотраслевых проектов;
— кластеры — лидеры при формировании межрегионального кластера самостоятельно определяют состав участников, ориентируясь, в основном, на их географическое по-
ложение, на уровень их инновационного потенциала и т. д. [5]. Такой субъективный подход не позволяет в полной мере учитывать влияние деятельности нового образования на развитие интересов других регионов, на территории которых функционируют потенциальные участники межрегионального кластера [6].
Для устранения данных проблем предлагается новая интеграционная форма сотрудничества в виде межрегионального отраслевого альянса инновационных кластеров (МОАИК).
Отличия различных форм интеграционных образований представлены в табл. 2.
Под межрегиональным отраслевым альянсом инновационных кластеров мы понимаем добровольное объединение инновационных кластеров со статусами «де юре» и «де факто» (не менее двух) в разных регионах в форме сотрудничества на основе формальных договорных обязательств для укрепления связей между региональными и отраслевыми инновационными подсистемами за счет расширения внешних контактов и взаимодействий, что повлияет на развитие национальной инновационной системы. Предлагаем следующую структуру управления межрегиональным отраслевым альянсом инновационных кластеров (см. рисунок).
Таблица 2
Принципы формирования интеграционных кластерных образований Principles of formation of integration cluster formations
Параметры Инновационный территориальный кластер Межрегиональный инновационный кластер Межрегиональный отраслевой альянс инновационных кластеров
Территория Уровень конкуренции между участниками Участие органов власти на федеральном уровне в управлении Степень влияния на развитие НИС Один регион Высокий Незначительное Низкая Не менее двух Средний Незначительное Средняя Не менее двух Низкий Значительное Высокая
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
Министерство экономического развития РФ
Министерство образования и науки РФ
Министерство промышленности и торговли РФ
Г
I------------------1
Координирующий орган
Министерство связи и массовых коммуникаций РФ
Межрегиональный отраслевой альянс инновационных кластеров (МОАИК)
Структура управления межрегиональным отраслевым альянсом инновационных кластеров Management structure of the inter-regional industry alliance of innovation clusters
Управление межрегиональным отраслевым альянсом инновационных кластеров будет осуществляться с помощью координирующего органа на федеральном уровне, функции которого следующие:
— оценка заявок от потенциальных участников, претендующих на вхождение в альянс по определенным критериям;
— разработка дифференцированной системы государственного стимулирования;
— курирование данного проекта (альянса) с целью сокращения цепочки участников управления;
— осуществление мониторинга эффективности проекта.
Данная модель интеграционного взаимодействия позволит эффективно развиваться всем регионам, входящим в альянс, что окажет положительное влияние на процессы распространения положительного опыта кластерного развития территорий, а также на развитие всей инновационной системы Российской Федерации.
Выводы. Несмотря на несомненное положительное влияние, оказываемое кластерным подходом на интеграционное взаимодействие и рост инновационной составляющей национальной экономики, проведенный анализ позволил выявить ряд проблем. Так, неравномерность распределения ресурсов в регионах влияет на темпы их экономического роста, а традиционная структура и схема управления инновационным кластером по мере его развития выступают ограничителем на пути полномасштабного использования в рамках своего региона наработанных компетенций.
Использовать в полном объеме те преимущества, которые может дать синергетиче-ский эффект от взаимодействия с партнерами в других регионах, возможно, с помощью межрегионального отраслевого альянса инновационных кластеров. Данная структура при выпуске инновационной продукции будет обладать несомненным преимуществом обеспечения всей производственной цепочки силами многих регионов. Вхождение в МОАИК позволит кластерам — участникам в различных регионах комплексно оптимизировать структуру ресурсов и выйти на новый уровень развития в области науки и производства.
Участие в нем позволит эффективно развиваться всем кластерам-участникам, входящим в альянс, что окажет благотворное влияние на процессы распространения положительного опыта кластерного развития территорий, а также на развитие всей инновационной системы Российской Федерации.
В дальнейших исследованиях предполагается обосновать уровень влияния деятельности кластерных структур на ключевой показатель эффективности региональной экономики — валовый региональный продукт.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Porter M.E. Cluster Mapping Project, Institute for Strategy and Competitiveness, Harvard Business School. URL: http://www.isc.hbs.edu/econ-clusters.htm (дата обращения: 15.09.2017).
2. Арутюнов Ю.А. Формирование региональной инновационной системы на основе кластерной модели экономики региона // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2008. № 4. C. 6—24.
3. Абашкин В.Л. Артемов С.В., Исланкина Е.А. Кластерная политика: достижение глобальной" конкурентоспособности / Минэкономразвития России, АО «РВК», Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2017. 324 с.
4. Ашпина О. Иннокам — территория развития // The chemical journal. 2015. No. 9. С. 36—42.
5. Бакуменко О.А. Межрегиональное взаимодействие как фактор развития региональных социально-экономических систем (на примере Северо-Западного федерального округа): дис. ... канд. экон. наук. Псков, 2017. С. 36—47.
6. Бортник И.М., Земцов С.П., Иванова О.В., Куценко Е.С., Павлов П.Н., Сорокина А.В. Становление инновационных кластеров в России: итоги первых лет поддержки // Инновации. 2015. № 7. С. 26—36.
7. Бушуева М.А. Кластеризация как способ инновационного развития региона и повышения его конкурентоспособности // Наука и экономика. 2010. № 1 (1). С. 40—43.
8. Бухвальд Е.М. Инновационное развитие регионов: роль децентрализации полномочий // Пространственная экономика. 2013. № 1. С. 55—71.
9. Ваганова О.В. Методологические аспекты формирования механизмов интеграционного взаимодействия субъектов в региональных инновационных системах: дис. ... д-ра экон. наук. Белгород, 2016. С. 54—56.
10. Петрова О.С. Выявление места и функций кластеров в обеспечении эффективного межрегионального взаимодействия и инновационного развития экономики регионов // Экономические науки. 2012. № 8(93). С. 119—122.
11. Рейтер Т. Объединиться, чтобы стать успешным (кластерные инициативы в обеспечении
инновационного прорыва регионов). URL: http:// stroypuls.ru/pso/2011/137-noyabr-2011/51296/ (дата обращения: 06.09.2017).
12. Сактоев В.Е., Халтаева С.Р. Стратегическое управление устойчивым инновационно ориентированным развитием социально-экономической системы региона // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия «Экономика. Социология. Менеджмент». 2013. № 3. С. 35—41.
13. Синекина В. А. Управление взаимодействием инновационных систем в российской экономике: дис. ... канд. экон. наук. М., 2008. С. 31—34.
14. Скипин Д.Л. Проблемы межкластерного взаимодействия в Тюменской области. URL: http://www.sworld.com.ua/konfer31/807.pdf (дата обращения: 18.08.2017).
15. Тимофеев Р.А., Шлычков В.В., Алафузов И.Г. Актуальные вопросы функционирования региона как социально-экономической системы // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3 С. 63—70.
16. Трещевский Ю.И., Исаева Е.М. Регион как институциональная система // Вестник Воронеж-
ского государственного университета. Серия «Экономика и управление». 2012. № 1. С. 81—87.
17. Хасунцев И.М. Формирование и развитие отраслевых инновационных систем в экономике Российской Федерации: дис. ... канд. экон. наук. М., 2014. С. 86—112.
18. Шавлюк М.В. Роль регионов в инновационном развитии России // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/74885 (дата обращения: 28.09.2017).
19. Шаляпина М.А., Сербулов А.В. Зарубежный опыт формирования и развития инновационно ориентированных кластерных структур экономики // Анализ состояния и направления развития приморских регионов России: сб. науч. тр. 2017. Вып. 1. С. 59—68.
20. Ячник Е.А. Совершенствование системы управления взаимодействием региональных институтов государства, бизнеса и научно-образовательных структур // Terra economicus. 2012. № 4. С. 242—246.
ШАЛЯПИНА Марина Анатольевна. E-mail: taruta87@mail.ru СЕРБУЛОВ Алексей Валентинович. E-mail: alex-serbulov@mail.ru МАЙОРОВ Сергей Васильевич. E-mail: mayorov@innokam.pro
Статья поступила в редакцию 16.10.17
REFERENCES
[1] M.E. Porter, Cluster Mapping Project, Institute for Strategy and Competitiveness, Harvard Business School. URL: http://www.isc.hbs.edu/econ-clusters.htm (accessed September 15, 2017).
[2] Iu.A. Arutiunov, Formirovanie regional'noi innovatsionnoi sistemy na osnove klasternoi modeli ekonomiki regiona, Korporativnoe upravlenie i innovatsionnoe razvitie ekonomiki Severa: Vestnik Nauchno-issledovatel'skogo tsentra korporativnogo prava, upravleniia i venchurnogo investirovaniia Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta, 4 (2008) 6—24.
[3] V.L. Abashkin, S.V. Artemov, E.A. Islankina, Klasternaia politika: dostizhenie global'nof konkurentosposobnosti. Minekonomrazvitiia Rossii, AO «RVK», Nats. issled. un-t «Vysshaia shkola ekonomiki», Moscow, NIU VShE, 2017.
[4] O. Ashpina, Innokam — territoriia razvitiia, The chemical journal, 9 (2015) 36—42.
[5] O.A. Bakumenko, Mezhregional'noe vzaimodeistvie kak faktor razvitiia regional'nykh sotsial'no-ekonomicheskikh sistem (na primere Severo-Zapadnogo federal'nogo okruga): dis. ... kand. ekon. Nauk, Pskov, (2017)36—47.
[6] I.M. Bortnik, S.P. Zemtsov, O.V. Ivanova, E.S. Kutsenko, P.N. Pavlov, A.V. Sorokina, Stanovlenie innovatsionnykh klasterov v Rossii: itogi pervykh let podderzhki, Innovatsii, 7 (2015) 26—36.
[7] M.A. Bushueva, Klasterizatsiia kak sposob innovatsionnogo razvitiia regiona i povysheniia ego
konkurentosposobnosti, Nauka i ekonomika, 1 (1) (2010) 40-43.
[8] E.M. Bukhval'd, Innovatsionnoe razvitie regionov: rol' detsentralizatsii polnomochii, Prostranstvennaia ekonomika, 1 (2013) 55-71.
[9] O.V. Vaganova, Metodologicheskie aspekty formirovaniia mekhanizmov integratsionnogo vzaimodeistviia sub"ektov v regional'nykh innovatsionnykh sistemakh: dis. ... d-ra ekon. Nauk, Belgorod, (2016) 54-56.
[10] O.S. Petrova, Vyiavlenie mesta i funktsii klasterov v obespechenii effektivnogo mezhregional'nogo vzaimodeistviia i innovatsionnogo razvitiia ekonomiki regionov, Ekonomicheskie nauki, 8 (93) (2012) 119—122.
[11] T. Reiter Ob"edinit'sia, chtoby stat' uspeshnym (klasternye initsiativy v obespechenii innovatsionnogo proryva regionov). URL: http://stroypuls.ru/pso/2011 /137-noyabr-2011/51296/ (accessed September 06, 2017).
[12] V.E. Saktoev, S.R. Khaltaeva, Strategicheskoe upravlenie ustoichivym innovatsionno orientirovannym razvitiem sotsial'no-ekonomicheskoi sistemy regiona, Izvestiia Iugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia «Ekonomika. Sotsiologiia. Menedzhment», 3 (2013) 35—41.
[13] V.A. Sinekina, Upravlenie vzaimodeistviem innovatsionnykh sistem v rossiiskoi ekonomike: dis. . kand. ekon. nauk. M., 2008 31—34.
[14] D.L. Skipin, Problemy mezhklasternogo vzaimodeistviia v Tiumenskoi oblasti. URL: http://www.
sworld.com.ua/konfer31/807.pdf (accessed August 18, 2017).
[15] R.A. Timofeev, V.V. Shlychkov, I.G. Alafuzov,
Aktual'nye voprosy funktsionirovaniia regiona kak sotsial'no-ekonomicheskoi sistemy, Aktual'nye problemy ekonomiki i prava, 3 (2015) 63—70.
[16] Iu.I. Treshchevskii, E.M. Isaeva, Region kak institutsional'naia sistema, Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia «Ekonomika i upravlenie», 1 (2012) 81—87.
[17] I.M. Khasuntsev, Formirovanie i razvitie otraslevykh innovatsionnykh sistem v ekonomike Rossiiskoi Federatsii: dis. ... kand. ekon. nauk, Moscow, (2014) 86—112.
[18] M.V. Shavliuk, Rol' regionov v innovatsionnom razvitii Rossii, Sovremennye nauchnye issledovaniia i innovatsii, 12 (2016). URL: http://web. snauka.ru/is sues/2016/12/74885 (accessed September 28, 2017).
[19] M.A. Shaliapina, A.V. Serbulov, Zarubezhnyi opyt formirovaniia i razvitiia innovatsionno orientirovannykh klasternykh struktur ekonomiki, Analiz sostoianiia i napravleniia razvitiia primorskikh regionov Rossii: sb. nauch. tr., 1 (2017) 59—68.
[20] E.A. Iachnik, Sovershenstvovanie sistemy upravleniia vzaimodeistviem regional'nykh institutov gosudarstva, biznesa i nauchno-obrazovatel'nykh struktur, Terra economicus, 4 (2012) 242—246.
SHALIAPINA Marina A. E-mail: taruta87@mail.ru SERBULOV Aleksei V. E-mail: alex-serbulov@mail.ru MAYOROV Sergei V. E-mail: mayorov@innokam.pro
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2017