Научная статья на тему 'Эффективное управление системой трудовых потоков как условие обеспечения устойчивого развития промышленного комплекса региона'

Эффективное управление системой трудовых потоков как условие обеспечения устойчивого развития промышленного комплекса региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ТРУДОВЫХ ПОТОКОВ / LABOR STREAMS SYSTEM / ПОТОК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА / THE FLOW OF HUMAN RESOURCES IN THE REGION / ДИНАМИЗМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ / THE DYNAMISM OF THE ENVIRONMENT / ТИП РАЗВИТИЯ ПОТОКОВ / DEVELOPMENT FLOWS / ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕЗЕРВ ПОТОКА / POTENTIAL FLOW RESERVE / ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ / INDUSTRIAL COMPLEX DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанова С. М., Широкова Н. П.

В статье представлено обоснование необходимости стратегического управление системой трудовых потоков (СТП) промышленного комплекса как привлеченной составляющей потока человеческих ресурсов региона. Предложены критерии выбора стратегии динамизм внешней среды, тип развития системы трудовых потоков и потенциальный резерв СТП. Разработана номограмма выбора стратегии в зависимости от величины критериев. На примере Ивановского региона проведено обоснование проактивной стратегии развития СТП как наиболее эффективной для текущих условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FFECTIVE MANAGEMENT OF THE LABOR STREAMS SYSTEM AS A CONDITION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGIONAL INDUSTRIAL COMPLEX

The article presents the rationale for the strategic management of the labor streams system (STP) industrial complex as the attracted component of the flow of human resources in the region. The proposed selection criteria of strategy the dynamism of the external environment, the development of the labor streams system and potential reserve of STP. The nomogram of strategy selection depending on value criteria. In the Ivanovo region example a rationale for a proactive strategy of development of STP as the most efficient for the current conditions.

Текст научной работы на тему «Эффективное управление системой трудовых потоков как условие обеспечения устойчивого развития промышленного комплекса региона»

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ТРУДОВЫХ ПОТОКОВ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

С.М. Степанова, д-р экон. наук, доцент Н.П. Широкова, старший преподаватель

Ивановский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (Россия, г. Иваново)

Аннотация. В статье представлено обоснование необходимости стратегического управление системой трудовых потоков (СТП) промышленного комплекса как привлеченной составляющей потока человеческих ресурсов региона. Предложены критерии выбора стратегии - динамизм внешней среды, тип развития системы трудовых потоков и потенциальный резерв СТП. Разработана номограмма выбора стратегии в зависимости от величины критериев. На примере Ивановского региона проведено обоснование проак-тивной стратегии развития СТП как наиболее эффективной для текущих условий.

Ключевые слова: система трудовых потоков, поток человеческих ресурсов региона, динамизм внешней среды, тип развития потоков, потенциальный резерв потока, промышленный комплекс, стратегии развития.

Устойчивое развитие промышленного комплекса региона предполагает, с одной стороны, активизацию его внутренних источников развития, а с другой стороны -создание условий, способствующих переводу промышленного комплекса в режим экономической, финансовой, социальной, структурно-функциональной и организационно-экономической устойчивости.

Под устойчивым развитием ПРОК нами понимается процесс достижения целей развития промышленного комплекса региона на основе обеспечения сбалансированности всех имеющихся ресурсов (человеческих, материальных, финансовых, информационных) [1].

Если в минувшем столетии лимитирующей группой ресурсов в обеспечении устойчивого развития промышленного комплекса были технологии и информационные ресурсы, то в настоящее время отмечается тенденция акцентирования определяющей роли человеческих ресурсов. Необходимо отметить, что не только трудовые ресурсы влияют на функционирование промышленного комплекса, его конкурентоспособность, в связи с чем более уместно исследование человеческих ресурсов в целом. При этом к человеческим ресурсам относятся как непосредственно трудовые, так и ресурсы, находящиеся во

внешней среде. Последние обеспечивают не только функционирование, но и само существование трудовых ресурсов. Человеческие ресурсы приводят в движение все другие факторы процесса производства. Без их участия нельзя использовать ни финансовые, ни информационные, ни материально-вещественные факторы производства.

Применение логистической концепции к управлению человеческими ресурсами предполагает выбор объекта, соответствующего требованиям логистики. Таким объектом является персонал, перемещение которого на уровне промышленного ре-гионально-отрасле-вого комплекса (ПРОК) предполагает постоянное структурное и динамическое изменение как между предприятиями, входящими в состав ПРОК, так и внутри самих предприятий, что предъявляет свои требования к формированию, преобразованию или использованию потенциала человеческих ресурсов и предполагает определенные издержки. Этот процесс можно рассматривать как специфическую форму потоков, являющихся социально-трудовыми, поскольку на всем протяжении их перемещения, они могут быть представлены как формируемый или существующий потенциал человеческих ресурсов.

Социально-трудовой поток - это целенаправленное изменение параметров социально- и трудоактивных групп людей, привлекаемых в экономические системы разного уровня (для региона - социально-трудовой поток региона, для промышленного регионального отраслевого комплекса - социально-трудовой поток ПРОК). Социально-трудовые потоки являются привлеченными составляющими потока человеческих ресурсов в системе трудовых потоков. Система трудовых потоков (СТП)

- это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих потоков человеческих ресурсов, вовлеченных в трудовые отношения и обеспечивающих эффективное развитие экономических систем [2]. Система трудовых потоков учитывает человеческий фактор, который рассматривается как проявление всей совокупности качеств человека - физических, интеллектуальных и психологических, влияющих на его трудовую деятельность.

Анализ существующего положения и тенденций развития совершенствования интегрированных корпоративных структур, к которым можно отнести промышленный комплекс Ивановского региона, выявил проблему управления системой трудовых потоков, заключающуюся в отсутствии практических способов ее эффективного управления во взаимосвязи регион

- промышленный комплекс - предприятие.

Решение стратегических и тактических задач управления СТП предполагает формирование информационного массива данных для принятия управленческих решений по выработке и реализации стратегии ее развития. Наиболее эффективным, на наш взгляд, является формирование стратегии согласованного управления СТП во взаимодействии с интеграционным управлением промышленного комплекса (ПК), где доминирующая роль в разработке стратегии принадлежит координационному совету ПК, который сначала определяет общую стратегию управления СТП всего ПК, а затем стратегии для каждого конкретного потока [3].

Управленческие воздействия определяются выбранной стратегией развития СТП, которая в свою очередь зависит как от внешних условий, так и от возможностей промышленного комплекса. Реактивная стратегия управления СТП является закрытой по отношению к внешней среде, т.к. не предполагает изменений в ранее установленных взаимодействиях социально-трудовых потоков и потоков человеческих ресурсов региона. Данная стратегия характеризуется полным отказом от какого-либо активного вмешательства в вопросы развития СТП (за исключением нормативно-правового регулирования). Руководство ПК регулирует и обеспечивает контроль реализации процессов, связанных с. управлением СТП. Вопросы, связанные с согласованием развития потока человеческих ресурсов региона и СТП ПК не рассматриваются. Мониторинг потока человеческих ресурсов региона не проводится.

Данная стратегия содержит несколько потенциальных, скрытых угроз: уменьшение мощности СТП за счет оттока его элементов за рамки ПК; снижение активности потоков, вызванное ростом социальных рисков; увеличение инерционности и конфликтности потоков; достижение критического расхождения целевого и фактического образов потоков [4], приводящее к: снижению эффективности СТП и как следствие снижению производительности труда. Вследствие чего невыполнение Федеральных и региональных целевых программ, а также отказ от реализации новых долгосрочных проектов и возможная потеря рынков продукции, производимой в рамках ПК.

Реактивная стратегия возможна только при высоком уровне эффективности использования СТП ПК, когда наблюдается максимальное соответствие целевого и фактического образов потока. Реактивная стратегия строится как ответ на действия со стороны внешней среды и под их влиянием.

Реактивная - это пассивная, адаптирующаяся или защищающаяся стратегия. Реактивная стратегия не требует особых усилий, поэтому это наиболее часто используемая стратегия на сегодняшний день. В соответствии с этой стратегией требуется следовать

процедуре, следить за внешней средой и использовать поток человеческих ресурсов региона не воздействуя на него.

Реактивная стратегия может быть отнесена к деловой стратегии, т.к. она предполагает формирование механизма реагирования на внешние изменения и объединение стратегических действий предприятий, входящих в состав ПК. Используя реактивную стратегию и не оказывая никакого воздействия на поток человеческих ресурсов региона невозможно строить долгосрочные планы развития - формировать СТП требуемых характеристик. Однако данная стратегия не предполагает дополнительных затрат на управление и функционирование СТП ПК. Реактивная стратегия управления СТП ПК будет успешно работать при условии, что изменения во внешней среде носят повторяющийся (цикличный) характер, происходят достаточно редко и скорость изменений ниже, чем скорость реакции ПК; потенциальный резерв потока незначителен; тип развития СТПР оценивается как стабильный. В других случаях такая стратегия становится не только малоэффективной, но и опасной, поскольку в рамках реактивной стратегии можно ожидать консервации сложившегося положения и низких темпов экономического роста ПК.

Превентивная - это наступательная, активная стратегия управления СТП. Она предполагает логическое изменение внешней среды, которое можно планомерно предусмотреть. С точки зрения изменения СТП она может быть как наращивания, так и сокращения, в зависимости от имеющихся ресурсов ПК. В связи с этим данная стратегия является открытой по отношению к потоку человеческих ресурсов региона. В случае сокращения СТП, субъекты потока переходят из СТП ПК в поток человеческих ресурсов региона и, наоборот, в случае наращивания СТП субъекты потока привлекаются из потока человеческих ресурсов региона в СТП ПК. По агрессивности поведения в

конкурентной борьбе данная стратегия является предпринимательской, т.к. она предполагает изменения, прогнозирование будущих опасностей и новых возможностей, а также поиск управленческих решений по перераспределению СТП между предприятиями ПК и новых методов взаимодействия с потоком человеческих ресурсов региона.

Корпоративный характер превентивной стратегии управления СТП выражается в ее цели - оптимизации потенциала СТП, оптимальное перераспределение его между предприятиями ПК с целью достижения синергизма всех элементов СТП. В этом случае появляется возможность не только отслеживать и реагировать на изменения внешней среды, но и управлять этими изменениями в соответствии с целями ПК.

Превентивная стратегия - это одна из наиболее значимых стратегий управления СТП и является стратегией дифференциации, обеспечивающей придание СТП таких характеристик, которые будут соответствовать требованиям всех субъектов ПК. Иными словами, управление СТП ПК должно быть более продвинутым, нежели того требует ситуация на рынке, т.е. при управлении СТП крайне редко можно использовать реактивную стратегию, зачастую недостаточно сочетание реактивной и проактивной стратегии, необходимы упреждающие действия, которые выражаются в применении превентивной стратегии управления СТП ПК.

Реализации стратегий управления СТП предполагает целенаправленное сознательное воздействие со стороны управляющей системы промышленного комплекса, осуществляемое с целью получения желаемых результатов оптимальным способом.

На рис. 1 представлены функциональные группы субъектов и их возможный состав в коммуникативной связи в процессах разработки и реализации стратегий управления СТП.

Разработчик стратегии

Заказчик

Отдельные специалисты Руководители ПРОК Спец. созданные группы Законодательные органы

Руководители ПРОК Надзирающие органы власти или

авления

(пр

авительство,

упр;

собственники, акционеры, наблюдательный совет и т.д.)

Исполнитель стратегии

Потребители стратегий

1 • Работники предприятий промышленного комплекса • Общественные организации

• Элементы С-ТП • Руководители соответствующих уровней управления ПРОК • Предприятия и их подразделения, входящие в состав ПРОК

1

Рис. 1. Субъекты подготовки и реализации стратегий управления СТП ПК

Разработчиками стратегий могут быть: руководители предприятий, управленческие команды; специалисты или группы специалистов; органы государственной власти; общественные организации и т.п. Заказчиками стратегий могут быть: руководители предприятий, входящих в состав промышленного комплекса; органы государственной власти; наблюдательные советы и т.п. Исполнителями стратегий могут быть: работники предприятий или общественных организаций. Потребителями стратегий могут быть: персонал предприятий, входящих в состав промышленного комплекса; население региона; организации и их подразделения. На рис. 2 показано, что реализация стратегий управления СТП зависит от состояния потока человеческих ресурсов региона и факторов внешней среды как СТП, так и потока человеческих ресурсов.

Необходимость изменений определяется исходя из информации о состоянии потоков, а управление потоками осуществляется воздействием на их управляемые параметры.

Стратегия управления СТП ПК должна разрабатываться и реализоваться на всех уровнях управления:

- Первый уровень - корпоративный. Здесь принимаются решения о мощности, векторе развития, направлении движения и координации СТП всего промышленного комплекса, рассчитываются стратегические соответствия СТП отдельных предприятий общей цели развития, разрабатываются планы переориентации СТП, осу-

ществляется глобальное управление СТП ПК.

- Второй уровень - диверсификацион-ный - топ-уровень — уровень первых руководителей предприятий, входящих в состав комплекса. На этом уровне разрабатывается и реализуется стратегия управления СТП, базирующаяся на корпоративном стратегическом плане, основной целью которой является повышение эффективности использования СТП ПК, в частности повышение конкурентоспособности субъектов потока.

- Третий - функциональный - уровень руководителей функциональных сфер: финансов, маркетинга, НИОКР, производства, управления персоналом и т.д. На этом уровне разрабатывается и реализуется стратегии развития взаимосвязанных структурно-динамичсеких объектов СТП.

- Четвертый - линейный - уровень руководителей подразделений организаций промышленного комплекса или его географически удаленных частей, например, представительств, филиалов.

Недиверсифицированный промышленный комплекс имеет, соответственно, три уровня стратегий.

Выбор стратегии зависит: от состояния внешней среды; от состояния самой СТП; от скорости и этапа развития СТП. Следовательно, целесообразно выбирать стратегию управления по критериям, которые бы учитывали все эти факторы. Мы предлагаем следующие критерии для выбора стратегии управления СТП: уровень из-

менчивости внешней среды (динамизм), тип развития СТП, потенциальный резерв СТП.

Предлагаем проводить оценку уровня динамизма внешней среды по скорости изменения наиболее значимых параметров материального, финансового, энергетического и информационного потоков, а также потока человеческих ресурсов региона как внешней среды СТП ПК на основе значений интегрального показателя уровня изменчивости внешней среды [5].

Следующий критерий, который необходимо учитывать при выборе стратегии управления СТП - тип его развития. Это важная характеристика, которая отражает как сегодняшнее фактическое состояние, так и вероятную тенденцию развития в будущем. При выборе стратегии, на наш взгляд, наиболее целесообразно ориентироваться не столько на состояние СТП, сколько на скорость ее изменения. Поэтому, определение типа развития предлагаем осуществлять на основе расчета нормированных показателей скоростей изменения (абсолютных приростов) [6].

Выбор стратегии управления С-ТП предполагает расчет еще одного критерия - потенциальный ресурс потока, оценивающего степень его возможного развития. Величина данного критерия определяется типом развития ПЧРР и теоретически может изменяться от 0 до 1 [6].

По данным Ивановского региона за период 2000 - 2015 гг. нами были рассчитаны величины всех рассмотренных критериев. Общий интегральный показатель уровня изменчивости внешней среды равен: в 2000 году 1=0,74, в 2015 году 1=0,69, что соответствует 5 баллам и указывает на высокий уровень изменчивости. Критерий «тип развития» СТП оценивается 3 баллами ((-0,2) - 0,2) и соответствует этапу «стабилизация». Критерий «потенциальный резерв» оценивается также 3 баллами (0,4-0,6) и соответствует этапу «стабилизация».

Ориентируясь на критерий «изменчивость внешней среды» (динамизм 5 баллов), можно рекомендовать проактивную стратегию, поскольку не настолько велика измен-

чивость, чтобы нельзя было вовремя предусмотреть будущие тенденции и определить реакцию на них. Данная стратегия управления СТП предполагает, что управленческая реакция ПК направленная на изменение СТП может проявляться либо заранее, либо одновременно с возникающими изменениями. Она предусматривает развитие только СТП ПК без активного участия в целевом управлении развитием потока человеческих ресурсов региона. Однако, такая стратегия возможно только на краткосрочный период, поскольку вероятность возникновения скрытых угроз высока из-за сложной социально-экономической ситуации в Ивановской области. Придерживаться данной стратегии длительное время нежелательно, может произойти резкое снижение конкурентоспособности ПК.

Учитывая нарастающие макроэкономические угрозы в виде усиления международной и межрегиональной конкуренции, в данном случае саморегулирующей силы рынка уже недостаточно для обеспечения ощутимого экономического развития ПК. В таких условиях возможно применение превентивной стратегии управления СТП: уровень изменчивости внешней среды от 2 до 3 баллов; величина потенциальных резервов от 4 до 5 баллов, а тип развития «стабилизация», «улучшение» или «рост», что соответствует 3-5 баллов. Превентивная стратегия управления СТП ПК характеризуется централизацией процесса принятия решений о целевом развитии системы трудовых потоков . Это выражается в следующем:

- в участии промышленных предприятий в конкурсах на предоставление правительством или администрацией региона проектных инвестиционных грантов, в централизованном финансировании инновационных проектов, согласующихся с целями развития ПК;

- в разработке и реализации региональных программ, способствующих координации развития потока человеческих ресурсов региона с учетом заинтересованности ПК;

- в активном участии промышленных предприятий комплекса при формировании регионального отраслевого образовательного комплекса подготовки кадров, компе-

тентностно ориентированных на стратегические цели ПК, а также в формировании центра мониторинга потока человеческих ресурсов.

Реализация превентивной стратегии будет способствовать проявлению следующих эффектов: увеличения адаптивности СТП; снижения затрат на достижение целевого образа СТП, гарантирующее повышение производительности труда; снижения социальных рисков; привлечения дополнительных инвестиций со стороны правительства или администрации региона, направленных на развитие СТП ПК. Проявление эффектов приведет к увеличению конкурентоспособности ПК.

Реализация данной стратегии имеет ряд условий и ограничений. Управление потоком человеческих ресурсов в целях развития СТП ПК должно носить плановый системный устойчивый характер.

Главным ограничением данной стратегии является дополнительная потребность в финансировании. При этом, участие в Федеральных и региональных целевых проектах и программах даст несомненную отдачу в

виде более эффективного использования денежных потоков. Кроме того, дальнейшее развитие отношений с федеральным и региональным центром предполагает выделение денег сверх нормативного минимума под экономические обоснованные, стратегически важные региональные проекты развития как потока человеческих ресурсов, так и в конечном итоге, СТП ПК.

Выбор стратегии управления СТП предполагает изучение альтернативных направлений развития ПК, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации.

Таким образом, из рассмотренных стратегий управления системой трудовых потоков, согласно полученным значениям критериев, наиболее весомый вклад в развитие ПК и в конечном итоге региона, внесет превентивная стратегия.

На основании экспертного опроса, контент-анализа и результатов проведенного исследования была сформирована таблица и разработана номограмма выбора стратегии синхронного развития СТП ПК (табл. и рис. 2).

Таблица 1. Условия выбора стратегии

Уровень изменчивости Потенциальный резерв

до 1 2-3 4-5

тип развития тип развития тип развития

до 1 2-3 4-5 до 1 2-3 4-5 до 1 2-3 4-5

4-5 Прев Прев Прев Прев Прев Прев Прев Прев Прев

2-3 Проа Проа Проа Проа Проа Проа Проа Проа Проа

до 1 Проа Реак Реак Реак Реак Реак Реак Реак Реак

Рис. 2. Номограмма выбора стратегии синхронного развития СТП ПК и потока

человеческих ресурсов региона

Анализ показал, что из рассмотренных выше стратегий управления СТП ПК наиболее весомый вклад в повышение роли и значения ПК в достижении целей Федерального и регионального Правительства приносит превентивная стратегия. Ключевым элементом превентивной стратегии является увеличение эффективности использования системы трудовых потоков Ивановского промышленного комплекса. Реализация превентивной стратегии потребует принятия срочных мер.

Во-первых, необходимо активизировать миграционные потоки в соответствии с целевыми образами объектов СТП, поскольку необходимо ее значительно обновить (увеличив соответствующий показатель почти в два раза).

Во-вторых, необходимо увеличить образовательную и квалификационную активность почти в четыре раза, что возможно лишь при реструктуризации отраслевого образовательного комплекса региона.

В-третьих, следует значительно повысить мотивацию работников, обеспечив рост заинтересованности в качестве трудовых и технологических процессов при переходе на новые стандарты качества, а также развивать конфликтоустойчивость путем проведения регулярных внутрифирменных и корпоративных тренингов, вовлечение работников в социально-общественную деятельность, широкого распространения в практике работы служб занятости курсов самозанятости, образовательной деятельности и психологической поддержки безработных (коэффициент нарушений должен быть снижен почти в два раза).

Все эти действия должны быть предприняты уже в текущем, 2016 году. Реализация предложенной стратегии управления системой трудовых потоков будет способствовать эффективному развитию промышленного комплекса и как следствие всей экономической системы региона.

Библиографический список

1. Степанова С.М., Горинова С.В. Потоки человеческих ресурсов регионально-отраслевого промышленного комплекса.- Иваново: ИГТА, 2011. - 128 с.

2. Степанова С.М., Журавлев П.В. Управление человеческими ресурсами: потоковый подход // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. - 2012. - №2. - С. 102-107.

3. Степанова С.М., Широкова Н.П. Интеграционное управление как необходимое условие эффективного развития промышленного регионально-отраслевого комплекса // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2015. - №3 (43). - С. 137-141.

4. Степанова С.М. Организационно-методический комплекс по управлению человеческими ресурсами отраслевых экономических систем // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2012. - №3. - С. 67-74.

5. Степанова С.М. Оценка уровня динамизма внешней среды промышленного регионально-отраслевого комплекса. Сборник научных трудов вузов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством». - 2013. - №33. - С. 157-161.

6. Степанова С.М. Определение этапа развития социально-трудовых потоков региона и промышленного регионально-отраслевого комплекса. В сборнике: Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты материалы Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Горохов А.А. - 2011. - С. 224-228.

- экономика u ynpaeaenue -

FFECTIVE MANAGEMENT OF THE LABOR STREAMS SYSTEM AS A CONDITION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGIONAL

INDUSTRIAL COMPLEX

S.M. Stepanov, doctor of economic sciences, associate professor N.P. Shirokova, senior lecturer

The Ivanovo branch of the Russian economic university. G.V. Plekhanov (Russia, Ivanovo)

Abstract. The article presents the rationale for the strategic management of the labor streams system (STP) industrial complex as the attracted component of the flow of human resources in the region. The proposed selection criteria of strategy the dynamism of the external environment, the development of the labor streams system and potential reserve of STP. The nomogram of strategy selection depending on value criteria. In the Ivanovo region example a rationale for a proactive strategy of development of STP as the most efficient for the current conditions.

Keywords: labor streams system, the flow of human resources in the region, the dynamism of the environment, development flows, potential flow reserve, industrial complex development strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.