Научная статья на тему 'Анализ и основные тенденции развития рынка финансовых услуг как структурного элемента потребительского рынка: региональный аспект'

Анализ и основные тенденции развития рынка финансовых услуг как структурного элемента потребительского рынка: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
735
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ / FINANCIAL SERVICES CONSUMER / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / MARKET / СТРАХОВЫЕ УСЛУГИ / INSURANCE SERVICES / БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ / BANKING SERVICES / ИНТЕГРАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / INTEGRATION MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанова С. М., Жукова Я. Э., Шинкаренко Л. И.

В статье приводится обоснование целесообразности корректировки структуры потребительского рынка с целью выделения сегмента «финансовые услуги». В качестве основных видов финансовых услуг на региональном рынке рассматриваются: услуги страхования и банковские услуги. Приводятся анализ и основные тенденции развития финансовых услуг (страхования и банковских) потребительского рынка Ивановской области. Представлены результаты оценки степени влияния различных факторов внешней среды на региональный страховой и банковский рынок. Для повышения эффективности управления потребительским рынком предлагается стратегия согласованного управления рынком финансовых услуг во взаимодействии с интеграционным управлением потребительским рынком и регионом в целом. Это приведет также к снижению неопределенности в принятии экономически эффективных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS AND MAIN TRENDS OF DEVELOPMENT OF THE FINANCIAL SERVICES MARKET AS A STRUCTURAL ELEMENT OF THE CONSUMER MARKET: REGIONAL ASPECT

The article provides a rationale for modification to the structure of the consumer market in order to high-light the segment "financial services". As the main types of financial services in the regional market are considered: insurance services and banking services. The analysis and the basic tendencies of development of financial services (insurance and banking) of the consumer market of the Ivanovo area are resulted. Results of an estimation of degree of influence of various factors of environment on the regional insurance and bank market are presented. For management efficiency increase by the consumer market strategy of the coordinated management by the market of financial services in interaction with integration management of the consumer market and region as a whole is offered. It will lead also to uncertainty decrease in acceptance of economically effective decisions.

Текст научной работы на тему «Анализ и основные тенденции развития рынка финансовых услуг как структурного элемента потребительского рынка: региональный аспект»

УДК 336.71: 368

АНАЛИЗ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ КАК СТРУКТУРНОГО ЭЛЕМЕНТА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

С.М. Степанова, Я.Э.Жукова, Л.И. Шинкаренко

Ивановский филиал Российского экономического университета

им. Г.В.Плеханова

В статье приводится обоснование целесообразности корректировки структуры потребительского рынка с целью выделения сегмента «финансовые услуги». В качестве основных видов финансовых услуг на региональном рынке рассматриваются: услуги страхования и банковские услуги. Приводятся анализ и основные тенденции развития финансовых услуг (страхования и банковских) потребительского рынка Ивановской области. Представлены результаты оценки степени влияния различных факторов внешней среды на региональный страховой и банковский рынок. Для повышения эффективности управления потребительским рынком предлагается стратегия согласованного управления рынком финансовых услуг во взаимодействии с интеграционным управлением потребительским рынком и регионом в целом. Это приведет также к снижению неопределенности в принятии экономически эффективных решений.

Ключевые слова: финансовые услуги, потребительский рынок, страховые услуги, банковские услуги, интеграционное управление.

Традиционно, в структуре потребительского рынка выделяли три укрупненных сегмента: рынок продовольственных товаров, рынок непродовольственных товаров, рынок потребительских услуг [1]. Сегодня розничные услуги банков и страховых организаций Федеральной службой государственной статистики включаются в состав потребительских расходов населения, а, следовательно, относятся к потребительскому рынку. Однако, эти услуги представляют собой специфический товар, поэтому их можно выделить в отдельный сегмент потребительского рынка - потребительский рынок финансовых услуг. Считаем, что целесообразно в структуре потребительского рынка в сегменте «рынок потребительских услуг» выделять «финансовые услуги».

В современных условиях высокого динамизма внешней среды, большого и разнообразного количества контрагентов целесообразно пересмотреть общепринятое содержание понятия «потребительский рынок». Так, на наш взгляд, потребительский рынок финансовых услуг - это динамично изменяющаяся система социально-

экономических отношений, складывающихся в процессе обмена и распределения товаров, работ, услуг между продавцом -финансово-кредитной организацией и покупателем - физическим лицом, для удовлетворения личных потребностей последнего. При анализе потребительского рынка необходимо учитывать региональную составляющую, поскольку потребительский рынок связан с определенной территорией, отличающейся от других по ряду признаков, и обладающей некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов.

Региональный потребительский рынок финансовых услуг — это функционирующая на территории одного региона динамично изменяющаяся система социально-экономических отношений, складывающихся в процессе обмена и распределения товаров, работ, услуг между продавцом - финансово- кредитной организацией и покупателем - физическим лицом, для удовлетворения личных потребностей последнего. Основные виды финансовых услуг на региональном рынке - это услуги страхования и банковские услуги.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, страхование должно способствовать формированию эффективной пенсионной системы, совершенствованию управления рисками финансовых рынков, развитию малого и среднего бизнеса, защите прав страхователей. Стимулирование темпов роста страховой деятельности возможно за счет повышения финансовых возможностей субъектов страхового рынка. В этом случае основной целью регулирования страховой деятельности становится направление финансовых ресурсов страховщиков в экономику страны. При этом национальный рынок страхования формируется за счет региональных рынков, в развитии которых наблюдаются значительные диспропорции. В последние годы российский страховой рынок растёт недостаточными темпами, аналогичную тенденцию показывает и страховой рынок Ивановской области. По динамике темпов роста Ивановская область среди всех регионов занимает лишь 62 позицию.

Доля страхового рынка Ивановской области в общем российском объеме за 12 месяцев 2015 года выросла незначительно и составила 0,5%. По официальной статистике Службы Банка России по финансовым рынкам [2] в Ивановской области (по всем страховым компаниям, осуществ-

ляющим свою деятельность в данном регионе) по всем видам страхования в 2014 году составили 2 544,509 млн. руб., т.е. в сравнении 2013 годом объемы сборов в целом по региональному рынку возросли за истекший год на 4,5%. Высокий темп роста получен по страхованию жизни (141,88%) и личному страхованию (104%). По объему страховой премии Ивановская область заняла среди всех регионов 53 место и ухудшила свои позиции в сравнении с 2013 годом на один пункт. На современном этапе функционирования российского страхового рынка наблюдается укрупнение страховых компаний и их включение в состав финансовых холдингов. Значительное негативное влияние на развитие страхового рынка региона оказало повышение с 1 января 2012 г. минимального размера уставного капитала страховщиков. Это обстоятельство привело к уходу слабых страховщиков с регионального рынка, т.к. их финансовая устойчивость оказалась низкой из-за начавшегося мирового финансового кризиса. Эксперты считают, если с рынка уходят местные компании, то это не очень хорошо для экономики региона, но для потребителей страховых услуг важно наличие у компании реальных активов. В табл. 1 представлено количество страховых компаний в Ивановской области и объемы собранных ими страховых премий.

Таблица 1

Динамика страховых компаний в Ивановской области и объемы собранных ими страховых премий за 2005-2014 г.г.

Год Число страховых компаний Объем собранных страховых премий, приходящихся в среднем на 1 страховую компанию, тыс. руб.

2005 50 12796,94

2006 62 16546,06

2007 64 30769,05

2008 71 40124,30

2009 47 57664,77

2010 43 15364,59

2011 51 36512,41

2012 45 51113,56

2013 46 52933,61

2014 44 57829,75

Число страховых компаний, осуществляющих на территории Ивановской области страховую деятельность, увеличивалось вплоть до 2008 года (71 страховщик). Начиная с 2009 года, институциональный страховой рынок стабилизировался и к концу 2014 года в Ивановской области осталось 45 страховых компаний. Концентрация страхового бизнеса Ивановской области растет. Десять страховых компаний собирают около 86% премий на рынке. Доля десяти крупнейших компаний в выплатах на Ивановском страховом рынке без учета ОМС составила 90,7%. Сокращение количества компаний вызвано достаточно жесткой конкуренцией компаний, а также ужесточением требований к размеру уставного капитала страховщиков. Кроме того, в связи с кризисом ОСАГО на российском рынке и ростом его убыточности, часть страховых компаний покинула рынок ОСАГО [3].

В Ивановской области за исследуемый период годовой объем собранной страховой премии, в среднем приходящейся на 1 страховую компанию, возрастал. Так за последние 5 лет ежегодная страховая премия возросла в 3,76 раза, а за последние 10 лет - в 4,5 раза, т.е. с

12796,94 тыс. руб. в 2005 году до 57829,75 тыс. руб. в 2014 году. В табл.2 представлены страховые компании - лидеры по сбору страховой премии [2]. На Ивановском страховом рынке большую долю страховой премии собирают федеральные страховщики - Росгосстрах ООО, Росгосстрах-жизнь, Зетта-страхование и др. Основным страховщиком на территории Ивановской области выступает ООО Росгосстрах, который занимал и занимает в настоящее время лидирующее место в ТОП-10 и ТОП-5 лидеров. Доля компании в 2014 году составляет 49% от общего присутствия страховых компаний в Ивановской области, сборы которой в абсолютной составляющей - 678394,00 тыс. руб. Потребительская активность ООО Росгосстрах в 2014 году по сравнению с 2010 годом выросла в 1,61 раза. При этом суммы выплат в данной страховой компании увеличилась лишь в 1,11 раза. На последнем месте из ТОП-10 лидеров оказалась ООО Страховая компания «Вектор». Это новая, пока еще «молодая» компания, зарегистрированная в г. Симферополь республики Крым. Представительство находится в г. Иваново и занимается, в основном, страхованием авто ответственности (ОСАГО).

Страховая компания Рейтинг Сборы, Доля компании на Уровень вы-

тыс.руб. рынке услуг, % плат, %

ООО Росгосстрах 1 678394 49 53

Росгосстрах - жизнь 2 131991 9 42

Зетта-страхование 3 116788 8 69

Ресо-гарантия 4 72019 5 49

ВСК 5 68861 4 48

Сбербанк-страхование 6 57936 4 2

Согаз 7 53764 3 42

Согласие 8 49059 3 78

Ингосстрах 9 24257 1 38

ООО СК Вектор 10 17935 1 17

Таблица 2

Рейтинг страховых компаний Ивановской области по величине страховых премий по итогам 2014 года

В 2014 году основой регионального страхового портфеля являются имущественные виды страхования - 45,9%. В свою очередь, в имущественных видах доминирует КАСКО - 26,8% и страхование имущества граждан- 15,4%. Немалый вклад в структуру портфеля вносит обязательное страхование автогражданской ответственности, доля ОСАГО в 2014 году составила 26,2%. Лидирующее место по направлению страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) занимает ООО Росгосстрах, при этом рост страховых премий в 2014 году составил 77%, а процент выплат всего - 32% по сравнению с 2010 годом. Коэффициент выплат также варьируется: в 1 полугодии 2015 года - 0,72; а в 2014 - всего 0,49. Самый высокий коэффициент выплат у компании «Согласие» - в 2014 году он составил - 1,11. Следует отметить, что количество заключенных договоров по всем видам страхования по Ивановской области снижается, связано это с высокими тарифами и снижением уровня доходов населения.

По мнению экспертов, одной из самых не востребованных услуг страхования оказалось страхование жизни [10]. Этот сектор рынка на протяжении многих лет находился в России в состоянии застоя, он не очень прибылен для страховщиков и не слишком популярен у клиентов. Население, не доверяя страховщикам, не торопится пользоваться такой услугой. В Ивановской области компаний, которые осуществляют данные страховые услуги, очень мало. Здесь первое место в рейтинге страховых компаний занимает Росгосстрах-жизнь.

Для достижения устойчивого роста регионального рынка необходимо осуществить меры по формированию устойчивого спроса на страховые услуги и предложения со стороны страховщиков. Рассматривая позитивные и негативные изменения на рынке страховых услуг в региональном аспекте, отметим, что Ива-

новская область по основным показателям спроса и предложения находится далеко не в лучшем положении по сравнению с другими регионами. Потребительский рынок услуг явно подвержен «кризису». Показателен 2015 год, когда ряд страховых организаций, выдавая «страховки» по ОСАГО в обязательном порядке, «принуждали» автовладельцев заключать договоры страхования жизни и другие продукты страховых услуг. Кроме того, на направления и темпы развития регионального страхового рынка оказывает влияние действующая правовая база федерального и регионального уровня. Несовершенство законодательной базы по регулированию деятельности страховщиков на региональном уровне является первопричиной отсутствия адекватного механизма согласования интересов государства, профессиональных участников страхового рынка и страхователей и, как следствие, наличие противоречий, уровень и острота которых тормозит развитие страхового рынка региона и влияет на его устойчивое социально-экономическое развитие.

Страховой рынок региона находится под влиянием значительного числа факторов внешней среды, исследование которых было проведено при помощи РББТ-анализа, позволяющего систематизировать экзогенные факторы, объединив их в четыре группы: политические, экономические, социальные и технологические. Первая группа факторов - политические (П), представляет собой значительный источник рисков в деятельности любой страховой компании, которая осуществляет свою деятельность в России. Для деловой активности всех предпринимательских организаций, включая страховщиков, в настоящее время существенными будут такие факторы, как стабильность политической власти на федеральном и региональном уровнях и связанная с ней возможность кардинального пересмотра сложившихся отношений собственности.

На региональном уровне политические факторы, влияющие на страховой рынок, не имеют отличительных особенностей, они характерны для всей страны [5,6]. Вторую группу формируют экономические факторы (Э). Экономическая ситуация на страховом рынке региона является производной от состояния экономики региона и страны в целом. В Ивановской области в 2015 году индекс физического объема ВРП прогнозировался на уровне 96,5% к уровню предыдущего года, индекс промышленного производства -95,1%, инвестиции в основной капитал -92%, индекс потребительских цен -117,1%, а темпы роста среднедушевых денежных доходов населения - 100,1% [3]. Сложная экономическая ситуация в России и ее регионах привела к относительному сокращению страховых платежей населения и предприятий. Основной причиной этого со стороны населения стало снижение его платежеспособного спроса (падение реальных доходов, отказ от совершения крупных покупок в условиях неопределенности будущих условий экономики). Со стороны бизнеса наблюдается сворачивание инвестиционных проектов [7]. Нехватка оборотных средств организаций и низкие доходы населения - основные факторы ограничивающие развитие страхового рынка. Третья группа факторов - социальные (С), определяют динамику потребительских предпочтений, структуру населения, его религиозные предпочтения, культурные традиции, национальные особенности, развитость рыночного менталитета, социального статуса и т.п.

Последняя группа факторов - технологический компонент (Т). Целью его исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов. В страховании большое распространение получили информационные технологии. Значитель-

ные объемы информации, высокие требования к точности и достоверности, необходимость эффективного анализа финансового состояния клиентуры и фирмы являются основными причинами, предопределяющими стремительный рост современных информационных технологий в сфере страхования. Компании активно внедряют различные информационные продукты, которые призваны сократить издержки, позволить более оперативно заключать договоры, производить оценку и урегулировать страховые случаи. Ожидаемыми инновациями в страховой отрасли является развитие онлайн-страхования и внедрение электронных продаж страховых полисов по обязательным классам страхования. В табл.3 представлены результаты оценки степени влияния различных факторов внешней среды на региональный страховой рынок с учетом их значимости, а также отражена направленность этого влияния. В качестве экспертов привлекались ведущие специалисты страховых компаний «Росгосстрах - жизнь», «Зетта-страхование», «Ресо-гарантия» и др.

Среди экономических факторов наибольшее влияние на региональный рынок страхования оказывают такие факторы, как падение реальных доходов населения региона, низкий уровень страховой культуры и низкое доверие со стороны страхователей к финансовым и страховым институтам, причем все эти факторы характеризуются негативным влиянием. Если рассматривать направленность влияния факторов в разрезе групп, то можно заметить, что негативно влияют на страховой рынок региона все экономические факторы, два из трех социальных факторов, двойственное влияние оказывает такой фактор из группы политических, как «последствия получения Россией статуса члена ВТО». Влияние всех остальных факторов оценивается как позитивное.

Таблица 3

Экспертная оценка степени и направления влияния факторов внешней среды на состояние и перспективы регионального рынка страхования

Факторы Группы факторов Средневзвешенная оценка Направление влияния (+/-)

Падение реальных доходов населения региона Э 0,323 —

Низкая страховая культура С 0,242 -

Низкое доверие со стороны страхователей к финансовым и страховым институтам С 0,242 —

Усиление регулирующей роли государства в страховой деятельности П 0,218 +

Нехватка оборотных средств организаций и сворачивание инвестиционных проектов Э 0,194

Использование новых информационных технологий в деятельности страховых организаций Т 0,151 +

Внедрение электронных продаж страховых полисов по обязательным классам страхования Т 0,132 +

Развитие онлайн-страхования Т 0,113 +

Достаточно высокий уровень урбанизации в регионе С 0,097 +

Последствия получение Россией статуса члена ВТО П 0,094 + —

Отказ от совершения крупных покупок в условиях неопределенности будущих условий экономики Э 0,081 —

Стабильность политической власти на федеральном и региональном уровнях П 0,081 +

Рынок банковских услуг в структуре потребительского рынка развивается в рамках общих законов рыночной экономики, но при этом имеет ряд специфических черт, связанных с обеспечением потребностей личности, ростом её финансовых возможностей. Розничные услуги банка и услуги, связанные с потребительским кредитованием, расширяют границы потребительского рынка, позволяют получать услуги медицинских, образовательных учреждений, услуги транспорта и связи совершенно нового, более высокого качества. В настоящее же время банковский сектор Ивановской об-

ласти представлен пятью действующими кредитными организациями (с 3 марта 2016 г. отозвана лицензия на осуществление банковских операций у акционер-но-коммерческого банка «Акция» (открытое акционерное общество)). Кроме того, в области функционирует 9 филиалов кредитных организаций, являющихся филиалами иногородних банков. В последние годы банковский сектор Ивановской области остается устойчивым и способным, без риска для кредиторов и вкладчиков, осуществлять операции по привлечению сбережений и размещению их в доходные активы. Все

кредитные организации, работающие на территории области, вошли в систему обязательного страхования вкладов. Повышается уровень капитализации кредитных организаций, растет их ресурсный потенциал, расширяется кредитование реального сектора экономики и населения, осуществляется базовый комплекс услуг для хозяйствующих субъектов.

Особенностью банковской сферы Ивановской области является универсальный характер банков, практически отсутствуют специализированные коммерческие банки, к примеру, ипотечные. Подобное положение связано с тенденцией к универсализации банковской деятельности, что, по нашему мнению, ведет к повышению процентных ставок по кредитам таких универсальных банков, тогда как специализированные банки могут осуществлять банковские операции с низкими затратами. Анализ основных показателей потребительского рынка товаров и услуг Ивановской области показывает высокую инвестиционную привлекательность и положительную динамику развития данного рынка. В структуре товарооборота потребительского рынка Ивановской области доля оборота розничной торговли занимает более 50%. О значимости потребительского рынка в этой сфере говорит то, что большинство кредитов берут предприятия оптовой и розничной торговли.

Анализ развития регионального рынка банковских услуг (или региональной банковской системы) показывает, что банковский сектор Ивановской области в период 2005-2015гг. характеризовался ростом доступности банковских услуг для населения области, в первую очередь, за счет количественного роста кредитных организаций и их подразделений. Основным источником пополнения ресурсной базы кредитных организаций выступают вклады населения. Рублевые депозиты

физических лиц, привлеченные кредитными организациями, составили на 01.07.2014г. 56027611 тыс. руб. В общей сумме средств, привлеченных действующими кредитными организациями в Ивановской области, вклады населения на 01.01.2015г. составили 75,62% (из них рублевые вклады - 67,41%), на 01.07.2014г. - 84,37% (из них рублевые вклады - 76,86%) [4]. В рамках анализа банковской сферы в Ивановской области был проведен расчет показателей, дающих представление о развитии банковских услуг реальному сектору и населению на уровне региона. Результирующие показатели представлены в табл. 4.

Анализ статистических данных, проведенный на основе показателей деятельности региональных банков Ивановской области, позволяет выявить основные тенденции развития региональной банковской системы. Выделим основные проблемы:

1. Региональная банковская система представлена преимущественно иногородними банками, количество их присутствия на территории региона ежегодно сокращается. Это связано с общероссийской тенденцией, направленной на сокращение количества кредитных организаций: отзывом лицензий, ликвидацией, слиянием и поглощением банков. Количество банков в РФ на 01.01.2016 года составило 733, то есть за прошедший 2015 год сократилось еще на 101 банк (834 - 733). А количество банков, начиная с 2007 г., сократилось уже на 407 банков (1 136 -733), что составляет 35 %, что самое неприятное - быстрыми темпами происходит сокращение банков практически по всем Федеральным округам [7].

Таблица 4

Обеспеченность Ивановской области банковскими услугами_

№ п/п Показатель 01.01.2013 01.01.2014 01.01.2015

1 Количество кредитных организаций региона, филиалов и дополнительных, операционных и кредитно-кассовых офисов 261 289 286

2 Активы (сальдированные), млн.руб. 14949 16014 13772

3 Кредиты, предоставленные нефинансовым организациям и физическим лицам-резидентам, млн. руб. 75634 90624 97787

4 Вклады физических лиц, млн. руб. 62729 75304 83826

5 Валовой региональный продукт (ВРП) за год, млрд.руб. 137 147 169

6 Численность населения, тыс.чел. 1049 1043 1037

7 Денежные доходы на душу населения (среднемесячные), руб. 15930 18307 20218

8 Институциональная обеспеченность банковскими услугами (по численности населения) 0,98 1,04 1,08

9 Финансовая обеспеченность банковскими услугами (по активам) 0,102 0,103 0,067

10 Финансовая обеспеченность банковскими услугами (по объему кредитов) 1,05 1,07 0,89

11 Индекс развития сберегательного дела (вклады на душу населения к доходам) 0,87 0,85 0,87

12 Совокупный индекс обеспеченности региона банковскими услугами 0,97 0,98 0,94

2. Региональные банки имеют ряд

преимуществ, это: налаженные

многолетние контакты с муници-

пальными организациями, администра-

цией региона; лучшее знание и понимание потребностей региона, регионального малого бизнеса и населения. С точки зрения их финансовой деятельности, следует отметить, что практически вся прибыль, получаемая банками по результатам их деятельности, остается, распределяется и перераспределяется в Ивановской области. При этом, как показал анализ, именно региональные банки занимают самые низкие позиции в рейтинге банков как с точки зрения объемов активных операций, так и по величине привлекаемых средств для их осуществления.

3. Неравномерное распределение банковских организаций по территории региона приводит к тому, что в некоторых муниципалитетах (особенно удаленных от областного центра) предложение банковских услуг существенно отстает от спроса. Кроме того, продвижение банковских услуг в Ивановском регионе в ряде случаев требует дополнительной капитализации кредитных организаций. К 2016 году значительно изменилась структура региональной банковской системы. Если в 2012 году первый уровень (Банк России) был представлен в Ивановской области Главным управлением, Головным рассчетно-кассовым центром и тремя РКЦ в городах Кинешме, Шуе и Тейково, то на начало 2016 года функции РКЦ были переданы в Московское

территориальное управление Банка России и, соответственно, изменена организационная структура по проведению и контролю за проведением региональных платежей и расчетов. В этой связи нужны новые подходы в практике осуществления надзора за значимыми для экономики региона и страны в целом кредитными организациями.

4. Основной проблемой

региональной банковской системы является не оптимизация количества банков (местных или иногородних), а повышение их финансовой устойчивости. Региональные банки занимают определенный рыночный сегмент, обеспечивают финансирование среднего и малого бизнеса, кредитование потребительских потребностей

населения. Сохранение всех

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

подтверждающих свою финансовую состоятельность банков, занимающих конкуренцию на финансовом рынке, повысит доступность и качество предоставляемых банковских услуг, будет способствовать повышению эффективности управленческих решений в банковской сфере.

Одним из существенных препятствий на пути развития потребительских банковских услуг является отсутствие соответствующей инфраструктуры для их предоставления. Если в крупных городах обеспеченность терминалами безналичной оплаты в различных коммерческих организациях выше среднего уровня, то за их пределами ситуация совершенно иная, т.е. дифференциация по уровню обеспеченности населения банковскими услугами в крупных городах и на периферии огромна. Кредитным организациям следует расширять сеть партнеров, чьи товары и услуги клиент смог бы оплатить в безналичной форме. Это подразумевает развитие сотрудничества с сетевыми магазинами, Почтой России, управляющими компаниями, дошкольными

учреждениями, поставщиками коммунальных услуг, учреждениями сферы услуг и т.п. В современных условиях хозяйствования действующая структура экономики региона, рынок финансовых услуг зачастую вступает в противоречие с целями, задачами перспективного комплексного социально-экономического развития региона, с его новым стратегическим выбором. Разрешение этого противоречия состоит в изменении подхода к управлению рынком финансовых услуг (РФУ) со стороны всех органов власти, который позволит эффективно решать широкий спектр проблем развития, как самого РФУ, так и региона. Наиболее эффективной, на наш взгляд, является стратегия согласованного управления РФУ во взаимодействии с интеграционным управлением потребительским рынком и регионом в целом [8]. Целью интеграционного управления является объединение ресурсов (финансовых, материальных, сырьевых, человеческих) РФУ и региона для повышения эффективности предпринимательской деятельности, конкурентоспособности участников объединения. Поэтому интеграционное управление подразумевает солидарное взаимодействие различных структур власти при принятии управленческих решений, касающихся финансовых организаций. Так, Комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции должен обеспечивать квалифицированный поиск работы для ищущих ее и подбор кадров для финансовых учреждений с учетом возрастающих требований к соискателям; совместную работу с образовательными учреждениями (образовательным комплексом) по предупреждению безработицы среди выпускников. Комитет обобщит наработанный опыт и обеспечит системы в реализации групповых форм работы (ярмарки вакансий, круглые столы, информационные встречи по проблемам занятости, выездные консультативные пункты в

зданиях сельских администраций, учебных заведениях и т.п.). Возможно оказание им консультационных услуг. Особенно актуально интеграционное управление рынком финансовых услуг, которое приведёт к следующим результатам:

• реализация сферических связей, характеризуемая способностью ресурсной базы организаций финансовой сферы принимать участие в различных процессах самоорганизации региона и являться, одновременно, элементами ресурсной базы других предприятий и организаций региона;

• снижение неопределенности в принятии экономически эффективных решений как на уровне РФУ, так и на уровне региона, выраженное в согласованности методов выявления оптимизирующей целевой функции;

• непрерывность процесса развития РФУ, элиминирующая дискретные управленческие воздействия со стороны руководителей РФУ на развитие ресурсной базы региона, являющейся источником ресурсов РФУ;

• устранение асимметрии в ресурсном обеспечении РФУ, определяемой отсутствием или избытком ресурсов с заданными характеристиками;

• выявление и использование внутренних резервов повышения конкурентоспособности РФУ.

Успех РФУ состоит в достижении высокого уровня конкурентоспособности за счет приобретения конкурентных преимуществ. Конкурентное преимущество самого РФУ является синергетическим эффектом опыта, навыков, особенностей, участвующих в нем хозяйствующих субъектов. При этом конкурентные преимущества РФУ в большей степени формируются в его внутренней среде. Именно внутренние факторы, такие как человеческие ресурсы и накопленный опыт, являются определяющими факторами успеха в становление и развитие РФУ [9]. Из всех имеющихся ресурсов, наиболь-

шее воздействие со стороны региона, может быть оказано на трудовые ресурсы РФУ. С этих позиций наиболее целесообразно рассматривать интеграционное управление РФУ, предполагающее анализ взаимосвязи и построение моделей взаимодействия человеческих и трудовых ресурсов с учетом стратегии развития РФУ, демографической, социально-экономической, политической и т.д. обстановки в регионе.

По результатам проведенного анализа рынка финансовых услуг можно сделать вывод, что страховой рынок Ивановской области находится в достаточно сложном положении и находится под влиянием множества разнонаправленных факторов, которые необходимо учитывать при стратегическом планировании как на уровне отдельных участников рынка — страховых компаний, так и при формировании стратегии социально-экономического развития региона. Рассматривая позитивные и негативные изменения на рынке страховых услуг в региональном аспекте, можно отметить, что Ивановская область по основным показателям спроса и предложения находится далеко не в лучшем положении, по сравнению с другими регионами. Целевые ориентиры деятельности страховых компаний — это повышение страховой культуры населения, повышение уровня квалификации работников страховых организаций, формирование устойчивого спроса на страховые услуги, расширение портфеля страховых услуг и развитие перестраховочного рынка. Региональный рынок банковских услуг, в структуре потребительского рынка, развивается в рамках общих законов рыночной экономики. По результатам проведенного анализа были выявлены следующие целевые ориентиры развития банковской сферы Ивановской области: повышение финансовой грамотности населения; повышение уровня квалификации работников; увеличение ресурсной базы банков,

уменьшение участия государства в банках; совершенствование корпоративного управления и внутреннего контроля в банках. Для достижения целевых ориентиров на рынке банковских услуг и услуг страхования считаем, что применение интеграционного управления финансовыми услугами потребительского рынка приведёт к оптимизации всех имеющихся ресурсов во времени и пространстве, а также снижению неопределенности в принятии экономически эффективных решений, как на уровне потребительского рынка, так и на уровне экономики региона. Кроме этого, будет достигнута непрерывность процесса развития потребительского рынка, элиминирующей дискретные управленческие воздействия на развитие ресурсной базы региона. На наш взгляд, наиболее значимыми результатами интеграционного управления финансовыми услугами потребительского рынка будет устранение асимметрии в его ресурсном обеспечении, определяемой отсутствием или избытком ресурсов, с заданными технико-экономическими характеристиками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чусова А.Е. Потребительский рынок России: диагностика отраслевых и региональных проблем / Под ред. А.А. Куклина, Г.А. Агаркова. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012. 280 с.

2. Банк России. Обзор ключевых показателей некре-

дитных финансовых организаций по итогам 2014 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа -URL:http://www.cbr.ru/íinmarkets/íiles/supervision/rev iew_270415.pdf (дата обращения 09.01.2016).

3. Постановление Правительства Ивановской области от 03.08.2015 № 372-п «О прогнозе социально-экономического развития Ивановской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов».

4. Бушуева М.А. Анализ динамики рынка банковских услуг Ивановской области и возможные пути его развития //Проблемы и перспективы современной науки. 2016. №10. С.112-118.

5. Левашов Р.О., Беляев Е.В. Повышение инвестиционного потенциала Ивановской области посредством создания регионального банка развития // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2015. № 4 (44). С. 72-80.

6. Шинкаренко Л.И., Прокопова Г.А. О развитии страховой деятельности в России. Современные научные исследования: теоретический и практический аспект: сборник статей Международной научно-практической конференции. УФА: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016.

7. Количество банков в России[Электронный ресурс]. - Режим доступа -URL:http://bankirsha.com/kolichestvo-bankov-v-rossii-m-konec-goda-fшansovyi-krizis-ustavnoi-kapital-i-chislennost-bankov.html (дата обращения 03.03.2016)

8. Степанова С.М., Широкова Н.П. Интеграционное управление как необходимое условие эффективного развития промышленного регионально-отраслевого комплекса // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2015. № 3. С. 104-109.

9. Степанова С.М., Егорова Л.С., Челнокова Н.Ю. Целевое управление трудовыми ресурсами // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2013. № 3 (35). С. 85-92.

10. https://www.lawmix.ru/bux/97863. Дата обращения 12.05.2016.

Рукопись поступила в редакцию 04.04.2016.

THE ANALYSIS AND MAIN TRENDS OF DEVELOPMENT OF THE FINANCIAL SERVICES MARKET AS A STRUCTURAL ELEMENT OF THE CONSUMER MARKET: REGIONAL ASPECT

S. Stepanova, Y. Zhukovа, L. Shinkarenko

The article provides a rationale for modification to the structure of the consumer market in order to high-light the segment "financial services". As the main types of financial services in the regional market are considered: insurance services and banking services. The analysis and the basic tendencies of development of financial services (insurance and banking) of the consumer market of the Ivanovo area are resulted. Results of an estimation of degree of influence of various factors of environment on the regional insurance and bank market are presented. For management efficiency increase by the consumer market strategy of the coordinated management by the market of financial services in interaction with integration management of the consumer market and region as a whole is offered. It will lead also to uncertainty decrease in acceptance of economically effective decisions.

Key words: financial services, consumer market, insurance services, banking services, integration management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.