Научная статья на тему 'Интеграционная концепция городской среды (на примере Нидерландов и Германии)'

Интеграционная концепция городской среды (на примере Нидерландов и Германии) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
398
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / ИСКУССТВО / АРХИТЕКТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО / INTEGRATION / CONCEPT / ART / ARCHITECTURAL CREATIVE WORK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дуцев Михаил Викторович

The article presents the basics of the urban environment integration concept. Theoretical suggestions put forward by the author are supported by the analysis of concrete architectural objects in the cities of the Netherlands and Germany. The author considers integration as a universal principle of a space-time system. At the same time the environment as such and the architectural creative work as a synthetic field of science, a kind of arts, a sphere of human activity are subjected to the analysis. The article is accompanied by photographs made by the author.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration Concept of Urban Environment (by the Example of the Netherlands and Germany)

The article presents the basics of the urban environment integration concept. Theoretical suggestions put forward by the author are supported by the analysis of concrete architectural objects in the cities of the Netherlands and Germany. The author considers integration as a universal principle of a space-time system. At the same time the environment as such and the architectural creative work as a synthetic field of science, a kind of arts, a sphere of human activity are subjected to the analysis. The article is accompanied by photographs made by the author.

Текст научной работы на тему «Интеграционная концепция городской среды (на примере Нидерландов и Германии)»

Интеграционная концепция городской среды (на примере Нидерландов и Германии)

М.В.Дуцев

Исторический город обладает значительным интеграционным потенциалом. Интегральная среда европейского исторического города глубоко укоренена в вековой культурной традиции, объединяющей как материальные артефакты и достижения минувших эпох, так и духовные категории - религиозные и мировоззренческие ценности, нормы поведения, моральные и нравственные правила. Важно отметить, что общая концепция интеграции действительно развивается одновременно по целому ряду взаимосвязанных направлений и в различных системах координат: в пространстве, времени, культурной среде, социальной системе, предметных комплексах. Интеграция - это универсальный принцип пространственно-временной конструкции, среды как таковой, а также архитектуры, архитектурного творчества как синтетической области науки, искусства, сферы человеческой деятельности. Обе системы, средовая и архитектурная, опираются на объективные и субъективные, программируемые и случайные, реальные и потенциальные, искусственные и естественные факторы. К тому же понятие архитектуры можно с определенной долей обобщения приравнять к понятию среды или рассматривать их в неразрывной логической взаимосвязи: архитектура формирует среду, среда содержит архитектуру и т.д. «Архитектура - ведущее искусство. Среда, в которой мы живем, окружает и архитектуру, и вместе с тем архитектура возникает в этой среде. Архитектура - это особенная, организованная человеком природа, которая играет огромную роль в его мировоззрении, в его жизни» (Г.П. Гольц) [1. С. 8]. Попытаемся представить универсальный характер явления интеграции на разных уровнях с учетом планетарного принципа жизнеустройства; общего принципа пространственной организации и жизнедеятельности; обобщающего свойства человеческого мышления и памяти; принципа и метода художественного и архитектурного творчества.

Интеграционная концепция по природе и сферам влияния гораздо шире архитектурного поля деятельности, способного охватить в индивидуальном творчестве и восприятии отдельный субъект. Безусловно, интеграция осуществляется практически повсеместно и вне человека, его сознания, всегда, пока существуют пространство и время как фундаментальные категории. Применительно к среде города в общей системе взаимодействия необходимо учитывать как потенциально прогнозируемые,так и спонтанные явления ноосферы и техносферы. При этом непреложным свойством заявленной концепции, позволяющим взаимодействовать различным профессиональным, социальным, научным и художественным

системам, является актуальная сегодня для науки междис-циплинарность. Причем именно интеграция представляет собой родовой принцип архитектуры даже на латентном или бессознательном уровне. Академик А.В. Иконников отмечает, что в общей системе культуры архитектура занимает место на стыке материальной, духовной и художественной культур

- входит в каждую из них, удовлетворяя как материальные, так и духовные потребности общества и человека. Ученый указывает на интегрирующий, синтетический характер архитектурной деятельности, подчеркивая ее художественную природу [2. С. 92]. Речь идет о художественной интеграции в искусстве как образном освоении универсума - целостной картины мира с использованием интуитивных, эвристических и эмоциональных начал для достижения единства как проявления «творческого гения».

Сегодня можно говорить об усилении социальной значимости городов, которые активно развиваются на основе общих достижений, актуальных закономерностей и решения насущных проблем современной европейской цивилизации. В рамках статьи не ставится задача проанализировать весь комплекс взаимосвязей архитектурной среды и жизни общества

- акцент делается на философии единства и ее реализации в пространстве города с учетом различных сторон интеграционной концепции. Концепция интеграции рассматривается в архитектурно-художественном ракурсе с закономерным обращением к отдельным историческим, культурологическим и социальным сторонам жизни.

Небольшой город Херлен в нидерландской провинции Лимбург на границе с Германией имеет многовековую историю: первое поселение на этой территории относится к эпохе неолита, а некоторые сохранившиеся памятники указывают на образование города на месте римского военного лагеря. Наряду с историческими зданиями в Херлене можно встретить примечательные объекты современной и новейшей архитектуры, демонстрирующие широкий спектр актуальных архитектурных приемов. При этом в городе не покидает ощущение замершего времени или даже безвременья. Погружаясь в созерцание, невольно отходишь от узкопрофессионального восприятия, настраиваясь на более широкое, включающее и взгляд обывателя.

Действительно, первоочередной посыл к «прочтению» Херлена, как и многих других европейских городов, идет от человека с его вполне земными потребностями, диктуемыми собственным домом. Внимание к личному жилому пространству повсеместно и основано на неприкосновенности

частной собственности, укорененной в мировоззрении и закрепленной юридически. Район городских вилл являет собой гармоничное единство рукотворного и природного: качественной архитектуры, объектов искусства, ландшафтного дизайна (рис. 1-3). Поставленный во главу угла порядок во всех аспектах пространственной организации обеспечивает равномерную застройку, выдержанный спокойный колорит, удобную транспортную и пешеходную инфраструктуру, продуманное благоустройство. В новых объектах активно используются мотивы рационализма, органической архитектуры и актуальной эстетики минимализма, также следующие логике всеохватного порядка. Даже большинство зеленых насаждений приведено к абсолюту геометрических форм. Традиция открывать жизнь дома через незанавешенные оконные проемы на первом этаже - дань строгим регламентам былых времен - сегодня органично сопровождает местный стиль жизни. Почти в обязательном порядке в интерьере можно разглядеть произведения искусства: современную живопись на стенах, миниатюрную скульптуру на подоконнике - окна становятся «картинами» эстетически наполненной жизни хозяев.

По контрасту с однородным пространством района частных вилл центр города предстает в пестром разнообразии различных материалов и стилей, что не нарушает основных

принципов цельности городской среды, поскольку выдерживаются сомасштабность, подчинение системе сложившихся улиц, колористическое единство (рис. 4). Особого внимания заслуживает разновременной ансамбль центральной площади, сформированный древним собором Св. Панкра-тиуса, относящимся к рационализму зданием Гласс-Паласа (Стеклянного дворца) [3] и современным «объектом-призраком» нового Центра музыки (рис. 5). В 2003 году были завершены комплексная реконструкция Гласс-Паласа, где разместился центр архитектуры, и строительство соседнего Центра музыки, объединившего выставочную галерею, кинозалы, музыкальную школу, публичную библиотеку. Авторам обновленного культурного пространства архитекторам АВВС Йо Коэнену и Уилу Аретсу удалось успешно интегрировать городские функции, сохранив особый «дух места». Два по сути новых объекта, представляющих классику раннего модернизма и актуальную архитектуру 2000-х, образуют своеобразный портал, ориентированный на величественную колокольню. Соседство контрастных начал не вызывает чувства противоречия, скорее побуждает к размышлению о вечной смене времен. Откровенный диалог старого и нового типичен для Херлена, помнящего о прошлом и открытого будущему.

Рис. 1-3. Херлен, Нидерланды. Район городских вилл

Концепция интеграции во времени полноценно выражена в многослойной пространственной среде древнего германского города Ахен земли Северный Рейн-Вестфалия близ границ с Бельгией и Нидерландами. Город обладает богатой историей: с I века известен как римское поселение у целебных источников, в конце VIII - начале IX века являлся зимней резиденцией Карла Великого, до XVI века - местом коронации императоров Священной Римской империи и императорских сеймов [4]. Ахен хранит ценнейшие памятники европейской цивилизации, среди которых руины замка Карла Великого с королевской капеллой (XVIII-XIX века), перестроенная в 1902 году готическая ратуша XIV века, знаменитый кафедральный собор (начало строительства - между 790 и 800 годами), включенный в Список мирового наследия ЮНЕСКО (рис. 6, 7). Величественные ансамбли центральных площадей города завораживают многоликими образами, прошедшими сквозь время в единстве эпох и стилей. Время как концепция непрерывного развития пространства выступает здесь базовым интеграционным началом городской среды.

Рис. 4. Херлен, Нидерланды. Исторический центр города

Необходимо отметить, что Ахен - активно развивающийся город - не создает ощущения «идиллического сна» времени, свойственного небольшим европейским провинциям. Застройка улиц центра, отличающаяся высокой плотностью, сформирована историческими фасадами и современными домами-вставками. При движении от вокзала вглубь города открывается вид на масштабный ансамбль зданий страховой компании «Ахен Мюнхенер», который объединяет спускающи-

Рис. 5. Херлен. Ансамбль центральной площади. Слева направо: Центр музыки (архитекторы Йо Коэнен, Уил Аретс, 2003), собор Св. Панкратиуса, Гласс-Палас (архитектор Фритц Пётц, 1935)

Рис. 6,7. Ахен, Германия. Кафедральный собор

еся по рельефу корпуса, переходы, архитектуру земли (рис. 8, 9). Архитекторы прежде всего ставили задачу городской интеграции путем создания ясной пешеходной связи - бульвара - и серии площадей между железнодорожной станцией и центром Ахена [5]. Внедряясь в самую сердцевину города, контрастный по стилю архитектурный комплекс не противоречит среде. Его разветвленность продолжает исторические направления улиц, следует логике ландшафта и основных путей движения, высотные характеристики подхватывают

масштаб окружения, которое отражается в стеклянных стенах объекта. Прозрачность становится принципом единства городского пространства на градостроительном, объемно-пространственном и детальном уровнях архитектурного решения.

Специфическое проявление интеграционной концепции можно обнаружить в функциональной реновации промышленной территории «Fabrik Stahlbau Strang» под центр современной культуры - популярном направлении в проектной практике. Бывший производственный цех фабрики строительных металлоконструкций, перекрытый фермами, превращен в универсальное пространство для реализации творческих возможностей при сохранении практически без изменения экстерьера и интерьера, в частности отдельных элементов оборудования. Для демонстрации театральных и хореографических постановок сооружен из легких стержневых конструкций амфитеатр, оставшаяся часть единого помещения отдана под импровизированное фойе. Суровый промышленный образ оказался «говорящей средой» для современного искусства.

Среда города Маастрихт, центра нидерландской провинции Лимбург, отличается разнообразием и эстетической выразительностью, в которой ярко проявляется интеграционная концепция архитектурно-художественного синтеза. Здесь особенно видна связь времен в смелом соседстве разновременных построек и ансамблей - важный аспект интеграции для города, претендующего на звание древнейшего в Нидерландах. Многомерность среды этого небольшого города определяется сложным единством на пересечении нидерландских, французских, бельгийских и немецких культурных традиций.

Вероятно, основным собирательным фактором пространственного восприятия в Маастрихте выступает «качество красоты», по-разному интерпретируемое в ходе истории. Сильное эстетическое впечатление производят разные части города: традиционно извилистые средневековые улочки

Рис. 8,9. Ахен, Германия. Комплекс зданий страховой компании «Ахен Мюнхенер» (архитектурное бюро Кас/а1^Ш/еШагсМ1ек1иг, 2005-2010)

Рис. 10. Маастрихт, Нидерланды. Вид улицы с административно-жилым зданием «Крепость» (архитектор Марио Ботта, 2000)

исторического центра, сформированная современными объектами предмостная площадь и квартал современной застройки «Керамик» на месте бывшей промышленной территории, набережная реки Маас. Можно предположить, что такую эстетизацию порождает не только спонтанное наслоение культурных явлений во времени, но и продуманная концепция среды - в дополнение к прекрасно сохранившейся исторической архитектуре и качественной современной застройке в городе представлена архитектура мастеров первой величины: Альдо Росси, Марио Ботта, Альваро Сиза, Уила Аретса, Йо Коэнена.

Художественная концепция охватывает различные качества среды: композиционные, стилистические и образно-выразительные. Камертоном колористического решения городской застройки, вероятно, послужил ансамбль главной площади (рис. 11), созданный на сочетании различных оттенков кирпича - от охристых и темно-коричневых, почти черных, до красновато-бордовых - с белыми элементами декора и вкраплением более светлых нейтральных тонов отделки фасадов. Современная архитектура охотно использует сложившуюся цветовую палитру в эстетике новых материалов: однородный красный кирпич в административно-жилом здании «Крепость» Марио Ботта (2000) (рис. 10), ахроматический минимализм жилой башни Альваро Сиза (1999), мягкое сочетание оттенков бетона, дерева и стекла в культурном центре «Керамик» (1999) и нейтральный светлый тон натурального камня в жилом здании на берегу реки Маас (2001) Ио Коэнена (рис. 11-14). Оправданная новация в историческом контексте с подчеркнутой художественно-эстетической доминантой является характерным принципом интеграционного развития архитектуры Маастрихта.

Дюссельдорф - административный центр земли Северный Рейн-Вестфалия - является одним из крупнейших финансово-экономических и промышленных центров Германии, обладает богатой культурной традицией в области изобразительного искусства, музыки, поэзии. Город живет динамичной

Рис. 12. Маастрихт. Слева направо:жилой дом (Альваро Сиза, 1999), административно-жилое здание «Крепость» (Марио Ботта, 2000), культурный центр «Керамик» (Йо Коэнен, 1999)

Рис. 11. Маастрихт. Старый город: ансамбль главной площади

16 4 2012

жизнью современного мегаполиса, что находит отражение в контрастной и разнохарактерной архитектурной среде -исторических и новых кварталах, оживленных центральных магистралях и тихих жилых районах, живописных бульварах, урбанизированных терминалах и портовых комплексах. Остановимся на отдельном архитектурно-градостроительном

феномене города, в основных чертах универсального, - пространстве Медиапорта, которое объединяет бывший портовый комплекс, подвергшийся реновации, новые жилые и общественные здания, элементы коммуникационной инфраструктуры в единый современный ансамбль [6]. Интегрированная многоликая среда реализует концепцию «архитектурного

Рис. 13. Маастрихт, Нидерланды. Предмостная площадь района «Керамик». Слева направо: жилой дом (Йо Коэнен, 2001), мост через реку Маас (архитектурное бюро втзсН, Йо Коэнен, 2003), культурный центр «Керамик» (Йо Коэнен, 1999)

Рис. 14. Маастрихт. Вид на старый город с моста через реку Маас

- *_1 3 '^(Ь, ,1. п.

II

я : ЯЙ

Рис. 15-18. Дюссельдорф, Германия. Медиапорт (архитекторы Фрэнк Гери, Уильям Олсоп, Йо Коэнен)

шоу», развивающую принцип театрализации архитектуры. Здесь разворачивается целый архитектурный спектакль во времени и пространстве: при обходе относительно компактной территории открываются новые ракурсы, меняется силуэт застройки, ее отношение к водной поверхности (рис. 15-18).

Произведения мастеров современной архитектуры Фрэнка Гери, Дэвида Чипперфилда, Уильяма Олсопа, Йо Коэнена соседствуют с наследием промышленной территории (бывшие доки, кран, рельсы), которое сохраняет образ места и художественно дополняет «декорации». Образ пространства значительно трансформируется с наступлением вечера, когда освещение и декоративная подсветка зданий создают дополнительный визуальный эффект. Игра сложных ритмов объемов и поверхностей, сочетание разных цветов и материалов, драматургия освещения, пульсация отражений в воде и стекле зданий - все это превращает изначально суровый облик порта в динамичный и живописный Медиапорт.

Роттердам - второй по величине город Нидерландов, важнейший торгово-промышленный центр и транспортный узел страны, крупнейший порт в Европе. Роттердам считается столицей современной голландской архитектуры. Вероятно, это дает ключ к пониманию местной интеграционной концепции: в Роттердаме реализуются все коренные основания и образы архитектуры в понимании местных жителей, причем реализуются постоянно, каждодневно - город во всех своих частях напоминает непрерывную стройку. Попадая туда, мы сразу оказываемся в эпицентре строительной активности -среди завершенных и строящихся комплексов по соседству с историческими зданиями (рис. 19-21). Масштаб большинства новых объектов словно подсказывает еще одну характеристику Роттердама - «столица современного высотного строительства» (рис. 23). Абсолютно новаторские грандиозные постройки не сопоставимы с контекстом по масштабу и стилю, но не смотрятся чужеродно. Кажущийся парадокс объясняет-

етШ

POP W

Рис. 19. Роттердам, Нидерланды. Строящийся терминал центрального вокзала (архитектурное бюро Team CS) на фоне комплекса офисных зданий национальных страховых компаний (архитектурное бюро Bonnema Architecten, 1991)

Рис. 20. Роттердам. Строящиеся объекты на подходе к центральному вокзалу

Рис. 21. Роттердам. Панорама современной застройки. Слева направо: небоскреб компании KPN с медиафасадом (архитектор Ренцо Пиано, 1997-2000), театр «Луксор» (архитекторы Дж. Б. Боллес и П.Л. Вилсон, 2001), мост Эрасмус (архитектурное бюро UNStudio: Бен ван Беркель, 1996), университет INHolland (архитектор Эрик ван Эгераат, 2008)

ся духом архитектурной новации, повсеместной смелостью и честностью архитектуры - качествами, формирующими облик современного Роттердама.

Новейших примеров архитектурных экспериментов и модной высокотехнологичной застройки в Роттердаме достаточно: кубические сблокированные дома (Cube Housing, архитектор Пит Блом, 1984), обошедшие все профессиональные издания; выставочный зал современного искусства Кунстхолл (архитектор Рем Кулхас, 1992), одна из первых значительных реализаций пространственной концепции мастера [7. С. 70-71]; небоскреб с медиафасадом (архитектор Ренцо Пиано, 1997-2000); театр «Луксор» (архитекторы Дж. Б. Боллес и П.Л. Вилсон, 2001) (рис. 22); дом-мост (архитектурное бюро JHK Architekten, 2000-2004) (рис. 25); новые корпуса университетского комплекса INHolland (архитектор Эрик ван Эгераат, 2008); множественные сверхплотные и террасированные застройки и т.д. Современная архитектура стремительно интегрировалась в городское пространство уже в начале ХХ века, в период расцвета функционализма, о чем свидетельствуют постройки Я.Й.П. Ауда, Й.А. Бринкмана и

М.С.Л. ван дер Флюгта и др. К новаторской сфере относятся также многочисленные конструктивно-технические достижения при возведении мостов и строительстве небоскребов. Несмотря на бесспорную выразительность и адресность таких сооружений, техногенные метафоры в городе не популярны. Так, произведение лидера хайтека - Нормана Фостера - небоскреб Всемирного портового центра (2001) - лишено ожи-

Рис. 24. Роттердам. Вечерняя панорама города с мостом Эрасмус

Рис. 22. Роттердам. Театр «Луксор»

Рис. 25. Роттердам. Дом-мост

Рис. 23. Роттердам. Речная панорама города

4 2012 19

даемых стилистических черт, а мост Эрасмус (архитектурное бюро UNStudio: Бен ван Беркель, 1996) выглядит прежде всего художественным жестом (рис. 24).

При всем многообразии разновременных подходов в архитектурной ткани Роттердама (за редким исключением) жестко удерживается определенный общехудожественный, универсальный код, который можно обозначить понятием «стиль», вкладывая в него еще один, возможно центральный, аспект интеграции. Стиль определяет характер архитектуры, само ее естество, во многом являясь выражением исторической миссии Роттердама как крупнейшего портового города. Большинство объектов, формирующих среду, честны в своей простоте - это своего рода кирпичи городского пространства - такое их понимание выглядит абсолютно преемственным, вполне в духе традиции рациональной и экономной архитектуры в местной культуре и истории. Символичен выбор основного отделочного материала - кирпича темно-коричневых оттенков, который повсеместно используется в новых постройках, сообщая среде цельность и характерную эстетику - особый «суровый стиль». Таким образом, современная архитектура Роттердама выражает дух голландского зодчества в единстве его непреложных атрибутов: постоянного стремления к новации, в частности технической, жесткого эстетического кода (стиля), рациональности, предельного геометризма, художественного аскетизма и эмоциональной сдержанности.

В статье мы ограничились рассмотрением городов, не имеющих столичного статуса, что связано прежде всего с принципиально иным, «рекламным» позиционированием европейских столиц и ориентацией на восприятие извне, а также с глобальным уровнем их интеграции. Интеграционная концепция городского пространства на примере городов Нидерландов и Германии представлена в сложном переплетении основных ее аспектов относительно: сохранения «живой традиции» и программной сопричастности контексту; единства универсальных эстетических критериев; объединяющей роли художественного и особого значения объектов искусства; целесообразности и синтетичности архитектурной новации; повсеместного приспособления и реновации исторических зданий и комплексов для современного использования; сценарности пространственного единства и интегральной театрализации архитектурного пространства; взаимосвязанного сосуществования с природными факторами среды.

Литература

1. Самойлов Ю.Г. Слово об архитектуре. Цитаты и изречения: учебное пособие. Н. Новгород: изд-во ННГУ им. Лобачевского, 1992.

2. ИконниковА.В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве. М.: КомКнига, 2006.

3. Гельфонд А.Л. Архитектурная типология в аспекте жизненного цикла здания //Academia. 2011. № 2. С. 40-47.

4. Словари и энциклопедии на Академике. Географическая

энциклопедия. Ахен. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geo/645/AxeH.

5. Официальный сайт архитектурного бюро KadawittfeL-darchitektur. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.kadawittfeLdarchitektur.de/en/projects/projekt-aktion/ show/projekt-titeL/aachenmuenchener-direktionsgebaeude.htmL.

6. Гельфонд А.Л. Деловой центр «Медиапорт» в Дюссельдорфе // Приволжский научный журнал. Н.Новгород: ННГАСУ, 2009. № 4. С. 87-91.

7. Дуцев М.В. Концепция архитектуры современного центра искусств. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG. 2012.

Literatura

1. Samoilov Ju. G. SLovo ob arhitekture. Zitaty i isretschenija: uchebnoe posobie. N. Novgorod: isd-vo NNGU im. Lobachevs-kogo, 1992.

2. IkonnikovA.V. Prostranstvo i forma v arhitekture i gra-dostroiteLstve. M.: KomKniga, 2006.

3. GelfondA.L. Arhitekturnaya tipoLogiya v aspekte zhiznen-nogo tsikLa zdaniya // Academia. 2011. № 2. S. 40-47.

4. SLovari i entsikLopedii na Akademike. Geografitcheskaya entsikLopediya. Achen. [ELektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geo/645/ Achen.

5. OfitsiaLnyj sait arhitekturnogo bjuro KadawittfeLdarchi-tektur. [ELektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www. kadawittfeLdarchitektur.de/en/projects/projekt-aktion/show/ projekt-titeL/aachenmuenchener-direktionsgebaeude.htmL.

6. GelfondA.L. DeLovoj tsentr «Mediaport» v DjusseLdorfe // PrivoLzhskij nauchnyj zhurnaL. N. Novgorod: NNGASU, 2009. № 4. S. 87-91.

7. Ducev M.V. Kontseptsiya arhitektury sovremennogo tsentra iskusstv. LAP LAMBERT Academic PubLishing GmbH & Co. KG. 2012.

Integration Concept of Urban Environment (by the

Example of the Netherlands and Germany). By M.V.Dutsev

The articLe presents the basics of the urban environment integration concept. TheoreticaL suggestions put forward by the author are supported by the anaLysis of concrete architecturaL objects in the cities of the NetherLands and Germany. The author considers integration as a universaL principLe of a space-time system. At the same time the environment as such and the architecturaL creative work as a synthetic fieLd of science, a kind of arts, a sphere of human activity are subjected to the anaLysis. The articLe is accompanied by photographs made by the author.

Ключевые слова: интеграция, концепция, искусство, архитектурное творчество.

Key words: integration, concept, art, architecturaL creative work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.