Научная статья на тему 'Архитектурная типология в аспекте жизненного цикла здания'

Архитектурная типология в аспекте жизненного цикла здания Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1873
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНАЯ ТИПОЛОГИЯ / ФУНКЦИЯ / КОНСТРУКЦИЯ / ФОРМА / ПОТЕНЦИАЛ СООРУЖЕНИЯ / ПРИСПОСОБЛЕНИЕ / СОВРЕМЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / ARCHITECTURAL TYPOLOGY / FUNCTION / CONSTRUCTION / FORM / POTENTIAL OF A BUILDING / ADAPTATION / MODERN USE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гельфонд Анна Лазаревна

The article is devoted to the disclosing of potentialities of architectural objects, transformations which accompany the life cycle of a building. Possible changes of the function, construction and form of buildings under the influence of external and internal factors are analyzed. The author dwells upon a «through architectural typology» which causes viability and sustainable development of the buildings. Special attention is given to the objects of cultural heritage in terms of their adaptation for modern use. The article is accompanied by photos and schemes provided by the author

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architectural Typology in the Aspect of the Life Cycle of a Building

The article is devoted to the disclosing of potentialities of architectural objects, transformations which accompany the life cycle of a building. Possible changes of the function, construction and form of buildings under the influence of external and internal factors are analyzed. The author dwells upon a «through architectural typology» which causes viability and sustainable development of the buildings. Special attention is given to the objects of cultural heritage in terms of their adaptation for modern use. The article is accompanied by photos and schemes provided by the author

Текст научной работы на тему «Архитектурная типология в аспекте жизненного цикла здания»

Архитектурная типология в аспекте жизненного цикла здания

АЛ. Гельфонд

Тридцать лет назад, в 1981 году, в издательстве «Строй-издат» на русском языке вышла книга немецкого архитектора и исследователя Герхарда Мюллера Менкенса «Новая жизнь старых зданий» [1]. Это яркое название отвлекало внимание от его второй части: «Непрерывность развития архитектуры». А именно эта часть обозначила широкий философский подход не только к жизнеспособности здания, но и к континуальности архитектурной среды. За эти годы изменилось очень многое, но внимание к теме ученых разных отраслей науки только растет.

Анализируя архитектурную типологию в аспекте жизненного цикла здания, отметим, что проблема эта поливалентна и диктуется целым рядом внешних и внутренних факторов. Внешние, градостроительные факторы связаны с социально-экономическими, экологическими, технологиче-

скими и культурными изменениями в обществе, что оказывает неизбежное влияние на формирование архитектурной типологии зданий и сооружений. Под внутренними факторами предлагаем понимать процессы, происходящие внутри конкретного архитектурного объекта, связанные с деформациями его типологических составляющих - функции, конструкции и формы.

Производственные отношения всегда оказывали активное влияние на все факторы, формирующие тип здания: функциональное назначение, планировочную структуру, композицию и художественный образ, но на первый план при этом, безусловно, всегда выступала функция. Она является наиболее восприимчивой, гибкой и подвижной составляющей любого типа здания. Именно функция в какой-то момент способна продиктовать любую форму, равно как и подчиниться любой форме. Необходимо отметить, что сооружение, желая уцелеть под воздействием новых требований времени, открывает в себе внутренние резервы, подобно тому, как человек мобилизует в трудный момент всю свою гибкость. В переходный период здание начинает активно использовать свой потенциал.

Часто в силу своей долговечности архитектурный объект переживает первоначальную родовую функцию, планировочную структуру, переживает свою типологию. Адаптационные возможности сопровождают сооружение весь период его существования от самого момента создания. Это является одной из основ, на которых развивается взаимодействие типологических составляющих архитектурного

Поземельный крестьянский банк в Нижнем Новгороде. Улица Рождественская в Нижнем Новгороде

Архитектор Ф. Ливчак, 1914-1916 годы. В настоящее время -Дворец творчества юных

40 2 2011

объекта - функции, конструкции и формы. Как указывал И.Г.Лежава, вводя понятие «функциональный потенциал сооружения», «пространство всегда избыточно по отношению к той функции, ради которой оно создано». Время и движение, «вторгаясь» в целостное сооружение, диктуют новые требования. Необходимо отметить, что приспособление здания для современного использования необязательно подразумевает полную смену одной из составляющих в какой-то конкретный момент времени: иногда приспособление сопутствует сооружению перманентно [2].

Показательно, что именно в нашей стране накоплен большой опыт по приспособлению объектов для современного (в данный конкретный момент времени) использования. Осмелившись представить историю отечественной архитектуры как историю смены функциональных приоритетов, причем для зданий любой типологии, ошибемся, и то частично, лишь в случае жилья. В течение целого ряда лет культовые, общественные, жилые и производственные здания функционировали не по родовому назначению. Культовые - как коммунально-складские помещения, банки - как детские учреждения, дворцы и особняки - как клубы, картинные галереи или дома-музеи, цеха промышленных предприятий - как торговые салоны.

В многоквартирных зданиях как жили, так и живут. Но первые, вторые, при нарушении норм третьи этажи уходят под общественные функции. Таким образом, даже объекты с консервативной, казалось бы, монофункцией, моноконструкцией и моноформой - крупнопанельные жилые дома - приспосабливаются в последние годы к новым требованиям. Встроенные в их нижние этажи взамен квартир мел-

кие магазины, аптеки и косметические салоны существенно влияют как на конструкцию дома, так и на его композиционное решение, в итоге формируя новый облик города.

С точки зрения привычной объектной типологии круг приспособлений и превращений представляется всеобъемлющим: жилье превращается в новое жилье, в общественное пространство, в помещение для мелкого производства. Общественное здание - в новое общественное, в жилое, в производственное; производственное - в новое производственное, в жилое, в общественное.

Каковы же наиболее часто встречающиеся функции, под которые заказчик планирует приспособить историческое здание? Прежде всего, важным является градостроительный аспект. Местоположение здания, его окружение, наличие транспортных, пешеходных и инженерных коммуникаций. Переходя собственно к объектной типологии, необходимо сказать, что выбор диктуется композиционной схемой существующего здания, схемой группировки его помещений и наличием горизонтальных и вертикальных коммуникаций. Коридорные, галерейные и ячейковые схемы группировки помещений подвигают на приспособление объекта под офис, контору, гостиницу, специализированное учебное заведение; зальные пространства неиспользуемых промышленных предприятий - под музейно-выставочные комплексы.

Любое полифункциональное сооружение проектируется при всем многообразии под три компонента: работу, жилье и отдых. Работа: офисы, конторы, банки, биржи, залы заседаний, конференц-залы, учебные центры,технические библиотеки и архивы, информационные центры, а также мел-

Реконструкция треста «Оргтехстрой» (архтектор Ю.Осин, 1980год) под Волго-Вятский банк Сбербанка РФ в Нижнем Новгороде. Архитектор А.Гельфонд, 1998 год

Гостиница в бывшей церкви в Маастрихте (Нидерланды)

?9 9тГНпгЫ 49

1 1 04 901 1 1 1-31 -Чй

кое производство, мастерские, трудовые комбинаты, инженерные сооружения для решения комплекса экологических проблем: инсоляции, шумозащиты, загрязнения воздушного и водного бассейнов. Жилье: коммерческие квартиры, сдаваемые в аренду, муниципальные квартиры и гостиничные номера. Отдых подразумевает типы помещений для различной рекреационной деятельности: торговые залы, помещения питания, зрительные, выставочные и спортивные залы, реабилитационные центры [2]. Все перечисленные выше функции в зависимости от конкретного типа здания или сооружения являются доминирующими или сопутствующими. Во время приспособления объекта для современного использования на передний план выступает одна из сопутствующих или несколько сопутствующих функций, а основная, доминирующая функция временно отступает, скрывается, становится латентной.

Необходимо отметить, что со временем меняется выбор как объекта, так и предмета приспособления. Кроме того, приспособить проще то, что, во-первых: включало элемент многофункциональности; универсальности и способности к трансформации; конструктивной гибкости; обладало универсальными и специальными коммуникациями; опережало время технологически и экологически.

Проиллюстрируем эти тезисы. Со второй трети XIX века развитие Нижегородской ярмарки существенно влияло на формирование прибрежной зоны Нижнего Новгорода, особенно улицы Рождественской, на которой стало складываться своеобразное Нижегородское Сити. Здесь начали строиться усадьбы с развитыми сопутствующими помещениями, доходные дома с общественными службами в первом этаже. Эта застройка сразу проектировалась под многоцелевое использование и возможность трансформации: в период ярмарки она использовалась под гостиницы и трактиры, в

период между ярмарками - под квартиры, сдаваемые внаем и конторы. Вероятно, в силу этих причин улица Рождественская до сегодняшнего дня сохранила свой исторический облик, а ее здания «активно откликаются» на требования времени, вмещая новые функции.

Здание Нижегородского отделения крестьянского поземельного банка было построено в 1914-1916 годах по проекту архитектора Ф.О.Ливчака. В главном корпусе было установлено новейшее по тем временам инженерное оборудование: котлы парового отопления, электрическая сигнализация и внутренняя телефонная связь, водопровод холодной и горячей воды. На территории в числе других служебных построек размещалась станция биологической очистки воды. В начале 1918 года банк был закрыт. Однако здание хорошо сохранилось и успешно функционировало все эти годы: в 1920-е годы здесь размещался Совет народного хозяйства, с 1937 года - Дворец пионеров, в настоящее время

- Дворец творчества юных. Конечно, было бы несомненным упрощением полностью приписать жизнеспособность и востребованность объекта какому-то одному из качеств его объемно-планировочного решения. Архитектурная типология - сложное комплексное понятие, в центре которого находится Адресат - человек (сотрудник, посетитель, клиент, житель, гость и т.д.).

Гпасс-Палас, расположенный на центральной площади голландского города Хеерлена рядом с собором, был спроектирован в 1935 году архитектором Фритцем Пётцем. В полном соответствии с названием, это б-этажный стеклянный куб, имеющий каркасную конструктивную схему. Подчеркнуто контрастный всему историческому окружению, отражающий его в своих фасадах, Гласс-Палас в то же время прозрачен и открыт для города. Это многофункциональный культурный центр, включающий крупные универсальные залы. Выставки, офисы, библиотека, кафе. Доминирующая родовая функция объекта - торговая. Здесь располагался магазин тканей и готовой одежды, затем на протяжении

Гласс-Палас в Хеерлене (Нидерланды). Архитектор Ф. Пётц, 1935

многих лет функция незначительно менялась, оставаясь в рамках торговли. В 1993 году объект был модернизирован под новые функции, а в 1995-м включен в реестр памятников истории и культуры. Гласс-Палас наглядно демонстрирует возможности каркасной схемы для приспособления здания для современного использования [3].

В качестве иллюстрации тезиса об особой роли в этом процессе внутренних горизонтальных и вертикальных коммуникаций представляет интерес судьба крупных административных российских зданий 1970-х годов. Здания больших НИИ, проектных организаций, управлений, являющиеся определенным символом российского города периода «развитого социализма», в целом ряде случаев в 1990-е годы оказались лишенными своей изначальной, первичной функции. Наступил период забвения, «простаивания», кото-

К Модернизация 1993 года

2 2011 43

АРХИТЕКТУРА

рый грозил, казалось бы, завершиться полной гибелью объекта. Однако сооруженные со строгим учетом строительных норм и правил, в том числе противопожарных, эти здания оказались способными позитивно отреагировать на смену организационной парадигмы и уцелеть.

Коммуникационные пространства требуют того, чтобы отдельно остановиться на их типологии. Коммуникационные пространства, связывая между собой различные по функции блоки помещений или сооружения, на первый взгляд играют соподчиненную роль. Однако именно здесь человек получает первое представление о качестве среды наряду с помещениями или архитектурными объектами. Поэтому важной задачей является формирование архитектурной типологии внутренних и внешних коммуникационных пространств. Причем этот процесс выстраивается по своим законам пространственной типологии, отличным от сложившихся законов объектной типологии.

В последнее время приспособление объекта для современного использования - одна из наиболее частых проектных задач. Социальный заказ. Важный аспект проблемы -то, что приспособляемые под новые функции здания являются, как правило, объектами культурного наследия (ОКН) и подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования. В России проектирование ведется в таких

случаях в соответствии с федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В разных странах закон носит разное название, но суть его остается неизменной. Характерным является тот факт, что старые здания, приспособленные под новые функции, всегда востребованы [2]. Хотя их статические показатели, связанные с конкретным объемно-планировочным решением, уступают вновь запроектированному объекту с аналогичной, но первоначальной функцией. Однако динамические показатели, связанные с качеством архитектурной среды, диктуют повышенный спрос на такие объекты.

Для каждого исторически сложившегося города или его центрального ядра, городская ткань выступает не совокупностью отдельных зданий, связанных каркасом пешеходных и транспортных коммуникаций, а единой архитектурной средой. С этой позиции памятник архитектуры, включенный в реестр, не отдельный объект с конкретной функцией, конструкцией и формой, а некая «единица», несущая в себе исторический код места. При этом паспорт ОКН выступает, с одной стороны, как учетная документация, с другой - как дерево свойств архитектурного объекта, на основании которого выявляются критерии его оценки в аспекте приспособления для современного использования. И если описание памятника и его техническое состояние отражают реальную, сегодняшнюю картину, то в исторических сведениях неиз-

Книжный магазин в бывшей Доминиканской церкви в Маастрихте (Нидерланды). Архитектурное бюро Мерке и Гирод, 2005-2007 годы

44 2 2011

#

Конференц-отель «Рольдук» в комплексе аббатства Рольдук в Керкраде (Нидерланды)

бежно заложены данные о случившихся или потенциальных превращениях объекта.

Как правило, для памятников истории и культуры характерным является дуалитет истории и современного комфорта. Наиболее остро эта атмосфера проявляется в культовых сооружениях, сохранивших свой первоначальный композиционно-художественный облик - архитектурную форму и конструкцию, дополнительно вместивших новую функцию.

Комплекс исторических зданий аббатства Рольдук, расположенный неподалеку от города Керкраде провинции Лимбург (Нидерланды), включает в себя отель на 250 мест (180 номеров), шестнадцать конференц-залов и залов заседаний различной вместимости, комнаты переговоров, театральный зал на 550 зрителей. Комплекс, лежащий непосредственно на голландско-германской границе, был основан в 1104 году Айльбертусом Ван Антоингом и в течение ряда столетий служил монастырем августинцев, позже эксплуатировался какучебные помещения для духовной академии и семинарии. В настоящее время объект используется как международный конгресс-центр, центр послевузовского образования и духовная семинария. Таким образом, начиная с XII столетия, культура, наука и религия совмещены в многофункциональном комплексе. Об этом живо свидетельствуют единственная в своем роде церковь, флигель аббатства 1671 года, крипта и библиотека «Рококо», возникшая в XVIII веке.

Книжный магазин в Маастрихте (Нидерланды) размещается в бывшей Доминиканской церкви. Доминиканская церковь - ранее часть большого ансамбля - работала с 1794 года, начала правления французов в регионе. Позже она уже не соответствовала своему первоначальному назначению. После 1910 года там размещался городской архив, кроме этого она использовалась под выставки автомобилей, экспонирования цветов, как ринг для бокса и борьбы. Наконец, было сформулировано техническое зада-

ние - приспособить помещения церкви под книжный магазин. При этом площадь магазина должна была составлять по заданию 1200 м2, а площадь молельного зала была лишь 750 м2. Поэтому согласно авторской концепции в один из нефов, а точнее частично в центральный и частично в южный, был встроен продольный уровневый каркас, на котором расположились торговые площади. Остальные стороны церкви свободны, и родной интерьер интегрирован в общее пространство. Концептуально новая конструкция являет собой книжный стеллаж, словно временно вставленный в интерьер церкви. В алтарном пространстве нахо-

дится кафе-бар, стойка которого повторяет абрис апсиды, в центре расположен читальный стол в форме латинского креста.

С использованием этого же принципа - применения вставного каркаса - в другой церкви в Маастрихте расположена гостиница. Ярко окрашенные конструктивные элементы работают преднамеренно на контрасте со строгим интерьером церкви, что придает несколько «игровой» характер этому приспособлению. Обратимся к сооружению другой типологии.

Примером приспособления неиспользуемого объекта производственного назначения для современного использования может послужить здание бывшей фабрики картонной тары для фарфоровой посуды - Тиммер-фабрик в Маастрихте. Два года назад были заменены покрытие и часть конструкций, организованы универсальные пространства для выставок и презентаций, кафе, гостиные. В основу художественного замысла была положена идея полного сохранения «духа места»: это именно устаревшее промышленное здание. Ремонт имитирует испорченные временем стены, в

санитарных блоках, выполненных на площадях бывших гардеробных персонала, сохранены деревянные шкафы для переодевания и ряды умывальников. В дальнейшем в здании Тиммер-фабрик планируется проводить также театральные представления. К сожалению, приспособленное здание вос-требуется пока крайне редко, что объясняется его градостроительным положением. Располагаясь недалеко от центра города, Тиммер-фабрик тем не менее находится в окружении таких же бывших промышленных зданий, что делает район мало посещаемым.

Возникает неизбежный вопрос, что же должен учитывать в своей работе проектировщик, чтобы обеспечить жизнеспособность и востребованность объекта в аспекте устойчивого развития? Анализ целого ряда сооружений показывает, что наряду с актуальными функцией, конструкцией и формой в любом объекте присутствует четвертая потенциальная составляющая. Она включает в себя потенциальные функцию, конструкцию и форму, благодаря которым здание может безболезненно реагировать на смену общественных отношений как неизбежный социальный процесс. Иногда уже на стадии

технического задания архитектор может ввести такую потенциальную составляющую для последующих превращений объекта: универсальные пространства без конкретного названия, полный набор сопутствующих функций, все виды коммуникаций, максимально гибкую конструктивную схему, прогрессивные

Реконструкция фабрики под общественное пространство, Маастрихт (Нидерланды)

46

энергосберегающие технологии... Однако, предугадать все не представляется возможным.

Архитектурная типология здания развивается в соответствии с организационными моделями расположенных в нем структур [4] и проходит в аспекте жизненного цикла четыре этапа: закрытый, случайный, открытый, синхронный. Показательно, что в схематичной миниатюре эти этапы фиксируются точками теории больших циклов Н.Д.Кондратьева: пик, спад, низшая точка, оживление. Архитектурный объект в каждый фиксированный момент времени включает в себя все организационные модели и в своей динамике проходит сквозь них на этапах своего развития. Как правило, это происходит по следующей схеме. «Закрытая» модель (пирамида) здания рушится в период организационных изменений, заданные коммуникации отмирают или становятся беспорядочными. Здание работает по «случайной» модели в поиске новых версий своего существования. Появляются вновь осмысленные, центростремительные коммуникации. Здание начинает функционировать по «открытой» модели (круглый стол). Это позволяет выявить ряд направлений дальнейшего центробежного развития. Объект начинает работать по «синхронной» модели. Например, бывшее административное здание распадается на ряд офисов различных компаний, крупный универмаг - на несколько бутиков. Затем появляется некий лидер, который приведет объект к новой закрытой структуре. Вероятно, в реальности все происходит не так жестко, имеются взаимопроникновения и сбои, но суть остается. Далее процесс повторится по волнообразной схеме, так как все четыре модели находятся в одном архитектурном объекте и закодированы его функцией,конструкцией, формой и четвертой потенциальной составляющей. Схему реальных и потенциальных возможностей объекта соединяет «сквозная архитектурная типология» [4], которая обусловливает жизнеспособность и устойчивое развитие здания и сооружения.

Анализ организационных и типологических моделей здания доказал, что механизм взаимодействия типологических структур базируется на смене типа организационной парадигмы в переходный период, когда вступают в действие скрытые (латентные) функция, конструкция и форма здания, которые лежат в основе потенциальной схемы развития объекта. На базе их может развиваться потенциальная типология. История приспособления зданий для современного использования как в нашей стране, так и за рубежом проходила разные этапы. Каждый этап был детерминирован колебанием или деформацией как минимум одной из типологических составляющих объекта: функции, конструкции или формы. Можно предположить, что этот процесс обусловлен не только внешними историко-хронологическими факторами, но и внутренней динамикой архитектурной типологии, которая изначально подразумевает возникновение скрытых прежде возможностей конкретного типа здания. Базирующаяся на потенциальной составляющей готовность здания к

трансформации по определенному алгоритму выступает как его устойчивость, гарант жизнеспособности.

Литература

1. Мюллер-Менкенс Г. Новая жизнь старых зданий: Непрерывность развития архитектуры. Пер. с нем. М., «Строй-издат». 1981.

2. Гельфонд А.Л. От объектной типологии к типологии пространственной. «Жилищное строительство, 2009, № 5, С. 2-4.

3. Schunk's Glass Palace. Frits Peutz Architect. Rosbeek Books.

4. Гельфонд А.Л. Деловой центр как новый тип общественного здания. Н. Новгород, изд-во ННГАСУ, 2002.

Literatura

1. М ujller-Men kens G. Novajazhisn starihsdanij: neprerivnost rasvitia architekturi. Per. s nem. M., «Strojisdat», 1981.

2. Gelfond A.L. Ot objektnoj tipologii k tipologii prostran-stvennoj. «Zcilichnoe stroitelstvo», 2009, № 5., S. 2-4.

3. Gelfond A.L. Delovoj zentr kak novij tip obchestvennogo sdanija: monographija. N.Novgorod, NNGASU, 2002.

Architectural Typology in the Aspect of the Life Cycle

of a Building. By A.LGelfond

The article is devoted to the disclosing of potentialities of architectural objects, transformations which accompany the life cycle of a building. Possible changes of the function, construction and form of buildings under the influence of external and internal factors are analyzed. The author dwells upon a «through architectural typology» which causes viability and sustainable development of the buildings. Special attention is given to the objects of cultural heritage in terms of their adaptation for modern use. The article is accompanied by photos and schemes provided by the author.

Ключевые слова: архитектурная типология, функция, конструкция, форма, потенциал сооружения, приспособление, современное использование.

Key words: architectural typology, function, construction, form, potential of a building, adaptation, modern use.

2 2011 47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.