Современные инновационные подходы к сохранению и интеграции производственных объектов в дипломном проектировании МАрхИ
Д.С.Чайко
Проблема реконструкции и интеграции промышленных предприятий в современную городскую среду обусловлена постепенным и непрерывным развитием социума, изменениями в эстетическом восприятии промышленной архитектуры, в отношении общества к историческим промышленным объектам, а также совершенствованием науки, техники и производства. Быстро меняющееся экономическое положение в стране, новые методы и принципы хозяйствования, новые требования к продукции диктуют необходимость создания более совершенных современных производств, часто на новом месте и вне черты города. Возникает вопрос, что же делать с промышленными объектами, где еще сравнительно недавно существовало производство?
Сегодня многие исторические промышленные объекты в структуре городов России, не являющиеся памятниками архитектуры, воспринимаются как заброшенные, никчемные территории. В Москве это и Пивоваренный завод имени Ба-
даева, расположенный недалеко от делового центра Москва-Сити, и газовый завод возле Курского вокзала, и территория ЗИЛ, над градостроительным и архитектурным решением которой долгие годы бьются архитекторы, и завод «Серп и молот». Перечислять можно долго. Производство на многих из них ведется лишь частично либо отсутствует вовсе. Большинство исторических промышленных территорий огорожено забором, доступно лишь ограниченному числу людей, а между тем расположенные там здания и сооружения можно отнести к памятникам архитектуры. Все это скорее говорит об их изоляции, нежели интеграции в городскую среду.
Происходящие в последние десятилетия изменения в социальной, политической, экономической сферах жизни нашего общества требуют выработки новых позиций в осмыслении эффективности и целесообразности использования огромного строительного, научно-технического, технологического и культурного потенциала, создававшегося в период
Рис. 1. Реконструкция здания под филармонию. Гамбург. Архитектурное бюро «Херцог & де Мерон». 1963
10 1 2013
формирования и развития индустриального общества. Все более явными становятся тенденции к оценке любого производственного объекта с точки зрения не только материальных, но и социальных, и эстетических ценностей.
Практика реконструкции объектов промышленного наследия показала возможность более свободного подхода к их преобразованию и дальнейшему использованию, чем в гражданской архитектуре. Если при реконструкции гражданский объект подлежит в основном сохранению и реставрации, то с объектами промышленного наследия ситуация иная. Установлено, что максимальному сохранению и реставрации подвергаются в основном объекты XVП-XVШ веков. В отношении реконструкции промышленных объектов XIX - XX веков практикуется свободный подход, допускающий применение широкого спектра методов преобразований и приемов [1].
В то же время уже сегодня в мире четко обозначились различные инновационные подходы к реконструкции промышленных сооружений и их интеграции в современную городскую среду. Многочисленные зарубежные, а также некоторые отечественные проекты показывают, что реконструкция промышленных объектов последних лет вышла на качественно новый уровень. Ярким тому примером может служить реконструкция складского здания 1963 года в Гамбурге под филармонию (архитектурное бюро «Херцог & де
Мерон») (рис.1), а также старой электростанции в Лондоне под галерею современного искусства «Тейт Модерн» и комплекса шахт Цольферайн в городе Эссен, Германия (архитектор Р.Колхас) (рис.2).
То же можно сказать о реконструкции в 1999 году главного корпуса пивоваренного завода 1916 года в Дуйсбурге под художественный музей «Купперсмюле» (архитектурное бюро «Херцог & де Мерон»). В ходе реконструкции были сохранены силуэт и образ здания, авторы произвели лишь незначительные изменения на фасаде, связанные с закладкой окон, обустройством новых оконных проемов и входов.
Примеров отечественных реализованных проектов подобной реконструкции немного. Среди них можно назвать реконструкцию производственного цеха завода «Гостеасвет» на Зоологической улице в Москве под Центр современного искусства (архитектор М. Хазанов, 2005) (рис.3). Здание было дополнено декоративными фермами на крыше, красными декоративными панелями заложены оконные проемы второго этажа, устроена наружная противопожарная лестница, оформлен вход, полностью перестроено внутреннее пространство цеха.
Еще пример - реставрация и реконструкция водонапорной башни на улице Шпалерной в Санкт-Петербурге под Музей воды (архитектор Е.Подгорнов, 2003) (рис.4.). К сооружению
Рис. 2. Реконструкция комплекса шахт Цольферайн, работавших с 1851 года, под Индустриальный музей, где под открытым небом находятся ряд музеев и выставка современного искусства. Эссен, Германия. Архитектор Р.Колхас
1 2013 11
Рис. 3. Реконструкция производственного цеха завода «Гостеасвет» под Центр современного искусства. Москва. Архитектор М.Хазанов. 2005
Рис. 4. Реставрация и реконструкция водонапорной башни, построенной в 1859-1861 годах. Преобразована в Музей воды. Санкт-Петербург. Архитектор Е.Подгорнов. 2003
12 1 2013
водонапорной башни были пристроены стеклянная лифтовая шахта и лестничный узел.
Согласно проекту реконструкции Московского винного комбината под Центр современного искусства «Винзавод» (архитектурное бюро «Александр Бродский», 2004-2006) преобразования заключаются в декоративном оформлении фасадов комплекса и обустройстве прилегающих и внутренних пространств.
Сходные проблемы на конкретных территориях решаются студентами МАрхИ, которые в ходе дипломного экспериментального проектирования применяют различные современные инновационные методы сохранения и интеграции про-
изводственных объектов в городскую среду. Их работы могут стать хорошим подспорьем для практикующих архитекторов. Рассмотрим несколько студенческих проектов, получивших высшие оценки.
Прежде всего заслуживает внимания дипломная работа 2007 года студента Д.Антюшина под руководством профессора, доктора архитектуры Г.Н.Черкасова и преподавателя Д.С.Чайко, посвященная реконструкции газового завода в Москве под зрелищный центр «Московский Колизей» (рис.5, 6). Для сохранения и интеграции исторических промышленных объектов в городскую среду автор использовал метод гуманизации этой среды, ее театрализации - совершенно новое явление в
Рис. 5. Дипломный проект Д.Антюшина «Реконструкция газового завода в Москве». Преобразование заводских построек в центр индустрии моды и зрелищный центр. 2007
Рис. 6. Зрелищный центр «Московский Колизей». Трехмерная модель
1 2013 13
реконструкции промышленных объектов, заключающееся в создании принципиально новой социокультурной среды, в которой сам объект становится действующей ее частью.
Вдохновившись примером реконструкции газгольдеров в Вене (архитектурное бюро «Кооп Химельблау»), Антюшин решил пойти еще дальше. На месте бывшего газового завода он создает центр индустрии моды. По его замыслу, там будут происходить разработка, пошив и демонстрация моделей одежды, устраиваться различные шоу с показом собственных последних коллекций. В проекте автор использует газгольдеры как декорации к будущему действию в зрелищном центре, пристраивает к ним сцену и огромный амфитеатр наподобие древнегреческого и накрывает все это кровлей. В газгольдерах же будут осуществляться разработка и производство одежды. Основной идеей проекта является триада театр-сцена-зрелище, которая, взаимодействуя с промышленной архитектурой, рождает совершенно новую идею шоу, фестивалей демонстрации истории и технологии производственного процесса, где производственные сооружения неразрывно связаны с представлением. Результатом такого
подхода можно считать не только сохранение памятников промышленной архитектуры, но и их ориентацию на социокультурные аспекты жизни города в новом качестве - как исторических объектов промышленного предприятия.
Интересным представляется также дипломный проект реконструкции московского мотоциклетного завода в научнопроизводственный парк «Трикотажный» в районе платформы «Трикотажная» студентки Н.Наседкиной (руководители Г.Н. Черкасов и Д.С.Чайко, 2009). В этой работе подход к сохранению и интеграции промышленной территории продиктован намерением создания нового образа основного сборочного цеха и демонстрации производственного процесса.
Студентка берет всю территорию промышленного района, разрабатывает концепцию его развития, в основе которой лежит лучевая планировочная структура, соответствующая главным направлениям пешеходных потоков. Хаотично расположенные на территории промышленные предприятия объединены общей платформой для пешеходов. Движение транспорта предусмотрено на уровне земли. Отдельно и более подробно решается сборочный цех мотоциклетного завода. В
Рис. 7. Дипломный проект Н.Наседкиной «Научно-производственный парк "Трикотажный"». Детально разработано здание мотоциклетного завода с рампой для испытания мотоциклов. 2009
Рис. 8. Дипломный проект И.Поповой «Алмазный центр в Якутске». Главное офисно-административное здание и производственный центр. 2008
14 1 2013
проекте на фасаде его здания закреплена необходимая для испытания мотоциклов рампа. В результате она оказала существенное влияние на внешний облик и архитектуру здания, сделала ее оригинальной и неповторимой. В сборочном цехе собирают мотоциклы и тут же их испытывают в рампе (рис.7).
Довольно часто образ промышленной архитектуры диктуется функциональностью того или иного предприятия, но данный проект представляет реконструкцию и интеграцию промышленного объекта в новом, оригинальном качестве.
Помимо этого, в дипломной работе предусмотрена возможность для людей, интересующихся наукой и техникой, наблюдать за производством со стеклянной галереи, расположенной над всем технологическим процессом. Подобное открытое производство демонстрирует автомобильный завод «Фольксваген» в Дрездене - так назваемая стеклянная мануфактура (архитектор Г. Хенн).
Далее рассмотрим подход, при котором за основу новой формы или архитектуры берется какая-нибудь природная форма или объект. Например, в дипломном проекте студентки И.Поповой «Алмазный центр в Якутске» (2008) при
реконструкции промышленной зоны за основу формы нового здания был взят кристалл. Так как завод связан с обработкой, огранкой алмазов и изготовлением из них ювелирных изделий, было найдено решение сделать его здание по форме напоминающим кристалл алмаза (рис.8).
В целом достаточно интересный проект производственного комплекса включал два здания - одно общественное, где располагались гостиницы, рестораны, конференц-залы, лаборатории и магазины, другое производственное.
Еще один проект, заслуживающий внимания, связан с реконструкцией московского завода «Кросна» (бывших вагоноремонтных мастерских Московско-Смоленской ж/д, 1880-1915). Проект представлен в 2003 году студентом Д.Косиным (руководитель Г.Н.Черкасов). В данной работе применен подход к сохранению и интеграции исторических промышленных объектов, названный акцентированием (рис.9).
Суть его заключается в том, что с помощью различных приемов введения новых архитектурных элементов в структуру производственного комплекса удается добиться ак-
Рис. 9. Дипломный проект Д.Косина «Реконструкция московского завода “Кросна"». 2003
1 2013 15
центирования исторической промышленной застройки в новой композиции. В результате исторические комплексы производственных сооружений получают новое звучание и качество. В своем проекте Косин, ограничивая сооружения исторических промышленных корпусов с разных сторон двумя зданиями-пластинами, объединяет новую и историческую застройку в цельный архитектурный комплекс с доминирующими постройками бывших вагоноремонтных мастерских и таким образом добивается нового звучания старой промышленной архитектуры в контексте прилегающей территории. Иными словами, акцентирование участка индустриальной застройки - группы памятников промышленной архитектуры - создает градостроительную доминанту в сложившейся структуре города.
Дипломная работа студентки В.Родионовой «Индустриальный парк "Зингер" на базе одноименного завода в Подольске» 2011 года (рис.10) представляет прием социокультурной адаптации, согласно которому проводимые интеграционные мероприятия преобразуют промышленные сооружения, их внутреннюю среду в объект отдыха и эстетического созерцания. Производственный объект и его интерьеры становятся объектом для визуального наблюдения, изучения, исследования, причем не только специалистов, но и простых людей. Внутренние пространства сооружений сохраняются без изменений и выступают перед зрителем в новом качестве. Сам промышленный объект решается как промзона и одновременно парк. Согласно концепции освоения участка территория завода делится на три функциональные зоны. Исторические здания становятся общественной зоной, а территории снесенных построек отдаются под индустриальный парк и жилье. Индустриальный парк не отделяется заборами, по его периметру размещаются обслуживающие здания, во-
доемы. Переходные дорожки и парк пронизывают участок насквозь, разделяя его зоны.
Здания индустриального парка имеют довольно лаконичную архитектуру. Прямоугольные и вытянутые, они соединяются переходами, поднятыми над землей и проложенными под зданиями. Прямую линию трехсотметрового фасада разбивают вынесенные наружу полностью остекленные лестничные клетки. Преобладают традиционные материалы - бетон и стекло. Лаконичность архитектуры компенсируется обилием зелени и водным ландшафтом.
Благодаря разнообразию социального пространства, его форме и свету получаются идеальные места для приложения труда, исследований, инноваций, социального взаимодействия и созерцания в одиночестве.
Социальная преемственность процессов интеграции связана с природой самих людей каждой отдельно взятой эпохи. Но одно остается неизменным - в заново сложившейся среде, лишенной исторической застройки, происходит обострение конфликта различных возрастных групп [2]. Социологи свидетельствуют о том, что процесс реорганизации окружающей среды затрагивает не только эстетические аспекты, но и общекультурные. От грамотности подхода к проблеме реконструкции зависит формирование в сознании людей облика промышленных сооружений как образа времени, впитавшего наследие прошлого и обращенного к будущему. Одним из путей решения проблемы является сохранение художественной выразительности промышленных зданий и сооружений через восстановление логики, ясности и четкости, а также общую гармонизацию пространств и объемов.
Архитектура и градостроительство, формируя среду жизнедеятельности общества, затрагивают все социальные процессы и отношения, включая экономические, политиче-
Рис. 10. Дипломная работа В. Родионовой «Индустриальный парк “Зингер " на базе одноименного завода в Подольске». 2011
16 1 2013
ские, этические и собственно социальные (в узком смысле слова). С ростом масштабов градостроительства прогрессивно повышается значимость массовых социальных процессов, отчетливо реализуются общие социальные закономерности. Так, для развития города и агломерации все большее значение обретают такие показатели, как структура производительных сил, данные демографической и профессиональной статистики, формы труда, состав градообразующей группы населения и т.д.
Представленными в статье на материале зарубежных проектов и дипломных работ студентов МАрхИ инновационными подходами к сохранению и интеграции промышленных объектов не исчерпываются возможности архитекторов. Практика показывает, что процесс интеграции, постоянно эволюционируя и развиваясь, дает надежды на поиск новых и все более совершенных направлений и экспериментальных приемов.
Литература
1. Воронина Н.В. Формирование промышленного района в устье Невы: историко-культурные аспекты. Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. СПб., 2006.
2. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М: Наука, 2003.
3. Бронивицкая А., Ситар С. Угледобывающий центр Цоль-ферайн, Эссен, Германия // Проект International. 2007. № 15.
4. Ильевская М. Характер - нордический... Строительство нового района Hafen City в Гамбурге // Архитектурный вестник. 2005. №5(86). С. 48-55.
5. Черкасов Г.Н., Кабаева М.М. Социокультурные аспекты развития промышленной архитектуры // Academia. 2011. №4. С. 18-30.
Literatura
1. Voronina N.V. Formirovanie promyshlennogo rajona v ustje Nevy: istoriko-kulturnye aspekty. Dissertacija na soiskanie uchonoj stepeni kandidata arhitektury. SPb., 2006.
2. Kovalchenko I.D. Metody istoricheskogo issledovanija. M.: Nauka, 2003.
3. Bronivickaja A., Sitar S. Ugledobyvajushij centr Zollverein, Essen, Germanija // Proekt International. 2007. № 15.
4. Ijevskaja M. Harakter - nordicheskij... Stroitelstvo novogo rajona Hafen City v Gamburge // Arhitekturnyj vestnik. 2005. №5(86). С. 48-55.
5. Cherkasov G.N., Kabaeva M.M. Sociokulturnye aspekty razvitija promyshlennoj arhitektury // Academia. 2011. №4. S. 18-30.
Modern Innovative Approaches to Preservation and
Integration of Industrial Objects into Degree Designing
MArhI. By D.V.Chajko
Article is dedicated to the problems of reconstruction and integration of not only historical monuments of industrial architecture, but also the industrial objects which are not considered monuments. The problem of preservation and use of industrial object, their inclusion in the city environment sharply costs in modern cities of Russia. Simultaneously, the changes occuring in last decades in social, political, economic spheres of the life of our society demand the development of new positions in judgement of efficiency and expediency of all huge buildings, scientific and technical, technological and cultural potential created during formation and development of the industrial society. Tendencies of growth of consideration of any industrial object from not only material point of view, but also social and aesthetic values are more and more frequently taken into account. In the article the examples both domestic, and foreign practice of preservation and integration of industrial objects are resulted. The article chows how this problem is tacked in MArhI.
Ключевые слова: интеграция, промышленная архитектура, социокультурные проблемы, реконструкция промышленного наследия.
Key words: integration, industrial architecture, social-cultural problems, reconstruction of an industrial heritage.
1 2013 17