Научная статья на тему 'Город как пространство архитектурно-художественного синтеза'

Город как пространство архитектурно-художественного синтеза Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
732
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СИНТЕЗ / АРХИТЕКТУРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ / АВТОРСКИЙ ЯЗЫК АРХИТЕКТОРА / ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ / AUTHOR''S LANGUAGE OF AN ARCHITECT / ARCHITECTURE-ART SYNTHESIS / ARCHITECTURAL CONCEPT / SPACE OF A MODERN CITY / COMMUNICATIVENESS / ART CONCEPT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дуцев Михаил Викторович

The article is devoted to the formation of a modern city space in the aspect of architecture-art synthesis. From this standpoint the author's creative concept becomes a synthesizing kernel in the interdisciplinary cultural and scientific space, and also in a context of the urban environment. Integration interactions are revealed in the article in various interconnected directions: environmental, functional, and figurative-symbolical, by the analysis of individual creative concepts of masters of modern architecture. The author of the article considers modern constructions of J. Hertsog and P. de Merron, R. Kulhas, Z. Hadid, and Z. Nuvel from a position of integrated synthesis of the architect's individual language, historical and cultural context and the art concept of the product.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The City as a Space of Architecture-Art Synthesis

The article is devoted to the formation of a modern city space in the aspect of architecture-art synthesis. From this standpoint the author's creative concept becomes a synthesizing kernel in the interdisciplinary cultural and scientific space, and also in a context of the urban environment. Integration interactions are revealed in the article in various interconnected directions: environmental, functional, and figurative-symbolical, by the analysis of individual creative concepts of masters of modern architecture. The author of the article considers modern constructions of J. Hertsog and P. de Merron, R. Kulhas, Z. Hadid, and Z. Nuvel from a position of integrated synthesis of the architect's individual language, historical and cultural context and the art concept of the product.

Текст научной работы на тему «Город как пространство архитектурно-художественного синтеза»

Город как пространство архитектурно-художественного синтеза

М.В.Дуцев

Пространство современного города предстает в сложном переплетении, синтезе различных культурных, исторических и социально детерминированных элементов - это подвижное многомерное единство времени и места, места и события, события и человеческой личности. Многообразное влияние интеграционных и аналитических тенденций в среде города создает вечную пульсацию социальной, нравственной и духовной жизни человека, имеющую созидательное значение, смысл которого можно выразить словами «объединение» («единство»), «обобщение» («общее»),«целое» («цельность»), «сумма» и т.п.

Интеграционные взаимодействия, с древних времен определяющие базовые законы и методы архитектуры, образуют единство классических составляющих триады Витрувия. Это сложные процессы накопления и обобщения в зарождении и развитии архитектурных стилей; синтез идентичностей места и времени; синтез искусств в архитектуре; сумма метафор и исторических цитат в формировании образа; междисциплинарные связи в концептуальном проектировании. Произведение архитектуры достигает наибольшей цельности, когда выстраивается путем многомерного синтеза, объединяющего авторскую концепцию и социальные запросы, функциональные и художественные посылы, конструктивную и технологическую правду, дух места и ощущение времени.

Научно-теоретический ракурс проблемы взаимодействия архитектуры и искусства в первую очередь связан с поиском места архитектурного творчества в системе искусства. Как известно, разные исследователи выстраивают классификации видов искусства по различным критериям: первичному выразительному языку (Э.Сурио), способу бытования художественной формы (М.С.Каган), степени прикладного значения. Архитектура трактуется как пространственный и как пространственно-временной вид искусства, искусство - как возвышенное в своем духовном поиске и как прикладное, созидающее материальную среду жизни человека. При этом незыблемой остается трактовка архитектуры как искусства синтетического по своей природе. Наиболее наглядно тема единства архитектуры и искусства раскрывается через идею синтеза, глубоко укорененную в истории культуры.

Обратимся к архитектурно-художественному синтезу как актуальной концепции понимания городского пространства, которая представлена целым рядом авторских проектных решений. В этом ракурсе творческая концепция становится синтезирующим ядром в междисциплинарном культурном и научном пространстве, а также в контексте среды города.

С определенной долей условности будем понимать под термином «художественное» совокупность личностного мироощущения и способов его воплощения в материальной действительности, меру духовного наполнения, авторской идентичности архитектурного творчества, возводящую его в ранг искусства.

Концепция архитектурно-художественного синтеза раскрывается в городском пространстве по различным взаимосвязанным направлениям: средовому, функциональному и об-разно-символическому. Важно отметить, что интеграционная многослойность содержит «ген коммуникативности», рождающий диалог- архитектора-автора и адресата (реального или потенциального); архитекторов различных школ, направлений, убеждений; архитектурных объектов в городском пространстве (современныхи исторических),-аархитектурно-художествен-ный синтез становится его средством [1].

«Рим - это не то, что мы видим сегодня, а это множество слоев истории и места» (З.Фрейд). Таким образом, в структуре городского контекста архитектурно-художественный синтез проявляется прежде всего эволюционно- как сложное целое следов прошлого и современности - и как программное использование вещественных памятников старины, воспоминаний, исторических мотивов в концепции, структуре, образе нового архитектурного произведения. Наслоения времени, эпох и стилей делают город разновременным живым образованием. Возможность считывать его «коды» определяет глубину восприятия места, его традиций, являясь показателем культуры социума. Это процесс культурно-исторической идентификации, связанный с поиском архетипизированных знаков и символов, определенного «генотипа» обитаемого пространства. В таком аспекте архитектура тесно взаимодействует с категорией времени, а архетип выступает как форма архитектурной памяти. Архитектор, проживающий историю места, интерпретирующий время в своем произведении, вступает в диалог не только с современником или потомком, но и с предшественником, не нарушая вечную связь времен.

В типологическом плане пространство современного города наполняют различные объекты сферы культуры и искусства: музеи, галереи, выставочные и концертные залы, центры искусств,театры, медиатеки, центры творчества, школы искусств, мастерские художников, открытые городские пространства - форумы и амфитеатры. Состав и количество пространств для развития искусства постоянно меняются и обновляются. Помимо синтеза функционального, интеграционные взаимодействия, как правило, охватывают концеп-

туальное ядро пространств, их технологическую начинку, образный и символический строй, выходят в окружающую среду. Объекты культурной сферы часто становятся яркими свидетельствами индивидуального авторского языка архитектора, творческого стиля мастера.

Образно-символический синтез раскрывается в множестве взаимосвязанных подходов к формированию художественной концепции и образа архитектурного произведения. Коммуникативная функция данного вида архитектурно-ху-дожественного синтеза осуществляется путем вовлечения адресата архитектуры в смысловое и символическое поле замысла автора, его концептами, метафорами, образами. Особое значение при этом имеет выявление интегрирующей роли ведущего образного начала (начал), в качестве которого (которых) может выступать культурный или исторический контекст, язык и стиль мастера, а также вид искусства: музыка, театр, кино, фотография, живопись, графика, скульптура. Распространение получили приемы «театрализации» архитектуры, ориентированные на современное «общество спектакля», по определению Ги Дебора [2. С. 130].

Попытаемся проследить на современных европейских примерах, насколько «ген синтетичности», интегративные качества охватывают произведение архитектуры от концепции до реализации, связывая средовые, функциональные и художественные посылы в единое архитектурно-художе-ственное целое.

Здание Форума в Мадриде (Са1ха^гит) архитекторов Я.Херцога и П. де Меррона выстраивается по принципу мно-гомерного интегрального синтеза, который объединяет деятельностный, средовой, культурно-исторический и образ-но-символический аспекты. По функции здание представляет собой центр новых культурных инициатив со свободными для посещения выставочными площадями и залами универсального использования, где проходят выставки самой разной тематики, - своеобразный «магнит» в культурном пространстве города. Здание стало продолжением «музейного квартала», включающего музеи Прадо, Королевы Софии, Тиссен-Бор-немиса, и обрело черты «экспоната» [3]. Пространственная структура объекта театральна - сценарий внутреннего пространства разворачивается вокруг скульптурной лестницы, объединяющей все залы.

Архитектура демонстрирует причудливую игру времен и стилей. Авторы произведения сделали историю места частью единой инсталляции, выражающей переплетение различных идентичностей городского пространства: города, площади, дома, сада. Наиболее узнаваемый образ - кирпичная стена с фронтоном и декором, восстановленная по традиционной технологии - воспоминание о существовавшем на этом месте в конце XIX века здании электростанции. Пешеходная площадь, продолжающаяся под зданием, отрывает основной объем от земли - честная аллегория прерывистого хода истории. Скульптурное завершение объема, выполненное в современной стилистике, - обобщенный образ характерных

силуэтов города. Наконец, самый привлекательный, живой образ вертикального озеленения - отголосок ботанического сада, расположенного поблизости. Совокупная граница формы, интегрированная поверхность архитектурного объекта, как это часто встречается у данных авторов, представляет игровую сборку разнохарактерных фактур и приемов (традиционная кирпичная кладка, гладкая металлическая облицовка, сетчатая оболочка и «ковер» вертикального озеленения), что подчеркивает коллажный принцип организации объекта.

Таким образом, архитектурное сооружение в единстве функциональных, пространственных, технологических и выразительных составляющих раскрывает свою «театральную» природу, демонстрируя коллажную технику архитектурно-художественного синтеза; становится архитектурным «спектаклем», ориентированным на своего зрителя.

Диалогическая концепция архитектурно-художественного синтеза своеобразно проявляется в организации открытых рекреационных пространств города: парков, скверов, площадей, форумов, бульваров. Так, многочисленные европейские примеры демонстрируют игровую концепцию взаимодействия приемов ландшафтного дизайна, скульптуры, элементов монументального искусства,архитектуры временных павильонов, дизайна городской среды (знаковая городская мебель, «городская игрушка»,тематические экспозиции). Обращаясь к концепции игры, архитекторы ищут непосредственный контакт с потребителем, создавая дополнительную социальную привлекательность объекту и новый уровень демократичности и открытости. Показательны современные рекреационные пространства Барселоны: парки Диагональ-Мар и Пабл-Ноу, отдельные фрагменты городского благоустройства.

Принципы протофункционализма играют далеко не главную роль в коммуникативном аспекте. Широко применяемый образно-символический подход к формообразованию (часто индивидуальный авторский) в своей предельной форме рождает архитектуру на уровне знака, символа без развернутой функциональной программы. Вероятно, в этой связи уместно говорить о граничной форме бытования архитектуры, в которой она сродни концептуальному искусству. Спектр обозначенных подходов в современном проектировании широк: отфилософской притчи или интеллектуального ребуса до архитектурной шутки, иронии, «игрушки».

Авторскую концепцию целостности и непрерывности пространственной структуры архитектурного объекта развивают постройки Р. Кулхаса. Новый концертный зал города Порту (Casa da Música), предназначенный в первую очередь для Национального оркестра Порту, разместился на городской площади в историческом окружении. Архитектурный объект решен по контрасту с прилегающей застройкой и представляет собой каменный «кристалл» в центре площади. Здание объединяет главный зал, трансформируемый малый зал, репетиционные залы, студии звукозаписи, образовательный блок, ресторан, бары и кафе, VIP-зоны, а также подземную автостоянку [4]. Архитектурный образ программно лишен

узнаваемых исторических и стилевых аллюзий, при этом абстрактная граненая форма способна создать множество ассоциаций. Остекленные проемы в главном зале открывают его городу, позволяя трактовать окружение как декорации для сценического действия.

Важной частью структурной организации объекта является, как это часто бывает в произведениях Кулхаса,

непрерывная система общественных коммуникаций в виде лестниц, платформ,террас и эскалаторов, связывающих все функции в единый организм. В основу коммуникативной структуры положен сценарий непрерывно меняющихся впечатлений - здание становится архитектурным приключением. Это единое пространство, по которому можно путешествовать, находя новые места притяжения - кафе,

Здание Форума в Мадриде. Архитекторы Я. Херцог и П. де Меррон. 2005. Справа - вид со стороны главного входа

Многосветное пространство центральной лестницы Аванплощадь под зданием

30 1 2012

бары, сувенирные лавки, новые ракурсы восприятия. Дополнительный эффект цельности создает волнообразная стеклянная стена, иллюзорно открывающая зрительный зал в фойе. Использование дерева во внутренней отделке отвечает главному, акустическому назначению пространства. Музыкальная концепция легла в основу архитектуры: внутри здания будто не существует преград для звука - весь зал звучит!

Концертный зал города Порту в аспекте образно-сим-волического синтеза - это контрастная окружению самодостаточная выразительная форма снаружи и непрерывное пространство звука внутри, организованное по принципам «сценарной» архитектуры. Одним из основных мотивов архитектурно-художественного синтеза является репрезентация жизни звука и восприятие всего спектра звуковых впечатлений посетителем.

Примеры современных решений рекреационных городских пространств в Барселоне. Благоустройство вокруг башни Агбар

Рекреационное пространство около Форума

Парк Диагональ-Мар. Архитектор Э.Миралес

Актуальная архитектура «силовых полей» стала определенным знаком нашего времени (работы П.Эйзенмана, З.Хадид, Ф.Гери,Х.Рашид,Т.Мейна, 0. Декк и др.). Заха Хадид успешно реализует в своем творчестве авторскую концепцию экспрессии движения, динамических потоков, внутренних и внешних силовых линий. Пространство объектов такой архитектуры характеризуется концептуальным,художественным и

стилистическим единством архитектуры и искусства, особой выразительностью авторского языка.

Показательно, что еще задолго до построек Хадид прославилась «концептуальной живописью» («Лондон», «Бер-лин-2000»,«Манхэттен»,«Взгляд на Мадрид»),занимающей промежуточное положение между архитектурной фантазией и живописным произведением, - уникальный метод

авторского творчества. Для Хадид рисунок - теоретическая, исследовательская стадия, открытая к трансформации первоначального замысла («выстрел во тьме», по словам ее коллеги П.Шумахера) [5]. Сточки зрения формообразования ведущей художественной категорией в ее творчестве является пластика, определяющая скульптурный характер ее произведений.

Авторская концепция архитектурно-художественного синтеза ярко проявилась в здании Национального музея

\

Концертный зал в Порту. Фрагменты

искусства XXI века в Риме «МАХХ1» (1999-2010). Функционально здание является интегрированным центром искусств, поскольку объединяет постоянную экспозицию, выставочные площадки, концертные и театральные залы, кинотеатр, архивы (фото, видео и архитектурный),библиотеку, комплексучебных аудиторий, а также книжный магазин. С помощью активно применяемых современных приемов трансформации можно разделять единое пространство на небольшие галереи [б]. Общая объемная композиция

Концертный зал в Порту. Внутренние коммуникационные пространства

реагирует на окружение: в ее изгибе прочитывается влияние реки, в ней остроумно завершается геометрия прилегающих улиц. Экспрессия образного решения усиливается по мере погружения в ткань объекта. Так, внутреннее пространство музея изначально приобрело черты произведения искусства, став самодостаточным зрелищем, спектаклем, «архитектурным шоу», гипнотизирующим зрителя. Он как бы погружается в пульсирующее силовое поле, «пространство сна», будто окутанное материализованными потоками подсознания -

убедительная метафора искусства XXI века в современном представлении. Энергетический накал заряжает окружение, проявляясь в ярких, игровых элементах дизайна среды.

Скульптурность объекта,характерная для творческого почерка мастера, в этом произведении дополняется выявленной графичностью. Эстетика интерьера построена на контрастном взаимодействии черных и белых поверхностей, световых прорезей, которые струятся и переплетаются, визуально искривляя пространство. Черно-белая гамма интерьера до-

Национальный музей искусства XXI века в Риме «МАХХ1». Архитектор 3. Хадид. 2010. Благоустройство входной зоны музея 341 2012

полнена красными штрихами подвесных элементов. Массив необработанной бетонной поверхности нейтрального тона помогает посетителю хотя бы частично сохранить привычные пространственные координаты.

Таким образом, одним из основных средств архитектурной выразительности здания музея становится ожившая в пространстве линия, дополненная ахроматическим колористическим решением. Образно-символический аспект архитектурно-художественного синтеза рождается на стыке скульптурной пластики и пространственной графики.

Концепцию архитектурно-художественного синтеза в творчестве архитектора Ж. Нувеля целесообразно рассматривать в двухосновных взаимосвязанных ракурсах: средовом и художественном. При этом каждое направление глубоко концептуально по своей природе. Понятие контекста мыслится в философском единстве категорий пространства и времени. Целым рядом исследователей неоднократно отмечалось, что в архитектуре мастера прослеживается явная взаимосвязь с философией активного пространства и точки-события А.Бергсона и А.Пуанкаре. Нувель стремится к максимальной дематериализации ограждающей поверхности здания, таким метафорическим образом отдавая приоритет категории времени перед категорией пространства. «Я создаю не пространство, но закованное время в особо чувствительной

коже», - программная установка творчества Нувеля, опосредованно указывающая на авторскую концепцию диалога.

Действительно, возникает ощущение, что его архитектура является своего рода «медиумом», транслирующим чужие голоса и отголоски минувших времен. В одной из наиболее значимых работ мастера, Фонде современного искусства Картье на бульваре Распай в Париже (1991-1994), архитектура отступает на второй план, давая возможность «говорить» городу с его историей, природой, атмосферой. По функции это выставочный зал современного искусства - свободное «пространство кочевников». Как предрекал автор, «невидимая архитектура» превращается в «самую зрелищную», оживляя легенду о ливанских кедрах, высаженных здесь Р.Шатобрианом в начале XIX века. Общую картину созерцания природы и погружения в историко-литературный контекст дополняет заросший травой амфитеатр позади здания.

Художественный ракурс авторского творческого метода - это утверждение поэтики чуда - «где нет тайны, нет искусства». Выбор стекла в качестве основного материала фокусирует внимание на свойствах прозрачности, эфемерности, мимолетности отражений - метафорах времени. Автор подчеркивает медийность своих объектов различными современными средствами: прозрачностью,фото- и шелкографией на стекле, светоцветовыми эффектами, проекциями, гологра-

дайеИаПе

Национальный музей искусства XXI века в Риме «МАХХ1». Интерьер вестибюля и многосветного внутреннего пространства

фическими иллюзиями. Создается впечатление, что Нувель использует арсенал киноискусства: ракурсы, наезды камеры, планы, свет - все, что роднит его творчество с искусством кино и фотографии [7. С. 255-258].

Таким образом, архитектурно-художественный синтез в произведениях Нувеля диалогичен: он развивается на основе авторского метода «интеллектуальной дематериализации», подразумевающего сотворение легенды, мифа, в который погружается адресат. Осмысление и выявление сложного интеллектуального контекста ведется художественными средствами, близкими фото- и киноискусству.

Фонд Картье в Париже. Архитектор Ж. Нувель. 1994. Вид с улицы

Амфитеатр во дворе

Теперь обобщим основные концептуальные подходы и выявим базовые концепции архитектурно-художественного синтеза в пространстве современного города.

1. Деятельностная [8] (типологическая) концепция: музеи, галереи, выставочные залы;

театры, концертные залы;

центры творчества, школы искусств, мастерские художников;

центры искусств, медиакомплексы, медиапространства; открытые городские пространства - форумы, амфитеатры.

2. Контекстуальная концепция: эволюционная (историческая); средовая (пространственно-временная); феноменологическая; интегрирующей роли искусства.

3. Образно-символическая концепция: синтеза искусств в архитектуре;

игры и социальной привлекательности пространства; выразительности цвета и света; знаково-семантическая;

индивидуальная художественная (концепция архитектора).

4. Концепция диалога (коммуникативная): объектов в городском пространстве (современных и исторических);

архитектора-автора и адресата (реального или потенциального);

архитектурных идей, школ, направлений. Литература

1. Гельфонд А.Л. Архитектурно-художественный синтез как средство диалога // Приволжский научный журнал. Н.Новгород: ННГАСУ, 2010. № 4. С. 147-152.

2. Вопросы теории архитектуры: Архитектура и культура России в XXI веке / под ред. И.А. Азизян. М.: Книжный дом «ЛИБР0К0М», 2009.

3. Бахтурова Е. Поглазеть и подумать: Herzog & de Meuron. Caixaforum Madrid // Татлин. 2008. № 2/44/5. С. 92-105.

4. Casa da música, Portugal, Porto, 2005. Concert Hall for the City of Porto: http://www.oma.eu.

5. Рябушин A.B. Заха Хадид. Вглядываясь в бездну. М.: «Архитектура-С», 2007.

6. MAXXI - национальный музей XXI века: http://postroy. dp.ua/articLes.

7. Рябушин А. В. Архитекторы рубежа тысячелетий. М.: Изд-во «Искусство. XXI век», 2005.

8. Дуцев М.В. Концепция архитектуры современного центра искусств: диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. Н. Новгород: ННГАСУ, 2005.

Literatura

1. Gelfond A.L. Arhitekturno-hudogestvennij sintes kak sredstvo dialoga // Privolgskij nauthnij gurnal. N. Novgorod: NNGASU, 2010. № 4. S. 147-152.

2. Voprosi teorii arhitekturi: Arhitektura I kultura Rossii vXXI veke/pod. red. I.A. Asisjan. M.: Knignij dom «LIBRQKOM», 2009.

3. Bahturova E. Poglazetl podumat: Herzog & de Meuron. Caixaforum Madrid // Tatlin. 2008. № 2/44/57. S. 92-105.

5. Rabuschin A.V. Saha Hadid. Vgladivaas v besdnu. M.: «Arhitektura-S», 2007.

6. MAXXI - nazionalnij musej XXI veka: http://postroy. dp.ua/articles.

7. Rabuschin A.V. Arhitektori rubega tisjatscheletij. M.: «Iskusstvo. XXI vek», 2005.

8. Ducev M.V. Konzepzia arhitekturi sovremennogo zentra iskusstv: dissertacia na soiskanie utschenoj stepeni kandidata arhitektury. N.Novgorod: NNGASU, 2005.

The City as a Space of Architecture-Art Synthesis.

By M.V.Dutsev

The article is devoted to the formation of a modern city space in the aspect of architecture-art synthesis. From this standpoint the author's creative concept becomes a synthesizing kernel in the interdisciplinary cultural and scientific space, and also in a context of the urban environment. Integration interactions are revealed in the article in various interconnected directions: environmental, functional, and figurative-symbolical, - by the analysis of individual creative concepts of masters of modern architecture. The author of the article considers modern constructions of J. Hertsog and P de Merron, R. Kulhas, Z. Hadid, and Z. Nuvel from a position of integrated synthesis of the architect's individual language, historical and cultural context and the art concept of the product.

Ключевые слова: архитектурно-художественный синтез, архитектурная концепция, авторский язык архитектора, пространство современного города, коммуникативность, художественная концепция.

Key words: architecture-art synthesis, architectural concept, author's language of an architect, space of a modern city, communicativeness, art concept.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.