Архитектура Экспо-2010: мир смотрит в будущее
Н.А.Коновалова
История всемирных выставок свидетельствует о том, что их временные площадки являются местом, где страны-участ-ницы могут реализовать самые смелые идеи и испытать новые технологии, что способствует поддержанию пристального внимания к всемирным выставкам специалистов различных областей деятельности. И, конечно, миллионы людей стремятся увидеть архитектурные эксперименты разных наций. Концепция и дизайн каждого выставочного сооружения разрабатывается в течение нескольких лет. В результате история современной архитектуры постоянно ссылается на выставки и введенные там новшества, открывающие новые возможности художественного языка архитектуры и техники строительства.
В 2010 году впервые на своей территории принял всемирную выставку Китай. Страна победила в жесткой конкурентной борьбе, развернувшейся в Париже на заседаниях Международного бюро выставок среди государств, отстаивавших право принимать Экспо у себя. Среди претендентов стать страной-хозяйкой Всемирной выставки 2010 года была и Россия, уже второй раз подававшая подобную заявку. Впервые страна строила грандиозные планы по организации Экспо в 1967 году, предложив девиз «Прогресс и мир». Несколько лет назад Россия вновь начала готовиться к тому, чтобы принять на своей территории Всемирную выставку 2010 года, предложи в тему «Ресурсы, технологи и, идеи - путь к единому миру». Но мечта стать страной-хозяйкой Экспо для России вновь оказалась несбывшейся.
Предложенная Китаем тема Экспо-2010 «Лучший город, лучшая жизнь»1 выражает стремление повысить качество жизни в городских условиях, а также является логическим продолжением выбранного приоритетного направления последних всемирных выставок, посвященныхусловиям жизни человека, выявлению возможностей обеспечения ему гармоничной среды обитания. Развитие таких поисков приводит к определению центрального условия, необходимого для гармоничной жизни - сосуществования с природным окружением. Как следствие, на первый план выходит проблема города и его составляющих, его устройство, не противопоставляющее себя природной среде. Экологичность архитектуры становится главным условием ее жизнеспособности в современном мире.
Всемирная выставка 2010 года призвана акцентировать внимание на проблемах, с которыми сталкиваются все крупные мегаполисы. По оценкам специалистов, к 2020 году
1 Тема по-китайски звучит «Чэнши, жан шэнхуо гэн мэйхао», что в переводе означает «город, в котором жизнь лучше».
1 2011
2/3 населения мира будут проживать в городах, и решение городских проблем следует признать приоритетным направлением деятельности для всех стран мира. На Экспо-2010 представители 242 стран и общественных организаций смогли обменяться опытом городского развития, оценить современную жизнедеятельность человечества, обменяться инновационными идеями по решению экологических, энергетических и многих других проблем.
Выставку решили разместить в Шанхае, учитывая кол-лосальные экономические преобразования, через которые город прошел за последние 30 лет. Чтобы предстать перед участниками мероприятия очередной мировой столицей, город подвергся значительной реконструкции, в том числе была расширена и модернизирована его транспортная система. Предусмотренное к выставке расширение аэропорта Пудунг сделало его крупнейшим международным транспортным узлом страны (он стал обладать пятью взлетно-посадочными полосами и тремя терминалами). К 2010 году существенной модернизации подверглось метро Шанхая: к имеющимся восьми линиям добавились еще пять, а общая протяженность Шанхайской подземки достигла 400 км. Начал строится и мост Лупу, ставший одной из главных видовых точек Экспо-2010. На территории выставки и в окружающих ее районах создали маршруты автобусов с нулевым выбросом в атмосферу вредных веществ.
Под Экспо была отведена значительная (более 5 га) территория в центре Шанхая по обоим берегам реки Хуан-пу. Через центр выставки от главного входа до берега реки прошел Экспо-бульвар, обозначая собой главную ось многонационального архитектурного комплекса. Бульвар, длиной около километра и шириной более ста метров, представляет собой многоуровневую структуру, обеспечивающую доступ к различным выставочным зонам и транспортным коммуникациям. Он перекрыт мембранной кровлей, имитирующей кроны деревьев. Для проникновения дневного света под тентовую кровлю предусмотрены эффектные сетчатые воронки, выполняющие функцию световых колодцев. К тому же с обеих сторон бульвар окружен озелененными рвами, что необходимо для проникновения естественного света на те линии бульвара, которые расположены ниже уровня земли.
Каждой стране-участнице Всемирной выставки предстояло раскрыть заявленную тему Экспо средствами архитектурно-художественного решения своего павильона. Кроме того, выставочный павильон должен воплощать собой понятный и легко воспринимаемый образ этой страны, соединяя как
53
#
гм
устремление ее культуры в будущее,так и собственный взгляд натрадиции. Другими словами, при строительстве павильона для Всемирной выставки архитекторы заглядывают в будущее, экспериментируют с формообразованием и строительными материалами, при этом актуализируя весь накопленный исторический опыт своей культуры.
Постройки стран-участниц - национальные павильоны
- должны были соответствовать ограничениям по площади (до б тыс. кв. м) и по высоте (не превышать 20 м). Для себя страна-хозяйка сделала исключение: китайский павильон, высота которого составила 63 метра, стал безусловной вертикальной доминантой выставки. Павильон ярко-красного цвета, представленный под девизом «Китайская мудрость для городского развития», занял центральное место на Экспо. Сооружение назвали «Венец Востока», оно напоминает яркие традиционные китайские храмы. Создатели павильона взяли за основу консоль древней архитектуры, доугун, и увеличили ее до огромных размеров. В центре внимания экспозиции четыре великие изобретения Китая: бумага, типографская печать, порох и компас.
Экспо-музей и мост Лупу
Непререкаемый лидер архитектурного состязания Экс-по-2010 национальный павильон Великобритании очаровывает своей простотой и элегантностью. По форме он представляет собой нечто среднее между сферой и кубом. Павильон со всех сторон покрыт тонкими 7-метровыми щетинками из оргстекла. Чтобы подчеркнуть возникающую иллюзию парения здания в воздухе, вход в павильон устроен по мосту. Каждая щетинка заканчивается прозрачной колбой, в которой запечатаны семена одного из 60 тысяч растений, выделенных для этой цели ботаническим садом Кью. К 2020 году в Кью планируется создать самый крупный на планете банк семян, что и послужило отправной точкой в решении архитектурного облика павильона, получившего название «Собор семян». После окончания выставки семена будут переданы в дар китайской стороне. Фоном для павильона служит небольшая темно-серая «долина», имитирующая оберточную бумагу, в которой «подарок» прибыл в Шанхай.
Нидерланды представили павильон под названием «Улица счастья». Пространство павильона - закрученная восьмеркой дорога, вдоль которой располагаются 20 маленьких жилых домиков - выставочных залов. Достаточно точно передан микромир голландской улицы - яркой, эклектичной. Длина выставочной дороги 400 м. На «Улице счастья» можно увидеть маленький домик с вывеской «СШЕАС» (такое название носит бывший кинотеатр Амстердама, ныне пере-
Павильон Китая
Экспо-бульвар
54 1 2011
Павильон Великобритании. Архитектурное бюро «Heatherwick Studio»
деланный в клуб). «С1NЕАС» в голландском павильоне - это символ счастья современной городской улицы, на которой, по мнению авторов концепции, обязательно должны размещаться клубы и кинотеатры как знак культурного досуга, новизны идей, яркой жизни.
Передать микромир своей культуры с такой силой выразительности, чтобы посетители ощутили его не только умозрительно, но даже и физически, «пропустили» через себя - такую задачу ставили перед собой архитекторы павильона Дании. Металлическая конструкция павильона выкрашена в ослепительно белый цвети представляет собой две закольцованные петли, предлагая посетителям прокатиться по пандусу на велосипеде. Именно таким образом, считают организаторы, можно испытать на себе волшебное ощущение проживания в этой стране. В центре нижней петли постройки расположен декоративный бассейн, украшенный одним из символов Дании - статуей Русалочки.
Предлагая архитектурно-художественное решение, ряд павильонов реализовал концепцию единения с природой как одно из возможных направлений позитивного развития архитектуры. Павильон Швейцарии, например, задуман как символ симбиоза города и природы. Два железобетонных цилиндра олицетворяют собой урбанизированную среду, из
которой с помощью фуникулера можно попасть на природу (ее роль исполняет озелененная крыша с холмистым рельефом). Павильон «окутан вуалью»,улавливающей солнечную энергию. На сетчатую алюминиевую завесу неравномерно закреплены десять тысяч красных дисков с генератором, энергоносителем и светодиодом. Они сделаны из экологически чистого материала - соевых волокон, которые легко разлагаются в природной среде. Фасад проявляет свою активность круглые сутки в форме ярких вспышек и символизирует собой энергию, которая циркулирует вокруг нас и не используется, пропадает впустую.
Свой вариант художественного и функционального единения архитектуры и природы предложила Германия. Национальный павильон Германии на тему «Сбалансированное городское пространство» демонстрирует возможность достижения средствами архитектуры и городского планирования равновесия в вопросах плотности населения, социальной активности, коммуникации. В жизни города должен присутствовать баланс между обновлением и сохранением, новациями и традициями,урбанизацией и природой, сообществом и индивидуумом, работой и досугом. Только то городское про-
Павильон Нидерландов. Архитектор Йон Кермелинг Павильон Швейцарии. Архитектурное бюро «Buchner Brundler
Architects & Element GmbH»
странство, в котором не нарушается этот баланс, оптимально для жизни. Город, по мнению авторов, должен обрести этот баланс и, более того, стать его символом. Тема баланса стала основой концепции павильона и отразилась в необычном архитектурном решении и дизайне интерьера. Именно сбалансированное разнообразие, а не стандартизация станет, по мнению создателей павильона, наиболее важными чертами завтрашних городов. Баланс, синкретизм контрастов немецких городов представлен на Экспо. Структура павильона содержит два основных элемента: ландшафт и выставочные залы. Ландшафт представлен многоуровневой структурой, террасами, протянувшимися с первого на третий этаж. А над этими площадками нависают четыре блока выставочных залов, как бы предлагая посетителям укрытие от солнца и защиту от дождя. Необычная конструкция формирует крышу, представляющую собой сочетание интерьера и экстерьера, городской инфраструктуры и природы. Сооружение кажется металлическим, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что оно сделано из плотной прорезиненной ткани, натянутой на металлический каркас. Такое несовпадение между зрительным восприятием и реальностью выявляется
и в конструкции павильона, максимально отражающей философию баланса, раскрывая взаимодействие между несущими и «несомыми» конструкциями, между целым и его частями. Зрителю кажется, что каждый элемент конструкции хорошо уравновешен, однако любой блок павильона сам по себе неустойчив, и обретает равновесие только после соединения с другими частями. В центральном экспозиционном зале под названием «Источник энергии» помещен огромный сверкающий шар. На его поверхности установлены 400 тысяч светодиодов. Если дружно кричать и хлопать в ладоши, на поверхности шара появляются изображения, и он начинает раскачиваться, превращая внешние шумы в энергию.
Путь минимализма, не исключающий все же идею экологичности и, в частности, саму природную составляющую, избрали Финляндия и Саудовская Аравия. Павильон Финляндии называется «Кирну», что в переводе с финского означает «Огромный котел». Внутреннее пространство котла открыто к небу и функционирует как форум для проведения общественных мероприятий. Двойные стены вмещают выставочное пространство и обслуживающие помещения. Тема павильона - «Благополучие, знания и окружающая среда». Здание
#
гм
очень экологично, оно использует солнечную и геотермальную энергию, естественную вентиляцию, а два бассейна на нижнем уровне выполняют еще и охлаждающую функцию.
Тема павильона Саудовской Аравии - «Единство в многообразии». Источником архитектурной идеи послужил оазис в пустыне. Павильон, названный «Лунная лодка», высоко поднят на опорах и возвышается над землей, словно парит в воздухе. На крыше посажены финиковые пальмы, один из символов страны. Значительное количество пальм на крыше и вокруг постройки обеспечивают тень и естественную прохладу. В павильоне не предусмотрено ни окон, ни дверей, за счет чего делается попытка экономии ресурсов.
Значительное число стран пошло по пути несущего символическую нагрузку декорирования фасадов своих национальных павильонов.
Павильон Италии, названный «Город для человека», стремится, с одной стороны, показать сохраненное наследие культуры Древнего Рима, а сдругой,- предъявить динамично развивающуюся страну. Внешняя сторона здания представля-
ет собой подвижную мозаику, части которой складываются в разнообразные узоры. Фасад павильона состоит из двадцати модулей, каждый из которых символизирует регион Италии. Идея павильона иллюстрирует гармонию культур различных областей страны. Памятники классической архитектуры, флорентийская мебель ручной работы и венецианское стекло соседствуют в экспозиции с новинками высоких технологий последних лет.
Сходный дизайнерский прием демонстрирует Швеция, фасад павильона которой формирует карту центра Стокгольма. Сквозные коридоры разделяют павильон на четыре части. Если смотреть на здание сверху, пространственное решение в сочетании с цветовой гаммой образуют флаг страны.
Белоснежный фасад павильона Чехии украшают 63415 черных резиновых шайб для хоккея на льду. Они выложены так, что представляют карту старой Праги, в то же время рассказывают о главном виде национального спорта страны. Вход в павильон выделен закрученными вверх пластиковыми лентами, символизирующими ледяную стружку, вылетающую
Павильон Чехии. Архитектурное бюро «йеког»
Павильон Пакистана. Архитектурное бюро «ЕЕОТС»
Павильон Индии
Павильон Непала
1 2011 57
из-под лезвия коньков передвигающихся на огромной скорости спортсменов.
Многие страны пошли по пути копирования своих архитектурных шедевров. Например, главный зал павильона Индии представляет собой копию ступы в Санчи с затейливым узором на куполообразной крыше. Весь купол засеян травой, что отражает экологическую направленность выставки. Сделан он из толстого бамбука (впрочем, как и многие экспонаты выставочного зала) и стал самым большим в мире бамбуковым куполом. Тема павильона - «Гармоничный город», а его особенность - значительная экономия ресурсов. Зданию вообще не нужны никакие внешние виды ресурсов, так как он полностью обеспечивает себя сам благодаря огромному ветряку, помещенному на крыше.
Не стал исключением и Пакистан. Для раскрытия темы национального павильона Пакистана «Гармония многообразия в городе» его прототипом была выбрана известная древняя Лахорская крепость. Причем выставочный вариант выполнен в масштабе 1:1. Внешний вид павильона был призван, с одной стороны, колоритно отобразить необычность присутствия в современном крупном городе древнего форта. Этому, безусловно, способствовало местоположение: сооружение размещалось в центре выставочной территории, напротив главной постройки Экспо - китайского павильона.
Другой аспект раскрытия темы утверждал необходимость сочетания новейшего с сохранением древнего, исторического как полноценный путь развития современных городов.
Официальное название павильона Непала «Сказки Катманду». Группа сооружений, составляющих павильон, очень живописно, и в то же время точно передают пейзаж столицы Непала - города Катманду на фоне пика горы Эверест. Гора Эверест считается местом рождения Будды Лумбини, поэтому не составляет труда узнать в постройках павильона самую крупную ступу в Непале - ступу Боднадх в Катманду, окруженную традиционными домиками.
Одной из стран, наиболее успешно возводящих на протяжении последних Экспо узнаваемый, чрезвычайно национальный павильон, не прибегая тем не менее к этническим и традиционным аллюзиям, является Япония. Ей удается очень тонко передать традиции выстраивания архитектурного пространства и эстетические ценности своей культуры, великолепно совмещая все это с передовыми технологиями энергосбережения,теплосбережения, при соблюдении законов экологичности, и проиллюстрировать достойный пример сохранения культа природы в Японии.
Павильон, который Япония представила на Экспо-2010, получил название «Дышащий организм». Его цвет явился результатом смешения красного и синего, так как красный
Павильон Японии. Архитектор Ютака Хикосака Павильон Южной Кореи. Архитектурное бюро «Mass Studies»
#
гм
символизирует солнце, а синий - воду. Форма постройки уподоблена кокону шелкопряда. Объясняется это тем, что технология по переработке шелковичных коконов проникла в Японию из Китая. У здания имеется несколько «усиков», выполняющих функцию воздухоотводных труб. Они предназначены для естественной циркуляции воздуха внутри помещения, а также для собирания дождевой воды с целью ее дальнейшего использования. Павильон, кроме того, снабжен легкими солнечными батареями, а на южной стороне покрытия установлены мембраны. Солнечные батареи обеспечивают павильон энергией, а двухслойные мембраны фильтруют свет. Таким образом, в проектировании павильона воплощена идея использования экологически чистой энергии. «Гармония в технике отражает гармонию в душе», - говорят японцы.
Следует отметить, что использованный японцами архитектурно-художественный образ можно увидеть на всех выставках третьего тысячелетия (Экспо-2000, Экспо-2005 и Экспо-2010). Более того, найденная форма павильонов (с небольшой долей изменений транслирующаяся от выставки к выставке) должна демонстрировать итог экспериментов с формообразованием в Японии за последнее десятилетие и ставит своей целью придать новое, современное звучание органической архитектуре. Представляемые на Экспо XXI века архитектурные сооружения Японии недвусмысленно показывают, с одной стороны, абсолютно точное «попадание» найденной формы в логику понимания и осмысления традиций своей культуры, а с другой,- ее соответствие предъ-
Павильон Испании. «Miralles/Tagliabue ЕМ ВТ Architects»
являемым высоким требованиям экологичности архитектуры и ресурсосбережения.
Совершенно неинтересными оказались сооружения США и Франции - постоянных и активныхучастников всемирных выставок. А вот впервые вышедший на Экспо Израиль, напротив, представил оригинальную футуристическую постройку. Сооружение издалека похоже на раковину, но, согласно концепции, в нем необходимо увидеть две сплетенные руки. Две части, из которых состоит постройка, сужаясь и закручиваясь кверху, переплетаются между собой. Эффект усиливается тем, что одна из частей имеет сплошное остекление, а другая -полностью глухая. Павильон разделен на три части. В первой разбит сад, где растут 54 цитрусовых дерева - эта цифра в еврейской культуре символизирует счастье.
На создание оригинального проекта выставочного павильона Южной Кореи дизайнеров вдохновила корейская национальная письменность. Буквы корейского алфавита, от совершенно миниатюрных до гигантских, накладываясь друг на друга и загибаясь, образуют белые фасады павильона. Внутренние разноцветные панели постройки оформлены художником Ик Джун Каном. После закрытия Экспо ихобещают
Павильон Австралии
Павильон ОАЭ. Архитектор Норман Фостер
Павильон Вьетнама
1 2011 59
#
гм
распродать как произведения искусства,удовлетворяя таким образом условию вторичного использования строительного материала. Павильон создавался под девизом «Дружелюбный город, красочная жизнь». Следовательно, его ключевой идеей является стремление показать, что современный город может быть разнообразным, комфортным и красочным. Открытое пространство павильона на первом этаже не имеет дверей, что, по замыслу авторов, должно призывать людей к общению и объединению. В экспозиции представлены проекты зеленых южнокорейских городов, в которых продемонстрировано бережное отношение к окружающей среде за счет сокращения выброса углерода.
Чрезвычайно близкой оказалась концепция павильона Словении. Ее столица Любляна в 2010 году признана ЮНЕСКО книжной столицей мира. Это событие и нашло отражение в дизайне павильона. Фасад в виде тысячи выставленных на полках книг раскрывает выбранную для павильона тему «Открытая книга».
Яркие и легко воспринимаемые визуальные образы легли в основу концепции павильонов многих, в основном южных стран, а также выставочного сооружения Румынии, по форме напоминающего зеленое яблоко, от которого был откушен кусок. Хозяева румынского павильона не перестают повторять, что у них на родине считают, что если съедать
#
Павильон Канады. Проект. Архитектор Сир к дю Солеиль
одно яблоко в день, то долголетие обеспечено. Выбор формы постройки объясняют еще и тем, что яблоко является универсальным символом. Это и здоровье, и знания, и свежесть, и искушение, и вечность. Формой и дизайном павильона Румыния подчеркивает свое стремление к развитию «зеленых» технологий. Здание из стеклянных стен и стальной конструкции имеет площадь около двух тысяч квадратных метров. Стены «румынского зеленого яблока» изготовлены из особого стекла, которое способно сберегать энергию. В основной части здания четыре этажа. Здесь располагаются художественная и музыкальная зоны, ресторан, смотровая площадка и деловой центр. «Откушенная» часть павильона - это открытая площадка, на которой проходят концерты.
Зрительные образы также легли в основу концепции павильона Австралии. Созданный на тему «Воображение», павильон отличается изогнутой формой, напоминающей холмистые барханы в пустыне Австралии. Стены сооружения выполнены в виде экранов, которые меняют свой оттенок в диапазоне от нежно-алого до темно-красного. Но большую часть времени они имеют цвет охры, в котором безошибочно угадывается цвет земли Австралии.
Вдохновение от пейзажей волнистых песков легло в основу павильона Объединенных Арабских Эмиратов. Форма и цвет павильона были призваны отобразить очарование гармонии архитектуры и природы. Полосное остекление павильона позволяет солнцу полностью освещать его интерьер, а по ночам придает зданию неповторимый причудливый облик.
Испания представила на выставку чрезвычайно пластичную постройку под девизом «От города наших родителей к городу наших детей». Авторы дизайна павильона, вероятно, вдохновлялись образом плетеной корзины, ведь плетение является традиционным ремеслом как в Испании,так и в Китае. Выставочный павильон представляет собой очаровательную структуру из сплетенных вручную деревянных прутьев. Это
Павильон Польши. «WWA Architects»
60 1 2011
Павильон России. Архитектор Л. Р.Айрапетов
экологически чистый материал, широко применяемый в стране с древнейших времен. Каждый элемент фасада по-своему изогнут и показывает свою технику плетения. Волнообразные стены сооружения собраны из 8524 разноцветных плетеных элементов.
Полностью плетеное сооружение представил и Вьетнам. Его выставочное здание построено из бамбука, таким образом архитекторы хотели подчеркнуть свою приверженность идеям энергосбережения и гармонии человека с природой. Если посмотреть на павильон Вьетнама издалека,то кажется, что это сделанная из бамбука коробка. Наружные стены выставочного помещения покрыты коричневой краской, чтобы бамбук не сгнил и не загорелся. Для внутренней отделки павильона также использовался бамбук.
Чрезвычайно интересен дизайн канадского павильона. Деревянная постройка с ломанными фасадами раскрывает тему «Живой город: устойчивый, творческий, содержательный». Для строительства павильона использовали канадский красный кедр, планки которого, крепясь к стальной раме, покрыли 4 тыс. кв. м поверхности сооружения. В плане постройка вписывается в прямоугольник, образуя просторный внутренний двор. Главный фасад разомкнут, приглашая посетителей на просторную площадь павильона. Многогранная форма постройки ориентирована на создание яркого впечатления в любое время суток и при любом освещении, демонстрируя бесконечное разнообразие зрительных эффектов.
Стратегия защиты окружающей среды нашла свое воплощение в предельно легком демонтаже деревянных частей павильона Канады для их последующего использования. Системой дренажа организован сбор дождевой воды, необходимой для хозяйственного содержания постройки. Яркой иллюстрацией необходимости включения природных элементов в современную городскую среду стала «Зеленая стена» павильона площадью 15x40 метров, покрытая вечнозелеными саженцами. Эта стена также выполняет функцию естественного биовоздушного фильтра.
Фасад польского павильона перфорирован традиционным польским узором. Днем через него проникают солнечные лучи, вечером же эта прихотливая вязь светится изнутри, превращая здание в узорчатый абажур. Архитектурными средствами сделан акцент на входе в павильон - он выполнен в виде складки, одновременно функционирующей как навес.
Большинство павильонов Экспо-2010 сделаны из экологически чистых материалов, которые подлежат полной переработке или же сооружены из вторсырья. Досадно, что павильон России, сделанный из пластика, предстал в этом ряду неприятным исключением.
Российский павильон оказался в числе 12 стран, представивших свой павильон на максимально возможной для национальных экспозиций площади - б тыс. кв.м. Главный выставочный зал спроектирован в виде серого куба, окруженного двенадцатью бело-золотыми башнями, которые, по словам его архитектора Л. Айрапетова, с одной стороны, пред-
ставляют современный этап развития страны, символизируя быстрорастущие мегаполисы с небоскребами, а с другой, -бело-золотой цвет башен напоминает исторические образы русской архитектуры. Высота башен достигла 20 метров, полностью исчерпав установленный организаторами лимит. Подавляющее большинство китайцев, осматривая постройку, восхищенно сравнивали ее с русской снежной крепостью. На Экспо-2010 немалое число стран решило обратиться к стилю «этно». Не стала исключением и Россия. Перфорация верхних частей башен создана на основе этнических орнаментов народов, населяющих Россию.
В российском павильоне тема Экспо воплотилась в поиске лучшего города для детей. Идея простая: «Лучший город
- это тот, в котором хорошо живется детям», поэтому павильон России был задуман как город, в котором талантливые дети представляют свое видение будущего. Со зрительными образами дизайн интерьера (Б.Краснов) увязывается неоднозначно. Его мотивы взяты из произведения Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Не смутило даже полное незнание этого автора за пределами страны. Посетители павильона проходят между гигантскими цветами и ягодами, произрастающими в «сказочном городе». А главным символом павильона стал Незнайка, присутствие которого по-
Павильон России. Интерьер
влекло за собой множество двусмысленностей в восприятии как символизирующей страну постройки,так и самого образа новой России2.
Каждая страна, принявшая участие в Экспо-2010, вносила свои предложения в формирование будущего городов с позиции экологического развития. В конструкции большинства павильонов были предусмотрены солнечные батареи, ветряки, не говоря уже о новых приемах озеленения архитектуры. Экспозиции представляли изобретения, которые неподготовленному посетителю подчас казались кадрами фантастического фильма. Японцы, например, продемонстрировали роботов-домохозяек, а также транспорт будущего - персональные (рассчитанные на одного человека) электромобили с нулевым выбросом в атмосферу вредных веществ. Но самое главное
- в экспозиции японского павильона проходила опытная демонстрация «электронной стены», изобретения, выводящего на новый уровень дизайн интерьера жилого помещения и его функциональные возможности. Мультифункциональная «электронная стена», сделанная из супертон кого материала, позволяет неограниченное число раз производить смену художественного оформления стены (обоев), произвольно создавать семейные фотоизображения (точнее, выводить их в рамочках на стену), выбирать диагональ телевизора, который после включения будет передвигаться по стене вслед за хозяином. К сожалению, в таком сравнении экспозиция павильона России выглядела бледно. Правда, в августе 2010 года (незадолго до закрытия Экспо) по поручению Президента Российской Федерации экспозиция павильона была в срочном порядке обновлена: появились наночипы и другие информационные продукты будущего, демонстрирующие инновационный потенциал страны.
В целом,учитывая, что Россия на протяжении почти двух десятилетий, выходя на Экспо, использовала предлагаемые страной-организатором стандартные ангары, предназначенные только для размещения экспозиции, и не решалась возводить собственное архитектурное сооружение, представленный на Экспо-2010 павильон следует воспринимать как безусловное достижение. Отмечая решительный старт, который взяла в этом году Россия, выйдя на Всемирную выставку, хочется выразить надежду, что это начало нового подъема к вершине мирового лидерства в области архитектуры. Безусловно, Россия сможет удержать некогда высоко поднятую планку качества создаваемой на Экспо архитектуры. Для этого необходимо понимание специфики подобного рода сооружений, важность их наличия на Экспо и открытые творческие дискуссии в этом вопросе. Все это должно подтолкнуть к созданию условий, при которых ведущие архитекторы страны и профессионалы в области архитектурной
науки будут включаться в открытый диалог, показывая свое видение «образа России» на площадке архитектурных экспериментов мира.
Все павильоны, возведенные странами-участницами для Всемирной выставки, априори являются временными. После окончания 184 дней работы Экспо-2010, 31 октября павильоны стран-участниц будут демонтированы. Должен остаться и эксплуатироваться в дальнейшем главный павильон выставки - китайский. Кроме того, принимающая сторона обещает провести конкурс среди временных построек и 3 самые лучшие оставить, чтобы на постоянной основе разместить в них досуговые и развлекательные учреждения. Павильон России рассматривался как один из претендентов на «вечную» жизнь.
Выставочной территории, которая так удачно расположена в центре Шанхая, уготована участь пройти несколько стадий застройки. Совсем недавно на ней была расположена промзона и ветхий жилой фонд. Их сменили яркие сооружения стран-участниц Всемирной выставки. После закрытия Экспо на ее бывшей территории разместится новый деловой район Шанхая, который уже обрел все самые современные транспортные коммуникации и мощнейшую рекламу. Проведение Всемирной выставки в деловой столице Китая, безусловно, можно назвать важным шагом на пути создания мегаполиса всемирного значения - таким лозунгом городское правительство отразило свои стремления в отношении будущего Шанхая.
Architecture of Expo-2010: the World Looks Ahead.
By N.A.Konovalova
The World Exposition Shanghai China 2010 is themed on «Better City, Better Life», the first time for a World Exposition to focus on the issue of city (population density of a city, communications, the nature in the urban environment). The Expo's national pavilions are based on their own cultural tradition, exploration of the theme and the architectural experiments. The author describes the successful examples of architecture of the Expo-2010.
Ключевые слова: Всемирная выставка, современная архитектура, архитектурные эксперименты, национальные павильоны, традиции культуры.
Key words: World Exposition, modern architecture, national pavilions, cultural traditions.
2 После дословного перевода имени героя российского павильона на китайский язык, получилось «маленький невежда», что вызвало бурю протеста со стороны авторов концепции. Поиск иероглифов, более мягко и позитивно выражающих смысл имени, все же увенчался успехом, и Незнайка стал мальчиком, «ищущим знания».
62 1 2011