11. В Иркутске будут обучать реставраторов памятников архитектуры // Областная газ. 2012. 9 ноября.
Информация об авторах
Копылова Наталья Сергеевна, студентка, тел.: 89086441507, е-mail: [email protected]; Иркутский государственный технический университет, 664074, Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Корзун Никита Леонидович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры инженерных коммуникаций и систем жизнеобеспечения, тел.: 89149100532, e-mail: [email protected]; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the authors
Kopylova N.S., undergraduate, tel.: 79086441507, е-mail: [email protected]; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
Korzun N.L., Candidate of medical science, associate professor, department of engineering services and life-support systems, tel.: 89149100532, e-mail: [email protected]; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
УДК 061.48 (93)
РАЗВИТИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВЫСТАВОЧНЫХ И ПОСТВЫСТАВОЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ВСЕМИРНОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ 1893 ГОДА В
ЧИКАГО (США)
С.А. Макотина
Рассматривается история планирования и проведения Всемирной универсальной выставки 1893 года в Чикаго. Изучается территория размещения выставочных павильонов, их формообразование и благоустройство выставочных площадей. Раскрывается суть дальнейшего развития и изменения поствыставочного пространства Всемирной выставки 1893 года. Статья посвящена общественным пространствам, их устойчивому развитию в условиях большого города.
Ключевые слова: Всемирная универсальная выставка; ландшафтный дизайн; павильон; общественное пространство; поствыставочное пространство.
DEVELOPMENT AND EXPLOITATION OF EXHIBITIONAL AND POST-EXHIBITIONAL AREAS OF THE WORLD UNIVERSAL EXPOSITION IN CHICAGO
IN 1893 (THE USA)
S.A. Makotina
In this article we considered the history of planning and installation of the World universal exposition in Chicago in 1893. We explored the arrangement of exhibition pavilions, their generation of geometry and improvement of exhibitional areas. We found out the idea of the future development and changes of the post-exhibitional area of the World universal
exposition in 1893. The article is dedicated to the social areas, their constant development in the conditions of a large city.
Key words: World universal exposition, landscape design, pavilion, social area, post-exhibitional area.
В 1893 году город Чикаго принял Всемирную универсальную выставку. Это была третья по счету международная выставка в США (в 1853 г. выставка проходила в Нью-Йорке, в 1876 г. - в Филадельфии), и вторая по значимости и размерам, предъявляемым к Всемирным универсальным выставкам [7, 8]. В это время в Америке был особый подъем в промышленности и экономике. Именно в этот период бурного развития и внедрения новых технологий было решено устроить новую выставку «Искусств, трудолюбия, промышленности и произведений земли, ее недр и морей». Выставка была приурочена к празднованию 400-летней годовщины открытия Америки Христофором Колумбом. В его честь выставку нарекли «Колумбовой» (World's Columbian Exposition). Место проведения было выбрано не случайно: Чикаго по своей индустриальной мощи мог подняться до «французских стандартов» и перегнать результаты Парижских Всемирных выставок.
28 апреля 1890 года Президент США Б. Харрисон подписал закон о проведении зимой и летом 1893 года Всемирной выставки в Чикаго. Времени для подготовки местности и всей выставочной экспозиции было достаточно, однако многие объекты оказались не готовы к открытию международного форума. Основное финансирование выставки осуществлялось за счет средств крупнейших американских компаний, заинтересованных в демонстрации своей промышленной мощи. Благодаря этому среди экспонатов Колумбовой выставки преобладали экспонаты промышленно-технического уклона как американского, так и европейского производства [4].
К концу XIX века население Чикаго составляло 1200 тыс. жителей. Город был центром всех железных дорог страны. Городские здания поражали своими колоссальными размерами, именно здесь появились первые американские небоскребы.
Во второй половине XIX века Выставочными комиссиями уже были предприняты первые попытки размещения Всемирных выставок за пределами города, например в пригороде Филадельфии. Таким же образом выбор территории для проведения Колумбовой выставки руководствовался идеей построить экспозиционные павильоны вне центра города Чикаго, все новые здания Экспо возвести на незастроенных участках в окрестностях озера Мичиган. В этом случае было обеспечено разнообразие эскизных проектов, что давало возможность экспертной комиссии выбрать оптимальный генплан выставки. Кроме этого, новая, не урбанизированная, территория благоустраивалась и использовалась в дальнейшем для всего города. Решалась также транспортная проблема и проблема качественного перемещения людских потоков.
Создание композиционного единства архитектурного комплекса на выставках XIX века достигалось за счет общей стилистики сооружений и идейной композиционной доминанты. Кроме этого, ряд традиционно градостроительных приемов помогал достичь успехов в создании гармонии объемно-пространственной структуры. Идея функционального зонирования выставочного комплекса впервые появилась в 1873 году в Вене [9]. Увеличивающиеся масштабы Всемирных выставок требовали четкого распределения секторов: сектор павильонов страны-устроительницы, место фестивалей и официальных приемов, иностранный сектор, зона аттракционов и развлечений и др. Чикагская выставка 1893 года тоже стала придерживаться данного типа формообразования. Большую роль в объединении архитектурных объектов Колумбовой выставки сыграли многочисленные водные объекты: озера, каналы, лагуны [5].
Территория, выбранная на окраине города, покрывала обширную рекреационную зону Джексон-парка (Jackson Park), живописно расположившуюся на южном берегу озера Мичиган. Парк, названный в честь седьмого Президента США Эндрю Джексона, именно в
период подготовки к Всемирному форуму активно начал развиваться и вошел в историю страны как место проведения универсальной выставки. История Джексон-парка ведется с 1869 года. Ландшафтным дизайном парка занимался известный ландшафтный архитектор Фредерик Лау Олмстед, уже зарекомендовавший себя в 1868 году как специалист садового дизайна в выставочном парке Фэрмаунт в Филадельфии [8]. По оригинальному проекту архитектора Олмстеда 1871 года недостаточно освоенные земли Джексон-парка преобразовывались в чудесный природный заповедник. Он предложил построить лагуны вокруг Лесистого острова, оставив при этом полудикие водно-болотные угодья с оригинальными песчано-трясинистыми почвами. Природный ландшафт с искусственными водоемами стал частью перехода от озера Мичиган к великолепному Гранд-проспекту Мидвэй Плэйсэнс (Midway Plaisance). Кроме этого, для реализации проекта Олмстеда необходимо было доставить порядка 200 тыс. куб. м навоза и посадить сотню тысяч деревьев, кустарников, невысоких и водных растений, в том числе и на Лесистом острове. На нем во время работы Колумбовой выставки построили замечательный японский павильон. Олмстед предназначал острову исключительно роль тихого природного уголка, но дирекция выставки позволила японскому правительству построить храм Феникса (Хо-о-ден) и небольшой японский сад. С северной и южной частей Лесного острова на основную территорию выставки были проложены четыре мостика. Первой идеей Олмстеда было соединить все водоемы каналами, чтобы лодочники, направляясь от озера (действовало до 1950-х годов) по диким лагунам и венецианским каналам, далее по запланированному каналу Плезенс Мидвэй попадали в лагуны Парка Вашингтон и пастырским Великим Лугам (рис. 1). По задумке Олмстеда вся система каналов должна была быть закольцована в единую цепь для водных путешествий. В зимнее время здесь предусматривались места для катания на коньках, и этот замысел частично осуществился на сохранившихся водоемах. В зимний период дома-лодки служили местами, в которых отдыхающие могли согреться. Олмстед, архитекторы и организаторы выставки уважали природу этих мест и во время строительства павильонов сохраняли, где возможно, старые деревья. В то же время новые посадки, в том числе черной ивы, стабилизировали неустойчивый земляной край Лесистого острова и другие берега лагун. Для устройства выставки были выполнены сложные мелиоративные работы: осушение болот, превращение прудов в луга и преобразование части озера Мичиган в канал, разделявшийся на несколько рукавов. Великолепные здания выставки возвышались над водой, площади, разделенные каналами, соединялись каменными мостами. Вода использовалась для создания открытых пространств, живописного фона и обогащения архитектуры павильонов. Современная ситуация в Джексон-парке близка по своей форме ландшафтной композиции предложенной Олмстедом и Бернемом в 1893 году. Лагуны все также окружают Лесистый остров, который до сих пор служит в качестве места передышки для гуляющих по парку людей.
п арк В ашингтон
или км^игеив ал
Mimfev^i ws.e*
¿ЗШ як
Джексон парк
........ >
Рис. 1. Реконструкции Мидвэй Плэйсэнс с прокладкой канала (по Ф. Олмстед). 1893 г.
Источник: http://www. olmsted. org/flo-news-and-events/currently-underway/volume-9
Выставка занимала около 350 га, из них более ста гектаров - водоемы, каналы и озера [6]. Экспозиция охватывала 2,5 кв. м, располагалась в Джексон-парке на проспекте Мидвей Плэйсэнс в окрестностях озера Мичиган. В выставке участвовали представители
24 американских штатов, 50 иностранных государств и 37 колоний. На ней было представлено 60 тыс. экспонатов, а устройство выставки обошлось в 25 млн дол. [17]. На территории парка был создан целый город, включающий почти 200 новых зданий псевдоевропейской архитектуры, разнообразные строения, демонстрирующие национальную культуру народов со всего мира, увеселительные заведения, а также площади, улицы, каналы, лагуны, острова и технические сооружения, в том числе мосты и железодорожные станции [1].
Помимо Фредерика Олмстеда выставочный город проектировал ведущий архитектор XIX века, градостроитель Даниель Хадсон Бернем (1846-1912 гг.). Коренной житель и главный архитектор Чикаго Д. Х. Бернем сыграл важную роль в реновации Чикаго после Великого пожара 1871 года. Именно Бернем стал директором работ по созданию и строительству архитектурного комплекса Колумбовой выставки. Международный форум, помимо демонстрации выдающихся экономических и промышленных достижений Нового Света, показал миру, что Чикаго воскрес из пепла после Великого пожара. В основу проекта Всемирной выставки Бернем и его коллеги положили концепцию «города на воде». В центре экспозиции на побережье располагались главные площади выставки, дворцы и проспекты, постепенно переходящие вдоль лагун и искусственных прудов в сектор развлечений и торговли Мидвей Плэйсэнс (рис. 2).
Рис. 2. Карта Всемирной универсальной выставки, Чикаго 1893 г. Экспликация: 1 - «Белый город»; 2 - Мидвэй Плэйсэнс.
Источник: http://chicagology.com/galleries/1893fair01/fair036/
К 1893 году на побережье озера Мичиган возвели архитектурный ансамбль замечательных зданий ярко-белого цвета, которые были украшенны колоннами, башенками, барельефами, скульптурами и бюстами и т.п. Чувство восхищения охватывало зрителя при виде этих бесконечных рядов белоснежных величественных дворцов. Над ними сияло голубое южное небо, а у ног темнели воды каналов, в которых отражались чудеса архитектуры. Выставочный комплекс, выросший вокруг Площади Парадов, благодаря газетчикам
получил название «Белый город». Этому способствовали две причины: с одной стороны, большинство зданий выставки базировалось на формах классической архитектуры и покрывалось белой штукатуркой, которая казалась намного светлее и чище пыльных, серых многоквартирных домов промышленного Чикаго. С другой стороны, «Белый город», освещенный, уникальными для того времени, уличными электрическими фонарями, буквально светился бульварами, площадями и зданиями, делая территорию выставки восхитительной и полноценно живущей даже ночью. В своей книге о Всемирной Колумбовой выставке американский политик Уильям Е. Кэмерон (1842-1927) писал: «Невозможно подобрать эпитеты, чтобы описать красоту и величие зрелища, открывающегося на выставке днем, но еще невозможнее дать хотя бы отдаленное представление об ослепительном видении, которое предстает глазам посетителя ночью... Словами не опишешь электрические фонтаны... Их причудливая игра завораживает, не оставляя равнодушным ни одно сердце» [12]. Выставка поражала посетителей обилием фонтанов, бассейнов, скульптурных групп, малых архитектурных форм, световых эффектов, увеселительных сооружений и т.п. Парадная зона «Белого города» демонстрировала эстетические предпочтения и господствующие архитектурные идеи той эпохи. Несмотря на новейшие технические внедрения и большие достижения в области экспозиционного строительства, пример которых можно было наблюдать на Парижской выставке 1889 года, именно стилизаторские традиции стали показателем архитектуры Колумбовой выставки. Павильоны Белого города в этом смысле представляли собой образец стиля «современного Возрождения» или «Боз-арта» (фр. «изящные искусства») очень популярного в Америке в XIX- начале XX вв. Этот эклектический стиль, зародившийся во Франции и продолжавший традиции итальянского ренессанса, французского барокко и классицизма долгое время нравился американским архитекторов и публике. Под впечатлением европейского боз-арта американские градостроители, верившие в то, что красота способна изменить жизнь общества, разрабатывали проекты зданий, парки и бульвары для городов Америки. «Белый город» стал реализованной мечтой архитекторов об идеальном городе. Проект состоял из отдельных зданий одинаковой высоты со схожим декором. Здания были выкрашенны в белый цвет и образовывали тщательно продуманный ансамбль (рис. 3). Однако, несмотря на хвалебные отзывы, нашлись современники (например, журналист Лилли Уэст Браун Бак), которые критиковали экспозицию за то, что в плане выставки и стиле зданий явно отсутствовал зрело обдуманный, общий замысел и в них не отражались национальные традиции: «американский дух, народная культура, выросшая в Новом Свете».
В конце XIX века на Всемирных форумах важной тенденцией становилось разделение на парадную экспозиционную зону и зону развлечений. Генеральный план «Экспо-93» развивался по двум направлениям, вдоль южного побережья озера Мичиган и перпендикулярного берегу проспекта Мидвей. Если «Белый город» нес в себе высококультурную содержательную нагрузку, то экспозиция на проспекте имела мощный ярмарочный, коммерческий характер. На Мидвей Плэйсэнс работало огромное количество разных увеселительных заведений: театры, цирк, зоопарк, магазины, кафе, рестораны, парк аттракционов и многое другое.
Для удобства посетителей действовала 5-километровая, надземная скоростная железная дорога, проложенная между противоположными концами выставки, она не только обеспечивала связь с удаленными участками экспозиции, но и позволяла воспринимать архитектуру и пространство в динамике. Это транспортное новшество явилось прототипом будущих железных дорог, построенных позднее в американских городах.
Кроме этого, работали другие средства транспорта: трамвай, конка, электрический омнибус, дилижанс, гондолы на электрическом ходу. В 1893 году в Чикаго были продемонстрированы сразу два новых вида транспорта: канатная дорога и движущиеся тротуа-ры-травалаторы (проект американского инженера Евгения Хенарда), длиной 730 метров. Они имели вид крытого навеса и конвейера с установленными на нем скамейками.
OFFICIAL iiiHBSE VE VIEW—'WOHLD'S COLI MIIIM EXPOSITION, (Ш1СА150, ISlîîî.
Рис. 3. Панорама Всемирной выставки, 1893 г.
Источник: Charles S. Graham Official Bird's-Eye View, Of the World's Columbian Exposition,
Chicago, USA 1893
Посетители выставки переходили с причала на конвейер и со скоростью пешехода ехали к центральному входу.
Выставочное пространство, выделенное под строительство павильонов, поделили между шестью ведущими архитектурными бюро. Площадь Парадов и «Белый город» включали в себя такие здания, как: павильон администрации (архитектор Ричард Моррис Хант); сельскохозяйственный павильон (архитектурная фирма «Макким, Мид энд Уайт» в составе Чарльза Маккима, Уильяма Ратерфорда Мида, Стэнфорда Уайта); здание промышленности и свободных искусств (архитектор Джордж Пост); здание рудной и горнодобывающей промышленности (архитектор Солон Спенсер Беман); павильон электричества (архитекторы Генри Ван Брант и Фрэнк Мейнард Хоу); павильон машиностроения (архитектор Роберт Суэйн Пеабоди). Несколько зданий для выставки разработал широко известный местный архитектор Генри Айвз Кобб. Декорации и фрески, украшавшие здания выполнялись под руководством скульптора и художника, сотрудника американской академии художеств в Риме Фрэнсиса Дэвида Милле.
Один из самых больших участков достался фирме Adler&Sullivan для возведения павильона «Транспорт». Архитектор Луис Салливан, считая, что псевдоклассический стиль «Белого города» отстал от современной архитектуры на полвека, создал совершенно отличающийся от прочих многоцветный павильон в стиле протомодерн [2]. Салливан, подчиняя формы здания требованиям функциональности, спроектировал павильон, сочетавший дешевизну и помпезность, необходимые для временного сооружения, создаваемого ради единственной экспозиции. В то время как прочие павильоны пытались казаться чем-то вроде античных храмов, павильон «Транспорт» не скрывал того, чем он в действительности являлся, а именно большим раскрашенным шатром для экспонатов и публики. По форме здание напоминало огромный вытянутый ангар с галереями и романскими арками. Архитектурный минимализм компенсировался яркой раскраской стен в красном, синем, оранжевом, желтом и зеленом цвете. Особенно восхищали публику «золотые двери» - позолоченная арка, служившая входом в павильон, а также белые алебастровые ангелочки с плакатами, на которых были написаны имена известных ученых. Главный фасад здания украшали статуи Джеймса Уатта, Джорджа Стефенсона, Роберта Фултона и других
великих механиков, участвовавших в изобретении паровой машины, паровоза, парохода. Транспортный павильон был похож одновременно на вокзал и на размалеванный балаган, но народу это понравилось, и слава Луиса Салливана из чисто профессиональной стала общенациональной (рис. 4) [3].
Рис. 4. Павильон «Транспорт», архитектор Луис Салливан
HcTO4Hm:http://travelphotobase.com/v/USWFWrcC152.HTMPhoto by Jim Steinhart
Все выставочные здания были построены всего за два года. Конструкции на основе несущего каркаса, собранные из готовых металлических элементов с навешенными на них многослойными панелями, тем не менее, производили впечатление капитальных сооружений. С помощью штукатурки деревянные фасады декорировались под мрамор, и здания начинали соперничать с историческими каменными памятниками. Для строительства «Белого города» использовались самые дешевые материалы: железо, стекло, доски, войлок, пакля и алебастр. Колонны и балюстрады были полыми внутри, снаружи штукатурились и украшались капителями, становясь «апофеозом бутафорства и эклектики» [5]. Все строения предназначались исключительно для летнего времени, но благодаря каркасу, выглядели прочно. Спустя некоторое время весь «блеск» облицовки померк, потемнел от выхлопных газов и дыма большого города, однако впечатление от первых дней «сияния» великолепного «Белого города» оставило у посетителей неизгладимый след.
За шесть месяцев (с 1 мая по 30 октября) выставку посетило 27 млн человек. Каждый день тысячи гостей стекались на Колумбову выставку. У берега озера Мичиган стояла величественная Триумфальная арка, один из главных проходов в «Белый город», выполненная по проекту архитектора Чарльза Б. Этвуда. Парадные ворота и Перистиль из 48 колонн коринфского ордера, встречали посетителей, прибывших по воде. С юга от Перистиля располагалось казино, с севера - обширный мюзик-холл с залом для хоров и оркестров на 8000 человек. Завершением арки служила грандиозная статуя Хр. Колумба, восседающего на колеснице, запряженной могучими лошадьми (авторы Даниель Честер Френч и Эдвард Кларк Поттер) [11]. Перед аркой в водной глади Гранд-бассейна «Суд Чести» (Court of Honor) возвышалась исполинская позолоченная статуя Республики. Монумент в виде женской фигуры высотой шестьдесят пять футов (32 метра), работа скульптора Даниэля Честера. Напротив статуи Республики, рядом с павильоном Администрации, среди фонтанов с подсветкой, блистала скульптурная группа, изображавшая морских животных и фей, везущих на каравелле мореплавателя Колумба скульптора Фр. У. Макмон-
ниса. К западу от Триумфальной арки шли павильоны «Промышленность и свободные искусства», «Электричество», «Рудная и горнодобывающая промышленность»; к югу размещались павильоны «Сельское хозяйство» и «Машиностроение».
Рис. 5. Генеральный план Джексон-парка 1902 год. Экспликация павильонов Всемирной выставки 1893 года: 1 - Павильон «Промышленность и свободные искусства»; 2 - Павильон «Сельское хозяйство»; 3 - Павильон администрации; 4 - Павильон «Машиностроение»; 5 - Железнодорожный вокзал; 6 - Павильон «Электричество»; 7 - Павильон «Рудная и горнодобывающая промышленность»; 8 - Павильон «Транспорт»; 9 - Павильон «Садоводство»; 10 - Женский павильон; 11 - Павильон «Изящные искусства»; 12 - Павильон «Рыболовство»; 13 - Павильон США; 14 - Копия монастыря
Аль Рабида; 15 - Павильон Круппа; 16 - Павильон «Лесное хозяйство»; 17 - Лесной остров. Источник: http://www.olmsted.org/flo-news-and-events/currently-underway/volume-9 Plan of Jackson Park,
1895 showing footprint of Exposition buildings
У северного водоема был построен павильон «Изящные искусства». Среди многочисленных прудов и лагун находились павильоны тематических выставок: садоводства, транспорта, рыболовства, а также женская выставка. Ближе к берегу северной бухты озера Мичиган шел сектор стран-участниц и национальные павильоны, в том числе Германии, Франции, Великобритании, Австрии, Норвегии, Испании, Швеции, Турции, Канады, Австралии и т.д. За ними, в северной части, расположились 34 отдельных павильона США. На Лесном острове разместилась экспозиция Японии. У берега южного залива стояла точная копия монастыря Ла Рабида (La Rabida), испанского Музея Колумба. Рядом возвели павильоны Круппа, «Лесное хозяйство», развернули экспозицию этнографии, кожевенного и мясомолочного хозяйства, а также организовали выставку сельскохозяйственной техники, построили индийскую школу. Неподалеку проходила железная дорога на эстакаде, за которой размещались склады и фонды выставки (рис. 5, 6).
С юга Выставочный комплекс ограничивала 67 улица, с севера 56 улица, с запада окаймляла Стони Айленд авеню (Stony Island Ave). В этих же границах находится современный Джексон-парк. Планировка Колумбовой выставки подчинялась единому центру -
«Белому городу», однако имела четкое разделение на несколько характерных секторов: зона организатора, зоны стран-участниц, зона развлечений. Между всеми постройками протекало два широких, пересекающихся крестом канала, украшенных роскошными скульптурами, фонтанами и мостами.
В «Белом городе» главенствовало здание «Промышленности и свободных искусств». В нем разместились основные экспозиции стран Европы и Северной Америки. Строение площадью в 30,5 акра (12 га) вмещало семьдесят пять тысяч посетителей. Это было самое большое из когда-либо построенных зданий на Всемирных выставках (514х240 метров в плане, высотой 75 м) [13]. Лифт доставлял посетителей на крышу строения, где была организована полуторакилометровая дорожка для прогулок. В глубине Гранд-бассейна «Суд Чести» возвышалось здание павильона администрации с бело-золотым куполом. Однако самым популярным среди посетителей стал павильон «Электричество». Облицованное черным мрамором здание с пышно оформленным позолоченным входом украшала статуя Бенджамина Франклина (рис. 5, 6).
Рис. 6. Вид со стороны Площади Парадов. Гран- бассейн «Суд Чести» с монументом Колумбу, впереди Триумфальная арка и статуя Республики. 1893 г. [16]
По вечерам ярко освещенный павильон выглядел весьма эффектно. Здание, длиной в два футбольных поля было украшено дюжиной изящных башенок, четыре из которых поднимались над центральным залом на высоту 169 футов (51,5 метра). Это «просторное и внушительное» сооружение «по праву занимало место самой современной и блестящей экспозиции Колумбийской выставки». Электроустановки компании Вестингауза освещали всю территорию и здания выставки. «Белый город в темноте, со всеми его подвижными и неподвижными прожекторами и тысячами электрических ламп, освещающих громады зданий и куполов, был великолепен. Освещенные вагончики колеса Ферриса тоже представляли собой ... необыкновенное зрелище - яркие карбидные лампы подсвечивали их снизу, да и внутри каждого вагончика тоже было электрическое освещение.» [14]. Кроме электрического освещения выставки, электростанции давали ток для железной дороги, движущихся тротуаров, шлюпок с электродвигателем, светящихся фонтанов и других целей. Они же обеспечивали телеграфную и телефонную службу [10].
Экспозиции американских штатов расположились в северной части выставочного комплекса. Самые крупные из них: павильон штата Иллинойс, павильон рыбного хозяйства с аквариумами, павильон правительства Америки, возвышаясь над «Белым городом»
были хорошими ориентирами для посетителей. На берегу лагуны Лесного острова встал павильон женской выставки (архитектор София Гайден). Женский павильон имел два парадных входа сориентированных на «Белый город» и ярмарочный городок. Под путями Иллинойской железной дороги проходил тоннель, ведущий на Мидвей. В этом месте начинался развлекательный сектор, где, как уже было сказано выше, полным ходом шла ярмарочная жизнь. Полоска земли Мидвей Плэйсэнс шириной в 200 метров, длиной около полутора километров располагалась между 59 и 60 улицей. Проспект Мидвей начинался от авеню Стони Айленд, тянулся до Коттедж Гров авеню (Cottage Grove Avenue) и переходил в парк Вашингтон. Перпендикулярно уличному пространству действовали подвесные переходы-виадуки для гужевого транспорта и пешеходов. Движение посетителей шло свободно как вдоль, так и поперек проспекта. Ярмарочная территория явилась примером отдельной зоны развлечений, впервые выделенной на Всемирной выставке, она заняла 38 га. Чтобы не нарушать «классическую» атмосферу основной части экспозиции шумные и увеселительные достопримечательности сосредоточили на Мидвей. В этой области можно было увидеть фрагменты улиц Каира, старой Вены, ирландскую деревню, японский базар, другие национальные рестораны, бразильский концерт-холл, экзотические танцы, цирк «Хагенбах» с животными и т.д. По 60-ой улице проложили железную дорогу с пересадочными станциями. Один из участков железной дороги проходил рядом с колесом обозрения и назывался: «Ледовая железная дорога с горкой», длиной 875 футов (267 метров). Развлечение работало в самые жаркие дни лета 1893 года при температуре 30°С. На Мидвей стояла главная достопримечательность выставки - колесо Ферриса. Организаторы мечтали создать архитектурный объект, который мог бы стать «визитной карточкой» будущего мероприятия, подобно Эйфелевой башне. В итоге остановились на гигантском колесе обозрения, разработанном инженером Джорджем Феррисом. Оно стало самым заметным экспонатом ярмарки, в основном благодаря своим размерам и оригинальной конструкции [15]. В романе «Черные холмы» Дэна Симмонса впечатление от увиденного с колеса обозрения описывается следующим образом: «Семь пассажиров молча смотрят, как вагончик снова начинает подниматься, и становятся видны восточная оконечность Мид-вея и купола «Белого города». За куполами лучи солнца высвечивают сверкающую полосу озера Мичиган, которое появляется за деревьями и гигантскими зданиями. Они видят гавань (с этой высоты суденышки представляются горизонтальными черточками с торчащими из них мачтами) и паром, доставивший очередную партию посетителей к длинной пристани прибытия» [14]. К западу от колеса Ферриса стояла большая страусиная ферма и Лапландская деревня с северными оленями. Удивительно, но это полудикое соседство не мешало площадке для Аэростата. Дэн Симмонс пишет: «Аэростат, привязанный мощным тросом, находится на высоте по меньшей мере в сотню футов... 9 июля .. .появится воронкообразная туча, а потом смерч со скоростью сто миль в час обрушится на Мидвей, на колесо Ферриса, на все здания и экспонаты. В павильоне «Промышленные товары и гуманитарные науки» будут выбиты громадные стеклянные панели, а из купола «Дома машиностроения» выдран кусок кровли длиной сорок футов. Неожиданный порыв ветра подхватит пустой аэростат, прежде чем его успеют опустить, и великолепный грибообразный аппарат из цветного шелка, <...> будет разодран на тысячи ярдов шелковых тряпок, многие из которых унесет более чем на полмили. А вот колесо мистера Ферриса, которое в тот момент, когда на него налетит смерч, будет почти целиком заполнено пассажирами, без всяких проблем выдержит удар.» [14]. В 1895 году «феррисово колесо» демонтировали и переместили в район Линкольн-парка. Затем оно стало экспонатом выставки 1904 года в Сент-Луисе, а позже в 1906 году, детали взорванного колеса продали на металлолом (рис. 7).
Рис. 7. Колесо обозрения Джорджа Ферриса [16]
Популярными и очень прибыльными были постройки средневекового города Вена. Расположившись в районе Гринвуд авеню (Greenwood Avenue), «австрийская деревня», обнесенная крепостной стеной с воротами, состояла из рынка, «дома умалишенных», церкви со службами, 30 различных домов, магазинов и питейных заведений. Все мероприятия деревни сопровождались ежедневными концертами венского императорского оркестра.
Далее, рядом с улицей Вудлаун (Woodlawn), располагался мавританский дворец, одна из восточных фантазий коммерсанта-затейника Сола Блума. А рядом стояла турецкая деревня, там посетители выставки могли купить ковры, керамическую плитку, бронзу, мечи, сувениры или просто попробовать восточные сладости в ресторане, посетить миниатюрную мечеть с позолоченным куполом высотой 60 футов и минаретом. Это была первая освященная действующая мечеть за пределами мусульманского мира. Если смотреть на восток (вдоль проспекта Мидвей), то слева, напротив турецкой деревни, находилась немецкая деревня, далее - яванское село, а ближе к железной дороге - голландское поселение и ирландская деревня с популярным замком Донегал и камнем красноречия из замка Бларни. Чуть дальше, в восточном окончании Мидвея, напротив друг друга стояли два «стеклянных» здания, Мурано - справа и Либбей - слева. В них демонстрировали свою продукцию две конкурирующие компании изделий из стекла - Венецианское стекло (Venice Murano Company) и американский стекольный завод Либбей (Libbey Glass Company). Павильон муранского стекла напоминал итальянский собор декорированный в золотой и зеленой гамме. Компания Либбей занимала здание с угловыми башенками и куполообразной центральной крышей. Кроме показа готовой продукции шла демонстрация производства стекла методом дутья, резки, гравировки и травления.
Наряду с многочисленными национальными экспозициями, демонстрирующими уклад жизни народов разных стран, на Мидвей в павильоне-цилиндре «Панорама Бернских Альп» (Швейцария), были представлены произведения изобразительного искусства. Площадь кругового помещения составляла 6000 квадратных футов. Стоя в центре зала, посетители созерцали картины альпийских гор, висевших вдоль стены до самого потолка, что значительно затрудняло восприятие. Однако экспозиция Швейцарского искусства внесла разнообразие в этот ярмарочный уголок выставки (рис. 6). Заканчивался проспект Мидвей Плэйсэнс Парком Вашингтон. Далее, на севере, виднелось грязное пятно над городом Чикаго, чему виной были отходы промышленности, дымовые трубы, паровозы и
другие машины. Чикаго являлся «черным городом» рядом с игрушечным «Белым городом» Всемирной выставки [14] (рис. 8).
Рис. 8. Выставочная улица Мидвэй Плэйсэнс. Чикаго. 1893 г. [11]
После завершения Колумбовой выставки часть построек выставочного комплекса была уничтожена пожаром, часть демонтирована. До наших дней на территории парка сохранилось единственное здание Всемирной выставки - Дворец изящных искусств. Как и большинство других строений павильон являлся временным сооружением. Во время выставки в нем работали 74 галереи, заполненные огромным количеством картин и скульптур. Здание имело очень большие размеры, тем не менее, живописно дополняло пейзаж, окружавший Северный водоем (он же «Бассейн Колумба»). До 1920 года в здании размещался Музей первооткрывателя Америки, позже строение разобрали, оголив стальной каркас и кирпичные внутренние стены, а затем перестроили объект в камне. В 1931 году павильон вновь распахнул двери для публики в качестве музея науки и промышленности. Официальное открытие музея состоялось в 1933 году по случаю выставки «Столетие прогресса». Среди экспонатов музея - работающая угольная шахта, немецкая подводная лодка U-505, модель железной дороги, первый дизельный пассажирский поезд «Пионер Зефир», а также космический корабль, участвовавший в миссии «Аполлон-8». Музей популярен и его посещает многочисленная публика.
Знаменитая «золотая» статуя Республики обрела вторую жизнь в 1918 году в дни празднования 25-летия Колумбийской Всемирной выставки. Копия знаменитой скульптуры высотой 24 фута (7,3 метра), выполнена из позолоченной бронзы, установлена на пересечении 63 стрит (Hayes Drive) и Ричардс Драйв, к востоку от Джексон-парка (Golf Course Club House).
Сам парк после Всемирной выставки не потерял свою привлекательность. Оставаясь парком пейзажной планировки, он по-прежнему является украшением огромного мегаполиса. Современный Джексон-парк - это обширное общественное пространство, территория которого создана и расширена за счет использования земли, полученной путем рефулирования песка со дна озера. В парке много площадок для игр, спорта и отдыха. На
его территории сохраняется разветвленная система живописных водоемов, сообщающихся с озером. Один из таких водоемов используется для стоянки яхт. Во время летнего сезона часть парка, прилегающая к озеру Мичиган, превращается в пляж, здесь имеется поле для гольфа и баскетбольные площадки. Со стороны города в парковую зону ведут многочисленные входы из прилегающих к нему жилых кварталов. Через Джексон-парк проложено два пешеходных маршрута. Вдоль берега озера проходит многофункциональная трасса длиной 29 километров популярная среди бегунов и велосипедистов. Озерные лагуны, глубоко проникающие на парковую территорию, в последнее время стали популярным местом рыбалки. На Лесном острове разместился Японский сад. На берегу гавани Йот работает детский госпиталь Ла Рабида.
Джексон-парк и парк Вашингтон по-прежнему связаны бульваром Мидвей Плэйсэнс. С французского слово «plaisance» переводится как «земля удовольствий». Именно такой благодатной землей, с тенистыми уголками под раскидистыми деревьями, композициям из кустарников, скульптурных декораций и воды, она предстает перед нами сейчас. Разнообразные деревья и кустарники вдоль 59-ой и 60-ой авеню, широкая полоса зеленого газона, площадок для занятий спортом, созданные и сохраненные для людей. Ничего лишнего, просто открытые пространства круглогодичного использования, доступное для всех социальных и возрастных групп населения. Зимой работает каток, ледяные горки, кстати, каток разместился как раз на месте колеса обозрения Джорджа Ферриса. Летом устраиваются спортивные матчи по футболу, волейболу, регби. Вдоль бульвара проложены велодорожки. Площадки Мидвэй Плэйсэнс позволяют устраивать разные мероприятия для детей и взрослых, смотреть фильмы на открытом воздухе, слушать концерты.
Большая часть прилегающих к нему жилых и общественных кварталов занимает территория университета Чикаго (University of Chicago Law School). В прошлом Олмстед мечтал превратить Мидвей Плэйсэнс в венецианский канал, но мечте не суждено было осуществиться. Кроме ландшафтого дизайнера Олмстеда над бульваром трудились такие известные архитекторы как Ээро Сааринен, Май Е. Макадамс, Питер Линдсей Шаудт, архитектор Генри Кобб, создавший оригинальный план прилегающего к бульвару университетского городка. Дизайнеры предлагали разбить новые «Зимние сады» и «Сады читателей» на бульваре Мидвэй Плэйсэнс. На западной оконечности Мидвэй, скульптор Лорадо Тафт создал скульптурную композицию «Фонтан Времени» (установлена в 1922 году в день Мирного договора между Англией и США).
Как уже было сказано выше: прилегающий к бульвару Мидвей Плэйсэнс университетский городок проектировали известные американские архитекторы. Например, Ээро Сааринен явился автором университетской библиотеки (1959 год), выполненной в стиле неоготика. Кроме этого, Сааринен занимался генеральным планом улицы Мидвей.
Самое высокое здание в Кампусе - часовня Рокфеллера построена в 1925-1928 гг. по проекту американского архитектора Бертрама Гудхью. Оно несет на себе формы готической архитектуры, и его фасады богато декорированы каменными аллегорическими скульптурами, представляющими философию и гуманитарные науки, религию и реальных людей, имевших отношение к жизни университета.
Большинство зданий бульвара - это государственные административные учреждения и здания университета. Несмотря на это район Мидвэй Плэйсэнс отличается органичным сочетанием современной и старой архитектуры, ландшафтным дизайном и благоустройством городской среды. Здесь присутствует разумный баланс между застройкой и открытыми общественными пространствами, дающий людям возможность полноценно жить, учиться, работать и отдыхать (рис. 9).
■
Рис. 9. Бульвар Мидвэй Плэйсэнс. 2013 г.
Экспликация: 1 - Мемориальная библиотека Уильяма Рейни Харпера; 2 - Мемориальная часовня Рокфеллера; 3 - Социальный центр университета имени Иды Нойес; 4 - Учебная лаборатория;
5 - Международный дом; 6 - Пешеходные световые мосты (архитекторы Бауэр Латоза и Джеймс);
7 - Центр искусств Рева и Дэвид Логан; 8 - Школа Управления социальным обслуживанием (архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ); 9 - Юридический факультет университета Чикаго (архитектор Ээро Сааринен); 10 - Общежитие студентов (архитектор Эдвард Дюрэлл Стон); 11 - Чикагская духовная семинария; 12 - Чикагский университет - Южный Кампус «Чиллер завод» (архитектор Ян Мерфи); 13 - Джексон-парк.
Источник:http://architecture.uchicago.edu/map/
Всемирная универсальная выставка в Чикаго завершилась после шести месяцев бурной деятельности. Несмотря на то, что на ее проведение было истрачено огромное количество денег, приложена масса энергии, знаний и труда, все постройки снесли, как ненужный хлам, а на месте величественного «Белого города», вновь, как и прежде устроили парк, в котором не осталось и следов этих гигантских архитектурно-строительных работ. Однако выбор территории за пределами города Чикаго дал положительные результаты, создал максимальные удобства хозяевам и гостям выставки, расширил и благоустроил рекреационные зоны города. Регулярный план выставки, выявлял основные планировочные оси («Белый город», Мидвэй Плэйсэнс), обеспечивал четкость генплана, соотнесенного с окружающей градостроительной ситуацией. В планировке экспозиции сочетались принципы свободной и регулярной застройки, это создавало комфортную среду и служило для организации нормальной ориентации посетителей. При этом в композицию включались зеленые массивы, водоемы, уже имеющиеся или создаваемые искусственно на территории выставочного комплекса. Выставка в Чикаго во многом способствовала развитию и появлению новых видов транспорта, совершенствовала железнодорожные перевозки. Вопросы подготовки территории к проведению международного форума шли комплексно и основывались на последних достижениях науки и техники XIX века, решались задачи благоустройства, озеленения, транспорта и т.п. Пример выставки 1893 года внес ценный вклад не только в мировой опыт организации выставок, но и в планы градостроительства. Выбор территории для выставки и ее поствыставочный период развития показал выгодность и правильность принятого решения с точки зрения организации новых городских общественных пространств. С момента проведения Колумбовой выставки в Чикаго прошло 120 лет, но сохраненная по настоящее время рекреационная зона Джексон-парка и бульвар Мидвэй Плэйсэнс все также радуют посетителей своей природой, разнообразными формами отдыха и комфортной средой в условиях непосредственной близости многомиллионного города.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. http://www.statemaster.com/encyclopedia/World's-Columbian-Exposition
2. Бачинин В.А., Сандулов Ю.А. История западной социологии: учебник. СПб.: Изд-во «Лань», 2002. 384 с.
3. http://old.stroi.mos.ru/periodical/d2498dr268622m918rr62394.html
4. Шпаков В.Н. История Всемирных выставок. М.: Зебра Е, 2008. 384 с.
5. Овчинникова Н.Н. Архитектура Всемирных выставок: автореф. дис... канд. СПб: Изд-во Ленинградского инженерно-строительный институт. 1972. 43 с.
6. Чудеса Американской Всемирной выставки в городе Чикаго в 1893 году. СПб.: Типография А. Катанского и Ко,1894.
7. Макотина С.А. Американская Всемирная промышленная выставка 1853 года и поствыставочное развитие ее территории. Брайант-парк // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 5. С. 340-346.
8. Макотина С.А. Развитие и эксплуатация выставочных и поствыставочных территорий филадельфийской выставки 1876 года // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2013. № 2. С. 183-194.
9. Макотина С.А. Всемирная универсальная выставка 1873 года в Австрии. Развитие и эксплуатация поствыставочного пространства Всемирных выставок Х1Хвека // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2013. № 1. С. 164.
10. Мезенин Н. А. Парад Всемирных выставок. М.: Знание, 1991. 160 с.
11. Edwards R. The White City. Oxford University Press, 2010. URL: http://www.rebeccaedwards.org/whitecity. html
12. Уильям Э. Кэмерон Всемирная Колумбийская выставка (1893: Чикаго, Иллинойс) [Электронный ресурс] URL: https://archive.org/details/worldsfairbeingp00will
13. Никитин Ю. Как это было. Всемирная выставка 1893 года в Чикаго // Мир выставок. 2013. № 57. URL: http://www.mirvistavok.ru/2013-09-02/2730-vsemirnaja-vystavka-1893 -goda-v-chikago. html
14. Симмонс Д. Черные Холмы / пер. Г. Крылова. М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2011.
С. 544.
15. http://www. chicagohs.org/history/expo/ex2. html
16. http://humus.livejournal.com/2615127.html
17. http: // machineworld. narod. ru/Bio/Tesla15.htm
Информация об авторе
Макотина Светлана Александровна, старший преподаватель кафедры «Архитектурное проектирование», тел.: 89041124495, e-mail: [email protected]; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the author
Macotina S.A., senior teacher, Architecture Projection Department, tel.: 89041124495, e-mail: [email protected]; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
УДК 519.688.515 (504.062.2)
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ОПТИМИЗАЦИИ В АРХИТЕКТУРНОМ ДИЗАЙНЕ
Ю. Чихоцка, Е.А. Мусихина
Статья посвящена актуальной проблеме - исследованию применения методов оптимизации в процессе проектирования художественного оформления архитектурных объектов. Приведен исторический обзор становления теории оптимизации как науки от истоков до современных методов, которые основаны на авторских схемах. На основе синтеза