Научная статья на тему 'Первая Всемирная промышленная выставка Лондон 1851 год. Развитие и эксплуатация поствыставочного пространства всемирных промышленных выставок XIX начала XX веков'

Первая Всемирная промышленная выставка Лондон 1851 год. Развитие и эксплуатация поствыставочного пространства всемирных промышленных выставок XIX начала XX веков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5916
421
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ВЫСТАВКА / ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН / ПОСТВЫСТАВОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПАВИЛЬОН / ЭКСПОЗИЦИЯ / WORLD-WIDE INDUSTRIAL EXHIBITION / LANDSCAPE DESIGN / POST-EXHIBITION SPACE / PUBLIC SPACE / HALL / EXPOSITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Макотина С. А.

Статья посвящена двум территориям Первой Всемирной промышленной выставки в Лондоне, Гайд-парк (1851год) и Парк «Хрустальный Дворец» (1854 год). Описана судьба выставочного павильона «Хрустальный Дворец», своеобразие его форм, особенности строительства и материалы. Рассмотрено дальнейшее развитие и эксплуатация поствыставочного пространства Первой Всемирной промышленной выставки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Макотина С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE 1 ST WORLD-WIDE INDUSTRIAL EXHIBITION, LONDON 1851. DEVELOPMENT AND USE OF POST-EXHIBITION SPACE OF THE INTERNATIONAL INDUSTRIAL EXHIBITIONS IN THE XIX – BEGINNING XX CENTURIES

The article is devoted to the two territories which had been occupied by the 1-st World-wide Industrial Exhibition in London, namely, Hyde Park (1851) and the park of Crystal Palace (1854). The exhibition hall of Crystal Palace has been thoroughly described: its service-life, the peculiarities of its forms, special features of its construction and materials used. The postexhibition space of the 1 st World-wide Industrial Exhibition has been considered regarding its further development and use.

Текст научной работы на тему «Первая Всемирная промышленная выставка Лондон 1851 год. Развитие и эксплуатация поствыставочного пространства всемирных промышленных выставок XIX начала XX веков»

УДК 061.48 (93)

ПЕРВАЯ ВСЕМИРНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ВЫСТАВКА ЛОНДОН 1851 ГОД.

РАЗВИТИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПОСТВЫСТАВОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА ВСЕМИРНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ВЫСТАВОК XIX НАЧАЛА XX ВЕКОВ

С.А. Макотина

Статья посвящена двум территориям Первой Всемирной промышленной выставки в Лондоне, Гайд-парк (1851год) и Парк «Хрустальный Дворец» (1854 год). Описана судьба выставочного павильона «Хрустальный Дворец», своеобразие его форм, особенности строительства и материалы. Рассмотрено дальнейшее развитие и эксплуатация поствыставочного пространства Первой Всемирной промышленной выставки.

Ключевые слова: Всемирная промышленная выставка, ландшафтный дизайн, поствыставочное пространство, общественное пространство, павильон, экспозиция.

THE 1st WORLD-WIDE INDUSTRIAL EXHIBITION, LONDON 1851. DEVELOPMENT AND USE OF POST-EXHIBITION SPACE OF THE INTERNATIONAL INDUSTRIAL EXHIBITIONS IN THE XIX - BEGINNING XX CENTURIES

S.A. Macotina

The article is devoted to the two territories which had been occupied by the 1 -st World-wide Industrial Exhibition in London, namely, Hyde Park (1851) and the park of Crystal Palace (1854). The exhibition hall of Crystal Palace has been thoroughly described: its service-life, the peculiarities of its forms, special features of its construction and materials used. The postexhibition space of the 1st World-wide Industrial Exhibition has been considered regarding its further development and use.

Key words: world-wide Industrial Exhibition, landscape design, post-exhibition space, public space, hall, exposition.

Каждая Всемирная промышленная выставка открывалась под своим девизом, либо была приурочена к очень важному для страны событию. Прошедшая в Лондоне Первая Всемирная промышленная выставка, выдвинула девиз: «Пусть все народы работают совместно над великим делом - совершенствованием человечества». Сама королева открывала экспозицию 1 Мая 1851 года. Надо отметить, что начало всему положил план 1849 года, задуманный и осуществлённый Принцем Альбертом, супругом Королевы Виктории, президентом Лондонского общества искусств. Вдохновлённый международной выставкой в Париже 1844 года, Принц Альберт объявил о намерении подготовить большую выставку «...и не только на национальном уровне по своим масштабам и выгоде, но всеобъемлющую для всего мира». Королевский указ вышел 3 января 1850 года, подписной лист добровольных пожертвований возглавила королева с выделением 1000 фунтов английских стерлингов. По велению её величества в Гайд-парке отвели место и построили знаменитый павильон, известный как Хрустальный Дворец, автор проекта Джозеф Пэкстон. Это большепролётное сооружение напоминало огромную оранжерею из стекла и металла длиной 555 метров (1851 фут) и шириной 123 метра (408 футов). Всего около 70 000 квадратных метров. В плане сооружение имело вытянутую крестообразную форму.

Центральный продольный неф, или «главный проспект», составлял 22 метра в ширину и 20 метров (64 фута) в высоту. Поперечный неф был на целый ярус выше 32,9 метра (108 футов) и имел арочное завершение. В Хрустальном дворце можно было гулять как по бульвару, даже деревья, попадавшие под застройку, запретили спиливать, и они прекрасно чувствовали себя под стеклянной крышей (рис. 1).

«Хрустальный Дворец стал первым в мире большим металлокаркасным зданием и первым зданием со стеклянными стенами, кроме того, впервые в мире крупнейшее сооружение было возведено из заранее изготовленных модулей» [4]. В конструкции дворца был использован принцип металлического каркаса, изготовленного с помощью стандартных элементов из чугуна, сварочного железа и дерева, проёмы каркаса закрывались рамами со стеклянным заполнением, размером 120 х 25 см. При необходимости рамы поднимались для проветривания помещений.

Опорные колонны размещались по периметру здания с интервалом в 7,3 метра. После изготовления готовых модулей конструкции в мастерских, на строительной площадке павильона производился монтаж готовых блоков. Джозеф Пэкстон, автор проекта, связался с металлургической компанией Фокса и Хендерсона, давно работавшей на строительстве железных дорог, и договорился о сотрудничестве.

N

Рис.1. План здания Crystal Palace, 1850 год, Гайд-парк, Лондон Источник: (http://collectionsonline.nmsi.ac.uk)

В команде с инженером-профессионалом Уильямом Кабиттом и архитектором Чарльзом Фоксом Джозеф Пэкстон разработал предельно простую конструктивную схему - пустотелые чугунные колонны, к которым через специальный «воротник» должны были крепиться стальные фермы в обоих направлениях. Всё вместе этот узел представлял элементарную конструктивную ячейку, то есть модуль восемь на восемь метров.

Пэкстон установил также рабочий контакт с фирмой Роберта Чэнса, к тому времени впервые наладившего крупномасштабное производство прокатного болынемерного стекла.

Естественно, что обе компании были заинтересованы в крупном заказе, обещавшем к тому же отличную рекламу их продукции, и они с рвением приняли участие в разработке не только технологии, но и графика транспортировки и монтажа конструкций [1]. Надо сказать, что Джозеф Пэкстон отлично разбирался в лёгких каркасных сооружениях, так как являлся проектировщиком и строителем теплиц в оранжереях герцога Девонширского, к тому же был отличным организатором.

Хрустальный Дворец, первоначально стоящий в Гайд-парке (рис. 2), явился главным символом Первой Всемирной выставки промышленной продукции. Вся площадь выставки охватывала около 19 гектаров (190 000 квадратных метров), площадь самого павильона занимала значительно меньше - 72000 квадратных метров. Относительно всего парка, который составлял порядка 140 гектаров, это была сравнительно небольшая территория. Однако по смелости мысли и оригинальности конструкции здание Выставочного Павильона, построенного по проекту Джозефа Пэкстона, предвосхитило современные эстетические и конструктивные принципы в архитектуре и строительной технике. Павильон выстроили вдоль Кен-сингтонской дороги, в южной части Гайд-парка, сейчас - это элитный район Лондона.

FLAK OF HYDJS PARK.

Рис. 2. План Гайд-парка 1851 год Источник: (http://www.ndl.go.jp/exposition/e/data/R/049r.html)

На плане 1851 года хорошо видна ситуация расположения всех объектов парка. Выставочная зона занимает скромное место в нижней части схемы и почти незаметна. Тем не менее, во время выставки появилась масса людей недовольных её расположением и организацией. Философ-моралист Джон Рёскин (1819-1900) посетив выставку, даже выразил протест. Он выступал не против самого павильона, а против нарушения привычных устоев жизни консервативных англичан, Рёскин писал: «Наконец появился хрустальный дворец, окончательно испортивший пейзаж. В дни выставки он привлекал множество людей, которые проходили по тропинке и портили её на все остальные дни недели, забрасывая окурками сигар. Каждый дачный поезд привозил толпы шалопаев; они обламывали изгороди, пугали коров и обрывали цветы. Тогда владельцы земли выстроили каменные заборы, что бы оградить себя. На тропинке сделалось грязно и невыносимо жарко, и мало-помалу ею завладели исключительно шалопаи; в конце концов, появился полисмен». Это означало только одно - тихий коттеджный посёлок Лондона не смог долго терпеть такое соседство, взбунтовался и впоследствии повлиял на демонтаж Хрустального Дворца из образцово показательной зоны от-

дыха. Взгляду консервативных англичан креативный вид павильона в старинном парке показался неуместен.

Рис. 3. Вид северного фасада Хрустального Дворца в Гайд-парке Источник: (http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/SCIAM/CRYST/CRYST.HTM

Хотя, судя по виду на старинной гравюре (рис. 3), где Хрустальный Дворец представлен со стороны северного фасада, он вполне гармонично вписался в окружающую среду. На заднем плане - река Темза. Позади дворца видны Найтсбриджские казармы конной гвардии и соборы, среди них собор Святой Троицы (в центре), Сент-Питерз (слева) и Сент-Льюкс (справа). На переднем плане - главная достопримечательность парка - искусственное озеро Серпентайн (Серпантин). Такое необычное название озеро получило благодаря своей причудливой извивающейся форме. В середине XIX века, во время проведения Всемирной выставки, как и в наши дни, Серпентайн было излюбленным местом отдыха горожан. Не трудно заметить, что по своему формообразованию дворец словно повторяет контур реки и водоёма, отражаясь и растворяясь в глади воды. Плывущий в будущее «океанский лайнер» Выставочного павильона своей красотой и мощью удивлял не только простых посетителей выставки, но и выдающихся политических деятелей. Карл Маркс в своём фундаментальном труде «Капитал» о Первой Всемирной промышленной выставке писал: «1849 и 1850 годы были годами самого высокого материального процветания и перепроизводства, результаты которого обнаружились лишь в 1851 году. Перепроизводство в начале этого года особенно усилилось из-за предстоящей промышленной выставки», необходим был «смотр всей накопленной массы производительных сил современной промышленности» и английская буржуазия не жалела средств, чтобы поразить воображение современников. Сам Хрустальный павильон, возведённый по новым строительным технологиям, стал экспонатом выставки. Дворец в целом был разделён между странами-участницами и английскими колониями в соответствии с пространством, необходимым для каждой из стран. В экспозиции был представлен весь спектр новых промышленных изделий и технологий. Экспонаты, за исключением тяжёлой техники, были организованы в четырёх основных разделах, а именно: сырьё, оборудование, мануфактурные и ремесленные товары, изобразительное искусство. Картины демонстрировались в одном помещении, а скульптурные произведения, преимущественно аллегорического характера, размещались в разных частях здания. Они украшали собой павильоны и служили для привлечения граждан. Строительство здания было завершено в рекордные сроки - за пять месяцев (с 6 сентября 1850 года по 3 февраля 1851 года). Общая сумма строения составила 176 000 английских фунтов стерлингов. Число посетителей достигло 6 170 000, в среднем

43500 в день. Не были сохранены точные записи о количестве экспонатов выставки, но количество участников достигало 17 000. Зарубежные изделия занимали две пятых пространства. В машиностроении, металлообработке, стекольной промышленности и производстве фарфора британцы получили наибольшее количество наград. В сырьевой промышленности большинство наград досталась иностранцам. Первые паровые двигатели были представлены в разделах: хлопчатобумажное производство, металлургия, сельскохозяйственное машиностроение. Американцы превзошли всех по жатвенным машинам. Предприниматели и изобретатели Мак-Кормик, Гуссель и Гарриет демонстрировали на выставке принцип действия новых сельскохозяйственных машин. Всё, что касалось машин и станков, вызывало большой интерес у публики. Таким образом, собрав на демонстрационное поле Хрустального Дворца тысячи участников и зрителей, организаторы искренне надеялись совместными усилиями следовать делу культурного развития и совершенствования человечества.

Тем временем, выставка 1851 года получила очень разнообразные отзывы, как со стороны английского общества, так и со стороны гостей и участников. Многие высказывали своё мнение в печати, к ним относятся: писатель Уильям Теккерей, английский историк и философ Томас Карлейль, русский критик В.В. Стасов, публицист А.И. Кошелев, член учёного комитета министерства государственных имуществ Э.Е. Лоде и другие. Однако наиболее важную мысль выразил экономист Гагемейстер, Юлий Андреевич писал: «Предметов совершенно новых, дотоле неизвестных, было выставлено мало, а потому людей, постоянно следящих за промышленностью, немногое могло поразить. Плоды же выставки заключались в мыслях и соображениях, которые должны были родить сравнение с произведениями всех стран вселенной, и сличение производительных сил, характера, направления разных земель и народов».

Выставка продолжалась около шести месяцев. Прибыль от выставочной деятельности достигла 186 тысяч фунтов стерлингов, часть из них была направлена на улучшение состояния в области изобразительного искусства и прикладных наук. Выставка закрылась 18 октября 1851года и на этом можно было закончить историю Хрустального Дворца, однако, судьба главного павильона Всемирной промышленной выставки развивалась иначе. В апреле 1852 года состоялось судьбоносное для Хрустального павильона собрание. Общественность и власти Лондона публично обсуждали вопрос дальнейшего местоположения и назначения дворца. Много спорили защитники, выступали общественные деятели, но, в конечном итоге, дворец приговорили к разборке. В 1852 году было решено, что Гайд-парк должен быть возвращён в свое первоначальное состояние, но, в тоже время, Хрустальный Дворец должен быть сохранен. С самого начала здание павильона считалось временным строением. По условиям конкурса от 13 марта 1850 года, это временное здание должно было иметь «простую планировку и экономичную конструкцию, допускающие его быстрое возведение, разборку и увеличение полезной площади» [2]. Поэтому, когда недовольство защитников окружающей среды перешло в требование - снести дворец, как портящее Гайд-парк сооружение, Джозеф Пэкстон предложил преобразовать его в Зимний сад или использовать для научных целей, перенеся в другое место. Таким образом, весь выставочный комплекс Первой Всемирной промышленной выставки переехал на новое местоположение. Пэкстон искренне переживал за своё детище и, предвидя такой исход, основал «Компанию Хрустального Дворца» (The Crystal Palace Company). Благодаря своим организаторским способностям Пэкстон сумел привлечь в неё более полмиллиона фунтов частного капитала [6]. На эти деньги компания выкупила конструкции дворца у Fox & Henderson и в августе 1852 года приступила к сборке Crystal Palace на новом месте. С помощью большого количества нанятых рабочих и тягловой силы дворец разобрали по деталям и перевезли в лондонское предместье на восточные скло-

ны Сайденхемского холма. В Римскую эпоху холм был местом для маяка, предупреждающего лондонцев об опасности. Эти земли площадью в 389 акров (157 га) компания «The Crystal Palace Company» приобрела для того, чтобы сохранить уникальную конструкцию павильона и осуществить свой очередной грандиозный проект - создать Парк Хрустального Дворца. Красивая идея, аллегория «маяка кристаллического света», лучистого города на холме, не давала покоя Джозефу Пэкстону. По его задумке дворец соединялся крытой остеклённой аркадой с железнодорожной станцией, что, несомненно, создавало дополнительные удобства для приезжающих посетителей. Из всей приобретённой площади, 17 акров или 42 гектара были перепроданы железнодорожной компании, построившей ветку пассажирского сообщения, огибавшую участок и железнодорожную станцию Crystal Palace, действующую поныне. Ещё 120 акров (297 га) были проданы под жилое строительство. До середины девятнадцатого столетия лондонский округ Penge, местность Сайденхемского холма, был сельской деревушкой известной своим лесом, но после строительства Хрустального Дворца и открытия железной дороги со Станции Лондон Bridge, он стал популярным городским пригородом (рис. 4).

Рис. 4. Карта 1854 года: пунктиром показана ветка ЖД до парка Crystal Palace;

в левом углу виден Гайд-парк Источник: (http://forum.sydenham.org.uk)

После всех земельно-торговых манипуляций, новый парк «Хрустальный Дворец» приобрёл свой современный вид и размер - около 200 акров (81 га). Главной достопримечательностью парка вновь должен был стать реконструированный Хрустальный павильон. Движимый амбициями Джозеф Пэкстон довёл высоту нового здания дворца с трёх этажей до пяти, увеличив выставочную площадь в два раза. Оригинальное строение было 1848 футов длиной и 408 футов шириной. Три поперечных нефа - трансепта делили главное выставочное пространство на четыре части. Для оформления залов использовался античный, египетский и средневековый стили, украшениями служили копии статуй и витражей соответствующих эпох. На работах по строительству дворца было занято свыше 7 000 рабочих; 12 из них погибли при обрушении кровли в августе 1853 года. В конечном итоге, после всех строительных проблем, аварий и выполнения требований консерваторов - «устранить половые органы с копий античных статуй» [3], новый дворец открылся 10 июня 1854 года на Сайденхемском холме. Во время торжественной презентации нового Хрустального Дворца вновь присутствовала Королева Виктория. Огромный оркестр, орган и самый большой народный хор приветствовали собравшуюся в честь торжества, нарядную публику. Одновременно рядом с Хрустальным Дворцом благоустраивался Парк Crystal (Кристалл). Джозеф Пэкстон был вдохновлен фонтанами Версальского Дворца в Париже и желал воссоздать их на Английском холме в ещё лучшем виде. Парк был заложен с садами, двумя огромными террасами, газонами, множеством статуй, с обширными и сложными водоемами и фонтанами (рис. 5). Авторами проекта стали Дэвид Томас Анстед (Ansted) - профессор геологии в Королевском колледже, ландшафтный дизайнер Эдвард Милнер и Дж.Улис (Georger Eyles).

Г. Л К - - i г~ ■ - : Л N сдий

Рис. 5. Схема Парк Crystal 1857 год (Сайденхем, автор Эдвард Миллнер): А - Кристалл Палас; В - верхний резервуар Кристалл Паласа; С - верхние терассы; D - нижние терассы; E - крытая остеклённая аркада к ЖД станции; G -железнодорожная станция; H - Большой центральный фонтан; I - фонтаны; J - храм каскадов; K - водохранилище; L - каскады; M - резервуар большого каскада; N - острова на озере; O - озеро; P - резервуар; R - ротонда;

S - шесть фонтанов верхней терассы Источник: (http://mgsupgs.livejournal.com/349595.html)

Место, выбранное для парка, оказалось далеко не идеальным, так как располагалось на верхушке холма. Именно в связи с этим, держать водяное давление в водоёмах было очень проблематично. Парк, спроектированный Эдвардом Милнером, включал двойной каскад прудов и «естественное» озеро с островами - всего 15 водоёмов. В фонтанах (рис. 6) было задействовано до 12 000 струй воды, высотой до 76 метров, расходовавших до 7 миллионов галлонов воды на каждое представление. Самый большой фонтан располагался в центре парка, его не открывали до 1856 года. Надо сказать, что он был жутко дорогим и включался только по особым случаям. Подпорные стенки Итальянских Террас являлись фундаментом для площадки верхних фонтанов. Арочные галереи с глухими нишами плавно огибали холм, а широкие барочные лестницы, окаймлённые балюстрадой, спускались к водоёмам и разбегались дорожками по всему парку.

Рис. 6. Центральный фонтан, 1854 год. Парк Crystal Источник: (http://mgsupgs.livejournal.com/349595.html)

Напор воды для фонтанов обеспечивали две водонапорные башни по проекту Брюнеля (первые башни по проекту Пакстона рухнули под тяжестью воды до открытия парка). Эксплуатация фонтанов оказалась чрезмерно дорогой, они были вскоре заброшены. В 1894 году два пруда были засыпаны, на месте третьего в 1895 году выстроен футбольный стадион. Общая стоимость восстановления дворца и парка обошлось в 1 300 000 фунтов [5]. Из-за постоянной нехватки воды и опасности возникновения пожара, проектировщики «The Crystal Palace Company» предусмотрели строительство пожарного депо с постоянным персоналом в непосредственной близости от дворца. Это оказалось очень кстати, но не спасло северный трансепт выставочного павильона, он сгорел 30 декабря 1866 года, в результате чего Хрустальный дворец потерял свою симметричность. Были уничтожены исторические залы и оранжереи, погибли питомцы зверинца. Из-за финансовых сложностей трансепт не был восстановлен - на его месте появилась сплошная стеклянная стена, а в 1872 году утрату зверинца компенсировали устройством 120-метрового [7] морского аквариума, примкнувшего к северному торцу павильона [8].

В далёком 1852 году одна из целей восстановления Хрустального Дворца и благоустройства территории состояла в создании первого тематического парка для широкого круга посетителей. Благодаря задумке Пэкстона, в парке, впервые в истории, были выставлены фигуры динозавров в натуральный рост [9], по существу это был первый в Европе «Парк динозавров».

Рис. 7. Мастерская скульптора Бенджамина Хаукинса, 1800 год Источник: (http://www.copyrightexpired.com/hawkins/nyc/Benjamin_Waterhouse_Hawkins.html)

Рис. 8. Скульптуры Древних животных в парке Crystal Источник: (http://dinosaur-denier.livejournal.com/8840.html)

Разработанные Ричардом Оуэном (Richard Owen), основателем естественного исторического музея, фигуры вымерших животных демонстрировали первые опыты учёных в области палеонтологии, реконструкции древних млекопитающих (рис. 7, 8). Изваяния из камня

и бетона скульптора Бенджамина Хаукинса (Benjamin Waterhouse Hawkins) живописно установили в нижней части парка рядом с водоёмом и открыли для публики в 1854 году. Взору посетителей предстали страшные ящеры, полуфантастические доисторические животные. Часть из них сохранилась до нашего времени, отреставрированные и подновлённые они поражают своей искренностью, наивностью и беззащитностью. Но вернёмся к фактам. Динозавры устояли под воздействием времени, а Хрустальный Дворец - грандиозное творение Джозефа Пэкстона - нет, от Выставочного павильона ничего не осталось. Пожар 1866 года нанёс серьёзный урон дворцу. Однако второй пожар был гораздо страшнее. Первого декабря 1936 года северный ветер раздул огонь, и беспощадной стихией было уничтожено огромное строения (рис. 9). Причина огня, который уничтожил Хрустальный Дворец, точно неизвестна, но предполагают наличие дефектов в электрической проводке. По старым деревянным перекрытиям огонь быстро распространился по всему зданию. Разбитые стеклянные панели на крыше из-за нехватки средств были заменены досками, и когда огонь поднимался, то шёл по трансептам как по трубам, уничтожая всё на своём пути. Сильный ветер помог огню, и к следующему дню всё, что осталось от дворца - это масса железа и расплавленного стекла. Обгоревшие конструкции здания разобрали на металлолом. Все попытки заново воссоздать Хрустальный Дворец закончились неудачей. Тем не менее, продолжалась дальнейшая эксплуатация большого общественного пространства. Военное время внесло свои коррективы в использование территории парка, хотя частично сохранялась его прежняя концепция - нести просвещение, спорт, оздоровление и развлечения в народные массы.

Рис. 9. Дворец после пожара 1936 года Источник: (http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/SCIAM/CRYST/CRYST.HTM

Ещё при существовании павильона Crystal Palace, в течение первых тридцати лет (1854-1884) выставочный комплекс посещало до двух миллионов зрителей в год, здесь устраивались регулярные спортивные состязания, любительские и коммерческие выставки, работали картинные галереи, показывали кинофильмы. Вечерами, благодаря фирме «Brock's firework company», организовывались фейерверки. В концертном зале вместимостью более 4 000 человек с 1857 года по 1926-й проводились ежегодные Генделевские фестивали. Музыкальные мероприятия проходили в огромном зале Хрустального Дворца, в центре которого стоял орган (рис. 10).

Рис. 10. Генделевский фестиваль в центральном нефе Хрустального Дворца 1859 года Источник: (http://www.webrarian.co.uk/crystalpalace)

На востоке парковой зоны отводилось большое пространство для занятий спортом. В 1857 году здесь открылось поле для крикета, проводились соревнования. В 1909 году эти площадки отдали под теннисные корты. В 1861 году из служащих выставочного комплекса была создана футбольная команда и клуб «Crystal Palace». Команда участвовала во многих соревнованиях, в том числе в кубках ФА. Финал кубка Англии по футболу проводился на стадионе в парке Хрустального Дворца с 1895 по 1914 годы. Цена билетов на парковые развлечения зависела от спроса на отдельные мероприятия и варьировала от 5 пенсов до 1 гинеи. Организаторы выставочного комплекса еле сводили концы с концами, и долг в 800 000 фунтов висел на компании Хрустального Дворца вплоть до его гибели [7].

В начале XX века интерес публики к старому парку угас. Последним успешным событием стали торжества в честь коронации Георга V в июне 1911 года. Это не спасло компанию от банкротства, и суд постановил продать парк и дворец с молотка. Мэр города Кардиффа, лорд Плимутский, выкупил всё имущество компании за 230 000 фунтов. В 1913 году, благодаря общественности и деятельности мэра Лондона, парк перешёл в государственную собственность. Вплоть до пожара 1936 года дворец эксплуатировали нещадно, порой, не обращая внимание на его состояние, пренебрегая техникой безопасности, не ремонтируя здание. Во время Первой мировой войны в павильоне размещались учебные части и склады британского флота. Всего через военную школу Хрустального Дворца прошло до 125 000 военнослужащих. После войны в дряхлеющем здании дворца разместилась радиотехническая фирма Джона Байрда - пионера механического телевидения, а на территории парка построили мачты радиопередатчиков. Отсюда в 1927 году Байрд провёл трансляцию телевизионного сигнала из Лондона в Глазго [7].

Во время Второй мировой войны территорию парка поделили между фирмой Байрда и военно-хозяйственными учреждениями (рис. 11). Брюнелевские водонапорные башни были взорваны в 1940 и 1941годах в связи с военными действиями. Парк постепенно приходил в запустение, но всё равно был прекрасен.

Рис. 11. Исторические места Парка Кристалл Палас (Crystal Palace Park, Penge, South London): 1 - большой центральный вход; 2 - старый павильон для крикета; 3 - база Военно-морского учебного заведения HMS Victory (HMS Crystal Palace); 4 - аэрожелезная дорога (1864 год, экспериментальная пневматическая железная дорога между Сиденхэм и Penge. Вагон на 35 пассажиров); 5 - старая вилла Neo-Gothic «Долина» (1880 год); 6 - гоночная трасса для машин и мотоциклов (1927-1973); 7 - футбольное поле (Финал Кубка FA-1895); 8 - лабиринт; 9 - амфитеатр для проведения Фестиваля Империи в 1911 году. Рядом скульптура Данте; 10 - сцена - терасса для показа фейерверков (1865-1936 годы); 10 a - северная оранжерея (1854-1950); 11 - бюст Джозефа Пэкстона (1873); 11 a - итальянские террасы; 11b -южный неф; 12 - музей Хрустального Дворца: музей расположен в прежней Дворцовой Школе Проектирования (1872); 13 - железнодорожная станция (1854). Новая станция - имитация Хрустального Дворца -построена в 1986 году; 14 - южный бассейн «Дом для фламинго», рядом Центр Национальных Видов спорта; 15 - геологический мост, резервация парка Геологии и Жителей Древнего Мира;

16 - доисторические чудовища; 17 - «Приливное Озеро»* * «Приливное озеро» - уровень озера подвергался большим изменениям, низкий уровень воды был во время работы фонтанов и высокий, когда вода возвращалась.

Источник: (http://www.cocgb.dircon.co.uk/cry_pal_park.htm)

Одно из последних зданий времён Пэкстона, Школа Искусств, сгорела в октябре 1950 года. Уже никто не надеялся на возрождение парка, и все последующие проекты восстановления дворца не были реализованы (рис. 12).

Рис. 12. Парк Кристалл Палас 2008 год Источник: http ://www.urban75.org/london/crystal-palace-photos.html

В настоящее время жизнь вокруг Парка Кристалл Палас оживилась, стали проводиться конкурсы, предлагаться проекты реконструкции, ревитализации и реновации парковой зоны. Идеи очень разнообразны: от полного восстановления парка и реконструкции Хрустального Дворца до строительства жилых комплексов на территории парка. Работают инициативные группы, такие как Лондонское строительное Агентство (LDA), выделяются средства, подключается общественность. Есть точка зрения, создать образцовый столичный парк для отдыха 21-го столетия с культурным, образовательным и развлекательным потенциалом.

Фирмы «Latz + Partner» и «Meadowcroft Griffin» с группой консультантов разработали мастерплан по возрождению исторического наследия парка. В него вошли, как рекомендации по эксплуатации территории, так и конкретные проектные предложения по застройке и ландшафтному дизайну. Например, на месте отсутствующего ныне Хрустального Дворца предлагается высадить ряды деревьев и кустарников, повторив контуры выставочного павильона. Кроме этого, организовать главный вход и восстановить основную ось парка, создать новый музей Кристалл Палас, продолжить развитие Национального спортивного Центра с бассейнами, стадионами и легкоатлетическими кортами. Несомненно, в мастерплан войдёт территория «Приливного озера» с центром динозавров, детский игровой комплекс, кафе и площадка для крикета [12]. Особое внимание проектировщиков уделено зелёным насаждениям, восстановлению Итальянских терасс, газонов, цветников и водоёмов (рис. 13, 14). Проект обновления парка обсуждается и утверждается на высоком государственном уровне с участием общественности.

Рис. 13. Генеральный план реконструкции Парка Источник: (http://www.designforlondon.gov.uk)

Рис. 14. Общий вид реконструкции Хрустального Дворца Источник: (http ://www.thisislondon.co.uk)

С момента открытия Первой Всемирной промышленной выставки прошло 160 лет. Она явилась значительным достижением в области организации мероприятий, демонстрации успехов в различных отраслях промышленности, показала пример новой архитектуры и внесла большой вклад в дело совершенствования человека. Павильон Хрустальный Дворец на века вписан в народную память и имеет множество приверженцев среди современных архи-

текторов и дизайнеров. Несмотря на то, что до сих пор остаётся открытым вопрос, как поступить с поствыставочным пространством парка Crystal Palace, хочется верить, что слова последнего управляющего парком Генри Бакленда: «Другого не будет никогда», в итоге окажутся, не верны, и парк Хрустального Дворца возродится в своём прежнем великолепии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мезенин Н.А. Парад всемирных выставок. М. : Знание, 1991. 160 с.

2. Шпаков В.Н. История всемирных выставок. М. : АСТ: Зебра Е , 2008. 384 с.

3. Умение и прогресс - Claw.ru: Архитектурная энциклопедия ...

4. Фолке Т. Кихлштедт Хрустальный Дворец // В мире науки, декабрь 1981.

5. http://www. urban75. org/london/crystal-palace-photos. html

6. Порецкий С. В. Курс кузнечного дела. Л. - М., ОНТИ, 1935. Т. 2. с. 19.

7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Хрустальный_дворец

8. GlassBox-History.ru — эволюция стеклянного ящика

9. http://www.squidoo.com/crystalpalacedinosaurs

10. http:// www. co cgb .dircon. co. uk/cry_pal_park. htm

11. http://www.arthurlloyd.co.uk/CrystalPalace.htm

12. http://www.designforlondon.gov.uk

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Макотина Светлана Александровна, ассистент кафедры «Архитектурное проектирование», Иркутский государственный технический университет, тел.: 89041124495, e-mail: svetavo59 @mail. ru

Macotina S.A., assistant, Architecture Design Department, Irkutsk State Technical University, tel.: 89041124495, e-mail: svetavo59@mail.ru

УДК-72

ЭВРИСТИКА В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО

МЫШЛЕНИЯ

В.И. Марков

Предложена авторская методика развития пространственного и креативного мышления в области архитектуры, дизайна, пространственных искусств, ювелирного дела, а также будет полезна в области технических дисциплин, где всегда есть необходимость решать проблему экономии пространства при компоновке различных блоков механизмов (в авиа- и машиностроении, автомобилестроении, строительных системах и других). Представлен большой ряд работ, выполненных на основе предложенной методики.

Ключевые слова: эвристика, объёмно-пространственное мышление, абстрагирование, пропедевтика, формообразующий элемент, архитектурно-композиционное моделирование, структурирование формы, интуиция, схема-матрица, комбинаторные навыки, пространственные системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.