Научная статья на тему 'Американская Всемирная промышленная выставка 1853 года и поствыставочное развитие её территории. Брайант-парк'

Американская Всемирная промышленная выставка 1853 года и поствыставочное развитие её территории. Брайант-парк Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1015
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ВЫСТАВКА / ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПАВИЛЬОН / ПОСТВЫСТАВОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭКСПОЗИЦИЯ / WORLD INDUSTRIAL EXHIBITION / LANDSCAPE DESIGN / PUBLIC SPACE / PAVILION / POST- EXHIBITION SPACE / DISPLAY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Макотина Светлана Александровна

Статья посвящена общественным пространствам, их устойчивому развитию в условиях большого города. Рассматривается история планирования и проведения Нью-Йоркской Всемирной промышленной выставки 1853 года. Изучается территория для размещения выставочных павильонов, их формообразование и благоустройство. Раскрывается суть дальнейшего развития и изменения поствыставочного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Макотина Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMERICAN WORLD INDUSTRIAL EXHIBITION OF 1853 AND POST-EXHIBITION DEVELOPMENT OF ITS TERRITORY. BRYANT PARK

The article discusses public spaces, their sustainable development in a big city. It considers the history of planning and carrying out New York Great Industrial Exhibition in 1853.The author studies the territory reserved for exhibition pavilions, their shaping and equipping with services and utilities. The essence of the further development and change of the postexhibition space is revealed.

Текст научной работы на тему «Американская Всемирная промышленная выставка 1853 года и поствыставочное развитие её территории. Брайант-парк»

УДК 061.48 (93)

АМЕРИКАНСКАЯ ВСЕМИРНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ВЫСТАВКА 1853 ГОДА И ПОСТВЫСТАВОЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЕЁ ТЕРРИТОРИИ. БРАЙАНТ-ПАРК

С.А. Макотина

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова 83.

Статья посвящена общественным пространствам, их устойчивому развитию в условиях большого города. Рассматривается история планирования и проведения Нью-Йоркской Всемирной промышленной выставки 1853 года. Изучается территория для размещения выставочных павильонов, их формообразование и благоустройство. Раскрывается суть дальнейшего развития и изменения поствыставочного пространства. Ил. 13. Библиогр. 14 назв.

Ключевые слова: Всемирная промышленная выставка; ландшафтный дизайн; общественное пространство; павильон; поствыставочное пространство; экспозиция.

AMERICAN WORLD INDUSTRIAL EXHIBITION OF 1853 AND POST-EXHIBITION DEVELOPMENT OF ITS TERRITORY. BRYANT PARK S.A. Makotina

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article discusses public spaces, their sustainable development in a big city. It considers the history of planning and carrying out New York Great Industrial Exhibition in 1853.The author studies the territory reserved for exhibition pavilions, their shaping and equipping with services and utilities. The essence of the further development and change of the postexhibition space is revealed. 13 figures. 14 sources.

Key words: World Industrial Exhibition; landscape design; public space; pavilion; post- exhibition space; display.

В современных городах на фоне бурной точечной застройки и приватизации земли остро стоит вопрос сохранения публичных городских пространств, улиц, площадей, парков. Открытые общедоступные пространства всегда были не только отдушиной в урбанизированном мире, но и выполняли информационную и коммуникативную функции, служили альтернативными территориями для проведения массовых мероприятий, выставок, праздников, ярмарок и т.д. Тем самым эти площадки выполняли обучающую роль, предоставляли возможность для общения и выработки образцов поведения в социальных группах. Просто гуляющие в парках, скверах и на площадях незнакомые люди встречались, наблюдали за происходящим и находили, выражаясь словами Джейн Джейкобс, «общий язык тротуара» [12]. Осознание социального значения открытых городских пространств, необходимость развития и поддержки их «открытости» и привлекательности во многих странах привели к тому, что их планирование выделилось в отдельное направление исследовательской и практической работы. В некоторых городах Европы и Америки возникли и работают специальные комитеты по развитию публичного пространства. Работа данных организаций касается не только создания удобства и красоты в населённом пункте, но и снижения рисков и депрессивных эффектов города [10]. Примером устойчивого развития публичного городского пространства служит история нью-

йоркского парка Брайант, существующего в центре Манхеттена с 1847 года.

Хотя парк считается частью Нью-Йоркского департамента парков и зон отдыха (New York City Department of Parks and Recreation), он управляется частной некоммерческой организацией «Bryant Park Corporation», основанной в 1980-м году. В 1988 году на средства, поступившие из частных источников, прошла полная реконструкция парка. Сегодня Брайант-парк является излюбленным местом отдыха американцев и гостей города, а в далёком 1822 году здесь располагалось кладбище для бедных. История местности, на которой расположился парк, уникальна, насыщенна событиями и многопланова по застройке в различные годы. В семнадцатом веке район, указанный теперь как Парк Брайант, был все еще американской глухой провинцией. Однако к 1686 году колониальным управляющим Нью-Йорка Томасом Донга-ном данное место было определено как общественное пространство. Когда в 1840 году возникла необходимость в нью-йоркском водохранилище, кладбище убрали. В рамках подготовки к строительству надземного Кротонского резервуара (Croton Reservoir), тысячи тел были перенесены на остров Уорд (Ward's Island). По истечении 1847 года на месте кладбища, рядом с водохранилищем, заложили парк, названный «Резервуар» («Reservoir Square»), в честь рядом стоящего технического сооружения. Городской резервуар

1Макотина Светлана Александровна, ассистент кафедры архитектурного проектирования, тел.: 89041124495, e-mail: svetavo59@mail.ru

Makotina Svetlana, Assistant Professor of the Department of Architectural Design, tel.: 89041124495, e-mail: svetavo59@mail.ru

для питьевой воды, построенный в 1842 году, был триумфом инженерной мысли своего времени и снабжал город водой до конца девятнадцатого столетия. По своим формам и масштабу он напоминал египетские пирамиды или крепостные стены замка. Конструкция включала четыре искусственных озера, окруженных огромными гранитными стенами, пятьдесят футов (15 метров) высотой и двадцать пять футов (7,5 метров) толщиной. По периметру резервуара можно было совершать пешие прогулки и обозревать местность (рис. 1). Тем не менее, в конце XIX века резервуар Кротон (Croton Reservoir) снесли за ненадобностью.

Рис. 1. Croton Reservoir. 1850 год. Художник Август Фэй (Agustus Fay); хранилище New York Public Library. Источник:

http://manhattanunlocked.blogspot.com/2011/02/manhattan-on-nile.html

В 1853 году прилегающий к Кротонскому водохранилищу парк был выделен властями города для проведения первой американской Всемирной промышленной выставки. Место уже было популярно у нью-йоркских жителей и удобно располагалось относительно всех кварталов города (рис. 2, 3). Первая Всемирная промышленная выставка на Американском континенте прошла под девизом «Выставка промышленности всех наций».

i \

Рис. 2. Нью-Йорк. Хрустальный Дворец, 1853 год. Источник:

http://lauralomaxdesign.blogspot.com/2011/10/crystal-palace-new-yorklondon.html

Рис. 3. Кротонский Резервуар (водохранилище), конец

XIX века. Фото Томаса Г. Пратта (Thomas G. Pratt).

Источник:

http://www.flickr.com/photos/syscosteve/6878174244/

Перед её проведением в Нью-Йорке в 1851 году была зарегистрирована компания, курирующая выставку. Организатором промышленной выставки стала группа влиятельных горожан, вдохновленных успехами Великой лондонской выставки 1851 года. Город выделил в бесплатную аренду на пять лет площадь под строительство выставочного павильона в центре Манхэттена на 42-ой улице, в парковой зоне. По условиям договора определялось, что здание должно быть построено из стекла и железа. Для американцев идея англичанина Джозефа Пакстона с Хрустальным дворцом оказалась весьма привлекательной. Конструкции подобного класса применялись для возведения выставочных павильонов по всему миру, в том числе и в Нью-Йорке. 14 июля 1853 года Президент Соединенных Штатов, генерал Пирс торжественно открыл американскую Всемирную выставку. Обширная экспозиция проработала сто девятнадцать дней. В данной выставке приняли участие 23 страны, экспонаты демонстрировали 4800 участников, более половины из которых были иностранцами. Архитекторами проекта американского Хрустального дворца стали Георг Кар-стенсен (Georg Carstensen) и немецкий архитектор Чарльз Гилдемейстер (Charles Gildemeister). Строительство возглавили инженер Кристиан Эдвард Дет-молд (Christian Edward Detmold), инженер-консультант Горацио Аллен (Horatio Allen) и архитектор Эдвард Гарри (Edward Hurry). Здание решено было построить в форме греческого креста с павильонами-перемычками между основными сторонами, что в итоге создавало в плане восьмигранник. Размеры сооружения: 365 футов (111,25 метра) длиной в каждом направлении и 150 футов (45,72 метра) шириной. Центральный купол 123 футов (37,49 метра) высотой и 100 футов (30,48 метра) в поперечнике. Со стороны Кротонского резервуара было пристроено еще одно здание прямоугольной формы, 450 футов (137 метров) длиной и 75 футов (22,86 метра) шириной, предназначенное для демонстрации машин. В выставочном Дворце восьмиугольной формы, сделанном из стекла и железа, разместились 4854 павильона для всех стран участниц. Дворец был расположен вдоль 42 улицы Нью-Йорка, между Пятой и Шестой авеню, как

раз на месте современного Брайант-парка (рис. 4, 5).

Рис. 4. William Perris: страховая пожарная карта 1853 г. План расположения здания выставки и Кротонского резервуара.

Источник: http://www.nypl.org/blog/2009/01/03/crystal-palace-reservoir-square

Рис. 5. План павильона выставки 1853 г. Источник: http://www.lib.umd.edu/artarch/exhibition/1853-54/gallery3.html

К достопримечательностям американской Всемирной выставки можно отнести обсерваторию «Лат-тинг». Задуманная фабрикантом Уорингом Латтингом (Waring Latting), выполненная по проекту архитектора Уильяма Наугла (William Naugle), деревянная башня обсерватории высотой 315 футов (96 метров) опиралась на восьмигранное основание. Конструкции из дерева монтировались с помощью металлических крепежей. «Латтинг» обсерватория являлась частью «Выставки промышленности всех наций». Башня располагалась в непосредственной близости от нью-йоркского Хрустального Дворца (рис. 6). В трёх уровнях обсерватории разместились смотровые площадки с телескопами, что позволяло посетителям увидеть районы Квинс, Нью-Джерси, остров Статен-Айленд. Обсерватория обслуживала до 1500 человек одновременно [6]. На тот момент она была самым высоким зданием в Нью-Йорке, пока не сгорела в 1856 году. В аннотации, посвящённой открытию обсерватории первого июля 1853 года, журналист «The New York Times» писал, что «не был готов к прекрасной панораме», которая, как говорили, достигала от 40 до 60 километров, обеспечивая несравненный вид, не доступный ни в Лондоне, ни в Париже, ни на вершине Великой пирамиды. Он сравнивал башню с «человеческим ульем,

пчелы которого являются лучшими в мире пасечниками». Восхождение на вершину башни было описано как «утомительный, но улучшающий пищеварение путь» [13].

Рис. 6. Башня «Латтинг». Нью-Йорк, 1853 год.

Источник:

http://c0mm0ns.wikimedia.0rg/wiki/File:Latting_0bservat0r y.png

На выставке 1853 года американский изобретатель Элиша Грейвс Отис продемонстрировал устройство безопасного лифта. Свой механизм он показал в нью-йоркском Кристалл Паласе: Отис становился на открытой платформе подъемника и топором обрубал удерживавший ее канат; при этом платформа оставалась на месте и не падала в шахту благодаря ловителям. Первый пассажирский лифт-подъемник был установлен в Нью-Йорке в 1857 году. Отис и не подозревал, что его простое устройство безопасности в сочетании с использованием стальных каркасов зданий даст возможность строить многочисленные небоскребы. В наши дни компания Отис (Otis) является мировым лидером по производству лифтов и эскалаторов. Кроме этого, на промышленной выставке в Нью-Йорке в 1853 году был продемонстрирован новый вид транспортного средства - велосипед на четырех колесах, ставший прототипом современного квадро-цикла и даже автомобиля. В то время велосипеды только начали приобретать популярность, а квадро-цикл появился как ответ на многие нерешенные проблемы. В нём можно было установить пассажирское сидение, в связи с чем безопасность нового вида транспорта была заметно улучшена. Выставка вызвала крупный бум туризма в Нью-Йорке, и многие гостиницы были построены для приёма увеличивающегося потока гостей. Количество граждан, посетивших выставку, достигло одного миллиона человек [3]. Тем не менее, ошибки в расчетах при строительстве выставочного здания привели к тому, что крыша протекала, постоянно затапливая экспонаты и посетителей. Желающих посмотреть на мировые достижения становилось все меньше, в результате чего выставку пришлось закрыть в ноябре 1854 года. Несмотря на всю популярность мероприятия, её спонсоры потеряли

около 300000 долларов. Конструкции и здания, оставшиеся после выставки, в течение четырёх лет сдавались в аренду для различных целей. Хрустальный дворец (New York Crystal Palace) простоял до 1858 года, пока не погиб в пожаре (рис. 7). Катастрофа произошла вскоре после праздника, посвящённого прокладке Трансатлантического телеграфного кабеля [7]. Пожарный страховой полис, оформленный для Хрустального Дворца, был выписан на $50,000 или около $1,5 миллионов в сегодняшних долларах. Это была потрясающе низкая цена для такого грандиозного здания. В то же время парк «Резервуар», разбитый на месте кладбища, и после сгоревшего выставочного павильона продолжил своё существование.

лучший проект реконструкции популярного общественного места.

Рис. 7. Хрустальный Дворец американской выставки во время пожара 1858 г. (Currier & Ives, New York).

Источник:

http://www.georgeglazer.com/prints/aanda/historic/crystalfir e.html

Во время Гражданской войны (1861-1865) на месте парка производились военные учения. В июле 1863-го дошло до гражданских беспорядков, зачинщиками которых были, в основном, ирландские рабочие. По одним источникам, рабочие опасались, что освобожденные рабы составят им конкуренцию в качестве более дешевой рабочей силы, по другим - поводом к бунту послужил указ Линкольна о мобилизации в армию 300 000 человек, причем не столько сам факт призыва, сколько разрешение откупиться от армии за триста долларов. Невзирая на эти сложные времена, сквер выжил. В 1884 году парк «Резервуар» («Reservoir Square») переименовали в Брайант-парк, присвоив имя поэта, редактора «New York Evening Post» Уильяма Каллена Брайанта (William Cullen Bryant, 1794-1878). Так в центре Нью-Йорка возник общественный парк площадью 39 тысяч квадратных метров. На протяжении 20-х годов северная половина Брайант-парка была закрыта для общественности из-за строительства туннеля метро вдоль 42-й улицы (рис. 8, 9). Подрядчики приступили к работе в начале 1922 года и в следующие пять лет использовали парк для хранения оборудования и мусора. Однако к середине 30-х годов под давлением общественности состоялось долгожданное обновление парка. Чрезвычайная архитектурная комиссия объявила конкурс на

Рис. 8. Нью-Йорк. 42-я улица. 1903 г. Строительство тоннеля метро NY Transit Museum. Источник: http://blog.bryantpark.org/2011/01/from-archive-tunnels-under-bryant-park.html

Рис. 9. Надземная станция метро между 6-й авеню и 42-й улицей, 1878 г.

(Нью-Йоркская публичная библиотека). Источник: http://blog.bryantpark.org/2011/01/from-archive-tunnels-under-bryant-park.html

Победа в конкурсе досталась архитектору из Квинса Ласби Симпсону (Lusby Simpson), предложившему классическую схему французского регулярного парка с большим центральным газоном, каменными балюстрадами, пешеходными дорожками, аллеями платанов. С западной стороны лужайку завершала овальная площадь с мемориальным фонтаном в честь Жозефины Шоу Лоуэлл (Josephine Shaw Lowell, 1843— 1905), известного американского общественного деятеля. В 1934 году уполномоченным парков Нью-Йорка стал градостроитель Роберт Мозес (Robert Moses, 1888-1981). Его команда в составе архитектора Аймар Ембуру (Embury) II и ландшафтного дизайнера Гилмо-ра Дэвид Кларка занималась планированием и рекреациями зон города Нью-Йорка. Команда Мозера завершила работу по ремонту парка, и 14 сентября 1934 года Брайант-парк вновь открылся для посетителей. Кроме этого, на соседней территории практически на

месте Кротонского Резервуара в 1911 году было построено центральное здание Нью-йоркской публичной библиотеки, вследствие чего бывший «Reservoir Square» стал настоящим культурным центром города. Классическое здание библиотеки - итог конкурсного проекта американских архитекторов Джона Каррере (John Merven Carrere, 1858-1911) и Томаса Гастингса (Thomas Hastings, 1860-1929).

Рис. 10. Нью-Йорк, 1908 год, угол 5-й авеню и 42-й улицы. Нью-Йоркская публичная библиотека.

Источник: httpJ/ru.wikipedia.org/wiki/Нью-Йоркскаяпубличнаябиблиотека

Прямоугольное строение книгохранилища имеет строгий симметричный план (рис. 10). С восточной стороны фасад библиотеки украшен богатым порталом в виде торца античного храма. С западной стороны располагаются террасы с площадками, выходящими к парку Брайант. По бокам главного портала Нью-Йоркской публичной библиотеки со стороны пятой авеню установлены два знаменитых льва работы скульптора Эдварда Кларка Поттера. Львы символизируют стойкость и терпение. Эта аллегория симво-лична для Америки начала 20-го века как призыв к сохранению спокойствия во времена Великой экономической депрессии. Напротив библиотеки, с её западной стороны, располагается главная достопримечательность парка - огромный газон, который считается самым длинным засаженным травой пространством на Манхэттене к югу от Центрального парка (Central Park). Зимой площадь газона используется как каток и место для рождественских гуляний. Здесь устанавливается ёлка, в киосках идёт бойкая торговля рождественскими сувенирами и подарками [8].

Несмотря на своё благополучие после сороковых годов, в 70-е годы парк пережил ещё одну неприятность: в нём поселились драг-дилеры, проститутки и бездомные. В народе парку даже дали прозвище «Needle Park», (от англ. - «игла») за бойкую торговлю героином. Но горожане не сдавались. С 1979 по 1983 год усилиями инициативной группы граждан под названием «Parks Council» в Брайант-парк вдохнули новую жизнь, появились книжная ярмарка, цветочный рынок, кафе, была разработана программа развлекательных мероприятий. Он вновь открылся в 1992 году к полному восторгу горожан и средств массовой информации, став настоящим украшением Манхэттена. В 2002-м Брайант-парк первым в Нью-Йорке предложил посетителям бесплатный доступ в Интернет через Wi-Fi.

Одно из самых удобных общественных пространств в Нью-Йорке - парк Брайант - открыт публи-

ке со всех четырёх сторон, но в тоже время имеет чёткие границы с улицей и проезжей частью. Основной вход в парк осуществляется с шестой авеню, хотя войти в него можно с 40-й и 42-й улицы, а также со стороны публичной библиотеки. Одиннадцать различных проходов ведут в парковую зону. С северной и южной стороны парка пешеходные дорожки окружены четырьмя рядами лондонских платанов (Platanus асепЬна). Этот вид деревьев может достигать 37 метров в высоту. В парке величественные платаны специально подрезают, что создаёт форму своеобразного естественного балдахина, который становится воздушным фильтром и буфером от окружающих парк транспортных магистралей и небоскрёбов. Густые кроны высоких деревьев являются ограждением от городской суеты, а открытое зелёное пространство газона побуждает к отдыху. Очень плотная стена деревьев и кустарника в Брайант-парке даёт ощущение ниши, деревенской «зелёной» жизни. Это спокойствие достигается ещё и тем, что ширина вымощенного тротуарного прохода небольшая по сравнению с высотой деревьев, огораживающих пешеходное пространство. Они как бы обнимают его и укрывают от внешнего шума. Пропорциональное соотношение вертикальных и горизонтальных частей парка примерно пятьдесят на пятьдесят процентов. Это равновесие лежит в основе проектного решения всего парка Брайант. Шесть цветочных клумб ограждают зелёный газон: три на темной стороне юга и три на солнечном севере. Они устанавливаются сезонно, в них размещаются сто видов древесных кустов, вечнозелёных растений и двадцать тысяч видов цветочных луковиц. Газон Брайант-парка, где каждый день тысячи офисных рабочих, изголодавшихся по природе, собираются для ленча, по своим размерам напоминает футбольное поле 91,44 метра длиной и 65,53 метра шириной. Эта огромная полянка засеяна смесью различных трав и злаковых. По необходимости газон укрывается во время аэрации, всхода посевов и в случае непогоды (рис. 11, 12).

Рис. 11. Вид сверху на Парк Брайант. Источник:

http://nyportraits.blogspot.com/2009_04_01_archive.html

Рис. 12. Аллея лондонских платанов.

Фото Jan Johnsen.

Источник:

http://serenityinthegarden.blogspot.com/2010/10/landscape-design-pointers-compare-and.html

Многофункциональное использование всей площади Брайант-парка очень разнообразно и зависит от времени года. «Интересная» среда сквера нужна для того, чтобы людям было, чем заняться: здесь можно понаблюдать за птицами, поиграть в шахматы, настольный теннис, зимой покататься на коньках, летом на каруселях. Карусель непростая, она создана специально, чтобы дополнить Французский классический стиль парка - это своего рода дань Европейской и Американской традициям. Круглая карусель фирмы «Fabricon» выполнена в стиле изящного барокко. Четырнадцать прелестных животных, копий классических карусельных творений, вращаются и сияют, смешиваясь с листвой платанов, под звуки французской музыки кабаре. Скульптуры, информационные панели, установленные на дорожках, рассказывают об истории

парка и его достопримечательностях.

В Парке Брайант проводится множество культурных мероприятий: показы мод, кинофестивали, музыкальные концерты. Например, каждую среду здесь устраивают художественные чтения, мероприятие называется «Читальный зал Брайант-парка». На самом деле зала никакого нет, это библиотека на открытом воздухе: стоят тенты, на стойках раскладывают книги. Традиция восходит к 1935 году, когда оставшиеся во время Великой депрессии без дома и работы ньюйоркцы приходили в парк и с пользой проводили время, бесплатно читая книги [9]. Литература остаётся на скамейках и сейчас, переходя от одного читателя к другому. Общественная жизнь открытого городского пространства свободна в своих замыслах и мобильна. Даже лёгкую летнюю мебель можно беспрепятственно переносить с одного места на другое. Урбанист и наблюдатель Уильям Уайт (William H. Whyte) в восьмидесятые годы работал над ремонтом Парка Брайант. В своей книге «Общественная жизнь малых городских пространств» (The Social Life of Small Urban Spaces, 1980) он предположил, что «мобильные сиденья расширяют возможность выбора для посетителей парка: можно прятаться от солнца, освобождать площадки для групп, уединяться. Возможность выбора и осуществление его - это важная часть жизни человека в общественной среде. Если вы знаете, что можете переместиться, если вы хотите этого, вы чувствуете себя более комфортабельным, оставаясь на месте». Уильям Уайт приветствовал и предлагал создавать парки с мобильными сиденьями в Нью-Йорке и других городах [11].

Рис. 13. Схема парка: 1) Bryant мемориал; 2) газон; 3) фонтан; 4) клумбы с многолетними растениями; 5) дорожка нижней террасы; 6) вход на террасы библиотеки; 7) торговые киоски; 8) центральный вход; 9) кафе; 10) вход в парк; 11) торговые киоски; 12) туалет; 13) рестораны и кафе. Источник: http://www.asla.org/2010awards/403.html

Организация «Bryant Park Corporation» (BPC) внимательно относится ко всем деталям ландшафтного дизайна Брайант-парка. Она строго следит за высотой живой изгороди, чтобы большинство прохожих могли легко видеть парк со смежных тротуаров, за выбором правильного размера гравия в пешеходных зонах. Частная корпорация занимается разработкой малых архитектурных форм, таких как продовольственные киоски, сувенирные лавки, скамейки, баки под мусор, вазоны. BPC частным образом финансирует содержание парка, обеспечивает санитарию, службу безопасности, спокойствие, красочные виды и сезонные садоводческие сооружения, поддерживает открытый зелёный газон для публики. BPC работает с гражданскими корпорациями и меценатами парка, чтобы осуществлять образовательные программы, поддерживать на высоком уровне развлечение для людей разного возраста и содержать парк в образцовой красоте. Всё это делает бывший квартал «Reservoir Square» уникальным и успешным публичным местом Нью-Йорка. Складывается впечатление, что организаторы данного городского пространства чётко следовали наставлениям профессора Лины Лофланд, заведующей кафедрой социологии Университета Калифорнии в Дэ-

висе. Известная исследовательница городской среды в книге «The public realm: exploring the city's quintessential social territory» предложила основные характеристики для поддержания успешного функционирования городских общественных зон. К ним относятся: удобство и приятный имидж, разнообразное использование площадей и занятий, социальность, удовольствие от интеракции, публичное одиночество и наблюдение за людьми, «карнавальность», возможность игры, фестиваля; избавления от своей истинной идентичности, приобретение новых масок [5]. В целом, в Брайант-парке наблюдается почти весь спектр характеристик, свойственных популярному месту в городе (рис. 13).

Таким образом, рассматривая устойчивость развития городских публичных пространств, стоит отметить их последовательную сохранность для города, необходимость и важность не только с точки зрения эстетического благоустройства, но и в плане благополучия, стабильного порядка в городе. Эти вопросы находятся в сфере прямых интересов горожан и городской администрации. Пример Брайан-парка подтверждает тот факт, что даже в самой плотной застройке исторического центра можно сохранить территорию для отдыха и общения людей.

Библиографический список

1. Мезенин Н.А. Парад всемирных выставок. М.: Знание, 1991. 160 с.

2. Зайцев В.П. Первые всемирные промышленные выставки в Лондоне // Новая и новейшая история. 2001. № 4.

3. Шпаков В.Н. История всемирных выставок. М.: АСТ: Зебра Е, 2008. 384 с.

4. Кликс Р.Р. Художественное проектирование экспозиций: монография. М.: Высшая школа, 1978. 368 с., ил.

5. Lofland Lyn H. The public realm: exploring the city's quintessential social territory. New York: Aldine De Gruyter, 1998.

6. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Latting_Observatory

7. URL: http://atlantic-cable.com

8. URL: http://www.worlds.ru/america/usa/history-brajjant-park

9. URL: http://www.snob.ru/selected/entry

10. Желнина А. Публичное пространство в социологии города: лекция. MA Европейского университета в Санкт-Петербурге. СПбГУ, 2009.

11. URL:http://serenityinthegarden.blogspot.com

12. Джекобс Дж. Смерть и жизнь больших американских городов / пер. с англ. М.: Новое издательство, 2011. 460 с.

13. «Нью-Йорк Таймс». 1 июля 1853 года.

14. «Нью-Йорк Таймс». 1 сентября 1856 года.

УДК 629.113.001

РОЛЬ И МЕСТО ТЕРМИНОВ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ

С.Ю. Позднякова1, А.А. Плисенко2, И.В. Блем3

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Определены роль и место специальной терминологии в общей системе содержания обучения лексической стороне иноязычной профессионально ориентированной речи. Установлено, что важнейшим компонентом содержания обучения студентов являются навыки оперирования терминологическим материалом. Процесс их формиро-

1Позднякова Светлана Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого и романских языков, тел.: 89148864539, e-mail: darena69@mail.ru

Pozdnyakova Svetlana, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of German and Romance Languages, tel.: 89148864539, e-mail: darena69@mail.ru

2Плисенко Алевтина Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой немецкого и романских языков, тел.: 89027692134, e-mail: plisalja@mail.ru

Plisenko Alevtina, Candidate of Philology, Associate Professor, Head of the Department of German and Romance Languages, tel.: 89027692134, e-mail: plisalja@mail.ru

3Блем Инна Валерьевна, старший преподаватель кафедры немецкого и романских языков, тел.: 89086414321, e-mail: innablehm@mail.ru

Blem Inna, Senior Lecturer of the Department of German and Romance Languages, tel.: 89086414321, e-mail: innablehm@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.