Научная статья на тему 'Интегративный подход как условие эффективного художественноэстетического образования на примере музыкального театра «Браво»'

Интегративный подход как условие эффективного художественноэстетического образования на примере музыкального театра «Браво» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
интегративный подход / художественное образование / эстетическое воспитание / дополнительное образование / музыкальный театр / танец / хореография / integrative approach / art education / aesthetic education / additional education / musical theater / dance / choreography / pedagogy / organization of educational process / motivation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костина Ульяна Владимировна

В статье рассматривается роль интегративного подхода в процессе художественно-эстетического воспитания детей на примере музыкального театра «БРАВО». Методы исследования: анализ научно-методической литературы, интервью и наблюдение за работой театра. Исследование подчеркивает важность интеграции различных форм искусства для продвижения целостного и преобразующего опыта обучения. Результаты показывают, что интегративный подход, принятый в театре «Браво», способствует развитию творческих способностей, критического мышления и коммуникативных навыков учащихся. Исследование имеет значение для развития программ художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного хореографического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATIVE APPROACH AS A CONDITION FOR EFFECTIVE ART AND AESTHETIC EDUCATION ON THE EXAMPLE OF «BRAVO» MUSICAL THEATER

The article examines the role of the integrative approach in the children’s artistic and aesthetic education process on the example of the musical theater «BRAVO». The author used the following research methods — scientific and methodological literature analysis, interviews and theater work observation. The study emphasizes the importance of integrating different forms of art to promote holistic and transformative learning experiences. The results show that the integrative approach adopted at the «BRAVO» Theater promotes the development of students' creativity, critical thinking, and communication skills. This study has implications for the development of programs of artistic and aesthetic education in the system of supplementary choreographic education.

Текст научной работы на тему «Интегративный подход как условие эффективного художественноэстетического образования на примере музыкального театра «Браво»»

НАУЧНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

. тТ t

У. В. Костина

Ценности и смыслы. 2023. № 6 (88). С. 156-167. Values and Meanings. 2023. No.6 (88). P. 156-167. УДК 37.1174

doi: 10.24412/2071-6427-2023-6-156-167

Интегративный подход как условие эффективного художественно-эстетического образования на примере музыкального театра «Браво»

Костина Ульяна Владимировна

Аспирант кафедры философии, истории и теории искусства Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, г. Санкт-Петербург, Россия E-mail: ulya1407@rambler.ru

Аннотация. В статье рассматривается роль ин-тегративного подхода в процессе художественно-эстетического воспитания детей на примере музыкального театра «БРАВО». Методы исследования: анализ научно-методической литературы, интервью и наблюдение за работой театра. Исследование подчеркивает важность интеграции различных форм искусства для продвижения целостного и преобразующего опыта обучения. Результаты показывают, что интегративный подход, принятый в театре «Браво», способствует развитию творческих способностей, критического мышления и коммуникативных навыков учащихся. Исследование имеет значение для развития программ художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного хореографического образования.

Ключевые слова: интегративный подход, художественное образование, эстетическое воспитание, дополнительное образование, музыкальный театр, танец, хореография.

Для цитирования: Костина У. В. Интегративный подход как условие эффективного художественно-эстетического образования на примере музыкального театра «Браво» // Ценности и смыслы. 2023. № 6 (88). С. 156-167

© Костина У. В., 2023

156

INTEGRATIVE APPROACH AS A CONDITION FOR EFFECTIVE ART AND AESTHETIC EDUCATION ON THE EXAMPLE OF «BRAVO» MUSICAL THEATER

Ulyana V. Kostina

Postgraduate student of the Department of Philosophy, History and Art Theory of the Vaganova Russian Ballet Academy, St. Petersburg, Russia E-mail: ulya1407@rambler.ru

Abstract. The article examines the role of the integrative approach in the children's artistic and aesthetic education process on the example of the musical theater «BRAVO». The author used the following research methods — scientific and methodological literature analysis, interviews and theater work observation. The study emphasizes the importance of integrating different forms of art to promote holistic and transformative learning experiences. The results show that the integrative approach adopted at the «BRAVO» Theater promotes the development of students' creativity, critical thinking, and communication skills. This study has implications for the development of programs of artistic and aesthetic education in the system of supplementary choreographic education.

Keywords: integrative approach, art education, aesthetic education, additional education, musical theater, dance, choreography, pedagogy, organization of educational process, motivation.

For citation: Kostina U. V. Integrative approach as a condition for effective art and aesthetic education on the example of «BRAVO» musical theater // Values and Meanings. 2023. No.6 (88). P. 156-167. (In Rus).

Интегративный подход — это междисциплинарное понятие, используемое в различных областях знания, означающее объединение многочисленных факторов для достижения определенной цели. В педагогике он связан с универсализацией тех или иных элементов и гармонизации связей между ними и представляет собой общие свойства и связи. В системе образования интеграция становится педагогической категорией, обнаруживаемой во взаимосвязи структурных компонентов, объединенных единой целью — развитием личности [11].

В условиях технологического прогресса и глобализации интегративный подход в образовании формирует у учащихся более полное понимание мира, даёт возможности гибкого и универсального видения решения проблем и укрепляет междисциплинарные связи. Особенно ценен этот подход в дошкольном образовании, где дети изучают мир в разных контекстах, но развивая умение устанавливать связи и целостное видение окружающего мира.

По мнению многих исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, позволяет им в полной мере реализовать свои творческие способности и стать успешной личностью. Так, Н. Ф. Талызина, В. В. Краевский, А. В. Петровский

изучали возможности интеграции педагогики с другими науками, что позволило авторам выявить связи между различными областями знаний и сделать вывод о необходимости использования множества дисциплин для более глубокого понимания процессов обучения и развития человека; B. C. Леднев и Г. Д. Глейзер наметили пути интеграции содержания образования [16, с. 19-21].

О. В. Сидорова в статье «Интегративный подход в преподавании изобразительного искусства в начальной школе» подчеркивает важность интеграции различных видов искусства и междисциплинарных связей для обогащения процесса обучения учащихся. Автор описывает успешные примеры интегративной практики и перечисляет преимущества применения такого подхода как для учащихся, так и для педагогов. В заключение О. В. Сидорова пропагандирует интеграцию обучения изобразительному искусству с другими учебными предметами (историей, литературой, математикой, географией) и рекомендует преподавателям использовать комплексный подход к преподаванию искусства в начальной школе [19, с. 101-107].

О. А. Краснокутская, исследуя вопрос эффективного воспитания художественной и эстетической культуры в начальной школе, также придает особое значение интегративному подходу. Она выделяет несколько базовых принципов: связность и целостность, активность и разнообразие. Кроме того, О. А. Краснокутская подчеркивает важную роль преподавателя в процессе воспитания: он должен обладать знаниями и навыками в различных областях искусства. Помимо этого он создает благоприятную атмосферу в классе для стимулирования творческого процесса и интереса учащихся к искусству [10, с. 168].

А. Г. Гогоберидзе и О. В. Солнцева считают интегративный подход необходимым условием для эффективного художественно-эстетического образования в дошкольном возрасте. Интеграция музыки, танца и изобразительного искусства в одно образовательное событие способствует развитию у детей художественно-эстетического восприятия, когнитивных, коммуникативных и социально-эмоциональных навыков. Это позволяет разнообразить учебный процесс и обеспечивает целостное и более глубокое понимание искусства детьми, а также способствует развитию их творческого потенциала [3, с. 352].

Изучив научную литературу по исследуемой теме, автор статьи выделяет ключевые аспекты, преимущества практического применения

интегративного подхода: он способствует глубокому пониманию и свободному практическому применению получаемых знаний, развитию творческого мышления, осознанию культурных ценностей и их роли в обществе, межкультурному взаимодействию, а также повышению мотивации к обучению и применению полученных навыков в жизни и карьере.

Образование через искусство — это метод, формирующий у детей творческое мышление и эстетическое восприятие мира. Он включает в себя формальное обучение в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, а также неформальное обучение в творческих коллективах и учреждениях. Образование через искусство играет важную роль в формировании личности ребенка и его ориентации на культурные ценности. Примером такого учреждения является Музыкальный театр «БРАВО» в г. Королёв Московской области. За 29 лет своей деятельности система воспитания юного танцора здесь менялась и продолжает совершенствоваться. Коллектив является многократным лауреатом и обладателем Гран-при международных и всероссийских театральных и хореографических конкурсов, двукратным обладателем Золотых медалей Дельфийских Игр России.

Педагоги школы «БРАВО» считают, что успех коллектива основан на уникальном комплексном интегративном подходе к развитию ребенка. Школа придает важность качественному обучению хореографии для достижения профессионализма в этой области. Однако ее главный приоритет — воспитание многогранной, культурной и духовно богатой личности. Используя комплексный интегративный подход, педагоги стремятся развивать гармоничную личность и структурировать деятельность учащихся. Методика «воспитания искусством» включает в себя разнообразные виды классического искусства, такие как танец, поэзия, театр, музыка, литература.

Следует ли обучать ребенка только механическим навыкам, чтобы он вырос гармоничным человеком? Может ли тот, кто многое умеет делать «правильно», стать гармоничным? Чтобы оптимально развивать личность, необходима особая социальная среда, которая способствует творческому росту. Раннее детство — период, в котором закладываются основы для будущей жизни. Задача педагогов заключается в том, чтобы научить детей учиться, трудиться, общаться и видеть красоту и разнообразие мира, ведь, как утверждал В. А. Сухомлинский: «Красота — могучий источник

нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства. Важнейшая задача эстетического воспитания — научить ребенка видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе» [6].

Для решения обозначенных выше задач необходимо использовать мир искусства и культуры как источник бесконечной мотивации для успешной учебной деятельности. В программе развития «БРАВО» главная задача — это развитие эмоциональной сферы ребенка, позволяющей полноценно воспринимать произведения искусства. Необходимо отметить, что в дошкольном и раннем школьном возрасте учащиеся ограничены в выполнении сложных движений и понимании знаков. Тем не менее в детях заложен огромный потенциал для эмоционального восприятия и развития образного мышления. Подходы к решению этой задачи в «БРАВО» включают:

1. Знакомство с различными видами искусства для мотивации учебной деятельности.

2. Зрительская практика: посещение театров, музеев, концертов, просмотр учебных видеофильмов художественного и документального направления.

3. Формирование осознанного выбора полезных впечатлений, фиксация собственных наблюдений в дневниках впечатлений.

4. Проведение проверочных викторин, анализ произведений искусств.

5. Использование высказываний великих людей для стимулирования саморазвития и внутреннего роста.

6. Формирование художественно-эстетического пространства: включение классической музыки в программу обучения, использование музыкального сигнала в качестве звонка на урок, разучивание стихов.

7. Чтение специальной и художественной литературы, способствующей расширению кругозора и культурному росту воспитанников, ведение читательских дневников.

В рамках учебной программы «БРАВО» действует специальная «Программа повышения культурного уровня», которая направлена на формирование у детей интереса к искусству и культуре в целом. Она предполагает выездные занятия в театрах, музеях, выезды на концерты, а также чтение специальной литературы, лекции и викторины. Также

в коллективе дети знакомятся со зрительской практикой, с самого раннего возраста посещая профессиональные постановки и концерты. Эти занятия оказывают более сильное воздействие на развитие ребенка, чем привычные уроки в классе.

В ходе программы дети учатся осознанно выбирать полезные впечатления, а также фиксировать собственные мысли и выводы в специальных дневниках, что способствует развитию их мышления и повышению осознанности. Данный подход в дальнейшем переносится на все учебные дисциплины, что помогает студийцам анализировать свою деятельность и серьезнее относиться к учебе.

Учащиеся, согласно программе повышения культурного уровня, пишут рецензии на прочитанное и обмениваются впечатлениями на литературных занятиях. Это приводит к заметному его улучшению, проявляющемуся в глубоком восприятии мира, развитии навыков речи и грамотном изложении мыслей и чувств. Также детям предлагается знакомиться с изречениями великих людей, которые учащиеся изучают и объясняют своими словами. Один из примеров: «Большой талант требует большого трудолюбия»,— так говорил своим ученикам великий П. И. Чайковский [7, с. 576]. Высказывания выдающихся личностей помогают детям продвигаться к высоким целям в искусстве и видеть большой смысл в трудовых буднях.

Для эстетического и культурного развития ребёнка являются полезными и проверочные викторины по искусству, включающие биографии известных деятелей культуры, анализ балетных спектаклей. Учащиеся заранее готовятся, приносят с собой справочные материалы, отвечают на вопросы педагога, получают баллы. Это помогает детям усваивать материал лучше, развивает их внимание, память, способность формулировать мысли.

Коллектив педагогов театра «БРАВО» принимает на себя роль воспитателей будущих артистов, осознавая, что обучение техническим навыкам — это только одна часть процесса. Созданное образовательное пространство, основанное на художественно-эстетическом воспитании, предлагает множество возможностей для обогащения и развития личности ребенка. Например, обычный звонок на урок превращается в музыкальный сигнал недели. Перед началом занятий в холле звучит классическая музыка, объявляются название и автор произведения, и дети, следуя за преподавателем, отправляются в класс. Этот небольшой, но ценный шаг способствует развитию музыкального и художествен-

ного вкуса ребенка, и часто именно в танцевальной студии он впервые встречается с классической музыкой.

Необходимо отметить, что в дошкольном возрасте ребенок — сама эмоция, и поэтому его встречи с классической музыкой очень важны. Музыка способствует становлению познавательной и нравственной сфер личности. Благодаря этому ребенок становится более восприимчивым к красоте вокруг себя. Стремление к прекрасному не только обогащает ребенка, но и позволяет совершать добрые поступки, или, как говорил Д. Б. Кабалевский, «прекрасное побуждает доброе» [14].

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что музыка занимает особое место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется не только спецификой этого вида искусства, но и психологическими особенностями дошкольников. Недаром Б. М. Теплов называет ее «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» [22]. Эмоции составляют главное содержание музыки; именно поэтому она представляет собой одно из наиболее эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка — ведущей сферы психики учащегося дошкольного возраста. Она важна в процессе становления личности, регуляции ее психических функций и поведения. Необходимо подчеркнуть роль «общения» ребенка с классической музыкой, ведь оно позволяет сформировать у детей позитивное мировосприятие и эмоциональное мироощущение, положительную жизненную доминанту. Это играет решающую роль для растущей личности как в настоящем, так и в будущем, ведь положительный настрой и устойчивая эмоциональная сфера способствуют общему интеллектуальному развитию, значительно повышают уровень внимания увеличивают устойчивость к стрессам.

Школа «БРАВО» также придает большое значение развитию интеллектуального потенциала учащихся. Целенаправленная работа над своей деятельностью способствует формированию осознанного отношения к жизни, участники коллектива учатся ставить цели и достигать их. В рамках этого направления учащиеся используют специальные тетради, где прописывают свои задачи, формулируют шаги, которые помогают им достигать поставленных целей, и отслеживают свои результаты. Подход основан на методе целеполагания, который активно используется в педагогике.

Особое значение для будущих танцоров имеет концертная практика, и школа выбирает мероприятия высокого уровня, например, участие в фестивале детского танца «Светлана», организованном Народной ар-

тисткой России, примой-балериной ГАБТ С. Ю. Захаровой. Этот фестиваль является мощной мотивацией для детей, занимающихся искусством, так как они получают возможность выступить на профессиональной сцене перед тысячами зрителей в окружении лучших коллективов страны. У многих именно с этого события появляется отчетливое желание связать свою дальнейшую жизнь с искусством танца, уже несколько выпускников учатся в Московской государственной академии хореографии, Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, Академии танца Бориса Эйфмана, Московском государственном хореографическом училище им. Л. М. Лавровского, Школе-студии при Государственном академическом ансамбле народного танца им. И. А. Моисеева.

Для детей очень важен пример взрослых. А. С. Макаренко утверждал, что «только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом» [12]. С целью повышения мотивации детей, родителей и педагогов коллектива создан цикл творческих встреч «Через тернии к звёздам». В рамках этого цикла проводятся встречи с известными и успешными людьми из сферы искусства и культуры, на которых можно услышать секреты мастерства из первых уст. В числе наши гостей Заслуженный артист России А. В. Олешко, олимпийские чемпионы по фигурному катанию Т.А Волосожар и М. Л. Траньков, артисты и педагоги ГААНТ им. И. А. Моисеева, директор Школы-студии при ансамбле им. И. А. Моисеева, Народная артистка России Г. М. Апанаева. Такие события в художественно-эстетической сфере имеют огромное воспитательное значение, формируют культурную, духовно развитую личность, закладывают правильные приоритеты, становятся своеобразными маяками для детей, занимающихся искусством.

«Воспитание искусством» также включает в себя посещение музеев, выставок, разучивание стихов. М. Малишевский подчеркивает особую важность именно стихотворной литературы для детей, так как она обладает особыми специфическими художественными свойствами [12, с. 7].

Поэзия обогащает духовный мир человека, влияет на формирование нравственных убеждений. Стихи развивают фантазию и абстрактное мышление детей, вдохновляя их на самовыражение через слово, рисунок, танец, музыку. Творческое развитие становится неотъемлемой частью их жизни. Этот навык переносится на обучение в школе, где дети легче усваивают материал.

Изучение истории художественного образования помогает находить

современные подходы к обучению и учитывать культурные традиции для развития интеллектуальных способностей личности. В рамках образовательной и просветительской деятельности культурные ценности и традиции позволяют развить чувство национальной идентичности, толерантности, навыки межкультурного взаимодействия у детей и молодежи. Художественное образование — это один из главных механизмов воспитания гуманитарных ценностей и сохранения культурных традиций.

В этом контексте важнейшей целью современного художественного образования становится воспитание Homo creans (человека творящего): человека с навыками самостоятельного мышления и творческого подхода к решению различного рода задач, опирающегося на «фундамент» полученных знаний и предыдущего опыта. Во введении к «Концепции художественного образования в Российской Федерации» художественное образование определяется как «процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства» [15]. Анализ цели, формы, функций, подходов и текущего состояния художественного образования позволяет наметить пути его дальнейшего развития [15].

Художественное образование и эстетическое воспитание способствуют восприятию красоты и формированию эстетически ориентированного понимания действительности. Баланс эмоционально-чувственного и ценностного компонентов эстетического сознания позволяет развить эстетическое восприятие, переживание и понимание, что в дальнейшем ведет к гармонизации отношений личности и общества.

Сложность современной системы дополнительного образования требует от педагогов использования новых средств и технологий, а также выделения общих законов знания и экстраполяции сходных примеров. Действующий педагог должен обладать собственной методической основой, которая является сложной и таксономической по своему характеру [9].

На примере театра «БРАВО» можно сделать вывод, что интегративный подход к обучению в педагогике искусства любого направления является эффективным средством в воспитании и образовании детей с самого раннего возраста. Через искусство (в данном случае — хореографию), привлекая музыку, поэзию, изобразительное искусство, театр, ребёнок не просто познает мир в заданной высокой «тональности», он растёт

полноценной, культурно развитой личностью, и впоследствии успешно состоится в любой профессии.

В современных условиях сфере дополнительного образования требуются новые методы и средства обучения, которые соответствуют требованиям и реалиям сегодняшнего дня. Прежние инструменты и технологии уже недостаточно эффективны. Использование новых методик обучения необходимо для успешного развития детей в будущем, независимо от выбранной ими профессии. В дальнейшем для улучшения качества работы и обучения следует провести апробационное исследование действующих программ и оценить результаты их действия.

Литература

1. Акишина Е. М., Алексеева Л. Л., Бодина Е. А. и др. Педагогика искусства и современное художественное образование: монография / Е. М. Акишина (руководитель), Л. Л. Алексеева, Е. А. Бодина и др.; науч. ред. Л. Л. Алексеева. М.: ТЦ Сфера, 2017. 306 с.

2. Гайсина Л. Г. Интегративный подход в непосредственной образовательной деятельности у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. URL: https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac152.htm (дата обращения 20.04.2023).

3. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения: 2-е изд. / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. СПб.: Издательский дом «Питер», 2014. 352 с.

4. Гревцева Г.Я., Циулина М. В., Болодурина Э.А. и др. Интегративный подход в учебном процессе ВУЗа / Г. Я. Гревцева, М. В. Циулина, Э. А. Болодурина, М. И. Банников // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26857 (дата обращения: 23.04.2023).

5. Зацепина М. Б. Культура досуга в семье // Современное дошкольное образование. 2008. № 2. С. 74-82.

6. Зеликова А. Цитаты о воспитании и воспитателях: мудрые высказывания. [Электронный ресурс]. URL: https://zelikovafoto.ru/citaty-o-vospitanii-i-vospitatelyah-mudrye-vyskazyvaniya-o/ (дата обращения: 23.04.2023).

7. Кожевников А. Ю., Линдберг Г. Б. Мудрость веков. Россия. СПб.: Издательский Дом «Нева», 2006. 576 с.

8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения: 25.06.2020).

9. КошаевВ. Б. Педагогика искусства и методология культурного наследия // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2006. № 9. С. 45-52.

10. Краснокутская О. А. Художественно-эстетическое воспитание в начальной школе. Л.: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2017. 180 с.

11. Кузнецова Т. М. Хореография в системе дополнительного образования детей: традиции и новации // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2012. № 27 (1). С. 118-127.

12. Малишевский М. О поэзии для детей // Детские чтения. 2020. № 22. С. 68-89.

13. Пермякова М. Ю. Значение художественно-эстетического воспитания в си-

стеме дополнительного образования детей // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 203-206.

14. Пожидаев Г. Дмитрий Борисович Кабалевский [Электронный ресурс]. URL: https://www.belcanto.ru/kabalevsky.html (дата обращения: 23.04.2023).

15. Приказ Минкультуры РФ от 28.12.2001 N1403 «О концепции художественного образования в Российской Федерации» (вместе с «Концепцией ...», утв. Минобразования РФ 26.11.2001, Минкультуры РФ 26.11.2001). [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minkultury-rf-ot-28122001-n-1403/ (дата обращения: 24.04.2023).

16. Ракитина И. В. Интегративный подход как базовый принцип развития дошкольного образования в России // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2018. № 3 (280). С. 19-21.

17. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 №78-р (ред. от 15.05.2023) <Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 №726-р> (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_413581/ (дата обращения: 19.06.2023).

18. Руднев В. Н. Эстетика. История мировой литературы и искусства: учебное пособие. М.: Директ-Медиа, 2015. 362 с.

19. Сидорова О. В. Интегративный подход в преподавании изобразительного искусства в начальной школе // Образование и наука. 2020. № 4. С. 101-107.

20. Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых» // Федеральный закон от 29.12.2012 Ш73-Ф3 (ред. от 24.07.2023) «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/2f0cff66d896f7b9817e26dba7e5f3207df5c43e/ (дата обращения 27.07.2023).

21. Швырева Т. А. Духовно-нравственная основа предметов художественно-эстетического цикла в системе современного российского образования // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. № 1 (29). С. 255-264.

22. Ярошевский М. Г. Идеи Б. М. Теплова о переживании как феномене культуры // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 63-75.

References

• Akishina E. M., Alekseeva L. L., Bodina E. A. i dr. Pedagogika iskusstva i sovremennoe hudozhestvennoe obrazovanie: monografiya / E. M. Akishina (rukovoditel'), L. L. Alekseeva, E. A. Bodina i dr.; nauch. red. L. L. Alekseeva. M.: TC Sfera, 2017. 306 s. [In Rus].

• Gajsina L. G. Integrativnyj podhod v neposredstvennoj obrazovatel'noj deyatel'nosti u detej doshkol'nogo vozrasta. ['Elektronnyj resurs]. URL: https://doshvozrast.ru/metodich/konsul-tac152.htm (data obrashcheniya 20.04.2023). [In Rus].

• Gogoberidze A. G., Solnceva O. V. Doshkol'naya pedagogika s osnovami metodik vospi-taniya i obucheniya. Uchebnik dlya vuzov. Standart tret'ego pokoleniya: 2-e izd. / Pod red. A. G. Gogoberidze, O. V Solncevoj. SPb.: Izdatel'skij dom «Piter», 2014. 352 s. [In Rus].

• Grevceva G. Ya., Ciulina M. V., Bolodurina E. A. i dr. The integrative appoach in the teaching and learning process of the higher education institution / G. Ya. Grevceva, M. V Ciulina, E. A. Bolodurina, M. I. Bannikov. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education.. 2017;(5). pElektronnyj resurs]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26857 (data obrashcheniya: 23.04.2023). [In Rus].

• Zacepina M. B. Leisure culture in the family. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie =. Modern preschool education. 2008;(2):74-82. [In Rus].

• Zelikova A. Citaty o vospitanii i vospitatelyah: mudrye vyskazyvaniya. ['Elektronnyj resurs]. URL: https://zelikovafoto.ru/citaty-o-vospitanii-i-vospitatelyah-mudrye-vyskazyvaniya-o/

(data obrashcheniya: 23.04.2023). [In Rus].

• Kozhevnikov A. Yu., Lindberg G. B. Mudrost' vekov. Rossiya. SPb.: Izdatel'skij Dom «Neva», 2006. 576 s. [In Rus].

• Koncepciya dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda. ['Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (data obrashcheniya: 25.06.2020). [In Rus].

• Koshaev V. B. Pedagogics of art and methodology cultural heritage. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya «Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika» = Bulletin of Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2006;(9):45-52. [In Rus].

• Krasnokutskaya O. A. Hudozhestvenno-esteticheskoe vospitanie v nachal'noj shkole. L.: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2017. 180 s. [In Rus].

• Kuznecova T. M. A Choreography in system of additional education of children: traditions and innovations. Vestnik Akademii russkogo baleta im. A. Ya. Vaganovoj = Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2012;(27 (1)):118-127. [In Rus].

• Malishevskij M. About poetry for children. Detskie chteniya = Children's readings. 2020;(22):68-89. [In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Permyakova M. Yu. The importance of artistic and aesthetic education in the children's additional education system. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy I Mezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, aprel' 2012 g.). M.: Buki-Vedi, 2012. S. 203-206. [In Rus].

• Pozhidaev G. Dmitrij Borisovich Kabalevskij ['Elektronnyj resurs]. URL: https://www.bel-canto.ru/kabalevsky.html (data obrashcheniya: 23.04.2023). [In Rus].

• Prikaz Minkul'tury RF ot 28.12.2001 N1403 «O koncepcii hudozhestvennogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii» (vmeste s «Koncepciej ...», utv. Minobrazovaniya RF 26.11.2001, Minkul'tury RF 26.11.2001). ['Elektronnyj resurs]. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minkultury-rf-ot-28122001-n-1403/ (data obrashcheniya: 24.04.2023). [In Rus].

• Rakitina I. V. Integrated learning approach as fundamental principle of pre-school education development in Russia. Izvestiya Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta = Izvestia VGPU. 2018;(3 (280)):19-21. [In Rus].

• Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 31.03.2022 N678-r (red. ot 15.05.2023) <Ob utverzh-denii Koncepcii razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej i priznanii utrativshim silu Rasporyazheniya Pravitel'stva RF ot 04.09.2014 N1726-r> (vmeste s «Koncepciej razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej do 2030 goda»). ['Elektronnyj resurs]. URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_413581/ (data obrashcheniya: 19.06.2023). [In Rus].

• Rudnev V. N. Estetika. Istoriya mirovoj literatury i iskusstva: uchebnoe posobie. M.: DirektMedia, 2015. 362 s. [In Rus].

• Sidorova O. V. Integrativnyj podhod v prepodavanii izobrazitel'nogo iskusstva v nachal'noj shkole Obrazovanie i nauka = Education and science. 2020;(4):101-107. [In Rus].

• Stat'ya 75. Dopolnitel'noe obrazovanie detej i vzroslyh» // Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N273-FZ (red. ot 24.07.2023) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». ['Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/2f0cff66d896f7b9817e26 dba7e5f3207df5c43e/ (data obrashcheniya 27.07.2023). [In Rus].

• Shvyreva T. A. Spiritual-moral foundation of subjects of artistic-esthetic cycle in the system of modern russian education. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Gumanitarnye nauki = News of higher educational institutions. Volga region. Humanities.. 2014;(1 (29)):255-264. [In Rus].

• Yaroshevskij M. G. Teplov's ideas about experience as a cultural phenomenon. Voprosy psi-hologii = Psychology questions. 1997;(4):63-75. [In Rus].

Статья поступила в редакцию 29.06.2023; одобрена после рецензирования

28.08.2023; принята к публикации 11.11.2023.

The article was submitted 29.06.2023; approved after reviewing 28.08.2023; accepted

for publication 11.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.