Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
529
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / МОДЕЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА / КОМПОНЕНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шестакова Л. М., Леонтьева Т. В.

Статья посвящена проблеме эмоционального и эстетического воспитания детей, истории и обзору научных моделей компонентов эмоционального интеллекта, возникших в результате развития знаний в этой области. В статье изучаются принципы дополнительного образования, влияющие на развитие компонентов эмоционального воспитания, доступных детям старшего дошкольного возраста, как одному из важных периодов в эмоциональном развитии ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL UPBRINGING OF PRESCHOOL CHILDREN IN ADDITIONAL EDUCATION FACILITIES

The article discusses emotional and aesthetic education of children. It explores the history and provides an overview of research models of emotional intelligence. The article examines the principles of additional education that encourage the development of emotional intelligence in senior preschool age - one of the important periods in a child’s emotional development.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2021-202-226-235

Л. М. Шестакова, Т. В. Леонтьева

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена проблеме эмоционального и эстетического воспитания детей, истории и обзору научных моделей компонентов эмоционального интеллекта, возникших в результате развития знаний в этой области. В статье изучаются принципы дополнительного образования, влияющие на развитие компонентов эмоционального воспитания, доступных детям старшего дошкольного возраста, как одному из важных периодов в эмоциональном развитии ребенка.

Ключевые слова: дети, эстетическое воспитание, эмоциональное воспитание, эмоциональный интеллект, модели эмоционального интеллекта, компоненты эмоционального интеллекта, дополнительное образование.

L. Shestakova, T. Leontyeva

EMOTIONAL UPBRINGING OF PRESCHOOL CHILDREN IN ADDITIONAL

EDUCATION FACILITIES

The article discusses emotional and aesthetic education of children. It explores the history and provides an overview of research models of emotional intelligence. The article examines the principles of additional education that encourage the development of emotional intelligence in senior preschool age — one of the important periods in a child's emotional development.

Keywords: children, esthetic education, emotional education, emotional intelligence, models of emotional intelligence, components of emotional intelligence, additional education.

В современном обществе при организации воспитания детей педагоги и родители все больше ориентируются на когнитивное развитие, в то время как эмоциональная сфера ребенка выносится за рамки воспитательной работы. Внедрение 1Т-технологий и цифро-визация, наряду со своим значением прогрессивного влияния на различные сферы жизни общества, оказывает зачастую негативное влияние на детей, и все чаще именно дошкольник, оказываясь один на один с компьютерными технологиями, утрачивает интерес к социуму, теряет эмоциональный контакт с родителями, сверстниками. Поэтому в настоящее время все чаще обращается внимание на эмоциональное воспитание детей, и этот вопрос решается на государственном уровне.

Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [18] научно-методические механизмы предусматривают изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на интеллектуальные способности и эмоциональное развитие детей. Стратегия предусматривает воспитание в детях умение совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов. В повседневной жизни взрослые не успевают отследить и контролировать поток информации, воздействующий на детей, и это является проблемой современного общества. Данная Стратегия предусматривает потенциал дополнительного

образования в реализации воспитания гармонично развитой личности, эмоционально устойчивой к негативному воздействию информационных ресурсов.

В проекте «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» [16] приоритетным направлением является разработка и распространение программ, направленных на развитие социально-эмоционального интеллекта как способности к саморегулированию, развитию ответственности, инициативности, осознанности, эм-патийности. В концепции поставлены задачи художественно-эстетического воспитания, реализуемые через систему дополнительных общеобразовательных программ, направленных на развитие эмоционального, духовного, интеллектуального воспитания детей. Решение задач основано на комплексном использовании знаний педагогики, психологии, антропологии, валеологии, современных антропотехник с использованием арт-терапии, тренингов телесного совершенствования, интеллектуальных игр и др. Также в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается необходимость развития эмоционального интеллекта. Наряду с этим одним из главных направлений государственной программы «Развития образования» является воспитание гармонично развитой личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 80% от общего числа детей и обновлением содержания и методов дополнительного образования [6].

Однако согласно «Докладу правительства РФ 2020 года о реализации государственной политики в сфере образования» [14], данным мониторинга системы образования [15], результатам социологических исследований, несмотря на ежегодное предоставление грантов Министерством просвещения России для реализации пилотных проектов по обновлению содержания и технологий дополнительного образования, выявлено снижение числа государственных организаций, реализующих данные программы с 14 201 до 13 760 [8].

Целью исследований в рамках данной статьи является рассмотрение принципов дополнительного образования в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1) Выявить проблемы эмоционального воспитания детей.

2) Определить структуры эмоционального воспитания.

3) Проанализировать принципы системы дополнительного образования в эмоциональном воспитании.

Проблема эмоционального развития детей отмечалась еще в трудах Л. С. Выготского, считавшего, что в детском возрасте основным фактором, влияющим на успешность любого воспитательно-образовательного процесса, являются эмоции ребенка [2]. В настоящее время она не только не утратила свое значение, а продолжает быть актуальной как проблема эмоционального развития детей в современном обществе.

В исследованиях последних лет говорится об эмоционально-эстетическом воспитании, под которым понимается процесс формирования эмоциональных реакций детей как отклик на эстетическое воздействие [23]. Поэтому возникает вопрос об эмоционально-эстетическом воспитании, начиная еще с дошкольного возраста.

В последние годы все чаще в разрезе эмоционального воспитания употребляется понятие эмоционального интеллекта, без развития которого невозможно эмоциональное воспитание.

Подходы к современному пониманию эмоционального интеллекта были заложены в трудах зарубежных и отечественных ученых (П. П. Блонский, В. В. Звеньковский, Н. Я. Грот, И. А Сикорский, К. Д. Ушинский). В 30-х гг. прошлого столетия описывалась проблема развития «эмоционального интеллекта» в трудах Л. С. Выготского [2], А. Н. Леонтьева [10], С. Л. Рубинштейна [20] и других авторов исследований, где говорится о тесной связи между эмоциями и интеллектом. Зарубежные ученые Э. И. Майер

и П. Саловей в 1990 г. определили эмоциональный интеллект как «подмножество социального интеллекта, который включает способность контролировать свои эмоции и эмоции других, различать их и использовать эту информацию для управления собственным мышлением и действиями» [26]. Т. Брэд-берри и Д. Гривз в 2009 г. определили эмоциональный интеллект как «способность признавать и воспринимать эмоции в себе и других, а также вашу способность использовать это осознание для управления своим поведением и отношениями» [25]. Р. Бар-Он первым ввел термин «EQ» («эмоциональный коэффициент») в 1985 г, чтобы описать свой подход к оценке эмоциональной и социальной компетентности. Также он в 1997 г. создал Bar-On Emotional Quotient Inventory (EQ-i), который является первым тестом эмоционального интеллекта [24]. На рубеже XX-XXI вв. Г. Г. Гарскова впервые использовала понятие «Эмоциональный интеллект» в российской психологической науке и дала следующее определение: «Эмоциональный интеллект — это способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и способность управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза» [4, с. 25]. Д. В. Люсин дает понятие эмоциональному интеллекту, как психологическому образованию, формирующемуся под влиянием факторов, обусловливающих уровень развития человека и его индивидуальные особенности [11]. Современные исследователи, изучая старший дошкольный возраст, говорят об эмоциональном интеллекте как о психологическом образовании, возникшем на основе взаимосвязи эмоциональных и когнитивных процессов, позволяющем перерабатывать содержащуюся в эмоциях информацию [9].

Таким образом, эмоциональный интеллект ребенка тесно связан с эмоциональным опытом, который он получает в процессе познания мира. Важно научить детей воспринимать и ценить прекрасное средствами искусства, путем познаний произведений искусств.

Искусство наиболее понятно им при чтении литературных произведений, сказок, слушания музыки, при просмотре произведений художников и т. д. Однако в повседневной жизни современные дети все реже сталкиваются с произведениями искусства, что тоже является проблемой современного общества.

Для наиболее успешного развития эмоционального интеллекта необходимо целенаправленное воспитание ребенка в этом направлении. Это возможно при постоянном и структурированном развитии эмоционально-образного восприятия как способности детей не только чувствовать и воспринимать, но и способности понимать свои чувства и эмоции, а также окружающих людей.

Данные способности раскрываются посредством воспитания эстетической культуры ребенка, благодаря чему он учится понимать и ценить прекрасное вокруг себя [3], правильно оценивать красоту природы, явления искусства и др. [21]. Поэтому вопрос эмоционального воспитания является актуальным и в нем важно определить структуру.

В структуре эстетического воспитания выделены такие компоненты как эмоциональная отзывчивость на произведения искусства и его эмоционально-образное восприятие. Для того чтобы определить уровень эмоциональной отзывчивости на различные произведения искусства на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 107 комбинированного вида» Московского района города Казани была проведена диагностика групп детей в возрасте 6-7 лет в количестве 40 человек.

Измерение эмоциональной отзывчивости и устойчивого интереса детей к восприятию музыки (А. Г. Гогоберидзе) [5] показало высокий уровень у 20% детей, средний уровень у 25% и низкий у 55% дошкольников исследуемой группы.

Подобные показатели были получены и при проведении методики диагностики «Беседа о стихотворении» (А. А. Мелик-Па-шаева) [12], где 54% детей показали низкий

уровень понимания произведения, то есть со слаборазвитой способностью реагировать на произведения, эмоционально-образное восприятие которых недостаточно развито.

На основании проведенных методик можно сделать вывод, что тот уровень эмоционально-образного восприятия, который демонстрируют дети испытуемой группы, находится на среднем и ниже среднего уровня показателей, что дает основание в работе педагогов уделить особое внимание эмоциональному и эстетическому воспитанию детей.

Поэтому, с точки зрения эстетического воспитания детей в рамках дополнительного образования, подразумевается целенаправленность данного процесса с ответственным подходом к выбору художественно-культурных произведений, чтобы в результате воспитания сформировать эстетическое отношение к искусству, развивать эмоционально-образное восприятие.

Общепринятой однозначной структуры эмоционального воспитания не существует, поэтому необходимо ее выявить. По мнению авторов, эта структура складывается из компонентов, наиболее четко раскрывающихся в трех основных моделях эмоционального интеллекта:

• Модель Д. Гоулмана рассматривает ее как набор эмоциональных и социальных компетенций, которые способствуют управленческой деятельности, лидерству, и предполагает пять компонентов: самопознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия и социальные навыки [7].

• Модель эмоционального интеллекта Д. Майера, П. Саловея и Д. Карузо рассматривает эту конструкцию как способность воспринимать, понимать, управлять и использовать эмоции для облегчения мышления и до сегодняшнего времени считается основной [13]. Авторы выделили четыре составляющие эмоционального интеллекта: понимание эмоций, управление эмоциями,

использование эмоций для стимуляции мышления и восприятие эмоций.

• Модель Р. Бар-Она описывает эмоциональный интеллект как совокупность взаимосвязанных эмоциональных и социальных компетенций, навыков и поведения, которые определяют, насколько хорошо мы понимаем и выражаем себя, понимаем других и взаимодействуем с ними, а также справляемся с повседневными требованиями, проблемами и давлением, и включает в себя пятнадцать факторов [24].

Таким образом, можно выделить значимые компоненты в структуре эмоционального воспитания детей в период 6-7-летнего возраста, на которые необходимо обратить внимание:

• Самосознание (самолюбие, самооценка), как опыт осознания своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний. Для детей проблема самосознания, самолюбия, как опыта освоения своих чувств и переживаний является новообразованием, которое соответствует возрастным особенностям. Об этом говорит Л. С Выготский, Д. Б. Элько-нин, что подтверждено исследованиями А. В. Запорожца, Н .Н. Поддьяко-ва, Л. А. Венгера. Согласно моделям эмоционального интеллекта Д. Гоулмана, Д. Майера, П. Саловея и Д. Ка-рузо, Р. Бар-Она, самосознание является основным компонентом для развития эмоций. Поэтому для развития данного компонента эмоционального интеллекта необходим подбор таких произведений искусств, в которых раскрывается проблема самосознания с точки зрения ребенка и помогает ему формировать и выстроить его самооценку.

• Стремление к разностороннему общению, как со сверстниками, так и с взрослыми. Это стремление должно проходить на качественном уровне,

а не стихийно. Оно также находит отражение в трех основных моделях эмоционального интеллекта как управление эмоциями, саморегуляция и самоактуализация. Поэтому при работе с детьми по развитию стремления к разностороннему общению, необходимы коллективные методы работы (в командах, тройках, парах) постоянная смена детей в таких группах для того, чтобы они могли тесно взаимодействовать со всеми участниками воспитательного процесса. Это поможет научить их различным методам взаимодействия друг с другом, а также развивать саморегуляцию, самоактуализацию, проявлять лидерские качества и умение управлять своими эмоциями. На уроках музыки это можно реализовать при работе с шумовым оркестром, при постановке спектаклей и танцев.

• Эмпатия (как сорадование), сострадание, сочувствие, жалость, умение понимать свои и чужие эмоции. Для разностороннего развития детской эм-патии необходим подбор произведений искусств, художественной литературы, проведение бесед с детьми на тему понимания чувств других людей, своих эмоций, проведение тренинговых мероприятий.

Выделенные структурные компоненты эмоционального воспитания возможно развивать, используя потенциал дополнительного образования, основанный на принципах общественно-государственного партнерства [17] и принципах реализации образовательной деятельности дополнительного образования [22]. Предлагаем рассмотреть подходы к эмоциональному воспитанию согласно принципам дополнительного образования.

• Принцип открытости предполагает, что организационная культура дополнительного образования направлена на обеспечение каждого ребёнка максимально благоприятными условиями

для духовного, эмоционального, интеллектуального развития, удовлетворяя его творческие потребности. Государство делает все возможное, чтобы предоставить открытый доступ к информации по дополнительному образованию, содействующей раскрытию способностей детей. Так, например, в республике Татарстан существуют информационные ресурсы по дополнительному образованию, такие как «Навигатор дополнительного образования республики Татарстан» [19], «Министерство образования и науки РТ» [1] и др., где каждый родитель может выбрать вид дополнительного образования, направление, его территориальность и т. д. Все учреждения дополнительного образования размещают о себе информацию на портале «Электронного образования РТ», ведут собственные сайты, странички в «Ин-стаграм», на которых размещается актуальная информация по кружкам, программам развития, педагогам и др. Принцип свободного выбора и ответственности предоставляет обучающемуся и педагогу возможность выбора и построения индивидуального образовательного маршрута, отвечающего индивидуальным особенностям развития ребенка, который оптимально удовлетворит его интересы, потребности и возможности творческой самореализации. В рамках дополнительного образования необходимо предоставить свободу выбора программы, содержания, методов и форм деятельности, скорости, темпа продвижения и т. д. Выбор ребенком сферы деятельности предполагает и избирательность направлений внутри нее (например, музыкальная деятельность может содержать исполнительское, слушательское, композиторское направления, а изобразительная — бисероплетение, гончарное искусство, оригами и другие

направления). Таким образом, согласно Стратегии [18] реализация этого принципа эстетической деятельности в дополнительном образовании способствует не только гармоничному развитию ребенка, но и учит его нести ответственность за осуществляемый выбор, за получаемую информацию и за тот продукт, который он демонстрирует в процессе своей деятельности. Так на базе МАДОУ «Детский сад № 107» Московского района г. Казань осуществляется дополнительное образование, где ребенку предоставляется выбор дополнительных программ по изобразительной деятельности. В рамках деятельности имеются направления по различным техникам, которые также можно выбрать по желанию ребенка, при этом ребенок вправе подбирать материал, с которым он будет работать, а также возможность работать в паре с родителем или со сверстником.

• Принцип доступности предполагает, что система дополнительного образования детей является своего рода механизмом социального выравнивания возможностей получения персонифицированного образования. При этом подбираемый эстетический материал (художественный, музыкальный) для работы с детьми должен быть доступен с точки зрения их эстетического и эмоционального опыта для формирования правильного эстетического восприятия. На сегодняшний день, как показывает практика, дети лишаются средств, развивающих их эмоциональное восприятие в спокойном темпе: возможности получения эстетического опыта восприятия картин, чтения книг с родителями, созерцание красоты природы. Поэтому принцип доступности дополнительного образования подразумевает и заполнение пробелов в развитии эмоционального восприятия,

ориентируясь на современные тенденции, например, проводя аналогию с понятными им персонажами.

• Принцип личностной значимости показывает, насколько дополнительное образование реагирует на изменения потребностей детей, чтобы своевременно скорректировать содержание программ для поддержания постоянного интереса к изучаемому предмету. Система дополнительного образования должна оперировать программами, удовлетворяющими этот принцип и позволяющими прибрести ребенку знания и навыки, которые помогают его адаптации в окружающем пространстве, развивая эмоциональный интеллект, способность к саморегулированию, развитию ответственности, инициативности, осознанности, эмпа-тийности. Программы дополнительного образования включают в себя такие средства эстетического воспитания как музыка, литература, живопись, природа, хореография, опираясь на которые можно выстроить индивидуальную траекторию программного содержания. Так, например, правильно подобранные музыкальные произведения помогают ребенку научится чувствовать музыку. Привыкая эмоционально на нее реагировать, дети учатся понимать чувства, передаваемые произведением. Это способствует обретению опыта в понимании своих эмоций, развивая самосознание, а также обретение опыта в понимании переживаний окружающих людей, развивая эмпатийность. Понимание педагогом национальных традиций, культуры, потребностей поможет ребенку в адаптации к окружающему пространству. Учась понимать культуру своего народа, ребенок определяет традиции в воспитании, во взаимодействии между родителями, сверстниками и т. д. он осознает себя не как

отдельную личность, а как носителя родного языка, родной культуры, осознает себя как личность, которая имеет свои традиции и корни.

• Принцип творчества в системе дополнительного образования реализует внутреннюю потребность ребенка к самовыражению, самопознанию и самопрезентации через творчество. Система дополнительного образования, в отличие от системы общего образования, где процесс воспитания имеет определенный алгоритм, дает больше возможностей для проявления самовыражения, общая атмосфера которого стимулирует процесс раскрытия творческого потенциала ребенка. Творчество как универсальный механизм развития ребенка, обеспечивает его вхождение в мир культуры, при этом, например, исполнение песен, проигрывание ролей в спектаклях, создание проектов и т. д., развивают не только творчество, но и эмоциональный интеллект ребенка.

• Принцип разновозрастного единства говорит о том, что система дополнительного образования подразумевает сотрудничество детей разных возрастов. Так, например, в казанском фольклорном коллективе «Лад» занимаются разновозрастные дети от 5 лет, в творческом коллективе «Мир творчества» — дети от 7 до 11 лет, в «Студии Вокал» — от 7 до 18 лет и т. д. Также на базе МАДОУ «Детский сад № 107» реализуются дополнительные

образовательные программы по хореографии, по изобразительной деятельности, по вокальному и театральному искусству, где совместно обучаются дети от 3 до 7 лет. В таких коллективах старшие дети имеют возможность проявить свои хорошие качества в помощи малышам, а те, в свою очередь, тянутся за старшими, быстрее осваивая более сложные навыки. Таким образом, происходит взаимодействие между разновозрастными детьми, что способствует проявлению таких качеств, как инициативность, самостоятельность, лидерство, умение работать в коллективе, учитывая интересы других. Этот принцип удовлетворяет компоненту, выделенному ранее в структуру эмоционального воспитания — стремление к разновозрастному общению.

Таким образом, система дополнительного образования, наряду с общим и интеллектуальным развитием детей, может служить тем звеном в эстетическом воспитании личности, которое повлияет на развитие эмоциональной сферы жизни детей, развитие их эмоционального интеллекта. Использование принципов дополнительного образования позволит разрешить проблему эмоционального воспитания, что, в свою очередь, поможет формированию у ребенка способностей к самовыражению, регулированию собственных эмоций, управлению поведением, взаимодействию с другими детьми, осознанного сопереживанию эмоциональным состояниям других, то есть развитию эмпатии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воспитание, Дополнительное образование детей // Министерство образования и науки Республики Татарстан. [Электронный ресурс]. URL: https://mon.tatarstan.ru/dop_obr.htm (дата обращения: 26.06.2021).

2. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2005. 1136 с.

3. Галигузова Л. Н., Мещерякова-Замогильная С. Ю. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. 253 с.

4. Гарскова Г. Г. Введение понятия «Эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Ана-ньевские чтения-99: 40-летие создания в Санкт-Петербургском (Ленинградском) университете первой

в стране лаборатории индустриальной (инженерной) психологи: тезисы научно-практической конференции. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999. С. 25-26.

5. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. 3-е изд., перераб. М.: Академия, 2017. 285 с.

6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования». Утверждена постановлением Правительства от 26 декабря 2017 года N° 1642. [Электронный ресурс]. URL: http://government. ru/rugovclassifier/860/events/ (дата обращения: 26.06.2021).

7. Гоулман Д. Г. Эмоциональный интеллект. М.: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. 478 с.

8. Ежегодный доклад Правительства о реализации государственной политики в сфере образования в 2020 году // Правительство России. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/42436/ (дата обращения: 26.06.2021).

9. Лазарева Ю. В., Рудакова А. Е. Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста // Научный диалог. 2018. № 6. С. 251—264. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-6-251-264

10. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. М.: Московский университет, 1991. 38 с.

11. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29-36.

12. Мелик-Пашаев А. А. Методики исследования и проблемы диагностики художественно творческого развития детей: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ. Дубна: Феникс, 2009. 272 с.

13. НгуенМ. А. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте // Культурно-историческая психология. 2007. Т. 3. № 3. с. 46-51.

14. Постановление Правительства РФ от 29 июня 2015 г. № 645 «О подготовке и представлении Федеральному Собранию Российской Федерации ежегодного доклада Правительства Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201507010023 (дата обращения: 20.11.2021).

15. Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/government/121 (дата обращения: 20.11.2021).

16. Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения: 20.11.2021).

17. Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70733280/ (дата обращения: 26.06.2021).

18. Распоряжение правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/#10 (дата обращения 26.06.2021).

19. Региональный информационный ресурс «Навигатор дополнительного образования Республики Татарстан». [Электронный ресурс]. URL: https://xn--16-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/ (дата обращения: 26.06.2021).

20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е. изд. М.: Питер, 2002. 720 с.

21. Сластенин В. А. Педагогика / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2008. 566 с.

22. СоколоваН. А. Педагогика дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. 224 с.

23. Томилина А. Д. Изобразительное искусство как средство эмоционально-эстетического воспитания детей 4-5 лет с нормой и задержкой психического развития: дисс. ... канд. пед. наук. М., 2012. 186 с.

24. Bar-On R. Emotional and social intelligence: Insights from the Emotional Quotient Inventory (EQ-i) // ed. by R. Bar-On, J. D. A. Parker Handbook of emotional intelligence: Theory, development, assessment and application at home, school and in the workplace. San Francisco: Jossey-Bass Publ., 2020. P. 363-388.

25. Bradberry T., Greaves J. Emotional Intelligence 2.0. San Diego: TalentSmart Publ., 2009. 255 р.

26. Mayer J. D. Salovey P. Emotional Intelligence // Imagination, Cognition, and Personality. 1990. Vol. 9. No. 3. P. 185-211. https://doi.org/10.2190%2FDUGG-P24E-52WK-6CDG

H3BecTHH Prny hm. A. H. Tep^Ha

REFERENCES

1. Vospitanie, Dopolnitel'noe obrazovanie detej // Ministerstvo obrazovaniya i nauki Respubliki Tatarstan. [Elektronnyj resurs]. URL: https://mon.tatarstan.ru/dop_obr.htm (data obrashcheniya: 26.06.2021).

2. VygotskijL. S. Psikhologiya razvitiya cheloveka. M.: Eksmo, 2005. 1136 s.

3. Galiguzova L. N., Meshcheryakova-Zamogil'naya S. Yu. Doshkol'naya pedagogika: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata. 2-e izd., ispr. i dop. M.: Yurajt, 2019. 253 s.

4. Garskova G. G. Vvedenie ponyatiya "Emotsional'nyj intellect" v psikhologicheskuyu teoriyu // Anan'evskie chteniya-99: 40-letie sozdaniya v Sankt-Peterburgskom (Leningradskom) universitete pervoj v strane laboratorii industrial'noj (inzhenernoj) psikhologi: tezisy nauchno-prakticheskoj konferentsii. SPb.: Izd-vo Sankt-Peterburg-skogo universiteta, 1999. S. 25-26.

5. Gogoberidze A. G., Derkunskaya V A. Teoriya i metodika muzykal'nogo vospitaniya detej doshkol'nogo vozrasta. 3-e izd., pererab. M.: Akademiya, 2017. 285 s.

6. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federatsii "Razvitie obrazovaniya". Utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva ot 26 dekabrya 2017 goda № 1642. [Elektronnyj resurs]. URL: http://government.ru/rugovclassifi-er/860/events/ (data obrashcheniya: 26.06.2021).

7. Goulman D. G. Emotsional'nyj intellekt. M.: ACT MOSKVA; Vladimir: VKT, 2009. 478 s.

8. Ezhegodnyj doklad Pravitel'stva o realizatsii gosudarstvennoj politiki v sfere obrazovaniya v 2020 godu // Pravitel'stvo Rossii. [Elektronnyj resurs]. URL: http://government.ru/news/42436/ (data obrashcheniya: 26.06.2021).

9. Lazareva Yu. V, RudakovaA. E. Art-terapiya kak sredstvo razvitiya emotsional'nogo intellekta detej starshe-go doshkol'nogo vozrasta // Nauchnyj dialog. 2018. № 6. S. 251—264. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-6-251-264

10. Leont'evA. N. Potrebnosti, motivy i emotsii: Konspekt lektsij. M.: Moskovskij universitet, 1991. 38 s.

11. Lyusin D. V. Sovremennye predstavleniya ob emotsional'nom intellekte // Sotsial'nyj intellekt: teoriya, izmerenie, issledovaniya / pod red. D. V. Lyusina, D. V. Ushakova. M.: Institut psikhologii RAN, 2004. S. 29-36.

12. Melik-Pashaev A. A. Metodiki issledovaniya i problemy diagnostiki khudozhestvenno tvorcheskogo razvitiya detej: Metodicheskie rekomendatsii dlya pedagogov obshcheobrazovatel'nykh shkol. Dubna: Feniks, 2009. 272 s.

13. NguenM. A. Psikhologicheskie predposylki vozniknoveniya emotsional'nogo intellekta v starshem dos-hkol'nom vozraste // Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya. 2007. T. 3. № 3. s. 46-51.

14. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29 iyunya 2015 g. № 645 "O podgotovke i predstavlenii Federal'nomu Sobraniyu Rossijskoj Federatsii ezhegodnogo doklada Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii o realizatsii gosudarstvennoj politiki v sfere obrazovaniya" (s izmeneniyami i dopolneniyami). [Elektronnyj resurs]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201507010023 (data obrashcheniya: 20.11.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 5 avgusta 2013 g. № 662 "Ob osushchestvlenii monitoringa sistemy obrazovaniya". [Elektronnyj resurs]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/government/121 (data obrashcheniya: 20.11.2021).

16. Proekt Kontseptsii razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej do 2030 g. [Elektronnyj resurs]. URL: http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (data obrashcheniya: 20.11.2021).

17. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 4 sentyabrya 2014 g. № 1726-r "Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej". [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/70733280/ (data obrashcheniya: 26.06.2021).

18. Rasporyazhenie pravitel'stva RF ot 29 maya 2015 g. № 996-r "Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federatsii na period do 2025 goda". [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/70957260/#10 (data obrashcheniya 26.06.2021)

19. Regional'nyj informatsionnyj resurs "Navigator dopolnitel'nogo obrazovaniya Respubliki Tatarstan". [Elektronnyj resurs]. URL: https://xn--16-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/ (data obrashcheniya: 26.06.2021).

20. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshchej psikhologii. 2-e. izd. M.: Piter, 2002. 720 s.

21. Slastenin V. A. Pedagogika / pod red. V. A. Slastenina. M.: Akademiya, 2008. 566 s.

22. Sokolova N. A. Pedagogika dopolnitel'nogo obrazovaniya detej: ucheb. posobie dlya stud. ped. vuzov. Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. gos. ped. un-ta, 2010. 224 s.

23. Tomilina A. D. Izobrazitel'noe iskusstvo kak sredstvo emotsional'no-esteticheskogo vospitaniya detej 4-5 let s normoj i zaderzhkoj psikhicheskogo razvitiya: diss. ... kand. ped. nauk. M., 2012. 186 s.

24. Bar-On R. Emotional and social intelligence: Insights from the Emotional Quotient Inventory (EQ-i) // ed. by R. Bar-On, J. D. A. Parker Handbook of emotional intelligence: Theory, development, assessment and application at home, school and in the workplace. San Francisco: Jossey-Bass Publ., 2020. P. 363-388.

25. Bradberry T., Greaves J. Emotional Intelligence 2.0. San Diego: TalentSmart Publ., 2009. 255 p.

26. Mayer J. D. Salovey P. Emotional Intelligence // Imagination, Cognition, and Personality. 1990. Vol. 9. No. 3. P. 185-211. https://doi.org/10.2190%2FDUGG-P24E-52WK-6CDG

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.