Научная статья на тему 'Пути решения проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья'

Пути решения проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
905
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТАКТ / EMOTIONAL CONTACT / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL AND COMMUNICATIVE DEVELOPMENT / ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ / SPECIAL CHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вахрамеева О. А.

В статье рассматривается актуальная проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрываются пути развития эмоционального интеллекта, социального взаимодействия, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways to solve the problem of socialization of children with disabilities

The article deals with the actual problem of socialization of children with disabilities through the development of emotional intelligence, social interaction, emotional responsiveness, empathy.

Текст научной работы на тему «Пути решения проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Сразу, анализируя текст, указывать своё мнение, и в реферате не только излагать взятый материал, но также высказывать свою точку зрения относительно прочитанного, обобщать мнения разных авторов и делать выводы. Таким образом, мы сформируем у детей одно из основных коммуникативных УУД - умение строить речевые высказывания [2].

В заключение следует сказать, что большое количество научно-публицистических статей содержат Интернет-ресурсы. Следует учить детей использовать Интернет-ресурсы не только для развлечения, но и для получения нужной информации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Булдакова, Н.Б. Научно-публицистические тексты географического содержания с целью формирования коммуникативных УУД [Текст] / Н.Б. Булдакова // Евразийская педагогическая конференция : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза : Наука и просвещение, 2018. - С. 134 -136.

2. Ефанова, Е. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе [Электронный ресурс] / Е. Ефанова. - Режим доступа: http://www.ug.ru/method_article/813.

3. Инсерт на уроках в школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://paidagogos.com/?p=9998.

4. Митрясова, Т.П. Работа с текстом на уроках географии [Электронный ресурс] / Т.П. Митрясова. - Режим доступа: https://infourok.ru/rabota-s-tekstom-na-urokah-geografii-498586.html.

REFERECES

1. Buldakova N.B. Nauchno-publicisticheskie teksty geograficheskogo soderzhanija s cel'ju formirovanija kommunikativnyh UUD [Scientific publicistic texts with geographic content with the purpose of forming communicative universal academic actions]. Evrazijskaja pedagogicheskaja konferencija: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Eurasian pedagogical conference]. Penza: Nauka i prosveshhenie, 2018, pp. 134-136.

2. Efanova E. Formirovanie kommunikativnyh universal'nyh uchebnyh dejstvij na urokah geografii v 5 klasse [Elektronnyj resurs] [Forming of communicative universal academic actions on the lessons of geography in the 5th form]. URL: http://www.ug.ru/method_article/813.

3. Insert na urokah v shkole [Elektronnyj resurs] [Insert on the lessons at school]. URL: http://paidagogos.com/?p=9998.

4. Mitijasova T.P. Rabota s tekstom na urokah geografii [Elektronnyj resurs] [The work with the text on the lessons of geography]. URL: https://infourok.ru/rabota-s-tekstom-na-urokah-geografii-498586.html.

УДК 376

О.А. Вахрамеева,

канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия

Пути решения проблемы социализации детей с ограниченными

возможностями здоровья

В статье рассматривается актуальная проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрываются пути развития эмоционального интеллекта, социального взаимодействия, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Эмоциональный интеллект, эмоциональный контакт, социально-коммуникативное развитие, особенные дети.

О.А. Vakhrameeva,

cand. of pedagogical sciences, docent of the chair of social pedagogics and social work

Shadrinsk state pedagogical university Shadrinsk, Russia

Ways to solve the problem of socialization of children with disabilities

The article deals with the actual problem of socialization of children with disabilities through the development of emotional intelligence, social interaction, emotional responsiveness, empathy.

Keywords: emotional intelligence, emotional contact, social and communicative development, special children.

Проблема особых детей приобрела в последние годы актуальность и остроту. Это связано как c ростом абсолютного и относительного числа детей с ограниченными возможностями здоровья, так и c изменением отношения к данной проблеме общества. От появления в семье особого ребенка не застрахована ни одна семья. Раньше семьи с детьми, страдающими разного рода нарушениями, были во многом предоставлены сами себе, жили замкнутой жизнью, общаясь в основном с врачами. В последнее время ситуация все же сдвинулась с мертвой точки. Появились инклюзивные детские сады и школы, о проблемах семей, имеющих особенных детей, снимают телепередачи и художественные фильмы. Появляются фонды и волонтерские организации, работающие с такими семьями.

Результаты исследования проблем семей, воспитывающих ребенка c ограниченными возможностями здоровья, составляют научные труды, авторами которых являются T.C. Зубкова, H.B. Тимошина. Исследовал социальную реабилитацию детей c ограниченными возможностями здоровья Л.И. Акатов [1], реабилитацию и образование особого ребенка В. Бациев, В. Корнеев [2]. Научные труды башкирских ученых и исследователей З.А. Хуснутдиновой, Г.И. Куценко, Э.И. Эткина [4], дали многоплановую характеристику проблемам детской инвалидности и предложили различные пути их решения.

Исследователи считают, что существует масса возможностей, чтобы помочь детям с ограниченными возможностями здоровья: преодолеть, одиночество, восстановить способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социализации.

В настоящее время все чаще поднимается тема аутизма. Много материалов в СМИ о проблеме детей-аутистов, о диагностике аутизма и работе с детьми-аутистами.

Аутизм - это нарушение в развитии нервной системы. Под этим термином собрано огромное множество смежных нарушений развития ребенка со схожими внешне чертами

[3].

Отдельные профессиональные описания как детей с аутистическими нарушениями психического развития, так и попыток врачебной и педагогической работы с ними стали появляться еще в прошлом столетии. Так, судя по ряду признаков, знаменитый Виктор, «дикий мальчик», найденный в начале прошлого столетия недалеко от французского города Аверона, был аутичным ребенком. С попытки его социализации, коррекционного обучения, предпринятой доктором Э.М. Итаром, и началось, собственно, развитие современной специальной педагогики.

В 1943 году американский клиницист Л. Каннер, обобщив наблюдения одиннадцати случаев, впервые сделал заключение о существовании особого клинического синдрома с

типичным нарушением психического развития, назвав его «синдром раннего детского аутизма». Необходимость идентификации данного синдрома, видимо, настолько назрела, что независимо от Л. Каннера сходные клинические случаи были описаны австрийским ученым Г. Аспергером в 1944 г. и отечественным исследователем С.С. Мнухиным в 1947 г.

Аутизм - это нарушение речи: ее либо нет, либо она сильно отстает от положенного по возрасту уровня. Это избегание контактов - нарушение социального взаимодействия, когда ребенок не заинтересован во взаимодействии. Он находится не с вами, и вытащить его из его занятия в общение очень трудно. Причем это не тот богатый внутренний мир, который, иногда мешает увлеченным игрой детям отвлечься на происходящее вокруг, это нечто, совсем другое. Плюс у таких детей обычно есть повторяющееся поведение, или жестко ограниченные узкими рамками интересы [3]. Это тот специфический набор признаков, который дает повод подозревать аутистический тип развития. Но то, что проявляется одинаково, может иметь совершенно разные причины, и работа с этими детьми так же должна быть разноплановой.

Ранний детский аутизм - это патология развития, которая проявляется до трех лет. Другое дело, что аутизм не всегда вовремя распознают. Есть небольшой процент аутичных детей, нарушение развития которых не распознают вплоть до трех лет. Довольно часто неврологи считают, что задержка речи, особенно у мальчиков, - это возрастное явление, которое не расценивается, как основание для более серьезной диагностики, что приводит к позднему распознаванию детей, которым нужна помощь. Существует, однако, нарушение общения, при котором все эти трудности связаны в один особый и странный узел, где сложно разделить первопричины и следствия и понять не хочет или не может ребенок общаться, а если не может, то почему.

Родителей чаще всего тревожат следующие особенности поведения таких детей: стремление уйти от общения, ограничение контактов даже с близкими людьми, неспособность играть с другими детьми, отсутствие активного, живого интереса к окружающему миру, стереотипность в поведении, страхи, агрессия, самоагрессия. Могут также отмечаться нарастающая с возрастом задержка речевого и интеллектуального развития, трудности в обучении. Характерны сложности в освоении бытовых и социальных навыков [3].

Вместе с тем близкие, как правило, не сомневаются в том, что их внимание, ласка нужны малышу даже в том случае, когда они не могут успокоить и утешить его. Они не считают, что их ребенок эмоционально холоден и не привязан к ним: случается, что он дарит им мгновения удивительного взаимопонимания.

Наиболее яркими внешними проявлениями синдрома детского аутизма, обобщенными в клинических критериях, являются: аутизм как таковой, т. е. предельное, «экстремальное» одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Обычны сложности в выражении ребенком своих эмоциональных состояний и понимании им состояний других людей. Характерно, что речевые нарушения проявляются в контексте более общих нарушений коммуникации: ребенок практически не использует также мимику и жесты. Кроме того, обращают на себя внимание необычный темп, ритм, мелодика, интонации речи - раннее проявление указанных расстройств (по крайней мере, до 2,5 года), что подчеркивал уже доктор Л. Каннер.

Изучением данного синдрома, поиском возможностей коррекционной работы с

аутичными детьми занималось множество специалистов различного профиля. Вне зависимости от того, какой диагноз будет поставлен в итоге, следует оказывать ребенку незамедлительную помощь, причем междисциплинарную и комплексную. В развитии ребенка физическое запаздывание неизбежно связано с пространственным самоощущением, пространственное восприятие - с умственным развитием, а мышление - с речью и восприятием себя.

Поддерживать ребенка надо сразу с нескольких сторон. На уровне тела - это работа с движением, в плане развития навыков социального взаимодействия - это вовлечение в игру и коммуникацию, попытки вытащить на совместную деятельность по отношению к предмету. На уровне поддержки речевого развития нужна провокация речи, а если нет подражания, то надо вести поиск систем вызывания речи. Опыт специалистов показывает, что, несмотря на тяжесть нарушений, в части случаев возможна успешная социализация таких детей - приобретение навыков самостоятельной жизни и овладение достаточно сложными профессиями. Важно подчеркнуть, что даже в самых тяжелых случаях упорная коррекционная работа всегда дает положительную динамику: ребенок может стать более адаптированным, общительным и самостоятельным в кругу близких ему людей.

По-нашему мнению преодолеть трудности в процессе коммуникации и социализации аутичным детям поможет участие в программе «Развитие эмоционального интеллекта ребенка».

Эмоциональный интеллект - наша способность понимать свои эмоции и эмоции других людей, управлять ими и использовать эмоции для решения разнообразных задач. Работа над развитием эмоционального интеллекта позволяет ребенку эффективно общаться как со сверстниками, так и с взрослыми, не испытывая чрезмерного стресса управлять своим поведением, помогает быть собранным и сосредотачиваться на выполнении определенной деятельности, решении конкретной задачи.

В обычной школе учат читать, считать, писать. Но не учат эмоциональной грамотности - понимать эмоции и причины их возникновения, тем более управлять эмоциями. Не бывает плохих и хороших эмоций. Существует бытовое мнение, что такие эмоции, как злость или страх, «негативные» или «плохие», но давайте посмотрим на них с другой стороны. Наши эмоции - это часть нас самих: они не могут быть хорошими или плохими. Эмоции - это информация и энергия, важные качества для детей-аутистов. А вот то, как мы будем обращаться с этой информацией и энергией другое дело, наши действия могут быть хорошими и плохими или эффективными и неэффективными. Как электричество оно опасно, если вы решите воткнуть шпильку в розетку, тогда оно может даже убить вас. Но это ведь не значит, что электричество плохое. Это значит, что мы должны больше узнать о нем и грамотно использовать его.

Для развития эмоционального интеллекта детей в настоящее время активно внедряется «Программа развития эмоционального интеллекта ребенка», которая основана на методике развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка. Сеть детских школ развития эмоционального интеллекта «ЭИ дети» - единственная в России организация, которая работает на научной модели основателей теории эмоционального интеллекта, профессоров Йельского университета и университета Нью-Гемпшир (Д. Майера, П. Саловея), при личной экспертной поддержке профессора Д. Карузо и профессора Д. Антоньяцца. Программа создана и реализуется при научной поддержке Института психологии РАН, Европейской Ассоциации культурных и эмоционально-интеллектуальных проектов (ЕАСЕ1Р). Методики развития эмоционального

интеллекта активно используются в Швейцарии, Великобритании, Испании, Канаде, Германии, США и других странах. Во многих странах они входят в государственные образовательные стандарты.

Данная программа реализуется с детьми с четырех до тринадцати лет и состоит из трех этапов.

Первый этап «Эмоциональная подготовка к школе» (дети 4-6 лет). В рамках данного этапа реализуются следующие направления:

• формируем основу для адаптации к школе;

• учимся понимать свои эмоции и чувства;

• учимся распознавать эмоции и чувства других людей;

• развиваем эмоциональную лексику;

• учимся проявлять эмоции понятными и социально приемлемыми способами.

Второй этап «Развиваем эмоциональный интеллект» (дети 7-10 лет). В рамках

данного этапа реализуются следующие направления:

• пополняем эмоциональный словарный запас (углубленное изучение эмоциональной

лексики);

• учимся понимать причины и последствия эмоций;

• узнаем, как использовать свои эмоции в различных ситуациях;

• учимся адекватно реагировать на поведение других людей;

• развиваем навыки общения, учимся находить общий язык со сверстниками.

Третий этап «Эмоциональное лидерство» (дети и подростки 11-13 лет). В рамках

данного этапа реализуются следующие направления:

• развиваем навыки управления эмоциями;

• вырабатываем стратегии работы с эмоционально-насыщенными состояниями;

• развиваем навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми

• формируем адекватную самооценку;

• развиваем осознанность.

Интеллектуальные навыки (самоконтроль, память, гибкость мышления, планирование) играют ключевую роль в нашей способности совершать самые разные действия, необходимые для повседневной жизни (например, поддерживать разговор, играть в шахматы, готовить еду, планировать поездки за город и т.д.). Именно данные навыки особенно важны для развития и обучения особых детей.

Эмоционально грамотные дети отличаются от своих сверстников. Они способны понимать чувства других людей, управлять своими эмоциональными реакциями, принимать взвешенные решения, им легче общаться со сверстниками, они с интересом учатся, показывают более высокие академические результаты. Развитый эмоциональный интеллект позволит ребенку принимать решения и эффективно взаимодействовать в социуме. «Программа развития эмоционального интеллекта» - это комплексная система развития эмоционально-интеллектуального потенциала и социальной компетентности ребенка, которая позволит ему уже в детском возрасте научиться решать важные жизненные задачи.

Обучение по программе проходит в анимационной форме, отражающей различные эмоциональные состояния человека. Универсальным для разных культур является список из семи эмоциональных проявлений: гнев, презрение, отвращение, страх, удивление, радость, печаль [4]. Выше перечисленные эмоциональные состояния человека научат детей, имеющих затруднения в общении дружить с эмоциями и грамотно их использовать. Ведь, эмоции - это как фигуры в шахматах, у каждой фигуры есть своя важная роль и все они

«ходят» по определенным правилам. Если не знать правил, то выиграть, никогда не удастся, следовательно, управление эмоциональным состоянием способствует изменению поведения детей.

Развитие эмоционального интеллекта у детей с раннего возраста повышает их успех в зрелом возрасте - это научно доказанный факт. Дети с высокоразвитым эмоциональным интеллектом во взрослой жизни: легче адаптируются в социуме; более гармоничны и счастливы, удовлетворены своей жизнью, более успешны в профессиональной деятельности.

Методика преподавания «Программы развития эмоционального интеллекта».

Программы занятий составлены с учётом возрастных различий и идеально подходят для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Они ориентированы на развитие эмоционального интеллекта ребенка, гармоничное и всестороннее развитие его личности. Благодаря использованию специальных игровых методик удается пробуждать у детей подлинный интерес к общению с окружающими и управлению своими эмоциями.

Занятия охватывают следующие сферы жизни ребенка:

• Совершенствование способности концентрировать свое внимание на выполнении поставленной задачи.

• Отношения со сверстниками: установление эмоционального контакта, развитие эмпатии, навыков управления импульсивными порывами и способности разрешения конфликтов.

• Отношения с взрослыми: совершенствование способности понимать других людей, самоконтроль в стрессовых ситуациях.

• Развитие навыков понимать и принимать себя.

• Способность самопознания, регуляция своих эмоций и способность самосовершенствования.

• Повышение уверенности в себе.

• Использование эмоций в мыслительной деятельности.

• Понимание эмоций.

• Умение эффективно выбирать модель поведения в сложившейся ситуации.

И так, программа развития эмоционального интеллекта, шаг за шагом развивает у особенных детей стремление к эмоциональному контакту, коммуникации, социальному развитию, а также терпение, упорство и сообразительность.

Общение с детьми-аутистами порой очень затруднительно, а порой вообще невозможно. Привлечь их внимание, научить чему-нибудь бывает крайне трудно. Нужно приложить массу усилий, чтобы воспитать аутичного ребенка успешным и счастливым, развить коммуникативные навыки, эмоционально подготовить к обучению в школе, а также повысить мотивацию и интерес к учебе.

Знакомы ли вам такие ситуации?

• Малыш не желает идти на контакт.

• Не слушается или не слышит с первого раза.

• Зацикливается на одних и тех действиях.

• Ребёнок не умеет ждать. Очередь или долгая дорога - целое испытание.

• Ребенок не желает себя обслуживать.

• Самостоятельно выполнять определенные действия.

• Не желает осваивать бытовые и социальные навыки.

• Ребёнок не доводит начатое дело до конца. Он очень неусидчив.

Участие в программе развития эмоционального интеллекта ребенка поможет решить данные проблемы. Понимая свои эмоции и управляя ими, детям-аутистам будет проще выстраивать свои отношения с окружающими и налаживать основные аспекты своей жизни.

Резюмируя все выше изложенное, можно сказать, что интеллектуальные навыки являются настолько важными, что от их развития зависит вся жизнь человека. Занимаясь развитием интеллектуальных навыков, вы гарантируете ребенку лучший старт для обучения и для всей жизни. Несмотря на то, что особенный ребёнок отличается от сверстников, он сможет ставить собственные цели, добиваться их и построить в будущем ту жизнь, которую он действительно захочет.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Л.И. Акатов. - M., 2003. - 241 с.

2. Бациев, В. Реабилитация и образование особого ребенка [Текст] : анализ законодательства / В. Бациев, В. Корнеев. - M. : Центр лечебной педагогики (ЦЛП), 2003. - 154 с.

3. Никольская, О.С. Аутичный ребенок: пути помощи [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М. : Теревинф, 1997. - 341 с.

4. Панкратова, А.А. Эмоциональный интеллект [Электронный ресурс] : примеры прогр. формирования / А.А. Панкратова // Психологические исследования : электрон. науч. журн. - 2010. - № 1(9). - Режим доступа: http://psystudy.ru.

5. Хуснутдинова, З.А. Медико-социальные проблемы детей-инвалидов и их семей [Текст] / З.А. Хуснутдинова, Г.И. Куценко, Э.И. Эткина. - Уфа, 2011. - 232 с.

REFERECES

1. Akatov L.I. Social'naja reabilitacija detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja. Psihologicheskie osnovy: ucheb. posobie dlja studentov vuzov [Social rehabilitation of handicapped children. Psychological aspects]. Moscow, 2003. 241 p.

2. Baciev V., Korneev V. Reabilitacija i obrazovanie osobogo rebenka: analiz zakonodatel'stva [Rehabilitation and education of a special child: analysis of legislation]. Moscow: Centr lechebnoj pedagogiki (CLP), 2003. 154 p.

3. Nikol'skaja O.S., Baenskaja E.R., Libling M.M. Autichnyj rebenok: puti pomoshhi [Autism child : the ways of help]. Moscow: Terevinf, 1997. 341 p.

4. Pankratova A.A. Jemocional'nyj intellekt: primery programmy formirovanija [Elektronnyj resurs] [Emotional intellect: the examples of the program of forming]. Psihologicheskie issledovanija: jelektron. nauch. zhurn [Psycological researches]. 2010, no 1(9). URL: http://psystudy.ru.

5. Husnutdinova Z.A., Kucenko G.I., Jetkina Je.I. Mediko-social'nye problemy detej-invalidov i ih semej [Medical social problems of invalid children and their families]. Ufa, 2011. 232 p.

УДК 37.048.4

В.А. Дрягин,

доцент кафедры теоретических основ физического воспитания и безопасности

жизнедеятельности

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.