Научная статья на тему 'Художественно-эстетическое развитие в системе дошкольного образования'

Художественно-эстетическое развитие в системе дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
663
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / AESTHETIC EDUCATION / ВОСПРИЯТИЕ / PERCEPTION / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / AESTHETIC DEVELOPMENT / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EARLY CHILDHOOD EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернобровкин В. А.

В статье рассмотрено значение художественно-эстетического воспитания и развития в системе современного дошкольного образования; определены основные термины и понятия, непосредственно сопрягаемые с процессом художественно-эстетического развития; в соответствии с требованиями ФГОС на примере образовательной программы высшего образовательного учреждения анализируется опыт художественно-эстетического развития, представленный рядом интегративных дисциплин, направленных на его совершенствование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернобровкин В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART-AESTHETIC DEVELOPMENT IN THE SYSTEM OF PRESCHOOL EDUCATION

The article discusses the importance of artistic and aesthetic education and development in the system of modern preschool education; defines the basic terms and concepts that are directly interfaced with the process of artistic-aesthetic development; in accordance with the requirements of the FSES for example, the educational programs of higher educational institutions examines the experience of artistic-aesthetic development provided by a number of integrative disciplines, aimed at its improvement.

Текст научной работы на тему «Художественно-эстетическое развитие в системе дошкольного образования»

8. Cherednjakova, A.B. Kul'turotvorcheskie tehnologii formirovanija imidzhevoj kul'tury menedzhera marketologa // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2015. - №4; URL: http://www.science-education.ru/127-20624 (data obrashhenija: 20.07.2015).

9. Cherednjakova, A.B. Liderstvo v social'no-kul'turnom vzaimodejstvii i ego rol' v formirovanii imidzhevoj kul'tury menedzhera marketologa. - Global'nyj nauchnyj potencial, № 5 (62), S.27 - 31.

10. Jenciklopedicheskij slovar': Psihologija truda, upravlenija, inzhenernaja psihologija i jergonomika [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://vocabulary.ru/termin/perceptivnyi-obraz.html.

11. Jerikson, Je. Identichnost': junost' i krizis / Je. Jerikson. - Moskva, 1996, - 305 s.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.51.163 Чернобровкин В.А.

ORCID: 0000-0001-8381-7160, Кандидат философских наук, доцент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрено значение художественно-эстетического воспитания и развития в системе современного дошкольного образования; определены основные термины и понятия, непосредственно сопрягаемые с процессом художественно-эстетического развития; в соответствии с требованиями ФГОС на примере образовательной программы высшего образовательного учреждения анализируется опыт художественно-эстетического развития, представленный рядом интегративных дисциплин, направленных на его совершенствование.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, восприятие, эстетическое развитие, художественно-эстетическое развитие, дошкольное образование.

Chernobrovkin V.A.

ORCID: 0000-0001-8381-7160, PhD in Philosophy, associate professor, Nosov's Magnitogorsk State Tehnology University ART-AESTHETIC DEVELOPMENT IN THE SYSTEM OF PRESCHOOL EDUCATION

Abstract

The article discusses the importance of artistic and aesthetic education and development in the system of modern preschool education; defines the basic terms and concepts that are directly interfaced with the process of artistic-aesthetic development; in accordance with the requirements of the FSES for example, the educational programs of higher educational institutions examines the experience of artistic-aesthetic development provided by a number of integrative disciplines, aimed at its improvement.

Keywords: aesthetic education, perception, aesthetic development, aesthetic development, early childhood education.

В современной системе дошкольного образования одно из основополагающих значений принадлежит эстетическому воспитанию, и в частности, художественно-эстетическому - как более частному его проявлению. Этот факт является доказанным большим количеством утверждений, сделанных компетентными исследователями разных эпох и областей научной и художественной мысли. Так как эстетическое, то есть чувственное восприятие - это то, с чего человек начинает познавать окружающий мир и действительность в целом; оно предшествует всякому рационально-логическому познанию.

Понятие «восприятие» (перцепция) (от лат. perceptio) в компетентных источниках трактуется как непосредственное, субъективно-чувственное познание действительности. Следует отметить, что восприятие в целом, вне эстетической составляющей, в реальности осуществляться не способно, поскольку любое восприятие требует чувственного отношения, вне которого человек не может воспринимать окружающий мир. Однако, именно в художественном восприятии, эстетическая составляющая становится главенствующей. Для ребенка в ходе восприятия с небольшой его детализацией характерно преобладание особой эстетико-эмоциональной окрашенности и насыщенности. Полноценное воспитание ребенка сложно представить вне художественно-творческой деятельности, как «процессе овладения средством культурного развития, становления его как субъекта этой деятельности в системе общественных связей ... процесс его социально-личностного развития; проявления и становления социально значимых качеств личности» [1, 240].

Процесс эстетического восприятия и познания сопрягается с аспектом развития, как изменения эстетического отношения человека к окружающему миру. Поэтому, в контексте эстетического воспитания, главенствующее место приобретает понятие художественно-эстетическое развитие.

В современных источниках существует достаточно много толкований понятий «эстетическое развитие» и «художественно-эстетическое развитие». В большинстве случаев эстетическое развитие - есть «процесс становления, совершенствования эстетического отношения, эстетической деятельности личности» [2]; «развитие способности переживать явления действительности как прекрасные» [3]. Исследователь Нагорная Л.А. трактует художественно -эстетическое развитие как особую грань воспитания дошкольника, которая обогащает эстетический опыт человека, влияет на познание нравственной стороны действительности, активизирует познавательность [4, 98]. Художественно -эстетическое развитие сфокусировано на объекты творчества и произведения искусства, на «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к действительности; формирование изначальных представлений о видах искусства [2]. В итоге, эстетическое и художественно-эстетическое развитие в ракурсе формирования, обогащения, совершенствования

особого отношения явлений действительности, в том числе, художественного плана, в аспекте воспитания оказывается наиболее значимым для человека младшего возраста.

Необходимо отметить, что в качестве одной из ключевых целей требований ФГОС является обеспечение нравственного воспитания и развития. В реализации ФГОС последнего поколения основной образовательной программы направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование профиля Психология и педагогика дошкольного образования на базе Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И.Носова широкое проявление получила модульная система. Так, в вариативной части учебного плана на 2 и 3 курсах предусмотрено прохождение двух модулей: Модуль 1 Теории и технологии познавательно -речевого развития детей и Модуль 2 Теории и технологии физического и художественно-эстетического развития детей. Направление художественно-эстетического развития детей последнего модуля предполагает включение двух наиболее значимых курсов: Теории и технологии музыкального развития детей дошкольного возраста и Теории и технологии развития детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Учитывая факт, касающийся того, что в структуре образовательной области художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста имеет интегративную направленность, т.е. оно формирует знания, умения и обретение опыта в музыкальной, изобразительной, художественно-словесной, театрально-сценической, конструктивно-модельной ориентации. Одно из основополагающих положений в этой интегративности принадлежит изобразительной деятельности. Так, основной целью курса Теории и технологии развития детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности явилось раскрытие путей художественно-творческого развития детей дошкольного возраста через изобразительное искусство и изобразительную деятельность. Реализация цели потребовала постановку и решение ряда задач:

1. Формировать систему знаний о художественной культуре и искусстве, изобразительной деятельности как средствах художественно-эстетического воспитания, развития личности дошкольника; специфике детского изобразительного творчества и направлениях его совершенствования.

2. Активизировать заинтересованность к предмету и способам достижения полученных навыков, знаний, умений в работе ДОУ.

3. Развивать навыки и умения в сфере изобразительной деятельности (пластике, графике, конструировании, аппликации).

В подготовке бакалавров профиля Психология и педагогика дошкольного образования художественно -эстетическое развитие в представляемой ОП содержит и прохождение практикумов в контексте образовательной области, включая познавательное, физическое, речевое и художественно-эстетическое развитие.

Обобщая вышеизложенное, резюмируем: оптимизайция работы по художественно-эстетическому воспитанию и развитию возможна при системно-интегративной направленности. Солидаризируемся с мнением музыкальных руководителей ДОУ г. Тверь Штыриной И.А. и Юркиной А.Х. [5, 115], которые утверждают, что система взаимосвязанных элементов в этом аспекте должна включать: изменение содержания образования (поиск новых методик и технологий); формирование развивающей пространственно-предметной среды; построение учебного процесса (контактирование с родителями); взаимосвязь с др. организациями (школой, музеями, библиотеками). Одно из основополагающих значений, на наш взгляд, в этой системе принадлежит обновлению кадрового обеспечения, подготовке высококвалифицированных работников, интеллектуально и эстетически развитых, готовых к полноценному художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Важность анализируемого явления можно рассматривать как одно из психолого-педагогических условий, способствующих достижению основных целевых ориентиров стандарта. Именно в атмосфере высокого художественно-эстетического развития возможна реализация необходимых форм организации и общения между ребенком и воспитателем. Технологии художественно-эстетического развития, включая все доступные ребенку виды деятельности, позволят изменить в отношениях между детьми и взрослыми часто встречающуюся на сегодня позицию учителя классно-урочной системы на позицию воспитателя-партнёра, формируя систему совместной партнерской деятельности, что является ключевой идеей современных требований ФГОС ДО.

Литература

1. Теоретико-прикладные основы социально-коммуникативного развития дошкольников. Бабунова Е.С., Градусова Л.В., Левшина Н.И., Мичурина Ю.А., Степанова Н.А., Турченко В.И., Чернобровкин В.А., Шепилова Н.А. -Магнитогорск, 2015. - 329 с.

2. Художественно-эстетическое развитие дошкольника направление развития ребенка и составная часть образовательного процесса дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] - URL: http://megaobuchalka.ru/3/22765.html (дата обращения 11.07.2016).

3. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] - URL: http://psychology.academic.ru/7296/ (дата обращения 11.07.2016).

4. Нагорная Л. А. Художественно-эстетическое развитие в ДОУ // Приоритетные направления развития науки и образования. - 2014. - № 3 (3). - С. 98-100.

5. Штырина И. А., Юркина А. Л. Создание условий, способствующих реализации художественно-эстетического развития воспитанников в соответствии с ФГОС дошкольного образования // Апробация. - 2015. - №7 (34). - С. 115-116.

References

1. Teoretiko-prikladnye osnovy social'no-kommunikativnogo razvitija doshkol'nikov. Babunova E.S., Gradusova L.V., Levshina N.I., Michurina Ju.A., Stepanova N.A., Turchenko V.I., Chernobrovkin V.A., Shepilova N.A. - Magnitogorsk, 2015. -329 s.

2. Hudozhestvenno-jesteticheskoe razvitie doshkol'nika napravlenie razvitija rebenka i sostavnaja chast' obrazovatel'nogo processa doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii [Jelektronnyj resurs] - URL: http://megaobuchalka.ru/3/22765.html (data obrashhenija 11.07.2016).

3. Bol'shaja psihologicheskaja jenciklopedija [Jelektronnyj resurs] - URL: http://psychology.academic.ru/7296/ (data obrashhenija 11.07.2016).

4. Nagornaja L. A. Hudozhestvenno-jesteticheskoe razvitie v DOU // Prioritetnye napravlenija razvitija nauki i obrazovanija. - 2014. - № 3 (3). - S. 98-100.

5. Shtyrina I. A., Jurkina A. L. Sozdanie uslovij, sposobstvujushhih realizacii hudozhestvenno-jesteticheskogo razvitija vospitannikov v sootvetstvii s FGOS doshkol'nogo obrazovanija // Aprobacija. - 2015. - №7 (34). - S. 115-116.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.51.146 Чжу Тинтин

ORCID: 0000-0003-3071-4306 Аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет ВОСПРИЯТИЕ РУССКИХ РАЗГОВОРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ КИТАЙСКИМИ СТУДЕНТАМИ-ФИЛОЛОГАМИ (КОНСТАТИРУЮЩИЙ СРЕЗ)

Аннотация

В статье рассматриваются результаты констатирующего среза по исследованию восприятия русских разговорных конструкций китайскими учащимися. В эксперименте приняли участие 66 китайских студентов магистратуры 1 и 2 курсов кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания филологического факультета СПбГУ. Полученные результаты позволяют выявить трудности китайских учащихся при идентификации русских разговорных конструкций, а также причины возникновения этих трудностей.

Ключевые слова: эксперимент, восприятие, русские разговорные конструкции, китайские учащиеся.

Zhu Tingting

ORCID: 0000-0003-3071-4306, PhD student, Saint-Petersburg State University PERCEPTION OF RUSSIAN SPOKEN STRUCTURES BY CHINESE STUDENTS-PHILOLOGISTS

(EXPERIMENT)

Abstract

The article discusses the results of experiment to study perception of Russian spoken structures. The experiment involved 66 Chinese students of master 1 and 2 courses at the Department of Russian as a foreign language and teaching methodology at the faculty of Philology in St. Petersburg state University. The obtained results allow determining the difficulties of Chinese learners in the identification the meanings of Russian spoken structures and explaining the reasons of these difficulties.

Keywords: experiment, perception, Russian spoken structures, Chinese students.

В российской лингвистике используются разные подходы к изучению разговорной речи. Так, Е.А. Земская, М.В. Китайгородская и Е.Н. Ширяев рассматривают разговорную речь как языковую систему, «для которой в высшей степени характерно стремление к использованию готовых единиц, всякого рода готовых конструкций, что объясняется автоматизмом протекания речевого акта» [1, с. 6]. В более широком смысле разговорной можно назвать «речь носителей литературного языка в условиях непринуждённого неподготовленного непосредственного общения» [2, с.11]. По мнению Т. Д. Соколовской, «разговорная речь - это устное, диалогическое, неофициальное, контактное, бытовое общение» [3, с. 5]. Д.Э. Розенталь и М.А. Теленкова полагают, что разговорная речь как особая стилистически однородная функциональная система противопоставлена книжной речи по таким параметрам как «отсутствие предварительного обдумывания высказывания и предварительного отбора, непосредственность речевого общения между его участниками, непринуждённость речевого акта, связанная с отсутствием официальности в отношениях между ними и в самом характере высказывания» [4, с.328].

Таким образом, очевидно, что большинство ученых единодушны в том, что разговорная речь находится в сфере неофициального, непринужденного и неподготовленного общения. Вслед за Н. Ю. Шведовой под разговорной речью мы понимаем «сам произносимый, звучащий язык, непосредственно обращённый к слушателю или слушателям, не подвергающийся предварительной обработке и не рассчитанный на фиксацию» [5, с. 3]. Строй русской разговорной речи обладает своей спецификой, которая заключается не только в преобладании сочинения над подчинением, эллиптичности высказываний (так называемой «неполноте»), но и в использовании большого количества застывших конструкций - «шаблонных фраз», - не требующих «комбинирования» и не поддающихся отчётливому членению [5, с. 7]. Для их обозначения принято использовать термин разговорные конструкции.

С целью выявления уровня сформированности навыков восприятия разговорных конструкций в русской диалогической речи китайскими студентами-филологами в ноябре-декабре 2015 года на базе Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) был проведен констатирующий срез. В эксперименте приняли участие 66 китайских студентов первого и второго курсов магистратуры кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания филологического факультета СПбГУ. Возраст испытуемых - от 22 до 25 лет. 47 студентов изучали русский язык в вузах Китая в течение 4 лет, 19 - в российских вузах (в СПбГУ и Дальневосточном государственном гуманитарном университете). Все испытуемые имеют сертификат II уровня общего владения РКИ.

Материалом для эксперимента по восприятию послужили 20 аутентичных диалогических текстов, отобранных из двух художественных фильмов: «Питер FM» (2006 г., режиссер О. Бычкова) и «Прогулка» (2003 г., режиссер А. Учитель). Выбор фильмов обусловлен тем, что, во-первых, они созданы относительно недавно, во-вторых, сюжеты фильмов связаны с современной российской действительностью, в-третьих, герои - молодые люди, в речи которых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.