Научная статья на тему 'ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
239
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДОШКОЛЬНИКИ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ / ИСКУССТВО / СИНТЕЗ / КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карнаухова Вероника Александровна, Абоимова Ирина Сергеевна, Копий Андрей Григорьевич

Авторы статьи обращаются к проблеме внедрения интегративного подхода в художественное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста, в современную педагогику искусства. Необходимость интеграции в образовании объясняется социокультурными процессами в современном обществе. Рассматривая применение интегративного подхода в художественно-эстетическом развитии дошкольников, ученые отмечают, что он способствует формированию целостного понимания и наиболее полного освоения информации об окружающем мире. Исследователи придают особое значение музыкальным занятиям дошкольников, отмечают в них эффективность использования синтеза элементов разных искусств - музыки, литературы, театра, живописи. Подобное сочетание, по мнению авторов, служит достижению высоких результатов в эстетическом, интеллектуальном, коммуникативно-речевом развитии дошкольников. В статье рассматриваются такие методы применения интегративного подхода, как фиксация словесного портрета музыкального персонажа, портрет героя в красках. Логичным продолжением этого является игровой портрет. Применение словесного метода, предполагающего интеграцию музыки и слова, музыки и сказки, является такая форма, как музыкальный фон. В качестве жанра избирается музыкальный пейзаж, сопровождаемый примерами из наследия русских художников. Еще одним методом при использовании интегративного подхода является музыкальная иллюстрация к сказкам. В статье делается акцент на такой важный завершающий этап подобных занятий - это проведение музыкального праздника, концерта в форме литературно-музыкальной гостиной, сказочного бала. Подобный заключительный аккорд служит цели сплочения на почве творческих интересов всех членов семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Карнаухова Вероника Александровна, Абоимова Ирина Сергеевна, Копий Андрей Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATIVE APPROACH TO THE ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

The authors of the article address the problem of introducing an integrative approach into the artistic and aesthetic development of preschool children, into modern art pedagogy. The need for integration in education is explained by sociocultural processes in modern society. Considering the use of an integrative approach in the artistic and aesthetic development of preschoolers, scientists note that it contributes to the formation of a holistic understanding and the most complete assimilation of information about the world around. Researchers attach particular importance to the musical lessons of preschoolers, they note the effectiveness of using the synthesis of elements of various arts in them - music, literature, theater, painting. Such a combination, according to the authors, serves to achieve high results in the aesthetic, intellectual, communicative and speech development of preschoolers. The article discusses such methods of applying an integrative approach as fixing a verbal portrait of a musical character, a portrait of a hero in paints. The logical continuation of this is the game portrait. The use of the verbal method, which involves the integration of music and words, music and fairy tales, is such a form as background music. A musical landscape is chosen as a genre, accompanied by examples from the heritage of Russian artists. Another method of using an integrative approach is musical illustration for fairy tales. The article focuses on such an important final stage of such classes - this is a musical holiday, a concert in the form of a literary and musical living room, a fabulous ball. Such a final chord serves the purpose of uniting all family members on the basis of the creative interests.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

РАО [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f260427f926f8d5cce7251c500a26cd/ (дата обращения: 27.02.2023).

6. Степанова, А.С. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / А.С. Степанова. - М.: Педагогика. - 1989. - С. 112-125

7. Флёрина, Е.А. О руководстве восприятия дошкольника в процессе обучения / Е.А. Флёрина. - Москва: Изд-во Советская педагогика, 1952. - 272 с.

Педагогика

УДК 372.3

кандидат искусствоведения, доцент Карнаухова Вероника Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Абоимова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент Копий Андрей Григорьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Авторы статьи обращаются к проблеме внедрения интегративного подхода в художественное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста, в современную педагогику искусства. Необходимость интеграции в образовании объясняется социокультурными процессами в современном обществе. Рассматривая применение интегративного подхода в художественно-эстетическом развитии дошкольников, ученые отмечают, что он способствует формированию целостного понимания и наиболее полного освоения информации об окружающем мире. Исследователи придают особое значение музыкальным занятиям дошкольников, отмечают в них эффективность использования синтеза элементов разных искусств - музыки, литературы, театра, живописи. Подобное сочетание, по мнению авторов, служит достижению высоких результатов в эстетическом, интеллектуальном, коммуникативно-речевом развитии дошкольников. В статье рассматриваются такие методы применения интегративного подхода, как фиксация словесного портрета музыкального персонажа, портрет героя в красках. Логичным продолжением этого является игровой портрет. Применение словесного метода, предполагающего интеграцию музыки и слова, музыки и сказки, является такая форма, как музыкальный фон. В качестве жанра избирается музыкальный пейзаж, сопровождаемый примерами из наследия русских художников. Еще одним методом при использовании интегративного подхода является музыкальная иллюстрация к сказкам. В статье делается акцент на такой важный завершающий этап подобных занятий - это проведение музыкального праздника, концерта в форме литературно-музыкальной гостиной, сказочного бала. Подобный заключительный аккорд служит цели сплочения на почве творческих интересов всех членов семьи.

Ключевые слова: интеграция, интегративный подход, художественно-эстетическое развитие, дошкольники, музыкальное занятие, искусство, синтез, коммуникация.

Annotation. The authors of the article address the problem of introducing an integrative approach into the artistic and aesthetic development of preschool children, into modern art pedagogy. The need for integration in education is explained by sociocultural processes in modern society. Considering the use of an integrative approach in the artistic and aesthetic development of preschoolers, scientists note that it contributes to the formation of a holistic understanding and the most complete assimilation of information about the world around. Researchers attach particular importance to the musical lessons of preschoolers, they note the effectiveness of using the synthesis of elements of various arts in them - music, literature, theater, painting. Such a combination, according to the authors, serves to achieve high results in the aesthetic, intellectual, communicative and speech development of preschoolers. The article discusses such methods of applying an integrative approach as fixing a verbal portrait of a musical character, a portrait of a hero in paints. The logical continuation of this is the game portrait. The use of the verbal method, which involves the integration of music and words, music and fairy tales, is such a form as background music. A musical landscape is chosen as a genre, accompanied by examples from the heritage of Russian artists. Another method of using an integrative approach is musical illustration for fairy tales. The article focuses on such an important final stage of such classes - this is a musical holiday, a concert in the form of a literary and musical living room, a fabulous ball. Such a final chord serves the purpose of uniting all family members on the basis of the creative interests.

Key words: integration, integrative approach, artistic and aesthetic development, preschoolers, music class, art, synthesis, communication.

Введение. Современная педагогика в нашей стране находится в состоянии непрерывной и активной модернизации. Для нее актуально применение инновационных форм, методов и приемов обучения. Нельзя не отметить влияния современной информационной среды в этом поле деятельности: сегодня редкий урок искусства проходит без использования новейших компьютерных средств. Все очевиднее становится внедрение в эту область инновационных подходов и методов.

В педагогику искусства, занятия музыкой, изобразительным искусством в последние годы все чаще внедряется также интегративный, междисциплинарный подход. Это обусловлено рядом требований современной социокультурной среды, реалиями современного поликультурного образования [3].

Интеграция (в пер. с лат.) означает восстановление до целого, объединение частей в монолит. Сущность понятия интеграция в образовании предполагает синтез знаний из разных сфер, различных видов деятельности в равных долях.

Интегрированный подход в художественно-эстетическом образовании широко применяется в профессиональной и школьной педагогике, однако, еще более целесообразным его использование представляется в дошкольном образовании. В связи с систематическим обновлением в этой сфере, появилась потребность переосмысления и поиска новых путей, содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста. Необходимость интеграции в образовании объясняется социокультурными процессами в современном обществе. В образовании ценность интеграции рассматривалась и в былые времена, особенно активно её стали исследовать и применять во второй половине XX - начале XXI века.

Современные ученые, педагоги объясняют введение интеграции, междисциплинарных связей как принципа образования возможностью формирования у обучающихся целостной картины мира. Исследователи указывают на интегративный характер самого феномена личности, на синтез в человеческой психике множества компонентов, направленных на социокультурное самоопределение [5].

Интеграция в образовании способствует гармоничному и всестороннему личностному развитию. Такой подход эффективен для развития эмоционально-интеллектуальной сферы личности ребенка, так как здесь на первый план выходит цель решения развивающих и воспитательных задач. Исходя из сказанного, можно утверждать, что метод является личностно-ориентированным. Личностный подход в интегрированном обучении реализуется в наполнении содержания учебного процесса важным познавательным материалом и эвристическими задачами. Их решение побуждает детей узнавать что-то новое и активно проявлять себя в какой-либо творческой деятельности.

Рассматривая применение интегративного подхода в эстетическом воспитании дошкольников, ученые отмечают, что он способствует формированию целостного понимания и наиболее полного освоения информации об окружающем мире, более глубоким представлениям ребенка о себе самом в этом мире [1]. Подобный подход стимулирует интерес к познанию и самопознанию, не позволяет ребенку заскучать на занятии, концентрирует и вовремя переключает его внимание с одного объекта на другой, содействуя динамике в восприятии того или иного учебного материала. Ребенку предоставляется возможность самореализации, применения полученных знаний, умений и навыков в значимой (и осознанной им как любимая) практической деятельности (музыкально-художественной, игровой, поисковой, познавательно-исследовательской).

Интегративный подход как инновационный инструмент детской, в особенности дошкольной педагогики все чаще находит применение и в области музыкального образования. Важность применения его в дошкольном возрасте связана с направленностью на эффективный результат. Использование подобного подхода в системе музыкальных занятий содействует формированию и развитию целого комплекса детских способностей, прежде всего интеллекта и речи, крайне необходимых при переходе к школьной жизни. Связывая разные искусства, предлагая ребенку создать цветовую партитуру понравившихся музыкальных сочинений, описать их словами любимых стихов, придумать хореографический, пластический рисунок знакомых танцев, педагог способствует развитию самых разнообразных талантов своих подопечных.

Цель статьи - представить осуществление интегративного подхода в процессе эстетического, интеллектуального, речевого, коммуникативного развития детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

Изложение основного материала статьи. Одним из важных компонентов музыкальных занятий в дошкольном воспитании является слушание музыки. Дети дошкольного возраста, как правило, избирательны в разных видах творчества. Однако, психотип ребенка-слушателя, с ярко выраженной тягой к музыке, эмоциональной отзывчивостью на нее, эмпатией опытный педагог распознает достаточно быстро.

Такой ребенок будет проявлять инициативу в прослушивании конкретных фрагментов, зачастую с удовольствием делиться накопленными впечатлениями. Такие дети долго находятся под впечатлением от чего-либо, они могут прослушать какое-то произведение неделю назад, однако и по прошествии времени по-прежнему восхищаться услышанным.

Кроме того, у этих детей хорошо развито воображение - способность, помогающая «перевести» свои впечатления в зримые образы или словесный текст. Дети-слушатели склоны к анализу, подмечают любые мелочи и детали, их отличительной чертой является умение сосредотачиваться и погружаться в процесс восприятия или конкретную деятельность, они достаточно усидчивы.

Сопереживая музыке, ребенок-слушатель выражает свои эмоции через позу, мимику, жестикуляцию, выступающие как своеобразные «комментарии» к услышанному. Опираясь на реакции и творческие потенции таких детей, педагог может рассчитывать на эффективный результат применения интегративного подхода в обучении.

Одной из форм применения интегративного подхода в процессе слушания музыки может стать фиксация впечатления от услышанного музыкального произведения. Например, составление словесного портрета музыкального персонажа (Феи драже, «Бабы-Яги» П.И. Чайковского, Горного короля из знаменитой пьесы Э. Грига, кого-то из любимых героев мультфильмов). Следующей формой может стать уже более сложный вариант, «портрет героя в красках» или перенесение его в игру: через театрализацию, пантомимическую импровизацию ребенок будет стараться передать музыкальный образ. Например, прослушав произведение П.И. Чайковского «Баба-Яга», представив себе музыкальный образ, он реконструирует его и, исходя из этого, изобразит Бабу-Ягу.

Одним из компонентов интегративного подхода в дошкольном обучении и воспитании служит словесный метод. Его специфика заключается в умении построить образную, выразительную речь, освободив ее от фраз и конструкций, используемых в обыденной беседе. Таким образом, метод служит задаче формирования хорошей, грамотной, литературной речи у детей, то есть коммуникативным целям.

Апеллируя к данному методу, педагог должен также учитывать возрастные особенности воспитанников. Необходимо иметь в виду, что у детей младшего дошкольного возраста речь еще не слишком хорошо развита, в отличие от тех, кто уже готовится к школе, что формирование хорошей речи зависит от множества условий и факторов, в том числе от среды, в которой развивается ребенок.

В каких же формах можно использовать словесный метод? Самыми распространенными являются те, что предполагают интеграцию музыки и стихов, музыки и сказки, музыки и изобразительного искусства. Однако, вариантов синтеза может быть множество. Назовем лишь некоторые из наиболее востребованных в сегодняшней дошкольной педагогике.

Одним из вариантов служит задание «Музыкальный фон». Предваряющие слушание комментарии могут быть краткими. Для расширения кругозора детей достаточно назвать имя композитора и сами произведения. Прием, на котором основаны подобные занятия, предполагает синтез музыки и поэтического текста. Здесь важен выбор жанра. В качестве такового может выступить, например, музыкально-поэтический пейзаж. Музыкальным материалом для него может служить как целостный цикл (например, пьесы из «Времен года» П.И. Чайковского), так и отдельные, свободно составленные педагогом миниатюры разных композиторов («Утро» из «Детской музыки» С.С. Прокофьева, «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига», «Тоска по весне» В.А. Моцарта и др.). Звуковой фон, составленный из классических образцов, может стать основой для чтения стихов русских поэтов о природе. Визуальным контрапунктом к нему могут послужить примеры из русской пейзажной лирики, презентация полотен А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, В.Д. Поленова, И.И. Левитана.

Вариантом применения интегративного подхода можно считать и форму «музыкальной иллюстрации». Она предполагает комментирование литературного текста с использованием музыкальных и визуальных цитат. Например, при знакомстве со «Сказкой о царе Салтане» А.С. Пушкина, можно прослушать отдельные фрагменты оперы Н.А. Римского-Корсакова, такие, как «Полет шмеля», арию Царевны Лебедь. Слушание также может сопровождаться демонстрацией слайдов, например, «Царевны Лебедь» М.А. Врубеля. Русские сказки, где действует лесная нечисть, могут сопровождаться цитатами из пьесы «Избушка на курьих ножках» («Картинки с выставки» М.П. Мусоргского), показом «Лешего» М.А. Врубеля, работ Е.Д. Поленовой.

Следующий вариант интеграции ориентирован непосредственно на участие детей в озвучивании сказки. Многие народные сказки, былины, легенды включают в себя пение персонажей, а также их игру на разных инструментах. Здесь помогут музыкальные иллюстрации, помогающие воссоздать звучание музыкальных инструментов, на которых герои играют в сказке. Финалом может стать организация детского шумового оркестра, с несложной ритмической партитурой, которая вполне доступна для освоения дошкольниками.

В старших группах детского сада в качестве завершающего этапа используется проведение концертов в форме литературно-музыкальных гостиных, балов или салонов. В качестве символа в подобном действе можно представить выразительный сказочный образ (например, «музыкальную шкатулку» или «музыкальную табакерку», из которой выходят герои бала, предварительно, естественно, необходимо познакомить детей, например, со сказкой В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке»). Главные задачи этого метода - приучить к восприятию музыкальной и литературной классики, выработать потребность в общении с ней. В круг задач входит также активизация навыков слушателя и развитие эстетического вкуса. Важной социальной целью становится и сплочение на поле творческих совместных интересов членов семьи, представителей разных поколений (ведь на концерты приглашаются дедушки и бабушки, мамы и папы). Исследователи отмечают, что: «Семья выступает важной составляющей в структуре развития ребенка, формирования поведенческих паттернов, норм и ценностей...» [2]. Подобный концерт - это возможность для детей попробовать себя в разных ролях и видах творчества (ведущего, помощника режиссера, декоратора, костюмера, гримера, артиста).

Выводы. Итак, практическая значимость интегрированного подхода в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста несомненна. На его основе достигается целостное художественное, творческое, интеллектуальное, речевое и коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.

Диалог ребенка с миром искусства, профессиональным и народным творчеством - это фундамент, на котором затем строится система взаимодействия с социумом, процессы коммуникации и социализации. Создание подобного фундамента важно, ведь, как указывают исследователи, современное общество постоянно сталкивается с «рисками взросления и трудностями социализации» [6].

Основной формой интеграции разных видов искусства в детском саду является не только конкретное интегрированное занятие, а в целом весь процесс повседневной жизни детей, окружение их искусством, постепенное погружение в него, совершенная и гармоничная окружающая среда, воспитывающая в ребенке хороший эстетический вкус. Отметим, что использовать интегрированный подход можно и в дошкольных учреждениях дополнительного образования - творческих школах, кружках, студиях. Целесообразным в данном случае представляется патронаж этих заведений со стороны специалистов-предметников, преподавателей вузов, опытных педагогов в области изобразительного, музыкального, театрального искусства, которые обеспечат качество учебных материалов, помогут разработать стратегию «обучения искусству» и проведут консультирование воспитателей. Подобное сотрудничество - тоже пример интеграции между наставниками, еще одна форма педагогического сотворчества.

Литература:

1. Зырянова, С.М. Принцип интеграции в музыкально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста / С.М. Зырянова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2012. - № 6. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/pritsip-integratsii-v-muzykalno-esteticheskom-vospitanii-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 04.05.2023).

2. Иванова, И.Ю. Анализ проблемы информационной безопасности детей дошкольного возраста в семье / И.Ю. Иванова, И.Н. Евтушенко, Е.Б. Быстрай, М.Е. Беломестнова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 4. - С. 9.

3. Ильинская, И.П. Феноменология поликультурной образовательной среды: принципы и механизмы влияния на эстетическое развитие личности школьника / И.П. Ильинская, Н.Л. Шеховская // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского госудасрвтенного университа. - 2021. - № 4(60). - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/fenomenologia-polikuiturnoy-obrazovatelnoy-sredy-pritsipy-i-mehanizmy-vliyania-na-esteticheskoe-razvitie-lichnosti-shkolnika (дата обращения: 02.05.2023).

4. Мезенцева, О.И. Современные педагогические технологии: Учебное пособие / О.И. Мезенцева. - Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2018. - 140 с.

5. Педагогика искусства и современное художественное образование: монография / [ Е.М. Акишина и др.]; общ. ред. Е.В. Боякова. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 306 с.

6. Терещенко, В.В. Горизонты взросления растущего ребенка: парадоксы и перспективы исследования / В.В. Терещенко // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11, № 1. - С. 8. - DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-1-8.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат физико-математических наук Клочков Святослав Владимирович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск); кандидат педагогических наук, доцент Близневский Андрей Александрович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ

СОВМЕСТИМОСТИ УЧЕБНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена методологическому анализу научной литературы по проблемам цифровизации. Она также частично затрагивает и оптимизацию профессионально-терминологической совместимости вузовских учебников. Приоритетом среди них используются учебные пособия по товароведению, коммерции. В данной исследовании осуществлён методологический поиск философских основ специальных терминов в литературных источниках по экономическим специальностям. Логико-философские труды, позволили уяснить многозначность интерпретаций терминов и многомерное их представление. Значительную помощь в этом оказали абстрактные логические формулы и конструкты. Не остался в стороне также конкретно-научный уровень методологии этого исследования. В соответствии с основным замыслом работы представляли интерес несколько разновидностей конкретной методологии исследования по профессиональной педагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.