Научная статья на тему 'КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЙ "КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ (ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)'

КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЙ "КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ (ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЕЙ / КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЙ / КОСМОС / СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каменская Дарья Александровна, Габдулина Ирина Олеговна, Ефремцева Полина Валерьевна

В наше время возросла необходимость всестороннего развития дошкольника. Авторами обосновывается важность данного аспекта в формировании личности дошкольника во всех видах деятельности. Рассмотрен исторический аспект важности всестороннего развития личности. Идеи, представленные авторами, находят отражение в трудах Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Э. Циолковского и Е.А. Флёриной. Целью статьи является разработка комплекса занятий под названием «Космическое путешествие». Данный комплекс ориентирован на всестороннее развитие личности ребенка по всем образовательным областям. Отбор материала осуществлялся на основе дополнения уже имеющейся программы «От рождения до школы». По результатам проведенной диагностической работы авторами было принято решение о создании цикла занятий на космическую тематику. В выводах авторы указывают, что благодаря разработанному комплексу занятий у детей пробуждается чувство сопричастности к величию Родины, гордость за своих предшественников - ее героев, а также желание самим стать героями родного края. Благодаря участию в совместной деятельности на занятиях у детей активизируется не только познавательная активность, но и комплексное развитие личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каменская Дарья Александровна, Габдулина Ирина Олеговна, Ефремцева Полина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPLEX OF CLASSES "SPACE TRAVEL" AS A MEANS OF COMPREHENSIVE PERSONALITY DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS (PRACTICAL ASPECT)

Nowadays, the need for comprehensive development of preschool children has increased. The authors substantiate the importance of this aspect in the formation of a preschooler's personality in all types of activities. The historical aspect of the importance of comprehensive personal development is considered. The ideas presented by the authors are reflected in the works of Ya.A. Kamensky, J.J. Rousseau, I.G. Pestalozzi, K. E. Tsiolkovsky and E.A. Fleerina. The purpose of the article is to develop a set of classes called "Space travel". This complex is focused on the comprehensive development of the child's personality in all educational areas. The selection of the material was carried out on the basis of supplementing the already existing program "From birth to school". Based on the results of the diagnostic work carried out, the authors decided to create a cycle of classes on space topics. In their conclusions, the authors point out that thanks to the developed set of classes, children awaken a sense of belonging to the greatness of the Motherland, pride in their predecessors - its heroes, as well as a desire to become heroes of their native land themselves. Thanks to participation in joint activities in the classroom, not only cognitive activity is activated in children, but also the complex development of the child's personality.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЙ "КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ (ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)»

соответственно, перед будущим учителем ОБЖ стоит достаточно ответственная задача суметь справиться с вызовами, связанными с обучением общественной безопасности. Кроме того, качественная психофизиологическая подготовка в значительной степени влияет на удовлетворенность учителем ОБЖ избранной специальностью в целом, а значит, отражается на статистике по кадровой комплектности учебных заведений. Исходя из вышеизложенных фактов и обстоятельств, следует обозначить, что психофизиологическая подготовка будущего учителя ОБЖ в действительности является главенствующим звеном в профильной образовательной системе и сопряжена с общими государственными задачами, в том числе с качественной подготовкой подрастающего поколения в сфере навыков самообороны.

Литература:

1. Алиева, Л.В. К.Д. Ушинский о педагогических правилах воспитания человека / Л.В. Алиева // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. - № 2 (17). - С. 19-31

2. Гордиенко, Т.П. Психологический компонент готовности будущих учителей ОБЖ к проектированию исследовательской деятельности учащихся / Т.П. Гордиенко, Е.А. Святохо // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-2. - С. 60-63

3. Завалишин, А.В. Внеучебная деятельность в процессе подготовки будущих учителей ОБЖ / А.В. Завалишин // Символ науки. - 2020. - № 5. - С. 178-180

4. Иванова, М.М. Подготовка будущих учителей физической культуры и ОБЖ к использованию межпредметных связей в обучении основ безопасности жизнедеятельности / М.М. Иванова // Мир науки, культуры, образования. - 2019. -№ 5 (78). - С. 247-250

5. Марютина, Т.М. Введение в психофизиологию / Т.М. Марютина, О.Ю. Ермолаев. - 2-е. - Москва: Издательство Флинта, 2001. - 400 с.

6. Мониторинг экономики образования // НИУ "Высшая школа экономики": [сайт], 2020. - URL: https://clck.ru/34Ro2y (дата обращения: 16.05.2023).

7. Педагогические кадры: кого и сколько готовят в России // Информационное агентство "Россия Сегодня": [сайт], 2021. - URL: https://sn.ria.ru/20130326/929063873.html?ysclid=lhq483afdb862254701 (дата обращения: 16.05.2023).

8. Ребко, Э.М. Система подготовки будущих учителей ОБЖ в области социальной безопасности / Э.М. Ребко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2013. - № 162. - С. 156-162

9. Российским школам не хватает учителей. - РБК: [сайт], 2021. - URL: https://clck.ru/34RoAK (дата обращения: 16.05.2023).

10. Тарасов, А.А. Мировоззренческая компетентность учителя ОБЖ / А.А. Тарасов // Известия ВГПУ. - 2020. - № 2 (145). - С. 54-60

Педагогика

УДК 373.2

старший преподаватель Каменская Дарья Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студентка Габдулина Ирина Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студентка Ефремцева Полина Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЙ «КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ (ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Аннотация. В наше время возросла необходимость всестороннего развития дошкольника. Авторами обосновывается важность данного аспекта в формировании личности дошкольника во всех видах деятельности. Рассмотрен исторический аспект важности всестороннего развития личности. Идеи, представленные авторами, находят отражение в трудах Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Э. Циолковского и Е.А. Флёриной. Целью статьи является разработка комплекса занятий под названием «Космическое путешествие». Данный комплекс ориентирован на всестороннее развитие личности ребенка по всем образовательным областям. Отбор материала осуществлялся на основе дополнения уже имеющейся программы «От рождения до школы». По результатам проведенной диагностической работы авторами было принято решение о создании цикла занятий на космическую тематику. В выводах авторы указывают, что благодаря разработанному комплексу занятий у детей пробуждается чувство сопричастности к величию Родины, гордость за своих предшественников - ее героев, а также желание самим стать героями родного края. Благодаря участию в совместной деятельности на занятиях у детей активизируется не только познавательная активность, но и комплексное развитие личности ребенка.

Ключевые слова: всестороннее развитие личности, дошкольное образование, игровая деятельность, музей, комплекс занятий, космос, солнечная система.

Annotation. Nowadays, the need for comprehensive development of preschool children has increased. The authors substantiate the importance of this aspect in the formation of a preschooler's personality in all types of activities. The historical aspect of the importance of comprehensive personal development is considered. The ideas presented by the authors are reflected in the works of Ya.A. Kamensky, J.J. Rousseau, I.G. Pestalozzi, K. E. Tsiolkovsky and E.A. Fleerina. The purpose of the article is to develop a set of classes called "Space travel". This complex is focused on the comprehensive development of the child's personality in all educational areas. The selection of the material was carried out on the basis of supplementing the already existing program "From birth to school". Based on the results of the diagnostic work carried out, the authors decided to create a cycle of classes on space topics. In their conclusions, the authors point out that thanks to the developed set of classes, children awaken a sense of belonging to the greatness of the Motherland, pride in their predecessors - its heroes, as well as a desire to become heroes of their native land themselves. Thanks to participation in joint activities in the classroom, not only cognitive activity is activated in children, but also the complex development of the child's personality.

Key words: comprehensive personal development, preschool education, play activities, museum, complex of classes, space, solar system.

Введение. Дошкольный возраст уникален по своей сути. Он является фундаментом для развития личности ребенка. В период дошкольного детства происходит социальная ориентация ребенка. Одним из направлений социальной ориентации является знакомство с профессиями.

В содержании программы ФГОС ДО [5] указана необходимость обеспечения развития личности дошкольника, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности детей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Современные педагогические системы должны объединять в себе комплекс методологических подходов, направленных на реализацию основных направлений Стратегии развития педагогики в РФ до 2025 [4], а именно:

1. обеспечение развивающего компонента образовательных стандартов;

2. развитие коммуникативных компетенций;

3. разработка и реализация инновационных образовательных программ;

4. расширение вариативности образовательных и воспитательных технологий, методов и средств развития личности;

5. развитие творчества, креативности, научного мировоззрения;

6. обеспечение успешной социализации и самореализации личности.

Анализ представленных стратегий развития и содержание программы дошкольного образования «От рождения до школы» [3], включающей в себя информацию о первом полете человека в космос и космическом транспорте, позволяет сделать вывод о необходимости для педагога расширения знаний детей о космосе, так как данной информации для их всестороннего развития может быть недостаточно. В связи с этим был разработан тематический комплекс занятий о космосе по различным областям детского развития.

Изложение основного материала статьи. О важности всестороннего развития личности ребенка высказывались многие специалисты. Среди них - Ян Амос Коменский (1592-1670) - чешский мыслитель, который заложил основы прогрессивной педагогической системы и научные основы воспитания детей дошкольного возраста («Великая дидактика», «Материнская школа»). Идеи Я.А. Коменского о «природосообразности» воспитания, необходимости элементарного образования и всестороннего развития маленьких детей были продолжены и развиты Ж.Ж. Руссо (1712-1778) и И.Г. Песталоцци (1746-1827) [6].

В наше время возросла необходимость всестороннего развития дошкольника. Её важность подчеркивала Евгения Александровна Флёрина (1889-1952) - выдающийся специалист по дошкольному воспитанию. Она выдвинула положение о взаимосвязи процессов развития, воспитания и обучения, и выступала сторонником обучения уже в детском саду. «Это не уроки», - отмечала она, - «это в первую очередь жизнь ребенка». Ее мнение: подготовка к школе - это всестороннее развитие ребенка, заботливое воспитание в стенах детского сада, не только на специальных занятиях, но и во всем содержании и всех формах работы - тех качеств, которые обеспечат в школе успешное систематическое обучение [7]. Основоположник космонавтики и педагог - Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) был убежден в том, что от того, какие идеалы и ценности будут положены в основу воспитания ребенка, будет зависеть судьба человечества и судьба Вселенной. Константин Эдуардович считал главной ценностью общества самого человека, полагал, что всестороннее развитие личности должно стать своеобразным укладом жизни дошкольного учреждения, должно быть интегрировано в разные виды детской деятельности, в том числе совместной с педагогом [1].

Известно, что личность формируется в детском и юношеском возрасте, мышление ребенка дошкольного возраста является не только наглядно-образным, но происходит и формирование абстрактно-логического мышления. Знания о космосе раскрывают различные аспекты мира, в котором мы живем. Первичные астрономические знания, включающие в себя информацию о космических телах, взаимосвязи планет и явлений на них помогают детям научиться широко мыслить. Данная тематика им интересна, вызывает у них любознательность, которая является основой мотивации при добывании знаний и побуждает к развитию других качеств личности.

В программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой [3] в области патриотического воспитания предусматривается развитие интереса и любви к родному краю, расширение представлений о малой родине. В результате проведенной диагностической работы было выявлено, что у детей, обучающихся по данной программе, уровень первоначальных знаний о космосе находился на среднем уровне. Большинство детей были заинтересованы данной тематикой, но у них не хватало знаний о ней. В рамках программы «От рождения до школы» был разработан тематический комплекс занятий, связанных с передачей знаний о космосе для всестороннего развития дошкольников. Целью работы педагога является вызвать у детей интерес к знакомству с космосом и расширению представлений о нем, так как каждый проживающий в Калужской области - колыбели космонавтики, неразрывно с темой космоса связан.

В ходе прохождения активной практики в дошкольной организации был апробирован комплекс занятий под названием «Космическое путешествие», где предусмотрена реализация совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей по всестороннему развитию в различных областях детской деятельности. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Тематический комплекс занятий через совместную деятельность педагога с детьми по всем направлениям

развития и образовательным областям

Образовательные области Содержание занятий Хронология занятий

Познавательное развитие Беседа с детьми на тему Музея истории космонавтики, его экспонатов, которые дети помнят и об основоположнике космонавтики - К.Э. Циолковском. 1

Познавательное развитие Беседа с детьми «Собираем космонавта в полет» - дидактическая игра, в ходе которой дети собирали аварийный запас инструментов, продуктов и медикаментов для полета в космос. 2

Познавательное развитие Виртуальная игра-экскурсия: «Космическое путешествие». Дети закрепили знания о изученных экспонатах музея истории космонавтики. 7

Художественно-эстетическое развитие Экскурсия с детьми в космическую комнату (беседа с детьми о строении солнечной системы, рассматривание стенда «животные в космосе») и рисунок солнечной системы. 3

Познавательное развитие и художественно-эстетическое развитие Конструирование ракеты из блоков, а также конструирование солнечной системы из молекулярного конструктора, изготовление аппликации из бумажных геометрических фигур. 5

Речевое развитие и художественно-эстетическое развитие Составление рассказа по иллюстрациям о космической жизни звездных собак, а также пластилинография полета Белки и Стрелки в открытый космос. 4

Социально-коммуникативное развитие Сюжетно - ролевая игра: «Мы - космонавты». Все дети смогли примерить на себя роли врачей, космонавтов и конструкторов, а также была осуществлена экспериментальная деятельность. 6

Физическое развитие Подвижные игры, физкультминутки на космическую тематику. Каждое занятие

Рассмотрим каждое из представленных занятий по образовательным областям. Первое занятие, включенное в область познавательного развития, было посвящено знакомству с Музеем истории космонавтики, его экспонатами и основоположником космонавтики - Константином Эдуардовичем Циолковским. Также с детьми был рассмотрен макет памятника К. Э. Циолковскому с ракетой.

На следующем занятии совместно с детьми обсуждался вопрос о том, какими качествами должен обладать космонавт, а также, что ему необходимо для полета в космическое пространство. С помощью дидактической игры ребята в занимательной форме собирали аварийные запасы продуктов питания, инструментов и медикаментов. Особенно данная игра интересна тем, что все продукты питания были в тюбиках и вакуумных упаковках (рис. 1).

Рисунок 1. Дидактическая игра «Собираем космонавта в полет»

Часть занятий, включенных в область познавательного развития, завершилась проведением специально разработанной виртуальной игры - экскурсии «Космическое путешествие» [2]. Игра проводилась как настольная: дети, «шагая» по настольной карте, изображающей космическое пространство, попадали на поля с карточками. Выбирая ту или иную карточку, ребята рассказывали, что за экспонат на них изображен, а также узнавали новую информацию на обратной стороне. Таким образом дошкольники закрепили знания о изученных экспонатах музея истории космонавтики (рис. 2).

Рисунок 2. Виртуальная игра - экскурсия «Космическое путешествие»

Первое занятие, включенное в область художественно-эстетического развития, было организовано в виде экскурсии в космическую комнату. В ней дети познакомились со строением солнечной системы и с названиями всех планет, узнали почему наша система называется солнечной и как «температура» на планетах зависит от их удаленности от Солнца. Кроме того, дошкольники рассмотрели стенд с животными, покорявшими космос и узнали среди них собак героев - Белку и Стрелку. Интересным фактом для ребят стало разнообразие животных, млекопитающих и рыб, которые тоже в разное время покоряли космическое пространство. По возвращении в группу, ребята выполнили рисунки солнечной системы по образцу, который они запомнили, а также дети «отправили в космос» одного из животных, когда-либо покорявших космос (рис. 3).

Рисунок 3. Выставка детских рисунков на тему «Солнечная система»

Следующее занятие включает в себя сразу две образовательных области: художественно-эстетическую и область познавательного развития, а именно - конструирование. В начале занятия дидактический герой попросил у ребят помощи с построением для него ракеты из различных материалов. Детям было предложено создать ракету из бумажных геометрических фигур (аппликация), из деревянных кубиков (блоков) и молекулярного конструктора (строение солнечной системы) (рис. 4, 5). Выбор материалов для конструирования осуществлялся дошкольниками самостоятельно.

Рисунок 4, 5. Конструирование ракеты и создание аппликации

Третье занятие включало в себя область художественно-эстетического и речевого развития. В начале занятия дети помогали дидактическому герою, составляя по сюжетным иллюстрациям рассказ о космической жизни звездных собак. Затем, используя интересный вид декоративно-прикладного искусства - пластилинографию - дети создали яркие работы о полете Белки и Стрелки в космическое пространство (рис. 6, 7).

Рисунок 6. Составление детьми рассказа по сюжетным иллюстрациям

Рисунок 7. Выставка работ по пластилинографии

Следующей областью комплекса занятий является социально-коммуникативное развитие. В его ходе была организована и проведена сюжетно-ролевая игра «Мы - космонавты». Все дети смогли примерить на себя роли врачей, которые проверяли здоровье космонавтов перед отправлением в космос и по прибытии на Землю, конструкторов, которые строили космическую станцию из мягких блоков и ремонтировали ее в ходе полета, и космонавтов, которые осуществляли непосредственно экспериментальную деятельность в исследовании грунта и почв разных планет. Детям были предложены материалы сухой и каменистой почвы, соответствующей планете Марс, и холодной и твердой почве планеты Нептун. В ходе данного эксперимента дети сделали вывод о взаимосвязи удаленности планет от Солнца и состава их почвы (рис. 8, 9).

Рисунок 8, 9. Сюжетно-ролевая игра «Мы - космонавты»

На каждом занятии в ходе реализации физического развития детей проводились подвижные игры и физкультминутки, которые соответствовали выбранной тематике занятия.

После реализации комплекса занятий «Космическое путешествие» родителям предлагается сходить совместно с детьми в музей истории космонавтики, ведь теперь дети сами заинтересованы в посещении данного музея, где часть экспонатов им уже знакома, а часть предстоит открыть для себя самостоятельно. В случае, если с родителями поход в музей не состоится, воспитатель совместно с детьми отправится на экскурсию по музею истории космонавтики.

С целью проверки эффективности проведенных мероприятий была проведена повторная диагностическая работа. Низкий уровень показали ~13% детей группы, средний уровень выявлен у ~27% детей группы, высокий уровень выявлен у 60% детей в группе. Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что уровень сформированности первоначальных знаний о космосе у детей в ходе реализации комплекса занятий и игр повысился.

Выводы. Авторами был разработан и апробирован комплекс занятий «Космическое путешествие» по всестороннему развитию ребенка, который показал, что уровень первоначальных знаний о космосе у многих детей повысился со среднего до высокого уровня. Занятия, в рамках которых у детей формируются представления о строении солнечной системы, особенностях планет, о первых покорителях космического пространства, разнообразном космическом транспорте, о музее истории космонавтики имени К.Э. Циолковского, в котором можно наблюдать различные космические тела и другие экспонаты, пробуждают чувство сопричастности к величию Родины, гордость за своих предшественников - ее героев, а также желание самим стать героями родного края. Но при этом, данный комплекс занятий не является заменой живого непосредственного восприятия музея ребенком. Благодаря участию в совместной деятельности на занятиях дети не только запомнят множество интересных фактов о космонавтике, с которыми в последствии они поделятся с родными, но и захотят посетить музей космонавтики и планетарий имени К.Э. Циолковского и открыть для себя множество новых и интересных знаний.

Литература:

1. Касаткина, С.Н. К.Э. Циолковский о воспитании «гражданина Вселенной» (аксиологический аспект) / С.Н. Касаткина // Известия Тульского государственного университета. - 2013. - С. 104-114

2. Маслова, Т.А. Виртуальная игра-экскурсия как эффективное игровое средство для реализации краеведческого образования дошкольников (практический аспект) / Т.А. Маслова, И.О. Габдулина, П.В. Ефремцева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-2. - С. 219-225

3. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. - Москва: мозаика-синтез, 2019. - 336 с.

4. Российская Федерация. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" до 2030 года (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2021 № 1701). -Москва. - 2021.

5. Российская Федерация. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Федеральные государственные образовательные стандарты. - М.: Институт стратегических исследований в образовании

РАО [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f260427f926f8d5cce7251c500a26cd/ (дата обращения: 27.02.2023).

6. Степанова, А.С. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / А.С. Степанова. - М.: Педагогика. - 1989. - С. 112-125

7. Флёрина, Е.А. О руководстве восприятия дошкольника в процессе обучения / Е.А. Флёрина. - Москва: Изд-во Советская педагогика, 1952. - 272 с.

Педагогика

УДК 372.3

кандидат искусствоведения, доцент Карнаухова Вероника Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Абоимова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

доцент Копий Андрей Григорьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Авторы статьи обращаются к проблеме внедрения интегративного подхода в художественное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста, в современную педагогику искусства. Необходимость интеграции в образовании объясняется социокультурными процессами в современном обществе. Рассматривая применение интегративного подхода в художественно-эстетическом развитии дошкольников, ученые отмечают, что он способствует формированию целостного понимания и наиболее полного освоения информации об окружающем мире. Исследователи придают особое значение музыкальным занятиям дошкольников, отмечают в них эффективность использования синтеза элементов разных искусств - музыки, литературы, театра, живописи. Подобное сочетание, по мнению авторов, служит достижению высоких результатов в эстетическом, интеллектуальном, коммуникативно-речевом развитии дошкольников. В статье рассматриваются такие методы применения интегративного подхода, как фиксация словесного портрета музыкального персонажа, портрет героя в красках. Логичным продолжением этого является игровой портрет. Применение словесного метода, предполагающего интеграцию музыки и слова, музыки и сказки, является такая форма, как музыкальный фон. В качестве жанра избирается музыкальный пейзаж, сопровождаемый примерами из наследия русских художников. Еще одним методом при использовании интегративного подхода является музыкальная иллюстрация к сказкам. В статье делается акцент на такой важный завершающий этап подобных занятий - это проведение музыкального праздника, концерта в форме литературно-музыкальной гостиной, сказочного бала. Подобный заключительный аккорд служит цели сплочения на почве творческих интересов всех членов семьи.

Ключевые слова: интеграция, интегративный подход, художественно-эстетическое развитие, дошкольники, музыкальное занятие, искусство, синтез, коммуникация.

Annotation. The authors of the article address the problem of introducing an integrative approach into the artistic and aesthetic development of preschool children, into modern art pedagogy. The need for integration in education is explained by sociocultural processes in modern society. Considering the use of an integrative approach in the artistic and aesthetic development of preschoolers, scientists note that it contributes to the formation of a holistic understanding and the most complete assimilation of information about the world around. Researchers attach particular importance to the musical lessons of preschoolers, they note the effectiveness of using the synthesis of elements of various arts in them - music, literature, theater, painting. Such a combination, according to the authors, serves to achieve high results in the aesthetic, intellectual, communicative and speech development of preschoolers. The article discusses such methods of applying an integrative approach as fixing a verbal portrait of a musical character, a portrait of a hero in paints. The logical continuation of this is the game portrait. The use of the verbal method, which involves the integration of music and words, music and fairy tales, is such a form as background music. A musical landscape is chosen as a genre, accompanied by examples from the heritage of Russian artists. Another method of using an integrative approach is musical illustration for fairy tales. The article focuses on such an important final stage of such classes - this is a musical holiday, a concert in the form of a literary and musical living room, a fabulous ball. Such a final chord serves the purpose of uniting all family members on the basis of the creative interests.

Key words: integration, integrative approach, artistic and aesthetic development, preschoolers, music class, art, synthesis, communication.

Введение. Современная педагогика в нашей стране находится в состоянии непрерывной и активной модернизации. Для нее актуально применение инновационных форм, методов и приемов обучения. Нельзя не отметить влияния современной информационной среды в этом поле деятельности: сегодня редкий урок искусства проходит без использования новейших компьютерных средств. Все очевиднее становится внедрение в эту область инновационных подходов и методов.

В педагогику искусства, занятия музыкой, изобразительным искусством в последние годы все чаще внедряется также интегративный, междисциплинарный подход. Это обусловлено рядом требований современной социокультурной среды, реалиями современного поликультурного образования [3].

Интеграция (в пер. с лат.) означает восстановление до целого, объединение частей в монолит. Сущность понятия интеграция в образовании предполагает синтез знаний из разных сфер, различных видов деятельности в равных долях.

Интегрированный подход в художественно-эстетическом образовании широко применяется в профессиональной и школьной педагогике, однако, еще более целесообразным его использование представляется в дошкольном образовании. В связи с систематическим обновлением в этой сфере, появилась потребность переосмысления и поиска новых путей, содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста. Необходимость интеграции в образовании объясняется социокультурными процессами в современном обществе. В образовании ценность интеграции рассматривалась и в былые времена, особенно активно её стали исследовать и применять во второй половине XX - начале XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.