Научная статья на тему 'Изобразительный ряд в экспозициях Алтайского государственного мемориального музея Г. С. Титова'

Изобразительный ряд в экспозициях Алтайского государственного мемориального музея Г. С. Титова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
431
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАН СТЕПАНОВИЧ ТИТОВ / СТЕПАН ПАВЛОВИЧ ТИТОВ / ПЕЙЗАЖ / ПОРТРЕТ / ЭКСПОЗИЦИЯ / МУЗЕЙ / МЕМОРИАЛЬНЫЙ / GERMAN TITOV / STEPAN TITOV / LANDSCAPE / PORTRAIT / EXPOSITION / MUSEUM / MEMORIAL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Брагина Любовь Анатольевна

Статья посвящена истории формирования изобразительного ряда в экспозициях Алтайского государственного мемориального музея Г.С. Титова. Важная роль отведена отдельным видам изобразительного искусства – скульптуре, живописи и графике, а также стилистическому анализу произведений в жанре пейзажа и портрета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Picture Series in Expositions of the G.S. Titov Altai StateMemorial Museum

The article discusses the history of the formation of the expositional series in the G.S. Titov Altai State Memorial Museum. The major role is devoted to the certain types of fine art: sculpture, painting and drawing, as well as to the stylistic analysis of landscape and portrait.

Текст научной работы на тему «Изобразительный ряд в экспозициях Алтайского государственного мемориального музея Г. С. Титова»

ББК 79.1

Л.А. Брагина

Изобразительный ряд в экспозициях Алтайского государственного мемориального музея Г.С. Титова

L.A. Bragina

Picture Series in Expositions of the G.S. Titov Altai State Memorial Museum

Статья посвящена истории формирования изобразительного ряда в экспозициях Алтайского государственного мемориального музея Г.С. Титова. Важная роль отведена отдельным видам изобразительного искусства - скульптуре, живописи и графике, а также стилистическому анализу произведений в жанре пейзажа и портрета.

Ключевые слова: Герман Степанович Титов, Степан Павлович Титов, пейзаж, портрет, экспозиция, музей, мемориальный.

The article discusses the history of the formation of the expositional series in the G.S. Titov Altai State Memorial Museum. The major role is devoted to the certain types of fine art: sculpture, painting and drawing, as well as to the stylistic analysis of landscape and portrait.

Key words: German Titov, Stepan Titov, landscape, portrait, exposition, museum, memorial.

Алтайский государственный мемориальный музей Г.С. Титова расположен в селе Полковниково Косихинского района Алтайского края. История его создания связана с выдающейся личностью отечественной космонавтики - Германом Степановичем Титовым1.

Цель данной статьи - проследить общую историю формирования изобразительного ряда в экспозициях мемориального музея, связанного с историческими местами и событиями в жизни второго космонавта планеты.

Основными источниками при обращении к теме исследования выступили произведения искусства профессиональных мастеров и самобытных художников С.П. Титова и В.Г. Степаненко, представленные в экспозициях музея, каталоги художников, а также опубликованные источники из фондов музея и Государственного архива Алтайского края.

Музей начинался с частного домика родителей Г.С. Титова, где его отец Степан Павлович Титов2

1 Герман Степанович Титов (1935-2000) - летчик-космонавт СССР (1961), Герой Советского Союза (1961), генерал-полковник авиации (1988), депутат Государственной Думы РФ (1995-2000), доктор технических наук (1989), почетный гражданин Барнаула (1968), почетный гражданин Алтайского края (2001 - посмертно), первый человек в мире, совершивший длительный космический полет. Родился в селе Верх-Жилино Косихинского района Алтайского края [11].

2 Степан Павлович Титов (1910-1993) - педагог, художник, внесший неоценимый вклад в социальное и культурное развитие села.

еще в 1961 г. разместил материалы о космосе и космонавтике и о первых полетах. Основу коллекции составляли личные вещи космонавта №2, телеграммы, письма, подарки, фотографии, его школьно-письменные принадлежности, макеты космических аппаратов, изготовленные школьниками. Однако датой основания музея принято считать 1965 г., когда в здании семилетней школы, где учился Г. Титов и преподавал С.П. Титов, был открыт школьный «Музей космонавтики имени Г.С. Титова».

Статус школьного музея сохранялся до 1990 г., затем ему присвоен статус муниципального учреждения культуры Косихинского района. Директором музея назначена Г.Н. Парошина. Апрель 1990 г. знаменателен для музея тем, что он одним из первых вступил в Ассоциацию музеев космонавтики.

16 января 2002 г. в целях увековечивания памяти уроженца Алтайского края, летчика-космонавта СССР Г.С. Титова и в соответствии с распоряжением администрации Алтайского края в с. Полковниково создано государственное учреждение культуры «Алтайский государственный мемориальный музей Г.С. Титова».

26 августа 2005 г. за большой вклад и активную работу по пропаганде достижений и истории отечественной космонавтики и в связи с 40-летием со дня основания музей награжден дипломом Федерации космонавтики России и медалью имени летчика-кос-монавта СССР Г.С. Титова [14].

Постановлением администрации Алтайского края утверждена ведомственная целевая программа «Развитие Алтайского государственного мемо-

риального музея Г.С. Титова» на 2008-2010 годы. В ходе ее реализации построено новое здание музея, включающее в себя фондохранилище и экспозиционные залы, реконструировано мемориальное здание бывшей школы-семилетки, в которой учился Герман Степанович (проект архитектора Т. Дьяковой мастерской П. Анисифорова). 6 августа 2011 г. состоялось торжественное открытие архитектурного ансамбля государственного учреждения культуры «Алтайский государственный мемориальный музей Г.С. Титова», на котором присутствовали жена космонавта Тамара, дочери Татьяна и Г алина Титовы, внуки Мария и Иван, а также летчики-космонавты, дважды Герои Советского Союза Борис Волынов и Виктор Горбатко [8].

Задачи музея:

1. Увековечение памяти Г.С. Титова через экспозиции и выставки, музейные мероприятия и программы.

2. Патриотическое воспитание граждан на примере жизни и деятельности летчика-космонавта Г.С. Титова, достижений государства в развитии космонавтики.

В настоящее время Алтайский государственный мемориальный музей Г.С. Титова, музейный фонд которого насчитывает более 7 тыс. единиц хранения, имеет три типа экспозиции: 1) историко-мемориальную экспозицию развития космонавтики; 2) мемориально-бытовую экспозицию «Первый космонавт Сибири», посвященную жизни и деятельности лет-чика-космонавта Г.С. Титова и его семье; 3) музейные материалы экспозиции мемориального здания «От родника к звездам» (бывшая школа-семилетка) включают в себя раздел творческого наследия профессиональных и самобытных художников ХХ в., отразившего неразрывную связь космонавта .№2 со своей малой родиной.

Истоки развития космонавтики представляет историко-мемориальная экспозиция, которая рассказывает о значительном вкладе в развитие космонавтики

Н.И. Кибальчича1, К.Э. Циолковского2, Ф.А. Цандера3, С.П. Королева4. Особый интерес вызывает фотогра-

1 Николай Иванович Кибальчич (1853-1881) - русский изобретатель, который обосновал выбор рабочего тела и источника энергии космического летательного аппарата.

2 Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) -педагог, выдающийся теоретик воздухоплавания, разработал теоретические основы современной ракетной техники и космонавтики.

3 Фридрих Артурович Цандер (1887-1933) - соратник и последователь идей К.Э. Циолковского, ученый и изобретатель в области теории межпланетных полетов и конструирования космических аппаратов.

4 Сергей Павлович Королев (1906-1966) - советский ученый, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики. Крупнейшая фигура XX в. в области космического ракетостроения и кораблестроения.

фия плана-схемы космической ракеты, которая работала бы на жидком углероде (1915). В экспозиции музея представлены фотографии ГИРДовцев5, переписка музея с членами ГИРД (В. Суворовым, О.В. Холопцевой и др.). Творческое наследие ведущих отечественных ученых запечатлено на снимках запуска спутников Земли, в письменных текстах, сопровождающих фото из космоса. В экспозиционном зале размещены макеты первого искусственного спутника Земли (1957), спускаемого аппарата «Восток-2», ракет «Зенит», «Циклон», «Ангара», «Союз», шаттла «Дискавери» и др.

Вниманию посетителей представлена уникальная фотография (1960) группы космонавтов для ускоренной подготовки к первому полету: Юрий Гагарин, Герман Титов, Валерий Быковский, Адриан Николаев, Павел Попович, Валентина Терешкова. Далее целенаправленно зрительный ряд сопровождают фотографии, на которых запечатлены первые космонавты в кругу друзей, во время деловых встреч и в редкие минуты отдыха. Особое место занимают экспонаты, посвященные В.В. Терешковой6 и В.Г. Лазареву7, чьи судьбы так или иначе были связаны с Алтайским краем.

Особое значение в комплектовании музейного фонда имеет безвозмездная передача (дар) в собственность предметов частными лицами. Арт-галерея Щетининых (Барнаул) подарила музею 20 фоторабот, сделанных из космоса Юрием Лончаковым8.

На первый взгляд может показаться странным, что экспозицию музея дополняет макет зернохранилища «Мастодонт», изготовленный студентами Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова (Барнаул), которые с точностью воспроизвели уникальное (отсутствие металла) деревянное строение для хранения зерна, построенное в 1930 г. в Камне-на-Оби Алтайского края под личным руководством Ю.В. Кондратюка9. Однако даль-

5 Группы изучения реактивного движения (ГИРД) начали организовываться в 1930-е гг. Организаторами ГИРД выступили Ф.А. Цандер и С.П. Королев. Большинство работ, выполненных ГИРДовцами, навсегда вошло в историю со словами «впервые в мире», «впервые в СССР».

6 Валентина Владимировна Терешкова (род. 1937) -первая в мире женщина-космонавт, генерал-майор, Герой Советского Союза. 13 июня 1963 г. аппарат «Восток-6», на котором почти трое суток пилотировала в космосе Терешкова, приземлилась в селе Верх-Чуманка Баевского района Алтайского края. Сейчас на этом месте установлен обелиск, увековечивший это событие.

7 Василий Григорьевич Лазарев (1928-1990) - летчик-космонавт СССР (1973), Герой Советского Союза (1973), полковник, Почетный гражданин Барнаула (1974), урожденный села Порошино Кытмановского района Алтайского края.

8 Юрий Валентинович Лончаков (род. 1965) - летчик-космонавт, Герой России.

9 Юрий Васильевич Кондратюк (псевдоним), настоящее имя - Александр Игнатьевич Шаргей (1897-1942) -

нейшее знакомство с биографией этого человека убеждает в уместности этого экспоната.

Несмотря на то, что Г. С. Титов осуществил второй в истории космонавтики полет в космос, мемориально-бытовая экспозиция музея называется «Первый космонавт Сибири»1.

Тематико-экспозиционный комплекс продолжает группа предметов, посвященных жизни и разносторонней деятельности космонавта, а также его семье. Для достижения тематической полноты и наглядности экспозиционного показа посетителю представлены вещи, документы, книги, награды, предметы фалеристики и филателии и пр. Музей демонстрирует памятники истории космонавтики: кусочек настоящего лунного грунта, подаренного космонавтом, части двигателя космического корабля «Восток-2», орбитальное питание, форму космонавтов и гражданский костюм Г.С. Титова. Макет космического аппарата «Восток-2» (масштаб 1 : 3) и скафандр космонавта в натуральную величину изготовлены на Самарском макетно-производственном предприятии.

Широко представлены награды Г.С. Титова: медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, два ордена Ленина, орден Октябрьской революции, орден Трудового Красного Знамени, орден «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени, девять медалей зарубежных государств и др.

Из экспозиции мы узнаем, что Герман Степанович является автором книг «Семнадцать космических зорь» (1962), «Голубая моя планета» (1973, 1977, 1982), «На звездных и земных орбитах» (1987) и др.

Доминантой экспозиции, характеризующей бытовую составляющую космонавта, являются семейные фотографии Титовых - родители, сестра, жена, дети, внуки.

Экспозиция «От родника к звездам» играет центральную роль в мемориальном музейном пространстве. Ее материалы рассказывают об истории создания коммуны «Майское утро», где жили предки Германа Степановича, о духовном становлении отца и сына Титовых. Здесь представлены генеалогическое древо рода Титовых, фотографии друзей и знакомых,

украинский советский ученый, один из основоположников космонавтики. В начале XX в. рассчитал оптимальную траекторию полета к Луне. Эти расчеты были использованы NASA в лунной программе «Аполлон». Автор книги «Завоевание межпланетных пространств» (1929). Работал в Новосибирске на предприятии «Хлебопродукт», где ему пришлось участвовать в строительстве и усовершенствовании элеваторов (именно тогда он построил знаменитый элеватор «Мастодонт» на 13 000 т, возведенное без единого гвоздя; в условиях тотального дефицита это было невероятным сооружением).

1 Г.С. Титов совершил первый многовитковый полет командиром корабля «Восток-2» (6 августа 1961 г.). Впервые Герман Степанович осуществил фотосъемку поверхности Земли, неба и Луны из космоса.

школьных учителей, среди которых особое место занимает А.М. Топоров2 - «духовный дед», как любовно называл его Герман Титов. Максимально воссоздана атмосфера формирования личности будущего космонавта: учебники, тетради, дневник, классный журнал и другие школьные принадлежности, музыкальные инструменты (пианино, скрипка, баян, мандолина), записи стихов, наброски песен, обстановка школьного класса, а также коллекция мемориальных предметов семьи Титовых (стульчик маленького Геры, этажерка, зеркало, рукотворные предметы женского традиционного творчества и др.).

Тема нашего исследования касается изобразительного ряда экспозиций музея, который представлен скульптурой, живописью, графикой отечественных профессиональных мастеров (С.Р. Надольский3, Ф.С. Торхов, Я.Н. Скрипков, О. Закоморный) и самобытных художников ХХ в. (С.П. Титов,

B.Г. Степаненко).

Создание коллекции изобразительного искусства начинается с первых дней существования музея. Каждый жанр вносит свой вклад в формирование экспозиционного пространства музея. Скульптура заметно выделяется и органично объединяет музейное пространство. Вечная тема искусства - человек. Скульптурные портреты, представленные в экспозиции, связаны с образом человека, покорителем космоса. Истинной целью художника является отражение в портрете его яркой индивидуальности. Постоянную экспозицию представляют тонированные гипсовые бюсты

C.П. Титова (начало 1960-х гг.). Выразительный скульптурный бюст К.Э. Циолковского характеризует взгляд художника на личность мыслителя. К творческой удаче художника принадлежит созданный им образ сына в скульптуре «Космонавт». Герман Титов запечатлен после легендарного полета 6 августа 1961 г. Эта работа демонстрирует оптимистичный характер живого символа космической эры, проникнута естественным

2 Адриан Митрофанович Топоров (1891-1984) - просветитель, писатель, публицист, музыкант, языковед, библиограф и общественный деятель, один из организаторов знаменитой крестьянской сельхозкоммуны «Майское утро» (село Верх-Жилино) Косихинского района Алтайского края. Учитель-новатор сумел ввести культуру в практику жизни простых алтайских крестьян и их детей. Он воспитал в них потребность приобщения к прекрасному, научил жить радостью творчества, создав, таким образом, экологически чистую культурную среду в коммуне «Майское утро».

3 История профессиональной скульптуры на Алтае связана с именем Стефана Романовича Надольско-го (1882-1943) - скульптора, художника, преподавателя, для которого образ человека в искусстве - вечная и неисчерпаемая тема. Известный ваятель жил в коммуне «Майское утро» (1929). В школе с. Косихи он читал историю искусств и учил детей лепке, делал декорации к спектаклям коммунаров, создал их портреты. В Косихинском районе в 1960-е гг. была картинная галерея, судьба которой в настоящее время неизвестна [9].

чувством любви и дружбы отца и сына. Воссоздавая эмоциональное состояние личности космонавта, скульптор находит ему тот пластический эквивалент, который раскрывает характер мироощущения самого автора, его одухотворенность и вдохновение [2].

Таким образом, раздел скульптуры самый немногочисленный, но ее экспозиционная доминанта формирует художественное пространство, обогащая музейные предметы эстетическим содержанием.

Скульптура сочетается с другими видами изобразительного искусства (живопись, графика), составляющими большую часть экспозиции музея. Особое место занимают художественные работы, в частности коллекция картин отца космонавта С.П. Титова, его этюдник с незаконченной живописью (художественный образ зимнего «Ласточкиного гнезда») [15]. Фонд творческого наследия С.П. Титова составляет более 150 единиц хранения. Постоянная экспозиция включает 50 картин

С.П. Титова. Его работам присуща камерность. Они в основном невелики по размеру, и мотивы его произведений тоже негромкие, что соответствует приглушенному колористическому строю его живописи.

Портрет и пейзаж - самые распространенные жанры в творчестве С.П. Титова. Основные темы - алтайская природа, родной дом и космос. Пейзажи выполнены в разных техниках: цветные карандаши, пастель, акварель, масло. Однако излюбленной техникой художника была графика, которая многообразно представлена в экспозициях музея. Важной составляющей мировоззрения С.П. Титова как художника является поклонение природе, глубокое переживание красоты и любви к ней. Традиционны мотивы березы, сосны, дороги. Художник передает величие и красоту быстротечной реки в произведении «Катунь у Чемала» (05.07.1954). Анализируя его изобразительный ряд, можно с уверенностью сказать, что художник использует «серую» и декоративную линии. Наряду серебристо-серым колористическим строем, художник использует и цветовую гамму. С.П. Титов любит обращаться к одним и тем же мотивам, изображая их в различные времена года, используя разные состояния и ракурсы. Так, очень живописны его зимние зарисовки («Березовая роща», «Зима в коммуне «Майское утро» (1968)), а летний акварельный пейзаж «Здесь хорошо...» (Ci-loke estas entombigita mia animo) (1985), солнечный, легкий и прозрачный, имеет особую ценность для экспозиции музея. С любовью изображает художник сельские березки в карандашном рисунке, где судьба дерева сопоставляется с человеческой судьбой. Один из них историчен: коммунару Степе Титову еще в 20-е гг. было дано домашнее задание написать пейзаж, но «выполнить» его удалось только в 1968 г. [13].

Впечатления от суровой величавой природы Алтая оказали влияние на творчество С.П. Титова, когда он переехал жить в Москву и находился вдали от своей малой родины. Искренен художник в графических ли-

стах «Зима» и «Пейзаж» (1980). В его пейзажах природа живет своей спокойной умиротворенной жизнью, созданные образы выражают безмятежное душевное состояние. В творческом арсенале есть и пронизанный суровой зимой этюд «Береза» (1977), где автор показывает только нижнюю часть ствола, плотно прикрытую снегом с рассыпанной, еще не улетевшей золотой осенней листвой. Художник тщательно прописывает старую кору дерева на фоне молодого соснового леса, а изображение еще золотой листвы на снежном фоне воспринимается как легкое напоминание о прошедших днях и вносит лирическую ноту в это полотно. К московскому периоду творчества С.П. Титова относятся работы «Речка Жилиха» (1966), «Первая мельница коммунаров» (1969), «Сказочная дорожка» (1976), «Подберезовики» (1971). Взволнованное созерцание окружающего мира отражено в живописной работе «Пейзаж» (1989). Цветы на лугу написаны любовно и тщательно, так, что можно определить сорт каждого растения. Лиричная картина природы привлекает богатством красочных сочетаний, глубиной живого искреннего чувства [13; 14].

Большинство созданных С.П. Титовым художественных образов природы связано с конкретным местом в жизни его семьи. Поэтому с уверенностью можно сказать, что его произведения передают состояние не материальности, а духовности.

Усадьба для крестьян - это символ жизни. Детство и юность космонавта Г.С. Титова (1938-1965) прошли в небольшом домике, построенном руками Степана Павловича, где всегда было уютно и душевно. Это было родовое «гнездо» семьи Титовых - «Ласточкино гнездо», где всегда ждали своего сына. Духовную связь сына и родителей передает мемориальный пейзаж (1968) с видом отчего дома. Несмотря на поздний вечер, приветливо светятся его окна, ожидая приезда сына.

Сюжетно-тематическая картина не характерна для творчества отца космонавта, но участие в Великой Отечественной войне с 1942 по 1944 г. рождает совершенно искренний художественный образ, который посвящен 10-летию Победы, выполненный художником в 1955 г.

Другая вечная тема в искусстве - жизни и смерти. Тема подвига всегда связана с риском для жизни. Работа «Мемориал» (1968) посвящена трагедии в истории космонавтики. На переднем плане запечатлен памятник погибшим летчикам1, но все-таки центром композиции является поселок, изображенный в глубине картины. Темно-зеленый колорит полотна подчеркивает драматизм сюжета. Художественная форма произведения соответствует его героико-драматическому содержанию.

Тема космоса всегда волновала художника. Мажорные работы «Никитка-летун» и «Человек на

1 Первый космонавт СССР Ю. Гагарин и летчик В. Серёгин погибли в учебном полете 1968 г.

воздушном шаре» (конец 50-х - начало 60-х гг.) выполнены учащимися Полковниковской школы под руководством С.П. Титова. В них художник воплотил самые «сумасшедшие» мечты «чудаков» разных времен и народов. На картинах изображен сельский житель, летящий на воздушном шаре. Стаффажные фигурки показывают людей, радостно приветствующих первый полет человека в небо. На дальнем плане изображены купола церквей как история духовности русского народа и надежда на соборное будущее России.

Продолжение космической темы мы видим в городском пейзаже «Звездный» (1969). Художник изображает многоэтажный жилой дом с разноцветными балкончиками как добрую Вселенную, которая и провожает в далекий путь своих легендарных сынов, и ждет их обратно. Дом запечатлен в живописном месте, окруженном соснами, которые, как ракеты, остроконечными верхушками устремлены ввысь. Яркий, солнечный колорит картины передает волнующее ощущение радостного будущего жителей Звездного городка. Лирическое настроение, столь сильно ощутимое в пейзажах С.П. Титова, в этом произведении становится преобладающим. Лиризм получил развитие в его следующих произведениях. Сюжетно-тематическая картина «Герман. Детство» (1970-е гг.) передает оптимизм ребенка, запечатленного с воздетыми к небу руками. Полет сына в космос художник изображает в живописной картине «Тут приземлился «Восток-2» (1986), стремясь увековечить одно из выдающихся исторических событий России и всей планеты.

Портрет в творчестве С.П. Титова лежит в русле концепции повышенного интереса к духовной жизни и представлен автопортретом и портретами близких людей, выполненными в технике графики. Интересен портрет A.M. Топорова (1961). Сердечная дружба связывала учителя и ученика, художника и модель. Лицо учителя изображено крупным планом и доминирует в пространстве картины. Погрудный портретный рисунок передает не только сходство, но и черты характера. Образ педагога ярко отражен в темпераментной мимике лица, умных глазах. Живописный погрудный портрет тестя (1981) выполнен фактурным пастозным мазком. Лицо показано крупным планом, черный пиджак контрастно оттеняет белый воротничок рубашки и белые волосы, зачесанные назад. Автор прибегает к психологическому анализу, сосредотачиваясь на состоянии внешнего и внутреннего темперамента модели. Позицию художника можно определить как взволнованное созерцание близкого родственника. Интимно-доверительная интонация, сплавлен-ность чувства и мысли в сочетании с тщательностью проработки валерной живописи позволяют художнику сделать мир собственных переживаний доступным и близким зрителю, найти отклик в его душе. С особой теплотой выполнен карандашный рисунок маленького мальчика лет пяти - внука С.П. Титова.

Таким образом, алтайская деревня сформировала талантливого художника, который пронес через всю жизнь романтику детства, любовь к малой родине и всегда помнил о своих корнях. Крестьянский труд, художественное познание и любовь к природе Алтая сыграли огромную роль в формировании мировоззрения Степана Титова. Его живописные и графические работы оставили заметный след в искусстве Алтая.

Заметное место в музейной экспозиции занимают работы В.Г. Степаненко1, который продолжает тему «Ласточкина гнезда». Его мемориальный пейзаж «Дом семьи Титовых «Ласточкино гнездо» (2005) выполнен в технике мозаичного панно (мелко нарезанная медная проволочка наклеена на изображение). Декоративные панно изображают отчий дом космонавта в разные времена года. Неповторимость и красоту ландшафта Алтая художник передает в уникальной технике. Деревенский пейзаж проникнут элегическим настроением. В каждой композиции Степаненко - любование, утверждение красоты привычного и обыденного деревенского быта. Художник ничего не приукрашивает, изображает каждую деталь с натуралистичной точностью, при этом композиции несут в себе нечто значительное, глубокое по смыслу и трогательно-трепетное по чувству. Любовь к малой родине, как и у его земляков С.П. и Г. С. Титовых, - вот исток высокой чувственности творчества В.Г. Степаненко. Привлекает внимание романтичный портрет «Г.С. Титов», выполненный в проволочно-клеевой технике.

Изобразительный ряд коллекции музея продолжает творчество современных профессиональных художников Ф.С. Торхова2 и Я.Н. Скрипкова.

Тематический пейзаж - ведущий жанр живописца Федора Торхова, но вместе с тем мастер известен многочисленными портретами советских и монгольских космонавтов. С особым уважением написаны портреты земляков-космонавтов Г.С. Титова и В.Г. Лазарева (2000), а также Т.В. Титовой3 (2002), В.В. Горбатко4 и В.В. Терешковой. Стремясь к фотографической точности, художник создает реалистически достоверные, полные жизненной правды образы, не делая различий в статусе и общественном положении людей, точно раскрывает настроение и внутренний, духовный мир человека.

1 Василий Григорьевич Степаненко (род. 1952) - самодеятельный художник, земляк Титовых (с. Налобиха Коси-хинского района Алтайского края).

2 Федор Семенович Торхов (1930) - заслуженный художник России (1980), член Союза художников России (1970). Продолжатель традиций русской реалистической школы живописи.

3 Тамара Васильевна Титова - жена космонавта Г.С. Титова, которая оказала неоценимую помощь в пополнении музейных фондов.

4 Виктор Васильевич Горбатко (род. 1934) - советский космонавт, генерал-майор, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Мемориальную тему Федор Торхов мастерски воплощает в картине «Родина космонавта-2» (1968), которая изображает небольшое село, раскинувшееся среди садов и пашен, а над ним сияет голубой простор неба и видны шлейфы реактивных самолетов. Раннее произведение художника характеризуется лирико-романтической направленностью [6].

Творчество московского художника Я.Н. Скрип-кова1 представлено живописью, графикой, эскизами к монументальным росписям и мозаикам, фотографиями десятков монументальных объектов, сделанными художником в разные годы в различных городах России. Первым сделал рисунок-портрет Ю.А. Гагарина, портреты К.Э. Циолковского,

А. Леонова, В. Терешковой [4]. Уникальный портрет Германа Титова (1974) кисти художника находится в постоянной экспозиции мемориального музея. Работа выполнена в традиционной для автора монументальной технике флорентийской мозаики. Сюжет выражает идею полета, где человек и небо связаны взаимопроникающими световыми переходами. Портрет прост, лицо космонавта спокойно, но вместе с тем подкупает своей внутренней наполненностью. Главное в произведении искусства - цельность образного решения, и в этом портрете художнику удалось и передать человеческое обаяние, и раскрыть внутренний духовный мир «символа» не только отечественной космонавтики, но и всего человечества.

1 Яков Никифорович Скрипков (род. 1919) - народный художник России (1980), профессор, поэт, общественный деятель, основатель художественной летописи отечественной космонавтики, земляк Г.С. Титова (родился в с. Полу-ямки Михайловского района Алтайского края. Автор знаменитых мозаичных пилонов на аллее Героев в Звездном городке (1964-1968).

Второй портрет космонавта кисти художника выполнен на холсте маслом в 2011 г. [5].

Портрет Г.С. Титова другого московского художника Олега Закоморного2 подарен музею в 2009 г. Одна из ведущих тем его творчества - авиационно-космическая. Это изображения основоположников советской авиации и космонавтики, портреты создателей и испытателей авиационной и космической техники. В эту серию входят бюсты Ю.А. Гагарина, И.В. Курчатова,

A.И. Микояна, С.П. Королева, А.Н. Туполева; графические портреты: А.Н. Туполева, С.П. Королева, П.Р. Попович, В.Н. Волкова, В.М. Комарова, И.И. Сикорского, О.К. Антонова, А.И. Микояна,

B.М. Мясищева, П.О. Сухого, С.В, Ильюшина, М.В. Келдыша, А.С. Яковлева. Отдельным направлением творчества являются рисунок и графика. Очень органичен реалистический погрудный портрет Германа Титова (графит, 2009). Автор подчеркивает мягкость и интеллигентность космонавта. Мы видим светлую улыбку счастливого человека, его солнечный оптимизм, почти неуловимую иронию и в то же время мужество и твердость духа - настоящая мужская красота, запечатленная художником, делает этот портрет Г.С. Титова историческим [8].

Таким образом, изобразительный ряд Алтайского государственного мемориального музея Г.С. Титова представляет коллекцию живописи, графики, скульптуры, которая посвящена теоретикам и первооткрывателям космических просторов, а также историческим событиям и алтайской природе. В живописных и графических пейзажах художники тщательно воспроизводят памятные места, связанные с жизнью и деятельностью Г.С. Титова.

2 Олег Закоморный (род. 1968) - скульптор, график, заслуженный художник России.

Библиографический список

1. Государственный архив Алтайского края. - Ф.Р-1105. - Оп. 1.

2. Алтайский государственный мемориальный музей Г.С. Титова. - Барнаул, 2005.

3. Герман Титов - второй космонавт планеты: фото из архива музея : набор открыток / сост. Г.Н. Парошина, Т.В. Подольская. - Барнаул, 2000.

4. Земля и космос : каталог выставки / сост. Н.П. Гонча-рик, Н.С. Царева. - Барнаул, 2001.

5. Михайловская картинная галерея : каталог выставки. - М. ; п. Михайловский, 1989.

6. Нехвядович Л.И. Пейзажная живопись 1960-1970-х гг. -Барнаул, 2002.

7. Кобелев А.И. Живописец Федор Торхов. Имена и судьбы. - Барнаул, 2010.

8. Парошина Г.Н. Вчера, сегодня, завтра // Барнаул. -2011. - №2.

9. Стыров П. Слово о Топорове // Топоров А.М. Крестьяне о писателях. - М., 1967.

10. Титов Г.С. Голубая планета. - Барнаул, 1988.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Титов Г.С. Семнадцать космических зорь : автоби-огр. повесть. - М., 1962.

12. Титов Г.С. На звездных и земных орбитах. - М., 1987.

13. Топоров И. История одного рисунка // Барнаул. -2011. - №2.

14. Шаг во Вселенную / сост. С.В. Вторушин. - Барнаул, 2005.

15. Музей Г.С. Титова [Электронный ресурс]. - URL: http://altai4u.com/muzej-im-g-titova.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.