Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
97
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК / МУЗЫКАЛЬНЫЙ КРУЖОК / КОМПЕТЕНТНЫЙ СЛУШАТЕЛЬ / ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭРУДИЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОТКЛИК / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROGRAM / MUSICAL AND PERCEPTUAL COMPETENCE / SENIOR PRESCHOOLER / MUSIC CIRCLE / COMPETENT LISTENER / ATTRACTIVENESS / MUSICAL ERUDITION / EMOTIONAL RESPONSE / INTERPRETATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Варданян Ю.В., Китаева Р.Р.

В статье рассматриваются проблемы преодоления засилья массовой культуры за счет приобщения дошкольников к восприятию музыкального искусства и усиления влияния высокохудожественных музыкальных произведений на развитие личности, раскрывается понимание музыкально-перцептивной компетенции и ее особенностей в старшем дошкольном возрасте, обосновывается актуальность ее целенаправленного развития. Авторы подробно характеризуют психолого-педагогическую программу развития музыкально-перцептивной компетенции старших дошкольников, которая реализована в формате занятий кружка «Музыкальный мир» на базе Центра развития ребенка - детский сад № 2 г. Саранска при участии 34 детей старшего дошкольного возраста. Программа включает тематические блоки, соответствующие структуре музыкально-перцептивной компетенции. Материал первого блока предназначен для создания и поддержания интереса старших дошкольников к процессу общения с музыкой, усиления ее притягательности (мотивационный компонент). Второй блок обеспечивает знакомство с музыкальными жанрами и стилями, со средствами музыкальной выразительности, развивает музыкальную эрудицию (познавательный компонент). Материал третьего блока позволяет воспитывать любовь к музыкальному искусству, создавать эмоционально-комфортные условия с помощью музыкальных средств; научить осуществлять эмоциональный отклик и самостоятельное эстетическое оценивание музыкального произведения (эмоциональный компонент). В четвертом блоке заложена возможность пополнять словесный багаж участников музыкального кружка, применять его при выражении впечатлений от восприятия музыкальных образов и интерпретации возникающих переживаний (поведенческий компонент). Для выявления эффективности указанной программы авторы приводят эмпирические данные сравнения уровня музыкально-перцептивной компетенции старших дошкольников на констатирующем и контрольном этапах исследования. Анализ эмпирических данных и оценка значимости изменений, проведенная с помощью критерия знаков G, подтверждают выявленную тенденцию позитивного влияния занятий музыкального кружка на развитие музыкально-перцептивной компетенции обследованных старших дошкольников, которая обладает высокой статистической достоверностью: по одиннадцати из двенадцати оцениваемых параметров произошли значимые изменения (Gэмп. < Gкp. с вероятностью p < 0,01).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Варданян Ю.В., Китаева Р.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROGRAM FOR THE DEVELOPMENT OF MUSICAL AND PERCEPTUAL COMPETENCE OF A SENIOR PRESCHOOLER

The article deals with the problems of overcoming the dominance of mass culture by introducing preschoolers to perception of musical art and strengthening the influence of highly artistic musical works on development of the individual. It reveals the understanding of musical and perceptual competence and its features in senior preschool age, substantiates the relevance of its purposeful development. Authors describe psychological and pedagogical program for development of musical and perceptual competence of senior preschoolers, which is implemented in the format of classes of the circle “Musical world” on the basis of the Child Development Center - kindergarten No. 2 in Saransk with the participation of 34 children of senior preschool age. The program includes thematic blocks corresponding to the structure of musical and perceptual competence. The material of the first block is intended to create and maintain the interest of older preschoolers in the process of communicating with music, enhancing its attractiveness (motivational component). The second block provides familiarity with musical genres and styles, with the means of musical expression, develops musical erudition (cognitive component). The material of the third block helps to cultivate love for musical music, create emotionally comfortable conditions with the help of musical means; teach to produce an emotional response and independent aesthetic evaluation of a musical work (emotional component). The fourth block contains the possibility to enrich the vocabulary of participants of the music circle, use it when expressing impressions from perception of musical images and interpreting emerging experiences (behavioral component). To identify the effectiveness of this program, authors provide empirical data of comparing the level of musical and perceptual competence of senior preschoolers at the ascertaining and control stages of the study. The analysis of empirical data and the assessment of the significance of changes carried out using the G-sign criterion confirm the revealed trend of positive influence of music circle classes on development of musical and perceptual competence of the surveyed senior preschoolers, which has a high statistical reliability: significant changes occurred for eleven of twelve evaluated parameters (Gemp. < Gkr. with a probability p < 0.01).

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №4, Том 8 / 2020, No 4, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-4-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/72PSMN420.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Варданян Ю.В., Китаева Р.Р. Психолого-педагогическая программа развития музыкально-перцептивной компетенции старшего дошкольника // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №4, https://mir-nauki.com/PDF/72PSMN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Vardanyan Yu.V., Kitaeva R.R. (2020). Psychological and pedagogical program for the development of musical and perceptual competence of a senior preschooler. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/72PSMN420.pdf (in Russian)

УДК 159.954-053.4(045) ГРНТИ 15.81.21

Варданян Юлия Владимировна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», Саранск, Россия

Зав. кафедрой «Психологии», профессор Доктор педагогических наук, профессор E-mail: julia_vardanyan@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8261-6543 РИНЦ: https ://elibrary. ru/author_profile. asp?id=285212 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/N-7954-2014 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=55801257400

Китаева Рената Рамилевна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», Саранск, Россия

Аспирант кафедры «Психологии» E-mail: kitaeva.renata@yandex.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=1018407

Психолого-педагогическая программа развития музыкально-перцептивной компетенции старшего дошкольника

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы преодоления засилья массовой культуры за счет приобщения дошкольников к восприятию музыкального искусства и усиления влияния высокохудожественных музыкальных произведений на развитие личности, раскрывается понимание музыкально-перцептивной компетенции и ее особенностей в старшем дошкольном возрасте, обосновывается актуальность ее целенаправленного развития.

Авторы подробно характеризуют психолого-педагогическую программу развития музыкально-перцептивной компетенции старших дошкольников, которая реализована в формате занятий кружка «Музыкальный мир» на базе Центра развития ребенка - детский сад № 2 г. Саранска при участии 34 детей старшего дошкольного возраста. Программа включает тематические блоки, соответствующие структуре музыкально-перцептивной компетенции. Материал первого блока предназначен для создания и поддержания интереса старших дошкольников к процессу общения с музыкой, усиления ее притягательности (мотивационный компонент). Второй блок обеспечивает знакомство с музыкальными жанрами и стилями, со средствами музыкальной выразительности, развивает музыкальную эрудицию (познавательный компонент). Материал третьего блока позволяет воспитывать любовь к музыкальному искусству, создавать эмоционально-комфортные условия с помощью

музыкальных средств; научить осуществлять эмоциональный отклик и самостоятельное эстетическое оценивание музыкального произведения (эмоциональный компонент). В четвертом блоке заложена возможность пополнять словесный багаж участников музыкального кружка, применять его при выражении впечатлений от восприятия музыкальных образов и интерпретации возникающих переживаний (поведенческий компонент).

Для выявления эффективности указанной программы авторы приводят эмпирические данные сравнения уровня музыкально-перцептивной компетенции старших дошкольников на констатирующем и контрольном этапах исследования. Анализ эмпирических данных и оценка значимости изменений, проведенная с помощью критерия знаков G, подтверждают выявленную тенденцию позитивного влияния занятий музыкального кружка на развитие музыкально-перцептивной компетенции обследованных старших дошкольников, которая обладает высокой статистической достоверностью: по одиннадцати из двенадцати оцениваемых параметров произошли значимые изменения ^эмп. < G^. с вероятностью p < 0,01).

Ключевые слова: психолого-педагогическая программа; музыкально-перцептивная компетенция; старший дошкольник; музыкальный кружок; компетентный слушатель; притягательность; музыкальная эрудиция; эмоциональный отклик; интерпретация

Введение

В настоящее время музыкальное искусство переживает острую проблему нехватки компетентных слушателей. Это вызвано в значительной степени активным вхождением в повседневную жизнь людей массовой музыки, ориентированной на коммерческую прибыль, игнорирующей высокие нравственные ценности, моральные нормы. Для решения этой проблемы необходимо развивать слушателя, способного воспринимать и понимать музыкальное искусство, обладающего музыкально-перцептивной компетенцией.

В настоящее время изучены разные аспекты восприятия музыки и ее влияния на развитие личности: И.С. Кобозевой и Н.И. Чиняковой рассмотрены возможности, при которых современное музыкальное образование способствует развитию эмоциональной отзывчивости [1], Л.П. Карпушиной и Т.А. Козловой охарактеризованы особенности поликультурной образовательной среды в организациях дополнительного образования [2], И.В. Лопатковой обоснована арт-технология психоконсультирования, включающая приемы трансформации создаваемого художественного образа воспринимаемого объекта и выражения своих эмоций, мыслей, отношений с помощью изобразительных, музыкальных, пластических, драматических средств [3, с. 128] и др. Выполнен ряд диссертационных исследований (И.Е. Молоствова [4], С.Н. Петросьян [5], Т.Г. Рубан [6] и др.), в которых решаются проблемы музыкального восприятия. Это свидетельствует об имеющемся интересе к проблеме влияния музыки на развитие компетенций, которые приобретаются в этом процессе.

Ведущее место среди них занимает музыкально-перцептивная компетенция, которая закладывается в дошкольном возрасте, способствуя восприятию и пониманию музыкального искусства. В нашем понимании, музыкально-перцептивная компетенция старшего дошкольника является сложной психологической функцией, которая развивается на основе интеграции музыкально-перцептивного опыта, приобретаемого стихийно в конкретных житейских условиях ребенка, и целенаправленного музыкального образования.

Дошкольники по своей сущности являются яркими представителями категории активных слушателей. В сфере их слушания оказываются разнообразные источники аудиального восприятия. В этом возрастном периоде ребенок проявляется как коллекционер, собиратель ярких впечатлений, эмоциональных состояний, чувств. Возникает сильный интерес

к музыкальным произведениям, под влиянием которого дошкольник слушает музыку, погружается в неё и пытается комментировать услышанное, может расстроиться или рассмеяться в процессе восприятия. Дошкольника как слушателя также характеризует яркость эмоционального сопереживания в процессе слушания музыки и в ходе беседы о ней.

Развитие музыкально-перцептивной компетенции предопределено общими закономерностями становления музыкальной деятельности, которая, с точки зрения

A.В. Тороповой с коллегами, проходит несколько стадий. Первая стадия раскрывается в музыкально-предметной деятельности. В это время у ребенка наблюдается повышенный интерес к осуществлению действий с инструментами и игрушками, обладающими звуковыми или шумовыми возможностями, используя их в инициируемых сенсорных играх. На второй стадии ребенок осваивает музыкально-игровую деятельность, в ходе которой на основе музыкального искусства приобретает важнейший опыт получения и выражения эмоциональных переживаний. Это дает ему возможность обогатить социальные отношения в общении и игре, усиливать занимательность игры за счет слушания музыки или пения. Третья стадия проявляется в музыкально-художественной деятельности, закладывающей основы развития компетентного слушателя, умеющего рассуждать о музыке, переживать ее влияние и выражать результаты восприятия прослушанного в беседе и рисунке. Старшего дошкольника в большей степени интересует не сама деятельность, а её результат [7].

В настоящее время усиливается интерес к исследованию личностно-развивающего потенциала музыки. Е.О. Смирновой рассмотрены современные факторы развивающего дошкольного образования, среди которых важнейшую роль начинает выполнять «опыт самостоятельной активности в неопределенной среде» [8, с. 86]. Разработано множество путей применения музыкальных средств для развития компетенций в системах дошкольного и общего образования (Л.Н. Гридяевой и В.Ю. Колчовой - программа формирования коммуникативной компетентности на основе использования наборов лексико-грамматических игрушек [9], В.П. Ревом - педагогическая стратегия «развития интонационно-образного мышления учащихся, подготовки образованных слушателей музыки» [10, с. 56],

B.И. Петрушиным - ориентация на обеспечение востребованности продуктивной роли занятий музыкой, в процессе которых «развиваются эмоциональный слух и эмпатия, чувства такта и ритма, умение соотносить свои действия с действиями партнёров» [11, с. 80] и др.).

Исследуя структуру музыкально-перцептивной компетенции (объединяющей мотивационный, познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты), Ю.В. Варданян и Р.Р. Китаева обнаружили, что в обследованной выборке «низкий рейтинг музыки в составе занятий в области познавательной деятельности дошкольников и их низкая музыкальная эрудированность сочетаются со средним уровнем эмоционального реагирования на музыку и высоким уровнем словесной интерпретации своих представлений по поводу прослушанного музыкального фрагмента в игровой ситуации» [12, с. 7].

Однако наличие научных представлений о сущности музыкально-перцептивной компетенции дошкольника и психолого-педагогических основах ее развития нуждается в практическом подкреплении с учетом разнообразных условий взросления. Это определило наш интерес к обоснованию и апробации одного из возможных вариантов решения проблемы в дошкольной образовательной организации путем создания психолого-педагогической программы развития музыкально-перцептивной компетенции старшего дошкольника в музыкальном кружке.

Материалы и методы исследования

Исследование проведено на базе Центра развития ребенка - детский сад № 2 г. Саранска. Материалом для исследования стали эмпирические данные, характеризующие исходное

состояние музыкально-перцептивной компетенции дошкольников и ее изменения, возникшие в результате участия в занятиях кружка «Музыкальный мир». Участники - 34 старших дошкольника. В исследовании применены группы методов и методик, соответствующие цели изучения, развития и оценки изменений музыкально-перцептивной компетенции старших дошкольников:

• методики изучения музыкально-перцептивной компетенции: «Расписание» (Н.В. Елфимова) [13, с. 21-25] в авторской модификации (определялась притягательность музыки по сравнению с другими областями познавательной деятельности); «Беседа» (Н.А. Ветлугина) [14, с. 63] с авторскими изменениями (изучался уровень музыкальной эрудиции); «Наблюдение в процессе восприятия музыки» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) [15, с. 124] в авторской модификации (выявлялся эмоциональный отклик на воспринимаемую музыку); «Игровая ситуация» (Г.А. Урунтаева, Т.И. Ерофеева, Р.Г. Казакова) [16, с. 154], с авторскими изменениями (оценивались адекватность восприятия музыки и словесная трактовка своих представлений);

• методы психолого-педагогического сопровождения в процессе развития музыкально-перцептивной компетенции, используемые для побуждения старших дошкольников к активному участию в музыкальных занятиях, развития интереса к музыкальным знаниям и потребности в общении с музыкой, создания благоприятной психологической атмосферы, характеристики музыкального образа, развития выразительной мимики и пластичности движений;

• методы математической и статистической обработки эмпирических данных, в т. ч. критерий знаков G.

Результаты исследования и их обсуждение

Для развития музыкально-перцептивной компетенции старших дошкольников была спроектирована психолого-педагогическая программа, которая была реализована на формирующем этапе исследования на базе дошкольной образовательной организации в формате занятий кружка «Музыкальный мир» в период с октября 2018 г. по май 2019 г. Длительность одного занятия музыкального кружка - 30 минут.

Задачи указанного кружка были ориентированы на развитие основных компонентов музыкально-перцептивной компетенции старших дошкольников и их интеграции в виде целостной функции:

• создавать интерес к музыкальному искусству в процессе общения с ним (мотивационно-ценностный компонент);

• пополнять базовые знания о музыке, средствах её выразительности, жанрах, стилях и др. (познавательный компонент);

• развивать чувство любви к музыкальному искусству, умение эмоционально откликаться и производить собственную эстетическую оценку воспринятому музыкальному произведению (эмоциональный компонент);

• способствовать развитию адекватного восприятия и интерпретации музыкального образа, содействовать расширению словарного запаса по музыкальной тематике (поведенческий компонент).

Программы состояла из четырёх тематических блоков и ряда включенных в них музыкальных занятий.

Блок 1 «Музыкальные забавы» (создание мотивации для осуществления коммуникации с музыкальным искусством) включал в себя пять занятий:

Опыт переживания музыки как радости и удовольствия (2 часа).

Ребенок-слушатель (опыт слушателя) (1 час).

Ребенок-исполнитель (опыт исполнителя) (1 час).

Ребенок-сочинитель (опыт композитора) (1 час).

На музыкальных занятиях в данном блоке применялись:

музыкальные игры-инсценировки («Одуванчики», «Фонарь»);

игра на шумовых музыкальных инструментах («Звуки леса», «Звуковая сказка теремок»);

создание рисунков и аппликаций («Нарисуй осень», «Домик-цветок для Дюймовочки»);

музыкальные импровизации («Музыкальный диалог», «Резвый заяц», «Хитрая лиса», «Неуклюжий медведь») и др.

Блок 2 «Музыкальный мир знаний» (развитие музыкальной эрудиции старших дошкольников за счет освоения знаний об основных музыкальных жанрах и стилях, формирования представлений о средствах музыкальной выразительности) включал в себя четырнадцать занятий:

• Три кита в музыке (2 часа).

• Музыкальная речь (12 часов).

При реализации данного блока использовались:

• беседа об основных музыкальных жанрах и их особенностях (марш, танец, песня);

• слушание музыкальных произведений различной жанровой и стилистической направленности («Военный марш» Г.В. Свиридова, «Итальянская полька» С.С. Рахманинова, песня «Жаворонок» М.И. Глинки и др.);

• метод морфологического анализа («Угадай настроение произведения», «Отгадай автора произведения», «Угадай инструмент» и др.).

Блок 3 «Музыкальный мир эмоций» (развитие эмоционального отклика на воспринятые произведения музыкального искусства) включал четыре занятия:

• Эмоции, которые передаются в музыке (1 час).

• «Удовольствие-неудовольствие» в музыке (1 час).

• «Возбуждение-успокоение» в музыке (1 час).

• «Напряжение-разрядка» в музыке (1 час).

На музыкальных занятиях данного блока применялись:

• музыкально-дидактические игры («Кубик настроения» и др.);

• слушание произведений («Первая утрата» Р. Шумана, «Грустная сказка» Д.Б. Шостаковича и др.), беседа о характере музыки, подбор цвета для разного характера музыки;

• перцептивно-развивающие приемы «Идентификация» (механизм личностного уподобления), «Эмпатия» (сопереживание объекту).

Блок 4 «Музыкальный критик» (развитие умения адекватно воспринимать и словесно трактовать свои представления о музыкальном произведении) включал четыре занятия:

• Развитие адекватного восприятия с использованием метода сравнения (2 часа).

• Музыкальная гостиная (2 часа).

В процессе работы применялись:

• метод сравнения в процессе слушания музыкальных произведений различного характера («Веселый крестьянин» и «Первая утрата» из «Альбома для Юношества» Р. Шумана и др.);

• сочинение небольших рассказов от имени героя и от собственного имени;

• игры-драматизации («Представьте себе», «Договорим то, чего не сочинил композитор», «Цветочек» и др.).

Для оценки эффективности реализованной психолого-педагогической программы сравним эмпирические данные констатирующего и контрольного этапов исследования, характеризующие изменения в компонентах музыкально-перцептивной компетенции участников музыкального кружка.

С помощью методики «Расписание» выявлена притягательность музыки для обследованных старших дошкольников по результатам сравнения рейтинга предпочитаемых занятий в основных областях познавательной деятельности (см. рис. 1).

3,5 3 2,5 2 1,5 1 0,5 n Г- ■ 1

□ Щ

p 1 ■ ■ констатирующий этап контрольный этап —1

S J* , * / <f с/ / / я / у/

Рисунок 1. Сравнительный анализ изменения притягательности музыки в рейтинге предпочитаемых занятий (составлено авторами)

Сравнение полученных данных показывает, что обследованные дошкольники на констатирующем этапе при выборе, состоящем из девяти областей познавательной деятельности, отдают лидирующую позицию (первое место) физкультуре, вторую -информатике, в то время как музыке отводят седьмую позицию. Остальные позиции подробно отражены на рисунке. На контрольном этапе исследования данные рейтинга предпочитаемых занятий существенно изменились: музыка стала занимать лидирующую позицию за счет повышения ее притягательности, несколько опережая занятия физкультурой и информатикой. Это подтверждает эффективность реализации направленности характеризуемой психолого-педагогической программы на развитие интереса старших дошкольников к слушанию и изучению высокохудожественных музыкальных произведений, создание мотивации для общения с музыкальным искусством.

Перейдём к рассмотрению информации, характеризующей изменения остальных компонентов музыкально-перцептивной компетенции участников музыкального кружка (см. таблицу 1).

Таблица 1

Изменение уровня музыкально-перцептивной компетенции

Методика Параметр Этап Уровень (%)

высокий средний низкий

«Беседа» понимание основных функций музыки констатирующий 61,8 0 38,2

контрольный 76,5 23,5 0

представления о классической музыке констатирующий 0 0 100

контрольный 70,6 20,6 8,8

знания о композиторах и их произведениях констатирующий 3 0 97

контрольный 58,8 29,4 11,8

знания о музыкальных жанрах и стилях констатирующий 0 0 100

контрольный 64,7 26,5 8,8

знания о музыкальных средствах констатирующий 3 8,8 88,2

контрольный 64,7 35,3 0

«Наблюдение в процессе восприятия музыки» отношение к восприятию музыки констатирующий 0 88,2 11,8

контрольный 58,8 29,4 11,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мимическое проявление чувств, эмоций констатирующий 20,5 67,7 11,8

контрольный 70,6 14,7 14,7

кинестетическая реакция на музыку констатирующий 20,5 67,7 11,8

контрольный 70,6 14,7 14,7

эстетическая оценка музыки констатирующий 8,8 85,3 5,9

контрольный 64,7 35,3 0

выражение своего мнения о музыке констатирующий 3 91,1 5,9

контрольный 58,8 35,3 5,9

скорость реакции на музыку констатирующий 5,9 88,2 5,9

контрольный 58,8 35,3 5,9

«Игровая ситуация» адекватное восприятие и трактовка музыки констатирующий 97 3 0

контрольный 100 0 0

Составлено авторами

Анализ эмпирических данных, полученных с помощью методики «Беседа», показывает наличие значительных позитивных изменений музыкальной эрудированности участников кружка «Музыкальный мир». Рейтинг изменений на контрольном этапе включает увеличение уровня по следующим параметрам (в порядке убывания): осведомленность о классической музыке (вопросы 4-5) - у 91,2 % детей; знания о музыкальных жанрах и стилях (вопрос 7) - у 91,2 %; знания о средствах музыкальной выразительности (вопросы 8-10) - у 88,2 %; знания о композиторах и их произведениях (вопрос 6) - у 85,2 %; понимание основных функций музыки (вопросы 1-3) - у 38,2 % детей (при сохранении высокого уровня, обнаруженного на констатирующем этапе у 61,8 % детей). Таким образом, занятия в музыкальном кружке

способствовали кардинальному изменению музыкальной эрудиции обследованных дошкольников за счет их приобщения к познанию и освоению ценного музыкального материала, что существенно повысило уровень познавательного компонента их музыкально-перцептивной компетенции.

Рассмотрим изменения эмпирических данных, полученных с помощью методики «Наблюдение в процессе восприятия музыки». Анализ показывает, что наименьшие изменения произошли у детей, обладавших изначально низким уровнем эмоциональной отзывчивости на музыку: на контрольном этапе отсутствуют обладатели указанного уровня по параметру «эстетическая оценка музыки» и незначительно увеличено количество (на 2,9 %) по параметрам «мимическое проявление чувств, эмоций» и «кинестетическая реакция на музыку». По остальным параметрам этой методики достаточно заметно увеличилось количество обладателей высокого уровня отклика на музыку за счет обладателей среднего уровня. Рейтинг в форме увеличения количества обследованных детей с высоким уровнем эмоциональной отзывчивости на музыку включает изменения по следующим параметрам (по убывающей): отношение к восприятию музыки - на 58,8 %; эстетическая оценка музыки - на 55,9 %; выражение своего мнения о музыке - на 55,9 %; скорость реакции на музыку - на 52,9 %; мимическое проявление чувств, эмоций - на 50,1 %; кинестетическая реакция на музыку - на 50,1 %. Дети признавались, что у них усилилось чувство удовольствия в ходе восприятия музыкального произведения. Они стали меньше прибегать к помощи педагогов при формулировке эстетической оценки музыкальных произведений; более подробно выражать в вербальной форме свое впечатление от прослушанного и приводить доказательства своих рассуждений. Также быстрее стали реагировать на музыку по ходу ее прослушивания, сохраняя положительную реакцию после завершения процесса слушания. Таким образом, занятия в музыкальном кружке заметно усилили эмоциональный компонент музыкально-перцептивной компетенции дошкольников со средним и высоким уровнем эмоциональной отзывчивости на музыку, но при этом слабее повлияли на это свойство обладателей низкого уровня эмоциональности.

Рассмотрим эмпирические данные, полученные с помощью методики «Игровая ситуация», в соответствии с сюжетом которой детям предстояло узнать по звучащей музыке одного из двух клоунов (Пьеро или Арлекин), «пришедших в гости» на занятие, выбрать карточку с его изображением и наклеить изображение на бланк. Анализ показывает, что для усиления высокого уровня адекватности восприятия и трактовки музыки был полностью исчерпан резерв в 3 %. Таким образом, на контрольном этапе все участники музыкального кружка безошибочно выбрали соответствующего клоуна и смогли аргументированно доказать свое решение. Это подтверждает, что у них стабилизирован и закреплен достаточно высокий уровень поведенческого компонента музыкально-перцептивной компетенции.

Значимость изменений, выявленных по рассмотренным параметрам оценки музыкально-перцептивной компетенции участников музыкального кружка, осуществлена с привлечения критерия знаков О (см. таблицу 2).

Таблица 2

Оценка значимости изменения музыкально-перцептивной компетенции

№ Параметр Кол-во нулевых реакций Кол-во сдвигов Gэмп. Grp.

n + - типичных p < 0,05 p < 0,01

1 Понимание основных функций музыки 21 13 13 0 13 0 3 1

2 Представления о классической музыке 3 31 31 0 31 0 10 8

3 Знания о композиторах и их произведениях 5 29 29 0 29 0 9 7

№ Параметр Кол-во нулевых реакций Кол-во сдвигов Gэмп. Gkp.

n + - типичных p < 0,05 p < 0,01

4 Знания о музыкальных жанрах и стилях 3 31 31 0 31 0 10 8

5 Знания о музыкальных средствах 2 32 31 1 31 1 10 8

6 Отношение к восприятию музыки 12 22 20 2 20 2 5 4

7 Мимическое проявление чувств, эмоций 15 19 18 1 18 1 5 3

8 Кинестетическая реакция на музыку 15 19 18 1 18 1 5 3

9 Эстетическая оценка музыки 16 18 17 1 17 1 4 3

10 Выражение своего мнения о музыке 13 21 20 1 20 1 5 4

11 Скорость реакции на музыку 15 19 18 1 18 1 5 3

12 Адекватное восприятие и трактовка музыки 33 1 1 0 1 0 при n < 5 Gkp не оценивается

Составлено авторами

Анализ показывает, что по параметрам №№ 1-11 произошли значимые изменения: Оэмп. < Окр. с вероятностью p < 0,01. Это свидетельствует о том, что тенденция позитивного изменения уровня музыкально-перцептивной компетенции участников музыкального кружка по указанным параметрам статистически достоверна. Полученные данные свидетельствуют об эффективном влиянии участия обследованных дошкольников в занятиях кружка «Музыкальный мир» на развитие их музыкально-перцептивной компетенции. По параметру № 12 также выявлена положительная тенденция изменений, но ее статистическая значимость по критерию знаков G не определена, т. к. n = 1, а при n < 5 Окр не оценивается.

Обсуждение и выводы

В процессе исследования создана и апробирована психолого-педагогическая программа развития музыкально-перцептивной компетенции старших дошкольников, обеспечивающая повышение притягательности музыки в структуре предпочитаемых областей их познавательной деятельности, интеграцию стихийно приобретаемого житейского музыкально-перцептивного опыта и целенаправленного музыкального образования в формате занятий в музыкальном кружке, усиление роли музыкального искусства в развитии личности.

Реализация рассматриваемой программы позволила вовлечь старших дошкольников в разнообразную музыкально-художественную деятельность, соответствующую их возрастным особенностям, и позитивно повлиять на развитие мотивационно-ценностного, познавательного, эмоционального и поведенческого компонентов их музыкально-перцептивной компетенции. Это обеспечило развитие у старших дошкольников устойчивого интереса к музыке, потребности в знаниях о ней, установление эмоционального контакта, что явилось основой для обогащения их музыкального опыта и формирования культуры компетентного слушателя.

Участие старших дошкольников в реализации характеризуемой психолого-педагогической программы способствовало возникновению тенденции позитивного влияния занятий в музыкальном кружке на развитие их музыкально-перцептивной компетенции. Сравнительный анализ эмпирических данных, полученных на констатирующем и контрольном этапах, и оценка значимости изменений уровня исследуемой компетенции с помощью критерия знаков G подтвердили выявленную тенденцию, которая обладает высокой статистической

достоверностью, так как по одиннадцати из двенадцати оцениваемых параметров зафиксированы значимые изменения: Оэмп. < Окр. с вероятностью p < 0,01.

Перспектива исследования охватывает широкое поле психолого-педагогических проблем (роль семейного воспитания в развитии музыкально-перцептивной компетенции дошкольников, границы развития исследуемой компетенции при наличии ограничений эмоциональности или музыкальности детей, современные условия подготовки компетентных музыкально-педагогических кадров для дошкольных образовательных организаций и др.). Их изучение может генерировать новые решения для усиления целенаправленного канала развития музыкально-перцептивной компетенции дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кобозева И.С., Чинякова Н.И. Развитие эмоциональной отзывчивости как проблема современного музыкального образования // Вестник психофизиологии.

- 2016. - № 4. - С. 45-48.

2. Карпушина Л.П., Козлова Т.А. Организация поликультурной образовательной среды в учреждениях дополнительного образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 4 (65). - С. 172-176.

3. Лопаткова И.В. Художественное восприятие как технология психоконсультирования // Ярославский педагогический вестник. - 2020. - № 2 (113). - С. 121-130. - DOI 10.20323/1813-145X-2020-2-113-121-130.

4. Молоствова И.Е. Формирование адекватного музыкального восприятия в процессе вузовской подготовки учителя музыки: дис. ...к. пед. н.: 13.00.02 / И.Е. Молоствова. - Саранск, 1998. - 191 с.

5. Петросьян С.Н. Развитие восприятия музыкальных произведений с учетом стиля индивидуальности: дис. ... к. психол. н.: 19.00.07 / С.Н. Петросьян. - Ставрополь, 2003. - 136 с.

6. Рубан Т.Г. Развитие музыкального восприятия у дошкольников на занятиях по слушанию музыки в условиях взаимодействия искусств: дис. ... к. психол. н.: 19.00.07 / Т.Г. Рубан. - М., 1998. - 113 с.

7. Торопова А.В., Симакова И.Н., Кабардов М.К., Базанова О.М. Подходы к исследованию психофизиологических характеристик восприятия музыки различных культурных традиций // Вопросы психологии. - 2014. - № 1. - С. 124134.

8. Смирнова Е.О. Развивающее дошкольное образование: ключевые условия и препятствующие факторы // Психолого-педагогические исследования. - 2019. -Т. 11. - № 4. - C. 79-89. - DOI: 10.17759/psyedu.2019110406.

9. Гридяева Л.Н., Колчова В.Ю. Формирование коммуникативной компетентности дошкольников посредством использования лексико-грамматических игрушек // Научно-педагогическое обозрение. - 2019. - № 6 (28). - С. 43-50.

10. Рева В.П. Креативная стратегия воспитания культуры музыкального восприятия у младших школьников // Музыкальное искусство и образование. - 2018. - № 2.

- С. 47-58.

https:// mir-nauki. com

11. 12.

13.

14.

15.

16.

Петрушин В.И. О развитии эмоционального интеллекта в процессе музыкальных занятий // Музыкальное искусство и образование. - 2016. - № 2. - С. 68-82.

Варданян Ю.В., Китаева Р.Р. Психолого-педагогическая характеристика музыкально-перцептивной компетенции детей старшего дошкольного возраста // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - № 2. - https://mir-nauki.com/PDF/86PSMN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников [Текст]. - М., 2012. - 120 с.

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст]. - М.: Просвещение, 2011. - 240 с.

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии [Текст]. -М.: Просвещение, 2005. - 256 с.

Урунтаева Г.А., Ерофеева Т.И., Казакова Р.Г. Примерные технологии отслеживания развития ребенка дошкольного возраста в разных видах деятельности [Текст]. - М.: Педагогика, 2008. - 249 с.

Vardanyan Yulia Vladimirovna

Mordovian state pedagogical institute named after M.E. Evsevyev, Saransk, Russia

E-mail: julia_vardanyan@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8261-6543 PHH^ https://elibrary.ru/author profile.asp?id=285212 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/N-7954-2014 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=55801257400

Kitaeva Renata Ramilevna

Mordovian state pedagogical institute named after M.E. Evsevyev, Saransk, Russia

E-mail: kitaeva.renata@yandex.ru PHH^ https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=1018407

Psychological and pedagogical program for the development of musical and perceptual competence of a senior preschooler

Abstract. The article deals with the problems of overcoming the dominance of mass culture by introducing preschoolers to perception of musical art and strengthening the influence of highly artistic musical works on development of the individual. It reveals the understanding of musical and perceptual competence and its features in senior preschool age, substantiates the relevance of its purposeful development.

Authors describe psychological and pedagogical program for development of musical and perceptual competence of senior preschoolers, which is implemented in the format of classes of the circle "Musical world" on the basis of the Child Development Center - kindergarten No. 2 in Saransk with the participation of 34 children of senior preschool age. The program includes thematic blocks corresponding to the structure of musical and perceptual competence. The material of the first block is intended to create and maintain the interest of older preschoolers in the process of communicating with music, enhancing its attractiveness (motivational component). The second block provides familiarity with musical genres and styles, with the means of musical expression, develops musical erudition (cognitive component). The material of the third block helps to cultivate love for musical music, create emotionally comfortable conditions with the help of musical means; teach to produce an emotional response and independent aesthetic evaluation of a musical work (emotional component). The fourth block contains the possibility to enrich the vocabulary of participants of the music circle, use it when expressing impressions from perception of musical images and interpreting emerging experiences (behavioral component).

To identify the effectiveness of this program, authors provide empirical data of comparing the level of musical and perceptual competence of senior preschoolers at the ascertaining and control stages of the study. The analysis of empirical data and the assessment of the significance of changes carried out using the G-sign criterion confirm the revealed trend of positive influence of music circle classes on development of musical and perceptual competence of the surveyed senior preschoolers, which has a high statistical reliability: significant changes occurred for eleven of twelve evaluated parameters (Gemp. < Gkr. with a probability p < 0.01).

Keywords: psychological and pedagogical program; musical and perceptual competence; senior preschooler; music circle; competent listener; attractiveness; musical erudition; emotional response; interpretation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.