УДК 378.147
А.Н. Ременцов, доктор пед. наук М.Н. Кожевникова, канд. пед. наук
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Современное состояние экспорта образовательных услуг в России характеризуется постоянным увеличением числа иностранных учащихся в российских вузах, расширением географии стран, отправляющих своих граждан на обучение в Россию, и изменениями в национальном контингенте учащихся. Согласно последним статистическим данным, число иностранных учащихся дневных отделений российских вузов в 2011/2012 академическом году составило 125 538 чел. из 155 стран, что на 6800 чел. больше предыдущего периода и более чем в 2 раза превышает показатели десятилетней давности. При этом наблюдается значительное изменение национального состава иностранных учащихся. Основной контингент иностранных учащихся приезжает в Россию из двух регионов — стран СНГ и Юго-Восточной Азии, их совокупная доля в общем числе учащихся составляла около 75 % в 2007-2008 гг. и около 77 % в 2011-2012 гг. Но если 5 лет назад численность учащихся из азиатских стран составляла более 40 тыс. чел., а учащихся из стран СНГ — 36,5 тыс., то сейчас ситуация изменилась: в 2011-2012 академическом году в российских вузах на дневных отделениях обучались 59 318 граждан из стран СНГ и 37 306 граждан из государств Азии [1]. В сложившейся ситуации возникают следующие вопросы: является ли увеличение числа иностранных учащихся случайным, временным явлением или для этого существуют реальные политические и экономические предпосылки? Существует ли взаимосвязь между изменением национального контингента учащихся и государственной политикой в экспорте образовательных услуг?
Среди основных причин, способствующих росту экспорта российского образования, — улучшение социально-экономической ситуации в стране, разумная ценовая политика российских вузов, традиционно сложившиеся академические связи. Следует особо выделить государственную политику Российской Федерации, направленную на повышение привлекательности национального образования за рубежом. Если в 1990-е годы наблюдалась тенденция ослабления международных позиций российского образования, следствием чего стало сокращение числа иностранных граждан в российских вузах, то в последнее десятилетие наблюдается обратный процесс. Российское правительство
осуществляет планомерную политику, направленную на повышение международного статуса национального образования и привлечение иностранцев в российские вузы.
В Концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях, утвержденной российским Президентом в 2002 г., выделены следующие цели:
• подготовка интеллектуальной элиты зарубежных государств для обеспечения долговременных политических и экономических интересов России в регионах мира;
• усиление роли России как главного образовательного центра в Содружестве независимых государств.
Для достижения поставленных целей предлагается целый комплекс мероприятий, среди которых можно выделить:
• содействие расширению экспорта образовательных услуг российских образовательных учреждений;
• обеспечение для граждан государств — членов Евразийского экономического сообщества доступности получения образования, создание на этой основе условий для формирования общего рынка труда ЕЭС;
• кадровое обеспечение экспорта российских образовательных услуг;
• проведение анализа основных тенденций развития мирового рынка образовательных услуг и содействие расширению в нем сектора российского образования на основе маркетинговых исследований;
• повышение уровня и качества работы образовательных учреждений с иностранными учащимися путем поддержки и распространения опыта учебных заведений, наиболее эффективно действующих в этом направлении (определение и опубликование рейтингов, ведение реестров и т. п.);
• формирование системы информационно-консультационных центров по образовательным услугам российских вузов в зарубежных странах, специализирующихся на пропаганде достижений российской системы образования;
• совершенствование и развитие нормативной правовой базы, регулирующей вопросы приема, обучения и выпуска иностранных граждан, а также процедуры их въезда, выезда и пребывания на территории РФ [2]. В 2012 г. был создан Совет по повышению конкурентоспособности университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров. По результатам конкурсного отбора 15 российских университетов получили субсидии для реализации мероприятий, способствующих их продвижению в международных рейтингах. Планируется, что к 2020 г. каждый университет — участник проекта войдет в топ-200 одного из ведущих мировых рейтингов, а не менее пяти войдут в первую сотню. Рейтинг вузов по версии QS составляют на основе репутации, цитируемости публикаций, соотношения числа преподавателей и студентов, отношения работодателей к выпускникам, а также числу иностранных преподавателей и учащихся. Для достижения поставленной цели в 2013 г. российским правительством было принято решение о выделении российским вузам 35 млрд р. в течение 2014—2016 гг. на реализацию программы повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Список вузов, получающих финансовую поддержку правительства, формируется на конкурсной основе.
Одним из показателей, определяющих место университета в международных рейтингах, является число иностранных учащихся. Для того чтобы стимулировать российские вузы к привлечению дополнительного числа иностранных учащихся, Министерство образования и науки РФ приняло решение о включении показателя «Международная деятельность» в мониторинг эффективности российских
вузов (наряду с образовательной, научно-исследовательской, финансово-экономической деятельностью и инфраструктурой). Включение международной деятельности в число показателей мониторинга эффективности должно стимулировать отечественные вузы к поиску новых способов привлечения иностранных учащихся: маркетинговых, информационных, организационно-педагогических.
Стимулируя российские вузы к привлечению иностранных учащихся, государство также принимает меры, способствующие росту академической мобильности. Так, согласно исследованиям, проведенным Национальным фондом подготовки кадров, Российская Федерация в 2012 г. подписала в общей сложности 290 международных соглашений (двусторонних и многосторонних), в том числе соглашения о сотрудничестве в области образования, о сотрудничестве в области культуры, о научно-техническом сотрудничестве и о признании документов об образовании [3].
Следует отметить, что существуют региональные приоритеты международного сотрудничества в области академического обмена. Наибольшее число двусторонних соглашений приходится на страны Евросоюза (49 документов), СНГ (47) и Африки (39). Результаты анализа представлены в табл. 1.
Таким образом, государственная международная политика в сфере образования является избирательной: страны, которые входят в круг стратегических партнеров России, получают определенные преференции при получении их гражданами образования в российских вузах. Речь идет, прежде всего, о гражданах стран СНГ, основным механизмом привлечения которых является система квот, распределяемых российским правительством среди зарубежных стран. Эти квоты дают возмож-
Таблица 1
Число двусторонних соглашений по типам и регионам
Число документов
Регион
Тип двусторонних соглашений ОЧЭС Р США и Канада БЕАР, Арктика Африка Балканы Ближний Восток СНГ Прибалтика ЕЭС ЛАК Абхазия, Юж. Осетия
Общие соглашения о сотрудничестве в области науки, культуры, образования, спорта 6 1 2 1 4 3 10 15 3 1
Соглашения о научно-техническом сотрудничестве 8 8 1 2 2 7 3 10 15 3
Соглашение о сотрудничестве в области культуры 1 3 6 1 1
Соглашение о признании документов об образовании 7 11 29 4 2 6 1 7 8 1
Соглашение о сотрудничестве в области образования 10 4 1 5 1 18 1 4 1
ность гражданам ряда стран получать образование за счет российского бюджета. Система квот является одним из экономических инструментов привлечения иностранцев в российские вузы.
В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа бюджетных квот. Если в 2006/2007 учебном году их число составляло 7500 мест, к 2011/2012 году эта цифра возросла до 10 000, а уже в 2013/2014 учебном году планируется увеличить число квот до 15 000. Таким образом, за последние десять лет число иностранцев, обучающихся за счет российского бюджета, должно увеличиться в два раза.
Анализ распределения бюджетных мест среди представителей наглядно подтверждает, что национальные приоритеты России в области образования связаны с регионом СНГ. Используя данные статистических сборников, авторы составили сводную табл. 2, которая показывает распределение квот между регионами и отдельными странами, а также изменение квот по сравнению с предыдущим учебным годом.
Как видно из табл. 2, наибольшее число бюджетных мест было предоставлено учащимся из стран СНГ и Балтии — 49,4 %, на втором месте среди регионов находится Восточная Азия — 14,2 %, на третьем — Африка (кроме Северной) — 8,5 %. На последнем месте находится Северная Америка — 0,1 % (не включена в таблицу). При этом число квот для учащихся из стран СНГ и Балтии увеличилось более чем на треть по сравнению с предыдущим периодом. Еще больший прирост в процентном отношении составили страны Латинской Америки — число квот для них было увеличено на 38 %. Этот же показатель для стран Восточной Европы составил 12,2 %, для стран Северной и Западной Европы — 1,8 %, для стран Восточной Азии — 12,5 %, для стран Южной Африки — 3,2 %. Что касается стран Ближнего Востока и Северной Африки, то здесь наблюдается незначительное снижение числа квот.
Среди стран ближнего зарубежья наибольшее увеличение числа квот получили Абхазия и Южная Осетия (плюс 67 и 65 % соответственно). Почти на одном уровне с ними находился Таджикистан,
Таблица 2
Распределение государственных квот на обучение иностранных граждан
Страна Учебный год Страна Учебный год
2009/10 2008/09 2009/10 2008/09
Страны СНГ и Балтии Восточная Европа и Балканы
Таджикистан 410 +262 Венгрия 235 -3
Молдавия 320 +122 Румыния 175 +41
Киргизия 320 +70 Польша 129 +3
Белоруссия 310 +150 Словакия 129 + 14
Украина 310 + 19 Чехия 77 + 13
Армения 285 +87
Азербайджан 280 +82 Всего 919 + 113
Абхазия 275 +185
Южная Осетия 275 +180
Туркменистан 275 +112 Северная и Западная Европа
Казахстан 275 +42 Франция 191 0
Узбекистан 230 +37 Бельгия 74 0
Грузия 220 +22 Италия 54 +8
Приднестровье 185 +65 Норвегия 24 +22
Латвия 130 +45 Ирландия 23 + 12
Литва 130 +45 Германия 22 -15
Эстония 130 +45
Всего 4360 + 1570 Всего 488 +9
Восточная Азия Ближний Восток и Северная Африка
КНР 300 +100 Палестина 150 0
Вьетнам 300 + 15 Йемен 80 0
Монголия 230 + 10 Ирак 70 0
Всего 1251 +156 Всего 554 -4
Африка (южнее Сахары) Латинская Америка
Замбия 85 +5 Куба 100 +93
Ангола 60 0 Венесуэла 50 +37
Нигерия 52 0 Никарагуа 50 +48
Всего 751 +24 Всего 496 + 188
число квот для которого было увеличено на 64 %. В Восточной Азии безусловным лидером является КНР, число квот для которого было увеличено ровно на треть. В странах Африки и Ближнего Востока распределение квот практически не изменилось по сравнению с предыдущим периодом.
Интересная картина наблюдается в распределении квот для стран Латинской Америки. Число бюджетных мест для данного региона в 2009/2010 академическом году было увеличено на 38 % (это первое место среди всех регионов в процентном отношении), причем данное увеличение на 95 % коснулось трех стран — Кубы, Венесуэлы и Никарагуа (геополитические партнеры России в латиноамериканском регионе). Эти страны занимали в указанный академический период первые места в регионе по численности своих учащихся в российских вузах.
В 2011/2012 академическом году распределение государственных квот несколько изменилось, однако безусловный приоритет в отношении стран СНГ и Балтии сохранился: на их долю пришлось 45 % бюджетных мест, страны Азии получили 19,6 %, на третьем месте — страны Центральной и Южной Африки (10,6 %), на четвертом — страны Ближнего Востока и Северной Африки (9 %) [4]. Это говорит о том, что национальные приоритеты России в области образования по-прежнему охватывают регион СНГ и Прибалтику, а следующим по важности остается регион Юго-Восточной Азии.
Исходя из этого вузам, принимающим на обучение иностранных граждан, следует корректировать организационно-педагогические условия обучения в зависимости от национальных особенностей преобладающего контингента: создавать новые программы и планы, разрабатывать учебные и методические пособия, исследовать социально-психологические особенности обучающихся тех стран, академический обмен с которыми носит приоритетный характер [5]. Важнейшим аспектом, обусловленным региональной принадлежностью учащихся, является также формирование групп (моноэтнических или полиэтнических) для обучения русскому языку как иностранному с учетом психофизических и лингвистических особенностей учащихся. Вопрос о необходимости формирования особых условий языковой подготовки для учащихся из стран СНГ также требует дополнительного рассмотрения [6].
Таким образом, мероприятия, осуществляемые государством в политическом и экономическом направлении, носят системный, последовательный характер и направлены прежде всего на усиление роли России как главного образовательного центра в Содружестве независимых государств. Резуль-
татом проведения этих мероприятий стало увеличение числа иностранных учащихся в российских вузах, а осуществляемая в настоящее время государственная политика продвижения российского образования за рубежом позволяет прогнозировать дальнейшее расширение экспорта российских образовательных услуг, что отвечает геополитическим и социально-экономическим интересам Российской Федерации.
Список литературы
1. Арефьев А.Л., Шереги А.Ф. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: статистический сборник. — Вып. 10 [Электронное издание]. — М.: Центр социологических исследований, 2013. — С. 13-17.
2. Основные положения концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях (от 18.03.2002). — М., 2002. — С. 2.
3. Результаты систематизации и оценки механизмов сотрудничества России с зарубежными странами в целях развития академической мобильности: нормативно-правовая база, инструменты, практики // Портал Национального фонда подготовки кадров. — 2013. — Режим доступа: http://intpr.ntf.ru/DswMedia/rezul-tatyi_sistematizacii.pdf
4. Арефьев А.Л. Иностранные студенты в российских вузах: доклад на III Всемирном форуме иностранных выпускников советских и российских вузов. — М.: РУДН, 2012. — С. 3.
5. Ременцов А.Н., Кожевникова М.Н. Национально ориентированный подход в проектировании системы обучения иностранных граждан в российских вузах // Alma mater. — 2013. — № 11. — С. 18-19.
6. Ременцов А.Н., Иванова Е.В. Особенности обучения иностранных граждан из основных континген-тообразующих стран на подготовительном факультете МАДИ // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Теория и методика профессионального образования. — 2011. — Вып. 4 (49). — С. 24-28.
УДК 37.015.3:159.9
А.Я. Голубчиков, доктор филос. наук Н.А. Яковлева
Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина
ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИДЕАЛЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
Какова реальность системы образования в Российской Федерации? Представляет ли оно систему с необходимой структурой, выражающей определенную закономерную связь элементов?
На наш взгляд, образование в современной России — это набор элементов, имеющих чисто формальные связи, как по «вертикали», так
и по «горизонтали». Детский сад, школа, колледж (техникум и т. п.), вуз, послевузовское образование, научно-исследовательские институты, государственные и общественные академии. Нет координации этих элементов, согласования методик и уровня образования. Бесконечные реформы образования в нашей стране не связаны с научно обос-