Научная статья на тему 'Инструменты регулирования экспорта образовательных услуг в Российской высшей школе'

Инструменты регулирования экспорта образовательных услуг в Российской высшей школе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН / ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / FOREIGN STUDENTS / MANAGEMENT TOOLS EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ременцов А. Н., Кожевникова М. Н.

Рассматриваются вопросы обучения иностранных граждан в российской высшей школе. Выявляются инструменты политического и экономического регулирования экспорта образовательных услуг и их взаимосвязь с увеличением числа иностранных учащихся в российских вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulatory tools export of educational services in Russian higher school

The issues of training of foreign citizens in the Russian high school. Identifies the tools of political and economic regulation of export of educational services and their relationship with the increasing number of foreign students in Russian universities.

Текст научной работы на тему «Инструменты регулирования экспорта образовательных услуг в Российской высшей школе»

УДК 378.147

А.Н. Ременцов, доктор пед. наук М.Н. Кожевникова, канд. пед. наук

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Современное состояние экспорта образовательных услуг в России характеризуется постоянным увеличением числа иностранных учащихся в российских вузах, расширением географии стран, отправляющих своих граждан на обучение в Россию, и изменениями в национальном контингенте учащихся. Согласно последним статистическим данным, число иностранных учащихся дневных отделений российских вузов в 2011/2012 академическом году составило 125 538 чел. из 155 стран, что на 6800 чел. больше предыдущего периода и более чем в 2 раза превышает показатели десятилетней давности. При этом наблюдается значительное изменение национального состава иностранных учащихся. Основной контингент иностранных учащихся приезжает в Россию из двух регионов — стран СНГ и Юго-Восточной Азии, их совокупная доля в общем числе учащихся составляла около 75 % в 2007-2008 гг. и около 77 % в 2011-2012 гг. Но если 5 лет назад численность учащихся из азиатских стран составляла более 40 тыс. чел., а учащихся из стран СНГ — 36,5 тыс., то сейчас ситуация изменилась: в 2011-2012 академическом году в российских вузах на дневных отделениях обучались 59 318 граждан из стран СНГ и 37 306 граждан из государств Азии [1]. В сложившейся ситуации возникают следующие вопросы: является ли увеличение числа иностранных учащихся случайным, временным явлением или для этого существуют реальные политические и экономические предпосылки? Существует ли взаимосвязь между изменением национального контингента учащихся и государственной политикой в экспорте образовательных услуг?

Среди основных причин, способствующих росту экспорта российского образования, — улучшение социально-экономической ситуации в стране, разумная ценовая политика российских вузов, традиционно сложившиеся академические связи. Следует особо выделить государственную политику Российской Федерации, направленную на повышение привлекательности национального образования за рубежом. Если в 1990-е годы наблюдалась тенденция ослабления международных позиций российского образования, следствием чего стало сокращение числа иностранных граждан в российских вузах, то в последнее десятилетие наблюдается обратный процесс. Российское правительство

осуществляет планомерную политику, направленную на повышение международного статуса национального образования и привлечение иностранцев в российские вузы.

В Концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях, утвержденной российским Президентом в 2002 г., выделены следующие цели:

• подготовка интеллектуальной элиты зарубежных государств для обеспечения долговременных политических и экономических интересов России в регионах мира;

• усиление роли России как главного образовательного центра в Содружестве независимых государств.

Для достижения поставленных целей предлагается целый комплекс мероприятий, среди которых можно выделить:

• содействие расширению экспорта образовательных услуг российских образовательных учреждений;

• обеспечение для граждан государств — членов Евразийского экономического сообщества доступности получения образования, создание на этой основе условий для формирования общего рынка труда ЕЭС;

• кадровое обеспечение экспорта российских образовательных услуг;

• проведение анализа основных тенденций развития мирового рынка образовательных услуг и содействие расширению в нем сектора российского образования на основе маркетинговых исследований;

• повышение уровня и качества работы образовательных учреждений с иностранными учащимися путем поддержки и распространения опыта учебных заведений, наиболее эффективно действующих в этом направлении (определение и опубликование рейтингов, ведение реестров и т. п.);

• формирование системы информационно-консультационных центров по образовательным услугам российских вузов в зарубежных странах, специализирующихся на пропаганде достижений российской системы образования;

• совершенствование и развитие нормативной правовой базы, регулирующей вопросы приема, обучения и выпуска иностранных граждан, а также процедуры их въезда, выезда и пребывания на территории РФ [2]. В 2012 г. был создан Совет по повышению конкурентоспособности университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров. По результатам конкурсного отбора 15 российских университетов получили субсидии для реализации мероприятий, способствующих их продвижению в международных рейтингах. Планируется, что к 2020 г. каждый университет — участник проекта войдет в топ-200 одного из ведущих мировых рейтингов, а не менее пяти войдут в первую сотню. Рейтинг вузов по версии QS составляют на основе репутации, цитируемости публикаций, соотношения числа преподавателей и студентов, отношения работодателей к выпускникам, а также числу иностранных преподавателей и учащихся. Для достижения поставленной цели в 2013 г. российским правительством было принято решение о выделении российским вузам 35 млрд р. в течение 2014—2016 гг. на реализацию программы повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Список вузов, получающих финансовую поддержку правительства, формируется на конкурсной основе.

Одним из показателей, определяющих место университета в международных рейтингах, является число иностранных учащихся. Для того чтобы стимулировать российские вузы к привлечению дополнительного числа иностранных учащихся, Министерство образования и науки РФ приняло решение о включении показателя «Международная деятельность» в мониторинг эффективности российских

вузов (наряду с образовательной, научно-исследовательской, финансово-экономической деятельностью и инфраструктурой). Включение международной деятельности в число показателей мониторинга эффективности должно стимулировать отечественные вузы к поиску новых способов привлечения иностранных учащихся: маркетинговых, информационных, организационно-педагогических.

Стимулируя российские вузы к привлечению иностранных учащихся, государство также принимает меры, способствующие росту академической мобильности. Так, согласно исследованиям, проведенным Национальным фондом подготовки кадров, Российская Федерация в 2012 г. подписала в общей сложности 290 международных соглашений (двусторонних и многосторонних), в том числе соглашения о сотрудничестве в области образования, о сотрудничестве в области культуры, о научно-техническом сотрудничестве и о признании документов об образовании [3].

Следует отметить, что существуют региональные приоритеты международного сотрудничества в области академического обмена. Наибольшее число двусторонних соглашений приходится на страны Евросоюза (49 документов), СНГ (47) и Африки (39). Результаты анализа представлены в табл. 1.

Таким образом, государственная международная политика в сфере образования является избирательной: страны, которые входят в круг стратегических партнеров России, получают определенные преференции при получении их гражданами образования в российских вузах. Речь идет, прежде всего, о гражданах стран СНГ, основным механизмом привлечения которых является система квот, распределяемых российским правительством среди зарубежных стран. Эти квоты дают возмож-

Таблица 1

Число двусторонних соглашений по типам и регионам

Число документов

Регион

Тип двусторонних соглашений ОЧЭС Р США и Канада БЕАР, Арктика Африка Балканы Ближний Восток СНГ Прибалтика ЕЭС ЛАК Абхазия, Юж. Осетия

Общие соглашения о сотрудничестве в области науки, культуры, образования, спорта 6 1 2 1 4 3 10 15 3 1

Соглашения о научно-техническом сотрудничестве 8 8 1 2 2 7 3 10 15 3

Соглашение о сотрудничестве в области культуры 1 3 6 1 1

Соглашение о признании документов об образовании 7 11 29 4 2 6 1 7 8 1

Соглашение о сотрудничестве в области образования 10 4 1 5 1 18 1 4 1

ность гражданам ряда стран получать образование за счет российского бюджета. Система квот является одним из экономических инструментов привлечения иностранцев в российские вузы.

В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа бюджетных квот. Если в 2006/2007 учебном году их число составляло 7500 мест, к 2011/2012 году эта цифра возросла до 10 000, а уже в 2013/2014 учебном году планируется увеличить число квот до 15 000. Таким образом, за последние десять лет число иностранцев, обучающихся за счет российского бюджета, должно увеличиться в два раза.

Анализ распределения бюджетных мест среди представителей наглядно подтверждает, что национальные приоритеты России в области образования связаны с регионом СНГ. Используя данные статистических сборников, авторы составили сводную табл. 2, которая показывает распределение квот между регионами и отдельными странами, а также изменение квот по сравнению с предыдущим учебным годом.

Как видно из табл. 2, наибольшее число бюджетных мест было предоставлено учащимся из стран СНГ и Балтии — 49,4 %, на втором месте среди регионов находится Восточная Азия — 14,2 %, на третьем — Африка (кроме Северной) — 8,5 %. На последнем месте находится Северная Америка — 0,1 % (не включена в таблицу). При этом число квот для учащихся из стран СНГ и Балтии увеличилось более чем на треть по сравнению с предыдущим периодом. Еще больший прирост в процентном отношении составили страны Латинской Америки — число квот для них было увеличено на 38 %. Этот же показатель для стран Восточной Европы составил 12,2 %, для стран Северной и Западной Европы — 1,8 %, для стран Восточной Азии — 12,5 %, для стран Южной Африки — 3,2 %. Что касается стран Ближнего Востока и Северной Африки, то здесь наблюдается незначительное снижение числа квот.

Среди стран ближнего зарубежья наибольшее увеличение числа квот получили Абхазия и Южная Осетия (плюс 67 и 65 % соответственно). Почти на одном уровне с ними находился Таджикистан,

Таблица 2

Распределение государственных квот на обучение иностранных граждан

Страна Учебный год Страна Учебный год

2009/10 2008/09 2009/10 2008/09

Страны СНГ и Балтии Восточная Европа и Балканы

Таджикистан 410 +262 Венгрия 235 -3

Молдавия 320 +122 Румыния 175 +41

Киргизия 320 +70 Польша 129 +3

Белоруссия 310 +150 Словакия 129 + 14

Украина 310 + 19 Чехия 77 + 13

Армения 285 +87

Азербайджан 280 +82 Всего 919 + 113

Абхазия 275 +185

Южная Осетия 275 +180

Туркменистан 275 +112 Северная и Западная Европа

Казахстан 275 +42 Франция 191 0

Узбекистан 230 +37 Бельгия 74 0

Грузия 220 +22 Италия 54 +8

Приднестровье 185 +65 Норвегия 24 +22

Латвия 130 +45 Ирландия 23 + 12

Литва 130 +45 Германия 22 -15

Эстония 130 +45

Всего 4360 + 1570 Всего 488 +9

Восточная Азия Ближний Восток и Северная Африка

КНР 300 +100 Палестина 150 0

Вьетнам 300 + 15 Йемен 80 0

Монголия 230 + 10 Ирак 70 0

Всего 1251 +156 Всего 554 -4

Африка (южнее Сахары) Латинская Америка

Замбия 85 +5 Куба 100 +93

Ангола 60 0 Венесуэла 50 +37

Нигерия 52 0 Никарагуа 50 +48

Всего 751 +24 Всего 496 + 188

число квот для которого было увеличено на 64 %. В Восточной Азии безусловным лидером является КНР, число квот для которого было увеличено ровно на треть. В странах Африки и Ближнего Востока распределение квот практически не изменилось по сравнению с предыдущим периодом.

Интересная картина наблюдается в распределении квот для стран Латинской Америки. Число бюджетных мест для данного региона в 2009/2010 академическом году было увеличено на 38 % (это первое место среди всех регионов в процентном отношении), причем данное увеличение на 95 % коснулось трех стран — Кубы, Венесуэлы и Никарагуа (геополитические партнеры России в латиноамериканском регионе). Эти страны занимали в указанный академический период первые места в регионе по численности своих учащихся в российских вузах.

В 2011/2012 академическом году распределение государственных квот несколько изменилось, однако безусловный приоритет в отношении стран СНГ и Балтии сохранился: на их долю пришлось 45 % бюджетных мест, страны Азии получили 19,6 %, на третьем месте — страны Центральной и Южной Африки (10,6 %), на четвертом — страны Ближнего Востока и Северной Африки (9 %) [4]. Это говорит о том, что национальные приоритеты России в области образования по-прежнему охватывают регион СНГ и Прибалтику, а следующим по важности остается регион Юго-Восточной Азии.

Исходя из этого вузам, принимающим на обучение иностранных граждан, следует корректировать организационно-педагогические условия обучения в зависимости от национальных особенностей преобладающего контингента: создавать новые программы и планы, разрабатывать учебные и методические пособия, исследовать социально-психологические особенности обучающихся тех стран, академический обмен с которыми носит приоритетный характер [5]. Важнейшим аспектом, обусловленным региональной принадлежностью учащихся, является также формирование групп (моноэтнических или полиэтнических) для обучения русскому языку как иностранному с учетом психофизических и лингвистических особенностей учащихся. Вопрос о необходимости формирования особых условий языковой подготовки для учащихся из стран СНГ также требует дополнительного рассмотрения [6].

Таким образом, мероприятия, осуществляемые государством в политическом и экономическом направлении, носят системный, последовательный характер и направлены прежде всего на усиление роли России как главного образовательного центра в Содружестве независимых государств. Резуль-

татом проведения этих мероприятий стало увеличение числа иностранных учащихся в российских вузах, а осуществляемая в настоящее время государственная политика продвижения российского образования за рубежом позволяет прогнозировать дальнейшее расширение экспорта российских образовательных услуг, что отвечает геополитическим и социально-экономическим интересам Российской Федерации.

Список литературы

1. Арефьев А.Л., Шереги А.Ф. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: статистический сборник. — Вып. 10 [Электронное издание]. — М.: Центр социологических исследований, 2013. — С. 13-17.

2. Основные положения концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях (от 18.03.2002). — М., 2002. — С. 2.

3. Результаты систематизации и оценки механизмов сотрудничества России с зарубежными странами в целях развития академической мобильности: нормативно-правовая база, инструменты, практики // Портал Национального фонда подготовки кадров. — 2013. — Режим доступа: http://intpr.ntf.ru/DswMedia/rezul-tatyi_sistematizacii.pdf

4. Арефьев А.Л. Иностранные студенты в российских вузах: доклад на III Всемирном форуме иностранных выпускников советских и российских вузов. — М.: РУДН, 2012. — С. 3.

5. Ременцов А.Н., Кожевникова М.Н. Национально ориентированный подход в проектировании системы обучения иностранных граждан в российских вузах // Alma mater. — 2013. — № 11. — С. 18-19.

6. Ременцов А.Н., Иванова Е.В. Особенности обучения иностранных граждан из основных континген-тообразующих стран на подготовительном факультете МАДИ // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Теория и методика профессионального образования. — 2011. — Вып. 4 (49). — С. 24-28.

УДК 37.015.3:159.9

А.Я. Голубчиков, доктор филос. наук Н.А. Яковлева

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИДЕАЛЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Какова реальность системы образования в Российской Федерации? Представляет ли оно систему с необходимой структурой, выражающей определенную закономерную связь элементов?

На наш взгляд, образование в современной России — это набор элементов, имеющих чисто формальные связи, как по «вертикали», так

и по «горизонтали». Детский сад, школа, колледж (техникум и т. п.), вуз, послевузовское образование, научно-исследовательские институты, государственные и общественные академии. Нет координации этих элементов, согласования методик и уровня образования. Бесконечные реформы образования в нашей стране не связаны с научно обос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.