Научная статья на тему 'Подготовка русистов для зарубежных стран в российских вузах'

Подготовка русистов для зарубежных стран в российских вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ / RUSSIAN LANGUAGE PROGRAMS / COURSES / INTERNATIONAL STUDENTS / RUSSIAN UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арефьев А. Л.

В статье на базе анализа ведомственной статистики освещается подготовка иностранных граждан по русскому языку в российской высшей школе. Анализируются показатели изучения русского языка по различным программам, очно и заочно. Отмечаются страны с наибольшим числом своих представителей, изучающих русский язык, а также вузы лидеры по контингенту иностранных студентов, стажеров, аспирантов-русистов. Делается вывод о недостаточном использовании потенциала российской высшей школы в области обучения русскому языку иностранных граждан и формулируется ряд рекомендаций в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF SPECIALISTS IN RUSSIAN FOR FOREIGN COUNTRIES IN RUSSIAN UNIVERSITIES

The article, based on the analysis of departmental statistics, highlights the training of foreign citizens in the Russian language in Russian higher education. Analyzes the performance study of the Russian language in different programs, full-time and part-time. There have been the country with the largest number of their representatives, studying the Russian language, as well as universities, leaders in the contingent of foreign students, interns, graduate students of Russian language. It is concluded that insufficient use of the potential of Russian higher education in Russian language teaching foreigners and formulated a number of recommendations in this area.

Текст научной работы на тему «Подготовка русистов для зарубежных стран в российских вузах»

БИЛИНГВАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В РОССИИ И МИРЕ. ОБУЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОМУ, РОДНОМУ И ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

ПОДГОТОВКА РУСИСТОВ ДЛЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ*

А.Л. Арефьев

Центр социологических исследований Минобрнауки России ул. Люсиновская, д. 51, Москва, Россия, 115998

В статье на базе анализа ведомственной статистики освещается подготовка иностранных граждан по русскому языку в российской высшей школе. Анализируются показатели изучения русского языка по различным программам, очно и заочно. Отмечаются страны с наибольшим числом своих представителей, изучающих русский язык, а также вузы — лидеры по контингенту иностранных студентов, стажеров, аспирантов-русистов. Делается вывод о недостаточном использовании потенциала российской высшей школы в области обучения русскому языку иностранных граждан и формулируется ряд рекомендаций в этой области.

Ключевые слова: русский язык, программы обучения, иностранные студенты, российские вузы

Важнейшим инструментом поддержки и распространения того или иного языка является система образования и прежде всего обучение на соответствующем языке и изучение его как обязательного предмета в рамках школьных и вузовских программ. В условиях неблагоприятных тенденций сокращения числа владеющих русским языком в мире [1], количества учреждений образования, в которых он преподается, и числа зарубежных школьников и студентов, изучающих его как учебный предмет или иностранный язык [2. ^ 83—124], возрастающую роль играет содействие российской высшей школы в подготовке кадров высококвалифицированных русистов для различных стран.

Российские вузы обладают в этой области значительным потенциалом, однако в какой мере он реализуется?

* Статья подготовлена в рамках плановых НИР Центра социологических исследований, утвержденных Минобрнауки России (госзадание № 1 на 2016 год, проект 1.233.2016/РМ).

Рассмотрим статистику по изучению русского языка иностранными гражданами в отечественных вузах и место (востребованность) русского языка среди других изучаемых ими специальностей (рис. 1).

Инженерно-технические

Медицина

Экономика и управление

Руссукий язык

Гуманитарно-социальные Естествознание и точные науки Право

Образование и педагогика

Культура и искусство

Информатика и вычислительная техника

Сельское хозяйство Другая специализация □ Очно Full-time

Рис. 1. Специальности, изучавшиеся иностранными гражданами очно и заочно в российских вузах в 2014/2015 академическом году (%)

Как видно из рис. 1, русский изучается прежде всего по очной форме, так как она более эффективна для овладения языком и совершенствования соответствующих навыков в среде носителей языка.

Общее число прошедших в российской высшей школе различные формы специализированной подготовки по русскому языку за последние пять лет составляет почти 77 тыс. человек. Из них более 71 тыс. человек обучались по программам стажировок, повышения квалификации и на курсах русского языка как иностранного, в том числе краткосрочных, а 6,7 тыс. человек прошли подготовку по русскому языку как специальности (из них более 2,6 тыс. человек получили российские дипломы русистов — бакалавров, специалистов, магистров, а также окон-

1,1

21,7

] 17,2

115,9

46,7

13,2

Заочно Part-time

чили аспирантуру по профилю русского языка). Свыше 98% иностранных граждан изучали русский язык на дневных отделениях (табл. 1, 2) (1).

Таблица 1

Число иностранных граждан (контингент), изучавших русский язык по различным программам на дневных отделениях российских вузов в 2010/2011—2014/2015 акад. гг. (человек)

Программы обучения Год обучения Изменения за 2010/11 — 2014/15 гг.

2010/ 2011 2011/ 2012 2012/ 2013 2013/ 2014 2014/ 2015

Изучали русский язык как специальность по долгосрочным программам (ежегодный контингент) 3 508 3 727 3 359 5 969 5 591 + 2 083

Изучали русский язык как иностранный по краткосрочным программам (стажировки, языковые курсы) 12 737 13 280 13 119 14 348 16 084 + 3 347

Всего 16 245 17 007 16 478 20 317 21 675 + 5 430

* Прошли очную подготовку по русскому языку как специальности оценочно 6,5 тыс. человек (выпуск).

Таблица 2

Число иностранных граждан (контингент), изучавших русский язык по различным программам на заочных отделениях российских вузов в 2010/2011—2014/2015 акад. гг. (человек)

Программы обучения Год обучения Суммарно за 2010/11 — 2014/15 гг.

2010/ 2011 2011/ 2012 2012/ 2013 2013/ 2014 2014/ 2015

Изучали русский язык как специальность по долгосрочным программам (ежегодный контингент) 151 136 87 146 161 + 10

Изучали русский язык как иностранный по краткосрочным программам (стажировки, языковые курсы) 148 126 238 306 232 + 84

Всего 299 262 325 452 393 + 94

* Прошли заочную подготовку по русскому языку как специальности более 200 человек (выпуск).

Динамика численности иностранных граждан, изучавших русский язык в российской высшей школе очно, неоднозначна. Если в последние два года число изучавших русский язык как иностранный на краткосрочных курсах заметно увеличилась, то число изучавших русский язык как специальность, после значительного (на 2,6 тыс. человек) прироста в 2013/2014 г. сократилась почти на 400 человек в 2014/2015 г. Число изучавших русский язык по разным программам на заочных отделениях незначительно и почти не меняется.

Изучение русского языка как специальности

Данные, полученные по итогам 2014/2015 академического года, свидетельствуют о двух тенденциях: несомненном росте интереса к изучению русского языка как специальности у выходцев из стран СНГ, Арабского Востока и Африки за последние четыре года и одновременно — его снижение (или отсутствие заметного роста) у представителей стран Европы (включая и страны Балтии) и Северной Америки и Океании (рис. 2).

Страны Азии

Страны СНГ

Страны Западной Европы

Страны Ближнего Востока и Северной Африки Страны Северной Америки и Океании Страны Восточной Европы Страны Северной Европы Страны Африки к югу от Сахары Страны Латинской Америки Страны Балтии

□2014/2015 ■ 2011/2012

Рис. 2. Доля иностранных граждан, изучавших русский язык как специальность на дневных и заочных отделениях российских вузов в 2011/2012 и в 2014/2015 академических годах (%)

Эти тенденции хорошо иллюстрируют и данные табл. 3 (по абсолютной численности иностранцев, изучавших русский язык как специальность в отечественных вузах).

Таблица 3

Число иностранных граждан, изучавших русский язык как специальность очно и заочно в российских вузах в 2011/2012—2014/2015 академических годах (человек)

Группы стран/регионы мира 2011/2012 г. 2014/2015 г. Изменения за 2011/12— 2014/15 гг.

Учили очно+заочно Всего Учили очно+заочно Всего

СНГ 448+103 551 1 163+169 1 232 + 681

Балтия 18 18 20 20 + 2

Восточная Европа 155 + 4 159 149 + 2 151 + 8

□ 44,1 |43,2

21,4

18,0

7,5

9,7

Окончание табл. 3

Группы стран/регионы мира 2011/2012 г. 2014/2015 г. Изменения за 2011/12— 2014/15 гг.

Учили очно+заочно Всего Учили очно+заочно Всего

Северная Европа 159 159 142 142 - 17

Западная Европа 693 + 3 696 737 + 3 740 + 44

Азия 1 651 + 16 1 667 2 454 + 85 2 539 + 872

Ближний Восток и Северная Африка 94 + 9 103 431 431 + 328

Африка к югу от Сахары 61 61 138 + 1 139 78

Латинская Америка 73 + 1 74 106 + 1 107 + 33

Северная Америка и Океания 375 375 251 251 - 124

Итого 3727+136 3 863 5591+161 5 752 + 1 889

Лидерами по численности своих граждан, изучавших русский язык как специальность очно по программам третичного уровня образования в 2014/2015 акад. г., стали:

— среди стран СНГ: Таджикистан (199 чел.), Узбекистан (153 чел.), Казахстан (144 чел.), Туркмения (140 чел.) и Киргизия (130 чел.);

— среди стран Европы: Италия (270 чел.), Франция (146 чел.), Финляндия (140 чел.), Германия (118 чел.), Великобритания (68 чел.) и Сербия (51 чел.);

— среди стран Азии: КНР (1 453 чел.), Южная Корея (217 чел.), Япония (209 чел.), Вьетнам (181 чел.) и Турция (164 чел.);

— среди арабских стран — Марокко (230 чел.), Тунис (70 чел.) и Ирак (58 чел.);

— среди африканских стран — Нигерия (27 чел.) и Камерун (24 чел.);

— среди стран Америки — США (224 чел.), Колумбия (40 чел.) и Мексика (22 чел.).

По сравнению с предшествующим годом наиболее заметно увеличили контингент своих учащихся по данным программам Таджикистан (прирост на 97 чел.), Киргизия (на 48 чел.), Узбекистан (на 43 чел.), Сербия (на 49 чел.), Италия (на 142 чел.), Вьетнам (на 51 чел.), Марокко (на 57 чел.), Ирак (на 36 чел.).

В то же время значительно сократилась численность рассматриваемой категории учащихся из Армении (на 101 чел.), Молдовы, включая ПМР (на 104 чел.), Германии (на 75 чел.), Китая (на 423 чел.), Южной Кореи (на 67 чел.), Монголии (на 67 чел.), Японии (на 24 чел.).

Среди иностранных граждан, изучавших последние два года русский язык как специальность, 50% учили его в рамках программ академических обменов (включенного обучения) в качестве стажеров (приезжавших в среднем на два семестра), в то время как около 30% изучали русский язык по двух-, четырехлетним программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры (по программам докторантуры обучались единицы (2)). Причем удельный вес изучавших русский язык как специальность по долгосрочным программам третичного уровня образования, постепенно увеличивается (табл. 4).

Таблица 4

Показатели изучения русского языка как специальности по различным программам иностранными гражданами в 2013/2014 и 2014/2015 акад. гг. на дневных отделениях российских вузов

Программы обучения Год Изменения за 2013/2014— 2014/2015 гг.

2013/2014 2014/2015

Число изучавших, человек Доля, % Число изучавших, человек Доля, % Число изучавших, человек Доля, %

Подготовительные отделения 1 023 17,1 900 16,1 - 123 - 1,0

Бакалавриат 782 13,1 919 16,4 + 137 + 3,3

Специалитет 459 7,7 522 9,3 + 63 + 1,6

Магистратура 263 4,4 311 5,6 + 48 + 1,2

Стажировки 3 254 54,5 2783 49,8 - 481 - 4,7

Аспирантура 185 3,1 155 2,8 - 20 - 0,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Докторантура 3 0,05 1 0,02 - 2 - 0,03

Всего 5 969 100,0 5591 100,0 1 378

С региональной точки зрения больше всего лиц, изучавших русский язык как специальность по программам третичного уровня, среди представителей стран Азии, а в качестве стажеров и по программам включенного обучения — среди представителей тех же азиатских стран, а также стран СНГ и Европы (табл. 5).

По программам высшей квалификации — магистратуры и аспирантуры — больше всего учащихся было в 2014/2015 акад. г. из Китая (соответственно 200 и 77 человек) и Вьетнама (13 магистров и 13 аспирантов), а также Казахстана (9 магистров и 4 аспиранта, а также 1 докторант), Турции (5 магистров и 9 аспирантов) и Украины (9 магистров и 3 аспиранта).

Общее количество вузов, в которых иностранные граждане в 2014/2015 акад. г. изучали русский язык как специальность, — 91. Самые крупные контингент данной категории иностранных учащихся отмечались в вузах Центрального федерального округа (прежде всего Москвы) и Северо-Западного федерального округа (главным образом в вузах Санкт-Петербурга), а также в ряде вузов Сибири (табл. 6).

Лидерами по общей численности иностранных граждан, обучавшихся русскому языку как специальности в 2014/2015 акад. г., являлись РУДН и МГУ им. М.В. Ломоносова — в основном за счет программ краткосрочных стажировок, в то время как наибольший контингент обучавшихся русскому языку по долгосрочным программам третичного уровня образования отмечался в «непрофильной» Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии (табл. 7).

Самый крупный контингент иностранных граждан, обучавшихся русскому языку как специальности заочно (84 чел., в основном граждане КНР), отмечался в 2014/2015 акад. г. в Бурятской государственной сельскохозяйственной академии, расположенной в г. Улан-Удэ (при этом по очной форме в данной академии русский язык учили 67 чел., в том числе 53 чел. в качестве стажеров и 14 чел. — по программе бакалавриата).

Таблица 6

Изучение русского языка как специальности в 2014/2015 году иностранными гражданами из различных стран по очной и по заочной формам в вузах различных федеральных округов (число и %)

Федеральные округа Очное обучение Заочное обучение Всего Федеральные округа Очное обучение Заочное обучение Всего

Центральный федеральный округ 2913 47 2 960 Уральский федеральный округ 52 3 55

Северо-Западный федеральный округ 1 352 0 1 352 Сибирский федеральный округ 600 91 691

Южный федеральный округ 30 5 35 Дальневосточный федеральный округ 187 0 187

Северо-Кавказский федеральный округ 9 10 19 Крымский федеральный округ 34 0 34

Приволжский федеральный округ 414 5 419 Итого 5 591 161 5 752

Таблица 5

Число иностранных граждан из различных групп стран и регионов мира, изучавших на дневных отделениях российских вузов русский язык как специальность по разным программам мира в 2014/2015 академическом году (человек)

Программы обучения Группы стран

Страны СНГ Страны Балтии Восточноевропейские и балканские страны Страны Северной Европы Страны Западной Европы Страны Азии Страны Ближнего Востока и Северной Африки Страны Африки (кроме Северной) Страны Латинской Америки Страны Северной Америки и Океании Всего

Слушатели подготовительных отделений 58 1 5 2 20 560 80 80 77 17 900

Бакалавры 187 9 16 1 51 609 4 8 6 28 919

Дипломированные специалисты 163 3 0 0 1 23 310 22 0 0 522

Магистры 42 3 12 1 11 224 5 9 2 2 311

Стажеры 696 4 110 138 654 917 22 17 21 204 2783

Интерны 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Ординаторы 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Аспиранты 16 0 6 0 0 121 10 2 0 0 155

Докторанты 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1

Всего 1163 20 149 142 737 2454 431 138 106 251 5591

к>

Таблица 7

Вузы—лидеры по обучению иностранных граждан русскому языку как специальности в 2014/2015 г. (человек)

Название вуза Всего на очном обучении Слушатели подготовительных отделений Бакалавры Дипломированные специалисты Магистры Стажеры Интерны Ординаторы Аспиранты Докторанты Заоное обучение

Российский университет дружбы народов 1 141 96 82 0 87 876 0 0 0 0 9

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова 967 0 0 0 0 940 0 0 27 0 0

Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия 433 0 0 433 0 0 0 0 0 0 0

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет 351 144 64 0 10 133 0 0 0 0 0

Санкт-Петербургский государственный экономический университет 261 0 0 0 0 261 0 0 0 0 0

Благовещенский государственный педагогический университет 147 0 116 0 28 0 0 0 3 0 0

Бурятский государственный университет 132 74 0 0 0 58 0 0 0 0 0

Государственный институт русского языка им. A.C. Пушкина 179 0 77 0 74 0 0 0 27 1 1

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена 238 0 175 0 24 29 0 0 10 0 0

Тверской государственный университет 126 0 6 2 3 115 0 0 0 0 3

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова 107 0 0 0 0 107 0 0 0 0 0

Байкальский государственный университет экономики и права 103 103 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского 103 96 0 0 0 6 0 0 1 0 0

ш

о о

й S

м

о чЗ

fco

О

о

о ^

а

со

о 06 а

а §

?!

К К о S то Ä

к

g

£

о

Изучение русского языка на курсах

Лидерство по числу представителей стран Азии и западноевропейских стран, а также стран СНГ по обучению на курсах русского языка за последние четыре года практически не изменилось (несмотря на небольшое сокращение их удельного веса), в то время как наиболее значительно увеличилась доля представителей арабских и африканских стран. Почти перестали учить русский язык на курсах представители стран Балтии, значительно ухудшился этот показатель (в 2 раза) у представителей стран Северной Америки (и прежде всего США) (рис. 3).

Страны Азии Страны Западной Европы Страны СНГ Страны Восточной Европы и Балкан Страны Ближнего Востока и Северной Африки

□ 2014/2015

46,4 I 48,4

Страны Африки к югу от Сахары

Страны Латинской Америки ^ З3

Страны Северной Америки и Океании

Страны Северной Европы ^ 1 Страны Балтии | 0,

2,8

6,7

0,1 5

2011/2012

Рис. 3. Доля иностранных граждан, изучавших русский язык как иностранный на курсах в российских вузах по очной и заочной формам в 2011/2012 и в 2014/2015 академических годах (%)

Эти тенденции хорошо иллюстрируют и данные табл. 8 (по абсолютной численности иностранцев, изучавших русский на языковых курсах в отечественных вузах).

Таблица 8

Число иностранных граждан, изучавших русский язык как иностранный на курсах очно и заочно в российских вузах в 2011/2012—2014/2015 акад. гг. (человек)

Группы стран/регионы мира 2011/2012 г. 2014/2015 г. Изменения за 2011/12— 2014/15 гг.

Учили очно+заочно Всего Учили очно+заочно Всего

СНГ 1 579 1 579 1 608+124 1 732 + 153

Балтия 65 65 10 + 4 14 - 51

Восточная Европа 906 906 1 276 + 21 1 297 + 391

Северная Европа 157 157 243 243 + 86

Западная Европа 1 914 1 914 2216 + 29 2 245 + 331

Азия 6368+ 124 6 492 7 545 + 32 7 577 + 1 085

Ближний Восток и Северная Африка 613 613 1 260 + 4 1 264 + 651

Африка к югу от Сахары 353 353 969 + 3 972 + 619

Латинская Америка 425 + 1 426 498 + 12 510 + 84

Северная Америка и Океания 900 + 1 901 459 + 3 462 - 439

Итого 13 280 + 126 13 406 16 084 + 232 16 316 + 2 910

Лидерами по численности своих граждан, изучавших русский язык как иностранный на курсах в 2014/2015 академическом году стали:

— среди стран СНГ: Казахстан (417 чел.), Узбекистан (301 чел.), Таджикистан (251 чел.), Туркмения (212 чел.) и Украина (249 чел.);

— среди стран Восточной Европы: Польша (568 чел.), Болгария (193 чел.), Словакия (148 чел.) и Чехия (104 чел.);

— среди стран Северной Европы: Финляндия 9150 чел.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— среди стран Западной Европы: Италия (655 чел.), Германия (496 чел.), Франция (300 чел.), Австрия (242 чел.), Великобритания (139 чел.);

— среди стран Азии: КНР (4 815 чел.), Южная Корея (750 чел.), Япония (374 чел.), Турция (281 чел.) и Вьетнам (278 чел.);

— среди арабских стран — Ирак (397 чел.), Египет (138 чел.), Марокко (100 чел.), Иордания (99 чел);

— среди африканских стран — Ангола (215 чел.), Нигерия (163 чел.), Камерун (114 чел.) и Гана (98 чел.);

— среди стран Америки — США (391 чел.), Куба (120 чел.); Эквадор (97 чел.), Колумбия (92 чел.) и Бразилия (56 чел.).

По сравнению с 2011/2012 г. наиболее заметно увеличили контингент своих учащихся на курсах русского языка Казахстан (вдвое), Болгария (вдвое), Финляндия (вдвое), Италия (вдвое), КНР (в полтора раза), Ирак (в 4 раза), Египет (в 5 раз), Иордания (в 3 раза), Ангола (в 10 раз), Нигерия (вдвое), Камерун (в 5,5 раза), Гана (вдвое), Эквадор (почти в 10 раз).

В то же время значительно сократилась численность рассматриваемой категории учащихся из Таджикистана (вдвое), Вьетнама (вдвое), Монголии (в 3 раза), Марокко (вдвое), Бразилии (вдвое), США (вдвое).

Общее количество вузов, в которых иностранные граждане в 2014/2015 акад. г. изучали русский язык как иностранный на курсах — 196. Самые крупные кон-тингенты данной категории иностранных учащихся отмечались в вузах Центрального федерального округа (прежде всего Москвы) и Северо-Западного федераль-

ного округа (главным образом в вузах Санкт-Петербурга), а также в ряде вузов Приволжского и Дальневосточного федеральных округов (табл. 9).

Таблица 9

Изучение русского языка как специальности в 2014/2015 г. иностранными гражданами из различных стран по очной и по заочной формам в вузах различных федеральных округов (число и %)

Федеральные округа Очное обучение Заочное обучение Всего

Центральный федеральный округ 5 653 232 5 885

Северо-Западный федеральный округ 3 586 0 3 586

Южный федеральный округ 603 0 603

Северо-Кавказский федеральный округ 364 0 364

Приволжский федеральный округ 1 812 0 1 812

Уральский федеральный округ 1 015 0 1 015

Сибирский федеральный округ 1 083 0 1 083

Дальневосточный федеральный округ 1 955 0 1 955

Крымский федеральный округ 13 0 13

Итого 16 084 232 16 316

Лидерами по общей численности иностранных граждан, обучавшихся русскому языку как специальности в 2014/2015 акад. г. являлись ГИРЯ им. А.С. Пушкина (1929 чел.), Санкт-Петербургский государственный университет (1 592 чел.), Дальневосточный федеральный университет (952 чел.), Российский государственный профессионально-педагогический университет (524 чел.), РГПУ им. А.И. Герцена (492 чел.), Уфимский государственный нефтяной технический университет (403 чел.), Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (330 чел.) и Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта (301 чел.).

Самыми крупными контингентами иностранных граждан, обучавшихся русскому языку на курсах, были представители КНР (4 815 чел.), Южной Кореи (750 чел.) и Италии (655 чел.). Эти же три страны являлись лидерами по численности своих представителей, изучавших русский язык в вузах России в 2014/2015 академическом году и как специальность и как иностранный язык на курсах (табл.10).

Таблица 10

Страны — лидеры по числу своих граждан, изучавших русский язык как специальность и на курсах как иностранный в российских вузах в 2014/2015 г.

Страна Русский язык как специальность (очно) Курсы русского языка как иностранного (очно) Русский язык как специальность (заочно) Курсы русского языка как иностранного (заочно) Всего

Китай 1 453 4 796 54 19 6 322

Южная Корея 217 749 0 1 967

Италия 270 647 1 8 926

США 244 389 0 2 635

Германия 118 485 0 11 603

Япония 209 374 0 0 583

Казахстан 144 412 9 5 570

Вьетнам 181 278 0 0 459

Узбекистан 153 301 7 0 461

Ирак 58 397 0 0 455

Окончание табл. 10

Страна Русский язык как специальность (очно) Курсы русского языка как иностранного (очно) Русский язык как специальность (заочно) Курсы русского языка как иностранного (заочно) Всего

Таджикистан 199 250 1 1 451

Франция 146 300 0 0 446

Турция 164 277 0 4 445

Туркмения 140 212 11 0 363

Марокко 230 100 0 0 330

Монголия 77 203 30 2 312

Украина 50 180 9 69 308

Финляндия 140 150 0 0 290

Вузами — лидерами по обучению иностранных граждан русскому языку в 2014/2015 акад. г. по всем форам и программам стали ГИРЯ им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербургский государственный университет и РУДН (табл. 11).

Таблица 11

Вузы — лидеры по числу иностранных граждан, изучавших русский язык как специальность и на курсах как иностранный в российских вузах в 2014/2015 г.

Вуз Русский язык (Очно) Курсы русского языка(Очно) Русский язык (Заочно) Курсы русского языка(Заочно) Всего

Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина 179 1910 1 49 2 138

Санкт-Петербургский государственный университет 0 1592 0 0 1 592

Российский университет дружбы народов 1 141 0 9 0 1 141

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова 967 0 0 0 967

Дальневосточный федеральный университет 2 952 0 0 954

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена 238 492 0 0 730

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет 351 236 0 0 587

Российский государственный профессионально-педагогический университет 0 524 0 0 524

Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия 433 0 0 0 433

Уфимский государственный нефтяной технический университет 0 403 0 0 403

Окончание табл. 11

Вуз Русский язык (Очно) Курсы русского языка(Очно) Русский язык (Заочно) Курсы русского языка(Заочно) Всего

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского 0 330 0 0 330

Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта 11 301 0 0 312

Белгородский государственный университет — национальный исследовательский университет 61 191 3 0 255

Санкт-Петербургский государственный экономический университет 261 0 0 0 261

Международный университет в Москве 0 244 0 0 244

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса 0 240 0 0 240

Южно-Уральский государственный универси-тет(национальный исследовательский университет) 0 221 0 0 221

Гуманитарный институт им. П.А. Столыпина 0 217 0 0 217

Российский государственный гуманитарный университет 2 205 0 0 205

Благовещенский государственный педагогический университет 147 50 0 0 197

В последнее время значительно усилена роль ГИРЯ им. А.С Пушкина как научно-методического центра по изучению русского языка как иностранного за рубежом. С 1 сентября 2014 г. начал работать его портал «Образование на русском языке». Число его пользователей первоначально было сравнительно невелико, но в 2015 г. стало постепенно увеличиваться (табл. 12).

Таблица 12

Число зарубежных пользователей портала «Образование на русском» ГИРЯ им. А.С. Пушкина по состоянию на 10 июня 2015 г. (3)

Страна Число зарегистрированных пользователей,чел. Страна Число зарегистрированных пользователей,чел.

Италия 48 Германия 14

Латвия 42 США 13

Испания 36 Сербия 13

Армения 30 Грузия 12

Казахстан 26 Китай 11

Польша 23 Другие страны 190

Греция 23 Россия 559

Болгария 23 Страна не определена 536

Чехия 15 Всего 1 614

Учебные курсы, на которых зарегистрированы пользователи портала «Образование на русском языке», достаточно разнообразны и способны в дальнейшем привлечь широкий круг специалистов-русистов как в России, так и за рубежом:

«Обучение русскому языку как иностранному на начальном этапе»;

«Русский язык как иностранный и методика его преподавания (профперепод-готовка)»;

«Подготовка тьюторов по работе с ресурсами портала "Образование на русском языке"»;

«ИКТ в преподавании русского языка как иностранного»;

«Мобильные технологии в преподавании русского как иностранного (РКИ)»;

«Фонетика современного русского языка»;

«Практическая методика преподавания русского языка как иностранного»;

«Практическая методика преподавания РКИ (лексический аспект)».

По линии Россотрудничества и с участием российских вузов за рубежом организуются также выездные методические семинары и мастер-классы для местных русистов и иные мероприятия. Однако в условиях распада системы переподготовки и повышения квалификации учителей русского языка, сложившейся в советский период в бывших национальных республиках СССР и в странах Восточной Европы, а также в ряде стран дальнего зарубежья, ликвидации филиалов ГИРЯ им. А.С. Пушкина за рубежом, сокращения числа студентов и аспирантов, изучающих русский язык как специальность в национальных учебных заведениях, единственной эффективной альтернативой является расширение (прежде всего за счет федерального бюджета) приема иностранных граждан на различные программы изучения русского языка и прежде всего — третичного уровня, а также выделение большего количества госстипендий иностранным преподавателям русского языка для повышения квалификации и оплата их расходов на проезд и проживание в России на период обучения. Вместе с тем потенциал отечественной высшей школы в области подготовки русистов для зарубежных стран реализуется не в полной мере. Безусловно, есть и проблемы качества обучения русскому языку, но эта тема заслуживает отдельного освещения.

В новой Федеральной целевой программе «Русский язык на 2016—2020 годы» предусматривается увеличение числа зарубежных преподавателей-стажеров по русскому языку в России с 3 тыс. человек в 2015 г. до 15 тыс. — в 2020 г. [5]. Это безусловный прогресс по сравнению с показателями предшествующей ФЦП «Русский язык на 2010—2015 годы», однако данный плановый показатель не полностью отвечает профессиональным потребностям зарубежных русистов, особенно если принять во внимание, что общая численность преподавателей русского языка в мире составляла в 2015 г. свыше 270 тыс. человек, в том числе за пределами границ Российской Федерации — 110 тыс. человек [3. С. 37].

Необходимо добиваться, чтобы каждый школьный или вузовский преподаватель русского языка имел возможность хотя бы раз в пять лет пройти курсы повышения квалификации в стране изучаемого языка. Очень важно и предоставление дополнительных возможностей стажировок в России иностранным студентам, специализирующимся по русскому языку, причем лучшие студенты-русисты должны получить право на льготные (бесплатные) стажировки в российских вузах, что

будет действенным стимулом для совершенствования знаний русского языка среди зарубежных учащихся. Необходимо также упрощение визовых процедур для

иностранных граждан, желающих изучать в России русский язык.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Без учета изучавших дистанционно русский язык на портале Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина «Образование на русском».

(2) Единственным докторантом, специализировавшимся в 2014/2015 акад. г. по русскому языку, стал представитель Казахстана (Жанар Киынова), успешно защитившая диссертацию по специальности 10.02.01 — русский язык на тему «Славянизмы в русском языке: историко-культурное и семантико-стилистическое своеобразие» (защита состоялась в ГИРЯ им. А.С. Пушкина).

(3) Портал начал работу с 1 сентября 2014 г. Составлено по данным ГИРЯП.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Арефьев А.Л. Русский язык в мире: прошлое, настоящее, будущее // Вестник РАН. 2015. Т. 84. C. 31—38, DOI: 10.7868/S086958731410003X

[2] Грани российского образования. М.: Центр социологических исследований, 2015. 644 с.

[3] Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы: справочно-аналитические материалы / Науч. ред. Л.А. Вербицкая. СПб., 2015. 82 с.

[4] Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: статистический сборник. Вып. 13. М.: Центр социологических исследований, 2016. 192 с.

[5] О федеральной целевой программе «Русский язык на 2016—2020 годы»: постановление Правительства РФ от 25 мая 2015 г. № 481. URL: http://government.ru/media/files/UdArRu Nmg2Hdm3MwRUwmdE9N3ohepzpQ.pdf

[6] Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник. Вып. 5. М.: Центр социологических исследований, 2015. 360 с.

TRAINING OF SPECIALISTS IN RUSSIAN FOR FOREIGN COUNTRIES

IN RUSSIAN UNIVERSITIES

A.L. Arefiev

Center for Sociological Research of the Russian Ministry of Education and Science Lyusinovskaya str., 51, Moscow, Russia, 115998

The article, based on the analysis of departmental statistics, highlights the training of foreign citizens in the Russian language in Russian higher education. Analyzes the performance study of the Russian language in different programs, full-time and part-time. There have been the country with the largest number of their representatives, studying the Russian language, as well as universities, leaders in the contingent of foreign students, interns, graduate students of Russian language. It is concluded that insufficient use of the potential of Russian higher education in Russian language teaching foreigners and formulated a number of recommendations in this area.

Key words: Russian language programs, courses, international students, Russian universities

REFERENCES

[1] Arefiev A.L. Russkijjazyk v mire:proshloe, nastojashhee, budushhee // Vestnik RAN. 2015, tom 84. [Russian Language in the World: Past, Present and Future // Herald of the Russian Academy of Sciences], 2015, Vol. 84, No. 5, PP. 31-38, doi: 10.7868/S086958731410003X

[2] Grani rossijskogo obrazovanija. [Dimensions of Russian Education]. M.: Center for Sociological Research, 2015, 644 p.

[3] Mezhdunarodnaja associacijaprepodavatelej russkogo jazyka i literatury: spravochno-analiticheskie materialy / Nauch. red. L.A. Verbickaja. [International Association of Teachers of Russian and Literature: Certificate-Analytical Materials / Scientific editor Verbitskaja L.A.]. Saint-Petersberg, 2015. 82 p.

[4] Obuchenie inostrannyh grazhdan v vysshih uchebnyh zavedenijah Rossijskoj Federacii. Statisticheskij sbornik. Vypusk 13. [Education of Foreign Citizens in the Higher Educational Institutions of the Russian Federation. Statistical Collection. Issue 13]. M.: Center for Sociological Research, 2016, 192 p.

[5] O federalnoj celevojprogramme «Russkij jazyk na 2016—2020gody». Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 25maja 2015 goda, № 481. [To the federal having a special purpose program «Russian on 2016-2020». Decision of Government of Russian Federation from May, 25, 2015, № 481]. Available at: http://government.ru/media/files/UdArRuNmg2Hdm3MwRUwmdE9N3 ohepzpQ.pdf (accessed 12.01.2016).

[6] Jeksport rossijskih obrazovatel'nyh uslug. Statisticheskij sbornik. Vypusk 5. M.: Centr sociologicheskih issledovanij. [Export for Russian Educational Services. Statistical Collection. Issue 13]. M.: Center for Sociological Research, 2015, 360 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.