Научная статья на тему 'Русский язык в мире: прошлое, настоящее, будущее'

Русский язык в мире: прошлое, настоящее, будущее Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4250
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИАХРОНИЯ / RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / HIGHER EDUCATION / SECONDARY EDUCATION / DIACHRONY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Арефьев Александр Леонардович

Статья подготовлена на основе результатов мониторингов функционирования русского языка в мире, проводившихся в 2004 году по поручению МИДа России и в 2011-2012 годах по поручению Минобрнауки России. Использовались данные переписей населения, национальных министерств образования, сведения российских центров науки и культуры за рубежом. Также вкладом в исследование стали экспертные оценки руководителей национальных ассоциаций преподавателей русского языка и литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian language in the world: The past, present, and future

This article draws on the results of monitoring the Russian language functioning in the world. The monitoring was conducted on behalf of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation in 2004 and the Ministry of Education and Science in 2011-2012. The study used data provided by censuses, national ministries of education, and Russian research and cultural centres abroad. An important contribution was expert judgements from heads of national associations of teachers of Russian language and literature.

Текст научной работы на тему «Русский язык в мире: прошлое, настоящее, будущее»

УДК 316.77; 811.161.1

Александр Арефьев

(Москва)

РУССКИЙ ЯЗЫК В МИРЕ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ

Статья подготовлена на основе результатов мониторингов функционирования русского языка в мире, проводившихся в 2004 году по поручению МИДа России и в 2011 -2012 годах по поручению Минобрнауки России. Использовались данные переписей населения, национальных министерств образования, сведения российских центров науки и культуры за рубежом. Также вкладом в исследование стали экспертные оценки руководителей национальных ассоциаций преподавателей русского языка и литературы.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, высшее образование, среднее образование, диахрония.

вадцатый век стал периодом наиболее широкого распространения русского языка. В 1915 году им владели 140 млн человек, в основном подданных Российской империи, общее население которой (вместе с Польшей и Финляндией) составляло на 1 января 1915 года 182 млн человек [1, с. 58]. По числу подданных Россия занимала первое место в мире среди так называемых цивилизованных стран, а русский язык был тогда распространен так же, как и английский и даже несколько опережал его1.

© Арефьев А., 2015

1 Население США в 1910 году насчитывало 93 млн человек, Великобритании — 43,4 млн, и еще примерно около 5 млн англоговорящих проживали в британских колониях. Население Китая (использовавшее различные диалекты и языки) составляло 400 млн человек, Индии (также многоязычной по составу) — 284,5 млн. Темпы прироста российского населения были высокими (от 3 до 4,5 млн человек в 1907—1913 годах).

В 1990 году число владевших русским языком достигло наивысшего показателя — 312 млн человек2. Этому способствовали, прежде всего, социально-экономические и научно-технические достижения Советского Союза. Русский язык был одним из ведущих мировых языков, используемых во всех крупнейших международных организациях. После Второй мировой войны он стал рабочим языком ООН (наряду с английским, испанским, китайским, арабским и французским), официальным или рабочим языком других международных организаций.

Распад СССР и утрата Россией прежнего экономического, технологического и геополитического влияния в мире отразились и на положении русского языка. Все более заметно и неуклонно снижалось не только абсолютное число владевших им, но и их доля в общем населении Земли (табл. 1).

Таблица 1

Изменение удельного веса владеющих русским языком в общей численности населения Земли в 1900 — 2050 года (оценка и прогноз)

Годы Общемировая численность населения, млн чел. Численность населения Российской империи/СССР/ РФ, млн чел. Доля в общемировой численности населения, % Число владевших русским языком, млн чел. Доля в общемировой численности населения, %

1900 1650 138,0 8,4 105 6,4

1914 1782 182,2 10,2 140 7,9

1940 2342 205,0 8,8 180 7,7

1980 4434 265,0 6,0 280 6,3

1990 5263 286,0 5,4 312 5,9

2004 6400 146,0 2,3 278 4,3

2010 6820 142,7 2,1 259,8 3,8

2015 7200 139,0 1,9 243 3,4

2025 7800 129,0 1,7 215 2,8

2050 9350 110,0 1,2 130 1,4

По демографическим прогнозам ООН (средний вариант), в 2025 году население нашей страны составит 129 млн человек (в том числе русских останется не более 100 млн), а к 2050 году число жителей России сократится до 110 млн, из которых русских будет 83 млн.

2 По подсчетам американского исследователя Дж. Вебера, в 1990-х годах русским языком владели в различных странах мира 297 млн человек [2, р. 17].

О неуклонном уменьшении числа русских в Российской Федерации свидетельствует и Федеральная служба государственной статистики (Росстат). По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, численность указавших свою национальную принадлежность как русских составила 111,02 млн человек, что почти на 5 млн меньше, чем по переписи населения 2002 года, и на 9 млн меньше, чем по переписи 1989 года по РСФСР (119,9 млн).

Численность этнических русских как основных носителей русского языка и культуры наиболее заметно сократилась за последние 20 лет в бывших советских национальных республиках — почти вдвое: с 25,3 млн в 1989 году до 14,8 млн в 2010-м. Причины — не только естественная смертность и миграция, но и утрата национальной идентичности в силу необходимости самореализации в новой этнокультурной среде. Самым значительным (в абсолютных цифрах) это сокращение было на Украине (с 11,4 млн в 1989 году до 7,4 млн в 2010-м), в Казахстане (с 6,2 млн до 3,8 млн) и Узбекистане (с 1,7 млн до 0,7 млн). В 3 раза уменьшилось число русских в Азербайджане, Грузии, Туркмении, в 5 раз — в Армении, в 10 раз — в Таджикистане. В странах дальнего зарубежья численность этнических русских составляет оценочно 3,2 млн человек, в том числе около 1 млн — в США, свыше 350 тыс. — в Германии. Суммарное же число русских в мире в настоящее время — 129 млн человек, из них 86 % проживают на территории Российской Федерации.

За последние 20 лет значительно сократилось и число тех, для кого русский язык является родным: со 164,6 млн человек в 1990 году до 146,9 млн в 2010-м, в самой Российской Федерации — на 7,5 млн человек3.

Общее число владеющих русским языком в 2010 году составило около 260 млн человек, что на 52 млн меньше, чем в 1990-м, и на 18 млн — чем в 2004-м. С 2004 по 2010 год значительно уменьшилось число владеющих русским языком в странах СНГ (на 9,2 млн человек: прежде всего на Украине, в Казахстане и Узбекистане), а также в восточноевропейских и балканских странах (на 5,4 млн человек: прежде всего в Польше, Болгарии и республиках бывшей Югославии). Уменьшилось число владеющих русским и в странах Азии (более чем на 0,5 млн человек, в основном из-за снижения интереса к нему в Монголии, Японии, Корее). В то же время ситуация практически не изменилась в

3 По нашим расчетам, русский язык в 2010 году в РФ был родным для 111 млн русских по национальности и для 8,8 млн человек других национальностей.

странах Западной Европы и Северной Америки. Причина — продолжающаяся эмиграция в эти страны русскоговорящих из России и других бывших советских республик. Ожидается, что к 2015 году число владеющих русским языком (как родным или как вторым либо в качестве иностранного языка) сократится еще почти на 17 млн человек.

Распределение числа владеющих русским языком и русских по национальности в каждой из бывших советских республик хорошо видно из таблицы 2. Лидеры по абсолютным показателям в настоящее время — Украина, Казахстан и Узбекистан. В дальнем зарубежье по числу жителей, владеющих русским языком, на первых позициях находятся Польша, Германия и США (табл. 3).

Таблица 2

Владеющие русским языком среди населения стран СНГ и Балтии (за 2009 — 2012 гг.), тыс. человек

Страна Все население Русские по национальности Русский язык родной Всего владеющих русским языком Степень владения

Владеют активно Владеют пассивно Не владеют

Белоруссия 9500 851,1 8 991,6 9300 7500 1800 200

Украина 45 600 7400 12 000 36 800 27 500 9300 8800

Молдавия 3500 150 250 1700 500 1200 1800

Приднестровье 510 150 300 500 450 50 0

Казахстан 16 000 3 793,8 2500 13 500 11 500 2000 2500

Киргизия 5551 381,6 400 2700 2000 700 2800

Узбекистан 28 600 700 900 11 800 4000 7800 16 800

Таджикистан 7565 40 50 2500 900 1600 5100

Туркменистан 5105 140 150 900 600 300 4200

Азербайджан 8 922,4 119,3 140,0 4900 1600 3300 4000

Армения 3 585,8 7,5 10 2100 900 1200 1500

Грузия 4 469,2 45,0 67,5 2400 1300 1100 2100

Абхазия 525,1 22,1 25 450 350 100 50

Южная Осетия 50 1,0 25 50 40 10 0

Латвия 2 067,9 556,4 680 1800 1500 300 300

Литва 3 053,8 174,9 180,0 1300 600 700 1800

Эстония 1 339,6 340,8 400 1950 450 500 350

Итого 145950 14 903,5 22 069 93 850 61 690 31 960 52 300

Таблица 3

Страны дальнего зарубежья с наибольшим числом населения, владевшего русским языком в 2010 году

Страна Число владевших русским языком, чел. Общая численность населения, чел. Доля владевших русским языком в составе всего населения, %

Польша 5 500 000 38 501 000 14,3

Германия 5 400 000 81 800 000 6,7

США 3 500 000 308 745 000 1,1

Болгария 2 000 000 7 365 000 27,2

Чехия 2 000 000 10 408 000 19,2

Сербия 1 400 000 7 121 000 19,7

Словакия 1 300 000 5 425 000 24,0

Монголия 1 200 000 2 648 000 45,3

Израиль 1 000 000 7 580 000 13,2

Китай 700 000 1 370 537 000 0,05

По степени распространенности (общему числу владеющих им как родным, вторым или иностранным) русский язык, занимавший четвертое место в мире в 1990 году (после китайского, английского и испанского), переместился в 2010 году на шестое место. Его опережали английский (оценочно 1,5 млрд человек, владевших им свободно), китайский (1,4 млрд человек, включая говоривших на диалектах, отличных от нормативного путунхуа), хинди / урду (свыше 600 млн человек, включая региональные диалекты), испанский (500 млн человек), арабский (350 млн человек). После 2015 года русский по распространенности опередят («передвинув» на восьмое место) и такие языки, как бенгали и португальский (в 2010 году ими свободно владели примерно по 250 млн человек, а в 2015 году на каждом из этих языков будут говорить по 260 млн человек, что связано с очень высокими темпами прироста населения Бразилии, португалоязычных стран Африки и населения Бангладеш и Индии, говорящего на бенгальском). Постепенно «догоняет» лидирующую группу мировых языков и французский (220 млн человек, свободно владевших им в 2010 году). К 2030 году русский может вообще «выпасть» из первой десятки мировых языков.

По такому ключевому (и более определенному) показателю, как число тех, для кого тот или иной язык является родным, русский, по оценкам зарубежных специалистов, в 2009 году находился на восьмом месте в мире (табл. 4).

Таблица 4

Число владеющих мировыми языками как родными и страны, в которых язык имеет хождение, 2009 год

Число владеющих Количество стран,

Язык языком как родным, в которых язык

млн чел. имеет хождение

Китайский 1 231 31

Испанский 329 44

Английский 328 112

Арабский 221 57

Хинди (без диалектов) 182 20

Бенгали 181 10

Португальский 178 37

Русский 144 33

Японский 122 25

Немецкий 90 43

Источники: Ethnologue: Languages of the World. Sixteenth edition. URL: http://www.ethnologique.com/ (дата обращения: 15.03.2015).

В большинстве бывших советских республик русский язык утратил доминирующий статус. Ныне он провозглашен государственным, помимо России, лишь в Белоруссии (вместе с белорусским). Официальным языком (используемым наряду с государственным в различных учреждениях) русский признан в Абхазии, Казахстане, Киргизии, Приднестровье и Южной Осетии, языком межнационального общения — в Молдавии, на Украине (на практике был языком нацменьшинства, в 2012 году в ряде восточных областей его признали региональным языком, а в 2014 году лишили этого статуса), Таджикистане, Узбекистане и Туркмении (в последних двух странах русский фактически иностранный). В республиках Прибалтики, а также в Азербайджане и Армении русский язык является иностранным. Из стран дальнего зарубежья русский имеет статус регионального или языка национального меньшинства в Польше, Румынии, Хорватии и Финляндии.

Важнейший инструмент поддержки и распространения того или иного языка — система образования, прежде всего обучение на нем и изучение его как обязательного предмета в рамках школьных и вузовских программ. В Российской империи в 1913/14 учебном году, согласно данным Министерства народного просвещения, обучались на русском языке около 9,5 млн человек (примерно 94 % от общего числа учащихся) более чем в 145 тыс. различных образовательных учреждений, преимущественно в так называемых низших (начальных) школах (82 % всех обучавшихся)4, включая Петроградский учебный округ, Баку, Тифлис и Варшавскую губернию. При этом русскоязычное образование получали примерно 9 млн человек, а 0,5 млн учились на национальных языках, в том числе в нехристианских религиозных школах, но русский язык при этом был одним из учебных предметов. В Советском Союзе в системе школьного образования доля обучения на национальных языках была значительно выше. Так, в 1990/91 учебном году на русском языке в школах учились 28,3 млн человек, или 64,6% всех детей. Кроме того, 11 млн школьников в национальных республиках изучали русский язык. В системе среднего профессионального и высшего образования обучались на русском языке, а также изучали его как учебный предмет 14,5 млн студентов. За пределами Советского Союза русский язык в школах и вузах изучали 20 млн человек, главным образом в социалистических странах Восточной Европы, в том числе 7 млн — в Польше и 3 млн — в ГДР. В общей сложности в 1990 году на русском языке получали образование (в основном школьное) почти 75 млн человек. Это высший показатель использования русского языка в национальных системах образования. Вне академического сектора, на многочисленных курсах при советских обществах дружбы в конце 1980-х годов русский язык учили 600 тыс. человек (данный показатель также является рекордным).

После распада СССР русский язык начал стремительно вытесняться из национальных систем образования (рис. 1). Особенно значительные потери отмечались в 1990 — 2004 годы, после чего процесс несколько замедлился. За два десятилетия сократилось и число обучавшихся на русском языке в Российской Федерации (более чем на 2 млн человек). Это произошло вследствие почти двукратного уменьшения контингента школьников, однако было частично компенсировано почти трехкратным увеличением числа студентов.

4 Подсчитано по: [1, с. 144].

I иддп I 19010 I Изменения за 20 лет

Рис. 1. Изменение численности обучавшихся на русском языке и изучавших русский языж в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях стран мира в 1990/91 — 2010/11 учебных годах, млн человек

Проблемы с русским языком в России имеют не только количественное, но и качественное измерение. Российские школьники и студенты все хуже говорят по-русски и с каждым годом все менее грамотно выражают свои мысли. Сдерживающим фактором в овладении молодежью русским литературным языком стал ЕГЭ. Учителя уже с 5-го класса ориентируют детей на выбор вариантов ответов на экзамене, а не на владение речью. Кроме того, в школах становится все больше детей трудовых мигрантов, почти не владеющих русским. В 2010/11 учебном году их было более 100 тыс. человек, в основном в школах Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области. Школьным учителям приходится осваивать методику преподавания русского как иностранного, это усложняет учебный процесс. В национальных республиках РФ, имеющих право осуществлять обучение на национальных языках, сокращаются часы, отводимые на русский, в пользу изучения титульных языков. Есть и другие серьезные проблемы.

Примечательно, что за первое десятилетие независимого развития, когда число русскоязычных школ сокращалось наиболее интенсивно (их стало меньше в 1,7 раза, или на 7,5 тыс.), количество общеобразовательных билингвальных учебных заведений в большинстве бывших национальных республик СССР даже несколько выросло. Это было связано с тем, что в начальных и средних школах с обучением на рус-

ском языке в качестве первого шага вводилось преподавание ряда предметов на государственном языке, и учебное заведение становилось двуязычным, затем всех русскоязычных учащихся сводили в классы с обучением на русском языке (при этом прием в начальные классы с обучением на русском прекращался), и школа в течение нескольких лет преобразовывалась в моноязычную. Русский язык преподавался факультативно, а русская литература переводилась в раздел иностранной и изучалась в переводе на национальный (государственный) язык.

На протяжении второго десятилетия независимого развития стран СНГ и Балтии (в 2000—2010 годы) темпы количественного сокращения русскоязычных школ несколько снизились (в 1,5 раза, или на 2,6 тыс.), но количество билингвальных учебных заведений во многих странах уменьшилось. Наиболее масштабной стала ликвидация школ с обучением на русском языке на Украине, в Казахстане, Грузии, Армении и Туркмении. Киргизия оказалась единственной страной СНГ, в которой число школьников, получавших русскоязычное образование, за последние 20 лет несколько увеличилось (табл. 5).

Таблица 5

Динамика изменения числа школьников, обучавшихся на русском языке в бывших республиках СССР в 1990/91, 2000/01 и 2010/11 учебных годах, тыс. чел

Страны Число обучавшихся на русском языке Изменение числа обучавшихся на русском языке в 1990/91—2010/11 учебных годах

1990/91 2000/01 2010/11

Белоруссия 1 204,3 1 068,0 758,2 - 446,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Украина 3 518,0 1 197,2 685,9 - 2 832,1

Молдавия 239,1 133,6 81,4 - 157,7

Приднестровье — 46,1 41,3 —

Казахстан 2 224,0 1 441,7 834,4 - 1 389,6

Киргизия 248,9 253,3 273,5 + 24,6

Узбекистан 636,0 321,0 221,0 - 415,0

Таджикистан 120,0 18,0 47,0 - 73,0

Туркмения 127,1 42,3 6,5 - 120,6

Азербайджан 250,0 107,5 94,7 - 155,3

Армения 92,0 9,2 1,5 - 90,5

Окончание табл. 5

Страны Число обучавшихся на русском языже Изменение числа обучавшихся на русском языже в 1990/91—2010/11 учебных годах

1990/91 2000/01 2010/11

Грузия 207,0 38,1 8,5 - 198,5

Абхазия — — 10,2 —

Южная Осетия — — 5,2 —

Латвия 168,1 115,3 56,6 - 111,5

Литва 76,2 41,2 15,9 - 60,3

Эстония 75,9 54,0 26,6 - 49,3

Всего 9 186,4 5 607,1 3 168,4 - 6 018,0

Парадоксально, но от половины до четырех пятых контингента учащихся русскоязычных школ в бывших советских республиках (прежде всего среднеазиатских и закавказских) в 2010/11 учебном году составляли дети коренных национальностей. Причина — в целом более высокое, чем в национальных школах, качество обучения, сохранившееся с советских времен. В странах Балтии национальный состав школ с обучением на русском языке иной: детей коренных национальностей в них не более 5 — 10 %.

В системе среднего и высшего профессионального образования бывших советских республик сокращение русскоязычного сектора было не столь велико, как в школах, особенно в последние семь лет. Самые значительные ограничения на использование русского языка в профессионально-технических училищах, колледжах и высшей школе наблюдались в Литве, Латвии, Туркмении, Азербайджане, Армении и Грузии. Наиболее широко русский язык по-прежнему используется в Белоруссии, Казахстане и Киргизии.

В большинстве стран СНГ на русском языке преподают инженерно-технические и медицинские предметы, соответствующая учебная литература также представлена преимущественно на русском. Почти все иностранные студенты, обучающиеся в вузах бывших советских республик, получают образование на русском языке (включая страны Балтии, в которых все шире внедряются и англоязычные академические программы). Предпринятая на Украине попытка полного отказа от использования русского языка для обучения иностранных граждан и перевода подготовительных отделений на украинский язык привела к снижению числа иностранных абитуриентов (из Китая и других стран) и вынудило Министерство образования отменить запрет.

В конце 1980-х годов доля школьников, обучавшихся в национальных республиках СССР на русском языке, составляла около 40 %. По состоянию на 2010/11 учебный год она уменьшилась более чем в

2 раза — до 16,9 %. В системе среднего профессионального образования бывших советских республик доля обучающихся на русском языке сегодня еще ниже — 15,6 % (448,8 из 2 869,2 тыс. студентов учреждений среднего профессионального образования), хотя в советский период в профессионально-технических училищах и техникумах получали образование на русском языке до 60 % учащихся. И лишь в вузах стран СНГ и Балтии более половины студентов (50,7 %, или 1 286 из

3 844 тыс. человек), в основном за счет Белоруссии, Казахстана, Киргизии, а также Украины (табл. 6), по-прежнему обучаются на русском языке (для сравнения: в СССР свыше 70 % студентов из национальных республик учились на русском языке).

Таблица 6

Удельный вес обучавшихся на русском языке школьников и студентов

в учреждениях общего и среднего профессионального и высшего образования стран СНГ и Балтии в 2010/11 учебном году, %

Страна Доля обучавшихся на русском языке

в школах в учреждениях ПО в вузах

Белоруссия 79,7 88,5 90,4

Украина 16,5 9,2 10,2

Молдавия 20,5 14,9 9,1

Приднестровье 82,1 96,0 94,9

Казахстан 33,0 46,8 48,4

Киргизия 26,8 77,8 96,0

Узбекистан 4,3 3,8 9,1

Таджикистан 2,8 1,9 21,1

Туркмения 0,6 — —

Азербайджан 6,7 5,8 10,7

Армения 1,2 — 1,2

Грузия 1,4 — 0,9

Абхазия 38,8 100,0 100,0

Южная Осетия 100,0 100,0 100,0

Латвия 26,2 0,4 4,0

Литва 4,05 0,5 1,5

Эстония 19,2 25,1 7,9

Всего 16,9 15,6 50,7

Таким образом, «оплотом» русскоязыганого образования на постсоветском пространстве являются сегодня Белоруссия, Южная Осетия, Абхазия и Приднестровье, а также в определенной степени Киргизия и Казахстан.

Русский как обязательный учебный предмет (второй язык) в конце 1980-х годов изучали в мире 35 млн школьников, учащихся ПТУ, техникумов и студентов вузов, включая более 20 млн человек — в учебных заведениях за пределами СССР (в основном в странах Восточной Европы). К настоящему времени число изучающих русский вне РФ сократилось до 10,5 млн человек (для сравнения: китайский язык как иностранный, по информации Государственной канцелярии по распространению китайского языка «Хабань», изучают за пределами КНР 40 млн человек). Тем не менее в последние семь лет темпы снижения числа изучающих русский язык в системах образования зарубежных стран явно замедлились, в том числе в странах СНГ и Балтии.

Наиболее крупные контингенты, изучающие русский язык как учебный предмет обычно с 1-го или со 2-го класса, — в Узбекистане, Казахстане и Таджикистане. Как иностранный русский язык преподают во всех странах Балтии, Азербайджане, Армении и Грузии (обычно с 5 — 7-го класса), причем в Латвии, Литве и Эстонии русский изучается в основном как второй иностранный язык (первым здесь стал английский). На Украине русский в 2010/11 учебном году изучали факультативно примерно в трети украиноязычных школ. В вузах и учреждениях среднего профессионального образования стран СНГ русский язык как учебный предмет преподается обычно первые два семестра, в странах Балтии русский как иностранный изучается мало (чаще — как специальность).

В системе школьного образования стран дальнего зарубежья после «обвального» снижения интереса к изучению русского языка в период с 1990 по 2005 год (например, в Польше — в 10 раз, Германии — в 5 раз и т. д.) ситуация несколько стабилизировалась. Темпы уменьшения количества учебных заведений, где преподается русский язык, а также числа его изучающих, замедлились, хотя по-прежнему остаются значительными.

Русский язык в системе среднего общего, а также профессионального образования стран дальнего зарубежья изучается преимущественно как второй или третий иностранный язык начиная с 12—13 лет. Лидирует по численности школьников, изучающих русский язык, Северная Корея, за ней следуют Польша, Монголия, Болгария и Германия.

Число студентов и докторантов, изучающих в дальнем зарубежье русский язык как иностранный, а также как специальность, за рас-

сматриваемый период уменьшилось вдвое, в основном за счет стран Азии, а также Восточной Европы (особенно Польши, где ежегодно студентов-русистов становится меньше на 5 тыс. человек). В то же время в университетах Западной Европы число студентов-русистов за последние семь лет выросло на несколько тысяч.

Лидер по числу студентов и аспирантов, изучающих русский язык, — Китай, где 15 тыс. человек изучают русский язык в высшей школе как специальность, а 35 тыс. — как иностранный (табл. 7).

Таблица 7

Страны дальнего зарубежья с наибольшим числом студентов и аспирантов вузов, изучавших русский язык в 2010/11 учебном году

Страна Число изучавших в вузах русский язык, чел. Количество вузов, в которых изучался русский язык

КНР 50 000 220

Польша 39 000 88

США 24 850 131

КНДР 20 000 240

Германия 11 950 50

Болгария 9980 28

Чехия 7770 15

Вьетнам 6860 24

Монголия 6760 10

Франция 5500 22

Что касается преподавателей русского языка, то в мире сейчас их около 350 тыс., причем 60 % — в Российской Федерации. Основную их часть (около 4/5) составляют школьные учителя, которых в странах Западной и Северной Европы в семь раз больше, чем преподавателей в вузах. Общая проблема русистов — старение опытных, квалифицированных специалистов и отсутствие их полноценной замены. Данная профессия сегодня не слишком популярна. Неудовлетворительно решается и вопрос повышения квалификации.

Помимо национальных учебных заведений, существует около 300 субботних и воскресных школ, в основном в странах Западной Европы, где русскому языку обучаются дети эмигрантов из России и СССР. Такие школы посещают примерно 18 тыс. детей разного возраста. Кроме того, в 86 школах при российских посольствах в 80 странах

на русском языке и по российским программам обучаются 8,2 тыс. детей работников российских загранучреждений и местных жителей из смешанных семей.

Во всех странах СНГ, а также в ряде стран дальнего зарубежья открыли свои филиалы десятки российских вузов. В них обучаются, преимущественно заочно, примерно 70 тыс. студентов. Более чем в 50 странах мира действуют курсы русского языка при российских центрах науки и культуры Россотрудничества (в 2012 году — 19 тыс. слушателей).

У русского языка есть большой внутренний потенциал для дальнейшего развития и богатое культурное наследие. Тем не менее это единственный из 10 — 12 ведущих мировых языков, который на протяжении последних 20 лет неуклонно утрачивал свои позиции во всех основных регионах мира. Если в ближайшие годы не будут приняты меры по эффективной поддержке русского языка и культуры внутри страны и за рубежом, эта негативная тенденция сохранится (рис. 2).

350 300 250 200 150 100 50 0

1900 г. 1914 1940 1980 1990 2004 2010 2025 2050

Рис. 2. Тенденции распространения русского языка в ХХ веке и первой половине ХХ1 века (оценка и прогноз)

Разумеется, роль того или иного языка определяется не только числом его носителей. Большую роль играет уровень экономического и научно-технического развития стран, использующих этот язык, важны и области человеческой деятельности, в которых его применение приоритетно. Немаловажное значение имеет вклад национальной культуры, базирующейся на том или ином языке, в современную мировую культуру.

Возможность сохранения в обозримом будущем места русского языка в числе 10 ведущих языков зависит прежде всего от способности российской экономики в ближайшие годы преодолеть сырьевой уклон

и перейти на производство знаний и экспорт образовательных и научно-технических услуг, самых востребованных сегодня продуктов человеческой деятельности. Приоритетное развитие сферы образования и науки и внедрение на их базе новых технологий в производственный сектор отечественной экономики — единственный путь от сползания на обочину научно-технического прогресса. Существенную роль в распространении языкового и культурного влияния по-прежнему будут играть объемы торговли с промышленно развитыми и многонаселенными странами и масштабы международного туризма. Вопрос в том, чем именно будет полезна, интересна и привлекательна Россия и ее язык для представителей различных стран и народов. Ниша поставщика углеводородного сырья для промышленно развитых стран, а также производителя вооружений для азиатских и ряда арабских и латиноамериканских государств, занятая сегодня Российской Федерацией, объективно не может способствовать значительному усилению позиций русского языка в мире.

Список литературы

1. Статистический ежегодник России. 1915 г. (год двенадцатый). Пг , 1916.

2. Weber G. Top Language // Language Monthly. 1997. № 3.

Aleksandr Arefyev

THE RUSSIAN LANGUAGE IN THE WORLD: THE PAST, PRESENT, AND FUTURE

This article draws on the results of monitoring the Russian language functioning in the world. The monitoring was conducted on behalf of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation in 2004 and the Ministry of Education and Science in 2011-2012. The study used data provided by censuses, national ministries of education, and Russian research and cultural centres abroad. An important contribution was expert judgements from heads of national associations of teachers of Russian language and literature.

Key words: Russian as a foreign language, higher education, secondary education, diachrony.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.