Научная статья на тему 'Принципы национально ориентированного подхода в системе обучения иностранных граждан в российской высшей школе'

Принципы национально ориентированного подхода в системе обучения иностранных граждан в российской высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
767
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / РОССИЙСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТИНГЕНТ / НАЦИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩИХСЯ / РУССКИЙ ЯЗЫК / АДАПТАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожевникова Мария Николаевна

Анализируются особенности национального контингента иностранных учащихся в российской высшей школе, вводится понятие «контингенто-образующий», которым обозначаются страны, направляющие на обучение в Россию наибольшее число своих граждан. На основе проведённого анализа выявляется противоречие между необходимостью повышения привлекательности отечественного высшего образования для иностранных граждан и отсутствием учёта особенностей национального контингента, связанное с серьёзными изменениями в национальном составе иностранных учащихся в российских вузах, произошедшими за последнее десятилетие. Данное противоречие может быть устранено с помощью национально ориентированного подхода, принципы которого излагаются в статье: принцип национальной обусловленности обучения, принцип разделения элементов системы образования на инвариантные и национально обусловленные, принцип национально-личностной направленности, принцип учёта национальной системы образования, принцип межкультурного образования и принцип международной интеграции. Применение данного подхода в системе обучения иностранных граждан позволит российским вузам правильно сформировать педагогические и организационные условия, повысить качество предоставляемых образовательных услуг, создать условия для академической и психологической адаптации учащихся, что, в конечном счёте, должно положительно сказаться на имидже России в сфере международного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кожевникова Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы национально ориентированного подхода в системе обучения иностранных граждан в российской высшей школе»

3. Grin E. Kreativnost' v pablik rileishnz. 2-e izdanie / Per. s angl. pod red. A. N. Andreevoi. - SPb.: ID «Neva», 2004. -256 s.

4. Druzhinin V. Psikhologiia. Uchebnik dlia gumanitarnykh vuzov. 2-e izd. - SPb.: 2009. - 656 s.

5. Torrens E. P. Nauchnye predstavleniia tvorcheskogo potentsiala i faktorov, zatragivaiushchikh ego rost. - Dedal: tvorchestvo i obuchenie, 1965. - S. 663-679.

6. Bogoiavlenskaia D. B. Intellektual'naia aktivnost' kak problema tvorchestva / Otv. red. B. M. Kedrov. -Rostov-na-Donu.: Izd-vo Rostovskogo Universiteta, 1983. - 173 s.

7. Vygotskii L. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. - Sankt-Peterburg: Soiuz, 1997. - 96 s.

8. Chumikov A. N. Kreativnye tekhnologii v «pablik

rileishnz». - Ekaterinburg: Basko, 1999. - 215 s.

9. Osbom A. F. Applied Imagination: Principles and

Procedures of Creative Problem Solving Applied Imagination. -New York: Scribner, 1953.

10. Rossiter Dzh. R., Persi L. Reklama i prodvizhenie

tovarov: per. s angl. /Pod red. L. A. Volkovoi. - SPb: Izd-vo

«Piter», 2000. - 656 s.

11. Ivanova T. V. Ostroumie i kreativnost' // Voprosy

psikhologii, 2002. - № 1. - S. 76-87.

12. Luk A. N. O chuvstve iumora i ostroumii. - M.:

Iskusstvo, 1968. - 192 s.

УДК 378.147-054.6 М. Н. Кожевникова

ПРИНЦИПЫ НАЦИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Анализируются особенности национального контингента иностранных учащихся в российской высшей школе, вводится понятие «контингенто-образующий», которым обозначаются страны, направляющие на обучение в Россию наибольшее число своих граждан. На основе проведённого анализа выявляется противоречие между необходимостью повышения привлекательности отечественного высшего образования для иностранных граждан и отсутствием учёта особенностей национального контингента, связанное с серьёзными изменениями в национальном составе иностранных учащихся в российских вузах, произошедшими за последнее десятилетие. Данное противоречие может быть устранено с помощью национально ориентированного подхода, принципы которого излагаются в статье: принцип национальной обусловленности обучения, принцип разделения элементов системы образования на инвариантные и национально обусловленные, принцип национально-личностной направленности, принцип учёта национальной системы образования, принцип межкультурного образования и принцип международной интеграции. Применение данного подхода в системе обучения иностранных граждан позволит российским вузам правильно сформировать педагогические и организационные условия, повысить качество предоставляемых образовательных услуг, создать условия для академической и психологической адаптации учащихся, что, в конечном счёте, должно положительно сказаться на имидже России в сфере международного образования.

Ключевые слова: иностранные граждане, российская высшая школа, национальный контингент, национально

ориентированный подход, система образования, национальные характеристики учащихся, русский язык, адаптация, государственная поддержка, межкультурное образование.

КОЖЕВНИКОВА Мария Николаевна - к. п. н., доцент кафедры русского языка для иностранных граждан Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета.

E-mail: [email protected]

KOZHEVNIKOVA Mariya Nikolaevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Russian Language for Foreigners, Moscow State Automobile-Road Technical University.

E-mail: [email protected]

M. N. Kozhevnikova

Principles of Nationally Oriented Approach in the System of Foreigners Training in Russian Higher Education

Special national features of foreign students’ contingent in Russian higher education are analyzed. The new term “contingent forming” is introduced with a help of which the countries sending to Russia the most prominent number of its citizens are denoted. On the base of the conducted analysis a contradiction between the necessity of increasing of the attractiveness of Russian higher education to foreigners and the lack of accountability of national contingent peculiarities connected with the fact that the national structure of foreign contingent in Russian universities has been seriously changed in last ten years. This contradiction can be eliminated by means of nationally oriented approach, the principles of which are described in the article. Among the principles are: the principle of national determination in education, the principle of dividing the educational elements into invariable and nationally determined, the principle of personally oriented education, the principle of the national education system accountability, the cross-cultural principle in education and the principle of international integration. The usage of this approach in the system of foreign students training will give Russian universities an opportunity of forming the correct pedagogic and organizational conditions, increasing the quality of educational services, creating conditions for academic and psychological adaptation of foreign students. All of this must have a positive effect on the image of Russia in the sphere of international education.

Key words: foreign citizens, Russian higher education, national contingent, nationally oriented approach, education system, students’ national characteristics, Russian language, adaptation, state support, cross-cultural education.

Обучение иностранных граждан в российской высшей школе представляет собой сложную многоуровневую систему, включающую множество подсистем, таких как этапы и формы обучения, организационная структура, нормативно-правовое обеспечение, учебно-методическая и материальнотехническая база. Все элементы системы подчиняются единой цели, которая заключается в эффективной подготовке высококвалифицированных специалистов для зарубежных стран. Данная цель является системообразующим фактором, поскольку мы рассматриваем образовательную систему как комплекс элементов, взаимосодействующих достижению заданного полезного результата [1]. В зависимости от целей могут быть предложены различные подходы к формированию модели современной системы подготовки зарубежных специалистов. Мы предлагаем рассматривать данную систему с точки зрения национального контингента учащихся, приезжающих на обучение в Россию. Данный подход может быть назван национально ориентированным, поскольку в его основе лежит учёт особенностей обучения того или иного национального контингента.

Национальный состав иностранных студентов в России за последние полтора десятка лет кардинально изменился. Если в советский период более 75 % иностранных учащихся составляли граждане из стран Азии, Африки и Латинской Америки, а свыше 30 % - представители восточноевропейских стран, то в настоящее время доминируют представители бывших советских республик - они составляют 37 % иностранного контингента очной формы вузовского обучения и 95,5 % - заочной и вечерней. Доля

выходцев из восточноевропейских стран сократилась до 2 % по очной форме и 1,2 % - по заочной [2].

Очевидно, что такое значительное изменение в национальном составе иностранных учащихся должно найти своё отражение в системе обучения: учебных программах, выборе дисциплин, формировании новых методических принципов. Выходцы из стран СНГ в большинстве своём владеют русским языком, а школьные программы в бывших советских республиках во многом сохраняют традиции СССР. Следовательно, на этапе довузовской подготовки нет необходимости тратить большое количество учебных часов на языковую и предметную подготовку, как это происходит при подготовке учащихся из дальнего зарубежья [3]. В дальнейшем большинство граждан из стран СНГ выбирают заочную форму обучения в российских вузах, тогда как представители других стран стремятся к очному обучению. Также по-разному протекает социокультурная адаптация у граждан, приезжающих из разных регионов.

Например, учащиеся из Юго-Восточной Азии с трудом осваиваются в новой среде, испытывая трудности с языковой, межкультурной, социальной адаптацией, тогда как жители бывших союзных республик всё ещё сохраняют общий менталитет и культурные традиции. Всё вышеперечисленное позволяет говорить о том, что национальная (или региональная) принадлежность учащихся является важным фактором, который должен стать основой нового исследовательского подхода, учитывающего данный фактор при проектировании иностранных граждан.

Содержание любого исследовательского подхода

Таблица

Доля студентов из разных стран мира, обучавшихся в вузах СССР и России (в %)

Регион 1950-1985 гг. 2005-2006 гг. 2009-2010 гг.

Азия 26,7 38,7 35,7

Северная Африка и Ближний Восток 12,5 6,5 6,3

Африка (кроме Северной) 12,6 6 7

Западная и Северная Европа 2,6 4,4 5,2

Восточная Европа и Балканы 33,2 3,3 2,0

Северная Америка 0,6 1,5 2

Латинская Америка 11,8 1,7 1,4

СНГ и страны Балтии - 37,8 40,4

может быть сформулировано в виде принципов, которые отражают его сущность. Сам по себе подход не является инструментом решения проблемы, но он позволяет взглянуть на неё с новой точки зрения, задаёт новый способ организации материала, подлежащего исследованию. Проводя различия между подходом и методом, мы отмечаем, что подход включает в себя наиболее общие принципы исследования, не доводя их до конкретных операциональных установок. При этом одному подходу может соответствовать несколько методов, а один и тот же метод использоваться при различных подходах.

Сформулируем основные принципы национально ориентированного подхода, который даст возможность по-новому оценить современную систему обучения иностранных граждан в российском вузе.

1) Первым и самым важным мы считаем принцип национальной обусловленности. Обучение и воспитание должны ориентироваться на такие педагогические методы и средства, которые были бы понятны представителям данной национальной общности, соответствовали её исторически сложившимся традициям и учитывали бы влияние на этот процесс национально-психологических особенностей, сложившихся под воздействием специфики социальнополитического, экономического и культурного развития. В основе термина «национальный» лежит понятие «нация», которое объединяет такие признаки, как язык, культура, менталитет, территория проживания и другие. Понятие «нация» шире и сложнее понятий «национальность» или «этнос», поскольку в любую нацию могут входить представители нескольких этнических групп, осознанно идентифицирующих себя с конкретной нацией и самоопределяющихся в отдельную территориально-государственную и (или) социокультурную систему [4]. По мнению исследователей, психологическую основу нации составляет

национальное сознание, которое выражается в сложной совокупности социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и убеждений [5].

Среди представителей различных государств, приезжающих на обучение в российские вузы, можно выделить так называемый контингенто-образующий сегмент, в который входят страны, занимающие ведущие места по численности приезжающего контингента. В настоящий момент такими контингентообразующими странами в области подготовки иностранных специалистов в России являются КНР, Казахстан и Индия. При этом нужно помнить, что в отдельно взятом вузе контингенто-образующий сегмент учащихся может быть совершенно иным. Например, в Ивановском государственном университете среди иностраннцев преобладают граждане Афганистана (это обусловлено тем, что в городе находится крупная афганская диаспора). Однако со временем ситуация как в целом по стране, так и в отдельном вузе может измениться. Так произошло после распада Советского Союза и последовавшего за ним распада международных связей в области образования и их восстановления уже в новом формате. Так может произойти, если вуз заключает соглашение с каким-либо государством о целевом приёме учащихся.

Поэтому российская система высшего образования должна быть готова к постепенным или быстрым изменениям в контингенто-образующем сегменте, чтобы при необходимости скорректировать учебный процесс, сохранив высокий уровень качества подготовки. При этом возникает вопрос: что именно в системе высшего образования может и должно изменяться в соответствии с потребностями национального контингента, а какие элементы системы должны быть неизменными? Для решения этого

вопроса обратимся ко второму принципу национально ориентированного подхода.

2) Принцип разделения элементов системы образования на инвариантные и национально обусловленные предполагает, что внутри системы обучения иностранных граждан в российских вузах есть два типа элементов. Первый тип - инвариантные элементы - остается неизменным вне зависимости от смены контингенто-образующих стран. К таким элементам можно отнести, например, цели обучения, образовательные стандарты, требования к качеству образовательных услуг и т. д. Второй тип элементов системы - национально обусловленные, то есть такие элементы, которые могут трансформироваться в зависимости от национальных особенностей и потребностей обучаемого контингента. Национальный состав учащихся, приезжающих на обучение в российские вузы, изменяется, и система их обучения должна гибко и своевременно реагировать на происходящие изменения. Возможны изменения в организационной структуре вуза, например, формирование новых кафедр или подразделений, возможно формирование новых учебных программ и планов, а также изменение методов и средств обучения.

Так, общепризнано, что учащиеся из стран Юго-Восточной Азии имеют большие сложности в овладении русским языком в устной форме, поэтому для них было бы целесообразно значительно увеличить количество часов языковой подготовки как на довузовском этапе, так и во время обучения на основных курсах российских вузов. С другой стороны, для многих учащихся из стран СНГ русский язык является вторым языком в семье (учащиеся-билингвы), поэтому они не нуждаются в дополнительной языковой подготовке.

Такие элементы системы, которые могут трансформироваться в связи с национальной принадлежностью учащегося, мы будем называть национально обусловленными.

3) Принцип национально-личностной направленности состоит в том, что в центре проектируемой системы находится учащийся, обладающий, помимо набора личностных характеристик, также характеристиками, обусловленными его национальной принадлежностью. В соответствии с принципами личностного подхода любой учащийся - российский или иностранный - является субъектом образовательного процесса, его структурообразующим элементом. Это означает, что система обучения должна быть направлена на всестороннее развитие и поддержку его индивидуальных и профессиональных качеств. Согласно новому Закону об образовании, «высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной

деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации» [6, с. 210]. Поэтому национально ориентированный подход утверждает безусловное признание национального достоинства представителей любых этнических сообществ независимо от их политического устройства, уровня экономического развития, религиозной и культурной направленности.

В числе национально-личностных характеристик учащегося можно выделить следующие: национальный менталитет, конфессиональная принадлежность, ценностно-этические установки, поведенческие установки, национальная идеология и другие. Так, известно, что учащиеся из Китая, как правило, обладают сдержанным характером, интровертны, тяжело идут на контакт с представителями других стран в силу традиционно сложившегося этноцентризма. Учащиеся из стран арабского региона, напротив, общительны, экстравертны, но при этом менее собраны и мотивированы на учёбу, чаще имеют проблемы с дисциплиной. Представители африканских стран зачастую медлительны, им требуется больше времени для принятия решения, они остро ощущают своё расовое отличие и могут быть более обидчивыми по сравнению с представителями других национальностей. При этом нельзя забывать, что каждый человек, помимо набора национальных характеристик, обладает целым рядом собственных черт, которые могут идти вразрез с национальными. На формирование этих характеристик влияют и социальное происхождение, и уровень образования в семье, и условия, в которых рос учащийся. Тем не менее ведущие специалисты в области этнической психологии признают наличие характеристик, взятых отдельно от индивидуальных характеристик личности, формирующих национальный портрет учащегося.

5) Принцип учёта национальной системы образования. Здесь следует различать три направления. Первое - собственно система образования (уровни системы, продолжительность сроков обучения на каждом из уровней, требования к знаниям и умениям к выпускникам каждого уровня и т. д.). В каждой стране существуют свои научные и методологические подходы, своя номенклатура специальностей, наличие либо отсутствие исследований в определённой научной области, организационно-педагогические условия, содержание и перечень учебных дисциплин, выбор методов и средств обучения, а также ряд других аспектов. В связи с этим иностранные учащиеся испытывают трудности, приезжая на обучение в российские вузы. Различия в национальных образовательных системах должны найти отражение

в проектируемой системе обучения иностранных граждан.

Второе направление в образовательной системе, которое следует учитывать, это образовательная политика государства, которая также имеет национальную специфику. Если государственная политика России нацелена на всестороннее развитие тех областей знания, которые являются социально и общественно значимыми, то в целом ряде стран считают экономически и политически более целесообразным отправлять своих студентов на обучение за рубеж по тем специальностям, которые в силу каких-либо причин в стране слабо развиты. Так, в КНР существует государственная программа поддержки специалистов, получивших высшее образование за рубежом, они имеют преимущества при поиске работы, пользуются налоговыми льготами. Интересно, что похожая политика ведётся в Норвегии - стране с абсолютно иными политическими, экономическими и ценностными установками. Там также государство считает экономически более выгодным отправлять студентов по целому ряду специальностей (например, медицинских) в вузы других европейских стран, чем тратить средства на развитие собственной системы медицинского образования.

Наконец, третье направление - национальные образовательные традиции, которые обусловливают такие социально-психологические аспекты, как отношение к образованию в обществе, отношения между учащимся и преподавателем, отношения внутри группы учащихся, традиции поведения в образовательном учреждении. Сюда же следует отнести такие важные мотивационные факторы как наличие или отсутствие в обществе престижа определённых специальностей, наличие или отсутствие традиции обучения определённой специальности, характер и степень мотивации учащихся.

6) Принцип межкультурного образования. Иностранный учащийся, приехавший в Россию, вынужден адаптироваться к различным аспектам новой среды, при этом выделяют несколько уровней адаптации: языковую, социокультурную, учебную,

бытовую, физиологическую [7]. Важной особенностью адаптации как одного из элементов образовательной системы является то, что данный процесс двусторонний. Это означает, что не только личность меняется под воздействием условий окружающей среды, но и сама среда подстраивается под требования личности. Без целенаправленной поддержки со стороны российского вуза учащийся может оказаться в ситуации дезадаптированности, которая негативно влияет на возможность продолжения обучения [8].

Традиционными мерами адаптационной поддержки являются институт кураторства (в последнее время

можно встретить название «тьютор», что в целом означает то же самое), изучение иностранцами основ российской культуры, истории и других дисциплин из цикла «Страноведение», организацию вузами экскурсий, спортивных и культурных мероприятий, в которых активное участие принимают иностранные учащиеся. В качестве нового способа адаптационной поддержки может быть предложен специальный курс русского языка, созданный с учётом адаптационных потребностей иностранных студентов в первый месяц пребывания в России [9].

Одним из результатов обучения иностранного гражданина в российском вузе должно стать формирование его межкультурной компетенции, наряду с компетенциями профессиональными и личностными. Это означает, что помимо профессиональных знаний, умений и навыков и способности применять их, учащийся приобретает новые личностные характеристики, связанные с его включением в российскую социокультурную среду. Речь не идёт об ассимиляции, когда иностранец теряет национальные черты, приобретая взамен черты другой нации. Межкультурное образование предполагает, что иностранец включается в новую социокультурную систему координат и начинает действовать в соответствии с её правилами и установками, не теряя при этом связи со своими национальными корнями. Происходит обогащение личности за счёт взаимного проникновения культурных парадигм. Межкультурное образование -«индивидуальный процесс развития личности, ведущий к изменению поведения индивидуума, связанного с пониманием и принятием культурно-специфических форм поведения представителей других культур» [10, с. 5]. Это необходимо и в том числе, если иностранец планирует в дальнейшем трудоустраиваться в России или других странах. В этой связи особую актуальность получает следующий принцип - принцип международной интеграции.

7) Принцип международной интеграции говорит о том, что обучение иностранных граждан в России может и должно соответствовать требованиям, предъявляемым к выпускнику соответствующего уровня образования за рубежом, прежде всего на родине учащегося. Одним из принципов государственной политики в области образования является создание условий для интеграции российской образовательной системы с образовательными системами других государств на равноправной и взаимовыгодной основе.

Так, ключевым моментом интеграции с европейским образованием стало подписание Россией в 2003 г. договора о вхождении в Болонский процесс, благодаря которому ряд российских вузов может наряду с российским дипломом, выдавать диплом

европейского образца, признаваемого всеми странами-участницами Болонского процесса. Существуют

также договорённости между отдельными вузами. Например, в 2011 году была учреждена Ассоциация технических университетов России и Китая (А8ЯТи), объединяющая 30 вузов, в рамках которой осуществляются мероприятия по студенческому и академическому обмену, совместной научной деятельности и т. д. Членами ассоциации являются Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана,

Новосибирский государственный технический университет, Тихоокеанский государственный университет и др. В 2001 г. был основан Университет Арктики

- международная сеть университетов, колледжей, научно-исследовательских институтов, имеющая

целью улучшение условий образования для жителей северных регионов. Наряду с образовательными учреждениями США, Канады, Норвегии, Финляндии и других стран в Университет Арктики вошли 32 российских вуза, в их числе Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.

Поскольку один из главных принципов российского образования - его непрерывность, каждый уровень образования представляет собой завершённый образовательный цикл, характеризующийся

определённой, единой совокупностью требований, прописанных в государственном образовательном стандарте. Например, знания, умения и навыки выпускников подготовительного факультета для иностранных граждан должны соответствовать требованиям, предъявляемым студентам на первом курсе основных факультетов российских вузов. Если иностранный учащийся-бакалавр хочет продолжить своё образование в России и получить диплом магистра, он должен пройти специальную подготовку с тем, чтобы полученные им знания соответствовали требованиям, предъявляемым к соискателям по выбранной специальности.

В процессе обучения иностранных граждан осуществляется взаимодействие разных административных органов, начиная с Министерства образования и науки, в ведении которого находится распределение государственных квот на обучение иностранцев в российских вузах. На уровне вузов организацией и контролем обучения иностранцев занимаются международный отдел, деканат подготовительного факультета и другие подразделения. Работа всех перечисленных организаций и отделов происходит в тесном взаимодействии с образовательными организациями тех стран, которые направляют своих учащихся в Россию [11].

В настоящее время между Россией и рядом стран существуют соглашения, согласно которым становится

возможным включение иностранного учащегося в образовательный процесс российского вуза на любом из этих этапов. Например, продолжается работа по созданию Вьетнамско-российского технологического университета, который даст возможность учащимся ряда вьетнамских вузов поступать сразу на второй или третий курс Московского авиационного института, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Московского государственного горного университета и других.

В заключение хочется отметить, что педагогическое проектирование, являясь целенаправленным способом изменения педагогической действительности, позволяет за счёт новых схем организации педагогического процесса совершенствовать существующую педагогическую систему [12]. Учёт национальных особенностей учащихся при проектировании системы их обучения в российском вузе необходим для правильного формирования организационно-педагогических условий и повышения качества предоставляемых образовательных услуг, в конечном счёте, позволит повысить привлекательность российского образования за рубежом, а также улучшить имидж России в сфере международного образования.

Л и т е р а т у р а

1. Найниш Л. А., Люсев В. Н. Инженерная педагогика. - М.: ИНФРА-М, 2013. - С. 15

2. Арефьев А. Л., Шереги А. Ф. Экспорт российских образовательных услуг. Статистический сборник. Выпуск 2.

- М.: ЦСПиМ, 2009. - С. 28-40

3. Ременцов А. Н., Кременецкая Л. С. Формирование

принципов содержания обучения русскому языку

иностранных учащихся из стран СНГ на этапе довузовской

подготовки // Alma mater. (Вестник высшей школы). - 2012. -№ 6. - С. 55-58

4. Карнышев А. Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: Социальная психология, история, политика. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1997. - С. 35

5. Крысько В. Г. Этническая психология. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - С. 77

6. Об образовании в Российской Федерации:

Федеральный закон (от 21.12.2012). - М., 2012. - С. 210.

7. Кожевникова М. Н. Педагогические условия

адаптации учащихся из КНР в процессе довузовской подготовки. Автореферат дис. ...канд. пед. наук. - М., 2010. -С. 12.

8. Ременцов А. Н., Кузнецов А. Л., Кожевникова М. Н. Адаптация иностранных учащихся на этапе довузовской подготовки: традиционный и национально ориентированный подходы // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2013. -№ 3. - С. 63.

9. Кожевникова М. Н. Адаптационный курс русского языка для иностранных граждан // Русский язык за

рубежом. - 2012. - № 4. - С. 96-100.

10. Рот Ю., Коптельцева Г Межкультурная коммуникация: Теория и тренинг. - М.: ЮНИТИ, 2006. - С. 5.

11. Ременцов А. Н., Кожевникова М. Н. Национально ориентированный подход в проектировании системы обучения иностранных граждан в российских вузах // Alma mater. (Вестник высшей школы). - 2013. - № 11. - С. 18-22.

12. Пашкевич А. В. Основы проектирования педагогической технологии. Взаимосвязь теории и практики. - М.: РИОР, 2013. - С. 18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

R e f e r e n c e s

1. Nainish L. A., Liusev V. N. Inzhenernaia pedagogika. -M.: INFRA-M, 2013. - S.15

2. Arefev A. L., Sheregi A. F. Eksport rossiiskikh obrazovatel'nykh uslug. Statisticheskii sbornik. Vypusk 2. - M.: TsSPiM, 2009. - S. 28

3. Rementsov A. N., Kremenetskaia L. S. Formirovanie printsipov soderzhaniia obucheniia russkomu iazyku inostrannykh uchashchikhsia iz stran SNG na etape dovuzovskoi podgotovki // Alma mater. (Vestnik vysshei shkoly). - 2012. - № 6. - S. 55-58

4. Karnyshev A. D. Mezhetnicheskoe vzaimodeistvie v

Buriatii: Sotsial'naia psikhologiia, istoriia, politika. - Ulan-Ude: Izd-vo BGU, 1997. - S. 35

5. Krys'ko V. G. Etnicheskaia psikhologiia. - M.: Izdatel'skii tsentr "Akademiia", 2004. - S. 77

6. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon (ot 21.12.2012). - M., 2012. - S. 210

7. Kozhevnikova M. N. Pedagogicheskie usloviia adaptatsii uchashchikhsia iz KNR v protsesse dovuzovskoi podgotovki. Avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2010. - S. 12.

8. Rementsov A. N., Kuznetsov A. L., Kozhevnikova M. N. Adaptatsiia inostrannykh uchashchikhsia na etape dovuzovskoi podgotovki: traditsionnyi i natsional'no orientirovannyi podkhody // Alma mater (Vestnik vysshei shkoly). - 2013. - № 3. - S. 63

9. Kozhevnikova M. N. Adaptatsionnyi kurs russkogo iazyka dlia inostrannykh grazhdan // Russkii iazyk za rubezhom. -2012. - № 4. - S. 96-100

10. Rot Iu., Koptel'tseva G. Mezhkul'turnaia kommunikatsiia: Teoriia i trening. - M.: IuNITI, 2006. - S. 5.

11. Rementsov A. N., Kozhevnikova M. N. Natsional'no orientirovannyi podkhod v proektirovanii sistemy obucheniia inostrannykh grazhdan v rossiiskikh vuzakh // Alma mater (Vestnik vysshei shkoly). - 2013. - № 11. - S. 18-22

12. Pashkevich A. V. Osnovy proektirovaniia pedagogicheskoi tekhnologii. Vzaimosviaz' teorii i praktiki. -M.: RIOR, 2013. - S. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.