Научная статья на тему 'Направления экспорта образовательных услуг в вузе'

Направления экспорта образовательных услуг в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
655
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ременцов Андрей Николаевич

Статье рассматриваются основные направления экспорта образовательных услуг, обсуждаются вопросы целесообразности обучения иностранных граждан с позиции государства и университета. Представлены причины, обусловливающие желание иностранных граждан обучаться в вузах России. Раскрыты основные направления международного сотрудничества МАДИ. Показана специфика обучения иностранных граждан по совместным образовательным программам на примере Вьетнама. Особое внимание уделено академической мобильности студентов и преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ременцов Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN EXPORT DIRECTIONS OF EDUCATION SERVICES

He article describes the main directions of educational services export, discusses the questions of foreign citizens' education expediency from the point of view of the state and university. The article also reveals the reasons why foreign citizens desire to be trained at higher education institutions of Russia. The main directions of the international cooperation of MADI are observed. Specifics of joint educational programs on the example of Vietnamese-Russian Technological University is shown. The special attention is paid to the academic mobility of students and teachers.

Текст научной работы на тему «Направления экспорта образовательных услуг в вузе»

Юбилей

119

НАПРАВЛЕНИЯ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ВУЗЕ

РЕМЕНЦОВ Андрей Николаевич - д-р пед. наук, профессор, проректор по международным связям, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ). E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления экспорта образовательных услуг, обсуждаются вопросы целесообразности обучения иностранных граждан с позиции государства и университета. Представлены причины, обусловливающие желание иностранных граждан обучаться в вузах России. Раскрыты основные направления международного сотрудничества МАДИ. Показана специфика обучения иностранных граждан по совместным образовательным программам на примере Вьетнама. Особое внимание уделено академической мобильности студентов и преподавателей.

Ключевые слова: экспорт образовательных услуг, международное сотрудничество, академическая мобильность, обучение иностранных граждан

В настоящее время продолжается процесс интернационализации образования. Образование становится глобальным благодаря новым технологиям коммуникации и передачи знаний. В этой связи на мировом рынке образовательных услуг все большее значение приобретают вопросы совершенствования академической мобильности студентов и преподавателей. Не случайно в концепции социально-экономического развития РФ до 2020 года отмечено: «Необходимо создавать условия для привлечения в Россию иностранных студентов, это должно быть одной из приоритетных задач в деятельности Министерства образования и науки и самих российских высших учебных заведений».

Рост экспорта образовательных услуг остается устойчивой мировой тенденцией [1]. Сегодня она реализуется в трех вариантах (рис. 1):

а) процесс обучения в учебных заведе-нияхпо образовательным программам, предоставляемым иностранным гражданам в принимающей их стране (классическая форма).

б) осуществление процесса обучения иностранных граждан непосредственно в стране их проживания (на родине) в созда-

ваемых совместных университетах по образовательным программам страны-экспортера;

в) дистанционное обучение с использованием онлайн-технологий, предполагающее взаимодействие преподавателей в стра-не-экспортере образовательных услуг с обучающимися в стране-импортере данных услуг.

Российская Федерация находится в пер-

120 Высшее образование в России • № 11, 2015

Обучение в принимающей стране (экспортере) (классическая форма) Обучение в стране проживания учащихся в неязыковой среде по СОП (совместные университеты) Дистанционное обучение с использованием online-технологий

Языковая среда Неязыковая среда Неязыковая среда

• Образовательные программы страны-экспортера. • Преподаватели страны-экспортера. • Иностранные учащиеся в стране-экспортере. • Образовательные программы страны-экспортера. • Преподаватели местные + преподаватели страны-экспортера. • Учащиеся в стране проживания. • Образовательные программы страны-экспортера. • Преподаватели в стране-экспортере. • Учащиеся в стране проживания.

Рис. 1. Направления экспорта образовательных услуг

вой десятке стран по количеству иностранных граждан, обучающихся по российским образовательным программам [2, с. 366— 372; 3]. С позиции государства необходимость обучения иностранныхграждан обусловлена следующими причинами:

□ осуществление стратегических интересов и влияния через подготовку кадров;

□ повышение государственного влияния за счет распространения культуры и языка;

□ развитие науки и образования на основе обмена студентами и преподавателями, привлечение одаренных граждан других государств;

□ развитие отдельных направлений экономики с учетом предрасположенности выпускников киспользованию техники, технологий и продукции из стран обучения.

Выбор России в качестве страны получения образования иностранными гражданами обусловлен следующими причинами:

• возможность получить образование более высокого качества, чем национальное;

• желание иметь престижный диплом;

• возможность обучения по специальности, отсутствующей в национальных вузах;

• перспективы с точки зрения дальнейшего участия в развитии международных отношений;

• финансовая помощь от обучающей стороны;

• возможность временно сменить местожительство;

• невысокая стоимость получения образования;

• достаточно высокий уровень высшего образования в России, особенно в ведущих вузах;

• информация от родственников и друзей, обучавшихся в вузах России.

В настоящее время Минобрнауки России справедливо рассматривает процент обучающихся иностранных граждан от общего контингента студентов как показатель эффективности работы вуза. Если в 2012 г. пороговое значение этого показателя было 3%, то в 2013 г. - 4%, а к 2020 г. оно должно составлять 5%. В условиях жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг практически все российские вузы стремятся привлечь к себе на обучение как можно больше иностранных граждан и тем самым выполнить один из показателей мониторинга эффективности.

Юбилей

121

С позиции университета обучение иностранных учащихся способствует:

- обеспечению преподавателей университета работой (сохранению педагогического персонала);

- повышению имиджа университета;

- притоку дополнительных внебюджетных средств;

- получению дополнительных доходов от сопутствующих обучению услуг, оказываемых иностранным гражданам (проживание, питание и др.);

- обмену опытом в научной и образовательной среде через выпускников-ино-странцев;

- выполнению показателей мониторинга эффективности вузов.

В стратегии развития МАДИ вопрос о повышении рейтинга университета на основе развития международного сотрудничества остается одним из важнейших. В этой связи главными целями международной деятельности университета являются:

• устойчивое позиционированиеуни-верситета как одного из ведущих университетов России;

• повышение конкурентоспособности МАДИ на рынке образовательных услуг;

• привлечение в университет дополнительных финансовых ресурсов от обучения иностранных граждан.

В соответствии с отмеченными целями в качестве основных направлений работы международной службы вуза следует выделить следующие:

- обучение иностранных граждан по дополнительным программам (подготовительный факультет), программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры;

- сотрудничество и партнерские связи с зарубежными вузами;

- участие в международных научнообразовательных программах;

- академическая мобильность преподавателей и студентов.

На протяжении многих лет МАДИ реа-

лизует классическое направление экспорта образовательных услуг, то есть ведет обучение в университете иностранных граждан по основным и дополнительным образовательным программам. Контингент иностранных граждан в МАДИ остается стабильным и в количественном отношении ежегодно составляет порядка 950-1000 чел. на всех формах обучения. Анализ показывает, что в МАДИ, как и в других российских вузах, растет число учащихся из СНГ (рис. 2). Отмечается некоторое снижение иностранных учащихся из стран Азии. Происходят изменения и на факультетах: традиционный лидер по числу иностранных учащихся - факультет управления - постепенно теряет контингент, при этом растет число иностранных учащихся на факультете логистики и на заочном факультете (рис. 3). В целом за последние пять лет выпуск иностранных учащихся составил 1532 чел. из более чем 50 стран, а в прошедшем учебном году дипломы МАДИ получили 338 иностранцев (из них 17 - с отличием).

Сегодня международной службой проводится целенаправленная работа по приему нового контингента иностранных учащихся и сохранению уже имеющегося. В этом плане получили свое продолжение договорные отношения с Посольством Республики Союза Мьянмы по цепочке: подготовительный факультет - магистратура. Подготовительный факультет имеет соответствующие договоры о сотрудничестве с МГТУ ГА, Финансовым Университетом и другими вузами.

Важные изменения происходят в номенклатуре востребованных направлений подготовки. Отметим снижение числа учащихся на экономических специальностях и по направлению «Менеджмент» с одновременным увеличением на строительных специальностях и по направлению «Управление персоналом» (рис. 4).

Рассматривая второе направление экспорта образовательных услуг - обуче-

122

Высшее образование в России • № 11, 2015

400 350 300 250 200 150 100 50

till..

Страны СНГ и Балтии Стр аны Азии Страны Ближнего Востока Страны Африки Стр аны Евр опы США и стр аны Латинской Америки

2011/12 уч. г. 251 219 45 9 5 5

2012/13 уч. г. 359 235 57 18 4 4

2013/14 уч. г. 330 134 55 20 3 3

2014/15уч. г. 374 135 52 17 € 5

Рис. 2. Контингент иностранных граждан, обучающихся в МАДИ, по регионам в динамике

200

180

160

140

120

100

80

60

40

20

АТ Ф ДСФ ЗФ КМФ ФДМ ФЛ ФУ ЭФ ЭЭФ

2010/2011 уч год 70 111 23 2 11 45 184 145 7

2011/2012 уч год 63 126 39 2 10 60 150 160 8

2012/2013 уч год 61 135 66 2 11 92 140 161 9

2013/2014 уч. год 45 124 91 1 9 88 115 110 8

2014/2015 уч год 45 131 120 2 12 102 120 102 10

Рис. 3. Распределение иностранных учащихся по факультетам в динамике за пять лет

ние в стране проживания (на родине) по цию роста числа совместных университе-совместным образовательным програм- тов, созданных на территории динамично мам, можно отметить устойчивую тенден- развивающихся стран Юго-Восточной

Юбилей

123

45

40

35

30

25

20

15

10

5

0

Рис. 4. Наиболее востребованные специальности в динамике

Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. Так, например, в Социалистической Республике Вьетнам созданы Вьет-намо-Г ерманский, Вьетнамо-Японский, Вьетнамо-Австралийский, ВьетнамоФранцузский, Вьетнамо-Американский университеты.

МАДИ активно участвует в реализации данного направления экспорта образовательных услуг. Например, наш университет реализует ряд своих образовательных программ во Вьетнамо-Российском технологическом университете (ВРТУ) в составе консорциума российских вузов (МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИСИС, ИТМО, МФТИ, МАИ, СПбГПУ) на базе Ханойского технологического университета им. Ле Куй Дона. Обучение проводится по совместным образовательным программам, заказанным вьетнамской стороной в вузах РФ, с обязательной дополнительной подготовкой вьетнамских учащихся по общеобразовательным дисциплинам на русском языке как иностранном (РКИ) в течение года в Ханое. Процесс подготовки осуществляется вьетнамскими преподавателями при методической поддержке командируемых в Ханой преподавателей российских вузов, входящих в консорциум.

К особенностям подготовки студентов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в совместном университете можно отнести следующие:

• отсутствует классическая дополнительная довузовская подготовка на русском языке по общеобразовательным дисциплинам (обучение ведется в лингвистическом центре);

• обучение на первом и втором курсах по дисциплинам гуманитарного и экономического циклов ведется на вьетнамском языке;

• обучение по ряду дисциплин, определяющих профиль подготовки, осуществляется на русском языке;

• подготовка по русскому языку на первом и втором курсах проводится в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи » в соответствии с российской образовательной программой по направлению подготовки;

• по истечении года дополнительной подготовки вьетнамские учащиеся в зависимости от результатов могут поступать на первый курс российского вуза или на первый курс ВРТУ;

• по результатам первого года обучения в ВРТУ вьетнамские учащиеся могут продолжить обучение в соответствующем российском вузе или в ВРТУ;

• обучение русскому языку и на рус-

124

Высшее образование в России • № 11, 2015

ском языке по ряду дисциплин осуществляется в неязыковой среде [4].

Отметим активную работу МАДИ в области разработки и реализации международных проектов. В содружестве с европейскими университетами, а именно Университетом Неаполя, Национальным техническим университетом Афин, Королевским институтом технологий (Стокгольм) и российскими университетами (Алтайским государственным техническим университетом им. Ползунова, Оренбургским государственным университетом) была разработана международная программа магистерской подготовки «Проектирование дорог и управление проектами» (120 ECTS). Проведено ее пилотное внедрение в российских университетах, а также обучение преподавателей по базовым модулям программы в университетах Италии, Греции и Швеции, разработан комплект учебных материалов по 12 модулям программы (в шести томах+ CD). Организованы и проведены зарубежные стажировки студентов магистерской подготовки.

На сегодняшний день в МАДИ выполнен проект по формированию базы данных зарубежных высших учебных заведений, ведущих подготовку бакалавров, магистров и аспирантов по профильным, родственным или смежным направлениями специальностям. Целью проекта является обеспечение возможности академической мобильности студентов, аспирантов и сотрудников МАДИ. Созданная база данных облегчает поиск и подбор зарубежных вузов, подходящих по направлениям исследований /обучения, для организации кратковременных и долговременных стажировок, обменов и прохождения дальнейшего углубленного и специализированного обучения. База данных по профильным зарубежным вузам включает более 200 университетов и колледжей, с описанием направлений и специальностей обучения, содержит контактные данные, а также характеристики проведения процесса обучения (стоимость по различным кур-

сам и уровням обучения, режимы обучения, требования к абитуриентам и т.д.).

Отдельно следует отметить сетевую образовательную программу «Логистика в транспортных системах » для магистрантов, позволяющую без увеличения общей продолжительности обучения получить как российский диплом магистра, так и немецкий диплом по специальности «Инженер-экономист по логистике » (Магдебургский университет им. Отто-фон-Гёрике -OvGU). Соглашение о разработке и реализации совместной сетевой образовательной программы было подписано сторонами в апреле 2013 г., а первый выпуск по программе «двойного диплома» (Double Degree) состоялся уже в 2015 г. Обучение ведётся на государственном языке страны пребывания. По отдельным дисциплинам обучение осуществляется на иностранном языке относительно страны пребывания. Отметим, что соглашение состоялось во многом благодаря настойчивости и энергии декана факультета логистики и общетранспортных проблем, доцента В.В. Борща. Подписанию соглашения предшествовала большая подготовительная работа, связанная с гармонизацией учебных планов подготовки магистров российским и немецким вузами, приведением к единым стандартам методов и технологий обучения, определением содержания подготовки выпускников. Реализация соглашения способствует международному признанию МАДИ как одного из ведущих европейских вузов, осуществляющих подготовку кадров в области логистики. Реализация сетевой программы предполагает обмен преподавателями и образовательными технологиями, что, безусловно, способствует повышению качества учебного процесса. Возможность участвовать в программе «двойного диплома » делает для потенциальных абитуриентов обучение в МАДИ по основным образовательным программам бакалавриата и магистратуры в области логистики более привлекательным.

Юбилей

125

Важная сторона международной деятельности университета - организация для студентов зарубежной практики. Уже имея определенный опыт в этой сфере, вуз расширяет контакты. Например, на факультете автомобильного транспорта первые студенты проходят практику в Гданьском техническом университете и на фирме LP gaz. В 2008 г. группа будущих специалистов автомобильного транспорта России посетила Великобританию, когда был заключен договор между МАДИ и одним из лучших технических вузов Лондона - Хаверинг-Колледжем. Уже семь лет на базе данного колледжа проводится студенческая летняя производственно-ознакомительная практика. Студенты работают в сервис-зоне колледжа с английскими преподавателями, посещая заводы, автобусные парки и т.д., а также достопримечательности английской столицы. В 2009 г. было заключено соглашение о сотрудничестве между МАДИ и Университетом г. Фленсбург в Германии (UF), в соответствии с которым студенты и преподаватели МАДИ ежегодно принимают участие в международных конференциях с докладами по автомобильной тематике.

Отметим, что уже более 200 наших студентов побывали за рубежом на практике под руководством преподавателей. При этом международную академическую мобильность студентов мы рассматриваем как инновационный учебный курс с гуманитарной составляющей. Проходя его, студент получает опыт, который трудно переоценить. Это и профессиональные знания, и наука, и интеллектуальное общение, и языковая практика, и знакомство с культурой и традициями другой страны. Таким образом реализуется современный подход к формированию грамотного современного специалиста, где присутствуют как профессиональная, так и гуманитарная составляющие. О последней никогда не забывают в университетах мирового уровня при по-

строении курса обучения инженеров и ученых.

Инновационная, практико-ориентированная, направленная на наращивание про-фессионального,интеллектуального и духовного потенциала программа практики весьма обширна. В этом году студенты МАДИ побывали в штаб-квартире концерна Вольво в г. Гетеборге, в Копенгагене познакомились с особенностями транспортной системы Дании. Во Фленсбурге были на судостроительной верфи, в Гамбурге посетили завод Аэрбас, производящий сборку самолетов А-320, побывали на заводе Фольксваген в Вольфсбурге. Опыт проведения производственно-ознакомительных и научно-образовательных практик для студентов МАДИ дает нам право утверждать, что, по сути, они уже перешли в статус учебных курсов, по объему и по насыщенности вполне соответствуя тем критериям, которые предъявляются к отдельным дисциплинам в европейских колледжах.

Литература

1. OECD (2014). Education at a Glance 2014: OECD Indicators, OECD Publishing. URL: http://dx.doi.org/l0.1787/ eag-2014-en

2. Арефьев А.Л. Россия на международном

рынке труда // Измерение рейтингов университетов: международный и российский опыт / Под ред. Ф.Э. Шереги. М.: Центр социологических исследований,

2014. 504 с.

3. Экспорт российских образовательных ус-

луг: Статистический сборник. Вып. 5 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Социоцентр,

2015. 416 с.

4. Ременцов А.Н., Кожевникова М.Н. Наци-

онально-ориентированный подход в проектировании системы обучения иностранных граждан в российских вузах // Alma-mater (Вестник высшей школы). 2013. №11. С. 18-22.

Статья поступила в редакцию 22.09.15.

126

Высшее образование в России • № 11, 2015

MAIN EXPORT DIRECTIONS OF EDUCATION SERVICES

REMENTSOV Audrey N. - Dr. Sci. (Pedagogy), Prof., Vice Rector of foreign relations, Moscow State Automobile and Road Construction Technical University, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract.The article describes the main directions of educational services export, discusses the questions of foreign citizens’ education expediency from the point of view of the state and university. The article also reveals the reasons why foreign citizens desire to be trained at higher education institutions of Russia. The main directions of the international cooperation of MADI are observed. Specifics of joint educational programs on the example ofVietnamese-Russian Technological University is shown. The special attention is paid to the academic mobility of students and teachers.

References

1. OECD (2014). Education at a Glance 2014: OECD Indicators, OECD Publishing. Available at: http:// dx.doi.org/10.1787/ eag-2014-en

2. Arefiev, A.L. Sherengui, F.E. (ed.) (2014). [Russia in the International Market]. Izmerenie reitingov

universitetov: mezhdunarodnyi i rossiiskii opyt [University Rankings: International and Russian Experience]. Moscow: Center of Sociological Researches Publ., 504 p. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Eksport rossiiskikh obrazovatel’ nykh uslug: Statisticheskii sbornik [Export ofRussian Educational

Services: Statistical Collection]. Ministry of Education and Science ofRussian Federation. Moscow: Sotsiotsentr Publ., 2015, vol. 5, 416 p. (In Russ.)

4. Rementsov, A.N., Kozhevnikova, M.N. (2013). [National Oriented Approach in Designing the

System of Education ofForeign Citizens in Russian Universities]. Alma mater (Vestnik Vysshei shkoly) [Alma mater. High School Herald]. No. 11, pp. 18-22. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 22.09.15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.