Научная статья на тему 'Инструменты поддержки и стимулирование инноваций в сфере энергосбережения'

Инструменты поддержки и стимулирование инноваций в сфере энергосбережения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Теляшова Вильдана Шамильевна

В статье рассмотрены и проанализированы инструменты поддержки инновационных энергосберегающих разработок, предложена их классификация с учетом прямого и косвенного государственного регулирования и создания специальных фондов инноваций в сфере энергосбережения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article tools of support of innovative power saving up workings out are considered and analysed, their classification taking into account direct and indirect state regulation and creation of special funds of innovations in power savings sphere is offered.

Текст научной работы на тему «Инструменты поддержки и стимулирование инноваций в сфере энергосбережения»

3. Попиков П. Н. Оценка стоимости компании на примере генерирующей компании энергетического сектора / П.Н. Попиков, A.B. Крянев // Сб. тр. научной сессии МИФИ-2007. М.: МИФИ, 2007.

4. Бирг С. Генерирующие компании - путь на свободный рынок / С.Бирг // Энергорынок (Тематическое приложение). 2007. № 12

5. Реформы энергетики: перспективы к 2007г. / Аналитический обзор финансовой группы «ЕРМАК». М.: 2007.

6. Щербакова О. Н. Методы оценки и управления стоимостью компании, основанные на концепции экономической добавленной стоимости / О. Н. Щербакова // Финансовый менеджмент. 2003. № 3.

В.Ш. Теляшова

Инструменты поддержки и стимулирования инноваций в сфере энергосбережения

В настоящее время в одной из важнейших отраслей народного хозяйства - энергетической - наблюдается значительный износ производственных мощностей. В связи с этим встает вопрос о замене физически и морально изношенного энергетического оборудования на новое, более совершенное и экономичное. Актуальной становится задача выбора энергосберегающего оборудования, способного превзойти заменяемые аналоги по техническим и экономическим характеристикам. На данный момент известно большое количество инновационных разработок, способных заменить устаревшее оборудование. Поиск лучшего оборудования сопряжен с рядом трудностей, основными из которых являются степень освоенности новой разработки и практическая применимость конкретного инновационного решения.

В этой связи следует отметить, что направление «Энергетика и энергосбережение» входит в число приоритетных для страны направлений развития науки, а направление «Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и потребления тепла и электроэнергии» являются критическими в соответствии с перечнями приоритетных и критических технологий, определенных Президентом РФ.

В качестве инструментов поддержки и развития инновационных энергосберегающих технологий могут быть использованы комфортные налоговые, кредитные и прочие льготы. Однако без государственной поддержки здесь не обойтись, так как законодательство является основным регулятором инноваций и научно-технической деятельности. Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности должно предусматривать введение в действие законов и нормативных актов, обеспечивающих налоговые льготы,

таможенные преференции, льготные кредиты для участников инновационной деятельности, охрану и защиту прав на интеллектуальную собственность, заинтересованность в доведении инновационных энергосберегающих идей до товарного вида и коммерциализации научных разработок в сфере энергетики и энергосбережения.

К примеру, в странах Евросоюза развита система исследовательских и инвестиционных налоговых кредитов, предусматривающая отсрочку налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели. В этих странах существуют действенные инструменты, стимулирующие развитие инновационной деятельности, среди которых можно выделить:

- «налоговые каникулы» в отношении прибыли, полученной от реализации инновационных проектов;

- низкие ставки налога на прибыль, полученную в ходе использования нематериальных активов, составляющих предмет интеллектуальной собственности;

- возможность сокращения налогооблагаемой прибыли на величину стоимости материалов и оборудования, предаваемых ВУЗам, НИИ и другим инновационным организациям;

- сниженные ставки налогов на дивиденды учредителей наукоемких компаний;

- зависимость получения льгот от приоритетности инновационных проектов;

- возможность зачисления части прибыли инновационных компаний на специально созданные счета и последующее льготное налогообложение при условии использования средств на развитие инноваций.

В Российской Федерации также создаются условия для привлечения инвестиций в иннова-

^Научно-технические ведомости СПбГПУ № 2'2008. Экономические науки

ционную сферу, такие как обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники; возможность отнесения расходов, связанных с разработкой наукоемкой высокоэффективной техники, на себестоимость выпускаемой продукции; создание и ресурсное обеспечение уникальных научных установок, сети центров коллективного пользования уникальным научным и экспериментальным оборудованием, в том числе на основе лизинга. Также существует система государственного заказа на научно-техническую продукцию, основой которой являются целевые программы научных исследований и экспериментальных разработок, а также важнейшие инновационные проекты государственного значения.

В настоящее время государственные механизмы поддержки инноваций включают прямое и косвенное регулирование инновационной деятельности. Прямое государственное стимулирование НИОКР осуществляется путем распределения бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов (формирование государственного заказа, предоставление грантов, кредитование, субсидирование) между различными сферами научных исследований и разработок в соответствии с системой государственных научных приоритетов. Отрицательными моментами прямого государственного регулирования являются субъективный подход к принятию решений, замедленная процедура получения государственной поддержки, строгие бюджетные ограничения.

Косвенное государственное стимулирование инновационных разработок предполагает налоговую, амортизационную, патентную и таможенную политику; предоставление различного рода льгот субъектам инновационного процесса; формирование инновационного климата в экономике и инфраструктуры обеспечения инновационных исследований, включая службы патентования и лицензирования, стандартизации, сертификации, статистики, аналитические центры для изучения зарубежного опыта, подготовки прогнозов научно-технического развития и формирования на их основе системы национальных научных приоритетов для обеспечения информацией лиц, принимающих решения.

Совершенствование механизмов поддержки инноваций также должно предусматривать тесное взаимодействие между всеми участниками инновационного процесса, включая взаимодействие между государственными научными организациями, государственными высшими учебны-

ми заведениями с промышленными предприятиями в целях продвижения новых технологий в производство и повышения квалификации производственного потенциала. В этой связи важным представляется создание специальных инновационных центров, координирующих и реализующих инновационные проекты в сфере энергосбережения; создание Ассоциации фондов с развитым финансовым капиталом для развития прорывных энергосберегающих технологий.

Ключевым элементом поддержки инновационной деятельности в области энергосбережения и развития малого научно-технического и инновационного предпринимательства должны стать финансовые инструменты, в качестве которых следует рассматривать развитие венчурного финансирования, лизинга, кредитования и страхования рисков наукоемких проектов, поддержку на конкурсной основе научно-технических и инновационных энергосберегающих проектов.

Одним из вышеперечисленных финансовых инструментов поддержки инновационных разработок в области энергосбережения является венчурное финансирование, для развития которого необходимы правовые и институциональные условия. Особенностями венчурного финансирования являются повышенные риски финансирования инновационных проектов, связанные с вложением средств, как правило, в высокотехнологичные разработки с высокой степенью неопределенности. На сегодняшний день в России функционирует Российская Ассоциация Венчурного Финансирования (РАВИ), которая создана в 1997 году на базе 10 российских венчурных фондов и является ассоциированным членом Европейской ассоциации венчурного капитала. Содействие становлению и развитию венчурной индустрии в России является основной целью деятельности РАВИ. В рамках своей деятельности РАВИ проводит ежегодные российские венчурные ярмарки, которые позволяют инновационным организациям решать проблемы финансирования.

Отдельно следует сказать о лизинге как об эффективном рыночном механизме для субъектов инновационной деятельности, разрабатывающих и производящих наукоемкую продукцию с использованием дорогостоящих приборов и оборудования.

Также следует совершенствовать механизмы системы привлечения банковских кредитов для развития рынка капитала, используемого в целях расширения инновационной деятельности.

В топливно-энергетическом комплексе созданию фонда инноваций могла бы способствовать система обязательных отчислений части прибыли от экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и минерального сырья.

Обобщая вышесказанное, инструменты поддержки и стимулирования инновационных энер-

госберегающих технологий можно классифицировать в виде, представленном на рисунке:

В этой связи важным представляется анализ научно-технических разработок, готовых к коммерциализации, потому как в рыночной экономике в условиях высокой конкуренции в инновационный продукт превращается лишь 6-8%

Рис. Классификация инструментов поддержки и стимулирования

научных исследований. Механизм коммерциализации должен принципиально отличаться от действовавшей системы в советские времена, когда требовалось довести каждое исследование до практического использования. Данная система подкреплялась значительным бюджетным финансированием и легкостью его получения, в результате которого были случаи, когда тратились огромные средства на создание техники, не имеющей практической ценности. Поэтому важно обратить внимание на методику отбора инновационных проектов, позволяющую выбрать

разработки с наивысшим коммерческим потенциалом и определить механизмы по успешному выводу результатов на рынок.

В качестве критериев отбора инновационных энергосберегающих технологий могут быть рассмотрены следующие: надежность и экономичность работы оборудования, экономия расхода топлива, снижение вредных выбросов в окружающую среду, срок окупаемости.

Оценку выбранных критериев можно осуществлять с использованием методов многокритериальной оптимизации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ Президента РФ «Перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации» (Пр-843 от 21.05.2006 г.)

2. Приказ Президента РФ «Перечень критических технологий» (Пр-842 от 21.05.2006 г.)

3. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу (Приказ Президента РФ Пр-576 от 30.03.2002 г.)

4. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2007. 295 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.