Научная статья на тему 'Государственное регулирование научно-инновационной деятельности в России: направления и методы'

Государственное регулирование научно-инновационной деятельности в России: направления и методы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1216
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марабаева Людмила Владимировна, Соколов Олег Александрович

В статье рассматриваются вопросы государственного регулирования научно-инновационной деятельности, исследуются его основные направления и методы. Особое внимание уделяется анализу практики применения форм и методов государственного регулирования научно-инновационной деятельности в Республике Мордовия.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

tems of state regulation of scientific and innovation activities are treated; its main trends and methods are under research in the article. Special attention is paid to the analysis of practical application of forms and methods of state regulation of scientific and innovation activities in the Republic of Mordovia.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование научно-инновационной деятельности в России: направления и методы»

ИННОВАЦИИ № 10 (87), 2005

Государственное регулирование научноинновационной деятельности в России: направления и методы

Л. В. Марабаева,

д. э. н., профессор кафедры менеджмента МГУ им. Н. П. Огарева

О. А. Соколов,

к. э. н., консультант отдела науки и новых технологий Аппарата Правительства Республики Мордовия

В статье рассматриваются вопросы государственного регулирования научно-инновационной деятельности, исследуются его основные направления и методы. Особое внимание уделяется анализу практики применения форм и методов государственного регулирования научно-инновационной деятельности в Республике Мордовия.

Items of state regulation of scientific and innovation activities are treated; its main trends and methods are under research in the article. Special attention is paid to the analysis of practical application of forms and methods of state regulation of scientific and innovation activities in the Republic of Mordovia.

ГЬсударственное регулирование научной сферы в России имеет особое значение, что обусловлено традиционно высокой ролью науки в развитии общества, широтой охватываемых проблем, сложностью ее структуры.

Научно-технические разработки требуют значительных затрат, как правило, долгосрочных и подчас даже не имеющих отдачи. Поэтому в условиях жесткого дефицита финансовых ресурсов предприятий возрастает роль государства в обеспечении нормального течения инновационных процессов. Влияние государства в этом направлении может быть выражено в виде прямой финансовой поддержки предприятий-инноваторов или косвенными методами (предоставление налоговых, таможенных и других льгот).

В целях ускорения инновационных процессов в российской экономике необходимо обеспечить создание благоприятного инновационного и инвестиционного климата, рынка нововведений и инновационной инфраструктуры, обеспечивающей в том числе оказание рекламно-информационных и правовых услуг.

Одной из основных проблем активизации инновационной деятельности российских предприятий является отсутствие необходимого объема финансирования как прикладных, так и фундаментальных научных исследований. Основным источником финансирования инновационной деятельности по-прежнему остаются собственные средства предприятий (80% затрат на инновации).

Основными приоритетами инновационной деятельности российских предприятий, как показали проведенные исследования, являются поиск дополнительных источников финансирования и определение наиболее перспективных и выгодных направ-

лений для концентрации ограниченных ресурсов предприятий, направляемых в инновационную сферу.

Среди основных проблем государственного регулирования научной сферы выделяют его законодательное обеспечение, механизм формирования государственных приоритетов, создание условий для использования результатов научной деятельности на практике.

Одна из важнейших проблем государственного регулирования научно-технической сферы России, как отмечает большинство исследователей, — проблема государственного контроля в научной сфере, в том числе системный анализ и оценка эффективности научной деятельности. По существу, в России в настоящее время отсутствует единая методика оценки эффективности функционирования научной сферы и входящих в нее организаций.

По нашему мнению, во многом решению данных проблем препятствуют частые реорганизации федерального органа исполнительной власти, ведающего наукой, — Минобрнауки (Миннауки) России.

В целях обеспечения государственного регулирования процессов в 1998 г. были утверждены Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг., план действий по ее реализации, план действий по реализации концепции реформирования Российской науки.

В целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и реализации государственной научно-технической и инновационной политики образована Правительственная комиссия по научно-инновационной политике.

В 1999 г. Правительством Российской Федерации принято решение о создании учреждения высшего профессионального образования — Российского го-

сударственного университета инновационных технологий и предпринимательства.

В целях создания условий для повышения конкурентоспособности российской экономики на основе производства наукоемкой продукции и использования высоких технологий в реальном секторе экономики в 1999 г. принято постановление Правительства Российской Федерации «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий». Статус центра должен присваиваться научным организациям, обеспечивающим решение важнейших проблем развития высокотехнологичных отраслей реального сектора экономики. Фактически каждый из создаваемых центров должен отвечать за развитие конкретной отрасли промышленности и превратиться со временем в крупную промышленную корпорацию с сильной внутрифирменной наукой. Придание статуса ФЦНВТ означает, в первую очередь, не столько гарантированное государственное финансирование, сколько предоставление различного рода льгот. В настоящее время данный процесс сдерживается отсутствием практического механизма его реализации. До настоящего времени статус центра присвоен только Всероссийскому научно-исследовательскому институту по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

В то же время ранее в соответствии с федеральной целевой научно-технической программой «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения» для организаций, ведущих научные исследования и разработки, предусматривался статус государственного научного центра Российской Федерации. При этом статус государственного научного центра Российской Федерации, введенный в 1993 году, в 2001 году имели 58 организаций, из них 48 — государственные унитарные предприятия.

Существенным фактором, обеспечивающим интеграцию науки и образования, должны стать университетские комплексы, создание которых предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2001 г. № 660.

Неотъемлемой частью научно-инновационной инфраструктуры России являются наукограды, которые директивно создавались еще в 30-х, 50-х и 70-х годах XX века для решения важнейших государственных проблем научно-технической деятельности. В настоящее время к наукоградам относят около 70 городов, поселков и обособленных частей городов, в том числе 29 — расположенных в Московской области. По некоторым оценкам, в наукоградах сконцентрировано 40% научно-производственного потенциала страны. Принят закон о статусе наукограда. Настоящий закон в качестве основной меры государственной поддержки называет инвестиционный налоговый кредит.

На обеспечение прироста выпуска высокотехнологичной и наукоемкой продукции направлены меры государственной поддержки малых предприятий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в

сфере производства и содействию их инновационной деятельности».

В рамках межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере проводится работа по созданию инновационных технологических центров, ориентированных на промышленное производство конкурентоспособной наукоемкой продукции. В процессе реализации программы в различных регионах России создано 36 инновационно-технологических центров, в составе которых работает около трехсот малых фирм, занимающихся разработкой, созданием и выпуском небольших партий конкурентоспособной наукоемкой продукции. На территории страны действуют более 70 технологических парков.

В 2003 г. Правительством России утвержден план мероприятий на 2003-2005 годы по стимулированию инноваций и развитию венчурного инвестирования. При этом органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано учитывать данный план мероприятий при формировании и реализации региональных программ инновационного развития.

Правительственной комиссией по научно-инновационной политике одобрены основные направления развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов (системы венчурного инвестирования) в научно-технической сфере и принято решение об учреждении Венчурного инновационного фонда. В целях максимального использования возможностей Бюджета развития Российской Федерации при переходе к инновационному варианту экономического развития страны распоряжением Правительства Российской Федерации предусмотрено выделение до 10% средств Бюджета развития на финансирование и государственные гарантии при реализации инновационных проектов, обеспечивающих освоение и выпуск конкурентоспособной наукоемкой продукции, создаваемой на базе технологий, имеющих высокий потенциал рыночной реализации.

Одно из перспективных направлений совершенствования методов регулирования инновационной сферы — контрактное целевое финансирование НИОКР на основе приоритетных направлений развития науки и технологий.

Приоритетные направления научных исследований определяются экономическим и геополитическим положением России, наличием природных ресурсов, имеющих глобальное значение, потребностями духовного развития нашего общества, традициями российской науки. Существенное влияние на выбор приоритетов оказывают и мировые тенденции в развитии человеческой цивилизации.

В 1994 г. в соответствии с указом Президента Российской Федерации (июнь 1993 г.) и распоряжением Правительства Российской Федерации (декабрь 1993 г.) были выделены 10 основных направлений государственной поддержки инновационной деятельности: ядерная физика и атомная энергетика; химия и новые материалы; авиация; судостроение, навигация и гидрофизика; информатика и приборо-

ИННОВАЦИИ № 10 (87), 2005

ИННОВАЦИИ № 10 (87), 2005

строение; машиностроение; оптоэлектроника, лазерные системы, робототехника; медико-биологические проблемы; биотехнология; океанология, метеорология, водоснабжение и инженерная гидрогеология.

Преимущественно на этих основных направлениях Правительство России концентрировало государственные финансовые и иные материальные ресурсы и осуществляло поддержку научно-исследовательских разработок.

Впоследствии Правительством Российской Федерации был утвержден список из 70 критических технологий, предполагающий их приоритетное финансирование из федерального бюджета.

В 1996 г. Правительственная комиссия по научно-технической политике утвердила следующие приоритетные направления развития науки и техники: фундаментальные исследования; информационные технологии и электроника; производственные технологии; новые материалы и химические продукты; технологии живых систем; транспорт; топливо и энергетика; экология и рациональное природопользование и критические технологии федерального уровня.

Очевидно, что приоритеты с течением времени изменяются, поэтому с необходимостью нуждаются в корректировке. Как уже говорилось выше, механизм актуализации приоритетов на федеральном уровне не закреплен нормативно-правовыми актами. Тем не менее, в 2003 г. на совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации, президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям были рассмотрены и утверждены Президентом Российской Федерации В. Путиным «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации» и «Перечень критических технологий Российской Федерации».

Среди приоритетных направлений выделены:

^ информационно-телекоммуникационные технологии и электроника;

^ космические и авиационные технологии;

^ новые материалы и химические технологии;

^ новые транспортные технологии;

^ перспективные вооружения, военная и специальная техника;

^ производственные технологии;

^ технологии живых систем;

^ экология и рациональное природопользование; ^ энергосберегающие технологии.

В целях реализации проектов за счет средств федерального бюджета в рамках выбранных приоритетов традиционно разрабатываются федеральные целевые программы поддержки отдельных отраслей. Такие программы широко используются в мировой практике для реализации национальных приоритетов научно-технологического развития. В то же время в России финансирование этих программ не всегда соответствует первоначально заявленному.

В целом среди механизмов государственного финансирования науки и инноваций в России можно выделить реализацию федеральных научно-техни-

ческих программ и финансирование через специально созданные фонды поддержки науки и развития конкуренции.

В 2001-2003 гг. на реализацию государственных научно-технических программ в федеральном бюджете предусматривалось 14-23% от общей суммы средств по разделу «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу». При этом исполнение бюджета по программам традиционно ниже (на уровне 60%), чем по базовому финансированию науки (более 80%).

Научные фонды признаются в мире наиболее эффективным инструментом сохранения и развития национального научного потенциала. В России такие фонды начали создаваться в 1992-1994 годах для государственной финансовой поддержки научных исследований и развития конкуренции.

Среди специально созданных фондов наиболее значимыми и известными являются Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития (РФТР). Поддержка проектов из средств фондов осуществляется на конкурсной основе с использованием научной экспертизы. Основными критериями поддержки при этом являются научная перспективность проектов и их значимость для социальноэкономического развития страны.

Источниками финансирования РФФИ, РГНФ и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере являются, главным образом, средства федерального бюджета. На финансирование деятельности фондов согласно нормативам предусмотрено 8,5% расходов федерального бюджета на науку, в том числе РФФИ — 6%, РГНФ — 1%, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере — 1,5%.

Источниками формирования средств РФТР являются ежеквартальные отчисления федеральных органов исполнительной власти 25% средств, поступающих в их внебюджетные фонды согласно Порядку образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок, утвержденному постановлением Правительства РФ от 13 октября 1999 г. № 1156.

При этом РФФИ и РГНФ практикуют предоставление исполнителям грантов на реализацию проектов на безвозвратной основе. РФТР предоставляет беспроцентные кредиты для выполнения инновационных проектов, а Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере — на уровне половины учетной ставки Центрального банка.

РФТР в большинстве случаев поддерживает проекты на стадии исследований и разработок, его главными кредитополучателями являются научноисследовательские организации и малые предприятия.

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере концентрирует свою деятельность на поддержке малых предприятий, находящихся преимущественно на стадии коммерческого выпуска продукции.

Перспективным направлением деятельности Фонда содействия является предоставление оборудования малым предприятиям в финансовый лизинг, который существенно облегчает их доступ к современной технике и оборудованию.

Серьезным механизмом активизации инновационной деятельности, доказавшим свою эффективность в мировом сообществе, являются венчурные фонды финансирования инноваций. В июле 1993 г. страны «Большой семерки» и Европейский Союз приняли Соглашение о поддержке приватизированных российских предприятий по государственной программе массовой приватизации. В рамках Соглашения до 1996 г. на территории России действовали 11 Региональных венчурных фондов Европейского банка реконструкции и развития для инвестиций в частные компании с числом работающих от 200 до 5000 человек (объем инвестиций 300 тыс.-3 млн долл. США). К 1997 г., по оценкам независимых экспертов, в России действовало около 40 венчурных фондов и фондов прямого инвестирования, аккумулировавших 3-4 млрд долл. США, в основном, иностранного капитала. Финансовый кризис 1998 г. заставил более половины действовавших на тот момент фондов свернуть свою деятельность. [А. И. Никконен. Инновации, № 10 (67), с. 16.]

В марте 2000 года с участием государства (100 млн рублей из средств РФТР, 50% уставного капитала) был создан первый Венчурный инновационный фонд (некоммерческая организация в форме фонда). Данный фонд призван выступать учредителем коммерческих венчурных фондов, ориентированных на наукоемкую промышленность России, разделять с ними инвестиционные риски.

Начиная с 1992 г. в органах исполнительной власти большинства субъектов Российской Федерации созданы структурные подразделения (департаменты, комитеты и т. д.), ведающие вопросами формирования и реализации научно-технической и инновационной политики. Как правило, эти подразделения входят в блок управления социальной сферой.

В отдельных регионах (например Республика Мордовия, Тульская область) созданы подразделения, работающие исключительно в сфере научной и инновационной деятельности.

В ряде регионов (Москва, С.-Петербург, Самарская область) вопросы научно-технической и инновационной деятельности находятся в компетенции различных департаментов. Однако, как показывает практика Новосибирской области, наиболее эффективно работа поставлена в том случае, когда деятельность научного подразделения проходит в тесном взаимодействии с экономическими службами администрации региона.

Кроме указанных структурных подразделений, система управления сферой исследований и разработок в регионах включает в себя научно-технические

советы при администрациях субъектов Российской Федерации и научно-координационные центры. При этом задачей научно-технических советов является оказание содействия администрации в формировании региональной научно-технической политики, а деятельность научно-координационных центров направлена на формирование и сопровождение региональных научно-технических программ. Приведенная система управления достаточно хорошо зарекомендовала себя на практике в таких регионах, как Республика Мордовия, Самарская, Томская, Тульская области, а также в Ассоциации экономического взаимодействия «Центральный черноземный экономический район».

Особое внимание органы исполнительной власти Российской Федерации уделяют повышению квалификации руководящих кадров для регионов. Так, начиная с 1993 г. на базе Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации проведен ряд семинаров с руководителями соответствующих подразделений администраций регионов. Реализуется программа подготовки управленческих кадров высшего и среднего звена для организаций народного хозяйства Российской Федерации в российских образовательных учреждениях, ведущих организациях народного хозяйства и за рубежом. Ежегодно на конкурсной основе осуществляется переподготовка, повышение квалификации не менее 5000 специалистов в возрасте до 40 лет, имеющих высшее образование, а также стаж работы не менее одного года на управленческих должностях.

Существует практика реализации федеральных программ экономического и социального развития субъектов федерации, финансируемых из федерального бюджета.

Одной из таких программ была Федеральная программа экономического и социального развития Республики Мордовия на 1996-2000 гг. (действие программы было продлено до 2001 г.).

В рамках реализации программы финансировались предприятия машиностроения (ОАО «Лисма», ОАО «Электровыпрямитель», ОАО «Саранскка-бель», ОАО «Рузхиммаш», ОАО «Авторемонтный завод «Саранский», ОАО «Сарэкс»), выполнявшие наиболее перспективные работы по НИОКР, предусматривающие решение научных и социально-экономических задач региона, связанных с техническим перевооружением производства, а также с разработкой новых видов продукции, техники, технологических процессов.

Реализация данной программы позволила промышленности Мордовии укрепить свои позиции на внутреннем и мировом рынках, способствовала повышению инновационной активности предприятий республики.

В целях координации работы и организации оперативного решения вопросов науки в республике успешно действуют Консультативный совет по науке и образованию при главе Республики Мордовия, научно-технические советы при Правительстве Республики Мордовия и отраслевых органах исполнительной власти.

ИННОВАЦИИ № 10 (87), 2005

ИННОВАЦИИ № 10 (87), 2005

Логическим продолжением Федеральной программы экономического и социального развития Республики Мордовия на 1996-2000 гг. стала Программа социально-экономического развития Республики Мордовия на 2003-2007 годы, утвержденная Законом Республики Мордовия от 8 декабря 2003 г. № 62-З.

Целью программы является обеспечение устойчивого экономического роста на основе перехода экономики республики на модель инновационного развития, предусматривающую активизацию предпринимательской деятельности, создание экспортноориентированных и импортозамещающих производств, выпуск наукоемкой, высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции, построение целостной инфраструктуры и ее современной информационной составляющей, а также более эффективное использование человеческого капитала и новых знаний, что позволит повысить уровень и качество жизни населения и обеспечить улучшение экологической ситуации.

В целях реализации поставленной цели предусмотрено выполнение трех важнейших задач: повышение уровня и качества жизни населения, сохранение и развитие «человеческого капитала»; рост конкурентоспособности и эффективности региональной экономики; сохранение природной среды и обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности людей.

Следует отметить также стремление Правительства Республики Мордовия к развитию научно-исследовательской деятельности организаций как основы перехода на путь научно-инновационного развития региона.

В целях обеспечения роста объемов промышленного производства и повышения его эффективности в республике действует механизм поддержки предприятий путем предоставления им налоговых льгот и субвенций из республиканского бюджета за наращивание объемов производства сверх установленных прогнозных заданий. Обязательным условием предоставления государственной поддержки является также использование средств на укрепление и развитие производства. Освобождаются от уплаты налога на имущество основные средства предприятий, введенные в течение отчетного года. Важным инструментом государственной инвестиционной политики является система льготного кредитования (действует механизм субсидирования 2/3 уплаченных процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций, направленными на осуществление наиболее эффективных инвестиционных проектов). В рамках республиканской целевой программы развития Республики Мордовия на 20012005 годы только предприятиям реального сектора экономики на развитие производства на основе внедрения новых технологий из различных источников финансирования в 2001-2004 гг. выделено более 2 млрд рублей. В текущем году общая сумма инвестиционных вложений по данному направлению превысит 1 млрд рублей.

Начиная с 1999 г. постоянно растут расходы республиканского бюджета на научные исследования,

опытно-конструкторские и внедренческие работы. В 1999-2000 гг. в республиканском бюджете на проведение НИОКР было заложено по 5 млн рублей, в 20012002 гг. — по 10, в 2003 — 11,2, в 2004 — 12,4 млн рублей. Кроме того, из республиканского бюджета ежегодно финансируются научные центры республики: НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, МГУ им. Н. П. Огарева, МГПИ им. М. Е. Евсевьева, Центр социально-экономического мониторинга, созданный на базе научного учреждения «НИИ регионологии при МГУ им. Н. П. Огарева». Реализуется Программа научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2002-2006 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2002 г. № 599.

Распределение заложенных в бюджете средств производится строго на конкурсной основе. Все проекты проходят многоуровневую экспертизу, организуемую Научно-техническим советом при Правительстве Республики Мордовия и отраслевыми органами исполнительной власти республики.

В целях упорядочения процессов отбора инновационных проектов и создания условий для повышения эффективности их государственной поддержки на региональном уровне Правительство Республики Мордовия утвердило Положение о системе региональной экспертизы в сфере научно-технической и инновационной деятельности в Республике Мордовия, Положение о республиканских конкурсах проектов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и внедренческих работ, претендующих на финансовую поддержку республиканского бюджета Республики Мордовия, форму заявки на участие в конкурсах.

Принцип конкурсности на практике реализуется как в рамках проведения специализированных республиканских конкурсов проектов, так и в виде поддержки наиболее перспективных инициативных проектов предприятий.

Начиная с 1999 г. в Республике Мордовия было проведено 4 конкурса проектов: Республиканский конкурс научно-исследовательских, опытно-конструкторских и внедренческих работ, Республиканский конкурс научно-исследовательских, опытно-конструкторских и внедренческих работ в области разработки и внедрения средств малой механизации для личных подсобных хозяйств, Республиканский конкурс инновационных проектов в сфере малого предпринимательства, Республиканский конкурс инновационных проектов в области биотехнологий. В конкурсах приняли участие около 200 проектов. Победителями признаны 50 из них.

Помимо поддержки научно-инновационных проектов в рамках специальных тематических конкурсов, осуществляется постоянный отбор наиболее перспективных инициативных проектов организаций республики в соответствии с названным Положением о республиканских конкурсах.

Проведение конкурсов и поддержка научно-инновационных проектов осуществляется в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Мордовии.

До 1999 г. развитие науки и технологий в Республике Мордовия, в основном, осуществлялось по направлениям, утвержденным Федеральной программой экономического и социального развития Республики Мордовия на 1996-2000 гг., Программой научно-технического прогресса Республики Мордовия на 1997-2000 гг. (подпрограммы: Критические технологии федерального уровня в электротехнике, Новые технологии на базе ресурсов Мордовии, Устойчивое развитие Мордовии на основе экологической безопасности). Распоряжением Правительства Республики Мордовия от 16 февраля 1999 г. № 105-р впервые был утвержден Перечень приоритетных направлений развития науки и техники в Республике Мордовия. Впоследствии эти приоритетные направления нашли развитие в рамках реализации проектов-победителей республиканских конкурсов НИОКР в 1999-2001 годах. Распоряжением Правительства Республики Мордовия от 5 апреля 2004 г. № 340-р утверждены Приоритетные направления развития науки, техники и технологий Республики Мордовия. Выделены следующие основные направления:

^ информационно-телекоммуникационные технологии и электроника;

^ производственные технологии;

^ новые материалы и химические технологии;

^ технологии живых систем;

^ топливо и энергетика;

^ экология и рациональное природопользование; ^ гуманитарные науки.

К критическим технологиям, традиционно развиваемым в республике, относятся исследования в области создания новых источников света, световых приборов, электронных компонентов, приборов силовой электроники, разработка и совершенствование комплекса сельскохозяйственных машин, современных технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции, строительных материалов на базе местного сырья, исследования в области гуманитарных наук.

Из числа критических технологий Российской Федерации Республика Мордовия могла бы выбрать и принять активное участие в разработке технологий безопасности и контроля качества сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов, быстрого возведения и трансформации жилья, информационной интеграции и системной поддержки жизненного цикла продукции, мониторинга окружающей среды, переработки и воспроизводства лесных ресурсов, синтеза лекарственных средств и пищевых добавок, сохранения и восстановления нарушенных земель, энергосбережения, биологических средств защиты растений, нетрадиционных возобновляемых источников энергии, элементной базы микроэлектроники.

Всего начиная с 1999 г. с поддержкой республиканского бюджета реализовано более 100 научно-инновационных проектов. Государственная поддержка научных разработок в Мордовии на протяжении 1998-2003 гг. принесла ощутимые результаты в виде увеличения объемов производства, соответствующих

дополнительных налоговых отчислений в бюджет, повышения производительности труда и эффективности производства. Исследования, проведенные учеными и специалистами с поддержкой республиканского бюджета, позволили освоить производство нового поколения полупроводниковых приборов для силовой импульсной техники — ЮВТ-мо-дулей с повышенным напряжением изоляции для железнодорожного транспорта (ОАО «Электровыпрямитель»), электронных комплектующих для автомобильной промышленности (ОАО «Орбита»), высокоэффективных энергосберегающих источников света (металлогалогенные, компактные люминесцентные лампы — ОАО «Лисма-ВНИИИС им. А. Н. Лодыгина»), провести целый комплекс работ по разработке и освоению технологий восстановления и упрочнения (ремонта) изношенных деталей автомобилей и тракторов (МГУ им. Н. П. Огарева), разработать большегрузный тракторный прицеп, не имеющий аналогов в России, и реализовать многие другие коммерчески успешные проекты. Есть положительные примеры научных разработок в области сельского хозяйства, в частности начаты работы в области координатного земледелия.

Следует отметить также, что значительная роль в развитии экономики республики принадлежит действующему механизму межбюджетных отношений, который способствует повышению заинтересованности всех и каждого в результатах своего труда, увеличению производственного и налогового потенциала муниципальных образований, решению на их уровне большинства экономических и социальных проблем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Много внимания в республике уделяется формированию и развитию инновационных центров. Кроме вышеупомянутых, на территории Республики Мордовия успешно функционируют: научная организация Всероссийский научно-исследовательский институт источников света ОАО «Лисма-ВНИИИС имени А. Н. Лодыгина», которому присвоен статус Республиканского центра науки и высоких технологий в области светотехники, Мордовский НИИ сельского хозяйства, входящий в структуру Российской академии сельскохозяйственных наук, ФГУП «НИИ силовой электроники», ГУП Республики Мордовия «Центр испытания и внедрения сельскохозяйственной техники и машинных технологий», ГУП Республики Мордовия «Научно-производственный центр информатизации и новых технологий», ООО «Республиканский центр современных медицинских технологий» (доля участия Республики Мордовия — 33,5%), Мордовский республиканский научно-технический центр «Электротехника Мордовии» — Республиканский центр энергосбережения, бизнес-инкубаторы, Мордовский центр научно-технической информации, ОАО «Научно-технологический парк Мордовии» и другие. Ведутся работы по созданию отраслевых республиканских центров в области биотехнологий, электроники, новых технологий ремонта сельскохозяйственной и автомобильной техники.

ИННОВАЦИИ № 10 (87), 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.