Научная статья на тему 'Обзор современных институтов государственной поддержки инновационной деятельности в России'

Обзор современных институтов государственной поддержки инновационной деятельности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Радыгина Светлана Владимировна

Приводится перечень существующих на настоящий момент государственных организаций, созданных для поддержки инновационной деятельности в России. Характеризуются основные направления деятельности данных организаций, оказываемые ими формы поддержки инноваторам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The review of modern institutes of state support for the innovative activity in Russia

A list of currently existing state organizations created to support the innovative activity in Russia is presented. The main lines of activity of the above-mentioned organizations, forms of support rendered by them to innovators are characterized.

Текст научной работы на тему «Обзор современных институтов государственной поддержки инновационной деятельности в России»

82

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2009. Вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

УДК 336.13 С.В. Радыгина

ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Приводится перечень существующих на настоящий момент государственных организаций, созданных для поддержки инновационной деятельности в России. Характеризуются основные направления деятельности данных организаций, оказываемые ими формы поддержки инноваторам.

Ключевые слова: инновационная деятельность, государственное управление.

Задача перевода российской экономики на инновационный путь развития относится к разряду стратегически важных. Она связана с возрастанием роли инноваций как ключевого фактора современного социальноэкономического развития и технологической модернизации производства. В развитых странах 25% трудовых ресурсов сегодня заняты в сфере науки и высоких технологий. В США 8% населения создают свыше 20% ВВП, а страна расходует на научные исследования и разработки около 60% бюджетных средств.

Особое место в этом процессе занимает инновационно-инвестиционная активность промышленных предприятий и иных хозяйствующих субъектов. Проблема формирования и развития инновационной среды требует усиления внимания со стороны государства.

В последнее время в рамках целого ряда правительственных решений и программ предпринимались неоднократные попытки формирования целостной государственной политики по поддержке и развитию российской науки. Для решения задач перехода к инновационному развитию экономики в стране создана целая система институтов развития, крупных отраслевых государственных корпораций, которые создаются на основе соответствующей законодательной базы.

За последние годы созданы: Инвестиционный фонд РФ, Российская венчурная компания, государственные корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и «Фонд содействия реформированию ЖКХ»; объединенные корпорации в авиастроении и судостроении; «Росатом», «Роснанотех», «Ростехнологии».

Их первоочередная задача - создание эффективной и справедливой системы отбора и коммерческой поддержки высокотехнологичных проектов, реализация которых способна дать и прибыль, и системный эффект диверсификации для всей экономики.

Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» организована для поддержки развития области наноиндустрии, создания

инфраструктуры развития данной сферы и, в первую очередь, для финансирования нанотехнологичных проектов.

Денежные средства ГК «Роснанотех» направляются на финансирование проектов:

- по внедрению нанотехнологий или производству продукции в сфере наноиндустрии;

- по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам в сфере нанотехнологий;

- по подготовке специалистов в сфере нанотехнологий, в том числе путем выделения денежных средств.

Приоритет отдается проектам, завершающимся внедрением разработок нанотехнологий в производство или расширением производства продукции наноиндустрии, то есть предполагающим их дальнейшую коммерциализацию (а не проектам, ограниченным только выполнением НИР или ОКР).

В то же время по состоянию на 1 апреля 2008 г. только 12% заявок, полученных ГК «Роснанотех», предполагают создание инновационного производства, а более 70% поданных заявок составляют предложения по финансированию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, для финансирования которых государство выделило средства по другим направлениям.

По данным ГК «Роснанотех», в корпорацию поступило 330 заявок на финансирование из 44 городов. В частности, 35% - из Москвы, 14% - из Санкт-Петербурга, 11% - из Королева, 7% - из Новосибирска, 3% - из Воронежа. Что касается распределения по отраслям, то 21% проектов - из области электроники, 12% - медицины, 12% - энергетики, 5% относятся к машиностроению и транспорту, 5% - к сельскому хозяйству, 2% - к строительству.

Инвестиционный фонд РФ создан в целях создания и развития инфраструктуры, имеющей общегосударственное значение, создания и развития элементов российской инновационной системы, обеспечения реализации институциональных преобразований.

Предоставление государственной поддержки Инвестиционного фонда РФ осуществляется в форме бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства (включая финансирование разработки проектной документации, работ по подготовке территории для строительства), субсидий, бюджетных ассигнований в уставные капиталы открытых акционерных обществ, государственных гарантий, софинансирование региональных инвестиционных фондов.

Однако в настоящее время Инвестиционный фонд РФ предоставляет средства только на условиях софинансирования и рассматривает проекты с объемом финансирования не менее 5 млрд. руб., продолжительность которых не превышает 5 лет.

В 2008 г. были внесены изменения в положение об Инвестиционном фонде РФ, расширившие перечень видов поддержки. В частности, появилось

направление по финансированию Инвестиционным фондом РФ региональных проектов, в том числе инновационных, общий объем финансирования которых составляет не менее 500 млн. руб.

Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) осуществляют поддержку инициативных фундаментальных исследований, направленную на получение нового научного знания, которое в дальнейшем может быть в значительной степени преобразовано в инновационный продукт, необходимый для прогресса экономики.

Особенности подхода заключаются в том, что РФФИ и РГНФ поддерживают лучшие инициативные творческие коллективы ученых, а не организации, причем финансирование осуществляется на безвозвратной и безвозмездной основе (субвенции в форме грантов). Работа данных организаций построена на принципах конкурсного отбора и адресности финансирования.

За 13-летний период существования РФФИ эксперты фонда проанализировали более 190 тысяч заявок, из которых было поддержано более 77 тысяч проектов из 74 субъектов РФ. В конкурсах приняло участие более 200 тысяч ученых, из которых около половины были поддержаны фондом как участники проектов-победителей. Ежегодно РФФИ поддерживает более 10 тысяч проектов, выполняемых примерно в тысяче организаций, участниками которых являются более 50 тысяч человек. Ежегодно фонд расходует на поддержку проектов 97% общего объема выделяемого финансирования, на оплату экспертизы и содержание аппарата - 3%.

За 11 конкурсов в 1994 - 2005 гг. в РГНФ поступили и прошли экспертизу 53 123 научных проекта и получили поддержку 21 460 научных проектов разных типов.

Распоряжением Правительства РФ от 8 мая 1996 г. № 728-р предписано направлять ежегодно Российскому фонду фундаментальных исследований средства в размере 6% ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на финансирование науки.

Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 875 «О финансировании Российского гуманитарного научного фонда» предписано «направлять ежегодно, начиная с 1996 года, Российскому гуманитарному научному фонду средства в размере 1% ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на финансирование науки».

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической сфере (Фонд Бортника) создан в целях оказания прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности.

Фонд осуществляет свою деятельность путем реализации ряда программ:

- поддержка инновационных проектов студентов и молодых ученых (программа «УМНИК»);

- поддержка малых инновационных компаний, находящихся на начальной стадии развития (программа «СТАРТ»);

- содействие процессу коммерциализации результатов научной деятельности, осуществляемое в основном за счет средств федерального бюджета инновационными предприятиями (программа «ТЕМП»), в том числе на основе партнерства университетов и малых инновационных предприятий (программа «ПУСК»);

- программа активного участия в создании особых экономических зон технико-внедренческого типа и технопарков посредством финансирования инновационных проектов их резидентов.

Российский фонд технологического развития (РФТР) предполагает финансовую поддержку научных организаций и инновационных предприятий на всех стадиях цепи «прикладные НИОКР - опытный образец (макет) - выпуск опытной партии продукции». Объектами поддержки здесь являются проекты НИОКР, реализуемые научными организациями (включая государственные научные центры) и инновационно активными предприятиями Российской Федерации в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и критических технологий Российской Федерации.

Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк) нацелена на поддержку (на период до 2010 г.) следующих отраслей: авиастроение и ракетно-космический комплекс; судостроение; электронная промышленность; атомная промышленность, в том числе атомная энергетика; транспортное, специальное и энергетическое машиностроение; металлургия (производство специальных сталей); деревообрабатывающая промышленность; оборонно-промышленный комплекс.

Внешэкономбанк предоставляет кредиты, займы, гарантии и поручительства, а также осуществляет финансирование на возвратной основе в целях реализации инвестиционных проектов (в том числе инновационных проектов), соответствующих основным направлениям инвестиционной деятельности Внешэкономбанка, установленным Меморандумом, а также следующим критериям: срок окупаемости проекта - более 5 лет; общая стоимость проекта - более 2 млрд. руб.

Минимальный размер предоставляемых Внешэкономбанком кредитов, займов, гарантий, поручительств и финансирования на возвратной основе в целях реализации инвестиционного проекта устанавливается в размере 1 млрд. руб. или в размере суммы в иностранной валюте, эквивалентной 1 млрд. руб.

Особые перспективы с точки зрения приоритетов инновационного развития имеет деятельность Российской венчурной компаниии (ОАО «РВК»), на которую возложены две основные функции: конкурсный отбор лучших

венчурных управляющих компаний и приобретение паев венчурных фондов, создаваемых этими компаниями. Уставный капитал ОАО «РВК» составляет 15 млрд. руб. К настоящему моменту с участием ОАО«РВК» сформировано лишь 2 фонда, в 2008 г. профинансировано еще 10 фондов. Планируется, что в совокупности эти фонды обеспечат венчурным капиталом до 200 новых инновационных компаний и станут косвенным катализатором создания еще порядка 1000 компаний.

Следующим этапом развития венчурного инвестирования и деятельности ОАО «РВК» должно стать расширение форм поддержки инноваций. С одной стороны, это поддержка венчурных проектов на более ранних фазах, финансирование проектов на стадии «start up». С другой стороны, это создание нескольких венчурных фондов «фазы роста», которые смогут инвестировать в компании, находящиеся на средних стадиях развития.

Особые экономические зоны являются также сравнительно новым механизмом государственной поддержки инвестиционной и, в том числе, инновационной деятельности.

Создание в Российской Федерации особых экономических зон направлено на развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы. На территории особой экономической зоны действует особый режим предпринимательской деятельности в части предоставляемых их резидентам следующих льгот: таможенных (внешнеторговых); налоговых; финансовых; административных (упрощенные процедуры регистрации организаций, упрощенный режим въезда-выезда иностранных граждан и т.п.).

В настоящее время могут создаваться особые экономические зоны трех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные.

В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» на настоящий момент создано четыре технико-внедренческих зоны (г. Санкт-Петербург - в области информационных технологий, г. Москва, г. Зеленоград - в области микроэлектроники, Московская область - г. Дубна - в области ядерных технологий, Томская область - в области новых материалов).

Кроме вышеперечисленных федеральных институтов развития существуют также механизмы государственной поддержки, позволяющие за счет частичного финансирования из федерального бюджета обеспечить регионы следующими основными институтами развития для малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

Бизнес-инкубаторы - специализированные структуры, которые предоставляют отобранным по конкурсу начинающим малым предприятиям (стаж работы не более 1 года) на льготных условиях помещения, средства связи, оргтехнику, необходимое оборудование и оказывающие им консалтин-

говые, образовательные и офисные услуги на срок 3 года с последующим освобождением арендованных площадей для других начинающих компаний.

В Удмуртской Республике для поддержки малого бизнеса в 2007 г. создано ГУ «Республиканский бизнес-инкубатор» в г. Ижевске, а также открыт его филиал в г. Глазове. Кроме того, поддержку малым инновационным предприятиям осуществляет Бизнес-инкубатор ГОУВПО «Ижевский государственный технический университет». Однако в настоящее время среди резидентов Республиканского бизнес-инкубатора не много предприятий, осуществляющих инновационную деятельность. Это обусловлено тем, что в Удмуртии на настоящий момент не отлажен механизм коммерциализации инновационных проектов, поэтому при большом количестве проектов они либо имеют поддержку предприятий крупного и среднего бизнеса и не попадают под правила поддержки бизнес-инкубатора, либо выдвигаются научными учреждениями, которые в соответствии с действующим законодательством не имеют права коммерциализовать проекты созданием малых инновационных предприятий; проекты инноваторов-физических лиц, как правило, не готовы к коммерциализации в связи с отсутствием у авторов необходимых навыков организации бизнеса, а в республике - квалифицированных инновационных менеджеров.

Кроме того, в связи с тем что Республиканский бизнес-инкубатор начал свою деятельность сравнительно недавно, о его деятельности бизнес-сообщество недостаточно информировано. Следует также отметить, что предлагаемые Республиканским бизнес-инкубатором в настоящее время условия, по прежнему, являются жесткими для малых инновационных предприятий, так как коммерциализация инновационных проектов связана с большими рисками и требует существенных финансовых затрат и определенного времени для налаживания каналов сбыта.

Региональные венчурные фонды создаются в целях финансирования малых предприятий в научно-технической сфере. Формирование венчурных фондов для малых компаний обеспечивается из трех источников:

- средства региональных бюджетов - до 25%;

- средства федерального бюджета - до 25% (в объеме, равном расходам региональных бюджетов);

- средства частных инвесторов - не менее 50%.

В Удмуртской Республике на настоящий момент не создан венчурный фонд, что обусловлено как недостаточным финансированием программы по развитию инновационной деятельности из республиканского бюджета, так и невысоким интересом частного капитала к финансированию инновационной деятельности. Из-за отсутствия методик оценки эффективности инноваций, маркетинговой проработки востребованности рынком инновационных продуктов и технологий, а также постоянно действующей группы экспертов по оценке инновационных проектов вложения в них остаются высокорискованными для частного капитала.

Гарантийные фонды создаются в целях расширения объема кредитования малых и средних компаний. Реализация гарантийно-залоговых механизмов осуществляется за счет выделения субъектам Российской Федерации субвенции из федерального бюджета для предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства на оплату стоимости договоров гарантии (поручительства) по банковским кредитам (договорам лизинга) в случае отсутствия у них достаточного собственного обеспечения.

Фонды прямых инвестиций, сформированные в конце 2007 г., работают с быстро растущими компаниями среднего бизнеса, насчитывающими до 250 работников, и финансируются путем выкупа дополнительной эмиссии акций. Размер каждого фонда составит не менее 280 млн.руб.

Промышленные парки создают условия для эффективной работы ряда небольших и средних производств. Основной услугой, оказываемой промышленными парками, являются предоставление в аренду или для выкупа земельных участков и помещений, а также обеспечение необходимой транспортной, логистической и телекоммуникационной инфраструктуры.

Технопарки создаются в соответствии с государственной программой «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», одобренной Правительством Российской Федерации. Предусмотрено создание с 2006 по 2010 г. технопарков в сфере высоких технологий в Московской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Тюменской областях, Республике Татарстан и г. Санкт-Петербурге (пилотные регионы).

Вновь появилось такое понятие, как Наукограды Российской Федерации, - это центры, в которых сконцентрирован один из главных научных потенциалов страны, где ведется разработка проектов, позволяющих производить конкурентоспособную наукоемкую продукцию, реализовывать инновационные проекты.

В различных регионах Российской Федерации при поддержке Минобрнауки РФ и Минэкономразвития РФ, как правило, в составе крупных вузовских комплексов и государственных научных организаций создаются центры трансфера технологий, технопарки, другие инновационные структуры. За счет них обеспечивается территориальная концентрация финансовых и интеллектуальных ресурсов для ускорения развития высокотехнологичных отраслей экономики.

Всего за последние годы в стране созданы 55 технопарков, 66 инновационно-технологических центров (ИТЦ), 80 бизнес-инкубаторов, 86 центров трансфера технологий (ЦТТ), 10 национальных информационно- аналитических центров (НИАЦ), а также инновационно-промышленные комплексы, инновационно-технологические кластеры и др.

Поступила в редакцию 22.06.09

S. V. Radygina, candidate of economics, associate professor

The review of modern institutes of state support for the innovative activity in Russia

A list of currently existing state organizations created to support the innovative activity in Russia is presented. The main lines of activity of the above-mentioned organizations, forms of support rendered by them to innovators are characterized.

Радыгина Светлана Владимировна, кандидат экономических наук, доцент ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп.4)

E-mail:rsv prepod@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.