Нормативно-правовое регулирование научноинновационной деятельности на региональном уровне
Л. В. Марабаева,
д. э. н., профессор кафедры менеджмента МГУ им. Н. П.Огарева
О. А. Соколов,
к. э. н., консультант отдела науки и новых технологий Аппарата Правительства Республики Мордовия
Настоящая статья посвящена рассмотрению подходов к нормативно-правовому решению проблем научно-инновационной деятельности на уровне субъектов федерации. На примере Республики Мордовия проводится анализ существующей нормативной базы научно-инновационной деятельности, мероприятий по сохранению и развитию кадрового потенциала в данной сфере.
The present article is devoted to consideration of approaches to normative and legal solution of problems in scientific and innovation activity on the level of a federal constituent entity. After the example of the Republic of Mordovia the analysis of the existing normative basis of scientific and innovation activity, measures on preservation and development of personnel potential in the given sphere is carried out.
Изменение политической системы государства в начале 90-х годов прошлого века, перестройка системы управления наукой и резкое снижение финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований из бюджетных источников потребовали непосредственного участия администраций субъектов Российской Федерации в решении вопросов сохранения и развития научнотехнического потенциала страны. При этом большинство регионов в то время были не готовы в полной мере принять на себя функции управления и финансирования сферы науки и разработок.
В соответствии с Конституцией России «общие вопросы науки» находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому к законодательству о науке и инновациях относятся и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые при этом не должны противоречить федеральному законодательству.
В марте 1993 г. решением Коллегии Миннауки России были одобрены концепция региональной научно-технической политики и перечень мероприятий, обеспечивающих взаимодействие федеральных и территориальных органов управления на региональном уровне.
В целях реализации принятой Концепции был издан приказ Миннауки России от 23 апреля 1993 г. № 79, которым введен в действие механизм формирования, экспертизы, принятия совместного долевого финансирования с органами государственной власти субъектов Российской Федерации региональных научно-технических программ и проектов.
При этом предусматривалось, что сумма средств, выделяемых Миннауки России, не может превышать 50% от общей стоимости программы. Остальные средства должны изыскиваться в региональных источниках.
Для финансирования на долевой основе региональных научно-технических программ и проектов предусматривалось ежегодное выделение средств из федерального бюджета в объеме 1% от средств, направляемых на финансирование сферы исследований и разработок. Однако с 1995 г. объем средств, выделяемых на эти цели, неуклонно снижался.
За прошедшее время механизм долевого финансирования региональных научно-технических программ и проектов доказал свою эффективность, о чем свидетельствует практика его использования большинством федеральных исполнительных органов власти, федеральных фондов поддержки науки и инноваций, а также реализация федеральных целевых программ. Ежегодно долевое финансирование из средств федерального бюджета получают порядка 3000 научно-технических проектов, имеющих как самостоятельное значение, так и объединенных в межрегиональные и региональные программы.
Важным фактором развития научно-технического потенциала регионов является наличие соответствующей нормативно-правовой базы.
После выхода в 1996 г. Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» активизировалась законодательная деятельность субъектов Российской Федерации в научнотехнической и инновационной сферах. В настоящее
ИННОВАЦИИ № 4 (81), 2005
ИННОВАЦИИ № 4 (81), 2005
время в 17 регионах приняты законы о науке, научной деятельности (Санкт-Петербург, республики Башкортостан, Бурятия, Кабардино-Балкария, Коми, Саха (Якутия), Тыва, Чувашия, Краснодарский край, Белгородская, Калужская, Камчатская, Оренбургская, Орловская, Пермская, Тверская, Читинская области). Первые законы субъектов федерации были приняты в 1997-1998 годах в Республике Башкортостан, Краснодарском крае, Калужской, Пермской, Тверской областях.
В Калининградской, Курганской, Мурманской, Тамбовской и Тульской областях действуют законы о научной и инновационной деятельности.
В 9 регионах приняты законы об инновационной деятельности (Хабаровский край, Вологодская, Ивановская, Калужская, Оренбургская, Орловская, Саратовская, Тверская области, Ямало-Ненецкий автономный округ). В Астраханской, Воронежской, Тюменской и Еврейской автономной областях отношения в сфере инноваций регулируются в соответствии с принятыми решениями администраций об инновациях и инновационной деятельности.
В Алтайском крае действует закон, регулирующий инновационную деятельность в агропромышленном комплексе, в Москве — закон, направленный на поддержку инновационной деятельности в сфере малого предпринимательства.
В ряде регионов реализуются целевые программы, проводятся конкурсы инновационных проектов (республики Дагестан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Алтайский, Красноярский, Приморский края, Астраханская, Брянская, Владимирская, Иркутская, Липецкая, Московская, Новгородская, Новосибирская, Самарская, Смоленская, Томская области).
В Республике Чувашия создан Инновационный фонд Чувашской республики.
Многое сделано для формирования инфраструктуры инновационной деятельности в таких регионах, как Республика Мордовия, Красноярский край, Белгородская, Калининградская, Ленинградская, Московская, Пензенская, Самарская, Томская области.
В целом законодательно закрепленные нормы научно-технической политики субъектов Российской Федерации соответствуют основным положениям государственной научно-технической политики Российской Федерации. В то же время анализ законов субъектов Российской Федерации показывает, что в ряде случаев они не всегда адекватны положениям упомянутого федерального закона. Очевидно, что для целей эффективной реализации единой государственной научно-технической политики необходимо соответствие федеральной и региональной нормативно-правовой базы.
В настоящее время активизировалась деятельность федеральных органов исполнительной власти по созданию модельного закона «О региональной научно-технической политике» в целях его дальнейшего использования при подготовке и корректировке соответствующих законов субъектов Российской Федерации.
Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны Рекомендации по государ-
ственной научно-технической политике субъектов Российской Федерации.
Рекомендации предполагают следующие основные задачи научно-технической политики субъекта Российской Федерации:
► разработка инновационных прогнозов для региона с учетом перспектив научно-технической деятельности;
► выбор приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в регионе, концентрация ресурсов на приоритетных направлениях;
► развитие инновационной деятельности, укрепление связей между научно-технической сферой и сферой производства;
► обеспечение воспроизводства кадрового потенциала научно-технического комплекса, использование возможностей научно-технического комплекса для подготовки административных кадров, привлечение сил научно-технического комплекса для разработки управленческих решений;
► формирование инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности, развитие сферы инфраструктурных услуг для научно-технической и инновационной деятельности;
► обеспечение условий свободной конкуренции для всех субъектов научно-технической деятельности;
► формирование правовых, организационных, экономических условий для осуществления научнотехнической деятельности, развития научно-технического потенциала.
В качестве одного из основных инструментов реализации государственной научно-технической политики субъектов Российской Федерации согласно рекомендациям выступает концентрация ресурсов на важнейших направлениях социального и экономического развития. При этом федеральные приоритеты в той части, в которой они совпадают с приоритетами субъекта, являются основанием для разработки и финансирования совместных программ.
Рекомендации предлагают переход от отдельных мер поддержки инновационной деятельности к созданию региональной инновационной системы, которая предполагает:
► формирование региональной инновационной стратегии, включая межведомственные и межрегиональные стратегии;
► создание благоприятной экономической и правовой среды для деятельности инновационных организаций;
► формирование инфраструктуры инновационной деятельности;
► создание механизмов мониторинга инновационной деятельности;
► развитие кооперации между научными организациями и промышленностью;
► совершенствование механизмов государственной поддержки коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок.
Одним из примеров в этой сфере является практика управления инновационной деятельностью в
Республике Мордовия. Например, в республике принцип конкурсности реализуется на основании Положения о республиканских конкурсах научноисследовательских, опытно-конструкторских и внедренческих работ, претендующих на финансовую поддержку бюджета Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 10 апреля 2000 г. № 178. Данное положение закрепляет основные критерии оценки проектов, представленных на конкурсы, условия участия в них, механизм организации и проведения республиканских конкурсов, а также права и обязанности исполнителей проектов-победителей конкурсов.
В Республике Мордовия в настоящее время проводятся работы по упорядочению процессов организации и проведения региональной экспертизы в сфере науки и инноваций. Постановлением Правительства Республики Мордовия от 5 сентября 1996 года утверждено Положение о системе региональной экспертизы в сфере научно-технической и инновационной деятельности. НИИ регионологии при МГУ имени Н. П. Огарева обладает сертификатом соответствия, дающим право на проведение экспертизы в научной и научно-технической сфере. Постановлением Правительства Республики Мордовия от 10 апреля 2000 г. № 178 утверждены форма экспертного заключения, требования к экспертному заключению, рекомендуемые уровни и диапазоны оценок. Данные документы призваны создать основу для повышения эффективности оценки работ, претендующих на поддержку бюджета Республики Мордовия, и общей эффективности инновационной деятельности на уровне республики за счет отсева экономически и социально невыгодных проектов, а также проектов, не представляющих высокой научной ценности.
В плане вовлечения талантливой молодежи в сферу науки особо стоит отметить опыт Мордовии. В 1999 году все выпускники школ — золотые медалисты поступили в высшие учебные заведения республики. Часть из них получила финансовую поддержку из резервного фонда Главы Республики Мордовия. Начиная с 2000 г., организована целевая контрактная подготовка специалистов для нужд агропромышленного комплекса. С 2001 г. в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 11 июля 2001 г. № 333 «О целевом приеме и подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием для хозяйственного комплекса республики» целевой прием организуется для всех отраслей хозяйственного комплекса в соответствии с заявками предприятий и организаций.
Настоящее постановление предполагает ежегодное определение объемов целевой (контрактной) подготовки специалистов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, в зависимости от потребностей народного хозяйства Республики Мордовия в квалифицированных кадрах с высшим и средним профессиональным образованием на договорной основе между Правительством Республики Мордовия и учебными заведениями. Специальности и количество мест для целевого приема ежегодно определяются дополнительным соглашением к Договору о
целевом (контрактном) приеме и подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием между Правительством Республики Мордовия и учебными заведениями республики. При этом целевые направления на обучение выдаются гражданам отраслевыми министерствами, ведомствами Республики Мордовия на основании договора о целевом обучении и последующем сотрудничестве между работодателем и гражданином, заключенного в соответствии с типовой формой.
Данный договор предусматривает, что работодатель обязуется принять абитуриента на работу после окончания учебного заведения на определенную должность с заработной платой не менее 1,5 прожиточного минимума Республики Мордовия, складывающегося на день начисления заработной платы. При этом абитуриент обязуется отработать на предприятии по специальности не менее 3-х лет при условии соблюдения и представления работодателем социальных условий и льгот, предусмотренных договором.
В целом на контрактной целевой основе в зависимости от специальности в вузах республики обучается от 20 до 70% студентов.
Во исполнение Указа Главы Республики Мордовия «Об организационных мерах по кадровому обеспечению предприятий агропромышленного комплекса» Правительством Республики Мордовия определен порядок выплаты и размеры гарантированной заработной платы молодым специалистам из бюджета Республики Мордовия. Кроме того, им оказывается помощь в приобретении жилья в кредит.
В целом анализ нормативных актов органов исполнительной власти Российской Федерации в области науки и инноваций свидетельствует о стремлении правительства сделать основой государственной инновационной политики становление в России жесткой государственной инфраструктуры с бюджетным финансированием и властным управлением последней. Предполагается создание работоспособного государственного механизма для реализации научно-инновационной деятельности.
В то же время остаются нерешенными вопросы укрепления научно-инновационного потенциала субъектов Российской Федерации. Необходимо законодательное закрепление механизма взаимодействия органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях в целях согласования общенациональных и региональных интересов в области научно-инновационного развития. Требует решения вопрос расширения поддержки малого инновационного бизнеса путем совершенствования экономических и правовых основ его деятельности, разработки комплекса мер государственной поддержки.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы также отметить тот факт, что российское и региональное законодательство о науке и инновациях находится в процессе становления, постепенно совершенствуется и уже в ближайшее время сможет стать основой для активизации и повышения эффективности инновационной деятельности организаций.
ИННОВАЦИИ № 4 (81), 2005