Научная статья на тему 'Государственная инновационная политика как стратегический приоритет развития Казахстана'

Государственная инновационная политика как стратегический приоритет развития Казахстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРИОРИТЕТ / STATE INNOVATION POLICY / THE REGULATION OF THE ECONOMY / STRATEGIC PRIORITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андиржанова Г. А., Матаев Г. М.

Исследуется роль инновационной политики в структуре государствен-ного регулирования экономики. Показано, что целью данной политики является стимулирование инновационной активности и развитие научно-технического потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focuses on the role of the innovation policy in the structure of the state regulation of economy. It shows that the aim of the given policy is stimu-lation of innovation activity and development of the scientific and technical potential.

Текст научной работы на тему «Государственная инновационная политика как стратегический приоритет развития Казахстана»

Г. А. Андиржанова, Г. М. Матаев

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРИОРИТЕТ РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА

Ключевые слова: государственная инновационная политика, регулирование экономики, стратегический приоритет, state innovation policy, the regulation of the economy, strategic

priority..

Исследуется роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики. Показано, что целью данной политики является стимулирование инновационной активности и развитие научно-технического потенциала. The article focuses on the role of the innovation policy in the structure of the state regulation of economy. It shows that the aim of the given policy is stimulation of innovation activity and development of the scientific and technical potential.

С понятием инновационного процесса тесно связан научно-технический прогресс, который во всем мире признан важнейшим фактором экономического развития. На сегодняшний день существует много различных форм управления инновациями на самых разных уровнях - от различных корпораций до государства, которое должно на современном этапе осуществлять специальную экономическую политику, стимулирующую инновационную активность и развитие научно-технического потенциала, но проводится в разных странах она неодинаково.

В структуре государственного регулирования экономики место и роль инновационной политики характеризуются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Значительное число инновационных процессов реализуется частными компаниями разного уровня и масштаба, они способствуют лучшему решению производственных и коммерческих задач компаний, позволяя добиваться высокой прибыльности.

В промышленно развитых странах государственная инновационная политика направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов. В целом роль государства в области поддержки инноваций заключается в следующем:

1) разработка программ, направленных на повышение инновационной активности бизнеса;

2) содействие развитию науки, подготовке научных и инженерных кадров;

3) посредничество в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки;

4) формирование государственного заказа с целью фиксирования начального спроса на многие новшества, оформляемого в виде различных контрактов для проведения НИОКР, которые впоследствии находят широкое применение в экономике страны.

Различные элементы государственного регулирования стимулируют воздействие внешней среды, которые обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений. В связи с различной экономической ситуацией существуют разнообразные меры воздействия государства в области инноваций. Например, в период экономического спада характерно чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества, а в период подъема экономики развиваются рыночные отношения.

В настоящее время выделяются три группы стран по степени активности вмешательства государства в экономику:

1) практика активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония, Франция);

2) преобладание рыночных отношений (США, Великобритания);

3) «промежуточный» вариант в экономической и инновационной политике.

Одной из наиболее актуальных проблем казахстанской экономики является повышение конкурентоспособности промышленности за счет ее технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства, которые смогут создать высокую добавленную стоимость. Поэтому возникает острая необходимость в получении предприятиями доступа к передовым технологиям[1]. Обращение к теории показывает возможность двух подходов для решения этой задачи: 1)приобретение лицензий на известные технологии и торговые марки у крупных зарубежных компаний; 2) ориентирование на собственный научно-технический потенциал, который пока еще в значительной степени не востребован отечественной промышленностью. Конечно, последний подход является более перспективным для нашего государства, но, однако, он требует преодоления целого ряда финансовых и организационно-управленческих препятствий. Выход из создавшейся ситуации заключается в освоении подхода, основанного на крупных изобретениях, базисных инновациях, которые будут способствовать переходу к новым поколениям техники в основных отраслях экономики. Этого можно добиться лишь при условии включения в мировой инновационный процесс, поиска технологических и рыночных ниш. При этом также необходимо обеспечить патентозащищенность конкурентоспособной продукции, так как отрыв от мирового научно-технического прогресса привел к падению конкурентоспособности казахстанской продукции на мировом рынке. Для того, чтобы войти в мировой инновационный процесс необходимо проводить селективную научно-техническую политику, обозначив при этом три основных направления: 1) создание прорывных технологий, основанных на отечественных изобретениях (они могут обеспечить приоритет и высокую конкурентоспособность на мировом рынке); 2) организация разработки, производства и поставки на рынок конкурентоспособной современной продукции на основе отечественных и зарубежных лицензий; 3)эффективное использование зарубежного потенциала, тем более что ограничения на экспорт высоких технологий к нам постепенно ослабляются или снижаются.

Следует обратить внимание на то, что реализация селективной инновационной политики должна опираться на разработку и выполнение программ, которые охватывают всю технологическую систему - от фундаментальных исследований до организаций, охватывающих весь спектр мирового рынка системы маркетинга, рекламы, продажи, фирменного обслуживания, обновления данного вида товаров. Названная инновационная стратегия может быть реализована лишь при сочетании современных рыночных механизмов, государственной поддержки базисных инноваций и высокой творческой активности изобретателей, новаторов и защищающих их интересы союзов и организаций. Для того, чтобы научная организация смогла перейти к работе в условиях рынка, необходимо провести комплекс подготовительных работ. Причем это должны быть не разовые мероприятия, а некоторая система, которая вначале должна помочь перейти к работе в условиях рынка, а в дальнейшем закрепиться на нем. В процессе создания такой системы необходимо:

- провести анализ достигнутых результатов и определить интересы;

-организовать маркетинговые исследования;

- провести анализ и переоценку имеющихся основных фондов;

- оценить имеющийся научно-технический и производственный потенциал;

- разработать проект программы исследований и разработок, ориентированный на реализацию в условиях рынка;

- рассмотреть возможности внедрения новых форм организации исследований и разработок, включая создание малых предприятий;

- выбрать программу работ и определиться со стратегией работ;

- подготовить необходимое нормативно-методическое обеспечение исследований и разработок.

В настоящее время эффективное функционирование рыночных отношений возможно лишь при формировании рынка научно-технической продукции, в широкомасштабном включении в экономический оборот результатов интеллектуального труда, а также выполнением подавляющего большинства научно-технических разработок на договорных, коммерческих условиях. Главными направлениями государственной инновационной политики на современном этапе должны стать:

1) поддержка фундаментальных исследований, направленных на получение результатов, качественно меняющих науку и технику;

2) финансирование поисковых НИОКР для создания новых продуктов и технологий с опережающими техническими решениями для последующей передачи результатов в сферу материального производства;

3) создание законодательной и информационной базы, обеспечивающей экономическую заинтересованность производителей в осуществлении инноваций и, как следствие, радикальные изменения технического уровня производства и экономики в целом[2].

Сегодня большую роль при формировании инновационной политики играет выбор перспективной стратегии. В настоящее время особую актуальность приобретает разработка стратегии и тактики реформирования внутрифирменной науки как элемента инновационной политики. Необходимо поддерживать совместные исследования внутрифирменных научных подразделений с академическими институтами, вузами. Формирование стратегии происходит с учетом существующих условий, собственных интересов предприятия, развития инновационных процессов на длительную перспективу. Это связано со следующими объективными причинами:

1. Цели и направления инновационной политики, которые были сформулированы в определенный момент, могут отразить только лишь субъективное осознание действительности. Но постепенно в ходе развития предприятий, отраслей и экономики, цели и возможности их реализации будут меняться по мере развития новых условий и факторов.

2. Так как инновация не является разовым мероприятием, воспроизводственные процессы в экономике должны носить постоянный характер.

3. В современных условиях основную роль в создании новой инновационной политики должны играть государственные органы Казахстана.

На наш взгляд, государству целесообразно реализовать инновационную политику по трем основным направлениям: 1) обеспечение инноваторов необходимыми финансовыми ресурсами; 2) создание системы маркетинговых, консалтинговых фирм, инвестиционных коммерческих банков, которые могли бы обеспечить продвижение инноваций, а также формирование благоприятной инфраструктуры рынка, включая государственные программы создания технопарков, свободных экономических зон и т.д. 3) выработка единых правил и механизмов координации деятельности всех субъектов рынка инноваций на взаимовыгодной основе кооперирования по интересам на разных стадиях инновационного цикла. Все это в конечном итоге должно увеличить воспроизводство инноваций и расширить действие данного механизма на другие сферы жизнедеятельности.

С целью расширения панорамы нашего исследования рассмотрим некоторые штрихи осуществления государственной инновационной политики в США и странах - членах ЕС. Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов в этих странах осуществляются преимущественно в административно-ведомственной и программно-целевой формах. Так, например, административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования. Для этого принимаются специальные законы, чтобы непосредственно содействовать инновациям. Так, в США в 1980 г. был принят закон Стивенсона-Вайдлера «О технологических нововведениях», где рассматриваются меры для стимулирования промышленных инноваций. В 1985 году в США был открыт институт промышленной технологии при Мичиганском университете, который стал примером дотационного государственного финансирования. На организацию этого института местными и федеральными властями было выделено 17 млн. долл. [3]. Основная его задача - разработка и опытная эксплуатация гибких интегрированных производственных систем и других средств автоматизации производства.

Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает конкретное финансирование инноваций путем государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе и в малых наукоемких фирмах, а также создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров и услуг, фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений и т.д. Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений - договоров между заказчиками и подрядчиками.

Особое место в системе «прямых» мер воздействия государства на инновационный бизнес занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и соединение университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана осознанием объективной необходимости, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой, - создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании академических исследований. Государственная поддержка создания таких организационных формирований осуществляется в развитых промышленных странах, в основном, в виде специальных программ различных правительственных ведомств, например, в США это Министерство энергетики и Национальный Научный Фонд, которые в настоящее время осуществляют четыре программы по организации сотрудничества научно-исследовательских учреждений и промышленных фирм США.

Во всех промышленно развитых странах, несмотря на то, что применяются разнообразные формы и приемы стимулирования инновационной деятельности со стороны государственных органов, инновационную политику можно выделить в качестве специфического элемента системы государственного регулирования. В конкретных моделях, используемых разными странами, проявляются национальные ориентиры инновационной политики. Здесь сказывается неравномерность экономического развития стран, проявляющаяся и в сфере инноваций. Вследствие этого возникает необходимость сосредоточивать национальные усилия на ключевых областях науки и техники, тех, в которых страна может добиться лидирующего положения на мировом рынке. В современной научной литературе выделяются две модели инновационной политики - американская и японская:1) американская модель отличается наиболее полной автономией предпринимательства. Ориентировка экономического развития осуществляется путем выделения особой области, в последнее время это военная технология, куда государство вкладывает средства и тем самым обеспечивает ее технологический приоритет. Результаты и побочные продукты военных

инноваций становятся важным источником инноваций гражданских; 2)японская модель также предполагает создание технологического приоритета, но при этом упор делается на конкретные технологии. За последние 10 лет технология строительства больших танкеров была заменена в роли ведущей технологий изготовления роботов. Иными словами, на государственном уровне определяются технологические преимущества, которые должны быть достигнуты, и стимулируется их развитие с тем, чтобы затем переводить на новые технологии все народное хозяйство.

В настоящее время с усилением международных интеграционных процессов появляется новая возможность разработать единую инновационную политику на уровне государств-членов ЕС. Благодаря тому, что страны ЕС сумели выработать единое антимонопольное законодательство, обеспечили льготное налогообложение расходов на НИОКР, сумели использовать системы ускоренных амортизационных отчислений, поощрили мелкий наукоемкий бизнес, стимулировали сотрудничество университетской науки и компаний, производящих наукоемкую продукцию, они открыли фактически равные возможности для национальных предприятий стран-членов ЕС в сфере инновационного бизнеса.

Таким образом, обращение государств с традиционно развитыми рыночными отношениями к вопросам глобального, перспективного характера раскрывает основную причину государственного вмешательства в управление инновациями. Государственные меры воздействия, сосредоточивая внимание преимущественно на вопросах перспективного характера, успешно дополняют при этом рыночные механизмы.

Литература

1. Послание Президента Республики Казахстан. 6 февраля 2008 г. (http://www.akorda.kz)

2. Программа Правительства Республики Казахстан на 2007-2009 годы. Астана, 2007

(http://ru.government.kz).

3. Твисс, Б. Управление научно-техническими нововведениями / Б. Твисс. - М.: Экономика, 1989.

- 341 с.

© Г. А. Андиржанова - канд. полит. наук, проф. каф. теории и истории государства и права Инновационного Евразийского университета; Г. М. Матаев - канд. социол. наук, директор департамента административной работы и государственных закупок Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.