УДК 378.012
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Н.О. Чистякова, А.Ю. Заболотнов
Томский политехнический университет E-mail: [email protected]
Рассмотрены основные этапы развития законодательства в области инновационной деятельности в РФ. Проанализированы подходы различных регионов к формированию нормативно-правового обеспечения инновационных процессов. Предложены направления развития законодательных инициатив на региональном уровне.
Ключевые слова:
Инновационная деятельность, законодательная база, нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности.
Этапы развития нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности в постсоветском периоде
Законодательство в области инновационной деятельности в РФ долгое время развивалось медленно и непоследовательно, без четкой концепции, вне определения методов и предмета правового регулирования [1]. На сегодняшний день, проанализировав основные федеральные законы, постановления и приказы, так или иначе связанные с инновационной деятельностью, можно выделить три крупных этапа формирования нормативно-правовой базы.
1. Период с 1990 по 2000 гг. Характерен процессами синхронизации правовой базы, связанной, преимущественно, с охраной объектов интеллектуальной собственности, с международным законодательством. Это обусловлено значительным разрывом между западными тенденциями развития законодательной базы и советским правом. В этот период были приняты основные нормативно-правовые акты, связанные с охраной объектов интеллектуальной собственности (патентный закон, ФЗ «О товарных знаках», «Об авторском праве и смежных правах», о защите прав потребителей и др.); с основами регулирования отношений в сфере научно-технической деятельности (ФЗ «О защите прав потребителей», ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и др.); различными формами поддержки государством процесса создания инновационного производства и предпринимательства (ФЗ «О статусе Наукограда», постановление Правительства РФ «О создании фонда содействия развития малых предприятий в научно-технической сфере», указ президента «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий» и др.).
2. Период с 2000 по 2005 гг. Если предыдущий период характерен попыткой сократить явное отставание от зарубежных стран в правовом поле по ряду базовых нормативных актов в области инновационной деятельности, то следующий этап развития связан с активной разработкой и принятием ключевых, поворотных законодательных инициатив, стимулирующих инновационные процессы в РФ. Были приняты такие законодательные акты, как ФЗ «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г.; ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г., Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе об-
Чистякова Наталья Олеговна, канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента Института социально-гуманитарных технологий ТПУ. E-mail: [email protected] Область научных интересов: исследования в области региональных инновационных систем, мониторинг процессов развития региона, индикаторы инновационной деятельности на уровне региона. Заболотнов Андрей Юрьевич, студент кафедры менеджмента Института социально-гуманитарных технологий ТПУ.
E-mail: [email protected] Сфера научных интересов: инновационная среда, инновационная система региона.
разования Российской Федерации на 2001-2005 гг., ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» и др. Все это оказало существенное влияние на стимулирование инновационных процессов и заложило основу для дальнейшего развития страны в данном направлении. 3. И наконец, третий период, с 2006 по 2011 гг., можно охарактеризовать как этап активного принятия мер по устранению недостатков в инновационной политике. Предприняты многочисленные попытки по устранению неточностей и пробелов в нормативно-правовом регулировании, принимались множественные дополнения, в частности, к ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации», ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» и др.
Остановимся более подробно на анализе основных законодательных инициатив в этот период (табл. 1) .
Таблица 1. Основные законодательные акты, призванные стимулировать инновационную деятельность в РФ
Наименование нормативно-правовых актов Направление влияния
Постановление Правительства РФ № 312 от 08.04.2009 г. «Об оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения». В соответствии с данным постановлением осуществляется оценка результатов научно-технической деятельности.
Распоряжение Правительства РФ № 328-р от 10.03.2006 г. «Государственная программа "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий"». Развитие в РФ сети специализированных объектов инфраструктуры инновационной деятельности - технопарков, предназначенных для поддержки субъектов предпринимательства. Распоряжение способствует созданию и развитию ключевого элемента инновационной системы - инфраструктуры.
Указа Президента РФ от 07.10.2008 г. «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов», Постановление Правительства РФ № 550 от 13.07.2009 г. «О конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "Национальный исследовательский университет"». Предпринято усиление интеграции образовательного процесса с научными исследованиями. Данные нормативно-правовые акты нацелены на стимулирование к инновационной деятельности другого элемента региональной инновационной системы - сектора образования.
№ 284-ФЗ от 25.12.2008 г. «О передаче прав на единые технологии»; № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Закон, способствующий коммерциализации результатов научного труда. Принят в целях стимулирования внедрения в производство создаваемых результатов научно-технической деятельности за счет бюджетных средств.
Постановление Правительства РФ № 218 от 09.04.2010 г. «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства». Принято с целью обеспечения более тесного взаимодействия учреждений образования с промышленными предприятиями.
Постановление Правительства РФ № 219 от 09.04.2010 г. «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования». Принято с целью стимулирования развития инновационной инфраструктуры в вузах, включая содействие генерации малого инновационного предпринимательства.
Постановление Правительства РФ № 220 от 09.04.2010 г. «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования». Постановление принято в целях усиления государственной поддержки развития науки и инноваций в высшей школе и повышения качества высшего образования.
Федеральный закон № 244 «Об инновационном центре "Сколково"» от 28.09.2010 г. Обеспечивает особый порядок административного регулирования отношений, возникающих при реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально-обособленного комплекса.
Федеральный закон от 21.07.2011 г. № 254 «О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"». Основные дополнения этого закона - это финансирование государственной поддержки инновационной деятельности; определение субъектов и форм предоставления поддержки инновационной деятельности.
В целом предприняты значительные усилия по развитию законодательства в области инновационной деятельности в РФ. Однако как показывает практика, реализованные меры по развитию правового поля в области инновационной деятельности, являются необходимым, но недостаточным условием для повышения эффективности процессов в данной сфере. Эксперты указывают на большое количество упущений и недоработок в области законотворчества в сфере инновационной деятельности на федеральном уровне.
Анализ законодательной базы в области инноваций в регионах РФ
На наш взгляд, стоит обратить особое внимание на разнообразные попытки по совершенствованию законодательства, реализуемые на региональном и муниципальном уровнях, с целью стимулирования инновационной деятельности. Существенный интерес представляет опыт формирования нормативно-правового обеспечения таких Субъектов Федерации, как Томская область, Республика Татарстан, Ленинградская область, Тверская область, Москва и Московская область.
Проанализируем основные законодательные акты, принятые в отдельных регионах РФ (табл. 2).
Талица 2. Основные законодательные акты, направленные на развитие инновационных процессов в РФ, разработанные на региональном уровне_
Субъект Федерации Наименование законодательных актов
Санкт-Петербург 1. Постановление от 20 июля 2007 г. № 881 «Об Основах инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы» (с изменениями на 11 июня 2009 г.). 2. Постановление от 17 февраля 2009 г. № 152 «О мерах по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге в 2009-2011 годах». 3. Постановление от 21 декабря 2009 г. № 1449 «О присуждении премии Правительства Санкт-Петербурга за лучший инновационный проект, реализуемый в рамках кластера». 4. Постановление от 9 ноября 2009 г. № 1253 «О присуждении премии Правительства Санкт-Петербурга за лучший инновационный проект Санкт-Петербурга». 5. Положение о премии Правительства Санкт-Петербурга за лучший инновационный проект, реализуемый в рамках кластера. 6. Постановление от 31 августа 2009 г. № 978 «О межотраслевом общегородском ежегодном конкурсе на соискание премии Правительства Санкт-Петербурга за лучший инновационный проект Санкт-Петербурга» (с изменениями на 30 ноября 2009 г.) и др.
Республика Татарстан 1. Закон Республики Татарстан от 02.08.2010 № бЗ-ЗРТ «Об инновационной деятельности в республике Татарстан» (Законом урегулированы отношения, возникающие в связи с установлением и реализацией мер государственной поддержки инновационной деятельности. Определены цели, задачи, принципы и содержание инновационной политики, правовые основы и содержание инновационной деятельности). 2. Закон РТ от 22.04.2011 № 13-ЗРТ «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы» (принят ГС РТ 31.03.2011) 3. Закон РТ от 21.01.2010 № 7-ЗРТ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан» (принят ГС РТ 24.12.2009).
Тверская область 1. Закон «Об инновациях и инновационной деятельности в Тверской области». 2. Постановление губернатора «О концепции научно-технической и инновационной политики Тверской области». 3. Постановление Администрации об утверждении долгосрочной целевой программы Тверской области «Развитие инновационной деятельности в Тверской области на 2009-2013 годы». 4. Закон области «О науке и научно-технической политике Тверской области».
Продолжение Таблицы 2
Томская область 1. Постановление Мэра г. Томска № 72 от 05 февраля 1998 г. «Об отработке и реализации механизмов содействия предприятиям в инновационной деятельности». 2. Решение Томской городской Думы от 18 апреля 2002 г. № 148 «О внесении изменений в Положение "Об инновационной деятельности в городе Томске", утвержденное решением Томской городской Думы от 31 октября 2000 г. № 260». 3. Закон Томской области от 18.03.2003 № 29-ОЗ (ред. от 07.10.2010) «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Томской области». 4. Закон Томской области от 04.09.2008 № 186-ОЗ «Об инновационной деятельности в Томской области». 5. Постановление от 27.02.2003 № 509 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Томской области». 6. Постановление Администрации г. Томска от 25 июля 2011 г. № 780 «О проведении в 2011 году конкурса проектов "Томск - центр инноваций" (с изменениями и дополнениями)». 7. Распоряжение Губернатора Томской области «Об утверждении форм ежегодного регионального статистического наблюдения за инновационными организациями Томской области».
Москва и Московская область 1. Постановление Московской областной Думы от 3 мая 2006 г. № 9/178-П «О научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Московской области». 2. Постановление «О стратегии социально-экономического развития Московской области до 2020 года». 3. Постановление от 05.09.2006 № 658-ПП о принятии «Концепции инновационной политики города Москвы». 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 220 г. Москва «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования». 5. Постановление от 13.06.2001 № 168-ПГ «О Московском областном совете по научно-технической и инновационной политике при Губернаторе Московской области».
Несмотря на значительную работу в области законотворчества отдельных субъектов Российской Федерации, в большинстве нормативных актов недостаточно ясен предмет правового регулирования, по-разному определяется содержание основополагающих для инновационного законодательства понятий, и не всегда учитывается законодательство смежных областей регулирования и федеральное законодательство [2] . В частности, проанализировав основные нормативно-правовые акты в области инновационной деятельности многих субъектов РФ, можно отметить, что сам термин «инновации» трактуется по-разному: их рассматривают либо как процесс, либо как результат интеллектуального труда. Инновационная деятельность учитывается как процесс, но формулируют ее либо путем перечисления конкретных видов деятельности, либо через набор признаков данной сферы деятельности.
Кроме того, нормативно-правовое обеспечение субъектов РФ значительно дифференцируется по уровню системности и степени проработки. Данная степень дифференциации обусловлена тесной увязкой нормативной базы с основными приоритетами развития регионов, заложенных в стратегиях развития, что выражено в предоставлении привилегий отдельным инновационным предприятиям в разных сферах промышленности. Такой путь совершенно оправдан, так как на местах (в регионах) есть возможность определить ключевые эндогенные приоритеты развития, что зачастую сложно сделать из федерального центра. Существующая практика, безусловно, является необходимым элементом для формирования общей целостной политики в области инноваций, однако имеются существенные недостатки законодательства, которые сдерживают развитие регионов и соответственно страны в целом.
За прошедший год предпринята очередная попытка принятия на федеральном уровне закона «Об инновационной деятельности в РФ», который, по мнению экспертов, должен уста-
навливать основные принципы государственного регулирования инновационной деятельности на разных уровнях власти. Единый закон должен выполнить функцию комплексного нормативно-правового акта в области инновационной деятельности. Подобные законодательные акты уже существуют в некоторых странах СНГ: Армении, Кыргызской республики, Украине, Республике Казахстан и др. [1].
На текущий момент мнения экспертов о необходимости принятии данного законопроекта разделились. После отклонения многочисленных подобных законопроектов вносились некоторые дополнения и изменения в существующее нормативно-правовое обеспечение. Например, менее полугода назад принят ФЗ № 254 «О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике», дополнен главой «1У.1 Государственная поддержка инновационной деятельности», т.е. регионам предоставлена возможность осуществлять государственную поддержку соответствующим отраслям промышленности своего региона.
Поддержка осуществима в следующих формах:
• льготирование по налогообложению;
• предоставление образовательных услуг и информационной поддержки;
• осуществление консультационных услуг, содействие в разработке проектно-сметной документации;
• изучение и формирование спроса на инновационные товары и услуги;
• финансовая помощь (включая кредиты, займы, гранты, гарантии, субсидии, вклады в уставной капитал);
• реализация целевых программ;
• развитие инфраструктуры и др.
Это значит, что регионы способны осуществлять государственную поддержку соответствующим отраслям РФ своего региона. А как показывает практика, уровень инновационной активности в регионах во многом определяется не столько политикой федерального уровня, сколько деятельностью местных властей. Вероятно, что после наделения регионов соответствующими полномочиями, будет сделан серьезный шаг в развитии инновационной деятельности РФ.
Перспективы развития законодательной базы в области инновационной деятельности
С 1 января 2012 г. вступил в силу 223-ФЗ. Федеральный закон призван внести полную ясность в то, как распределяются в экономике примерно 15 триллионов рублей в год. До вступления в силу 223-ФЗ коррупционную составляющую в закупках аффилированных с государством субъектов хозяйственной деятельности было невозможно выявить вообще [3].
Этот закон нацелен на повышение прозрачности и открытости в системе государственных закупок через введение общих требований и измеримых критериев выбора поставщиков. Введение закона несет в себе серьезный потенциал для расширения рынка сбыта инноваций. Осуществимые меры формируют начало этапа, направленного на повышение восприимчивости бизнеса и экономики к инновациям в целом.
Существует вполне обоснованное мнение, что типовой федеральный закон не должен содержать определенной конкретики, и при его составлении исходить необходимо из того, что инновационная деятельность является видом предпринимательской деятельности. Соответственно, при регулировании данной сферы отношений публично-правовая система должна быть вспомогательной, чтобы разрушать основополагающую систему частноправового регулирования.
Конкретные вопросы, связанные с реализацией инновационной деятельности, представляется целесообразным урегулировать путем принятия отраслевых законов и законов на уровне регионов.
Если крупномасштабные рычаги воздействия на предприятия региона и сферу, генерирующую знания, находятся в компетенции федеральных органах власти, и фискальные и административные меры воздействия ограничены рамками их полномочий, то во взаимодействиях с инфраструктурными элементами роль регионов значительно выше, чем влияние федеральных органов власти [1].
Как показывает практика, уровень инновационной активности в регионах во многом определяется не столько политикой федерального уровня, сколько деятельностью местных органов власти. Вероятно, что после наделения регионов соответствующими полномочиями, будут приняты поправки регионального характера, способные компенсировать «на местах» недостатки базовых законов.
Соответственно, одной из первоочередных задач совершенствования законодательства в РФ становится определение вектора его развития, который позволит не только структурировать нормативно-правовую базу, но и превратить её в катализатор инновационных процессов, направленных на гармонизацию федеральных и региональных законодательных инициатив, и снятие существующих барьеров между сферами генерации знаний, ОКР и внедрением инновационных продуктов на рынок.
Предметом нормативно-правового обеспечения конкретного региона могут явиться отношения по стимулированию и поддержке деятельности в области инноваций, соответствующие запросам и потребностям данного региона. Поскольку эти полномочия по своему содержанию находятся за пределами правомочий, составляющих гражданско-правовое содержание, их закрепление в региональном законодательстве не приведет к «вторжению» в сферу федерального законодательства, как это происходит в настоящее время [3].
Кроме того, необходимо проанализировать возможности, которые открываются в связи с функционированием в рамках единого экономического пространства (ЕЭП), а также вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
На 1 января 2012 г. обозначено начало функционирования единого экономического пространства, образованного Россией, Казахстаном и Беларусью, существует мнение, что на таком пространстве при свободном перемещении товаров, услуг, капитала и рабочей силы отпадает какая-либо необходимость заключать экономические соглашения между этими государствами. А их субъекты, которые по праву играют ключевые роли в ЕЭП, также прекратят заключать взаимные внешнеэкономические договоры.
Это суждение, по меньшей мере, спорно, так как всегда существуют общие правила поведения и соответствующие нормы реализационного характера. Очевидно, что для «внедрения» идеи ЕЭП на пространстве СНГ/ЕврАзЭС необходимо должным образом адаптировать законодательство как федерального, так и регионального уровней к соответствующим принципам и положениям концепции ЕЭП. Например, можно отметить, что положения Федерального закона «Об иностранных инвестициях» во многом устарели и не действуют.
Поэтому большинство субъектов РФ принимают своё нормативно-правовое обеспечение, устанавливающее льготы и гарантии для отечественных и, в первую очередь, для иностранных инвесторов. Содержание и объем таких полномочий многих регионов различается, иногда очень существенно - в таком случае сложно говорить о каком-либо экономическом пространстве в России, как о части межгосударственного ЕЭП.
Отдельные субъекты РФ, например Башкортостан, и вовсе принимают определенные законодательные акты, посредством которых открывают иностранным инвесторам режим наибольшего благоприятствования [4]. Этим они отступают от национального режима, установленного федеральным законом [5]. Сомнительно, что такая «благоприятная почва» соответствует правовому статусу и режиму использования ЕЭП.
Интересен тот факт, что многие субъекты Федерации, обладающие правом заключать международные соглашения в рамках своих полномочий, иногда ими злоупотребляют. Например, часть субъектов РФ открывают свои представительства на территории других государств, зачастую в соответствии с международными договорами и стремятся придать таким учреждениям консульский статус. Такие представительства имеют: Башкортостан - в Казахстане, Киргизии; Бурятия - в Казахстане и на Украине; Марий Эл - в Молдове; Саха (Якутия) - в Казахстане, Латвии, на Украине, в Японии; Татарстан - во Франции; Тыва - в ФРГ; Хакасия - в Италии и т. д. [6]
Отмечены более «острые» случаи, когда органы субъектов РФ «нарушают право Федерации, и с помощью международных соглашений пытаются расширять свою международную компетенцию» [7].
Открытым остается вопрос особых экономических зон (ОЭЗ), которые одновременно являются частью таможенной территории Таможенного союза и частью ЕЭП. Когда, например, товары, находящиеся на территории ОЭЗ, не подлежат обложению таможенными пошлинами, налогами, а также наложению запретов и ограничений экономического характера. И как это будет согласованно с установками общей нормы ЕЭП не совсем ясно.
В соответствии со всем вышесказанным возникает необходимость по-новому взглянуть на правовую природу соглашений в двух областях каждого субъекта РФ: формирование инновационной среды региона и развитие внешнеэкономических связей.
Федеральное вмешательство необходимо в тех случаях, когда Россия могла выполнить свои обязательства по договору о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, а также создать некоторые защитные механизмы от возможной угрозы регионализации страны в будущем.
Не так давно ратифицировали вступление России в ВТО. Общество экспертов в этой области высказывает разные мнения. Сторонники вступления в ВТО, как, например, отмечено в работе [8], прогнозируют, что шаг вступления принесет свои трудности, а именно заставит все российские инновационные организации пересмотреть свой подход к характеристикам продуктов, и работу с бизнес-моделями. С другой стороны, вступление будет большим стимулом для инновационного сектора в России. Например, возможность покупки дорогостоящего иностранного оборудования без высоких пошлин. Или, в определенных ситуациях, организации получат возможность заняться повышением качества, контролем качества (TQM) - сертификацией по ISO, маркетингом, применять антикризисные меры, обеспечить переход на энергосберегающие технологии и т. д.
Стоит отметить вполне справедливую оценку рынка инноваций России в области информационных технологий. Данный сектор в настоящее время является самым активным по взаимодействию с Западом. Пользовательское программное обеспечение, мобильные приложения, сетевые решения - всё это востребованные за рубежом продукты, все они успешно прошли интеграцию в мировое пространство. Инновационные компании данной сферы уже привыкли действовать по принципам свободного рынка, независимо от того обстоятельства, находится Россия во Всемирной торговой организации или нет. Но все же, область IT хоть и имеет удельный вес в инновационном секторе, однако не является определяющей наукоемкой продукцией.
Подавляющее большинство аналитиков - противники вступления, именуют ВТО как глобальный коммерческий проект. По их мнению, вступление в ВТО повлечет за собой «системный сдвиг» в сознании менеджмента российских компаний: давление импорта иностранных корпораций, отмена льгот по НДС для отдельных категорий продукции и понижение конкурентоспособности многих товаров, а также нарастающая фрагментация и регионализация страны. Невозможность модернизации промышленности и консервация сырьевой модели экономики: к нам повезут товары, а не технологии и др. Если угрозу регионализации руководство страны пресёкло решением создания государственной корпорации по развитию Сибири и Дальнего Востока, с оговоркой формирования некоторого внезаконного регулирования, то другие неточности остаются нерешенными. Например, Михаил Делягин отмечает фактическое несоответствие нормативно-правовых актов на Интернет-ресурсах ВТО и России [9]. Развитие событий после вступления России в ВТО настолько вариативно, что определенно сказать, какие изменения в инновационном развитии и тем более законодательстве это повлечёт на данный момент практически невозможно.
Очевидно, государственная политика экономического развития должна иметь в качестве основы инновационную модель развития. И на текущем этапе внимание в этой политике должно уделяться продвижению российских инноваций на мировой рынок. Соответственно, если ЕЭП по большому счету основывается на нормах и принципах Всемирной торговой организации, а конечная цель - создание к 2015 г. Евразийского экономического союза, то особое значение имеют международный трансфер и коммерциализация технологий, защита прав интеллектуальной собственности, т. е. все принципы, правила и нормы регулирования торговли инновациями и высокотехнологичной продукцией, используемые в мировой практике.
В таком случае, основными задачами региональных законодательных инициатив могут
стать:
• определение основного вектора развития территории с учетом интеллектуального и научно-технического потенциала, закрепленного в стратегиях развития региона;
• повышение эффективности функционирования инновационной инфраструктуры, в том числе более четкое регулирование результативности деятельности венчурных, инновационных и научно-технических фондов, получающих государственную поддержку;
• формирование методов государственной поддержки субъектов малого и среднего инновационно-активного бизнеса через льготное налогообложение и предоставление инвестиционных кредитов;
• разработка комплексного подхода к регулированию и стимулированию коммерциализации результатов научной деятельности;
• определение механизмов разработки и финансирования региональных целевых инновационных программ и проектов;
Вероятно, именно выработка коллективного в мнения по данной тематике станет тем самым вектором развития законодательства инноваций в РФ и, как следствие, фактического сценария инновационного развития России.
Исследования выполнены в рамках государственного задания «Наука», тема № 6.2158.2011 «Исследование теории адаптации науки и высшего профессионального образования в условиях инновационных преобразований общества».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Судариков А.Л., Грибовский А.В. О путях совершенствования законодательства // Инновации. - 2011. - № 5 (151). - С. 58-59.
2. Волынкина М.В. Гражданско-правовая форма инновационной деятельности: автореф. дис. .... д-ра юрид. наук. - Москва, 2007. - 38 с.
3. Черногоров А. До третьего колена // Бизнес-журнал. - 2012. URL: http://www.business-magazine.ru/mech_new/law_n/pub342528/ (дата обращения: 05.04.2012).
4. Закон РБ «Об инвестиционной деятельности в РБ, осуществляемой в форме капвложений» принят в декабре 2010 года.
5. Российская газета от 26.12.1995. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ от 08.02.1998. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», налогового, валютного, таможенного и иного законодательства.
6. Алексеев М.Ю. Актуальные международно-правовые проблемы внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2012. -19 с.
7. Инновации в России выиграют от вступления России во Всемирную торговую организацию // Агентство по инновациям и развитию. URL: http://innoros.ru/publications/interesting/12/innovatsii-v-rossii-vyigrayut-ot-vstupleniya-rossii-vo-vsemirnuyu-torgov (дата обращения: 15.05.2012).
8. Малеев Ю.Н., Ярышев С.Н. Роль субъектов Российской Федерации в системе Единого экономического пространства // Евразийский юридический журнал. - 2011. URL: http://www.eurasialaw.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2558:2011-12-25-07-30-16&catid=254:-12-43-2011 -&Itemid=454 (дата обращения: 17.05.2012).
9. Официальный блог Михаила Делягина. URL: http://delyagin.ru/ (дата обращения: 15.05.2012).
Поступила 18.03.2013 г.