Создание региональной инновационной системы — показатель устойчивого развития экономики региона
А. С. Зубарев,
первый зам. губернатора Курской области, председатель Правительства Курской области
С. Г. Емельянов,
д. т. н., профессор, проректор по науке и международным связям
Л. Н. Борисоглебская,
д. э. н., профессор, Курский государственный технический университет
В статье предложено построение региональной инновационной системы на основе принципов формирования региональной инновационной политики. Выявлены условия для развития инновационной экономики региона, которые позволили определить индикаторы экономического роста, провести их оценку и прогноз на основе Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2020 г.
In this article it is offered the construction of region’s innovation system, which based on the principles of formulation of region’s innovation policy. Also there were clearing up the conditions for the developmentofinnovation region’s economy, which let to determine the indicators of economic growth, to spend the estimate and prognosis, which were based on the Strategy of social and economic development of Kursk region till 2020.
Устойчивый экономический рост в современных условиях неразрывно связан с инновационной стратегией развития экономики, и, в первую очередь, ведущих промышленных отраслей. Мировые тенденции таковы, что экономика любого высокоразвитого государства идет по пути инновационного развития.
Переход к инновационной модели развития предполагает принципиальную трансформацию экономики в целом: на смену доминирующим крупным транснациональным компаниям, ориентируемым на объемные капиталовложения и крупномасштабный сбыт, приходит наукоемкое производство, в котором обновление продукции происходит за счет внедрения новых технологий.
Вступление России в ВТО не только откроет новые возможности для выхода на глобальные рынки, но и приведет к негативным последствиям для национальных производителей (усилению конкуренции).
Основными последствиями вступления России в ВТО для предприятий регионов станет ужесточение и качественное изменение конкуренции на российских товарных рынках. Промышленность вынуждена будет перейти от конкуренции за счет низких цен, к конкуренции за счет внедрения новых технологий (инноваций) и повышения качества [1].
В проекте «Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 г. и дальнейшую
перспективу» определено создание национального инновационного механизма, который бы объединил законодательство, науку и финансы. В послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил, что необходимо сделать серьезный шаг к стимулированию роста инвестиций в производственную инфраструктуру и в развитие инноваций.
На поддержание региональной инновационной политики направлен принятый Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в рамках которого уже проведен конкурс по формированию как промышленно-производственных, так и технико-внедренческих зон на территории страны.
Основная цель создания региональной инновационной системы — обеспечить условия для устойчивого развития экономики региона на основе эффективного использования интеллектуального потенциала, генерации, распространения и реализации новых знаний.
Для достижения этой цели, прежде всего, должна быть разработана и законодательно утверждена региональная инновационная политика, предусматривающая приоритетное развитие научно-технологического комплекса и высокотехнологичной промышленности, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции на внутреннем и внешнем рынках. Особое внимание должно уделяться поддержанию
ИННОВАЦИИ № 7 (105), 2007
ИННОВАЦИИ № 7 (105), 2007
высшего образования на мировом уровне, а также решению кадровых проблем.
Основные принципы формирования региональной инновационной политики:
★ системный подход к формированию региональной инновационной политики;
★ самостоятельное формирование региональных инновационных систем с учетом специфики территорий и последующей интеграцией в единую систему;
★ согласованность региональных и федеральных приоритетов;
★ приоритетное развитие фундаментальной науки, высшего образования и высокотехнологичной промышленности;
★ концентрация ресурсов на приоритетных направлениях с четким определением источников финансирования.
Каждый регион Российской Федерации вносит определенный вклад в инновационную составляющую общероссийской инновационной системы. Так, Курская область в области приборостроения занимает 7%, в машиностроении — 6% (из 100% общего рынка научно-технических инновационных разработок), подтверждение тому покупка патентов ведущей мировой компанией Samsung Electronics, предприятиями Украины и Белоруссии.
Общую структуру инновационных процессов в регионе определяют отрасли: черная металлургия, машиностроение, химическая, целлюлозно-бумажная и пищевая промышленность. Они охватывают 70% всех инновационно-активных организаций и, как правило, отличаются наиболее высоким уровнем инновационной активности. Большинство промышленных предприятий в качестве основного результата инновационной деятельности имеют расширение ассортимента продукции, сохранение традиционных рынков, а также улучшение качества продукции.
Рис. 1. Региональная инновационная система
Наиболее инновационно-активные промышленные предприятия Курской области: ОАО «Геомаш», ОАО «Фармстандарт-Лексредства», ОАО «Михайловский ГОК», ОАО «Счетмаш», ОАО «Электроаппарат», ЗАО «ГОТЭК», ЗАО «Кондитер-Курск» и др. Данные предприятия в течение последних трех лет имели завершенные инновации — внедренные на рынке новые или значительно усовершенствованные продукты, услуги или методы их производства; внедренные в практику производственные процессы.
Основные показатели инновационной деятельности предприятий и организаций Курской области в 2005 г.: затраты на НиОКР — 790726,9 тыс. руб., объем инвестиций в промышленность — 6967047 тыс. руб.; доля затрат на науку, научные исследования и разработки в ВРП — 1,1%, доля затрат на науку, научные исследования и разработки в общем объеме промышленной продукции — 1,2%, объем инвестиций в промышленность по отношению к ВРП — 9,4%.
Инновационный потенциал Курской области складывается из совокупности научно-технического потенциала вузов и НИИ Курской области. Только за два последних года в Курской области получено около 350 патентов.
Главной целью формирования региональной инновационной системы является создание научно-технических и технологических, социально-экономических и правовых условий и механизмов для обеспечения устойчивой динамики роста экономики и уровня жизни населения на основе структурной перестройки экономики региона и увеличения доли продукции с высокой добавленной стоимостью [2].
К основным целям региональной инновационной системы (рис. 1) можно отнести:
★ создание и воспроизводство инновационного потенциала, обеспечивающего условия устойчивого и опережающего развития ключевых отраслей, а именно черной металлургии, атомной электроэнергетики, машиностроения, химической, лесообрабатывающей, пищевой промышленности и сельского хозяйства;
★ превращение Курской области в интеграционный центр межрегионального значения;
★ создание условий для ускоренного перехода региональной экономики и предпринимательства к инновационному развитию на основе востребованности отечественных инноваций и передовых зарубежных технологий;
★ расширение внутреннего и межрегиональных рынков инновационных продуктов и новых технологий. Построение региональной инновационной системы должно включать как минимум два уровня:
★ верхний уровень региональной инновационной системы, направлен на обеспечение условий реализации крупных федеральных и межрегиональных инновационно-инвестиционных корпоративных и государственных проектов;
★ нижний уровень региональной инновационной системы, обеспечивает стимулирование инновационных процессов в малом и среднем бизнесе, включая трансфер передовых технологий, которые были только созданы или уже существуют и
Создание условий для развития инновационной экономики — региональной инновационной системы
Создание инфраструктуры региональной инновационной системы:
► создание «Центра коллективного пользования» научной аппаратурой, прецизионными станками, стендовым и испытательным оборудованием, компьютерами;
► создание организационной структуры (Фонда инновационного развития), интегрирующей интересы НИИ, вузов, предпринимателей и инвесторов в целях коммерциализации результатов научных исследований, разработки и реализации инновационных проектов;
► создание технопарков и инновационнотехнологических центров на территории крупных промышленных предприятий;
► создание техннико-внедренческой зоны;
► создание и развитие «Инновационного университета» на базе Курского государственного технического университета
Развитие фундаментальной науки, сохранение и поддержка ведущих научных школ:
♦ создание условий для эффективного использования результатов научнотехнической деятельности;
♦ обеспечение современного качества высшего образования с целью удовлетворения потребностей населения, экономики и социальной сферы области;
♦ углубление интеграции науки и высшей школы;
♦ поддержка участия ученых НИИ и вузов области в реализации федеральных целевых научно-технических программ;
♦ реализация основных направлений деятельности по совершенствованию регионального государственного регулирования развития науки
и технологий на средне- и долгосрочную перспективу
Информационное обеспечение инноваций:
► подготовка каталога проектов инвестиционных площадок, инвестиционных предложений местных производителей товаров и услуг;
► создание банка данных «Свободные производственные площадки» по всем городам и муниципальным образованиям области;
► издание «справочника инвестора», где должны быть представлены
все местные и федеральные организации с указанием реквизитов и контактных лиц, с которыми столкнется инвестор в период организации предприятия, основные вопросы взаимодействия и перечень нормативных актов
Развитие инвестиционного законодательства в сфере инноваций:
В краткосрочной перспективе необходимо принять закон:
♦ «Об осуществлении научной, научнотехнической и инновационной деятельности на территории Курской области»;
♦ нормативные акты, регламентирующие проведение конкурсов инновационных проектов
Вовлечение в экономический оборот
результатов научной и НТД, формирование и развитие рынка интеллектуальной собственности:
♦ создание банка данных результатов научно-технической деятельности
и развитие рынка интеллектуальной собственности;
♦ создание системы обеспечения правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности;
♦ совершенствование системы трудовых отношений работников и работодателей в вопросах использования интеллектуальной собственности
Поддержка воспроизводства кадрового потенциала:
► поддержка воспроизводства кадрового потенциала науки;
► подготовка и переподготовка кадров для инновационной сферы, на базе Курского государственного технического университета;
► разработка мероприятий администрации Курской области по поддержке
и развитию специальности «Управление инновациями» в Курском государственном техническом университете»
Рис. 2. Создание условий для развития инновационной экономики — региональной инновационной системы
которые могут значительно повысить эффективность и производительность предприятий региона. Развитие региональной инновационной системы в качестве приоритетного направления должно включать создание Фонда инновационного развития Курской области, главной целью которого станет «выращивание» новых бизнесов из перспективных инновационных проектов — с последующей продажей созданных компаний в частные руки. Причем Фонд должен будет обеспечивать финансирование существенной доли (до 40-50%) стартового капитала частных венчурных фирм на «доконкурентной» стадии развития.
Базовые принципы деятельности Фонда инновационного развития основываются на следующих положениях:
★ ориентация на первых этапах должна быть направлена не столько на макроэкономические результаты реализации проектов, сколько на демонстрацию более эффективной и современной модели инновационного роста и частно-государственного партнерства. Инновационное развитие экономики региона не может быть обеспечено за счет регионального финансирования, но эти средства должны служить катализатором инновационных процессов;
сохранение прежних научно-исследовательских и проектных институтов с постепенным их «встраиванием» в новую инновационную систему; формирование динамичных инновационных кластеров в границах старых промышленных агломераций, сочетающих инновационную деятельность крупных предприятий как важных игроков новой системы и изменение природы их инновационной деятельности характера отношений с малыми и средними предприятиями; создание приоритетной поддержки в кратко- и среднесрочной перспективе инновационным проектам, реализующим перспективные технологические разработки, приносящими вклад в устойчивое развитие сложившихся технологических кластеров; формирование доверия к новым институтам должно достигаться за счет того, что в состав высших органов управления и наблюдательных советов включаются представители государства и бизнеса, которые пользуются признанным уважением в обществе и в деловой среде; предоставление Фондом инновационного развития технологических услуг, включающих обучение персонала, содействие сертификации продук-
ИННОВАЦИИ № 7 (105), 2007
ИННОВАЦИИ № 7 (105), 2007
Прогноз индикаторов развития инновационной экономики — региональной инновационной системы
Таблица 1
Таблица 1
Прогноз индикаторов развития инновационной экономики — региональной инновационной системы
№ пп Индикатор Прогнозируемые значения
12 Число выданных патентов Российской Федерации: ♦ на изобретения, ♦ полезные модели, ♦ промышленные образцы 420 208,9, 230 1^, э 337 ^98 78( 384 Щ Ю1
2006 2010 2015 2020 (прогноз) (прогноз) (прогноз)
13 Число зарегистрированных договоров об уступке патента и лицензионных договоров, ед. 12,0 Г . 1-0 . Г" 21,0 40,0
2006 2010 2015 2020 (прогноз) (прогноз) (прогноз)
ции, предоставление бизнесу научно-технической информации и результатов НИОКР и т. д. Создание регионального центра развития инновационной деятельности, Инновационно-технологического центра комплексной автоматизации производства, Региональной школы инновационного менеджмента, Центра трансфера технологий, 1Т-парка и «Районных инновационных центров» являются важнейшими элементами региональной инновационной системы, которые позволят определить национальный приоритет в сфере критических технологий [3].
Развитие региональной инновационной системы региона требует дальнейшего совершенствования законодательной базы. На решение этой проблемы направлены принятые законы: «Об осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Курской области», «О промышленной политике в Курской области» и «Об инвестиционной деятельности в Курской области», предусматривающие меры государственной поддержки субъектов промышленной и инвестиционной деятельности, в том числе реализующих принципиально новые инновационные проекты.
Также уделяется внимание и развитию изобретательской деятельности. Распоряжением губернатора Курской области «О мерах по развитию изобретательства и рационализации в Курской области» определены задачи по использованию творческого потенциала изобретателей и рационализаторов в решении социально-экономических проблем региона и созданию дополнительных условий для развития научно-технического творчества.
Следующим этапом должно стать создание действенной инфраструктуры поддержки и развития региональной инновационной системы (рис. 2), которое должно быть поэтапным.
На первом этапе (2007-2008 гг.) — создание правовых, организационных и финансовых механизмов, обеспечивающих формирование региональной инновационной системы.
На втором этапе (период до 2020 г.) — определение индикаторов (табл. 1) развития инновационной экономики, их оценка и прогноз на основе Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2020 г. Развитие региональной инновационной системы общегосударственной стра-
тегии, построение основных элементов региональной инновационной системы, сопряженной с другими региональными инновационными системами Российской Федерации и прилегающих государств — Украины и Белоруссии.
Таким образом, сохранение и развитие научно-технического, технологического и производственного потенциала, опережающего роста производства наукоемкой продукции являются приоритетными направлениями социально-экономического развития региона.
Поэтому для усиления инвестиционно-инновационной политики региона необходимо создание региональной инновационной системы с высоко развитой инфраструктурой, ядром которой станут инновационные и инжиниринговые центры, технопарки, кластеры, позволяющие осуществить стратегию регионального инновационного «прорыва» и делают возможным решение вопросов перераспределения и создания нового баланса деловой активности внутри региона.
Объединение существующих потенциалов и превращение их в рыночные конкурентные преимущества, позволят Курской области:
★ развить новые компетенции;
★ рационализировать отраслевые управленческие структуры;
★ придать необходимый импульс к социально-экономическому развитию региональной экономики. «Инновационно-прорывная» стратегия развития
области основывается на трех основополагающих идеях: развитие и совершенствование рыночных механизмов финансово-хозяйственной деятельности, кластерного развития научно-технического и производственного потенциала, усиления государственного стратегического управления.
Литература
1. Инновационная система России: Модель и перспективы ее развития/Под. ред. О. Г. Голиченко. Вып. 2. М.: Изд. РУДН, 2003.
2. С. Г. Емельянов, Л. Н. Борисоглебская. Методологические основы создания центра трансфер технологий на основе исследования инновационного потенциала региона//Инновации, №4, 2006.
3. С. Г. Емельянов, Л. Н. Борисоглебская, В. А. Кабанов. Формирование региональной инновационной политики как фактора экономической безопасности. Инновации в науке, образовании и производстве//Организация инновационной деятельности: Труды СПбгТу, № 495/Под ред. И. Л. Туккеля. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2006.
ИННОВАЦИИ № 7 (105), 2007