Научная статья на тему 'Методологические основы исследования инновационного потенциала региона с целью создания центра трансфера технологий'

Методологические основы исследования инновационного потенциала региона с целью создания центра трансфера технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
446
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емельянов Сергей Геннадьевич, Борисоглебская Лариса Николаевна

В работе предложены методологические основы исследования инновационного развития регионов, позволяющие выявить их инновационный потенциал с учетом экономических факторов, препятствующих внедрению инноваций и приоритетных методов их защиты. Показана актуальность создания центра трансфера технологий с целью активизации инновационной политики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Емельянов Сергей Геннадьевич, Борисоглебская Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological fundamentals of the regions innovations development permitting to reveal their innovational potential with the use of the economic factors, preventing the application of innovations and the prior methods of their protection are presented in the paper. The technologies transfer centre formation in order to activate the innovation policy of the region is shown.

Текст научной работы на тему «Методологические основы исследования инновационного потенциала региона с целью создания центра трансфера технологий»

Методологические основы исследования инновационного потенциала региона с целью создания центра трансфера технологий

С. Г. Емельянов,

д. т. н., профессор, проректор по науке и международным связям

Курский государственный

В работе предложены методологические основы исследования инновационного развития регионов, позволяющие выявить их инновационный потенциал с учетом экономических факторов, препятствующих внедрению инноваций, и приоритетных методов их защиты.

Показана актуальность создания центра трансфера технологий с целью активизации инновационной политики региона.

В условиях реформирования хозяйственного механизма, ориентации его на рыночные модели проблема экономического обоснования и эффективности инноваций актуальна как на государственном, региональном уровнях, так и на уровне хозяйствующих субъектов. Обязательным условием осуществления инновационного процесса должно быть наличие основных элементов: сформулированных целей и задач инновационного развития, его организационной структуры и стратегии.

Реализация целей и задач инновационного развития осуществляется посредством инновационных проектов и программ, в которых регионы должны стать полноправными участниками разработки и реализации государственной инновационной политики.

В работе определена роль региона в системе государственной инновационной политики. Раскрыта организационная структура и сформулирована стратегия инновационного развития на основе определенных целей и задач, при этом сделан акцент на составляющую регионального уровня (рис. 1). Невнимание к роли регионов, в том числе и в вопросах организации инновационного процесса, на наш взгляд, — одна из причин неудач этой политики.

Достижение положительных результатов региональной политики возможно при государственном управлении научной, научно-технической и инновационной деятельностью. Схема управления предусматривает в качестве основных элементов управления организации и объединения юридических лиц научно-технической и инновационной сферы и население области, субъектов федерации и др. с учетом их взаимодействия в соответствии с рыночным механизмом.

Л. Н. Борисоглебская,

д. э. н., профессор, зав. кафедрой государственного и муниципального управления

технический университет

Methodological fundamentals of the regions innovations development permitting to reveal their innovational potential with the use of the economic factors, preventing the application of innovations and the prior methods of their protection are presented in the paper.

The technologies transfer centre formation in order to activate the innovation policy ofthe region is shown.

Применение прямых и косвенных управляющих воздействий к субъектам территориального управления в сфере науки и техники позволит органам государственной власти региона повлиять на объемы и направленность научно-технических работ, осуществление инновационной деятельности, уровень цен на научно-техническую и инновационную продукцию в интересах повышения уровня жизни населения.

Кроме косвенных управляющих воздействий, схема государственного управления инновационной деятельностью региона предусматривает оказание прямых управляющих воздействий на соответствующие субъекты посредством выдачи распоряжений, применения санкций и осуществления контроля.

Органы государственной власти региона должны использовать определенные формы и методы государственного регулирования инновационной деятельности на основе состава наиболее предпочтительных мер региональной государственной поддержки для каждого этапа инновационного процесса (табл. 1).

При внедрении нововведений выделяется несколько этапов (научно-исследовательские, опытноконструкторские работы, применение, эксплуатация). Для каждого из них характерно получение определенных результатов, и в этой связи направления, объемы государственной региональной поддержки должны быть дифференцированы по этапам инновационного процесса.

Использование конкретных форм и методов государственной и региональной поддержки в рамках инновационной деятельности должно применяться только к конкуренто- и патентоспособным проектам.

Целью инновационной политики является стабилизация и подъем экономики региона, достижение

ИННОВАЦИИ № 2 (89), 2006

ИННОВАЦИИ № 2 (89), 2006

Рис. 1. Регион в системе государственной инновационной политики

условий для эффективного исполнения и рационального использования бюджета за счет сохранения и развития научно-технического потенциала и создания благоприятных условий для инновационной деятельности.

Для достижения цели должны быть определены задачи оперативного и стратегического планирования:

> активизация инновационной деятельности с целью создания новой конкурентоспособной продукции и повышения качества выпускаемой продукции до показателей мирового уровня и расши-

рение за счет этого внешнего и внутреннего рынков для промышленных предприятий, агропромышленного комплекса, пищевой и перерабатывающей промышленности региона и т. д.; максимально возможное использование достижений науки при осуществлении структурной перестройки отраслей экономики региона; формирование региональных научно-технических и инновационных программ и проектов в интересах обеспечения устойчивого социально-экономического развития области;

Таблица 1

Состав наиболее предпочтительных мер региональной государственной поддержки для каждого этапа инновационного процесса

Этапы инновационного процесса Виды деятельности Результаты деятельности Наиболее предпочтительные меры региональной государственной поддержки

Научно- исследовательские работы Фундаментальные Новые научные знания, использование которых не регламентировано Создание научных организаций, передача областной собственности, направление ходатайств, выдача рекомендательных писем

Прикладные Новые знания, необходимые для проведения конкретной опытно-конструкторской работы Выделение финансирования, выдача грантов, передача областной собственности, создание научных организаций, предоставление льгот, приобретение научно-техническои продукции, направление ходатайств, организация участия в конкурсах, выдача рекомендательных писем, организация рекламы

Опытно- конструкторские работы Т ехно логические Опытный образец

Коммерческие Образец, удобный для использования в коммерческих целях

Применение Производство (деятельность) Техническое измерение конкретного производства (организация деятельности, оказание услуг) Выделение частичного финансирования, предоставление бюджетных ссуд, гарантий и поручительств, участие в образовании хозяйственных товариществ и обществ, предоставление льгот, передача областной собственности, направление ходатайств, выдача рекомендательных писем, организация рекламы

Эксплуатация Совершенствование Повышение качества изделия (продукции, услуги) Предоставление бюджетных ссуд, передача областной собственности, предоставление гарантий и поручительств, направление ходатайств, выдача рекомендательных писем, организация рекламы

Модификация Дополнительная модификация

Экономические факторы, препятствующие внедрению инноваций

Решающие экономические факторы

Незначительные и малосущественные факторы

Недостаток собственных денежных средств (42%)

Недостаток финансовой поддержки со стороны государства (26%)

Высокая стоимость нововведений(19%)

Невосприимчивость предприятий к нововведениям (57%)

Недостаточная информация о рынках сбыта (26%)

Недостаток информации о новых технологиях (17%)

Недостаточность законодательных и нормативноправовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность (13%)

Результаты инновационной деятельности на уровне предприятий

л

Результаты с наиболее высокой степенью воздействия на производство в целом

Незначительные и малосущественные результаты

Обеспечение соответствия современным правилам и стандартам

Повышение гибкости производства и внутреннего коммерческого процесса

Создание новых рынков сбыта

Рост производственных мощностей

— Улучшение условий труда

Сокращение материальных затрат

Рис. 2. Экономические факторы, препятствующие внедрению инноваций

> введение региональной контрактной системы в сфере научно-технических разработок;

> повышение направленности регионального заказа на научную, научно-техническую и инновационную продукцию, на решение проблем регионального значения;

> привлечение инвестиций из федеральных и внебюджетных источников для реализации научнотехнических и инновационных программ и проектов регионального значения;

> стимулирование изобретательской деятельности, повышение уровня патентной защищенности продукции и технологий, защита патентного рынка области от притока на них зарубежных патентов;

> содействие защите национального приоритета на результаты научных исследований, выполняемых за счет бюджетов всех уровней и защите интересов авторов и патентообладателей промышленной собственности;

> развитие бизнес-планирования инновационной деятельности;

> соблюдение всеми субъектами научной, научнотехнической и инновационной деятельности установленного порядка ее осуществления, требований законодательства в этой области.

С учетом вышеперечисленных задач для активизации инновационной деятельности, стимулирования создания, использования и распространения нововведений необходима реализация механизма формирования региональных инновационных программ, который позволит осуществить качественные преобразования в инновационной сфере региона.

Определена инновационная активность ведущих промышленных предприятий Курской области и проведен анализ объема инновационной продукции каждого из них, который показал, что лидерами области являются: ОАО «Счетмаш», ООО «Курская кожа», ЗАО «Курскрезинотехника», ОАО «Электроаппарат», ЗАО «ГОТЭК» (г. Железногорск), ОАО «Центртелеком», ЗАО «Кондитер — Курск», ЗАО «Курская подшипниковая компания», ОАО «Фарм-стандарт-Лекарства», ОАО «Геомаш», ОАО «Михай-

Рис. 3. Результаты инновационной деятельности на уровне предприятий

ловский ГОК» и др. Рассматриваемые предприятия в течение последних трех лет имели завершенные инновации (внедренные на рынке новые или значительно усовершенствованные продукты, услуги или методы их производства, внедренные в практику производственные процессы).

Проведенный мониторинг на базе более 300 предприятий региона позволил выделить экономические факторы, препятствующие внедрению инноваций на предприятиях, дать классификацию по основным признакам и определить удельный вес их влияния в процентном соотношении (рис. 2).

Результаты инновационной деятельности на уровне предприятий также можно дифференцировать как результаты с наиболее высокой степенью воздействия на производство и незначительные и малосущественные (рис. 3).

По такому же принципу были разделены источники информации для инноваций (рис. 4).

Выделены приоритетные методы защиты инноваций, с позиции предприятий, такие как наиболее значимые методы защиты и незначительные методы защиты (рис. 5).

Проведенные исследования позволили сделать вывод о том, что Курская область обладает достаточным инновационным потенциалом в таких отраслях, как приборостроение, машиностроение, горнодобывающая и химическая промышленность.

Анализ объемов инновационной работы на промышленных предприятиях и в государственных вузах за последние три года показал, что преобладает инновационный потенциал высших учебных заведений и научно-исследовательских объединений.

По статистическим данным, за последние три года высшими учебными заведениями области получено: в 2003 г. — 145 патентов, в 2004 и 2005 гг. — по 97 патентов, внедрены 67 патентов (в КурскГТУ: 2003 г. — 111, 2004 г. — 66, 2005 г. — 67).

Это говорит о том, что опытно-конструкторские бюро и патентные отделы промышленных предприятий неспособны в достаточной мере обеспечивать качество и производительность в своей отрасли за счет внедрения инноваций.

Поэтому целесообразно проводить мероприятия по укреплению связей между промышленными пред-

ИННОВАЦИИ № 2 (89), 2006

ИННОВАЦИИ № 2 (89), 2006

Приоритетные методы защиты инноваций с позиции предприятий

Наиболее значимые методы защиты

Незначительные методы защиты

Регистация товарного знака

Патентование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей

Обеспечение коммерческих тайн

Охрана авторских прав

Обеспечение преимущества в сроках разработки выпуска продукции над конкурентами

Рис. 4. Источники информации для инноваций

приятиями и государственными вузами по внедрению в процесс производства уже имеющихся разработок и полезных моделей. Принятие таких мер будет способствовать улучшению инновационной политики как на уровне хозяйствующих субъектов, так и на региональном уровне.

По результатам исследований инновационного потенциала Курской области в рамках федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2005-2006 гг.» в Курск-ГТУ подготовлена база для создания центра трансфера технологий, который будет способствовать сотрудничеству между разработчиками, предпринимателями и инвесторами.

В качестве основных задач центра трансфера технологий можно выделить:

> вовлечение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот, активизация продвижения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ вузов региона в реальный сектор экономики;

> трансфер инновационных разработок вузов региона на крупные промышленные предприятия в целях организации широкомасштабного производства отечественной наукоемкой продукции;

> формирование прозрачной информационной среды о имеющемся в области научно-техническом потенциале, инновационных разработках и продукции;

> создание и поддержка информационных баз данных, обслуживающих клиентов технологического трансфера;

> оказание помощи субъектам инновационной деятельности в разработке и продвижении инновационных и инвестиционных проектов;

> подготовка кадров в сфере научно-инновационного предпринимательства;

> организация региональных инновационных структур ЦТТ с целью создания единой национальной сети центров трансфера технологий и др. На основании приведенных задач определены

услуги центра трансфера технологий, которые включают выявление и отбор конкурентоспособных технологий и разработок, технологический аудит,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 5. Приоритетные методы защиты инноваций, с позиции предприятий

патентные и маркетинговые исследования, предпродажную подготовку и продажу (передачу) технологий, привлечение инвестиций и поиск партнеров по проектам. Отдельное направление работы — по результатам интеллектуальной деятельности и объектам интеллектуальной собственности: их инвентаризация, стоимостная оценка, правовая охрана и бухгалтерский учет, в том числе в качестве нематериальных активов.

При проведении бизнес-планирования центра трансфера технологий определены основные этапы.

Первый этап (подготовительный) включает поиск объектов интеллектуальной собственности и других результатов научно-технической деятельности. Второй этап — материально-технический. Третий этап включает:

> отбор и оценку на основе анализа рынков проектов, обладающих коммерческим потенциалом,

> проведение маркетинговых исследований с целью выяснения спроса на патенты,

> определение и ранжирование всех возможных областей применения интеллектуальной собственности,

> предварительную оценку рынков и составление перечня существующих на рынке товаров-аналогов (технологий) с оценкой их технических и технико-экономических характеристик,

> анализ инновационной инфраструктуры региона,

> поиск потенциальных партнеров и инвесторов,

> экспертизу патентов,

> проведение мастер-класса для повышения квалификации,

> оценку возможности защиты интеллектуальной собственности на основе проведения патентных исследований и т. д.

Полученные данные об инновационной деятельности в регионе свидетельствуют о том, что назрела острая необходимость в активной государственной поддержке научно-исследовательских работ посредством разработки комплекса мер стимулирования наукоемких производств, всесторонне охватывающего все вопросы их инновационной политики, предусматривающего льготное налогообложение предприятий инновационной сферы при контроле качественной стороны нововведений.

Создание центра трансфера технологий позволит активизировать инновационную деятельность региона, обеспечит трансфер высокоэффективных технологий, увеличит объемы продаж на внутреннем и внешнем рынке наукоемкой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.