программ в исполнительных органах государственной власти. На каждом этапе реализации целевых программ необходима четкая научно-обоснованная организация контроля, что является важным условием экономического и социального развития страны.
Использованные источники:
1. Пикулин А.В. Система государственного управления. - М., 2015. - 639 с.
2. Зотов В.Б., Голованов В.И. Система муниципального управления. - М., 2018. - 166 с.
3. Токарева Е.М., Батарчук Д.С. Роль имиджа государственных гражданских служащих // Экономика и социум. - 2017. - № 12 (43). - С. 1638-1640.
4. Хабибуллин Т.Р. Аудит эффективности в системе государственного финансового контроля // Молодой ученый. - 2016. - №11. - С. 1367-1371.
УДК 351
Степанова О.И. студент 4 курса кафедра государственного, муниципального управления и управления персоналом Батарчук Д.С., к.пед.н.
доцент
Брянский филиал РАНХиГС Россия, г. Брянск ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КОНТРОЛЯ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ
ПРОДУКЦИИ
Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы государственной политики в сфере контроля производства и оборота спиртосодержащей продукции. Обобщаются основные инструменты осуществления государственной политики, среди которых основное место занимает законодательство Российской Федерации.
Ключевые слова: государственная политика, контроль, спиртосодержащая продукция, органы государственной власти.
Stepanova O.I., 4 th year student, Department of State, Municipal
Management and Personnel Management Batarchuk D.S., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
The Bryansk Branch of RANEPA, Russia, Bryansk THE SPECIFICS OF MONITORING IMPLEMENTATION OF TARGETED PROGRAMS IN THE EXECUTIVE BODIES OF STATE
POWER
Annotation: The topical issues of state policy in the field of control of production and turnover of alcohol-containing products deals with in the article. The main instruments of implementation of the state policy, among which the main place is occupied by the legislation of the Russian Federation, are summarized.
Key words: state policy, control, alcohol-containing products, public authorities.
В современных условиях экономического развития Российской Федерации вопросы контроля в сфере производства и оборота спиртосодержащей продукции занимают одно из важных направлений государственной политики. Последствия потребления алкогольной продукции являются одной из серьезных социальных проблем.
Особое значение на современном этапе реализации государственной политики имеет эффективное государственное управление, контроль в сфере производства и оборота спиртосодержащей продукции в Российской Федерации. Согласно А.М. Соловьеву, под эффективной государственной политикой, в исследуемом контексте, понимается та форма государственного управления производством и оборотом алкогольной продукции, при которой уровень смертности и нелегального объема потребления является низким.
С учетом обозначенной проблемы, имеющей социальное значение, важно отметить, что в регионах Российской Федерации в компетенции исполнительного органа государственной власти, занимающегося организацией контроля производства и оборота спиртосодержащей продукции, реализуются специальные мероприятия, оказывающие благоприятное воздействие на состояние обозначенной проблемы. Контрольная функция исполнительного органа государственной власти проявляется, прежде всего, в организации проведения проверок предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Исследуя проблему инструментального подхода к организации государственного контроля в сфере производства и оборота спиртосодержащей продукции, отметим, что данная проблема имеет достаточно широкую научную популярность и привлекает внимание исследователей. Так проблема алкоголизации отражается в работах Л.В. Бондаренко, В.М. Гильмундинова, Г.Г. Заиграева, Н.П. Попова, А.В. Рукавишникова и др.; вопросы инструментального обеспечения процесса управления и осуществления контроля в сфере производства и оборота спиртосодержащей продукции обсуждаются в работах А.Н. Гаркавенко, И.Б. Загайтова, А.С. Мартынова, Б.Б. Прохорова и др.
Существенное возрастание данной проблемы с научной точки зрения очевидно. Алкоголь на протяжении многих лет остается серьезной проблемой деструктивно влияющей на социально-демографические показатели и экономическое развитие страны. Как отмечает С.Е. Зубков, одним из важных вопросов является последствие употребления алкогольной продукции, выраженное в социальной проблеме роста смертности, преступности, заболеваний [1].
Очевидное наличие проблем, связанных с производством и реализацией спиртосодержащей продукции, особенно алкогольной, требует совершенствования механизмов организации контроля в сфере производства
и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Важной задачей, на государственном уровне, является разработка и реализация соответствующих мероприятий способствующих снижению употребления алкогольной продукции [2].
Сегодня одним из основных инструментов организации контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является законодательство Российской Федерации. Так:
- ФЗ № 2300-1 регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;
- ФЗ № 171-ФЗ устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации;
- ФЗ № 184 регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства и т.д.;
- ФЗ № 271-ФЗ регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность;
- ФЗ № 294 регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля; ФЗ № 381 определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации.
Следует отметить, что в Российской Федерации, кроме указанной, существует достаточно широкая нормативная правовая основа (в том числе регионального уровня), регулирующая вопросы организации контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Другим дополняющим инструментом должна быть организация мероприятий направленная на обеспечение долгосрочной перспективы. Важно разрабатывать и реализовывать специальные программы, ориентированные на профилактику алкогольной зависимости подростков и молодежи. Такие мероприятия должны быть направлены на развитие спортивных направлений, доступной культурно-досуговой деятельности. Неотъемлемой частью решения задач в области государственной политики, в
контексте исследуемой проблемы, является организация деятельности СМИ. Трансляция информационной продукции должна формировать у населения имидж здорового, трезвого гражданина, нацеленного на личностно-профессиональное развитие, духовно-нравственное совершенствование.
Обозначенная работа требует усилий различных субъектов, прежде всего, в рамках организационно-экономического сектора. В качестве таких субъектов выступают органы государственной власти, местные сообщества, профессиональные ассоциации. Следовательно, реализация данного направления осуществляется административными, экономическими и информационными инструментами.
Таким образом, основным инструментом реализации государственной политики в сфере контроля производства и оборота спиртосодержащей продукции, а также пропаганды трезвого образа жизни является законодательство Российской федерации. Исследуемая проблема нуждается в масштабной работе на всех уровнях государственной власти, а также социальной сферы жизни современного общества. Системный характер осуществления государственной политики Российской Федерации создаст благоприятные условия для развития духовно-нравственного, здорового, образованного общества.
Использованные источники:
1. Зубков С.Е. Инструменты государственной политики в сфере производства, оборота и потребления алкоголесодержащей продукции // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2010. - Т.8, №1. - С. 65-71.
2. Ищак И.Р., Худяков О.Д. Проблемы законодательного регулирования оборота алкогольной продукции в субъектах Российской Федерации // Проблемы современной экономики. - 2013. - № 2 (46) - С. 77-79.