Научная статья на тему 'СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
209
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛКОГОЛЬНЫЙ РЫНОК / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ / ОБОРОТ АЛКОГОЛЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Высоких С. А.

В настоящей статье автор рассматривает деятельность субъектов государственного регулирования алкогольного рынка через призму их функционального предназначения. Об актуальности и практической значимости данного исследования, с точки зрения автора, свидетельствует то обстоятельство, что государственное регулирование алкогольного рынка затрагивает как частные, так и публичные интересы. Автором на основе анализа действующего законодательства делается вывод о наличие исчерпывающего количества субъектов государственного регулирования алкогольного рынка, что, в свою очередь, способно обеспечить поиск баланса между вышеуказанными интересами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTS OF STATE REGULATION OF THE ALCOHOL MARKET IN THE RUSSIAN FEDERATION

In this article, the author examines the activities of the subjects of state regulation of the alcohol market through the prism of their functional purpose. The relevance and practical significance of this study, from the author's point of view, is evidenced by the fact that state regulation of the alcohol market affects both private and public interests. Based on the analysis of the current legislation, the author concludes that there is an exhaustive number of subjects of state regulation of the alcohol market, which, in turn, can ensure the search for a balance between the above interests.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С.А. Высоких, магистрант

Тюменский государственный университет

(Россия, г. Тюмень)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-3-1-121-124

Аннотация. В настоящей статье автор рассматривает деятельность субъектов государственного регулирования алкогольного рынка через призму их функционального предназначения. Об актуальности и практической значимости данного исследования, с точки зрения автора, свидетельствует то обстоятельство, что государственное регулирование алкогольного рынка затрагивает как частные, так и публичные интересы. Автором на основе анализа действующего законодательства делается вывод о наличие исчерпывающего количества субъектов государственного регулирования алкогольного рынка, что, в свою очередь, способно обеспечить поиск баланса между вышеуказанными интересами.

Ключевые слова: алкогольный рынок, государственный контроль, здоровье населения, оборот алкоголя.

Рынок алкогольной продукции в Российской Федерации имеет ряд характерных черт, среди которых: структура потребления алкоголя, оборот данной продукции на рынке, борьба с контрафактным алкоголем и т.д.

Важнейшим элементом алкогольного рынка является государственное регулирование, включающее в себя лицензирование отдельных видов производства и реализации алкогольной продукции, контроль за оборотом алкоголя, разработку мер, направленных на снижение потребления алкоголя населением и т.д.

Поскольку рынок алкогольной продукции затрагивает интересы бизнеса, государства и общества, особый интерес представляет деятельность субъектов государственного регулирования алкогольного рынка, направленная на поиск баланса между такими интересами.

Цель статьи заключается в попытке автора раскрыть ключевые направления деятельности субъектов государственного регулирования алкогольного рынка в Российской Федерации.

Задачи исследования заключаются в выявлении, исследовании и анализе деятельности субъектов государственного регулирования алкогольного рынка в Российской Федерации.

Методология исследования базируется на системном и нормативном подходах и включает в себя следующие методы познания: Метод правового анализа, системный и обобщающий методы.

Базовым документом, регулирующим правоотношения в сфере производства, оборота и контроля за рынком алкогольной продукции, является Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Данным документом определены полномочия органов государственной власти различного уровня управления касательно функционирования рынка алкогольной продукции.

В качестве примера такой деятельности можно привести осуществление государственного мониторинга в сфере производства и оборота алкогольной продукции в Российской Федерации [1].

Субъектами государственного регулирования алкогольного рынка в Российской Федерации являются законодательные, исполнительные, а также судебные органы государственной власти, в компетенцию которых входит как создание соответст-

вующей нормативно-правовой основы такого регулирования, так и формирование правоприменительной практики.

Как отмечает С.В. Гузий, государственное регулирование алкогольного рынка включает в себя совокупность социальных и экономических методов и инструментов, направленных на регулирование спроса и предложения алкогольной продукции [6, с. 81].

Переходим к рассмотрению деятельности субъектов алкогольного рынка в Российской Федерации исходя из принципов разделения властей и государственных полномочий.

На Федеральном уровне ключевая роль отводится Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, обладающей правом законотворческой деятельности.

С управленческих позиций такая деятельность представляет собой попытку законодательного регулирования алкогольного рынка путем издания Федеральных законов, направленных как на сферу производства и оборота алкогольной продукции, так и на ограничение потребления таковой.

Немаловажная роль как субъекта регулирования алкогольного рынка в Российской Федерации отводится Президенту Российской Федерации, который не только подписывает принятые Государственной Думой федеральные законы, но и сам осуществляет правотворческую деятельность в данной сфере.

Так, Указ Президента РФ от 30.04.1997 N 442 «О дополнительных мерах по предотвращению незаконного производства и оборота спирта этилового и алкогольной продукции», содержал требования в части оснащение технологических линий по производству алкогольной продукции приборами учета объемов выпуска этой продукции [2].

Следующим субъектом регулирования алкогольного рынка в Российской Федерации является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалко-гольрегулирование).

В качестве примера деятельности данной службы можно привести лицензиро-

вание производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции [3].

Субъектами государственного регулирования рынка алкогольной продукции являются также и органы прокуратуры, осуществляющие государственный надзор за деятельностью субъектов алкогольного рынка.

Одним из способов влияния прокуроров на состояние законности в данной области является мониторинг сети Интернет, по результатам которого выявляются дистанционные продавцы алкогольной продукции [7].

Судебная ветвь государственной власти осуществляет применение ответственности за нарушение законодательства в сфере алкогольного рынка, а также обобщает правоприменительную практику различных видов ответственности. Так, арбитражным судом Астраханской области было дано обобщение судебной практики по административным делам, связанным с нарушением требований по производству и обороту, продаже этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции, в котором были проанализированы ключевые аспекты региональной правоприменительной практики [4].

Считаем возможным согласиться с позицией Е.А. Гапоновой, указавшей на необходимость включения в процесс государственного регулирования алкогольного рынка органов местного самоуправления и непосредственно руководителей муниципальных образований как субъектов реализации государственных программ, направленных на снижение потребления алкоголя населением. Кроме того, данный автор полагает, что региональные и муниципальные власти должны вводить собственные меры регулирования алкогольного рынка путем реализации ограничительных мер, связанных с розничной продажей алкогольной продукции населению [5, с. 51].

Таким образом, мы можем констатировать, что субъекты государственного регулирования алкогольного рынка в Российской Федерации - это уполномоченные органы государственной власти различно-

го уровня управления, чья деятельность применительно к алкогольному рынку ох-направлена на поиск оптимальных реше- ватывает как нормативно-правовой, так и ний в сфере производства, оборота и по- практические аспекты производства, обо-требления алкогольной продукции населе- рота и потребления алкогольной продук-нием, а также на выработку мер ответст- ции, что, в свою очередь, свидетельствует венности за несоблюдение законодатель- о четкой, последовательной политике, свя-ства в указанной сфере. занной с поиском мер балансирования

Следует также отметить, что деятель- спроса и предложения на алкогольном ность органов государственной власти рынке.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 22.12.2020) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" // "Собрание законодательства РФ", 27.11.1995, N 48, ст. 4553.

2. Указ Президента РФ от 30.04.1997 N 442 (ред. от 25.07.2000) "О дополнительных мерах по предотвращению незаконного производства и оборота спирта этилового и алкогольной продукции" // "Собрание законодательства РФ", N 18, 05.05.1997, ст. 2134.

3. Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 154 (ред. от 28.12.2020) "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка" (вместе с "Положением о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка") // "Собрание законодательства РФ", 02.03.2009, N 9, ст. 1119.

4. Обобщение судебной практики по административным делам, связанным с нарушением требований по производству и обороту, продаже этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции // Арбитражный суд Астраханской области. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://astrahan.arbitr.ru/node/13750 (дата обращения: 29.03.2021).

5. Гапонова Е.А. Опыт развитых стран в области антиалкогольной политики // ОРГ-ЗДРАВ: Новости. Мнения. Обучение. Вестник ВШОУЗ. - 2020. - Т. 6, №1 (19). - С. 44-57.

6. Гузий С.В. Государственное регулирование рынка алкогольной продукции: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / С.В. Гузий; [Место защиты: Моск. с.-х. акад. им. К.А. Тимирязева]. - Москва, 2010. - 215 с.

7. О практике прокурорского надзора за исполнением требований законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции // Генеральная прокуратура Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://genproc.gov.ru/smi/news/regionalnews/news-1395102/ (дата обращения: 29.03.2021).

SUBJECTS OF STATE REGULATION OF THE ALCOHOL MARKET IN THE

RUSSIAN FEDERATION

S.A. Vysokykh, Graduate Student Tyumen State University (Russia, Tyumen)

Abstract. In this article, the author examines the activities of the subjects of state regulation of the alcohol market through the prism of their functional purpose. The relevance and practical significance of this study, from the author's point of view, is evidenced by the fact that state regulation of the alcohol market affects both private and public interests. Based on the analysis of the current legislation, the author concludes that there is an exhaustive number of subjects of state regulation of the alcohol market, which, in turn, can ensure the search for a balance between the above interests.

Keywords: alcohol market, state control, public health, alcohol turnover.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.