Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
540
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛКОГОЛЬНЫЙ РЫНОК / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / ОБОРОТ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ / ALCOHOL MARKET / STATE MONOPOLY / COMPETITION / TURNOVER OF ALCOHOLIC BEVERAGES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Высоких С.А.

В настоящей статье автором предпринимается попытка осмысления проблематики государственного регулирования рынка алкогольной продукции на основе норм действующего законодательства. Автор приходит к выводу о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в сфере алкогольного рынка через призму введения государственной монополии, а также разработки концепции разумного потребления алкогольной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Высоких С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STATE REGULATION OF THE ALCOHOL MARKET IN THE RUSSIAN FEDERATION

In this article, the author attempts to understand the problems of state regulation of the alcohol market on the basis of the norms of the current legislation. The author comes to the conclusion that it is necessary to further improve the legislation in the field of the alcohol market through the prism of the introduction of a state monopoly, as well as the development of the concept of reasonable consumption of alcoholic beverages.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С.А. Высоких, магистрант

Тюменский государственный университет

(Россия, г. Тюмень)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-2-1-157-160

Аннотация. В настоящей статье автором предпринимается попытка осмысления проблематики государственного регулирования рынка алкогольной продукции на основе норм действующего законодательства. Автор приходит к выводу о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в сфере алкогольного рынка через призму введения государственной монополии, а также разработки концепции разумного потребления алкогольной продукции.

Ключевые слова: алкогольный рынок; государственная монополия; конкуренция; оборот алкогольной продукции.

Актуальность изучения проблематики государственного регулирования рынка алкогольной продукции в Российской Федерации обусловлена сразу несколькими ключевыми, на взгляд автора, обстоятельствами: во-первых, речь идет о привлечении дополнительных поступлений в государственный бюджет, что в условиях экономического спада, обусловленного, в том числе, последствиями пандемии коронави-русной инфекции, является еще одним способом повысить уровень государственных доходов; во-вторых, мы можем констатировать своего рода удовлетворение специфических потребностей населения, что приводит к ряду социально-экономических проблем.

Поиск баланса между необходимостью привлекать дополнительные поступления в бюджет и обязанностью осуществлять заботу за здоровьем населения осуществляется посредством соответствующего нормативно-правового регулирования рынка алкогольной продукции.

Соглашаясь с позицией С.В. Гузий, указавшей в качестве основных причин необходимости вмешательства государства в деятельность рынка алкогольной продукции в связи с высоким потреблением алкоголя, разрастания оборота нелегальной алкогольной продукции, недопоступления акцизов и несовершенства правовой базы [2, с. 91], добавим, что на сегодняшний день государство в лице уполномоченных

органов создает парадоксальную практику ограничений и запретов потребления алкогольной продукции с одновременным установлением возможностей законным же способам уклониться от таких ограничений и запретов.

Цель статьи заключается в выявлении проблемных аспектов государственного регулирования рынка алкогольной продукции и поиске рациональных способов совершенствования такого регулирования.

Как отмечает профессор кафедры Конституционного и административного права Национального научно-

исследовательского университета «Высшая школа экономики» И.В. Панова: «Внедрение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) на всей цепочке - от производства до продажи продукции конечному потребителю - позволит решить проблему неучтенного оборота огромного объема нелегальной алкогольной продукции, произведенной без уплаты акциза» [5, с. 161].

Вместе с тем, ученый высказывает опасения касательно эффективности использования электронных систем учета алкогольной продукции по вполне обоснованным причинам, связанным с высокой стоимостью алкогольной продукции и недостаточно развитой системой защиты здоровья населения от некачественного алкоголя.

Государственное регулирования рынка алкогольной продукции осуществляется при помощи нормативно-правового и административно-правового методов управления.

Нормативно-правовой метод позволяет соответствующим субъектам правотворческой деятельности вырабатывать правовые нормы, устанавливающие правовой статус участников рынка алкогольной продукции, особенности реализации такой продукции, введения системы ограничений и запретов, связанных с оборотом алкогольной продукции, а также уровни ответственности за несоблюдение законодательства в указанной сфере.

Административно-правовой метод раскрывается посредством деятельности органов государственной власти, направленной на реализацию законодательных предписаний, а также в создании условий, способствующих достижению компромиссов между производителями алкогольной продукции, потребителями и интересами государства.

Базовым документом, регламентирующим сферу алкогольной продукции в Российской Федерации, является Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Указанным документом определяется правовой статус участников рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции, устанавливаются требования к технологическому оборудованию, а также определяются полномочия органов государственной власти на всех уровнях управления в рассматриваемой сфере.

Примечательным представляются положения ст. 3 данного закона, допускающие установление государственной монополии в части производства алкогольной и спиртосодержащей продукции только на основании специального Федерального закона [1].

Анализируя законодательство в области государственного регулирования алко-

гольного рынка, отметим следующие особенности такого регулирования:

1. Наличие специально уполномоченных органов государственной власти, осуществляющих контроль за производством и оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции (Росалкогольрегули-рование, органы прокуратуры и т.д.);

2. Возможность законодателя устанавливать государственную монополию за производством алкогольной и спиртосодержащей продукции;

3. Наличие ограничений и запретов в сфере производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции;

4. Участие институтов гражданского общества в процессе реализации государственного контроля в сфере оборота алкогольной продукции;

5. Наличие акцизов для отдельных видов алкогольной продукции;

6. Наличие систем электронного учета оборота алкогольной продукции.

Вместе с тем, государственное регулирование рынка алкогольной продукции все еще требует выработки механизмов, обеспечивающих эффективность реализации государственной политики в данной сфере.

В качестве одного из способов деалкоголизации населения и снижения доли нелегального алкоголя А.А. Жук предлагает введение полной государственной монополии на алкогольном рынке [3, с. 106].

Проблемным аспектом в сфере оборота алкогольной продукции, с нашей точки зрения, является частичный, а не полный государственный контроль как за технологическим оборудованием, так и за рядом выпускаемой продукции.

Так, требования касательно опломбирования технологического оборудования не распространяются при производстве пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год при условии, что федеральным органом по контролю и надзору не принято решение о недопустимости использования основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи без оснащения автоматическими средствами измерения и учета

объема готовой продукции в порядке, предусмотренном законодательством.

Кроме того, обязательное государственное лицензирование не распространяется при производстве пива, что, на наш взгляд, является ошибочным. В частности, законодателем не установлено никаких ограничений в части количества юридических лиц, зарегистрированных на одного учредителя, имеющих право воспользоваться данным исключением.

Высказываемый в средствах массовой информации и научной среде тезис о том, что необходимо снижать размер акцизов на легальный алкоголь вряд ли будет применим к тем изготовителям алкогольной продукции, чья деятельность изначально носила теневой характер.

Стоит согласиться с точкой зрения М.Б. Латынцевой, считающей необходимым создание культуры умеренного потребления алкогольной продукции [3, с. 55].

На наш взгляд, следует на уровне Федеральных органов законодательной и исполнительной власти разработать концепцию умеренного пития, куда включались бы мероприятия, пропагандирующие разумное употребление алкогольной продукции.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» // «Собрание законодательства РФ», 27.11.1995, N 48, ст. 4553.

2. Гузий С.В. Государственное регулирование рынка алкогольной продукции: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / С.В. Гузий; [Место защиты: Моск. с.-х. акад. им. К.А. Тимирязева]. - Москва, 2010. - 215 .

3. Жук А.А., Кизилова Е.А. Государственное регулирование рынка алкогольной продукции в Российской Федерации: на пути к государственной монополии? // Современная конкуренция. - 2014. - №2 (44). - С. 104-112.

4. Латынцева М.Б. Современное состояние рынка алкогольной продукции в России // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2017. - №4 (60). - С. 54-61.

5. Панова И.В., Ерохин В.М. К вопросу о государственном регулировании алкогольного рынка // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2018. - №1. - С. 158-174.

В первую очередь, следует определить параметры такой разумности, а также плановые показатели снижения потребления алкогольной продукции на душу населения.

Таким образом, с нашей точки зрения, необходимы следующие меры, способствующие снижению потребления алкоголя и уменьшению доли контрафактной продукции на алкогольном рынке:

1. Полная государственная монополия в сфере производства спиртосодержащей продукции;

2. Учет любой алкогольной продукции вне зависимости от вида и способа ее производства;

3. Разработка концепции умеренного потребления алкоголя;

4. Разработка ограничительных мер в части возможности создавать одним и тем же учредителем несколько юридических лиц, реализующих алкогольную продукцию.

Считаем, что данные меры, если не полностью, то частично будут способствовать решению проблематики бесконтрольного производства и потребления алкогольной продукции.

FEATURES OF STATE REGULATION OF THE ALCOHOL MARKET IN THE

RUSSIAN FEDERATION

S.A. Vysokykh, Graduate Student Tyumen State University (Russia, Tyumen)

Abstract. In this article, the author attempts to understand the problems of state regulation of the alcohol market on the basis of the norms of the current legislation. The author comes to the conclusion that it is necessary to further improve the legislation in the field of the alcohol market through the prism of the introduction of a state monopoly, as well as the development of the concept of reasonable consumption of alcoholic beverages.

Keywords: alcohol market; state monopoly; competition; turnover of alcoholic beverages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.