Научная статья на тему 'Генезис государственного регулирования алкогольного рынка'

Генезис государственного регулирования алкогольного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ / АЛКОГОЛЬНЫЙ РЫНОК / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЫНОК / АЛКОГОЛЬ / МОНОПОЛИЯ / ЗАПРЕТ / ECONOMY / PRODUCTION AND SALE OF ALCOHOLIC BEVERAGES / ALCOHOL MARKET / PUBLIC POLICY / STATE MONOPOLY / REGULATION / MARKET / ALCOHOL / MONOPOLY / PROHIBITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нагорных Ирина Константиновна, Цветлюк Лариса Сергеевна

В статье представлен исторический обзор государственного регулирования алкогольного рынка. Через призму основных четырех моделей государственной политики в сфере производства и реализации алкогольных напитков рассмотрен опыт европейских стран, США, СССР, России. Выделены наиболее популярные меры и средства регулирующего воздействия, к которым относится государственная монополия, принятие "сухого закона", административные барьеры и запреты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genesis of state regulation of the alcohol market

The article presents a historical overview of the state regulation of the alcohol market. Through the prism of the main four models of state policy in the sphere of production and sale of alcoholic beverages, the experience of European countries, the USA, the USSR, and Russia is considered. Highlighted the most popular measures and means of regulatory action, which include the state monopoly, the adoption of "Prohibition", administrative barriers and prohibitions.

Текст научной работы на тему «Генезис государственного регулирования алкогольного рынка»

ности потребителей можно через рост рыночной стоимости бизнеса.

Необходимо учитывать, что социальный эффект способствует и увеличению экономической эффективности, поскольку рост доходов населения приводит к росту платежеспособного спроса, что стимулирует развитие производства; сокращение бедности обеспечивает экономию на социальных трансфертах; улучшение здоровья населения обеспечивает экономию на выплате пособий по временной нетрудоспособности, пенсий по инвалидности, сокращение потерь рабочего времени. В целом, увеличение числа положительных социальных эффектов содействует интенсивному экономическому росту и укреплению серьезных конкурентных преимуществ национальной экономики. В связи с этим целесообразно определять ожидаемую социальную эффективность проектов на стадии их оценки и принятия решения об инвестировании.

Сравнивая данный подход с широко распространенной в мировой практике методикой расчета Б(Ю1 (показатель социального возврата на инвестиции), необходимо отметить следующее:

1) методика расчета БРЮ! обладает преимуществом универсальности и подходит для оценки социального эффекта от реализации проектов и программ более широкого спектра, в том числе для оценки социальной эффективности инвестиционной политики органов местного самоуправления;

2) данная методика предполагает использование при расчетах прогнозных и оценочных значений изменения показателей, а следовательно, не обладает высокой точностью. Предлагаемые автором подходы позволяют конкретизировать и более точно определить стоимостную оценку социальных результатов, получаемых в результате реализации инвестиционного проекта на предприятии.

Литература:

1. Мельникова И.Ю. Оценка эффективности и риска при формировании инвестиционной програм-

мы / И.Ю. Мельникова // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения. Труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / Сибирский Государственный индустриальный университет. - Новокузнецк, 2003.-С. 393-397.

2. Кузнецова Е. С. Оценка эффективности проектов в сфере государственного и муниципального управления [Электронный ресурс] /Е.С. Кузнецова, A.C. Богданова // Вестник МГТУ. - 2012. - №1. КиберЛенинка: - электрон, текстовые дан - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/v/ otsenka-effektivnosti-proektov-v-sfere-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-upravleniya

3. Ивушкина H.B. Социальный эффект инвестиционных процессов [Электронный ресурс]: автореферат дис.... канд. экон. наук / Н.В. Ивушкина // disserCat - электронная библиотека диссертаций. - Электрон, текстовые дан. - М., 2001. - Режим доступа: http://www.ci issercat.com/content/ sotsialnyi-effekt-investitsionnykh-protsessov

4. Организация предпринимательской деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие / под общей редакцией A.C. Пелиха. - Электрон, тек стовые дан. - М.: МарТ, 2003. - Режим доступа http://bibliotekar.ru/biznes-41/59.htm

5. Маршаков В. Оценивание политик и измерение результативности: мировой опыт и российские перспективы оценивания эффективности государственного управления [Электронный ресурс] / В. Маршаков // Политанализ.Ру. - Электрон. дан. [Б.м.], 2005. - Режим доступа: http:// www.politanaliz.ru/articles_505.html 2005

6. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления : курс лекций / Г.В. Атаманчук. - М.: Юридическая литература, 1997. - 400 с.

7. Орлова Э. А. Организация экспертизы социальной эффективности инновационных проектов[-Электронный ресурс] / Э.А. Орлова // Культура культуры. 2015. №4 (8). КиберЛенинка: - электрон, текстовые дан - Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/v/organizatsiya-ekspertizy-sotsialnoy-effektivnosti-innovatsionnyh-proektov

8. Белова М. В. Социальная эффективность инвестиций в материальное производство [Электронный ресурс]: автореферат дис____канд. социолог.

н. / М.В. Белова // Российская государственная библиотека - Элетрон. текстовые дан. - СПб., 2005. -Режим доступа :https://dlib.rsl.ru/viewer/ 01002974632#?page=8

03

Г-Н

о си

Q-<

Si

О

00

; к^ -;

307

GENESIS OF STATE REGULATION OF THE ALCOHOL MARKET Nagornykh Irina Konstantinovna, Postgraduate student Tsvetlyuk Larisa Sergeevna, DSc ofHistorical sciences Moscow State University of Food Production, Moscow

The article presents a historical overview of the state regulation of the alcohol market. Through the prism of the main four models of state policy in the sphere of production and sale of alcoholic beverages, the experience of European countries, the USA, the USSR, and Russia is considered. Highlighted the most popular measures and means of regulatory action, which include the state monopoly, the adoption of "Prohibition", administrative barriers and prohibitions.

Keywords: economy; production and sale of alcoholic beverages; alcohol market; public policy; state monopoly; regulation; market; alcohol; monopoly, prohibition.

УДК 338 ВАК РФ 08.00.05

© НагорныхИ.К., 2019 © Цветлюк Л.С., 2019

ГЕНЕЗИС ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА

В статье представлен исторический обзор государственного регулирования алкогольного рынка. Через призму основных четырех моделей государственной политики в сфере производства и реализации алкогольных напитков рассмотрен опыт европейских стран, США, СССР, России. Выделены наиболее популярные меры и средства регулирующего воздействия, к которым относится государственная монополия, принятие "сухого закона", административные барьеры и запреты.

Ключевые слова: экономика; производство и реализация алкогольной продукции; алкогольный рынок; государственная политика; государственная монополия; регулирование; рынок; алкоголь; монополия, запрет.

НАГОРНЫХ Ирина Константиновна,

аспирантка

ЦВЕТЛЮКЛариса Сергеевна, доктор исторических наук

Московский государс твенный университет пищевых производств, Москва

Человечество познакомилось с алкоголем еще надогосударствен-ных этапах развития. Сегодня, по данным Всемирной организации здравоохранения, алкоголь является причиной почти 4% всех смертей в мире. От злоупотребления спиртным погибает больше людей, чем от СПИДа, туберкулеза и войн [1]. Наибольшее влияние на раннюю смертность от злоупотребления алкоголем наблюдается в странах постсоветского пространства, где каждый пятый умирает по причинам, в той или иной степени связаннных с пьянством.

С другой стороны, денежные поступления от алкогольной продукции - это "живые" деньги, которые позволяют эффективно наполнять общегосударственные и местные бюджеты. В частности, одним из реанимационных мероприятий наполнения государственного бюджета в период кризиса в некоторых странах является увеличение акцизных сборов на алкогольную продукцию.

Торговля изделиями ликероводочной отрасли в современном мире является одной из прибыльных и привлекательных отраслей для товаропроизводителей, но из-за высокой угрозы здоровью потребителей и с целью защиты интересов населения от потребления недоброкачественной продукции эта сфера деятельности требует более жесткого правового регулирования со стороны государства. Со временем, проблемы, обусловленные существованием спиртных напитков, а именно - фискальная, производственная, санитарно-гигиеническая и социальная, не только не исчезают, а растут и усложняются. Именно поэтому сегодня любое государство мира не может стоять в стороне от процессов регулирования производства, сбыта и индивидуального потребления алкогольных напитков.

Удачно выбранная политика государства в регулировании производства и торговли алкогольными напитками поможет сбалансировать деятельность в этой сфере, усовершенствовав правовые средства регулирования, что позволит производителям повысить конкурентоспособность своей продукции на внешних рынках, а потребителям - получить более качественные товары.

Таким образом, определяя правовые институты, призванные урегулировать производство и продажу спиртных напитков, государство выполняет несколько сложных и взаимоисключающих задач: демонстрирует степень реалистичности и взвешенности своей политики в данной сфере; обеспечивает наполнение доходной части бюджета; заботится о физическом и духовном здоровье нации; защищает интересы потребителей от ущерба, причиненного недоброкачественной продукцией и т.д. Это, в свою очередь, требует

комплексного подхода к решению указанных задач, который осуществляется, прежде всего, с использованием законных средств и усилий специально уполномоченных государственных органов, решающих вопросы создания правовых основ производства и продажи алкогольных напитков.

Учитывая постоянное изменение роли государства и права в экономике, а также чрезвычайную широту проблематики хозяйствен-но-правового обеспечения общественно-эко-номических отношений, связанных с производством и оборотом алкогольных напитков, считаем, что внимание научного поиска по указанной проблематике должно быть сосредоточено на решении вопросов, которые существенно сказываются на эффективности хозяйственной деятельности и роли государственной регуляторной политики в этой сфере, выявлении особенностей производства и оборота алкогольных напитков и специфики правоотношений всех участников алкогольного рынка, уточнении правового статуса производителей и т.д.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, научно-методологическое обеспечение формирования и эффективного развития государственного регулирования алкогольного рынка требует использования как приобретенного мирового опыта в этой сфере, так и достижений в управлении данным сектором, имевших место в его историческом прошлом, что подтверждает актуальность выбранной темы исследования.

Исследования в области правового регулирования рынка алкогольных напитков проводят как практики, которые имеют непосредственное отношение к сфере торговли ликероводочными изделиями, так и ученые, анализирующие теоретические аспекты данного вопроса.

Так, среди отечественных ученых-экономистов, изучающих вопросы государственного регулирования ликероводочной и спиртовой промышленности, можно отметить: В. Андри-енко, П. Бойко, Л. Дидковскую, М. Калетника, С. Чистова, М. Шкильняка. Ученые в своих работах исследуют особенности системы государственного регулирования, а также определяют законодательные недостатки, которые тормозят развитие ликероводочной и спиртовой промышленности.

Актуальные вопросы совершенствования законодательства, регулирующего отношения на рынке алкогольных напитков, входят в круг научных интересов В. Гончарука, А. Дры-

ги, Е. Бойко, Я. Наумовой, Т. Крушельницкой. В историографических исследованиях независимых постсоветских стран антиалкогольная кампания освещается, как правило, бегло в контексте других событий периода Перестройки (Д.А. Ванюков, A.B. Немцов, Р. Медведев, В.Д. Николаев и др.).

Однако, учитывая вызовы современности, рыночные трансформации, происходящие в мире в целом, и в отдельных странах в частности, требуют проведения дальнейшего комплексного анализа проблемные аспекты контроля за производством и оборотом спирта и алкогольных напитков. Это позволит сформировать содержательные теоретические основы, необходимые для совершенствования практики осуществления государственного контроля в указанной области, что обуславливает целевую направленность данной статьи.

Исторический опыт свидетельствует, что можно выделить четыре основные модели государственного регулирования алкогольного рынка:

1. Невмешательство государства, часто с теми или иными элементами поощрения производителей алкогольной продукции.

2. Государственное регулирование алкогольного рынка.

3. Государственная монополия производства и/или сбыта алкогольной продукции.

4. Сухой закон (в более или менее жесткой форме).

Выбор и практическое применение этих моделей в значительной степени зависит от вызовов, с которыми сталкивается конкретное историческое государственное образование в своем развитии.

Приведем исторические примеры применения каждой из обозначенных моделей.

Невмешательство государства с элементами поощрения производителей алкогольной продукции - характерно для обществ, которые осваивают (колонизируют) незаселенные (греческая колонизация северного Причерноморья, польская и русская колонизация татарского пограничья в XV-XVIII вв.) или слабо заселенные (Северная Америка) территории; пытаются создать инфраструктуру внутренней торговли (Европа в начале средних веков) или решают другие особые задачи.

Политика регулируемого государством рынка характерна преимущественно для либеральных буржуазно-демократических режимов. Она позволяет эффективно наполнять бюджет и обеспечивать широкий ценовой и качественный ассортимент алкогольной про-

¥ >

< X

LU

s ^

u

ш T S

О X

о

ct>

*

* *

310

дукции. Ее недостатками являются сравнительно высокая степень потребления алкоголя в пересчете на душу населения, определенные трудности в поддержании нравственного здоровья граждан, а также валютные потери от импорта алкогольной продукции [3]. Именно из этих соображений социалистические государства, прежде всего СССР, всегда с опаской относились к модели регулируемого рынка.

Государственная монополия производства и/или сбыта алкогольной продукции (модель наиболее характерна для государств т.н. социалистического лагеря (в прошлом) и стран Скандинавии (от сер. XX в.). Она позволяет наполнять бюджет, а также с помощью финансовых рычагов регулировать уровень потребления спиртных напитков различными социальными группами населения. При этом, использование такой модели требует высокой степени квалификации контролирующих органов, упорной борьбы с коррупцией и другими злоупотреблениями в этой сфере.

Так, в Европейских странах, в частности, таких как Финляндия, Германия, Швеция, Швейцария, Италия, Греция, Турция, Франция, Англия, вопросам регулирования производства, продажи и потребления алкогольной продукции уделяется очень много внимания. В этих странах постоянно совершенствуется законодательная база, регулирующая производство и продажу алкоголя.

В Финляндии, Швеции и Норвегии в течение всего XX века производство, оборот и потребление алкогольных напитков жестко регулировалось в рамках государственных монополий. Государственные монополии создавались не в фискальных целях, а как основа охраны здоровья населения и эффективный инструмент уменьшения негативных последствий злоупотребления алкоголя.

В течение последнего десятилетия эти страны являются образцом того, как алкогольная политика внутри страны определяется изменяющимися международными реалиями. Так, вступление Швеции, Финляндии в Евросоюз сделал монополии несовместимыми с принципами единого экономического пространства ЕС, и в 1994 году эти страны были вынуждены отменить свои монополии на производство и оптовую торговлю алкоголем [4].

Пока только в Германии - единственной стране в Европейском Союзе - сохраняется государственная монополия по регулированию оборота этилового спирта, который производится большим количеством мелких и средних крестьянских хозяйств из сырья сельскохо-

зяйственного происхождения. По своему содержанию государственная монополия является регулятором рынка спирта с социально-политической установкой, а по форме - это финансовая монополия. Указанные функции осуществляет Федеральное монопольное управление (ФМУ). Это ведомство находится в компетенции федерального Министерства финансов. ФМУ было создано на основе федерального закона о монополии за оборотом спирта в 1951 году в качестве правопреемника Имперского монопольного управления [5].

Итак, опыт европейских стран (в частности, Финляндии, Швеции, Норвегии) в сфере управления рынком алкогольной продукции свидетельствует о том, что применение полной государственной монополии в этой сфере в сочетании с жестким централизованным контролем со стороны органов исполнительной власти за производством, импортом и реализацией алкогольной продукции, повышение акцизов и борьба с самогоноварением нетолько обеспечивают стабильные и значительные поступления средств в бюджет, но и, что самое важное, способствуют эффективному противодействию чрезмерного потребления населением алкоголя, а также гарантируют высокое качество товаров такого рода.

Достаточно популярной регуляционной моделью в мире является "сухой закон". В качестве яркого исторического примера его использования можно привести СССР и США.

В США "сухой закон" был принят конгрессом в 1919 году и вступил в силу в январе 1920 года. В Америке основными причинами принятия "сухого закона" следует считать исключительно экономические: в условиях мирового кризиса и Первой мировой войны Штатам было удобнее отправлять зерно, цена которого резко выросла на экспорт, чем использовать его для производства алкогольной продукции.

На самом деле введение в США "сухого закона" поначалу вызвало некоторые положительные изменения. Произошло оздоровление общества. Число арестов уменьшилось в 3,5 раза, преступность в США сократилась на 70% [6]. Улучшилось благосостояние, выросли сбережения населения, укрепились семейные устои. Уменьшилось количество травм и катастроф на производстве, убытки от которых снизились на 250 млн. долларов. Снизилась общая смертность.

Сегодня при отсутствии государственной монополии в США производством, продажей и импортом алкогольной продукции может заниматься любой субъект хозяйствования,

который получил в установленном порядке в контролирующих органах власти, а именно в Бюро по вопросам алкоголя, табака, огнестрельного оружия и взрывчатых веществ Министерства юстиции США, соответствующую лицензию. Впрочем, в 18 штатах США все же существует государственная монополия на оптовую и розничную торговлю алкогольной продукцией [7].

Также очень популярны в США административные меры регулирования алкогольного рынка. Речь идет прежде всего о возрастных ограничениях для молодежи, то есть приобретение и потребление алкоголя лицами моложе 21 года, является административным правонарушением и влечет за собой уголовную ответственность.

С 1914 до 1924 года в России "сухой закон" действовал в период царской, Временного правительства и советской власти. Его впервые приняли в 1914 г. в связи с началом Первой мировой войны - стране требовались трезвомыслящие люди. Перед этим,в течение 1911 -1913 гг. ежегодное употребление алкоголя на душу населения неуклонно росло, а бюджет 1913 г. вообще получил неофициальное название "пьяного" [8]. Не в последнюю очередь благодаря "сухому закону" уже в следующем 1915 г. производительность труда повысилась на 9-13%, а прогулы снизились на 27-43 %. Алкоголь официально использовался только в медицинских целях для нужд фронта. Однако одновременно с положительными итогами были и отрицательные, такие как тайное самогоноварение, потребление суррогатов и отравление ими, систематическое нарушение закона отдельными фабрикантами.

Борьба за трезвость нашла свое отражение и в программе РКП (б), которая была одобрена на VIII съезде партии в 1919 году [9]. Алкоголизм трактовался большевиками как опасное социальное зло и был поставлен в один ряд с туберкулезом и венерическими болезнями. Однако нехватка средств в государственном бюджете заставила советскую власть в 1925 г. отказаться от продолжения практики "сухого закона", позволив свободную продажу водки (еще ранее был отменен запрет производства и продажи слабоалкогольных изделий).

Во времена СССР регулирование рынка алкогольной продукции осуществлялось преимущественно административными методами. Государственная спиртовая монополия в СССР была тотальной, она охватывала всю цепочку - от производителя до розничного торговца.

Следующий "сухой закон" в СССР был принят в конце XX в. он появился в русле инициированных новым руководителем страны, Генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым грандиозных преобразований, названных несколько позже "Перестройкой". 7 мая 1985 г. было принято Постановление ЦК КПСС "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма" и Постановление Совета Министров СССР "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения", в которых говорилось о необходимости решительно усилить борьбу с пьянством, причем предполагалось значительное сокращение производства алкогольных напитков, числа мест их продажи и времени реализации.

После распада Советского Союза в России в 1992 г. было разрешено производство спирта и водки юридическими лицами (при достаточно жестком контроле государства, который постоянно усиливался). Цивилизованное извлечение прибыли через налоги позволило после 1992 г. нормально развиваться спиртовым заводам (экономически и технически).Так, с 1992 года до 2002 года в России ввели в действие 51 спиртовой завод [10].

Сегодня, согласно законодательству РФ о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной спиртосодержащей продукции, осуществляется только юридическими лицами, независимо от их формы собственности на основе лицензий, выданных уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти и действующих на всей территории России.

В общем понимании государственное регулирование алкогольного рынка - это деятельность уполномоченных органов государственной власти, а также их должностных лиц, направленная на определение уровня качества, эффективности и целесообразности функционирования подконтрольных субъектов, а также обеспечивающая контроль за соблюдением ими режима законности, выявление в их деятельности недостатков и принятие мер по их устранению [2].

Основные задачи государственного регулирования алкогольного рынка заключаются в следующем:

- выявление на подконтрольных объектах нарушений принципов законности и эффективности, отклонений от принятых норм и стандартов;

- предупреждение правонарушений, связанных с производством и оборотом спирта, алкогольных напитков;

- привлечение виновных физических или юридических лиц к ответственности, обеспечение возмещения причиненных убытков [2].

Таким образом, подводя итоги, отметим, что полученные результаты исследования наглядно свидетельствуют, о том, что говорить об универсальной, пригодной для всех времен и народов, модели государственно-правового регулирования алкогольного рынка невозможно в принципе. Все зависит от традиций, государственного устройства, религиозных убеждений, степени развития отрасли и общества в целом. Достаточно популярными средствами регулирования являются: государственная монополия, административные барьеры, распространение ответственности за последствия чрезмерного употребления алкоголя не только на непосредственного потребителя, но и на того, кто открыл или облегчил ему доступ к спиртному и т.д.

Литература:

1. Health psychology: well-being in a diverse world/ Fourth Edition Regan A.R. Gurung, University of Wisconsin-Green Bay. Thousand Oaks: SAGE Publications, Inc, 2018. - 552 p.

2. Оганесянц А.Л. Государственное регулирование как фактор эффективного развития рынка

алкогольной продукции // Экономика и предпринимательство,- 2016,- №1 1-3(76).- С. 1168-1170.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Михалева О.М., Гришачев Е.С. Государственное регулирование рынка алкогольной продукции // Экономика и предпринимательство. - 2017. -№2-1 (79).-С. 1063-1066.

4. Сафронова В.В. Правовые средства стимулирования производства и реализации алкогольной продукции в странах Европейского Союза // Вестник магистратуры. - 2017. - №1 -1 (64). - С. 141 -144.

5. Скоков Р.Ю. Эффективность государственного регулирования монопольного и конкурентного алкогольного рынка // ЭКО. - 2017. - №9. - С. 165-175.

6. Гиль Е.В. К вопросу о тенденциях развития ад-министративно-правового регулирования оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции // Научный портал МВД России. -2017. - №4. - С. 113-117.

7. Гладышева С.Ф. Особенности отрасли алкогольной промышленности на современном этапе // Экономика и социум. - 2017. - №6-1 (37). - С. 447-450.

8. Разводовский Ю.Е., Меринов A.B. Экономическая доступность водки и алкогольные проблемы в России // Наркология. - 2018. - №4. - С. 76-79.

9. Панова И.В., Ерохин В.М. К вопросу о государственном регулировании алкогольного рынка // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2018. - №1. - С. 158-174.

Ю.Красова Е. Потребление на российском алкогольном рынке: ключевые тенденции и совершенствование регулирования // Проблемы теории и практики управления. - 2017. - №7,- С. 110-118.

CONCEPTS OF OPTIMAL GROWTH STRA TEGY OF SMALL ENTERPRISES IN THE CONSTRUCTION INDUSTRY OF ST. PETERSBURG

Negashe v Dmitriy Sergee vlch, Director for Finance, Directorate for Management of Sports Facilities, St. Petersburg Rodionov Dmitry Grigorievich, DSc of Economics, Professor, St. Petersburg Polytechnic University named after Great Peter, St. Petersburg

The article discusses the existing concepts and application of models of optimal growth strategy for the purposes of perspective analysis of enterprises of the construction industry. Modeling achievable growth allows to analyze the sensitivity of the target indicators of the enterprise to various factors, as well as to compare different growth options. It is possible to determine the growth prospects not only from the existing, but also from the planned values of the parameters.

Keywords: models of optimal growth strategy; sustainable growth; construction industry; economics.

УДК 338 ВАК РФ 08.00.05

©НегашевД.С., 2019 © Родионов Д.Г., 2019

КОНЦЕПЦИИ ДОСТИЖИМОГО РОСТА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ OTP А СЛИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

В статье рассматриваются существующие концепции и применение моделей достижимого роста для целей перспективного анализа предприятий строительной отрасли. Моделирование достижимого роста позволяет проанализировать чувствительность целевых показателей предприятия к различным факторам, а также сравнивать различные варианты роста, так как с их помощью возможно определить перспективы роста не только из существующих, но и из запланированных значений параметров.

Ключевые слова: модели достижимого роста; устойчивый рост; строительная отрасль; экономика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.