ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
ЗУБКОВ С.Е.,
соискатель,
Южный федеральный университет, e-mail: zubkov-se@mail.ru
В статье рассмотрены основные направления институциональной модернизации регионального рынка алкогольной продукции.
Ключевые слова: государственное регулирование; региональный алкогольный рынок.
The article describes the main areas of institutional modernization of the regional market of alcoholic beverages.
Keywords: government regulation, a regional alcohol market.
Коды классификатора: H70, I19.
Гармоничное развитие регионального рынка алкогольной продукции является одним из важных элементов государственной политики в сфере производства, оборота и потребления спирта и алкогольной продукции, направленной на формирование и развитие нормативной правовой базы, совершенствование его институциональной организации, сбалансированные отношения между субъектами спроса и предложения. Российский рынок алкогольной продукции и в настоящее время остается одним из динамично развивающихся сегментов национальной экономики. В прежние времена государство от продажи алкоголя получало более трети дохода бюджета. Из-за значительной емкости и особой специфики рынок алкоголя остается для российских и иностранных производителей одним из самых привлекательных. На этом рынке реализуется специфический товар, спрос на который детерминируется историко-культурными особенностями национального развития и региональными особенностями.
В целом функционирование рынка алкогольной продукции определяется следующими регионально-дифференцированными детерминантами: политика федеральных и региональных властей в производственно-экономической сфере (развитие предприятий-производителей спирта и алкогольных напитков, улучшение качества продукции и т.д.), состояние социальной сферы (традиции и культура потребления алкоголя, меры социальной политики по снижению. алкоголизации населения) и фискальной политики (акцизы, налоги). Специфическими чертами этого сектора экономики также являются: высокий уровень криминализации, коррупцио-генности, теневой составляющей; рост смертности, заболеваний, преступности, связанных с употреблением алкоголя и его суррогатов.
Российский алкогольный рынок (в ряде категорий напитков) переживает серьезный рост, сопровождаемый изменениями в структуре потребления и формированием новых отношений между участниками рынка. Повышение благосостояния населения и качества предлагаемой продукции положительно сказалось на развитии рынка, привлекло к нему внимание российских и зарубежных инвесторов. Помимо собственно роста рынка происходит изменение его структуры. В России алкогольный рынок характеризуется большим потреблением водки, одна-
© С.Е. Зубков, 2010
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2
ко постепенно растет доля продаж слабоалкогольных напитков (особенно пива), которые уже опережают водку и другие крепкие напитки по объемам потребления. Существующая диспропорция цен на различные алкогольные напитки сдерживает рост потребления вина и пива, потому что в России чистый алкоголь, содержащийся в водке, стоит в 2 раза дешевле, чем в пиве, и в 4 раза дешевле, чем в вине. В более развитых странах такая диспропорция отсутствует. Другая тенденция состоит в увеличение доли потребления алкоголя дорогих ценовых сегментов. Так, если в 1990-е гг. большинство граждан РФ могли позволить себе покупку только дешевых сортов пива, являющихся в основном просто источником алкоголя, то теперь все большее значение приобретает качество пива, его известность, имидж, удобство упаковки. В результате популярными становятся марки, относящиеся к категории «локальный премиум». Основная доля продаж пива «дорогих» сегментов приходится на Москву и С.-Петербург, а в остальных регионах все еще преобладает более дешевое пиво, поэтому дальнейший рост продаж в этом сегменте будет происходить за счет регионов.
Гармонизация интересов общества, государства и бизнеса требуют теоретикоэкономического анализа и разработки на его основе институционально-экономического механизма государственного регулирования рынка алкогольной продукции, в том числе на региональном уровне. Система государственного регулирования в сфере производства, оборота и потребления алкогольной продукции должна включать как экономическую, так и социальную подсистемы. Последняя включает в себя элементы, прямо или опосредованно способствующие снижению и профилактике потребления алкоголя, особенно среди подрастающего поколения. Это требует реализацию комплекса мероприятий, направленных на развитие досуга, спортивной и культурно-образовательной сфер, особенно в спальных микрорайонах, средних и малых городах, сельской местности, подготовку и размещение пропагандистской и рекламной продукции профилактической направленности (трезвый образ жизни и т.п.). Экономическая составляющая системы государственного регулирования рынка алкогольной продукции включает в себя организационно-экономический механизм, сочетающий в себе субъект-объектную и институциональную структуры, а также инструменты регулирования и реализации соответствующей экономической политики на федеральном и региональном уровнях.
Субъектами этого организационно-экономического механизма выступают органы государственной власти и местного самоуправления, местные сообщества, некоммерческие организации и объединения, профессиональные ассоциации, действующие в русле государственной алкогольной и антиалкогольной политики.
В свою очередь объектами организационно-экономического механизма выступают: потребители и производители алкогольной продукции, транспортная и торгово-посредническая инфраструктура, контролирующие функции государства и субъекты, с учетом возможности их выполнения с различной степенью эффективности.
Также организационно-экономический механизм включает в себя:
• административные и экономические (рыночные), информационные инструменты (как пропагандистские или агитационные), так и нейтрального характера;
• институты, т.е. совокупность правил и ограничений как юридического, нормативноправового характера, документы организационно-программного характера, формального, так и неформального типов, распространенных в данной среде и определяющих те или иные аспекты поведения потребителей, производителей и регуляторов, либо способные при их модификации на них повлиять.
Согласно тенденциям современного общественного развития, должно происходить изменение структуры и снижение потребления алкогольной продукции — местные сообщества и предприятия алкогольной сферы, организуемые в рамках профессиональных союзов, согласные активно содействовать реализации данных целей и задач, рассматриваются как субъекты указанной системы. При этом не обязательно предприятия-производители алкоголя в контексте реализации указанной политики будут снижать свои экономические показатели. Переориентация на выпуск более качественной продукции, исключение и противодействие распростра-
нению контрафактной продукции, составляющей по разным оценкам до 40-60%, реализация социальных и благотворительных программ, изменение ассортимента в пользу расширения выпуска слабоалкогольной и безалкогольной продукции — направления деятельности, которые должны, в том числе, стимулироваться государством посредством различных инструментов. При нежелании местного сообщества, производителей активно реализовывать антиалкогольную политику их следует воспринимать как объекты регулирующего воздействия. Следует обратить особое внимание на корректное распределение функций мониторинга, регулирования и контроля между уровнями исполнительной власти, при одновременной их увязке с соответствующей величиной поступления акцизных платежей, мотивирующих органы власти к эффективной реализации указанных функций. При этом необходимо отдельные функции продублировать на нескольких уровнях власти (для более эффективной борьбы с производством и реализацией контрафактной продукции и т.д.).
Государственная политика в сфере контроля за оборотом алкогольной продукции в постсоветский период во многом была обусловлена нацеленностью на проведение «шоковых реформ» и фискальными потребностями. Отсутствие понимания стратегических интересов государства и общества или их полное игнорирование привело к серьезным социальным проблемам (снижение здоровья населения, наличие негативных последствий чрезмерного потребления алкоголя, криминализация и т.д.).
Алкоголизация населения — серьезная проблема для модернизированных стран, поскольку в традиционных обществах потребление алкоголя, как правило, невелико из-за постоянной угрозы голода или, например, запрета на его употребление по религиозным соображениям (исламские страны). Соответствующим образом развивается (или не развивается) рынок алкогольной продукции. Его устойчивое функционирование в значительной степени детерминировано позицией государства, уровнем его воздействия на производство, переработку и продажу алкогольной продукции. Важную роль играет выстраивание оптимизация и гармонизация системы управления и государственного контроля за оборотом алкогольной продукции на региональном уровне с учетом национально-территориальных и культурных особенностей субъекта Российской Федерации. Во многом степень вмешательства государства определяется национальной спецификой потребления и историей регулирования. Современный период развития в связи с пропагандой здорового образа жизни характеризуется снижением потребления крепких алкогольных напитков в пользу винодельческой продукции, растет качество и спрос на местные спиртные напитки.
В силу национальной специфики и истории функционирования российского рынка алкогольной продукции на его формирование и развитие большое влияние оказала государственная финансово-экономическая политика. Поэтому функционирование алкогольного рынка продолжает оказывать влияние на социально-экономическое развитие России и контроль за состоянием и развитием остается стратегически важным. Из истории видно, что наличие государственной монополии на производство и оборот спирта было четким признаком стабильной государственной власти в стране, что позволяло решать фискальную и социальную проблемы:
■ сокращение доли нелегального производства и оборота алкогольной продукции;
■ предотвращение продажи населению суррогатов и различных спиртсодержащих растворов;
■ повышение бюджетных доходов за счет уплачиваемых акцизов и других налогов.
По данным Общественной палаты Российской Федерации, экономические потери от алкоголизации населения страны составляют не менее 1,7 трлн рублей в год и «связаны с повышенной смертностью, потерей продолжительности здоровой жизни, утратой трудоспособности, со снижением производительности труда, затратами на лечение связанных с алкоголем заболеваний, с социальными выплатами государства инвалидам, сиротам, с ущербом от пожаров, ДТП, с расходами на содержание заключенных, на борьбу с преступностью и беспризорностью» [1].
Рассмотрим негативные социальные, демографические и иные аспекты, связанные с употреблением алкоголя. По официальным данным, в России на душу населения потребляется бо-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2
лее 10,7 литров чистого алкоголя в год, однако в действительности этот показатель еще выше, поскольку помимо легально продающихся напитков на алкогольном рынке существует и теневой сектор весьма значительных объемов. По мнению экспертов, реальное потребление алкоголя в России достигает 15 литров спирта на душу населения или приблизительно 180 бутылок водки в год на взрослого мужчину [2. с. 7, 5]. Потребление алкоголя в России одно из самых высоких в мире.
Мировой опыт (прежде всего, скандинавские страны) свидетельствует о том, что нормальное развитие страны с холодным климатом невозможно без ограничительной алкогольной политики государства. К основным мерам государственной политики, эффективно способствующим деалкоголизации населения страны, относятся следующие:
♦ борьба с производством и распространением контрафактной продукции (нелегальной водкой, самогоном и водочными суррогатами);
♦ повышение цен на алкоголь, что приводит к снижению спроса;
♦ ограничение физической доступности алкогольных напитков (запрет на продажу алкоголя в киосках; в определенный временной промежуток — утром, ночью, по выходным);
♦ введение государственной монополии на розничную продажу алкогольных напитков.
Активизация обсуждения проблемы реформирования рынка алкогольной продукции проявляется в проектах решений органов государственной власти, общественных и предпринимательских организаций. Причем достаточно часто предлагается вернуть государственную монополию на производство спирта. Все это определяет необходимость его государственного регулирования на всех уровнях — национальном, региональном, местном. Отметим, что государственная (полная или — чаще — частичная) монополия на производство алкогольных напитков, их оптовую и/или розничную продажу существует, по меньшей мере, в 18 странах (Канада, Финляндия, Франция, Германия, Швеция, США и др.). Наиболее распространенным (более 40 стран) методом ограничения доступности спиртных напитков является лицензирование их производства и (или) продажи. Например, в США над процессами перегонки, обработки и складирования спирта осуществляется широкий регулятивный контроль, включая требование о проведении периодических инвентаризаций для выявления недостающих или незарегистрированных количеств продукта. Контролируется также наполнение бутылей, их этикетирование и упаковка в контейнеры.
На микро- и мезоэкономических уровнях возрастает роль организационно-экономических инструментов повышения конкурентоспособности местных товаропроизводителей алкоголесодержащей продукции. Конкурентная позиция отдельного предприятия является результатом управленческих решений его менеджмента и влияния остальных участников рынка алкогольной продукции, а также доказательством успешности выбранного способа ведения бизнеса. Изменяя отдельные значимые для следующих этапов развития алкогольного рынка и потребительского предпочтения характеристики объекта управления, можно добиться выживания или роста предприятия в будущем. Важное значение ценообразования на алкогольную продукцию состоит в том, что оно непосредственно влияет на характер извлечения дохода (прибыли) по результатам рыночной активности предпринимателей. Принципиальное отличие маркетингового подхода к определению продажной цены товара от классической теории цен состоит в том, что запрашиваемая цена не является продуктом рациональной калькуляции, а основывается на поиске оптимальной равновесной рыночной характеристики. Этот поиск сопряжен с анализом подчас недостоверной информации, конкурентной среды, с включением в расчет фактора коммерческого риска и других сугубо рыночных элементов.
Одной из национальных особенностей рынка алкогольной продукции до недавнего времени было то, что производители не занимались активным развитием дистрибьюторской системы и ее контролем, отдав эту функцию на откуп оптовикам и дистрибьюторам, многочисленным и часто неэффективным. У производителей практически отсутствовала конкуренция за розничное звено торговли — было достаточно наполнить своей продукцией сеть оптовой прода-
жи. При этом дистрибьюторы импортной алкогольной продукции обладали, как правило, эксклюзивными правами, что позволяло им оказывать значительное влияние на развитие рынка. Однако подобная ситуация начинает постепенно меняться. Необходимость конкурировать за розничное звено вынуждает производителей создавать собственные системы дистрибьюции. Наиболее отрицательно это может сказаться на дистрибьюторах импортной продукции, поскольку они могут лишиться не только эксклюзивного, но и всякого права на реализацию напитков.
В Ростовской области одним из основным координаторов рынка алкогольной продукции выступает департамент потребительского рынка товаров и услуг, функции которого состоят в следующем:
❖ разработка и реализация мероприятий (включая областные долгосрочные целевые и ведомственные целевые программы) по формированию государственной научнотехнической, экономической, инвестиционной политики по развитию алкогольной и спиртовой, пивоваренной отраслей промышленности;
❖ участие в разработке и реализации мер по определению порядка лицензирования и выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, порядка декларирования розничной продажи алкогольной продукции;
❖ мониторинг производственной деятельности предприятий, производящих этиловый спирт, алкогольную, пивоваренную продукцию;
❖ анализ и учет объемов производства и потребления этилового спирта, алкогольной продукции, пива;
❖ участие в установленном порядке совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в разработке и реализации мер по контролю и надзору за качеством и безопасностью алкогольной продукции на территории Ростовской области;
❖ контроль исполнения органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий Ростовской области по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции, а также использованием предоставленных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов;
❖ лицензирование розничной продажи алкогольной продукции в порядке, установленном федеральным и областным законодательством, лицензионный контроль.
По итогам 9 месяцев 2010 г. емкость официально декларируемого рынка алкогольной продукции Ростовской области составила 5037,4 тыс. дал, в т.ч. областного производства — 641,5 тыс. дал (104,9% и 99,5% к уровню аналогичного периода 2009 г. соответственно). На долю алкогольной продукции местного производства приходится 17,4% от общего объема поставок для розничной торговли и общественного питания за данный период (без учета слабоалкогольной продукции, которая в регионе не производится, что на 0,7% меньше, чем в соответствующем периоде 2009 г. Объем поставок алкогольной продукции в расчете на душу населения в январе — сентябре 2010 г. составил 11,9 л, что на 5,3% больше, чем в аналогичном периоде 2009 г., в том числе: по городам области — 15,3 л (рост на 5,5%); по районам — 7,4 л (рост на 5,7%) [3].
Таким образом, формирование организационно-экономического механизма управления и регулирования сферы производства потребления и сбыта алкогольной продукции, воспроизводимого как на федеральном, так и региональном уровне, выступает значимым элементом современной политики государства, позволяя обеспечить комплексное решение одной из наиболее актуальных современных социально-экономических проблем страны. Государственное регулирование алкогольного рынка на региональном уровне должно быть направлено на его положительное развитие и функционирование, защиту от контрафактного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Для этого следует определить социально приемлемые структуру и уровень легального производства и потребления алкогольной продукции. В своей работе органы власти также должны придерживаться основных принципов государственной алкогольной политики: деалкоголизация населения и пропаганда здорового образа жизни (в т.ч. снижение потребления крепкого алкоголя), усиление административной
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2
и уголовной ответственности за производство и реализацию контрафактной алкогольной продукции и суррогатов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Злоупотребление алкоголем в Российской Федерации: социально-экономические последствия и меры противодействия. М., 2009.
2. Немцов А.В. Алкогольный урон регионов России. М.: NALEX, 2003.
3. По данным Администрации Ростовской области // www.donland.ru.