Научная статья на тему 'Административно-правовое регулирование товарного рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции в РФ'

Административно-правовое регулирование товарного рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции в РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
139
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ АДМИНИСТРАТИВНОПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТОВАРНЫЙ РЫНОК АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ / LEGAL FRAMEWORK / PUBLIC ADMINISTRATION AND LEGAL REGULATION / PRODUCT MARKET ALCOHOL AND ALCOHOL PRODUCTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баймашкин Юнир Фейятьевич

Данная статья посвящена вопросам административно-правового регулирования товарного рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции в России. Представлена группировка основных нормативных актов, регулирующих оборот алкогольной продукции. Выделены основные элементы административно-правого регулирования товарного рынка алкогольной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Баймашкин Юнир Фейятьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF TRADE MARKET ALCOHOL AND ALCOHOL-CONTAINING PRODUCTS IN RUSSIA

The article deals with the problems of administrative and legal regulation of the alcohol and alcohol-containing products market in Russia. It represents the main regulations which govern the turnover of alcohol products. The basic elements of the administrative and legal regulation of the alcohol beverages commodity market are specified.

Текст научной работы на тему «Административно-правовое регулирование товарного рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции в РФ»

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОВАРНОГО РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ В РФ

Государственное регулирование - это один из механизмов организации предпринимательской деятельности. Существует значительное число методов государственного воздействия на процесс развития того или иного объекта регулирования. Среди них особое место отводится административно-правовому регулированию, которое заключается в установлении определенных условий функционирования хозяйствующих субъектов, «правил игры» на том или ином товарном рынке.

Необходимость государственного административно-правового регулирования в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции обусловлена целым рядом причин. Во-первых, массовое потребление некачественного алкоголя несет угрозу здоровью и жизни граждан, что препятствует решению демографических проблем в России, а также противоречит условиям гармоничного развития личности и общества. Во-вторых, данная сфера экономики, оставаясь, по-прежнему, наиболее высокодоходной (наряду с энергетикой и нефтедобычей), является одним из реальных источников финансовых поступлений в бюджет государства. В-третьих, неразвитость или ослабление системы государственного управления, а также утрата рычагов регулирования и жесткого контроля за работой этой отрасли приводит к ее криминализации и резкому сокращению масштабов легального налогооблагаемого сектора.

Актуальность проблемы совершенствования государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции в России на современном этапе обусловлена негативными тенденциями, нарастающими в данной сфере, что подтверждается компетентными оценками специалистов. Так, например, член Комитета по экономической политике и предпринимательству В.Звагельский в комментарии ER.RU [11] отметил: «Производство нелегальной алкогольной продукции и ее оборот несут угрозу здоровью и жизни россиян, затрагивают как конституционные права граждан, в том числе право на охрану здоровья, так и интересы государства, обязанного обеспечить их соблюдение и защиту... По данным Росстата, нелегальный оборот алкогольной продукции в России в 2009 году оценивается в размерах 40 процентов рынка.».

Кроме того, перспектива вступления России в ВТО еще более обострила проблему необходимости внедрения новых подходов в процесс административно-правового регулирования товарного рынка алкогольной продукции, основанных как на отечественном, так и зарубежном опыте развитых стран. В современных условиях нормативно-правовая база должна стимулировать расширение масштабов сферы деятельности легальных производителей, а также должна быть направлена на вытеснение с внутреннего алкогольного рынка «теневую» экономику и поставщиков некачественной продукции. Следовательно, текущее состояние дел в данной области требует специального научного исследования, отдельные результаты которого представлены в данной публикации.

В соответствии со ст.3 Федерального закона №171-ФЗ [9] законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя, в первую очередь, Федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации (первый уровень иерархии нормативноправовой базы), а также принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации (второй уровень). В таблице 1 приведена краткая характеристика основных нормативных актов первого и второго уровня (в качестве исследуемого субъекта Федерации была выбрана Ивановская область).

Таблица 1

Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих товарооборот ________алкогольной и спиртосодержащей продукции в РФ_________________

Название нормативного акта Дата утверждения Роль нормативно-правового акта, основные положения

1 2 3

1. Федеральный уровень регулирования

1.1. Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», №171-ФЗ (в действующей ред.) 22 ноября 1995г. Устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в РФ путем: - закрепления и разграничения полномочий органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в данной области; - установления требований к производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; - введения лицензирования деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; - введения государственного и общественного контроля в данной сфере [9].

1.2. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов», №29-ФЗ (в действующей ред.) 2 января 2000г. Регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека путем: - установления требований к оборотоспособности пищевых продуктов, материалов, изделий; - разграничения полномочий органов государственной власти РФ и субъектов РФ в данной области; - введения системы государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, включающей государственное нормирование, государственную регистрацию, государственный надзор и контроль, а также мониторинг качества; - установления требований к обеспечению качества пищевых продуктов, материалов, изделий на различных стадиях их производства и реализации [10].

1.2. Постановление Правительства РФ «Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения», №883 22 ноября 2000г. Выступает в качестве правовой основы организации и проведения мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения путем: - закрепления полномочий по обеспечению организации и ведения мониторинга за соответствующими министерствами и ведомствами; - установления цели, задач, порядка проведения мониторинга [5].

1.3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка», №154 24 февраля 2009г. Закрепляет статус, численность, структуру, полномочия Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) [6].

1 2 3

2. Уровень регулирования субъекта Федерации (на примере Ивановской области)

2.1. Постановление Правительства Ивановской области «Об упорядочении розничной продажи алкогольной продукции на территории Ивановской области», №123-п 14 июля 2006г. Устанавливает порядок осуществления розничной продажи алкогольной продукции на территории данного субъекта Федерации путем: - утверждения порядка лицензирования розничной продажи ; - установления порядка определения прилегающих территорий к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности; - введения института лицензионной комиссии [2].

2.2. Постановление Правительства Ивановской области «О декларировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Ивановской области», №28-п (в действующей ред.) 19 февраля 2007г. Устанавливает порядок декларирования розничной продажи алкогольной продукции на территории данного субъекта Федерации путем: - утверждения порядка представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции; - утверждения формы декларации о розничной продаже алкогольной продукции; - вменения обязанностей по организации декларирования Департаменту экономического развития и торговли Ивановской области; - установления сроков проведения декларирования на добровольной и обязательной основе; - установления контролирующего органа [3].

2.3. Распоряжение Правительства Ивановской области «Об отдельных мерах по реализации постановления Правительства РФ от 22.11.2000 №833 «Об организации и проведении мониторинга качества безопасности пищевых продуктов и здоровья населения», №64-рп 3 марта 2010г. Утверждает комплекс мер по организации и проведению мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения на территории Ивановской области, включая: - наделение Департамента экономического развития и торговли Ивановской области полномочиями ответственного исполнительного органа государственной власти Ивановской области по проведению мониторинга качества и безопасности алкогольной продукции, находящейся в обороте на территории Ивановской области; - разработку рекомендаций в отношении организаций, осуществляющих производство и оборот алкогольной продукции на территории Ивановской области [7].

2.4. Указ Губернатора Ивановской области «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Ивановской области в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», №58-уг 11 мая 2010г. Определяет Департамент экономического развития и торговли Ивановской области уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ивановской области на осуществление деятельности по лицензированию и декларированию розничной продажи алкогольной продукции, государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции [8].

1 2 3

2.5. Постановление Правительства Ивановской области «О введении на территории Ивановской области дополнительного ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции», №285-п 13 августа 2010г. Устанавливает комплекс мер по введению на территории Ивановской области дополнительного ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции [4].

2.6. Закон Ивановской области "О разграничении полномочий органов государственной власти Ивановской области в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", N 112-ОЗ 14 октября 2010г. Закрепляет компетенции областной Думы, Губернатора и Правительства Ивановской области в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции [1].

Систематизация и содержательный анализ существующей в России нормативноправовой базы, регулирующей сферу оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, позволили автору выделить основные элементы отечественной системы административноправового регулирования товарного рынка алкогольной продукции (рис. 1).

Из рисунка 1 следует, что функции по регулированию товарооборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в России распределены между федеральным уровнем исполнительной власти в лице Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и уровнем субъектов Российской Федерации. Каждый субъект РФ вправе возложить указанные полномочия на соответствующие органы региональной исполнительной власти. В частности, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ивановской области на осуществление деятельности по лицензированию и декларированию розничной продажи алкогольной продукции, государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции является Департамент экономического развития и торговли.

Кроме того, было выявлено, что в сфере розничной продажи алкогольной продукции функции регулятора практически полностью делегированы на уровень власти субъекта РФ. Следовательно, наличие определенных проблем и негативных тенденций, связанных с товарооборотом алкоголя в определенном регионе, обусловлены как механизмом функционирования товарного рынка в целом, так и спецификой сформировавшейся на его территории системы административно-правового регулирования.

Этапы регулирования рынка алкогольной продукции

1. Регулирование на стадии вхождения в алкогольный рынок

2. Регулирование на стадии функционирования на рынке

2.1. Надзор в сфере товарооборота алкогольной и спиртосодержащей продукции

Предъявление требований к

сопровождению алкогольной продукции определенной информацией и маркировке

Предъявление требований к учету и декларированию объемов оборота алкогольной продукции

Предъявление требований к поставке и розничной продаже алкогольной продукции

Ведение единой государственно автоматизированной информационног

системы учета объема оборот;

этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Проведение мониторинга качества безопасности алкогольной продукции

2.2. Контроль за ценообразованием

(установление минимальной цены на водку.

ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

Уполномоченный орган субъекта РФ

(или органы местного самоуправления в случае делегирования полномочий)

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

Уполномоченный орган субъекта РФ

(или органы местного самоуправления в случае делегирования полномочий)

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

Рис.1. Система государственного административно-правового регулирования товарного рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.