АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОВАРНОГО РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ В РФ
Государственное регулирование - это один из механизмов организации предпринимательской деятельности. Существует значительное число методов государственного воздействия на процесс развития того или иного объекта регулирования. Среди них особое место отводится административно-правовому регулированию, которое заключается в установлении определенных условий функционирования хозяйствующих субъектов, «правил игры» на том или ином товарном рынке.
Необходимость государственного административно-правового регулирования в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции обусловлена целым рядом причин. Во-первых, массовое потребление некачественного алкоголя несет угрозу здоровью и жизни граждан, что препятствует решению демографических проблем в России, а также противоречит условиям гармоничного развития личности и общества. Во-вторых, данная сфера экономики, оставаясь, по-прежнему, наиболее высокодоходной (наряду с энергетикой и нефтедобычей), является одним из реальных источников финансовых поступлений в бюджет государства. В-третьих, неразвитость или ослабление системы государственного управления, а также утрата рычагов регулирования и жесткого контроля за работой этой отрасли приводит к ее криминализации и резкому сокращению масштабов легального налогооблагаемого сектора.
Актуальность проблемы совершенствования государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции в России на современном этапе обусловлена негативными тенденциями, нарастающими в данной сфере, что подтверждается компетентными оценками специалистов. Так, например, член Комитета по экономической политике и предпринимательству В.Звагельский в комментарии ER.RU [11] отметил: «Производство нелегальной алкогольной продукции и ее оборот несут угрозу здоровью и жизни россиян, затрагивают как конституционные права граждан, в том числе право на охрану здоровья, так и интересы государства, обязанного обеспечить их соблюдение и защиту... По данным Росстата, нелегальный оборот алкогольной продукции в России в 2009 году оценивается в размерах 40 процентов рынка.».
Кроме того, перспектива вступления России в ВТО еще более обострила проблему необходимости внедрения новых подходов в процесс административно-правового регулирования товарного рынка алкогольной продукции, основанных как на отечественном, так и зарубежном опыте развитых стран. В современных условиях нормативно-правовая база должна стимулировать расширение масштабов сферы деятельности легальных производителей, а также должна быть направлена на вытеснение с внутреннего алкогольного рынка «теневую» экономику и поставщиков некачественной продукции. Следовательно, текущее состояние дел в данной области требует специального научного исследования, отдельные результаты которого представлены в данной публикации.
В соответствии со ст.3 Федерального закона №171-ФЗ [9] законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя, в первую очередь, Федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации (первый уровень иерархии нормативноправовой базы), а также принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации (второй уровень). В таблице 1 приведена краткая характеристика основных нормативных актов первого и второго уровня (в качестве исследуемого субъекта Федерации была выбрана Ивановская область).
Таблица 1
Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих товарооборот ________алкогольной и спиртосодержащей продукции в РФ_________________
Название нормативного акта Дата утверждения Роль нормативно-правового акта, основные положения
1 2 3
1. Федеральный уровень регулирования
1.1. Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», №171-ФЗ (в действующей ред.) 22 ноября 1995г. Устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в РФ путем: - закрепления и разграничения полномочий органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в данной области; - установления требований к производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; - введения лицензирования деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; - введения государственного и общественного контроля в данной сфере [9].
1.2. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов», №29-ФЗ (в действующей ред.) 2 января 2000г. Регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека путем: - установления требований к оборотоспособности пищевых продуктов, материалов, изделий; - разграничения полномочий органов государственной власти РФ и субъектов РФ в данной области; - введения системы государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, включающей государственное нормирование, государственную регистрацию, государственный надзор и контроль, а также мониторинг качества; - установления требований к обеспечению качества пищевых продуктов, материалов, изделий на различных стадиях их производства и реализации [10].
1.2. Постановление Правительства РФ «Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения», №883 22 ноября 2000г. Выступает в качестве правовой основы организации и проведения мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения путем: - закрепления полномочий по обеспечению организации и ведения мониторинга за соответствующими министерствами и ведомствами; - установления цели, задач, порядка проведения мониторинга [5].
1.3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка», №154 24 февраля 2009г. Закрепляет статус, численность, структуру, полномочия Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) [6].
1 2 3
2. Уровень регулирования субъекта Федерации (на примере Ивановской области)
2.1. Постановление Правительства Ивановской области «Об упорядочении розничной продажи алкогольной продукции на территории Ивановской области», №123-п 14 июля 2006г. Устанавливает порядок осуществления розничной продажи алкогольной продукции на территории данного субъекта Федерации путем: - утверждения порядка лицензирования розничной продажи ; - установления порядка определения прилегающих территорий к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности; - введения института лицензионной комиссии [2].
2.2. Постановление Правительства Ивановской области «О декларировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Ивановской области», №28-п (в действующей ред.) 19 февраля 2007г. Устанавливает порядок декларирования розничной продажи алкогольной продукции на территории данного субъекта Федерации путем: - утверждения порядка представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции; - утверждения формы декларации о розничной продаже алкогольной продукции; - вменения обязанностей по организации декларирования Департаменту экономического развития и торговли Ивановской области; - установления сроков проведения декларирования на добровольной и обязательной основе; - установления контролирующего органа [3].
2.3. Распоряжение Правительства Ивановской области «Об отдельных мерах по реализации постановления Правительства РФ от 22.11.2000 №833 «Об организации и проведении мониторинга качества безопасности пищевых продуктов и здоровья населения», №64-рп 3 марта 2010г. Утверждает комплекс мер по организации и проведению мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения на территории Ивановской области, включая: - наделение Департамента экономического развития и торговли Ивановской области полномочиями ответственного исполнительного органа государственной власти Ивановской области по проведению мониторинга качества и безопасности алкогольной продукции, находящейся в обороте на территории Ивановской области; - разработку рекомендаций в отношении организаций, осуществляющих производство и оборот алкогольной продукции на территории Ивановской области [7].
2.4. Указ Губернатора Ивановской области «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Ивановской области в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», №58-уг 11 мая 2010г. Определяет Департамент экономического развития и торговли Ивановской области уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ивановской области на осуществление деятельности по лицензированию и декларированию розничной продажи алкогольной продукции, государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции [8].
1 2 3
2.5. Постановление Правительства Ивановской области «О введении на территории Ивановской области дополнительного ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции», №285-п 13 августа 2010г. Устанавливает комплекс мер по введению на территории Ивановской области дополнительного ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции [4].
2.6. Закон Ивановской области "О разграничении полномочий органов государственной власти Ивановской области в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", N 112-ОЗ 14 октября 2010г. Закрепляет компетенции областной Думы, Губернатора и Правительства Ивановской области в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции [1].
Систематизация и содержательный анализ существующей в России нормативноправовой базы, регулирующей сферу оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, позволили автору выделить основные элементы отечественной системы административноправового регулирования товарного рынка алкогольной продукции (рис. 1).
Из рисунка 1 следует, что функции по регулированию товарооборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в России распределены между федеральным уровнем исполнительной власти в лице Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и уровнем субъектов Российской Федерации. Каждый субъект РФ вправе возложить указанные полномочия на соответствующие органы региональной исполнительной власти. В частности, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ивановской области на осуществление деятельности по лицензированию и декларированию розничной продажи алкогольной продукции, государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции является Департамент экономического развития и торговли.
Кроме того, было выявлено, что в сфере розничной продажи алкогольной продукции функции регулятора практически полностью делегированы на уровень власти субъекта РФ. Следовательно, наличие определенных проблем и негативных тенденций, связанных с товарооборотом алкоголя в определенном регионе, обусловлены как механизмом функционирования товарного рынка в целом, так и спецификой сформировавшейся на его территории системы административно-правового регулирования.
Этапы регулирования рынка алкогольной продукции
1. Регулирование на стадии вхождения в алкогольный рынок
2. Регулирование на стадии функционирования на рынке
2.1. Надзор в сфере товарооборота алкогольной и спиртосодержащей продукции
Предъявление требований к
сопровождению алкогольной продукции определенной информацией и маркировке
Предъявление требований к учету и декларированию объемов оборота алкогольной продукции
Предъявление требований к поставке и розничной продаже алкогольной продукции
Ведение единой государственно автоматизированной информационног
системы учета объема оборот;
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Проведение мониторинга качества безопасности алкогольной продукции
2.2. Контроль за ценообразованием
(установление минимальной цены на водку.
ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
Уполномоченный орган субъекта РФ
(или органы местного самоуправления в случае делегирования полномочий)
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
Уполномоченный орган субъекта РФ
(или органы местного самоуправления в случае делегирования полномочий)
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
Рис.1. Система государственного административно-правового регулирования товарного рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции в России